7 8 крестовые походы. Седьмой и восьмой крестовые походы

Седьмой крестовый поход - военный поход на Восток, проведённый французским королём Людовиком IX в 1248-1254 годах.
В начале XIII века английский король Иоанн был вовлечен в непрекращающиеся распри со своими баронами. Это давало его недругу, французскому королю Людовику IX, прекрасную возможность осуществить свою заветную мечту - крестовый поход на Восток.
Он возглавил два таких похода - по официальной нумерологии - Седьмой и Восьмой крестовые походы .
Известный своим благочестием, он вошел в историю под именем Людовика IX Святого.
Франция заняла лидирующее положение в Европе, но Людовик Святой воспользовался им лишь для того, чтобы осуществить за пределами своего королевства тот идеал справедливости и высшего порядка, которым он неизменно руководствовался во внутренней политике. Его отношения к иностранным державам были подчинены прежде всего великому делу крестового похода , затем желанию поддержать мир у всех своих соседей, - желанию, которое нечасто встречается среди государственных людей.
И здесь господствовал над королем и предписывал ему его образ действий. 8

Седьмой крестовый поход был весьма скромным: войско его было небольшим и состояло почти исключительно из французов. Кроме Людовика IX крест приняли его три брата, графы Артуа, Пуатье и герцог Анжуйский, их жены, равно как и королева Маргарита, поклялись сопровождать супругов. Этому примеру последовала большая часть знати, в том числе герцог Бретанский, графы Суассонский, Блуасский, Вандомский, Монфорский, историограф короля, верный Жуанвиль и многие другие. 10

В XIV веке французское правительство подсчитало, что с 1248 года и до его возвращения во Францию в 1254 году Людовик потратил 1 537 570 ливров. Сюда входят деньги, выплаченные за провиант и одежду для короля и его двора, плата рыцарям , лучникам, пехотинцам, покупка лошадей, мулов и верблюдов, наем и оснащение кораблей, подарки и займы крестоносцам , выкуп, уплаченный за короля, когда в апреле 1250 года он попал в плен к мусульманам, работы по укреплению крепостей в Святой Земле и т. д. и т. п.
Эта сумма в шесть раз превышает королевский годовой доход в 250 000 ливров, но считать ее полной нельзя, так как известно, что Людовик субсидировал через договоры, подарки и займы около 25 % последовавших за ним крестоносцев , например, графу Жану Маконскому, купив у того графство за 10 000 ливров.
Сюда также не входят деньги, потраченные на такие мероприятия, как строительство новой королевской гавани в Эг-Морте (на южном побережье Франции, в Лионском заливе Средиземного моря) для отправки французского крестоносного флота или расходы по установлению мира и стабилизации ситуации во Франции перед отправлением в крестовый поход .
270 000 ливров было собрано Людовиком в качестве налога со своих вассалов, а французская церковь собрала для этого похода еще около 1 000 000 ливров, что дало возможность Людовику IX первые четыре года своего похода не нуждаться в дополнительных средствах.
Вероятно, общая сумма составляла что-то около 3 000 000 ливров, то есть в 12 раз больше годового дохода короля. При этом надо помнить о личных расходах участвовавших в походе крупных феодалов (таких как Альфонс Пуатевинский или Карл Анжуйский) и рыцарей (таких как Жан де Жуанвиль) и их вассалов.
Так что общая стоимость крестового похода Людовика IX была гораздо выше, чем суммы, потраченные самим королем. В свете всего этого неудивительно, что финансовые вопросы постоянно волновали крестоносцев всех сословий.
Более того, самоокупаемыми крестовые походы не назовешь: хотя количество добычи и трофеев могло быть огромным, его стоимость очень редко компенсировала расходы и потери... 9
План Людовика состоял в том, чтобы не вторгаться в Палестину. Этот план был результатом накопленного крестоносцами военного опыта: захват Палестины походил на захват хвоста льва, у которого оставались свободными когти и клыки, готовые к нападению.
Мудрый полководец должен был отсечь льву голову, то есть центр исламского мира, а хвост тогда, как полагали, отвалится сам. Этим центром тогда был Египет, и именно к Египту Людовик IX вел свою армию. 5
В частности, Людовик изучал историю Пятого крестового похода , когда в 1218 году крестоносцы напали на Египет и осадили Дамьетту, город в восточной части устья Нила. Осада длилась восемнадцать месяцев, и город был взят.
Египетский султан тогда предложил обменять все мусульманские завоевания в Святой земле , включая Иерусалим, на все завоевания крестоносцев в Египте. К сожалению, успех разжег энтузиазм папского легата, и он отказался от предложения султана, приказывая воинам Христовым завоевать весь Египет, даже при том, что на Ниле началось половодье и было почти невозможно продвинуться дальше.
Естественно, крестоносцы потерпели сокрушительное поражение...

Людовик рассуждал, что Дамиетта была столь же важна для египетского султана теперь, как тогда и взяв город, он мог бы обменять его на Иерусалим.
Поэтому основной удар вновь предполагалось направить против Египта и вначале предстояло взять штурмом Дамьетту.
Два года спустя после принятия Креста Людовик созвал в Париже новый парламент, который утвердил отъезд рыцарей креста на июнь 1248 года. Папа послал свое благословение французскому монарху и его воинству, одновременно угрожая карой тем, кто, дав обет, отложит свое отбытие в Святую землю.
В праздник Иоанна Крестителя Людовик вместе со своими братьями отправился в аббатство Сен-Дени и принял из рук папского легата посох и котомку пилигрима, а также хоругвь-орифламму, которая уже дважды сопровождала на Святую землю его предшественников. 10
В конце лета 1248 г. французская эскадра вышла в море из Эг-Морта и 22 сентября прибыла в Лимассол (Кипр). Людовик несколько месяцев провел на Кипре, поджидая братьев и собирая провиант.
Райские климат и продолжительная праздность развратили крестоносцев и не замедлили сказаться на ослаблении дисциплины, а невоздержанность привела к болезням. Многие начали роптать и раскаиваться в понесенных затратах, и только щедрые королевские подарки кое-как ослабляли напряженность. 10
Вместе с тем Людовик Святой, имевший репутацию справедливого судьи, и здесь занимался третейским разбирательством, улаживая, в частности, бесконечные раздоры между тамплиерами и иоаннитами.
Сюда же, на Кипр, к нему начали приходить посольства из ближних и дальних мест: христиане из Константинополя, Армении и Сирии являлись с подарками и просьбами.
От «великого царя татар» прибыли послы предлагать союз в борьбе против Египта, который обещал совершенно неожиданные и очень выгодные комбинации для европейской политики на Востоке.
Чтобы заинтересовать татар принятием христианства, Людовик послал к «великому царю татар» монахов-проповедников с даром - палаткой-часовней, на полотнищах которой было изображено Благовещение и другие положения христианской веры. 7
Было решено начать с нападения на Египет. Людовик, верный средневековым обычаям, отправил письмо султану, предлагая подчиниться и угрожая в противном случае беспощадной войной.
«Тебе известно, что я глава христианского сообщества. Я признаю, что ты глава мусульман. <...> Если я овладею твоей страной, для меня это будет дар свыше. Если же ты отстоишь ее в бою, то сможешь властвовать надо мной.
Я сообщаю тебе об этом и предостерегаю тебя от моих войск, которые наводнили горы и равнины, их также много, как и камней на земле, они направлены против тебя, как меч судьбы.» (Из письма Людовика IX султану Египта.) 6
Султан Мелик-Негмеддин, сын покойного Мелик-Камеля, естественно, ответил в том же тоне...
В начале июня 1249 г. крестоносцы вышли с Кипра и вскоре достигли берегов Нила.
Едва их заметили с башен города, как весь берег покрылся мусульманскими воинами. На флагманском судне состоялся совет, и большая часть баронов предложила воздержаться от немедленной высадки, сначала дождавшись отставших кораблей, но Людовик и слышать об этом не хотел.
Все войско перешло с кораблей в лодки. Людовик с двумя своими братьями был впереди.
Приблизившись к берегу, армия бросилась в море с традиционным королевским кличем: «Монжуа Сен-Дени!» и завязалась битва.
Конница мусульман несколько раз налетала на ряды крестоносцев , но безуспешно. Бой продолжался весь день.
Понеся большие потери, мусульмане отступили к Дамьетте, оставив во власти христиан морское побережье и северный берег Нила. В радости провели крестоносцы эту ночь в своих палатках, а на следующее утро их передовой отряд, никого не встретив на своем пути, подошел к городу.
Каково же было изумление рыцарей Христа , когда они обнаружили, что враг покинул Дамьетту! Армия крестоносцев с пением гимнов вступила в город; был совершен благодарственный молебен в большой мечети, вторично превращенной в церковь Божьей Матери. 10
Слух о падении Дамьетты взбудоражил весь Египет. Султан приказал обезглавить множество своих воинов, без боя покинувших город, но отступление мусульман продолжалось – их обуял какой-то суеверный страх перед многочисленным, закованным в железо войском. В результате рыцари Людовика Святого в течение нескольких недель не видели врага.
Многие бароны предлагали королю на волне этой паники немедленно идти на столицу Египта. Король же, верный своему рыцарскому слову, решил дождаться брата, графа Пуатье, армия которого сильно запаздывала. Эта задержка оказалась роковой...
Как и раньше, на Кипре, князья и бароны быстро забыли воинские доблести. Поскольку им были обещаны все богатства Египта, они без раздумья истратили на пиры и азартные игры все средства со своих заложенных поместий. Страсть к игре овладела и вождями, и простыми рыцарями , и дело иной раз доходило до проигрыша шлема и меча.
«Под сенью знамен, – говорит Жуанвиль, – войско Креста предалось позорному распутству». Грабили купцов, доставлявших продовольствие войску, в лагере происходили непрерывные ссоры, власть короля не признавалась, и даже братья не желали его слушать.
Об охране лагеря, расположенного на равнине, почти не заботились, и аравийские бедуины, доходя до самых палаток, нападали на спящую стражу и, обезглавив часовых, головы их отправляли султану.
Султан же, удалившись в Мансур, собирал войско. Из всех провинций Египта к нему спешили подкрепления. Присутствие пленных, которых водили по городам, вид голов, выставленных на стенах Каира и, главное, долгое бездействие крестоносцев , которое приписывали страху, постепенно рассеяли тревогу мусульман, и весь египетский народ готов был подняться по зову своего повелителя. 10
Между тем крестоносцы все еще поджидали графа Пуатье, который шел с многочисленным войском, набранным в южных провинциях Франции. Сразу после его прибытия был созван совет, на котором решалось, то ли идти на Александрию, то ли прямо на Каир.
Взятие Александрии представляло меньше трудностей и сулило больше выгод, но граф Роберт Артуа, воин пылкий и увлекающийся, горячо защищал план нападения на Каир. «Если хочешь убить змею, – говорил он, – раздави ей голову».
Это мнение победило, и воинство Христово, состоявшее из шестидесяти тысяч бойцов, в том числе двадцати тысяч конных, двинулась в путь; ее сопровождал флот, везший по Нилу продовольствие, кладь и военные машины.
Выйдя из лагеря 7 декабря, через двенадцать дней крестоносцы прибыли к Ашмонскому каналу и остановились на том самом месте, где некогда стояла армия Иоанна Бриеннского. Поскольку берег был очень крутым, а канал – глубоким, крестоносцы простояли несколько недель, не зная, как наладить переправу.
Враги использовали это время, ежедневно совершая набеги на лагерь христиан, осыпая их стрелами и жаря «греческим огнем».
Только в конце февраля 1250 г. с помощью перебежчика-аравитянина был обнаружен брод. Переправа оказалась трудной и заняла много времени.
Успевшие переправиться первыми не желали ждать остальных; нетерпеливый граф Артуа бросился в лагерь сарацин, и воины его предались безудержному грабежу.
Неприятель, сначала бежавший, вскоре заметил, что перед ним лишь небольшая часть крестоносцев . Это воодушевило мусульман, они повернули обратно, и на Манзурахской равнине завязалась жестокая битва, в которой погибли граф Артуа, магистр тамплиеров и множество французских рыцарей .
Только переправа главных сил крестоносцев во главе с королем изменила чаши весов: бой, продолжавшийся до самого вечера, закончился победой французов; но потери, понесенные ими, были огромны. Главное же, мусульманам удалось перекрыть дорогу на Каир... 10
На следующий день лагерь крестоносцев был окружен бесчисленными силами мусульман и битва возобновилась с прежней яростью. Людовик появлялся всюду, где было опасно; «греческий огонь» опалил ему одежду и сбрую его коня, сам он едва держался в седле от усталости, но ничто не могло его остановить.
И снова победа осталась за французами – но это была, как и накануне, только моральная победа, поскольку все преимущества остались за врагом, и воинству креста теперь приходилось думать не о египетской столице, а о том, как выбираться из-под Манcура.
Мусульмане тем временем перегруппировались и контратаковали ослабленные силы крестоносцев .
Запасы продовольствия у рыцарей Христа иссякли, начались голод и повальные болезни, а палящее египетское солнце причиняло невыносимые страдания. 2
Отчаяние постепенно овладевало и командирами, и солдатами; теперь они все только и думали, что о скорейшем заключении мира.
Вскорости начались переговоры с новым султаном, Альмодамом. Было предложено возвратить мусульманам Дамьетту, а взамен крестоносцы требовали беспрепятственного прохода и уступки Иерусалима. Альмодам согласился на эти условия, но потребовал, чтобы в качестве гарантии был выдан заложником сам Людовик Святой.
Король был согласен на все, но бароны и рыцари заявили, что охотнее примут смерть, чем отдадут в залог своего монарха. Переговоры были прерваны... 10
Людовик вынужден был отступить: посадив на корабли женщин, детей и больных, остальная армия решила пробиваться посуху. Королю предложили сесть на корабль легата, но Людовик, больной и измученный, категорически отказался, решив разделить участь своего воинства креста .
Ночью, думая, что темнота ослабит бдительность неприятеля, соблюдая все предосторожности, пустились в путь, но это не удалось...
Отступление вскоре превратилось в беспорядочное бегство, беглецов травили, словно зайцев, и когда рассвело, уже почти все крестоносцы либо оказались в руках сарацин, либо погибли от их мечей.
Тем, кто спускался по Нилу, пришлось не лучше: сарацины стерегли их вдоль реки и всех или потопили, или убили, или забрали в плен; одному лишь кораблю легата удалось достичь Дамиетты.
Король и маленький арьергард, который он возглавлял, к изумлению мусульман, все еще сопротивлялись; но наконец и этот крошечный островок французов исчез во вражеской пучине: Людовик, его братья и все, кто сражался бок о бок с ними, были заключены в оковы, а орифламма и другие знамена стали победными трофеями мусульман. 10
Пленники были отведены в Манcур и размещены в разных домах; простых же рыцарей заключили в обнесенный кирпичными стенами двор, вместивший до десяти тысяч человек.
Людовик переносил плен с истинно христианским смирением; из всех своих богатств он спас только книгу псалмов и теперь почерпывал в ней свою философию и душевную стойкость.
Ему предложили свободу с условием возвращения Дамьетты и всех других городов, находившихся под властью христиан.
Христианские города Палестины мне не принадлежат, – ответил король. – Что же касается Дамьетты, то сам Бог предал ее в руки христиан, и я не могу располагать ею». 10


Ему стали грозить страшной казнью, но он и тут остался непоколебим. Султан попытался добиться от баронов того, в чем отказал их повелитель; но те, кто еще недавно едва признавали власть Людовика, теперь словно бы жили его мыслью и его волей – все они пренебрегли увещеваниями и угрозами сарацинов.
Что же касается рядовых пленников, скученных на тесном пространстве одного двора и не надеявшихся на выкуп, то от них не требовали уступки городов, но заставляли отступиться от своей веры; каждую ночь их выводили по двести - триста человек на берег Нила, и те, кто проявлял упорство, погибали под ударами мечей, а трупы их уносила река...
Ничто так не угнетало короля, как эти страдания его воинов; поэтому он предложил уплатить выкуп за всех бедняков и получить собственную свободу после всех остальных; подобно тому как он оставался последним на поле боя, он пожелал последним выйти из плена у врагов.
Проходили месяцы. Уже Нил, оросив поля, вернулся в свое русло, а король французский со своим войском все еще пребывал в плену. Наконец султан Альмодам заговорил о мире.
Теперь у Людовика требовали четыреста тысяч солидов и возвращения Дамьетты. «Я готов отдать город за мое освобождение, а четыреста тысяч солидов за освобождение всех пленников», – ответил монарх. На этом и порешили.
На четырех больших галерах, которые должны были спуститься по Нилу, разместились бароны и рыцари . Султан выехал еще до них и поджидал пленников в Серензаке, в деревянном дворце, специально выстроенном, чтобы отпраздновать заключение мира. Сюда прибыли эмиры из Сирии, чтобы поздравить султана с победой, халиф Багдада также прислал своих послов; все мусульмане благословляли его как спасителя ислама.
Молодой султан упивался всеобщими восхвалениями и грубой лестью, не подозревая, что зависть подготовила против него заговор и что часы его сочтены. Во время пира, устроенного в честь вождей, несколько мамелюков вдруг бросились на султана с обнаженными мечами. Альмодам пытался бежать, но его настигли близ Нила, и здесь, на виду у галер с французскими пленниками, его пронзил меч убийцы.
Вслед за тем множество мамелюков, вооруженных мечами, повскакивали на галеры, где находились король и знать, и стали грозить им немедленной смертью.
К счастью, пока это были только угрозы...
Жизнь короля и его свиты была в опасности с момента пленения их мамелюками. Шампанский сенешаль Жуанвиль, сопровождавший короля в походе, вспоминал позднее: «Их было тридцать в нашей галере, с обнаженными мечами и датскими топорами. Я спросил Балдвина Ибленского, который понимал по-сарацински, что они говорят. И он сказал, что они собираются отрезать нам головы...
Вокруг теснились люди, спешившие исповедаться у брата-тринитария...
Но я не мог вспомнить ни одного греха...» 7
Несколько дней положение оставалось неопределенным, затем победители перезаключили договор с королем на условиях немедленной сдачи Дамьетты и предварительной уплаты части выкупа. Но даже и после этого жизнь пленников продолжала висеть на волоске.
Подбадриваемые выкриками толпы, многие мамелюки считали, что всех франков следует перебить, и только жадность к деньгам отвела этот страшный замысел.
Галеры были проведены к Дамьетте, отданной мусульманам, Людовик уплатил сумму, обещанную по договору, получил свободу и 14 мая со своим семейством и немногими рыцарями высадился у Птолемаиды (Палестина).
Первой заботой Людовика по прибытии в Птолемаиду была судьба его товарищей по плену, оставшихся в Египте. Он немедленно отправил в Каир причитавшийся долг, но взамен получил только четыреста пленников. Одновременно прибыло послание из Франции от королевы-матери; Бланка умоляла короля немедленно вернуться на родину, в то время как палестинские христиане умоляли его остаться с ними.
Раздираемый противоположными чувствами, король, вопреки требованиям баронов, все же решил, что его долг – остаться на Востоке до полного освобождения французов, томившихся в плену у мамелюков. Это решение огорчило многих соратников короля, не желавших долее терпеть затянувшуюся одиссею; они, в том числе оба брата Людовика, покинули Птолемаиду и вернулись во Францию.
Король поручил им отвезти письмо к соотечественникам, повествующее о победах и несчастьях крестоносцев , призывая оказать помощь Святой земле . Письмо это, впрочем, не имело успеха... 10
Единственно, что в какой-то мере помогало Людовику, – это раздоры среди самих мусульман. Султаны Дамаска и Алеппо предложили ему союз против Египта для наказания мамелюков. Король ответил, что не может этого сделать, поскольку связан с Египтом договором.
В свою очередь, он отправил посольство к мамелюкам, требуя выполнения условий договора и угрожая в противном случае войной. В ответ еще двести рыцарей были выпущены на свободу.
Все мусульманские властители в своих распрях искали союза с французским монархом, и если бы у него была армия, он мог бы еще многое исправить; но Восток предоставлял ему лишь горстку воинов, а Запад не собирался приходить на помощь...

Поскольку крестоносцы войн более не вели, возобновились паломничества. Отбросив оружие, взяв в руки котомку и посох пилигрима, бароны и рыцари отправлялись на поклонение местам, связанным с жизнью Иисуса.
Сам Людовик посетил гору Фавор, Кану Галилейскую, Назарет; но в Иерусалим он не пошел, будучи убежден, что только победа может открыть ему ворота Священного города.
Он не прекращал переговоров с мамелюками и заключил с ними новый договор, согласно которому Иерусалим и многие города в Святой земле должны были перейти к христианам, а за это французы обязались помочь Египту отвоевать Сирию. Обе армии договорились встретиться в Газе; но египтяне не явились.
Прождав их несколько месяцев, Людовик узнал, что султан Дамасский и султан Каирский помирились и заключили союз против христиан.
Таким образом, все договоры с Египтом были нарушены. Пришлось сосредоточить внимание на укреплении городов – Яффы, Кесарии, Птолемаиды и Сидона, которым теперь угрожали с двух сторон. 10
В 1252 г. во Франции умирает Бланка - мать короля Людовика IX. Когда новости о смерти матери достигли Людовика, король понял, что ему пора возвращаться.
В 1254 году он вернулся во Францию...
Тот факт, что Седьмой Крестовый поход закончился так позорно, хотя сам он был олицетворением благочестия, усугубил дискредитацию всего крестоносного движения.
Сам Людовик IX чувствовал себя опозоренным. Проиграв сарацинам, он не хотел вести войн с христианами и принял волевое решение заключить окончательный мир с Англией и закончить вялотекущую войну, которая продолжалась со времен Вильгельма Завоевателя. 5
Несмотря на то, что Крестовый поход Людовика Святого был тщательно подготовлен как в военном отношении, так и идеологически, отличался множеством смелых и даже героических акций, некоторые современники Людовика IX считали ошибочными сами цели этого предприятия. Они с враждебностью относились к походу, который направлен на покорение стран с иной верой, даже если речь идет о распространении там христианства:
«Мы считаем, что Бог был оскорблен, так как христиане должны были плыть за море только для того, чтобы вернуть себе наследие Христа».
Казалось, что политика короля Франции была больше ориентирована на завоевание Египта, чем на обеспечение условий, которые помогут возвращению крестовых походов »

Седьмой крестовый поход в общих чертах напоминал неудачный Пятый поход. Боевые действия вновь развернулись в Египте и закончились полным поражением крестоносцев. Сходство усиливалось продолжающимся противостоянием папы Римского и германских императоров.

Причины Седьмого крестового похода

В результате умелой дипломатии Фридриха II Иерусалим в 1229 г. был возвращен христианам. Но как только император покинул Палестину, там вспыхнула ожесточенная борьба между местными феодалами. Воспользовавшись междоусобицей, мусульмане в 1244 г. вновь захватили Иерусалим.

Стремление папы Римского возвратить священный город стало главной причиной Седьмого крестового похода.

Подготовка Седьмого крестового похода

В 1243 г. папой Римским стал Иннокентий IV. В 1245 г. на Вселенском соборе он призвал к новому крестовому походу, а на последнем заседании собора отлучил Фридриха II от церкви. Папа Римский даже позволил заменить крестовый обет на войну с германским императором.

Единственным королем, решившим принять крест, стал Людовик IX. Подготовка заняла три года.
К королю присоединились многие знатные феодалы :

  • братья Людовика IX графы Робер I д’Артуа и Карл Анжуйский;
  • граф Пьер Моклерк Бретонский;
  • граф де Ла Марш;
  • английский граф Солсбери и др.

Рис. 1. Граф Робер I д’Артуа.

Ход Седьмого крестового похода:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • 12 июня 1248 г. состоялось символическое вручение Людовику IX посоха и котомки паломника.
  • В сентябре 1248 г. 20-тысячная армия крестоносцев собралась на Кипре.

Рис. 2. Людовик IX отправляется в свой первый крестовый поход. Манускрипт XIII века.

  • На совете было принято решение начать наступление в Египте. В конце мая 1249 г. 65 кораблей крестоносцев добрались до Дамьетты.
  • Мусульманская армия попыталась воспрепятствовать высадке, но была разбита. 6 июня 1249 г . войска Людовика IX торжественно вступили в Дамьетту.
  • 20 ноября крестоносцы отправились в направлении на аль-Мансур. В середине декабря Людовик IX разбил лагерь в трех километрах от аль-Мансуры у притока Нила – р. Бахр-ас-Сагир. На противоположном берегу расположилась армия Факр ад-Дина.

Людовик IX оказался плохим стратегом. Армия крестоносцев заняла позицию, идентичную той, которая стала ловушкой для участников Пятого крестового похода.

  • В начале февраля 1249 г. началось сражение, продолжавшееся два дня. Потери христиан были настолько велики, что продолжать поход не имело смысла.

Рис. 3. Схема.

  • В начале апреля 1249 г. началось отступление. Мусульмане окружили крестоносцев и заставили сдаться. В плен попало несколько десятков тысяч человек и сам Людовик IX.

Аль-Муаззам Тураншах так описал разгром крестоносцев: “Если ты хочешь знать число убитых, представь себе морской песок…”.

После долгих переговоров часть пленных рыцарей была выкуплена за 400 тысяч ливров, а Людовика IX обменяли на Дамьетту. Седьмой крестовый поход закончился полным провалом.

Причинами поражения Седьмого крестового похода были: Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 91.

Седьмой Крестовый поход (1248-1254) был делом почти исключительно Франции и ее короля Людовика IX Святого. Объектом нападения снова стал Египет. В июне 1249 г. крестоносцы вторично взяли Дамиетту, но позднее были блокированы и в феврале 1250 г. сдались в плен в полном составе, включая короля. В мае 1250 г. король был отпущен за выкуп в 200 тыс. ливров, но не вернулся на родину, а переехал в Акру, где напрасно дожидался помощи из Франции, куда и отплыл в апреле 1254 г.

В 1270 г. тот же Людовик предпринял последний, восьмой Крестовый поход. Целью его был Тунис, самое сильное мусульманское морское государство Средиземноморья. Предполагалось установить контроль над Средиземноморьем, чтобы беспрепятственно отправлять отряды крестоносцев в Египет и Святую землю. Однако вскоре после состоявшейся 18 июня 1270 г. высадки в Тунисе в лагере крестоносцев вспыхнула эпидемия, 25 августа умер Людовик, а 18 ноября войско, так и не вступив ни в одно сражение, отплыло на родину, везя с собой тело короля.

Дела в Палестине шли все хуже, мусульмане отбирали город за городом, и 18 мая 1291 г. пала Акра – последний оплот крестоносцев в Палестине.

И до, и после этого церковь неоднократно провозглашала Крестовые походы против язычников (поход против полабских славян в 1147 г.), еретиков (см. Альбигойские войны, Гуситы) и против турок в XIV-XVI вв., но они не включаются в общее число Крестовых походов.

Историки по-разному оценивают итоги Крестовых походов. Одни считают, что эти походы способствовали контактам между Востоком и Западом, восприятию мусульманской культуры, науки и технических достижений. Другие считают, что все это могло быть достигнуто путем мирных связей и Крестовые походы останутся лишь феноменом бессмысленного фанатизма.

Крестовым походам современная история придает чрезвычайно большое значение. В реконструкции новой хронологии их роль вырастает еще больше. Они определили дальнейшие события в Европе и Азии на несколько столетий.

В традиционной истории крестоносцы стремятся освободить Гроб Господень, который находится якобы в Палестине, в Иерусалиме. Но дело в том, что во времена Крестовых походов в Палестине города Иерусалима не было. На месте современного израильского Иерусалима тогда был маленький городок Эль-Кудс. Иерусалимом в те годы называли Царьград на Босфоре. Потом его стали называть Константинополь, сейчас Стамбул. Помните, дорогой читатель, мы с вами в начале книге говорили о перенесении географических названий. Так вот, Иерусалимом был назван палестинский городок Эль-Кудс только в XVII в. Поэтому позднейшие историки отнесли события Крестовых походов в Палестину.

На самом деле Крестовые походы были направлены не в Палестину, а на столицу Византии Царьград. Именно там и находился Гроб Господень. В летописи прямо записано: "Пришел Добрыня Ядрейкович из Царьграда и привез с собою дерево от Гроба Господня, а сам постригся на Хутине у святого Спаса".

Реальная цель Крестовых походов – перехватить власть в Византии. Для идеологического обоснования военных походов на Восток – в Новый Рим выдвинута идея "освобождения Гроба Господня от неверных". Этот лозунг хорошо известен по документам средних веков. Сторонники новой хронологии лишь предлагают взглянуть на него по-новому. По их мнению, на Западе, в частности в фемах-провинциях Франции, Германии, Италии, первичное христианство приобретает черты культа, хорошо знакомого по описанию "античных" авторов. Это вакхический оргиастический культ, вакхические праздники и т. п. На Востоке, в частности на Руси, удерживается форма первичного христианства – более строгая, сдержанная, даже отчасти аскетичная.

С годами назревают противоречия между "восточным христианством" и "западным христианством". Восточные христиане объявляются "неверными". Запад объявил "неверными" своих недавних собратьев по вере – восточные фемы. А поскольку восточные фемы теперь контролировали Царьград (Константинополь), в пригороде которого находилась гора Бейное, а на вершине этой горы была могила Иисуса Христа ("Гроб Господень"). На Западе, естественно, зазвучала и нашла живой отклик главная мысль лозунга – пойти войной на "неверных" и освободить Гроб Господень.

Именно поэтому Крестовые походы направлялись в основном на Царьград, т. е. на столицу империи.

Таким образом, Запад ответил на усиление Востока Крестовыми походами – военно-идеологическими мероприятиями. Это была борьба за власть в слабеющем имперском сердце Византии. Так был сделан первый шаг и в направлении религиозного раскола внутри прежде единой христианской религии. Грубо говоря, на "восточные" и "западные" религии.

Накопившиеся противоречия между Западом и Востоком выливаются в кровопролитную и затяжную войну с далеко идущими последствиями для всей истории Европы и Азии.

История Крестовых походов сегодня представлена в виде различных войн, которые мы часто относим в глубокую древность. Так, Крестовые походы отражены в традиционной истории как легендарная древняя Троянская война. Во многих документах она известна также как Тарквинийская война, Готская война и т. д.

В изложении, например, Гомера, под именем "греки" в ней выступал Запад, а под именем "троянцы", ТРК, или ТРНК, – Восток, т. е. готы, "монголы", турки, татары.

Эта война XIII в. н. э. разбивается на целую серию отдельных кровопролитных войн, что и описано, например, якобы "античным" Гомером, средневековым Прокопием.

В XIII в. исход Троянской войны (Крестовых походов) еще не определен – в одних битвах побеждал Запад, в других – Восток.

Но в целом победа склоняется в пользу Востока. 13 апреля 1204 г. Константинополь был взят и жестоко разграблен западными армиями крестоносцев, но в 1261 г. под ударами восточных войск Константинополь переходит в руки армий Востока. На престол сажают никейского императора. В дальнейшем Никейская династия стала склоняться в сторону Запада. Восточным армиям снова пришлось брать Константинополь.

Восточные фемы Византийской империи стали объединяться вокруг Руси, получившей позднее на Западе название Ордынская Монгольская империя, или Монголия. Название "Монголия" в переводе с греческого означает "Великая". Монгольская империя означает "Великая империя".

Помимо русских в состав империи входили народы других национальностей. Формировалось многонациональное государство, превосходившее по своим размерам Российскую империю XX в.

Эта "битва народов" закончится в 1453 г. полным падением агонизирующей старой Византийской империи, захватом восточными войсками Константинополя. Таким образом, в итоге все-таки победил Восток.


| |
Крестовые походы Нестеров Вадим

Седьмой крестовый поход (1248–1254)

Седьмой крестовый поход

О новом походе объявил папа Иннокентий IV. Во главе крестоносцев встал французский король Людовик IX Святой. Несмотря на то что Германия и Англия в походе не участвовали, вождям похода удалось собрать под знамена около трех тысяч рыцарей.

В течение Седьмого похода в Египте временно была возвращена под контроль христиан Дамиетта (1249) и завоевана крепость Мансура. Но в итоге, совсем немного не дойдя до Каира, экспедиция потерпела крах: в 1250 г. король попал в плен и был выкуплен за баснословную сумму в 200 тысяч ливров.

Из книги История Крестовых походов автора Жуанвиль Жан де

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Германский Крестовый поход и Поход дворян В мае 1096 года германская армия численностью около 10 000 человек, возглавляемая мелким французским рыцарем Готье Нищим, графом Эмихо Лейнингенским и рыцарем Фолькмаром, устроила вместе с крестьянами-крестоносцами массовую резню

Из книги История Крестовых походов автора Монусова Екатерина

Последняя любовь Людовика Святого Седьмой и Восьмой крестовые

Из книги История Средних веков автора Нефедов Сергей Александрович

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД Мечи обнажив, рыскают франки по городу, Они никого не щадят, даже тех, кто молит пощады… Хроника Фульхерия Шартрского. Римский папа поручил всем монахам и священникам проповедовать крестовый поход для освобождения Гроба Господня в Иерусалиме. Епископы

автора

2. 1-й КРЕСТОВЫЙ ПОХОД Столкновения между римскими папами и императорами продолжались на протяжении десятилетий, поэтому крестоносное движение, организованное по инициативе папы, первоначально не нашло большого отклика в германских землях. Император и вельможи его

Из книги История военно-монашеских орденов Европы автора Акунов Вольфганг Викторович

12. КРЕСТОВЫЙ ПОХОД КОРОЛЯ ЛЮДОВИКА IX СВЯТОГО (1248–1254 гг.) С точки зрения характера, мировоззрения и побудительных мотивов римско-германский император Фридрих П Гогенштауфен и король Людовик IX Французский (1226–1270 гг.) представляли собой полную противоположность.

автора

Поход рыцарства, или собственно Первый крестовый поход Историки традиционно отсчитывают начало Первого крестового похода с отправления в путь рыцарского войска летом 1096 г. Впрочем, в состав этого войска входило также немалое количество простонародья, священники,

Из книги История Крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович

Глава 10 Седьмой крестовый поход (1248–1254 гг.)

Из книги Крестовые походы. Том 2 автора Грановский Александр Владимирович

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

СЕДЬМОЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД Людовик IX СвятойФранцузский король Людовик IX Святой обладал массой достоинств. Это был вполне порядочный человек, способный дипломат и не самый плохой администратор. При нем внутренняя политика Франции была достаточно взвешенна, власть короля

Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

Французский король Людовик Святой и Седьмой крестовый поход Утрата Иерусалима заставила папство снова забить тревогу. Лионский собор 1245 г. по требованию Иннокентия IV вынес постановление о Седьмом крестовом походе. Организатором этого похода стал французский король

Из книги Крестовый поход на Русь автора Бредис Михаил Алексеевич

Крестовый поход на русь МОСКВА«АЛГОРИТМ» 2007УДК 94(47) ББК 63.3(2) Б 87Оформление серии Г. И. СауковаБредне М.А.Б 87 Крестовый поход на Русь / М.А. Бредис, Е.А. Тянина. - М.: Алгоритм, 2007. - 416 с. - (Древнейшая история Руси).ISBN 978-5-9265-0463-4УДК 94(47) ББК 63.3(2)ISBN 978-5-9265-0463-4© Бредис М.А., Тянина ЕЛ.,

Из книги Эпоха Куликовской битвы автора Быков Александр Владимирович

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД А в это время на юге набирала силу Турецкая держава. Была подчинена Македония и Болгария. В 1394 году турецкий султан задумал нападение и на самую столицу Византии. Первым шагом к этому была блокада Константинополя. В течение семи лет турки блокировали

Из книги Клан Гамбино. Новое поколение мафии автора Винокур Борис

Крестовый поход До того как Рудольф Джулиани прибыл в Нью-Йорк, он много лет работал в Вашингтоне, занимая высокие должности в департаменте юстиции США. Карьера выпускника юридического факультета Нью-Йоркского университета шла успешно, продвигая его по карьерной

Из книги Божии дворяне автора Акунов Вольфганг Викторович

Крестовый поход короля Людовика IX Святого (1248-1254 гг.) С точки зрения характера, мировоззрения и побудительных мотивов римско-германский Император Фридрих II и король Людовик IX Французский (1226-1270 гг.) представляли собой полную противоположность. Фридрих II, прирожденный

Из книги Тамплиеры и ассассины: Стражи небесных тайн автора Вассерман Джеймс

Глава XXII Седьмой крестовый поход и приход к власти Бейбарса Последний крупный крестовый поход был предпринят под предводительством французского короля Людовика IX. Это произошло после поражения под Ла-Форби. Людовик IX родился в 1214 году на юге Франции. Он был очень

К концу первой половины XIII века идея крестовых походы в Святую Землю претерпела значительную трансформацию. Рыцари и другие сословия уже не горели желанием отправляться в далёкую Палестину, так как там уже невозможно было реализовать свои амбиции и хорошо заработать. Все лакомые куски поделили между собой рыцарские ордена и знатные вельможи, и при этом они постоянно оборонялись от мусульман, которые пытались вернуть отнятые у них земли.

Зато в Европе окрепла власть королей, и монархи начали вести друг с другом бесконечные войны. Эти военные конфликты требовали большого количества вооружённых людей. В результате этого наёмники начали поступать на службу к венценосным особам, так это было гораздо выгоднее, чем отправляться в далёкую Палестину и грабить деревни бедных мусульман.

Поэтому, когда 15 июля 1244 года Иерусалим захватили спасающиеся от монгольского нашествия хорезмийцы, в христианском мире к этому отнеслись довольно равнодушно. Захватчики полностью разрушили город, оставив после себя только руины. Такое варварство возмутило лишь католическую церковь, и римский папа Иннокентий IV (1243-1254) призвал благородных рыцарей Западной Европы совершить Седьмой крестовый поход (1248-1254) в Святую Землю.

Однако по вышеназванным причинам желающих отправляться в Палестину не нашлось. Европейские монархи погрязли в распрях друг с другом и проигнорировали призыв понтифика. Лишь французский король Людовик IX Святой (1214-1270) изъявил готовность наказать мусульман и вновь сделать Иерусалим христианским городом. Этот человек славился своим благочестием и набожностью, которые больше подходили монаху, чем королю. В Европе его уважали все и не раз обращались с просьбой уладить разногласия и решить щепетильные вопросы.

Франция в то время была одним из самых сильных и богатых государств в Европе, но в казне не было столько денег, чтобы снарядить большое войско в Святую Землю. Поэтому король целых 3 года собирал церковную десятину со своих подданных и только в 1248 году смог сформировать 15-тысячное войско, состоящее из рыцарей, арбалетчиков и пехотинцев. Это крестоносное воинство отплыло на кораблях из портов Франции осенью 1248 года и достигло Кипра, где решило переждать зиму.

Вместе с Людовиком IX в Седьмом крестовом походе приняли участие его братья принц Альфонс де Пуатье, граф Карл I Анжуйский и граф Роберт I де Артуа Добрый. Было решено высадиться в Египте и создать там плацдарм для похода в Палестину. Данный план выглядел очень привлекательно и обещал скорую победу над мусульманами.

Памятник французскому королю Людовику IX

Пока крестоносцы находились на Кипре, к Людовику IX обратились за помощью Антиохийское княжество и Латинская империя. Но король не стал распылять свои силы. Весной 1249 года воины Христа высадились на землях Египта и в начале июня захватили Дамиетту (город в дельте Нила, 200 км до Каира). При этом египтяне сопротивлялись очень вяло и неохотно. После этого рыцари стали готовиться к походу на Каир, но все планы смешал разлив Нила. Освободителям Гроба Господня пришлось ждать целых 6 месяцев, пока вода уйдёт. Вынужденное бездействие негативно подействовало на крестоносцев. Дисциплина в их рядах упала, а боевой дух был подорван.

Только в ноябре месяце началось наступление на Каир. В это же время умер египетский султан из династии Айюбидов Аль-Малик ас-Салих Айюб. На престол вступил Туран-шах ибн Айюб. Он и возглавил войну с крестоносцами. Могло показаться, что с династическими перемещениями мусульмане ослабли. Поэтому французский король отправил своего брата Роберта де Артуа к городу Эль-Мансуру (город в дельте Нила, 120 км до Каира) с целью захватить его. Но в начале февраля 1250 года отряд под командованием Роберта потерпел поражение в битве при Эль-Мансуре. При этом сам брат короля был убит.

Одновременно с этим войско под командованием Людовика IX подверглось мощной атаке мамлюков. Крестоносцы понесли большие потери, но не вернулись в Дамиетту, а осадили Эль-Мансур. Это стало большой стратегической ошибкой крестоносцев. В их рядах вспыхнула дизентерия, которая начала выводить людей из строя сотнями. Уже в марте месяце 1250 года воины Христа потеряли былую боеспособность.

Король Франции принял решение срочно отступать в Дамиетту. Но отходящих крестоносцев настигли мамлюки и разбили в битве при Фарискуре 6 апреля 1250 года. Самого Людовика IX мусульмане захватили в плен, и Седьмой крестовый поход оказался под угрозой полного поражения. Но в мае того же года короля выкупили, заплатив за него огромные деньги золотом. Поверженный французский правитель вернул египетскому султану Дамиетту и отплыл со своими воинами в Акру, которая считалась столицей Иерусалимского королевства.

Здесь на оставшиеся от крестового похода деньги король восстановил такие крепости крестоносцев как Яффу и Сидон. Но никаких военных действий не вёл. Наоборот, он заключил мирный договор с мамлюками, чтобы обезопасить себя от военных стычек с султаном Дамаска. Пребывание Людовика IX в Святой Земле продолжалось вплоть до 1254 года. К этому времени закончились финансовые средства, а из Франции пришло известие, что умерла мать короля.

Седьмой крестовый поход на карте (жёлтая прерывистая линия)

Монарх собрался и отбыл на корабле на родину. Но при этом усилил гарнизон Акры большим французским отрядом. Однако оставленные воины смогли защитить только Акру. Что касается остальных земель, то в 1255 году туда пришли мамлюки и захватили их, уничтожив сопротивляющихся крестоносцев.

Так закончился Седьмой крестовый поход. Он не принёс славы воинам Христа, но зато самого французского короля после долгой военной компании стали называть Святым, а его авторитет в Европе стал ещё более непререкаемым .