Секулярный век чарльз тейлор. Тейлор Ч

Чарльз Тейлор , пер. с англ., серия «Философия и богословие», ISBN 978-5-89647-307-7, объем хii + 955 с.., твердый переплет

В этой знаменательной для нашего времени книге Чарльз Тейлор поднимает вопрос о том, что именно происходит, когда общество, в котором практически невозможно не верить в Бога, превращается в такое, где вера, даже для самых убежденных верующих, - это лишь одна из человеческих возможностей наряду с другими. Тейлор, один из самых проницательных мыслителей в этой области, предлагает нам историческую перспективу. Он исследует развитие тех аспектов эпохи модерна в «западном христианстве», которые мы называем секулярными. То, что он описывает, - это не единое непрерывное преобразование, а серия новых направлений, в которых прежние формы религиозной жизни растворились или дестабилизировались, а на их месте были созданы новые. Что это значит для мира, включая новые формы коллективной религиозной жизни, которые он поддерживает, с их тенденцией к мобилизации масс, порождающей насилие, - это то, что Чарльз Тейлор пытается понять в своей книге, настолько же своевременной, насколько стоящей вне времени.

«Это одна из самых важных книг, написанных кем-либо за все время моей жизни. Я давно восхищаюсь Тейлором. Однако я думаю, эта его книга - настоящий прорыв, это труд чрезвычайной важности, потому что ему удалось придать новую форму спорам о секуляризме. Тейлор фокусирует внимание на «условиях опыта и поиска духовного», позволяющих говорить о нашей эпохе как «секулярном веке». Трудно найти книгу в этой области, столь мало полемичную, столь щедрую на понимание всех возможных точек зрения, включая и самые далекие от позиции самого Тейлора, и столь же мало озабоченную демонстрацией того, что какая-то сторона в этом многогранном процессе изменений более добродетельна, чем любая другая».

«Чарльз Тейлор писал о секуляризме и раньше. Но ничто не предполагало, что он даст нам нечто столь же замечательное, как эта книга. Он преследовал в ней двойную цель: дать исторический обзор секуляризации западного культурного и социального строя и определить, что значит быть секулярным и жить в секулярном обществе. Никакое резюме не может передатьнеобычайное умение Тейлора добавлять одну деталь к другой таким образом, чтобы возникла поразительная всеобъемлющая картина. … Книга Тейлора - самый весомый и в высшей степени оригинальный вклад в дискуссию о секуляризации, продолжающуюся в течение последнего столетия. Нет ни одной книги, хоть в чем-то подобной этой. Она существеннейшая из всех».

«Это не только итог невероятно впечатляющей работы всей жизни Чарльза Тейлора, но и итог всего, о чем велись дискуссии и о чем есть документальные свидетельства в различных областях науки, занятых вопросами возникновения секуляризма и смысла индивидуального «Я» по отношению к «общине». История, рассказываемая Тейлором, выстраивается неспешно, ясно и тщательно, шаг за шагом, убеждая читателя четким и лаконичным изложением путешествия вплоть до настоящего времени. В результате получилась книга, сама по себе просветительская, и одна из немногих ныне избранных, которые просто необходимо прочитать, если вы задумываетесь о социальной и интеллектуальной составляющей западного отношения к «миру». Ее должны прочитать богословы. Биологам, генетикам и их смежникам также следует прочитать ее, чтобы понять исключительную сложность дискуссий о природе религии и того, что им необходимо знать, прежде чем они поведают миру о своих выводах».

С о д е р ж а н и е

Предисловие к русскому изданию

Предисловие

Введение

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ I: ТРУД РЕФОРМЫ

1 Бастионы веры

2 Возникновение дисциплинарного общества

3 Великое Высвобождение

4 Модерное социальное воображаемое

5 Призрак идеализма

ЧАСТЬ II: ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ

6 Провиденциальный деизм

7 Безличный порядок

ЧАСТЬ III: ЭФФЕКТ НОВОЙ ЗВЕЗДЫ

8 Недуги модерности

9 Темная бездна времени

10 Расширяющаяся вселенная неверия

11 Траектории XIX века

ЧАСТЬ IV: НАРРАТИВЫ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ

12 Век мобилизации

13 Век подлинности

14 Религия сегодня

15 Имманентная структура

16 Противонаправленные влияния

17 Дилеммы 1

18 Дилеммы 2

19 Тревожные рубежи современности

20 Обращения

ЭПИЛОГ: МНОЖЕСТВО ИСТОРИЙ

В этой знаменательной для нашего времени книге Чарльз Тейлор поднимает вопрос о том, что именно происходит, когда общество, в котором практически невозможно не верить в Бога, превращается в такое, где вера, даже для самых убежденных верующих, — это лишь одна из человеческих возможностей наряду с другими. Тейлор, один из самых проницательных мыслителей в этой области, предлагает нам историческую перспективу. Он исследует развитие тех аспектов эпохи модерна в «западном христианстве», которые мы называем секулярными. То, что он описывает, — это не единое непрерывное преобразование, а серия новых направлений, в которых прежние формы религиозной жизни растворились или дестабилизировались, а на их месте были созданы новые. Что это значит для мира, включая новые формы коллективной религиозной жизни, которые он поддерживает, с их тенденцией к мобилизации масс, порождающей насилие, — это то, что Чарльз Тейлор пытается понять в своей книге, настолько же своевременной, насколько стоящей вне времени.

«Это одна из самых важных книг, написанных кем-либо за все время моей жизни. Я давно восхищаюсь Тейлором. Однако я думаю, эта его книга — настоящий прорыв, это труд чрезвычайной важности, потому что ему удалось придать новую форму спорам о секуляризме. Тейлор фокусирует внимание на «условиях опыта и поиска духовного», позволяющих говорить о нашей эпохе как «секулярном веке». Трудно найти книгу в этой области, столь мало полемичную, столь щедрую на понимание всех возможных точек зрения, включая и самые далекие от позиции самого Тейлора, и столь же мало озабоченную демонстрацией того, что какая-то сторона в этом многогранном процессе изменений более добродетельна, чем любая другая».

«Чарльз Тейлор писал о секуляризме и раньше. Но ничто не предполагало, что он даст нам нечто столь же замечательное, как эта книга. Он преследовал в ней двойную цель: дать исторический обзор секуляризации западного культурного и социального строя и определить, что значит быть секулярным и жить в секулярном обществе. Никакое резюме не может передатьнеобычайное умение Тейлора добавлять одну деталь к другой таким образом, чтобы возникла поразительная всеобъемлющая картина. … Книга Тейлора — самый весомый и в высшей степени оригинальный вклад в дискуссию о секуляризации, продолжающуюся в течение последнего столетия. Нет ни одной книги, хоть в чем-то подобной этой. Она существеннейшая из всех».

«Это не только итог невероятно впечатляющей работы всей жизни Чарльза Тейлора, но и итог всего, о чем велись дискуссии и о чем есть документальные свидетельства в различных областях науки, занятых вопросами возникновения секуляризма и смысла индивидуального «Я» по отношению к «общине». История, рассказываемая Тейлором, выстраивается неспешно, ясно и тщательно, шаг за шагом, убеждая читателя четким и лаконичным изложением путешествия вплоть до настоящего времени. В результате получилась книга, сама по себе просветительская, и одна из немногих ныне избранных, которые просто необходимо прочитать, если вы задумываетесь о социальной и интеллектуальной составляющей западного отношения к «миру». Ее должны прочитать богословы. Биологам, генетикам и их смежникам также следует прочитать ее, чтобы понять исключительную сложность дискуссий о природе религии и того, что им необходимо знать, прежде чем они поведают миру о своих выводах».

С о д е р ж а н и е

Предисловие к русскому изданию

Предисловие

Введение

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ I: ТРУД РЕФОРМЫ

1 Бастионы веры

2 Возникновение дисциплинарного общества

3 Великое Высвобождение

4 Модерное социальное воображаемое

5 Призрак идеализма

ЧАСТЬ II: ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ

6 Провиденциальный деизм

7 Безличный порядок

ЧАСТЬ III: ЭФФЕКТ НОВОЙ ЗВЕЗДЫ

8 Недуги модерности

9 Темная бездна времени

10 Расширяющаяся вселенная неверия

11 Траектории XIX века

Как мне представляется, та Тайна, которая также обозначается словом "Бог", и неопределенность, с которой (думает, что) имеет дело человек модерна, существенно различаются.

Неопределенность человека модерна - это возможность совершить ошибку при познании вещей, в принципе, поддающихся познанию. Тайна с большой буквы - это непознаваемость реальности, которая навсегда останется недоступной для человека. Она может сама открываться человеку в мистическом опыте, в откровении, и т.п. - но человек, своими собственными действиями, её не способен познать. В этом смысле, отношения человека с Тайной не являются чем-то неопределенным. Наоборот, главное в них ясно с самого начала.

Потеря этой ясности - вовсе не достижение человека модерна. Наоборот, он её утратил потому, что впал в иллюзию.

Человек модерна, так же как и человек прежних эпох, сознает, что знает не всё. Но, при этом, человек модерна привык к тому, что знания и возможности каждого следующего поколения существенно превосходят знания и возможности предыдущего. Существовать в каких-то других условиях человек модерна решительно не хочет. Из-за этого человек модерна вступает в странные, невротические отношения с некоторыми константами своего собственного бытия.

Во-первых, невозможно опровергнуть то положение, что все наши успехи, прошлые, настоящие, и будущие, сводятся к успешному преобразованию одних вещей в другие вещи. Но все вещи, как нетронутые нами, так и произведенные нами из других вещей, обусловлены, изменчивы, конечны. Это значит, что никакие наши успехи не могут нас избавить от нашей собственной (присущей и человеческому телу, и человеческому сознанию) обусловленности, изменчивости и конечности.

Во-вторых, столь же невозможно опровергнуть, что мы можем познавать (объяснять) только отдельные фрагменты Вселенной, но что вся Вселенная в целом по определению необъяснима, поскольку не имеет никаких причин и условий, кроме самой себя.

Но для человека модерна оба эти положения - бессмысленны. Он их если не отрицает открыто, то не придает им практической значимости, не включает в своё мировоззрение. К пределам своего познания и могущества человек модерна относится также как к индивидуальной смерти. Дескать, когда-нибудь это произойдёт, но это будет концом всего - концом нашей науки, концом разума, концом человечества. А раз так, что толку об этом думать? - надо жить, пока есть такая возможность. Увеличивать наши знания, создавать новые технологии, добиваться новых успехов. При этом, конечно, не каждый шаг окажется успешным. Некоторые идеи окажутся ложными, некоторые попытки - бесплодными, и т.п. Только в этом и заключается "неопределенность", признаваемая человеком модерна, и включаемая им в его расчёты.

Но вытесняемое знание о собственной конечности не перестаёт быть истинным. Оно становится источником постоянного невроза, от которого человек модерна ищет спасения в более или менее нелепых идеологических химерах. Спасение от этого невроза и этих химер можно найти, только признав реальность, такую, как она есть - последовав, в этом отношении, человеку предшествующих эпох. Да, этот человек знал и умел делать гораздо меньше вещей. Но, благодаря этому, вещи не заслоняли от него более фундаментальную реальность. Собственная конечность не оставалась за пределами его мировоззрения, но присутствовала в этом мировоззрении, придавал ему целостность, была мощным источником смыслов


Чарльз Тейлор
, пер. с англ., серия «Философия и богословие», ISBN 978-5-89647-307-7, объем хii + 955 с.., твердый переплет

В этой знаменательной для нашего времени книге Чарльз Тейлор поднимает вопрос о том, что именно происходит, когда общество, в котором практически невозможно не верить в Бога, превращается в такое, где вера, даже для самых убежденных верующих, - это лишь одна из человеческих возможностей наряду с другими. Тейлор, один из самых проницательных мыслителей в этой области, предлагает нам историческую перспективу. Он исследует развитие тех аспектов эпохи модерна в «западном христианстве», которые мы называем секулярными. То, что он описывает, - это не единое непрерывное преобразование, а серия новых направлений, в которых прежние формы религиозной жизни растворились или дестабилизировались, а на их месте были созданы новые. Что это значит для мира, включая новые формы коллективной религиозной жизни, которые он поддерживает, с их тенденцией к мобилизации масс, порождающей насилие, - это то, что Чарльз Тейлор пытается понять в своей книге, настолько же своевременной, насколько стоящей вне времени.

«Это одна из самых важных книг, написанных кем-либо за все время моей жизни. Я давно восхищаюсь Тейлором. Однако я думаю, эта его книга - настоящий прорыв, это труд чрезвычайной важности, потому что ему удалось придать новую форму спорам о секуляризме. Тейлор фокусирует внимание на «условиях опыта и поиска духовного», позволяющих говорить о нашей эпохе как «секулярном веке». Трудно найти книгу в этой области, столь мало полемичную, столь щедрую на понимание всех возможных точек зрения, включая и самые далекие от позиции самого Тейлора, и столь же мало озабоченную демонстрацией того, что какая-то сторона в этом многогранном процессе изменений более добродетельна, чем любая другая».

«Чарльз Тейлор писал о секуляризме и раньше. Но ничто не предполагало, что он даст нам нечто столь же замечательное, как эта книга. Он преследовал в ней двойную цель: дать исторический обзор секуляризации западного культурного и социального строя и определить, что значит быть секулярным и жить в секулярном обществе. Никакое резюме не может передатьнеобычайное умение Тейлора добавлять одну деталь к другой таким образом, чтобы возникла поразительная всеобъемлющая картина. … Книга Тейлора - самый весомый и в высшей степени оригинальный вклад в дискуссию о секуляризации, продолжающуюся в течение последнего столетия. Нет ни одной книги, хоть в чем-то подобной этой. Она существеннейшая из всех».

«Это не только итог невероятно впечатляющей работы всей жизни Чарльза Тейлора, но и итог всего, о чем велись дискуссии и о чем есть документальные свидетельства в различных областях науки, занятых вопросами возникновения секуляризма и смысла индивидуального «Я» по отношению к «общине». История, рассказываемая Тейлором, выстраивается неспешно, ясно и тщательно, шаг за шагом, убеждая читателя четким и лаконичным изложением путешествия вплоть до настоящего времени. В результате получилась книга, сама по себе просветительская, и одна из немногих ныне избранных, которые просто необходимо прочитать, если вы задумываетесь о социальной и интеллектуальной составляющей западного отношения к «миру». Ее должны прочитать богословы. Биологам, генетикам и их смежникам также следует прочитать ее, чтобы понять исключительную сложность дискуссий о природе религии и того, что им необходимо знать, прежде чем они поведают миру о своих выводах».

С о д е р ж а н и е

Предисловие к русскому изданию

Предисловие

Введение

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ I: ТРУД РЕФОРМЫ

1 Бастионы веры

2 Возникновение дисциплинарного общества

3 Великое Высвобождение

4 Модерное социальное воображаемое

5 Призрак идеализма

ЧАСТЬ II: ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ

6 Провиденциальный деизм

7 Безличный порядок

ЧАСТЬ III: ЭФФЕКТ НОВОЙ ЗВЕЗДЫ

8 Недуги модерности

В этой знаменательной для нашего времени книге Чарльз Тейлор поднимает вопрос о том, что именно происходит, когда общество, в котором практически невозможно не верить в Бога, превращается в такое, где вера, даже для самых убежденных верующих, — это лишь одна из человеческих возможностей наряду с другими. Тейлор, один из самых проницательных мыслителей в этой области, предлагает нам историческую перспективу. Он исследует развитие тех аспектов эпохи модерна в «западном христианстве», которые мы называем секулярными. То, что он описывает, — это не единое непрерывное преобразование, а серия новых направлений, в которых прежние формы религиозной жизни растворились или дестабилизировались, а на их месте были созданы новые.

Что это значит для мира, включая новые формы коллективной религиозной жизни, которые он поддерживает, с их тенденцией к мобилизации масс, порождающей насилие, — это то, что Чарльз Тейлор пытается понять в своей книге, настолько же своевременной, насколько стоящей вне времени.

«Это одна из самых важных книг, написанных кем-либо за все время моей жизни. Я давно восхищаюсь Тейлором. Однако я думаю, эта его книга — настоящий прорыв, это труд чрезвычайной важности, потому что ему удалось придать новую форму спорам о секуляризме. Тейлор фокусирует внимание на «условиях опыта и поиска духовного», позволяющих говорить о нашей эпохе как «секулярном веке». Трудно найти книгу в этой области, столь мало полемичную, столь щедрую на понимание всех возможных точек зрения, включая и самые далекие от позиции самого Тейлора, и столь же мало озабоченную демонстрацией того, что какая-то сторона в этом многогранном процессе изменений более добродетельна, чем любая другая».

заслуженный профессор социологии Калифорнийского университета, Беркли

«Чарльз Тейлор писал о секуляризме и раньше. Но ничто не предполагало, что он даст нам нечто столь же замечательное, как эта книга. Он преследовал в ней двойную цель: дать исторический обзор секуляризации западного культурного и социального строя и определить, что значит быть секулярным и жить в секулярном обществе. Никакое резюме не может передатьнеобычайное умение Тейлора добавлять одну деталь к другой таким образом, чтобы возникла поразительная всеобъемлющая картина. … Книга Тейлора — самый весомый и в высшей степени оригинальный вклад в дискуссию о секуляризации, продолжающуюся в течение последнего столетия. Нет ни одной книги, хоть в чем-то подобной этой. Она существеннейшая из всех».