Биография кастанеды. Биография карлоса кастанеды

С благодарностью, к человеку, раскрывшему описание
мира в индейской традиции.

Карлос Cеcар Сальвадор Аранья Кастанеда (Carlos César Salvador Araña Castaneda – оригинальное написание на испанском языке). Вероятные даты рождения: 25 декабря 1925 года, или 1931 год, возможно 1935 год. Родился в Перу, г. Кахамарка. По другим данным в Бразилии, г. Майрипоран. Дата смерти: 27 апреля 1998 года. Карлос Кастанеда — всемирно известный американский писатель и антрополог, обладатель докторской степени по антропологии, этнограф, маг, воин и мистик. Автор книг-бестселлеров, посвящённых шаманизму и индейской культуре. Как известно, сам Кастанеда пользовался термином «магия», однако, по его мнению, это понятие не полностью передаёт суть того учения, которое передавал ему его учитель Дон Хуан. Традиция к которой относился Дон Хуан связана с линией древних и новых «видящих» — Толтеков, и обозначалась им как – «Путь воина».

«Чем больше окружающие знают, что вы собой представляете и что от вас следует ожидать, тем сильнее это ограничивает вашу свободу»

Противоречивые биографические данные

Под влиянием своего учителя дона Хуана, Карлос Кастанеда, поставил перед собой цель стереть свою «личную историю» (данная практика является одним из элементов «Пути воина») и в последствии, течение многих лет целенаправленно сохранял в тайне многие аспекты своей жизни и окутывал стеной тумана свою деятельность. В результате его биография стала объектом достаточно многочисленных спекуляций и противоречащих друг другу версий.

На сегодняшний день существует несколько источников сведений о Карлосе Кастанеде:

во-первых, те сведения, которые сам Карлос Кастанеда предоставил в своих книгах, статьях и некоторых интервью;

во-вторых, это разного рода информация из книг и статей в различных СМИ, авторы которых утверждали, что почерпнули сведения из различных источников;

в-третьих, сами документы (частично реально существующие либо вымышленные);

в-четвёртых, это воспоминания людей лично знавших Карлоса Кастанеду либо утверждавших, что знают его.

Также необходимо отметить и позицию самого Карлоса Кастанеды, который в течение многих лет, сознательно не реагировал на все те многочисленные противоречивые публикации в прессе которые касались его жизни, деятельности и даже якобы его смерти. Также необходимо отметить факт, относящийся к практике «стирания личной истории» - запрет Кастанеды на видеосъёмки, фотографирование и использование диктофона во время его интервью и лекций. Карлос объяснял это тем, что, согласно тем знаниям, которые передавал ему дон Хуана, «человек знания» (т. е. воин или маг) должен избегать быть «фиксированным» («статичным»), пусть даже и в видеозаписях или фотографиях, так как суть его противоположна статичности и относится более к «текучести» и «подвижности».

Дата рождения

Одним из традиционно весьма спорных моментов в биографии Кастанеды является его дата рождения.1925 - такой год рождения был предложен журналом «Тайм» в мартовском номере 1973 года. По словам самого Карлоса, вначале он не хотел давать интервью такому крупному журналу, как «Тайм». Однако, дон Хуан, узнав об этом, уговорил его, посчитав подобное действие целесообразным. Впрочем в последствии Кастанеда высказывал недовольство по поводу материалов, опубликованных в этом номере.1931 год, предлагается в качестве вероятного года рождения в некоторых статьях и материалах.

Сам Карлос Кастанеда в некоторых интервью называл датой своего рождения 25 декабря 1935 года, а местом своего рождения - деревню Juquery (с 1948 переименованную в Mairipora) расположенную «неподалёку от Сан-Паулу в Бразилии. Место рождения также вызывает множество вопросов: в частности известна версия, что Карлос Кастанеда родился не в Бразилии, а в Перу — в городе Кахамарка. Сам Кастанеда с иронией прокомментировал опубликованные сведения о своём перуанском происхождении, что они, вероятно, вызваны сильным желанием во что бы то ни стало обнаружить в нём «индейскую кровь». Укажем на тот факт, что в пользу «бразильской» версии может говорить и то, что Кастанеда свободно изъяснялся на португальском языке.

Ранние годы

Как утверждал сам Кастанеда, первоначально его звали Карлос Арана (Carlos Aranha; порт. aranha - паук) (в 1959 году при получении американского гражданства он принял фамилию своей матери - Кастанеда, а не отца - Арана).Родился он в обеспеченной семье 25 декабря 1935 года в Сан-Паулу, в Бразилии. В момент его рождения возраст его матери составлял 15 лет, а отца - 17. Впоследствии обстоятельства своего зачатия он описывал, как быстрое совокупление «за дверью». Родители передали его на воспитание одной из сестёр матери. Она умерла, когда Карлосу будет шесть лет; Кастанеда относился к ней, как к матери. Настоящая мать Карлоса умерла, когда ему исполнилось двадцать пять.

В возрасте примерно 10-12 лет, Карлоса Арана отправили в интернат в Буэнос-Айресе, Аргентина. В год его пятнадцатилетия, в 1951 году его отправили в США. По всей видимости, его родственники нашли ему опекунов в Сан-Франциско, у которых он жил, пока не закончил обучение в школе. После получения диплома о среднем образовании, он уехал в Милан учиться в Академии изящных искусств. Однако изобразительное искусство ему практически не давалось и вскоре он принял решение вернулся в Калифорнию.

В период между 1955 и 1959 годами, Кастанеда посещал различные курсы по журналистике, литературе и психологии в City College в Лос-Анджелесе. В это же самое время он работал помощником у психоаналитика, где в его задачи входило упорядочивание сотен магнитофонных аудиозаписей, которые были сделаны в ходе терапевтических процедур. Как позднее вспоминал Кастанеда: «Их (записей) будет около четырех тысяч, и при прослушивании рыданий и жалоб пациентов, я обнаружил, что в них отражаются и мои страхи и страдания».

1959 становится годом получения им гражданства США. При подаче документов на гражданство, он берёт себе имя Карлос Кастанеда. Вскоре после этого, Кастанеда принимает решение записаться в Калифорнийский университет, в Лос-Анджелесе и примерно через два года, успешно заканчивает обучение по специальности «Антропология».

В январе 1960 года Карлос Кастанеда заключает официальный брак с Маргарет Раньян, однако уже в июле того же года они расходятся. Их развод был оформлен лишь 17 декабря 1973 года.

В то же время, Карлос Кастанеда остаётся работать при университете, записавшись на продолжение учёбы без перерывов вплоть до 1971 года. В 1968 году, он получает степень магистра за свою первую книгу «Учение дона Хуана», а в 1973 - степень доктора философии по антропологии, за свою третью книгу – «Путешествие в Икстлан».

Версия журнала «TIME»

Журнал «Тайм» в своем мартовском выпуске в 1973 году, публикует обширную статью о Карлосе Кастанеде.

Впоследствии Кастанеда неоднократно опровергал напечатанные в ней сведения, утверждая, что неверная, с его точки зрения, информация была некорректно представлена в погоне за сенсацией. Итак, по версии журнала, в 1951 году некто Карлос Сезар Арана Кастанеда действительно приехал в Сан-Франциско, о чём свидетельствуют записи иммиграционной службы. Однако датой его рождения будет указано 25 декабря 1925 (а не 1935, как утверждал Кастанеда), а своим гражданством он указал «Перуанское».

Так же, по утверждению «Тайм», отец Карлоса Кастанеды был ювелиром и часовщиком по имени Сезар Арана Бурунгарай, а его мать, Сюзана Кастанеда Навоа (в одном из интервью Кастанеда утверждал, что это имя всего лишь плод фантазии журналиста), умерла, когда Карлосу исполнилось двадцать четыре. Карлос Кастанеда три года учился в средней школе в городе Кахамарка, а затем в 1948 году вместе со своей семьёй переехал в Лиму. Там Кастанеда закончил Национальный Колледж имени св. Девы Марии Гваделупской.

После этого он обучался живописи и скульптуре в Национальной школе изящных искусств Перу. Вероятно, именно авторитет журнала «Тайм» на фоне крайнего недостатка официальной информации о Карлосе Кастанеде в тот период, послужил большому распространению данной версии и ее многократному копированию другими изданиями.

Обучение у дона Хуана

Карлос Кастанеда утверждал, что встретил индейца яки, мексиканского мага Дона Хуана Матуса в 1960 году, что полностью изменило его жизнь. Вначале, Кастанеда в рамках антропологической практики в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, проводил исследования кактуса «Пейот» и именно с этой целью впервые обратился к дону Хуану, который по свидетельствам местных жителей, являлся знатоком растений. По счастливой случайности их свёл вместе общий знакомый.

По утверждению Карлоса Кастанеды, в дальнейшем, дон Хуан, принадлежавший традиции магов (или «Толтеков» в его терминологии), выбрал Кастанеду в ученики исходя из специфического признака, который дон Хуан называл «Особенной структурой энергетического тела». Как оказалось впоследствии, дон Хуан видел в Карлосе Кастанеде – «Нагваля» или лидера группы видящих, способного продолжить линию магов-толтеков, к которым принадлежал дон Хуан. Как известно из книг Кастанеды, «магия» толтеков заключалась в частности, в умении изменять восприятие мира, что, согласно учению Толтеков, позволяет кардинально изменить представления о познаваемом и вообще о жизни в целом. То есть это практика расширения человеческого восприятия за границы известные человеку. Окончательной, или финальной целью является так называемое «Сгорание в огне изнутри» — что можно считать достижение иной формы существования в «энергетическом теле».

По окончании обучения у Дона Хуана, Кастанеда был убеждён, что он оказался свидетелем и участником совершенно иной системы восприятия мира, в корне отличающейся от европейской (западной). Как известно, в своих поздних работах, Кастанеда выражал недовольство термином «магия», считая его неточным (даже несмотря на то, что этот термин по всей видимости использовался Доном Хуаном для описания традиции Толтеков), поэтому впоследствии в поиске более точного термина Кастанеда заменил его на термин «шаманизм», который так же не достаточно точно отражал дух учения, так как подразумевает знания о взаимодействии больше с миром духов, что является очень малой частью учения Дона Хуана.

Итак, летом 1960 года, планируя написать обширный материал о лекарственных растениях североамериканских индейцев, Карлос Кастанеда начал свою работу. По предложению своего друга, он отправился в путешествие по Юго-Западу США и в городе Ногалес, штат Аризона, впервые встретил человека, известного в его книгах под именем дона Хуана Матуса, шамана (мага) из племени яки. Вскоре после первой встречи, Кастанеда отправился к дону Хуану в Сонору, Мексика, где в течение нескольких лет с небольшими перерывами, в период с 1961 по 1965 гг., проходил у него обучение. Осенью 1965, в связи с тяжелым психологическим стрессом, Карлос Кастанеда прекратил свое ученичество и вернулся в Лос-Анджелес.

В 1968 году издательство «University of California Press» опубликовало его первую книгу, «Учение Дона Хуана», благодаря которой уже год спустя Кастанеда получил степень магистра. Первая книга сразу же стала бестселлером, так же как и все последующие работы автора. Её многомиллионные тиражи сделали Карлоса Кастанеду миллионером.

В 1968 году Кастанеда принял решение вернуться в Мексику и возобновить обучение у дона Хуана. В 1971 году, результатом его взаимодействия с Доном Хуаном, стала книга «Отдельная реальность», а в 1972 году Карлос Кастанеда опубликовал свою третью книгу «Путешествии в Икстлан», за которую он получает докторскую степень. В третье книге акценты смещаются в сторону практик, направленных на повышение уровня осознания, называемых им «магическими практиками», или «Путем воина». Постепенно Карлос Кастанеда, в рамках практики по стиранию личной истории, начинает окутывает свою личность туманом.

В 1974 году, выходит последняя книга, описывающая непосредственный опыт общения с доном Хуаном Матусом, «Сказки о силе», в которой, дон Хуан уходит из нашего мира, или говоря иначе – «Сгорает в огне изнутри». Во всех последующих книгах Кастанеда описывает со своими воспоминаниями в попытках разобраться в сложной системе мировоззрения дона Хуана.

Поздние годы

В период с 1977 по 1997 г. выходят оставшиеся книги Карлоса Кастанеды. С первой половины 1970-х по конец 1080-х Кастанеда практически полностью отрезал себя от общества, поручив заботы о социальном контакте посредникам. В этот период и до конца своей жизни, считая себя продолжателем магической линии дона Хуана, он вёл активную практику согласно учению Толтеков вместе со своей группой.

В состав группы входили: Флонида Доннер-Грау, Тайша Абеляр, Кэрол Тиггс, Патрисия Партин и еще несколько человек. С начала 1990-х годов, Карлос Кастанеда начинает вести более открытый образ жизни, читает лекции в Калифорнийском университете, обучает людей сначала бесплатно, в небольших группах, а затем устраивает платные семинары и лекции в США и Мексике.

16 июня 1995 года, Карлос Кастанеда основал свою собственную организацию «Cleargreen», для распространения магических пассов «Тенсегрити», а также в качестве места для встреч, лекций и для решения других задач.

В 1998 году, вышли две последние книги Кастанеды - «Колесо времени» и «Магические пассы». В первой суммируются наиболее важные моменты учения дона Хуана в форме цитат с комментариями, последняя представляет описание системы магических пассов, которой, по словам Карлоса Кастанеды, он обучился во время своего ученичества у дона Хуана и которую он обозначил заимствованным термином «Тенсегрити».

Смерть Карлоса Кастанеды

Карлос Кастанеда умер 27 апреля 1998 года. Официальная причина его смерти – рак печени. Сообщения в средствах массовой информации появились лишь 18 июня того же года.

Вскоре после его смерти исчезли и другие члены его «партии». Много позже труп, найденный в пустыне, был опознан по ДНК как Патрисия Партин. В фильме снятом каналом BBC, Патрисия Партин являлась приёмной дочерью Карлоса Кастанеды, и в то же время его любовницей.

В настоящее время ученики и последователи Карлоса Кастанеды, продолжают начатые им самим лекции и семинары по обучению «Тенсегрити» по всему миру, в том числе и в России.

Карлос Кастанеда – одна из величайших загадок XX века. С уверенностью о нём можно сказать лишь то, что он является автором десяти уникальных книг, каждая из которых стала бестселлером, а также основателем издательской компании «Cleargreen Inc.», в настоящее время владеющей правами на всё его творческое наследие. Любая другая информация представляет собой лишь домыслы, загадки и предположения.

Загадки биографии Кастанеды

На протяжении практически всей своей жизни Карлос Кастанеда скрывал свою «личную историю» , категорически запрещал себя фотографировать (хотя, несколько фото Кастанеды всё же имеется) и за всю жизнь дал лишь несколько интервью. Кроме того, он отрицал и то, что когда-либо был женат. Но Маргарет Реньян в своей книге «Магическое путешествие с Карлосом Кастанедой», в которой представлены её воспоминания о жизни с Кастанедой, уверяет, что они были женаты.

Карлос Кастанеда был мастером мистификаций – говоря о себе, он при каждом удобном случае придумывал всё новое место рождения, новых отца и мать, новую «легенду». В большинстве случаев Кастанеда утверждал, что был рождён в бразильском городе Сан-Паулу в 1935 году в Рождество в очень уважаемой семье, а его отец был академиком. В некоторых своих беседах Карлос неявно намекал на то, что один из известных людей того времени – революционер и дипломат Освальдо Арана приходился ему родным дядей . Среди других «популярных» версий Кастанеды была та, что он родился не в 1935, а в 1931 году, и что его родиной вообще является Перуанский город Кахамарка. Говоря другими словами, истинная биография Кастанеды ушла в могилу (в могилу ли?) вместе с ним.

Но одна из наиболее точных версий биографии героя нашей статьи была опубликована журналом «Time» в 1973 году . Ниже мы и предлагаем её вашему вниманию.

Биография Кастаенды по версии журнала « Time »

Карлос Кастанеда (полное имя – Карлос Сезар Арана Кастанеда) родился в Сан-Паулу (Бразилия) 25 декабря 1925 года . Его отец Сезар Арана Кастанеда Буругнари был часовщиком, а о матери Сусанне Кастанеда Новоа не известно ничего, кроме того, что она была изящной хрупкой девушкой с очень слабым здоровьем. Ко времени рождения Карлоса его отцу было всего семнадцать, а матери шестнадцать лет. Когда Карлосу исполнилось 24 года, его мать скончалась.

В вымышленных и подлинных историях Карлоса о своей жизни нередко также упоминаются его бабушка и дедушка, с которыми он жил в детстве. Бабушка имела иностранные корни, вполне вероятно, турецкие, и была не очень красивой, довольно крупной, но очень доброй женщиной. Карлос очень любил её.

А вот дедушка Кастанеды был очень своеобразным человеком . Он имел итальянское происхождение, был рыжеволосым и синеглазым. Он всё время баловал Карлоса различными байками и историями, а также изобретал всякие вещицы, которые время от времени презентовал всем членам семейства.

Уже позже, когда Кастанеда познакомился с мексиканским магом по имени дон Хуан Матус, его наставник настоял на том, чтобы Карлос навсегда попрощался со своим дедом. Однако даже смерть дедушки никак не повлияла на подопечного дона Хуана – воздействие на жизнь Кастанеды его дедушки сохранялось долгие годы. Карлос вспоминал, что прощание с дедушкой было наиболее тяжёлым событием в его жизни . Прощаясь с дедом, он максимально детализировано представил его, и сказал ему: «Прощай».

В 1951 году Кастанеда эмигрирует в США . А в 1960 году происходит событие, в корне меняющее жизнь Карлоса и огромного количества людей, которые впоследствии познакомятся с его книгами. Будучи в ту пору студентом Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, и отправившись в Мексику для сбора «полевого материала», необходимого ему для его дипломной работы, на автобусной станции Грейхаунд в мексиканском городке Ногалес на границе американского штата Калифорния и мексиканского штата Сонора, Карлос встречает индейского шамана из племени Яки – мага дона Хуана Матуса . В дальнейшем дон Хуан станет духовным наставником Кастанеды, и на протяжении двенадцати лет будет посвящать его в премудрости магии, давая сокровенные знания, унаследованные им от древних толтеков – людей Знания. Достоверность дальнейших событий со 100% уверенностью установить невозможно, однако все они детально описываются в книгах Кастанеды.

На этом этапе мы можем закончить разговор о биографии Карлоса Кастанеды и перейти к краткому описанию процесса обучения Карлоса у дона Хуана и появления на свет первых работ Кастанеды.

Начало обучения у дона Хуана

Первой и главной задачей дона Хуана Матуса было разрушение в сознании Кастанеды привычной и устоявшейся картины мира . Он обучал Карлоса тому, как увидеть новые аспекты реальности и воспринять всю многогранность мира, в котором мы живём. В процессе обучения дон Хуан прибегал ко множеству всевозможных приёмов и техник, о чём также говорится в книгах, но изначально, учитывая «закостенелость» мировосприятия своего ученика, дон Хуан использовал наиболее жёсткие методы обучения, а именно: применял психотропные средства , такие как священный для американских индейцев кактус пейот (Lophophora williamsii), галлюциногенный гриб мексиканский псилоцибин (Psilocybe mexicana) и особая курительная смесь на основе дурмана (Datura inoxia). Именно по этой причине будущие противники Кастанеды начали обвинять его в том, что он пропагандирует употребление наркотиков.

Однако в дальнейшем на все эти обвинения были предъявлены весомые контраргументы. Следует также сказать и то, что речь о психотропных веществах идёт лишь в первых двух книгах Кастанеды . В остальных его работах представлены абсолютно другие способы изменения сознания и познания тайных аспектов человеческого бытия. К ним можно отнести такие как сталкинг, осознанные сновидения, стирание личной истории, остановка внутреннего диалога, созерцание и многие другие.

Работа Кастанеды

В начале своего обучения у мексиканского мага Карлос попросил у него разрешения вести записи их бесед. Так на свет появилась первая нашумевшая книга Карлоса «Учение дона Хуана: путь Знания индейцев Яки». В мгновение ока эта книга стала бестселлером и разошлась огромным тиражом. Далее её судьбу повторили и следующие девять книг. Все они рассказывают о том, как Карлос сначала обучался у дона Хуана, постигал тайны магического учения и взаимодействовал с другими людьми; как затем и сам обучал группу магов, после того, как в 1973 году дон Хуан покинул наш мир, «сгорев в огне изнутри»; а также о том, как старался прояснить для себя суть всех событий, произошедших с ним в предшествующие годы.

С момента появления первой книги Кастанеды и по сей день люди спорят на тему того, был ли вообще дон Хуан реальным человеком или же выдуманным Карлосом собирательным образом. Например, упомянутая выше Маргарет Реньян Кастанеда в своей книге говорит, что имя Хуан Матус встречается в Мексике так же часто, как в России Пётр Иванов, а также, что изначально в своих полевых заметках Карлос просто говорил о пожилом индейце, который начал его обучать – имя Хуан Матус появилось несколько позже. Кроме того, «Матус», по словам Маргарет, это название красного вина, которое они с Карлосом любили попивать во времена их молодости.

Если же верить словам самого автора знаменитых произведений, дон Хуан был реальным человеком, очень скромным по натуре, но, в действительности, самым настоящим шаманом, могущественным брухо, последним представителем имеющей многовековую историю линии тольтекских магов. Обучать же Карлоса он стал по причине того, что на Карлоса ему указал Дух , и того, что он обнаружил в Кастанеде энергетическую конфигурацию, подходящую для того, чтобы неофит смог стать новым лидером следующей линии магов, называемой партией Нагваля.

Как бы то ни было, люди, знакомые с творчеством великого мистификатора, разделяются на два лагеря – это те, кто полностью принимает на веру всё, что сказано в книгах, и те, кто стремится всеми силами опровергнуть достоверность представленной информации и развенчать мифы о Кастанеде, доне Хуане и его учении.

Тайна личности Кастанеды

Как известно, Карлос Кастанеда стремился к тому, чтобы окутать туманом свою личность и всё, что связано с его жизнью. Это стремление ускользнуть от людского взора и избежать любой определённости проистекает из основного требования, которое предъявляется к магам линии дона Хуана – всегда оставаться гибким, неуловимым, не ограниченным никакими рамками, стереотипами и мнениями людей, а также избегать любых поведенческих шаблонов и реакций. В терминологии тольтекских магов это и называется «стиранием личной истории» . Исходя из этой базовой предпосылки, можно точно сказать, что человечество никогда не узнает всех подробностей жизни Карлоса Кастанеды и то, существовал ли на самом деле дон Хуан.

Если даже Карлос сумел эффективно стереть свою личную историю, то дон Хуан сделал это просто безупречно (кстати, понятие безупречности является одним из центральных в учении дона Хуана ), не оставив после себя никаких следов, покинув этот мир «вместе с ботинками».

Согласно словам Карлоса Кастанеды, его учитель дон Хуан сумел выполнить главную задачу всей своей жизни – «сгореть в огне изнутри» , достигнув максимального осознания и окончательно развив своё энергетическое тело, перейдя тем самым на новый уровень восприятия. Однако касаемо своей собственной смерти, у Карлоса не было сомнений в том, что он не сможет достичь такого результата. Многие сторонники Кастанеды уверены в том, что он, несмотря ни на что, сумел достичь того, к чему стремился, т.е. ушёл из мира таким же образом, как и дон Хуан. Но аудитория реалистов (а также официальный некролог) сходится во мнении, что Карлос Кастанеда умер от рака печени. Произошло это 27 апреля 1998 года, тело Кастанеды было кремировано, а прах переправлен в Мексику.

Наследие Кастанеды

С того момента, как мир узнал о существовании Карлоса Кастанеды и дона Хуана и до сих пор, учение толтекских магов набирает всё больше приверженцев по всему миру . Многие люди расценивают книги Кастанеды не просто как художественные произведения, но и как практические руководства к действию. Эти люди идут по «Пути Воина», основы которого и описаны в книгах Кастанеды. Они стремятся к познанию тайн бытия, трансформации личности, усилению осознания, развитию своего максимального потенциала, как человеческих существ, переходу к иному способу восприятия и уровню бытия. Некоторые последователи даже успели присоединиться к обучению, которое проводилось самим Кастанедой и его сподвижницами – Тайшей Абеляр, Флориндой Доннер-Грау и КэролТиггс в 90-х годах прошлого столетия, а ныне проводится их ближайшими учениками и корпорацией «Cleargreen Inc.» .

Книги Карлоса Кастанеды взбудоражили целое поколение , породили новую волну движения в культуре мировосприятия и даже мире музыки (музыкальное направление «New Age» появилось именно в то время ), заставили человечество, если уж не по-новому увидеть мир, то хотя бы попытаться сделать это; стали отправной точкой в пути духовных искателей по всему миру.

На сегодняшний день свои работы по схожей тематике представляют такие авторы как Армандо Торрес, Норберт Классен, Виктор Санчес, Алексей Ксендзюк и некоторые другие. Само же учение дона Хуана продолжает практиковаться огромным количеством людей.

Ниже вы можете ознакомиться со списком книг Карлоса Кастанеды . А прочесть их можно, просто приобретя в книжном магазине или скачав в Интернете.

Библиография Кастанеды


Первая полноценная биография Карлоса Кастанеды

Подлинная история светящегося яйца

В Монако опубликована первая полноценная биография Карлоса Кастанеды

Книги Кастанеды, написанные в форме скрупулезного изложения его маги ческих приключений, уже кажутся гигантской автобиографией. Автобиографией тем более правдоподобной, что автор, с одной стороны, сам не устает поражаться невероятности излагаемого им в качестве личного опыта, с другой же – настаивает на принадлежности к ученому кругу антропологов, способных вести полевой дневник, даже наложив со страху в штаны.

И все-таки: кто он, что известно о нем, кроме сведений, которые Кастанеда и его окружение находили нужным сообщать публике? И какова степень правдивости предоставлявшейся ими информации? Эти вопросы отнюдь не праздны. Некрологи, опубликованные мировой прессой в 1998 году в связи со смертью автора «Учения дона Хуана», «Путешествия в Икстлан», «Сказок о силе» и других бестселлеров о тайном учении мексиканских индейцев, точностью не отличаются. Фотография – фальшивая, год и место рождения перевраны, подлинное имя указано неточно. Машина стирания личной истории, запущенная Кастанедой, продолжала исправно работать после его смерти.

О нем имеются воспоминания. Разборов его творчества – восторженных и ядовитых – тоже хватает. Но лишь теперь, с появлением книги француза Кристофа Бурсейе, можно говорить о наличии настоящей биографии Карлоса Кастанеды. Определение «настоящая» в данном случае требует некоторого уточнения. Главная трудность, с которой столкнулся исследователь, заключалась в отсутствии каких бы то ни было иных источников относительно маги ческой стороны жизни героя, кроме его собственных сочинений.

Тем не менее имеется достаточно свидетельств, позволяющих восстановить общую канву его «внемаги ческого» существования, и эти свидетельства часто расходятся с тем, что предпочитал рассказывать о себе Кастанеда. «Истина лжи» делится на шесть больших глав, каждая из которых соответствует одному из периодов его жизни. В своем пересказе я сохраняю авторские названия глав.

1926–1951. Роман происхождения

Бразилец, родившийся 25 декабря 1935 года в Сан-Паоло? Итальянец, перебравшийся юношей в Латинскую Америку? В действительности Карлос Цезарь Сальвадор Арана Кастанеда – перуанец, появившийся на свет в Кайамарке католическим Рождеством 1926 года. Город с трехтысячелетней историей, Кайамарка известен своими курандерос – магами-целителями. Что касается 25 декабря – кто из претендентов на роль наставника человечества откажется от такой символической детали?

Кастанеда любил рассказывать, что его отец был именитым профессором литературы, а мать умерла молодой. В «Отдельной реальности» он с удовольствием развивает драматический потенциал этой трогательной выдумки. Здесь есть история о том, как начиная с шести лет полусирота Карлос был вынужден скитаться по дядьям и теткам, борясь за их внимание во враждебном окружении двадцати двух кузенов. Разве что реальность выглядела несколько иной.

Отец Кастанеды, Цезарь Арана Бурунгарай, закончив факультет свободных искусств университета Сан-Маркоса, предпочел тихой, отлаженной жизни преподавателя холостяцкое житье в Лиме среди местной богемы и тореадоров. Женившись, он открыл в Кайамарке ювелирную лавку, продолжая интересоваться литературой, искусством и философией.

Что же до матушки Карлитоса, Сюзаны Кастанеда Новоа, Господь Бог оказался в ее случае менее изобретательным, но куда более милосердным, чем родной сын: на самом деле она скончалась, когда последнему было уже двадцать два года. Итальянская тема в псевдобиографии Кастанеды возникла в связи с происхождением его деда по материнской линии. Вполне благополучный фермер, дед имел репутацию оригинала и особенно гордился своим проектом новой системы туалетов. Была ли она внедрена в быт, история умалчивает.

В 1948 году семья Арана перебралась в Лиму. Окончив школу, Карлос поступил в местную академию изящных искусств. Подававший надежды скульптор, он был увлечен искусством доколумбовой Америки. Через год умерла его мать. Сын был настолько потрясен ее смертью, что, запершись в комнате, отказался присутствовать на похоронах. Покинув семейное гнездо, юноша делил квартиру с двумя однокашниками.

Их воспоминания о товарище исполнены добродушного юмора: Карлос зарабатывал на жизнь игрой (карты, скачки, кости), любил напустить тумана вокруг себя (комплекс провинциала?), был весьма чувствителен к слабому полу, который охотно отвечал ему взаимностью. Не красавчик, он обладал даром шармёра: бархатные глаза, загадочная улыбка с посверкивающим золотым зубом. И еще: после смерти матери юноша мечтал уехать в США.

Последней лимской пассией юного донжуана стала Долорес дель Розарио, перуанка китайского происхождения. Пообещав доверчивой студентке жениться на ней, он бросил ее, узнав, что она беременна. Судя по всему, именно это событие явилось решающим толчком к его отбытию в Штаты. В сентябре 1951 года двадцатичетырехлетний Карлос Арана после двухдневного морского вояжа прибыл в Сан-Франциско, чтобы уже никогда не вернуться на родину.

Бедняжка Долорес, родив внебрачное дитя, девочку Марию, во избежание еще большего позора – католическая страна, начало 1950-х! – отдала ее на воспитание в монастырь. Для сбежавшего папаши это послужило еще одним красивым автобиографическим сюжетом: впоследствии он будет говорить, что главной причиной его отъезда были любовные преследования некой китаянки-опиоманки.

1951–1959. Завоевание Соединенных Штатов

Согласно позднейшим рассказам «маги ческого воина» первые месяцы его американской жизни прошли в Нью-Йорке, после чего он служил в элитном спецназе, участвовал в рискованных операциях и даже был ранен штыком в живот. Никаких фактических свидетельств, подтверждающих эту героическую версию, нет. Въедливый биограф уточняет, что в США Кастанеда попал именно через Сан-Франциско, а с 1952 года жил в Лос-Анджелесе, где представлялся не как «Арана», но «Аранха». Мнимый бразилец итальянского происхождения – именно тогда возникает эта версия – аттестовал себя в качестве племянника Освальдо Аранха, популярнейшего бразильского политика того времени.

В Лос-Анджелесе он поступил на факультет журналистики и курсы писательского мастерства одного из местных колледжей (Los Angeles Community College, LACC) – на этот раз под именем Карлоса Кастанеды, перуанского гражданина, родившегося 25 декабря 1931 года. Для большинства новых знакомых он оставался Карлосом Аранхой. В 1955 году Кастанеда-Арана-Аранха познакомился с Маргаритой Руниан. Маргарита была старше его на пять лет, что не помешало им по уши влюбиться друг в друга.

Эпоха хиппи еще не настала, однако уже тогда в Калифорнии царила атмосфера увлечения всякого рода пророками и мессиями. Маргарита проповедовала идеи Невила Годдарда, одного из местных гуру. Следуя примеру возлюбленного, она поступила в LACC, где изучала русский язык и историю религий. Русская тема в жизни пары на этом не исчерпывается: Карлос, в свою очередь, высоко ценил Достоевского, обожал советское кино и восхищался Никитой Хрущевым.

Но главным увлечением Кастанеды было творчество Олдоса Хаксли. Именно Хаксли заразил его интересом к пейотным культам, а «Врата восприятия» стали настольной книгой тех лет. В 1956 году в «Колледжиан», журнале LACC, вышла первая публикация, подписанная именем «Карлос Кастанеда». Биограф сообщает об этом сочинении со слов бывшего преподавателя Кастанеды на писательских курсах. Судя по всему, это было поэтическое произведение, из которого тому особенно запомнилась строка о «странном шамане ночи».

Публикация удостоилась премии. Кастанеду все более влекла литература, что нашло выражение и в новой семейной легенде: к истории про дядюшку, национального бразильского героя, прибавилась байка о непрямом родстве с Фернандо Пессоа.

На какие средства он существовал в эту эпоху? Вполне вероятно, на деньги, посылаемые семьей из Перу. Некоторое время Кастанеда подрабатывал художником в компании по производству детских игрушек. В июне 1959-го он получил диплом своего колледжа. Тем не менее годы учения продолжались.

1960–1968. В направлении пустыни

Роман с Руниан был бурным, с взаимными изменами и примирениями. Застав Маргариту с очередным любовником, элегантным арабским бизнесменом, Карлос потребовал объяснений. Ничего не знавший об отношениях пары, тот заявил, что собирается жениться на Маргарите. В ответ Кастанеда сам предложил ей руку и сердце. В январе 1960 года они расписались где-то в Мексике и – развелись в сентябре того же года. Близкие отношения на этом не закончились.

12 августа 1961 года Маргарита родила мальчика, Карлтона Иеремию, отцом которого значился Карлос Аранха Кастанеда. Дитя, без сомнения, явилось прототипом мальчугана, о котором с нежностью вспоминает автор донхуановского цикла, – как о едва ли не единственном существе, связывавшем его с обыкновенным миром. Отцовство носило формальный характер. Решившийся к тому времени на стерилизацию, Карлос был более не способен иметь детей; биологическим отцом ребенка стал один из их общих знакомых с Руниан.

В сентябре 1959-го Кастанеда поступил на факультет антропологии Лос-Анджелесского университета. В качестве специализации он выбрал этноботанику; этим академическим термином определялся интерес великовозрастного студента к наркотическим веществам, используемым индейцами в ходе маги ческих церемоний. Незадолго до того Маргарита познакомила его с книжкой Андрийа Пухарича «Священный гриб». Откровенно бредовое сочинение, оно тем не менее вызвало бурный восторг у «продвинутых» друзей Руниан, не оставив равнодушным и ее возлюбленного.

Справедливости ради следует сказать, что Кастанеда вдохновлялся не только Пухаричем. Он прилежно штудировал и академическую литературу, в том числе исследования своего научного руководителя Клемента Мейгана. По словам Кастанеды, решающее событие его жизни произошло в июне 1961 года. Он познакомился с Доном Хуаном Матусом, пожилым индейцем из племени яки. Дон Хуан посвятил студента-антрополога в тайны культов, связанных с употреблением пейотля, датуры и галлюциногенного гриба psilocybe mexicana. Чаще всего их встречи проходили в пустыне Сонора на юге США.

Мейган с энтузиазмом читал отчеты подопечного, испытывая полное доверие к материалам, поставляемым им. Сам Кастанеда делал все возможное для поддержания в университетских кругах имиджа серьезного исследователя – ведя при этом иную, тайную жизнь, полную странных авантюр. В «Кислотных воспоминаниях» Тимоти Лири насмешливо описывает визит Кастанеды в мексиканскую гостиницу «Каталина», где знаменитый пропагандист ЛСД и его адепты обосновались в 1963 году, после того как он был изгнан из Гарварда. (Название гостиницы станет у Кастанеды именем злой маги ни.)

Перепутав Лири с его ближайшим соратником Ричардом Альпертом, незнакомец вначале представился перуанским журналистом Арана, желающим взять у Альперта интервью. Не сумев расположить к себе таким образом собеседника, он открыл тому душераздирающую «тайну»: оказывается, они с Альпертом были братьями-близнецами. Потерпев фиаско, Кастанеда обратился к местной знахарке, попросив ее помочь в маги ческой битве со злым волшебником по имени Тимоти Лири. Та, будучи знакомой с гарвардским экс-профессором, отказалась. На следующее утро Кастанеда вновь появился в «Каталине» – уже со спутницей, якобы знаменитой курандера.

Он нашел Лири, зачем-то вручил ему два церковных подсвечника и кожаный мешочек и – предложил заключить пакт: Лири принимает его в качестве ученика, а Кастанеда делится с ним информацией относительно «пути воина». Уставший от всякого рода безумцев, постоянно осаждавших его, Лири выпроводил назойливого визитера ни с чем.

Кроме Мейгана из профессоров большой интерес у Кастанеды вызывал Гарольд Гарфинкель, читавший курс по феноменологии. Ученик Гуссерля, Гарфинкель развивал идею общественного консенсуса, вследствие которого даже самое невероятное событие может быть признано истинным. Похожий тезис будет последовательно развиваться в кастанедовских книгах: обыкновенный человек воспринимает реальность не непосредственно, но через навязанные ему культур ной традицией образы.

В своих воспоминаниях М. Руниан сообщает о том, что Карлос зачитывался Гуссерлем и даже получил в подарок от Гарфинкеля некий объект из слоновой кости, принадлежавший немецкому мэтру. Как Кастанеда рассказывал Руниан, он передарил вещь Дону Хуану – дабы закрепить союз философии и маги и. Таинственный старец долго изучал ее и в конце концов поместил в коробку с «предметами силы».

Несмотря на поддержку Мейгана и Гарфинкеля, работа над исследованием, посвященным маги ческой доктрине индейцев яки, замедлилась. Необходимость зарабатывать на жизнь, теперь уже не только свою, но и сына, заставила Кастанеду покинуть в 1964 году университет; он работал кассиром в магазине женской одежды, таксистом. В 1966-м Руниан решила переехать в Вашингтон, стремясь таким образом положить конец их связи, вконец измотавшей обоих.

Кастанеда остался один; несмотря на боль расставания с малышом и его матерью, разлука позволила ему вернуться к учебе, закончить первую книгу и заняться ее публикацией. В сентябре 1967-го он подписал контракт с издательством своего университета. «Учение Дона Хуана: путь знания индейцев племени яки» вышло в июне 1968-го. Отказавшись от двух вариантов модной психоделической обложки, Кастанеда настоял на том, чтобы книга имела вид научного труда. Выход книги был отмечен им покупкой строгого серого костюма.

1968–1972. Пророк в сером костюме

Вполне отвечавшее психоделическим исканиям тех лет, «Учение Дона Хуана» ждал немедленный успех. Кастанеда активно участвовал в раскрутке книги, встречаясь с читателями и давая интервью. Его официальный имидж, однако, заметно контрастировал с содержанием «Учения»: низкорослый господин в аккуратном костюме, исследователь-антрополог, всем своим поведением подчеркивавший дистанцию между собой и аудиторией, которая собиралась на его выступления.

Состоявшая в основном из хиппующей молодежи публика недоумевала, когда он отказывался от косяка, пущенного по кругу под звуки репетировавшего рядом «Грейтфул Дэд», или требовал вывести из зала собак, приведенных с собой волосатыми «детьми цветов».

Успех книги спровоцировал нешуточную академическую полемику. Научная среда разделилась на два противоположных лагеря. Сторонники Кастанеды воспринимали ее как новое слово в антропологии, сочетавшее в себе научную трезвость и высокую поэзию. Противники настаивали на том, что автор – в лучшем случае талантливый литератор. «Уважаемый господин Кастанеда, – обращался к нему авторитетнейший антрополог Роберт Гордон Уоссон, – меня попросили сделать критический разбор «Учения Дона Хуана» для «Экономик Ботэни».

Я прочитал его и был впечатлен качеством письма, а также галлюциногенными эффектами, пережитыми Вами». И все же: «Прав ли я в своем заключении: Вы никогда не пробовали [галлюциногенных] грибов и даже никогда не видели их?» Далее следовал жесткий разбор книги, заставлявший всерьез усомниться в ее правдивости. Уоссон, в частности, указывал на то, что эти грибы просто-напросто не растут в пустыне Сонора, а способ их потребления, описанный Кастанедой, отдает явной фантазией. Наконец, он ставил по сомнение существование Дона Хуана.

Несмотря на упреки в научной недобросовестности, авторитет Кастанеды рос, как стремительно росли тиражи его книг. Вторая книга, «Отдельная реальность. Дальнейшие беседы с Доном Хуаном» (1971), вышла в «Саймоне и Шустере», одном из крупнейших американских издательств. Тогда же ее автор получил приглашение вести семинар в университете Ирвина, городке, расположенном на юге Калифорнии. Семинар назывался «Феноменология шаманизма», длился год и стал единственным случаем, когда Кастанеда согласился выступить в роли университетского преподавателя.

В ходе семинара он занимался главным образом пересказом собственных маги ческих приключений. Однажды он организовал поход в «место силы» в районе каньона Малибу. Студентам было сообщено, что это место увидел во сне Дон Хуан. Там Кастанеда исполнил серию таинственных телодвижений, намечавших «линии мира». Остальные как могли подражали сей хореографической фантазии, напоминавшей одновременно барочный танец и упражнения в восточном боевом искусстве. Наиболее преданные члены семинара, главным образом женщины, вошли в группу учеников, составивших впоследствии интимное окружение «нагваля Карлоса».

К разряду других трюков, которыми Кастанеда любил огорошить знакомых, относились уверения в том, что он мог одновременно пребывать в двух местах. Один из журналистов вспоминал, как, столкнувшись с Кастанедой в нью-йоркском кафе, попытался завязать с ним беседу, на что получил многозначительный ответ: «У меня мало времени, так как я вообще-то нахожусь сейчас в Мексике». И это не единственное свидетельство подобного рода.

1973–1991. Пора затемнения

В 1973 году Кастанеда наконец защитил диссертацию, которая легла в основу его третьей книги «Путешествие в Икстлан». Университетские страсти вокруг его писаний не переставали бушевать. Поддержка Мейгана, Гарфинкеля и еще нескольких солидных специалистов позволила ему обзавестись ученым званием. В том же году он купил дом, расположенный неподалеку от Лос-Анджелесского университета (1672, Pandorra Avenue). Особняк в испанском стиле станет его постоянной резиденцией, вокруг которой будут селиться кастанедовские приближенные.

С этого времени его имидж заметно поменялся. Антрополог в сером костюме превратился в скрывающегося от людей руководителя эзотерической группы, нагваля, вставшего во главе линии магов после того, как в 1973 году Дон Хуан покинул этот мир. Широкая публика с готовностью приняла новые правила игры. Журналисты сравнивали Кастанеду с великими невидимками американской литературы – Сэлинджером и Пинчоном.

Слухи делали из него жертву автомобильной катастрофы, отшельника, живущего в Бразилии, пациента психбольницы при Лос-Анджелесском университете, участника сверхсекретной правительственной программы по контролю над снами… В 1984 году Федерико Фелинни задумал экранизацию «Учения Дона Хуана», предложив Алехандро Ходоровскому участвовать в написании сценария. Великий итальянец упорно искал выхода на Кастанеду и даже в приступе отчаяния отправился в Лос-Анджелес, надеясь на личную встречу. Поездка оказалась тщетной.

Все это время Кастанеда предпочитал общаться с внешним миром через учениц, знакомым читателям в основном под вымышленными именами. Согласно завещанию, составленному в 1985 году, его состояние должно было быть разделено между Мери Джоан Баркер, Марианной Симко (Тайша Абеляр), Региной Таль (Флоринда Доннер) и Патрицией Ли Партин (Нури Александр).

24 августа 1985 года он неожиданно устроил встречу с читателями в «Фениксе», известном книжном магазине Санта-Моники. Кастанеда признавался, что с его стороны это был жест отчаяния. Эпоха психоделической революции закончилась, породив вполне респектабельный «нью эйдж». Его книги по-прежнему хорошо распродавались, однако шумные дебаты вокруг них сменились молчанием критики, и былого электрического контакта с читателем уже не существовало.

1992–1998. Апокалипсис cum figuris

Затянувшаяся игра в невидимку кончилась в 1992 году. Выход Кастанеды из тени был организован с большой помпой, сопровождаясь длинными интервью и выступлениями, на которых, впрочем, строжайше запрещалось фотографировать и делать магнитофонные записи. Главное внимание он уделял новому проекту, получившему название «Тенсегрите». Термин был заимствован из архитектурного словаря, обозначая свойство строительной конструкции, каждый элемент которой максимально функционален и экономичен.

На деле кастанедовское «Тенсегрите» представляло из себя набор причудливых движений, или «маги ческих пассов». Проект, вполне отвечавший тогдашнему всеобщему увлечению аэробикой и китайской гимнастикой, был на ура воспринят в нью-эйджевской среде. Желающие просветлиться могли сделать это, записавшись на дорогостоящие курсы или/и приобретя видеокассеты с упражнениями.

Периодически устраивавшиеся семинары собирали многочисленную аудиторию, напоминая по степени экзальтации рок-фестивали старых добрых времен. Вдоволь наплясавшись под руководством кастанедовских учениц, публика выслушивала многочасовые рассуждения главного «тенсегриста».

Отношения Кастанеды и его ближайшего окружения, в котором мужчины были скорее исключением, носили гаремно-сектантский характер. Проповедуя половое воздержание, стареющий гуру обладал неуемным сексуальным аппетитом, удовлетворяя его с помощью исходивших взаимной ревностью учениц.

Постоянно сменяя гнев на милость, а милость на гнев, приближая одних и отдаляя других, он практиковал то, что называлось в их кругу «грубой любовью». Апофеозом «грубой любви» стал «Театр Бесконечности», устраивавшийся в ходе воскресных собраний для приближенных. Участницы встреч под руководством Нури Александр пародировали друг друга перед восседавшим в центре зала Кастанедой. Избавлению от «эго» должен был способствовать и полный разрыв связей с близкими.

Воспоминания Эми Уоллэс довольно ярко рисуют повадки «нагваля Карлоса» в последние годы его жизни. Дочь успешного писателя, Уоллэс познакомилась с Кастанедой в 1973 году в Лос-Анджелесе. Семнадцатилетняя красавица-хиппи, интересовавшаяся потусторонними материями, сразу произвела впечатление на гостя семьи.

С тех пор он не терял ее из виду, периодически звоня и присылая ей свои книги. Их настоящее сближение произошло намного позднее, в 1991 году, оказавшимся тяжелым для Эми. Она только что потеряла отца и развелась. Вдобавок в ее доме поселились летучие мыши, что только утяжеляло депрессию. В один из таких дней раздался звонок Кастанеды. Карлос с горячим сочувствием отнесся к ее бедам. Узнав о летучих мышах, он потребовал, чтобы она усилием воли изгнала их, и заявил, что чувствует в ее доме дух умершего родителя.

Прибывшие через несколько дней с «инспекцией» Флоринда Доннер и Кароль Тиггс заставили Уоллэс уничтожить ценные автографы известных литераторов из семейного архива – в качестве первого важного шага на пути отказа от прежней жизни.

В 1997 году у Кастанеды обнаружили рак, который стремительно прогрессировал по всему организму. Кроме того, он страдал диабетом, ему отказывали ноги. В последние месяцы жизни он почти не вставал с постели, смотря по видео старые фильмы о войне. Ежеутренние совещания у его одра превращались в садистский кошмар.

Кастанеда выслушивал краткий пересказ газетных новостей, а затем, выбрав среди присутствующих очередную жертву, буквально смешивал ее с грязью. Идея «окончательного путешествия», подобного тому, которое совершил Дон Хуан, витала в воздухе: члены группы предыдущего нагваля спрыгнули вместе с ним со скалы в мексиканской пустыне, чтобы раствориться в бесконечности и стать чистым осознанием. В переводе на нормальный человеческий язык это означало коллективное самоубийство.

Согласно первому варианту группа «нагваля Карлоса» должна была арендовать корабль и затопить его вместе с собой в нейтральных водах. Книги по навигации были заказаны через Интернет; Тайша Абеляр, Нури Александр и Фабрицио Магальди отправились во Флориду, чтобы присмотреть судно. Согласно второму варианту «путешественники» убивали себя с помощью огнестрельного оружия, которое также спешно закупалось.

27 апреля 1998 года в три часа утра лечащий врач Кастанеды констатировал его смерть. Тайная кремация состоялась на Спэлдингском кладбище Калвер-сити неподалеку от Лос-Анжелеса. Прах был передан ближайшему окружению. В тот же день телефоны Флоринды Доннер, Тайши Абеляр, Талии Бей и Кили Ландал были отключены навсегда. Официально о смерти было заявлено лишь 19 июня.

В феврале 2003-го в калифорнийской Долине Смерти, в местечке, где Микеланджело Антониони снимал «Забриски Пойнт», были найдены останки четырех тел. Местный шериф припомнил, что неподалеку оттуда в мае 1998 года стоял пустой брошенный автомобиль. Трупы был настолько объедены диким зверьем, что не поддавались идентифи кации.

На месте полицейские обнаружили необычный предмет: французскую пятифранковую монету с вмонтированным в нее лезвием. Вещица была слишком уникальной, чтобы те, кто знали истину, могли ошибиться. Принадлежавшая Патриции Ли Партин (Нури Александр), монета скорее всего была передана ею одной из тех, что отправились в «окончательное путешествие».

Карлос Кастанеда

Карлос Кастанеда (англ. Carlos Castaneda)

Многие говорят "Кастанеда писатель!". Допустим мы с этим согласимся и пусть всё, что он написал не является ни мистицизмом, ни оккультизмом. Пусть все его самые сильные книги, допустим первые пять, рассматривать, как произведения писателя: аллегорическое, художественное изображение каких-то проблем в этно-окрашенной форме.

Если вы называете Кастанеду писателем, то должны понимать, что писатель - это человек, который отражает в художественной форме проблематику своей эпохи, проблему субъекта в своей эпохе.

О чём писал "писатель Кастанеда"? Он пытался решить те же проблемы, которые в <послевоенные 50-80 года> были проблемами эпохи: проблемы свободы, проблемы дальнейшей эволюции человека, проблема социального разброда и неопределённости перспектив. Он отражал чаяния и надежды того времени в социальном, психологическом, антропологическом плане.

Где эти люди, которые обзывают Кастанеду писателем, показали суть того, в чём именно он писатель? Они под словом "писатель" подразумевают слово "фантазёр". Дескать Кастанеда фантазёр по поводу мистицизма и дескать они понимают в этом больше, чем какой-то "выскочка" Кастанеда.

На самом деле, даже как писатель, Кастанеда - является глыбой. Он предложил развёрнутую попытку описания методик и вариантов (моделей) для решения проблем социума и человека для своего времени. Кастанеда, с одной из сторон, хотел избавиться от изоляции на личностном уровне - это аля Фрейдизм, отделённость человека в его импульсивных инстинктивных потугах чего-то добиться, чего он сам не знает, но постоянно рационализирует в виде сказки. Он поднимал проблематику роботизированности, которую предлагает социум и здесь сразу включается Хаббард, Гурджиев, и другие по проблематике бихевиоризма.

И когда какой-то дурак говорит "он всего лишь писатель", он не понимает, что он входит в поле, где ему вообще не на что опереться <для аргументации своей позиции>. Если наркоманы ещё могут обидеться, на то, что, после принятия дури, чудес, описанных Кастанедой, не случается и предъявить ему вопросы, как к мистику, то люди, которые мистицизм отбрасывают и говорят "Кастанеда писатель", - это абсолютно контрпродуктивное заявление потому, что, как писатель, Кастанеда поднимал такие пласты и проблемы, о которых эти люди не имеют никакого понятия.

Люди, считающие Кастанеду писателем, не могут ему ничего предъявить потому, что не имеют ни малейшего представления о герменевтическом подходе - то есть о том, что всегда требует толкования в соответствии с определёнными логическими структурами и базами данных с пониманием по какой схеме строить контрпозицию Кастанеде. Внутрь учения, изложенного Кастанедой, ещё нужно войти, пересечь герменевтический круг и стать инсайдером, то есть понимать в этом деле.

А все эти люди стоят снаружи герменевтического круга . Они видят что-то там у Кастанеды булькает и интерпретируют это по-своему в психологическом или философском ключе. Они начинают сочинять свою версию, то есть рационализировать, по образу и подобию Кастанеды, свои внутренние желания и чаяния. В психоанализе это называется "рационализация" - тайные желания, облекаемые в известную оболочку для самооправдания. Эти люди занимаются самооправданием, то есть индульгированием .

Таким образом своё индульгирование эти люди выдают за то, о чём писал Кастанеда.

Если с вами кто-то хочет поговорить о Кастанеде, задавайте вопрос - в какой перспективе будем говорить? Исторической, где Кастанеда писатель, публицист и социальный антрополог своей эпохи? Оккультист? Революционер? Маргинал? А если кто-то скажет, что всё в одном, то так нельзя, должен быть акцент <и соответствующая база данных>.

И здесь все эти люди, исполненные очей мудрости и считающие Кастанеду писателем, оказываются пустышками. Им нечего противопоставить, кроме своей рационализации, своего индульгирования .

Если рассмотреть корпус из двух книг (Огонь изнутри , Сила безмолвия), то в них Кастанеда косвенно устанавливает принадлежность к западной философской традиции .

Таким образом Кастанеда показывает принадлежность к западной философской традиции , а, как известно, она всю свою историю воровала и адаптировала восточную философию.

О чём это говорит? Кастанеду нужно читать в определенном контексте. Если вы его знаете, то терминологическая тарабарщина Кастанеды начинает . Кастанеда вводит терминологию не чтобы отгородиться от традиции, а чтобы выстроить её в структуру со своими полезными особенностями. Он, как антрополог-структуралист, пересказывает вам геометрию или математику оккультизма. Это материал не для дураков .

У Кастанеды каждый термин - это мультипаспорт . Сталкинг , сновидение , чувство собственной важности , личная история - это много смысловые понятия, которые трактуются, как внутри структуры учения, изложенного Кастанедой, так и на уровне параллельных баз данных. Чтобы как-то продвигаться в практике эти значения нужно уметь вычислять и связывать.

<...> Вы когда-нибудь связывали воззрение, путь и плод из буддизма с Кастанедой? Искусство осознания - это воззрение, сновидение (движение точки сборки) - это путь, а сталкинг (фиксация точки сборки) - это плод.

Кастанеда не писал о магии

"Мы должны найти другое слово для мага", – говорит он. – "Это слишком темное. Мы ассоциируем его со средневековыми абсурдами: ритуал, дьявол . Мне нравиться "воин" или "навигатор". Это то, что маги делают – навигация."

Он писал, что рабочее определение слова маг – это "постигать энергию непосредственно".

Средний человек , будучи неспособным обрести энергию, для того чтобы воспринимать за пределами своей повседневности, называет область экстраординарного восприятия магией
Называть их магами - это не моя прихоть. «Brujo» или «bruja», что значит колдун или ведьма, - это испанские слова, которыми обозначаются мужчина или женщина, занимающиеся практикой знахарства. Я всегда возмущалась особым дополнительным оттенком этих слов. Но маги сами успокоили меня, раз и навсегда объяснив, что «магия» означает нечто совершенно абстрактное: способность, которую развили некоторые люди для расширения пределов обычного восприятия. В таком случае абстрактная характеристика магии автоматически исключает какие-либо позитивные или негативные оттенки названий, используемых для обозначения людей, занимающихся практикой магии.

Кастанеда не писал о мостах и приведениях

Сильвио Мануэль решил использовать мост (conceived the idea of using the bridge - задумал идею использования моста) как символ (symbol) действительного пересечения .
союзник может быть воспринят только, как качество чувств (quality of the senses) . То есть так как союзник является бесформенным, его присутствие может быть замечено только его воздействием на мага. Дон Хуан классифицировал некоторые из этих эффектов как имеющие антропоморфные качества .

Кастанеда не писал об отшельничестве и уходе из общества

– Теперь ты должен отрешиться , – сказал он.

– Отрешиться от чего?

– Отрешиться от всего.

– Но это невозможно. Я не намерен становиться отшельником.