Корнещук Светлана
Методические рекомендации
по ведению документации учителя-логопеда
Составитель: зам. директора по КРО Корнещук С.А.
Нормативная база работы логопеда
Документация логопеда
Ведение документации
Нормативные документы федерального уровня:
Письмо МОРФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Продолжительность группового занятия составляет 45 минут, продолжительность индивидуального занятия составляет 20 минут (за урок логопед проводит 2 индивидуальных занятия по 20 минут).
Логопедические занятия, как правило, проводятся специалистом во внеурочное время с учетом режима работы школы . Коррекция произношения у обучающихся 1 классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики).
Расписание заверяется директором школы и вывешивается в логопедическом кабинете.
Письмо МОРФ от 04.09.1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – YIII видов».
Письмо МОРФ от 22.01.1998 г. № 20-58-07 ин 20\4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».
Письмо МОРФ от 20.07.2002 г. № 29\2194-6 «Об организации логопедической работы во вспомогательной школе».
Типовое положение о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288.
Приказ ГУО г. Челябинска от 8.12.2000 г. № 487 «Об утверждении примерных положений о логопунктах общеобразовательной школы и дошкольного образовательного учреждения».
- Локальные акты образовательного учреждения :
Положение о логопункте.
Распоряжение «О проведении диагностики устной и письменной речи учащихся 1-4 (5) классов».
Приказ «О зачислении на школьный логопункт обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи».
Должностные инструкции учителя-логопеда
3. Документация учителя-логопеда.
Общие документы:
Расписание
Годовой план работы
Лист цифрового отчёта логопеда
Журнал посещаемости логопедических занятий
(Составлена в соответствие с требованиями, предъявляемыми к ведению
школьной документации).
Классный журнал – государственный нормативно-финансовый документ .
Все записи должны быть сделаны шариковой ручкой синего цвета четко и аккуратно, без исправлений. Исправления, сделанные в исключительных случаях, оговариваются внизу страницы за подписью учителя.
Название предмета – логопедия – с маленькой буквы, Ф. И. О. – полностью (Иванова Мария Ивановна).
Запись урока осуществляется в день проведения
(Звук [С]. Упражнения в развитии фонематического анализа и синтеза.
Состав слова. Приставка. Приставочный способ словообразования).
Отмечаются отсутствующие на уроке буквой «н».
При замене урока в графе «Домашнее задание» пишется слово «замена» и ставится запись. Запись производится в день замены.
1 клетка = 1 урок. Не должно быть пропущенных клеток к конце и начале четверти. Количество часов по темам соответствует утвержденному календарно-тематическому планированию.
Не допускается:
Исправления, вертикальные отчеркивания
К контрольным и проверочным работам указывается тема.
Журнал учёта детей с нарушениями речи
Информационно-методическое обеспечение логопедической
консультации для родителей, педагогов, конспекты открытых занятий)
Для каждого класса
:
Расписание логопедических занятий в данном классе
Списки распределения учащихся на подгруппы для индивидуальных и групповых логопедических занятий
Направления логопедической коррекции в классе
Тетрадь заданий.
4. В начале учебного года с 1 по 15 сентября логопеды проводят обследование речевого развития учащихся школы, заполняют речевые карты и формируют подгруппы детей со сходными речевыми нарушениями в подгруппы для проведения логопедической коррекции.
На каждую подгруппу учащихся логопед оформляет :
Перспективный план на год по программе
- Коррекционную программу, которая включает в себя:
Титульный лист:
г. Магнитогорска
Утверждена:
Индивидуальная программа
коррекции нарушений письма и чтения, обусловленных
нарушением языкового анализа и синтеза,
аграмматической дисграфией.
Класс:4б
2007-2008 учебный год
Пояснительная записка:
Ф. И. учащегося
Ф. И. учащегося
Ф. И. учащегося
Ф. И. учащегося
Ф. И. учащегося
Направление коррекционной работы: Коррекция нарушений письменной речи, обусловленных ….
Реализация данной цели осуществляется через решение следующих основных задач:
Задачи:
Закрепить умения производить различные виды разборов: морфемный, морфологический, фонетический, синтаксический.
Развивать общеучебных умения: излагать текст на заданную тему, планировать деятельность, составлять алгоритм действий, переносить усвоенные ЗУН в новые условия, работать с тестами.
Развивать связную устную речь: составление рассказа по образцу, с использованием плана-алгоритма, с использованием опорных слов, по вопросам.
Совершенствовать навыки фонематического и слогового анализа и синтеза слова
Развитие артикуляционной и мимической моторики
Дифференциация оппозиционных звуков, твердых и мягких согласных, парных звонких и глухих согласных.
Развитие грамматического строя речи, грамматическое оформление предложений различных типов, употребление предлогов в речи.
Воспитание самоконтроля за деятельностью и речью
Повышение мотивации к учебной деятельности посредством поддержания ситуации успеха (посильные задания, использование всех видов помощи, опора на имеющийся опыт) и использования ИКТ.
Объект коррекции: высшие психические функции, устная и письменная речь, программные знания, умения и навыки учащихся.
Программа рассчитана на … часов, будет реализовываться на логопедических занятиях 3 часа в неделю учителем-логопедом (Ф. И. О. учителя-логопеда).
УМК: перечень учебных пособий, дидактических материалов, сборников игр и упражнений, самостоятельных работ, таблиц, опорных схем и пр. (внести в таблицу)
3. Требования гос. стандарта.
4. Программные ЗУН по русскому языку и литературе.
5. Лист коррекции программы
6. Календарно-тематическое планирование
Поурочное планирование
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №24»
г. Магнитогорска
Утверждена:
Индивидуальная программа по
коррекции звукопроизношения
Класс:4б
Учитель-логопед: Корнещук С.А.
2007-2008 учебный год
Структура индивидуальной коррекционной программы по логопедии
Титульный лист.
Данная индивидуальная коррекционная программа по коррекции … составлена по итогам диагностики, на основе индивидуальных планов развития учащихся и с учетом рекомендаций ПМПК для учащихся:
Иванова В. – нарушение произношения звука , фонематических процессов (или перечислить нарушения в письменной речи). (
Петрова А. –(Всё из речевой карты учащегося)
Смирновой И. –(Всё из речевой карты учащегося)
а также снижены все виды памяти, внимания и процессы мышления, что существенно затрудняет усвоение дальнейшего программного материала по русскому языку.
Направление коррекционной работы : исправление недостатков произносительной стороны речи.
Задачи:
Закрепить умения
Совершенствовать навыки …
Развивать мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение) посредством работы со схемами и таблицами.
Развивать долговременную память и произвольность внимания путём повторения правил.
Повышение мотивации к учебной деятельности посредством поддержания ситуации успеха (посильные задания, использование всех видов помощи, опора на имеющийся опыт)
Объект коррекции: звукопроизношение (письменная речь) учащихся с нарушениями психологического развития.
Программа рассчитана на … часов, будет реализовываться на ИКЗ по логопедии 1 (или иное) час в неделю учителем …(Ф. И. О. учителя).
УМК: перечень учебных пособий, дидактических материалов, сборников игр и упражнений, самостоятельных работ, таблиц, опорных схем и пр.
3. Планирование
Фамилия, имя ____________________________________
Развёрнутое логопедическое заключение_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка детский сад № 23
Красносельского административного района Санкт-Петербурга
Утверждаю
Заведующая ГБДОУ ЦРР
д/с № 23
личная подпись
Мамкович Н.И.
место для печати
Приказ № от
Рабочая программа подготовительной логопедической группы
№ 7 для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи)
Учитель-логопед____Кочнева Марина Сергеевна______________________________
Педагог психолог____ВерещагинаНатальяВалентиновна_______________________
Воспитатели________Шилова Елена Анатольевна
Синтенкова Наталья Фёдорвна__________________________
Музыкальный руководитель____Александрова Александра Евгеньевна_________
Инструктор по физическому воспитанию__Кузнецова Надежда Игоревна________
Принято
Протокол педагогического совета
№ от
Санкт-Петербург
2014
Соголасовано «УТВЕРЖДАЮ»
педагогическим советом ГБДОУ ЦРР №23 заведующая ГБДОУ ЦРР № 23
Красносельского района Красносельского района СПб
Протокол № 1 от «____»_________2014 года ___________ Н.И. Мамкович
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
учителя-логопеда группы № 7
ГБДОУ ЦРР детского сада № 23 Красносельского района
Санкт- петербурга
М.С. Кочневой
на 2014-2015 учебный год
СПб
2014 год
Разделы рабочей программы учителя-логопеда.
1.ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.
2.ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКОНОВ НА ОСНОВАНИИ, КОТОРЫХ СОСТАВЛЯЕТСЯ ПРОГРАММА.
3.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
5.ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
6.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
7. ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
8. СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
9. МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ
10. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
11. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
12. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ КАБИНЕТА УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА
13. ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ
14. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ
15. СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЯХ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ
16. НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
17. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ
18. МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМЫЙ ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ
19. ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ
20. ПРИМЕРНОЕ РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
21. ГРАФИК РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
22. ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
-КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ
ИЛИ
-КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
-ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА НЕДЕЛЮ, КВАРТАЛ, ПОЛУГОДИЕ, ГОД
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи составлена в соответствии с:
Законом Российской Федерации «Об образовании»;
Концепцией модернизации Российского образования;
Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;
Конвенцией о правах ребенка;
Современными разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии;
ФГОС ДО;
СанПиНом 2.4.1.2660.10.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Дети дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, как правило, соматически ослаблены (II-III группа здоровья), имеют отягощенный неврологический статус: постнатальная энцефалопатия, пирамидная недостаточность и другие церебральные патологии; поведенческие отклонения: синдром дефицита внимания и гиперактивности. Все это является непосредственной причиной речевого недоразвития различной степени тяжести: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В соответствии с этим остается актуальным условное деление на уровни развития, при которых общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия.
Симптоматика ОНР включает позднее начало развития речи, ограниченный словарный запас, Аграмматизм, дефекты звукопроизношения. Это недоразвитие может быть выражено в разной степени. Выделены три уровня речевого развития:
· первый уровень (ОНР I ур.) характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием. У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий. Дети широко пользуются жестами и мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна окружающим лишь в конкретной ситуации.
· второй уровень (ОНР II ур.) характеризуется возрастанием речевой активности детей. У них появляется фразовая речь. Но фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерным остается выраженный аграмматизм. Наряду с ошибками словообразовательного характера, наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов, встречаются семантические (смысловые) замены слов. Связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные со знакомыми предметами и явлениями окружающего мира.
· третий уровень (ОНР Ш ур.) характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не дифференцируют близкие звуки, искажают и звуковую и слоговую структуру слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается причинно-следственные и временные отношения между предметами и явлениями. Условная верхняя граница Ш уровня определяется как нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР)
Четвёртый уровень (ОНР IV ур.)характеризуется вялой артикуляцией звуков, недостаточной выразительностью речью и нечёткой дикцией. Всё это составляет впечатление общей «смазанности» речи. Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера для этих детей характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи, дети могут неточно знать и понимать слова, редко встречающиеся в повседневной речевой практике. В самостоятельных высказываниях могут смешиваться видовые и родовые понятия. В связной речи выявляются затруднения в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз и т.д.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Специалисты выделяют несколько групп детей с данным диагнозом:
- Дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков
- Дети, у которых нарушено различение большего количества звуков из разных фонетических групп
- Дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность
Так же у детей с ФФНР отмечаются ошибки в слоговой структуре.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Целью коррекционно-развивающего обучения детей с тяжелыми нарушениями речи является освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.
Задачи коррекционно-развивающей работы:
- Реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивание психического и речевого развития детей.
- Формирование навыков правильного звукопроизношения, воспроизведения звуко-слоговой структуры слова, фонематического слуха и восприятия.
- Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
- Развитие навыков самостоятельной связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения.
- Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
- Совершенствование сенсорных процессов (слухового, зрительного и тактильного восприятия).
- Совершенствование моторных возможностей, а именно: навыков общей, мелкой и артикуляционной моторики.
- Обеспечение развивающего обучения дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых и личностных качеств: креативность, любознательность, ответственность, самостоятельность.
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка в целях избежания переутомления и дезадаптации дошкольников.
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО- логопедической РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Данная рабочая программа разработана в соответствии с «Федеральным законом об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273 ФЗ; с Федеральным Государственным Стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт, разработанный на основе:
I. Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи. (с 4 до 7 лет).СПБ, Детство-пресс, 2006, Н.В.Нищева.
Программы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей.- М., Просвещение, 2008, Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина
II. Методических пособий:
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.
- Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда. /Ред. сост. В.И. Селиверстов. – М., 1987.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. -СПб., 2004.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. - М.: ВЛАДОС, 2002.
- О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно».-СПБ,Литера,2001.
- Н.В.Нищева «Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР».-СПБ, Детство-пресс,2007.
III. Используемые технологии:
1. Обучение связной речи;
2. Сотрудничество;
3. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ);
4. Моделирование;
5. Театрализация, как средство социализации детей с ОНР;
6. Коррекционно-развивающая технология;
7. Технология развития пространственного мышления и графических умений;
8. Здоровьесберегающая технология;
9. Мнемотехника;
10. Петербурговедение.
Организация предметно-пространственной развивающей среды.
1. Зеркала, комплект зондов, соски, шпателя, спирт, вата.
2. Наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам.
3. Наглядно-иллюстративный материал по фонетическим группам.
4. Сюжетные картинки для работы над фразой.
5. Пособия и игрушки для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания.
6. Пособия для совершенствования ручного праксиса.
7. Пособия для развития зрительной памяти.
8. Пособия для развития фонематического слуха.
9. Картотека предметных картинок, для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
10.Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
11.Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы.
12.Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.
13.Слоговые таблицы.
14.Игры и пособия для обучения грамоте.
15.Ребусы, кроссворды, изографы.
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
- ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ.
Всестороннее обследование детей с нарушениями речи – первый и основополагающий этап логокоррекционной работы.
Цель обследования: - выявление этиологии и степени нарушения речи;
Определение особенностей эмоционально-волевой сферы и уровня психического развития;
Выявление компенсаторных возможностей;
Выявление образовательных потребностей.
Логопедическое обследование проводится первые три недели сентября. Все данные обследования записываются в речевую карту, разработанную специалистами ГБДОУ. В нее вносятся изменения, уточнения и дополнения, обнаруженные в процессе обучения и воспитания ребенка в логопедической группе. Речевая карта заканчивается логопедическим заключением.
Параллельно с обследованием логопеда детей обследует педагог группы и все специалисты ГБДОУ, работающие с этими детьми. По результатам диагностики проводится психолого-медико-педагогическая комиссия, на которой по итогам обследования вырабатывается стратегия индивидуальной коррекционной работы в соответствии с особенностями каждого ребенка. В комиссии принимают участие все специалисты и медицинский персонал ГБДОУ.
В конце учебного года проводится вторая психолого-медико-педагогическая комиссия с целью мониторинга динамики развития детей, посещающих логопедическую группу, успешности освоения коррекционно-развивающей программы, соответствующей возможностям данной группы детей.
2.МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА.
В основу коррекционно-развивающего процесса положены следующие принципы:
Раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
Развитие речи и опора на онтогенез;
Взаимосвязное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматического компонентов языка;
Дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, ФФНР имеющим различную структуру речевого нарушения;
Связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов.
Коррекционная работа, рассчитанная на 1-2 года, обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в общеобразовательной школе.
В организации коррекционно-развивающей работы выделяется три этапа:
Организационный
Основной
Заключительный.
Организационный этап .
1. Стартовая педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями, которая проводится учителем-логопедом и воспитателями групп с целью представления детей, нуждающихся в логопедической помощи, на медико-психолого-педагогическую комиссию (экспресс-метод).
2. Комплексное обследование детей специалистами ТПМК с целью установления заключительного диагноза и направления в коррекционно-развивающую группу соответствующего возраста.
3. Формирование информационной готовности педагогического коллективаГБ ДОУ к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения (психолого-медико-педагогическая комиссия № 1).
4. Информация родителей (или лиц их замещающих) об итогах повторного комплексного обследования умственного и речевого развития детей, имеющих речевые нарушения, проведенного учителем-логопедом и воспитателями речевых групп; определение цели и задач коррекционно-развивающего обучения в логопедической группе, способствующих продвижению детей (родительское собрание № 1).
5. Конструирование индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи детям с нарушениями речи в ГБДОУ с возрастными особенностями с учетом психологических и интеллектуальных возможностей детей.
6. Конструирование программ групповой работы с детьми, имеющими сходные структуры речевого нарушения или уровень речевого развития.
7. Конструирование программ взаимодействия специалистов ГБДОУ и родителей детей с нарушениями речи.
Основной этап.
1.Решение задач, заложенных в коррекционных программах – подгрупповые, фронтальные и индивидуальные (ежедневные) занятия.
2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг (2 раза в год).
3. Согласование, уточнение, корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-педагогического процесса.
4. Информация о достижении определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии: индивидуальные беседы, консультации для родителей, проведение дней открытых дверей, групповые родительские собрания.
Заключительный этап.
1.Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы с детьми (индивидуальная и групповая); представления учителей-логопедов и воспитателей речевых групп; инспектирование – методист и заведующая ГБДОУ; экспертирование – специалисты ТПМПК.
2. Определение дальнейших образовательных и коррекционно-образовательных перспектив ГБДОУ для детей с нарушениями речи: решение о прекращении логопедической работы с ребенком (группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных и групповых программ и продолжение логопедической работы (психолого-медико-педагогическая комиссия № 2 - итоговая), рекомендации экспертов ТПМПК.
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ
В РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ГБДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Для успешной работы логопеду и воспитателям необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Цель: активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимопонимание более эффективным.
Задачи:
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
Повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;
Формирование навыков наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
Усвоение родителями уверенного и спокойного стиля воспитания с целью обеспечения ребенку чувства комфортности, защищенности в условиях семьи;
Воспитание привычки обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания.
Формы и методы:
Ознакомительные беседы;
Индивидуальные беседы с родителями:
А) состояние речевого развития детей (логопед);
Б) объяснение коррекционного задания логопеда, записанного в индивидуальной тетради ребенка;
Родительские собрания;
Ежемесячное обновление информации в логопедическом уголке;
Педагогическая библиотечка;
Консультации (доклады, беседы, вопросы-ответы, обмен опытом, стенды, папки-передвижки);
Открытые занятия;
Дни открытых дверей;
Совместные мероприятия.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
Оборудование для кабинета учителя – логопеда
- Физическое развитие
- Физическая культура и здоровье
Демонстрационный материал | Раздаточный | Игровой |
Схемы и алгоритмы для выполнения заданий по мелкой и общей моторики. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений. | Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки, трафареты, печатки. Разрезные картинки и пазлы. Кубики 8-12 частей. Массажоры для мелкой моторики. Мяч среднего размера. Игрушки – шнуровки и игрушки- застежки. Различные сборные игрушки. Мелкий конструктор. Предметы для нанаизования. Тренажоры и пособия на дыхание | «Сложи узор» «Вышей узор», «Обведи по точкам», «Собери обезьянку», «Сложи рисунок»(из кубиков)»Обведи и заштрихуй», «Научи танцевать шарик», Заведи вертолет», «Волшебный мешочек» |
- Художественно – эстетическое развитие
- Музыка и художественное творчество
Демонстрационный материал | Раздаточный | Игровой |
Музыкальные инструменты и игрушки. Ширма. Звучащие предметы - заместители. Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями. Палочки Кюизенера. Блоки Дьенеша. | Предметы – заместители, для выкладывания узора (бусины, камешки, фасоль), пластилин для выкладывания букв. | «Где звучит колокольчик», «Повтори за мной» (ритмический рисунок) «Отгадай, на чем играю», «Веревочка», «Узнай по силуэту», «Что хотел нарисовать художник» |
- Познавательно – речевое развитие
- Коммуникация
- Познание
Демонстрационный материал | Раздаточный | Игровой |
Зеркало с лампой. Комплект зондов для постановки звуков. Соски, шпатели, вата, марлевые салфетки. Спирт. Дыхательные тренажеры, игрушки, и пособия для развития дыхания. Картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп. Логопедический альбом для обследования. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы. Слоговые таблицы. Ребусы, кроссворды, изографы. Предметные и сюжетные картинки, для автоматизации и дифференциации звуков всех групп. | Настольно – печатные дидактические игры, для автоматизации и дифференциации звуков всех групп. Настольно – печатные игры, для совершенствования грамматического строя речи. Раздаточный материал и материал для совместной деятельности по формированию навыков звукового и слухового анализа и синтеза, навыков анализа и синтеза предложений. Карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений. Тетради по грамоте. | «Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки, «Телеграф», «Собери букет», «Какой, какая, какие», «Кому, что нужно для работы», «Кто в каком домике живет», «Чего не стало», «Чей хвост», «Налей сок», «Составь слово», «Узнай по элементу», «переставь склады», «Подними квадрат», «Расшифруй и прочитай» и т. д. |
- Чтение художественной литературы
ТАБЛИЦА 1
Оценка здоровья детей группы
Общая численность детей - 15
Группа (возраст) | Группа здоровья Диагноз | |||||||||
ОНР I | ОНР II | ОНР III | ОНР | ФФНР | Стертая дизартрия | Другие диагнозы (ЗПР) |
||||
подгото-вительная (6-7 лет) |
Таким образом, у детей отмечается тяжелое нарушение речи (общее недоразвитие речи, II, III и IV уровни речевого развития), а так же фонетико- фонематическое нарушение речи, стертая дизартрия. Ни один из воспитанников не имеет первой группы здоровья. У четверых детей выявлены нарушение осанки и плоскостопие, у троих аллергические реакции.
Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют основные приоритеты в реализации образовательной программы - коррекция речевых и неречевых нарушений, физическое развитие и оздоровление воспитанников.
ТАБЛИЦА 2
Индивидуальные особенности детей группы
Группа, возраст детей | Особенности детей |
||||
Пол | Тип темперамента | Социально-эмоциональная сфера | Познавательная сфера |
||
Подготови-тельная, 6-7 лет | Сангвинический -5 Холерический -4 Флегматический- 4 Меланхолический- 2 | Агрессивность – 3 Тревожность – 4 Застенчивость – 4 Гиперактивность - 4 | Вторичная задержка интеллектуаль-ного развития – |
Группа, возраст детей | Особенности детей |
||||
Пол | Особенности поведения | Контактность | Познавательная сфера |
||
Подготови-тельная, 6-7 лет | Спокойный, уравновешенный -2 Гипервозбудимый, эмоционально лабильный - 8 Заторможенный, вялый, безынициативный - 4 | Легко вступает в контакт, иногда выступает инициатором общения – 4 С трудом вступает в контакт, замкнут, не может быть инициатором общения – 2 Не сразу идет на контакт, но постепенно раскрывается в общении - 9 | Вторичная задержка интеллектуального развития – |
ТАБЛИЦА 3
Сведения о семьях воспитанников группы
Проектирование образовательного процесса
Учебный план
В подготовительной логопедической группе для детей с ОНР с октября по май (включительно) проводится в неделю 17 подгрупповых или фронтальных занятий продолжительностью 25 минут каждое, что не превышает рекомендованную САНПиНом недельную нагрузку. Каждый ребенок не менее трех раз в неделю занимается индивидуально с логопедом и воспитателем. массаж для нуждающихся выносится за сетку занятий, как лечебная процедура.
Образовательная область. Направление деятельности | Количество занятий в неделю |
Речевое развитие / Художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) | |
Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность , формирование целостной картины мира ) | |
Познавательное развитие (развитие математических представлений) | |
Художественно эстетическое развитие (рисование) | |
(лепка/аппликация) | |
Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие) | |
Физическое развитие (физическая культура) | 3 (1 на свежем воздухе) |
Подгрупповое занятие с учителем-логопедом | |
Индивидуальные занятия с логопедом | |
Индивидуальное занятие с воспитателем |
Социально-коммуникативное развитие осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной игровой деятельности детей, на совместных с родителями мероприятиях, на интегрированных занятиях.
Учебный план
Система образовательной работы с детьми на 2014 – 2015 учебный год
лет | № 7 подготовительная группа компенсирующей направленности V вида (речевая) | Познавательное развитие | Формирование целостной картины мира, ФЭМП | 30 мин | 10 мин | «От рождения до школы» «Юный эколог» «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» «Ритмическая мозаика» (музо) «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе д/сада с ОНР», ООП ДОУ. |
|
Речевое развитие | Развитие речи | ||||||
Художественное творчество | Рисование Аппликация Лепка Музыка | ||||||
Физическое развитие | Физкультура | ||||||
ВСЕГО:14 |
|||||||
Социально- коммуникативное развитие | В I и II половине дня игровая деятельность детей совместно с воспитателем и самостоятельно |
Непосредственно образовательная деятельность
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1.Речевое (Логопедическое) | 1.Познание (ФЭМП) | 1.Речевое (логопедическое) | 1.Познание (ФЭМП) | 1.Познание (формирование целостной картины мира) |
Познание (формирование целостной картины мира | (рисование) | 2. Художественное творчество (лепка/(аппликация) | 2. Художественное творчество (рисование) | 2. Художественное творчество (музыка) |
3.Физкультурное | 3. Художественное творчество (музыка) | 3.Физкультурное | 3.Физкультура на улице |
ТАБЛИЦА 4
Модель организации коррекционно-развивающей работы в группе
ТАБЛИЦА 5
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки
Возраст | Продолжительность коррекционно-развивающего занятия | Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня, во второй половине дня |
с 6 до 7 лет | 25 минут фронтальное, подгрупповое, занятие, 10 минут индивидуальное занятие, 30 минут интегрированное занятие. | В первой половине дня - 70 минут (включая индивидуальное занятие с логопедом) Во второй половине дня - 30 минут (включая индивидуальную работу по заданию логопеда). |
В середине каждого коррекционно-развивающего занятия педагоги проводят физкультминутку. Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут. В середине фронтального или интегрированного занятия учитель-логопед проводит релаксационную паузу.
В середине учебного года (январь) и в начале мая для воспитанников организуются недельные каникулы, во время которых проводят образовательную деятельность только эстетически-оздоровительного цикла и индивидуальные занятия со специалистами.
В июне коррекционно-развивающие занятия не проводятся. Предпочтение отдается спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям на свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок, на которых учитель-логопед организует индивидуальные занятия с детьми.
ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ
П рием детей, игры, дежурство, утренняя гимнастика ……………8.00-8.30
Подготовка к завтраку, завтрак……………………………………..8.30-8.55
Подготовка к занятиям………………………………………………8.55-9.00
1-е занятие воспитателя и 1-е подгрупповое логопедическое
Занятие………………………………………………………………..9.00-9.30
2-е воспитателя и 2-е подгрупповое логопедическое
Занятие………………………………………………………………..9.40-10.05
3-е занятие воспитателя и 3-е подгрупповое логопедическое
занятие………………………………………………………………..10.15-10.40
Индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, подготовка к прогулке, прогулка……………………………………………………………….10.40-12.25
Возвращение с прогулки, индивидуальная работа логопеда с деть-
ми, игры, чтение художественной литературы……….................12.25-12.40
Подготовка к обеду, обед…………………………………………….12.40-13.10
Подготовка ко сну, сон……………………………………………….13.10-15.00
Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры……………15.00-15.15
Подготовка к полднику, полдник…………………………………….15.15-15.30
Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры, свободная деятельность детей………………………………………..15.30-16.05
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой……………………...16.05-18.00
Возвращение с прогулки, игры……………………………………….17.45-18.00
Игры, уход детей домой………………………………………………17.45-18.00
ПРИМЕРНОЕ РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
1-е подгрупповое занятие……………………………………………….9.00-9.20
2-е подгрупповое занятие……………………………………………….9.30-9.50
3-е подгрупповое занятие……………………………………….……10.00-10.20
Индивидуальная работа с детьми…………………………………….10.20-12.40
Участие логопеда в режимных моментах……………………………12.40-13.00
ГРАФИК РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Понедельник …………………………………………………………..9.00-13.00
Вторник………………………………………………………………9.00-13.00
Среда……………………….................................................................9.00-13.00
Четверг………………………………………………………………..13.00-17.00
Пятница………………………………………………………………9.00-13.00
Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлены в виде календарно-тематического планирования (таблица) и модели ежедневного планирования подгрупповых занятий учителя-логопеда (сетки).
Календарно-тематическое планирование
в подготовительной логопедической группе № 7
2014– 2015 учебный год
Тема | Сроки | Итоговое событие | Дата | Календарь праздников |
||
День знаний | Сентябрь |
|||||
I-III недели(01.09-19.09) | День знаний. Мониторинг | Экскурсия на школьную линейку. Конкурс «Мое генеалогическое древо». Альбом «Полезно-вредно» | «День Знаний» |
|||
IV неделя(22.09-30.09) | Труд людей осенью. Человек. Части тела. Семья. Детский сад, профессии (работники д/с) |
|||||
Осень | Октябрь |
|||||
I неделя(01.10-03.10) | Человек. Части тела. Семья Овощи | Целевая прогулка «Осень в парке». Праздник «Осенины» | День рождения Аксакова |
|||
II неделя(06.10-10.10) | Фрукты. Ягоды. |
|||||
III неделя(20.10-24.10) | Золотая осень Деревья. Грибы |
|||||
IV неделя(21.10-25.10) | Деревья. Грибы. |
|||||
V неделя(27.10-31.11) | Овощи |
|||||
День народного Единства | Ноябрь |
|||||
I неделя(03.11-07.11) | Каникулы. Домашние любимцы | Фотовыставка «Домашние любимцы». Досуг «Книги Е.И.Чарушина». Альбом«Это Родина моя». Показ родителям театрализации по сказке | Д/р. Чарушина День Матери |
|||
II неделя(10.11-14.11) | Дикие животные. Детеныши |
|||||
III неделя(17.11-21.11) | Дикие животные. Подготовка к зиме. |
|||||
IV неделя (24.11-28.11) | Одежда. Костюмы разных народов |
|||||
Новый год | Декабрь |
|||||
I неделя(01.12-05.12) | Зима (приметы). Зимние забавы | Новогодний утренник. Изготовление подарков родителям и украшений для елки. | Д/р.А.Невского Новый год |
|||
II неделя(08.12-12.12) | Домашние птицы |
|||||
III неделя(15.12-19.12) | Зимующие птицы |
|||||
IV неделя (22.12-26.12; 29.12-31.12) | Новогодние праздники (ОБЖ). |
|||||
5. | Зима | |||||
I неделя(12.01-16.01) | Зима (приметы,ОБЖ). Рождес т во | Изготовление с детьми макетов . Посиделки. Сюжетно-ролевые игры (объединение сюжетов). Изготовление кормушек, развешивание на участке. Утренник с приглашением жителей блокадного Ленинграда. | День «Спасибо» Д/р. Монферрана День снятия Блокады |
|||
II неделя(12.01-16.01) | Каникулы . Спортивные игры и развлечения |
|||||
III неделя(19.01-23.01) | Зимующие птицы |
|||||
IV неделя(26.-30.02) | Строительство. Архитектура. Город герой - Ленинград |
|||||
6. | День защитников Отечества | |||||
I неделя(02.02-06.02) | Транспорт (ОБЖ) | Театрализация или вечер, посвященный творчеству А.С.Пушкина. Вечер развлечений «Папин день», изготовление открыток и рисунков папе. Масленица | 10 февраля - День гибели Пушкина 23.02-02.03- Масленица |
|||
II неделя09.02-13.02) | Транспорт. ПДД. Сказки А.С. Пушкина |
|||||
III неделя(16.02-20.02) | Профессии. Народные праздники, обычаи, ремесла |
|||||
IV неделя(24.02-27.02) | Защитники Отечества, столица России Профессии. Народные праздники, обычаи, ремесла |
|||||
7. | Мамин день | |||||
I неделя(02.03-06.03) | Весна. Наши мамы (+женские профессии) | Праздник «Мамин день» Альбом детского речевого творчества «Полезно-вредно» | Международный женский день День доброты |
|||
II неделя(09.03-13.03) | Посуда |
|||||
III неделя(16.03-20.03) | Продукты питания (валеология) |
|||||
IV неделя(23.03-31.03) | Животные севера и жарких стран. Каникулы. |
|||||
8. | Весна | |||||
I неделя(01.04-03.04) | Весна. Перелетные птицы | Конкурс рисунков о весне Альбом детского речевого творчества или газета «Наш дом – Земля» | 22 апреля - День Земли Праздник Весны и Труда |
|||
II неделя(06.04-10.04) | День космонавтики |
|||||
III неделя(13.04-17.04) | Весна. Первоцветы |
|||||
IV неделя(20.04-24.04) | Дружат люди всей Земли (толерантность, экология). Водоемы, их обитатели. Рыбы |
|||||
V неделя(27.04-30.04) | Мебель |
|||||
9. | Здравствуй, школа! | |||||
I неделя(04.05-08.05) | Насекомые | Концерт для ветеранов Возложение цветов Выпускной утренник Театрализация или Петербургская ассамблея | ||||
II неделя(11.05-15.05) | День Победы (символика государства, столица) |
|||||
III неделя(18.05-22.05) | Здравствуй, школа! |
|||||
IV неделя(25.05-29.05) | Виват, Петербург |
|||||
тела | Совместная деятельность |
|||||
Задачи коррекционной работы | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
|
Художественно-эстетическое развитие |
| «Узнай по интонации»(сер.,грус., весёл.)сил.-по словес., слаб.-по символу | «Забей гол в ворота» Сил.-10 см Слаб.-30 см | Звук А-добиваемся длительного произношения. Звук А на выдохе | «Стучит молоточек» Ритмический рисунок. Сил.-из 6 Слаб.-из 3-х | «Заводной гудок» |
| «Что делает Маша» (неречевые звуки за ширмой) | «Что перепутал художник» (зрительное внимание) | «Кто позвал тебя, узнай» (слуховое внимание) | «Что изменилось» (4 предмета) | «Лабиринты» |
|
| (познание) | Придумывать слова со звуком А (в нач., серед., кон., слова) | Хлопни в ладоши, если услышишь песенку телёнка (среди гласных звуков) | Буква А, работа в тетради. Слова –предметы (кто?, что?) Работа с досками. | Работа в кассе | «Найди звук» |
познание, коммуникация) | Беседа: «Где, с кем живу» Назови ласково…. Мой, моя… | Подбери слова-действия Теремков астр.3, альб. №1 Глаза нужны для того, что бы… | «Один-много» Лоб-лбы, рот-рты… | Слова антонимы. Длин. волосы-короткие… | Опиши портрет понравившегося героя. |
|
Развитие связной речи (коммуникация) | Расскажи про маму.По плану(имя,лицо, глаза,уши,нос, волосы)Теремкова Альб.№1 стр.32 | Отгадывание загадок, с объяснением, что помогло отгадать. Крупенчук стр. 140 | ||||
Физическое развитие |
| Пальчики(прищепки) Прищеплю прищепки ловко, я на мамину верёвку. | Раскрась картинку с буквой А. | Дорисуй дождик | Мозаика | Тетрадь Астафьева-Буква А |
Образовательная область | Тема: Овощи. Труд людей осенью. | Совместная деятельность |
||||
Задачи коррекционной работы | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
|
Художественно-эстетическое развитие | Развитие общих речевых навыков | Мимические упражнения: «Толстячки-худышки» | Мимические упражнения: «Сладкий-горький | «Тихо-громко» Координирован. движения и чувство ритма. | «Простучи, как я» Работа над ритмом …_, _ _... | «Тихо-громко» |
Развитие зрительного и слухового внимания, памяти | Что ты слышишь за окном? | Длинное, короткое слово-определить на слух | «Что изменилось?» Сильн.-из 7 предм. Слаб. –из 5-ти предм. | Лабиринты | Сильн.-звукоподрожание Слаб.-имя |
|
Познавательное и речевое развитие, социально-личностное развитие | Развитие фонематических процессов. Обучение грамоте (познание) | Характеристика Звука У. Придум слова со звук У. Узнай из ряда звуков и хлопни в ладоши | Слова-предметы Работа с досками | Буква А. Собири из палочек. Узнай и запиши-поартикуляции, слова АУ, УА | Слова -предметы. (кто?, что?) Придумывание слов к вопросам. | Работа в тетради. Астафьева. |
Развитие лексики и грамматического строя речи (познание, коммуникация) | Подбор к существительным, прилагательных. Какие бывают?(морковь-сочная, длин.,хруст.,рыжая) | Расширение словаря: тыква, бобы,редис, репка, баклажан,выкапывать, сеять, удобрять,выращивать, сочный,хрустящий… | Назови ласково: Огурец-огурчик Тыква- Чеснок- Помидор- Лук- Морковь-…. | «Из чего, какой?» Из каких овощей, что приготовила мама. Теремкова Альб.№1 стр. 5 | Назвать овощи, которые срезают ножом, которые срывают, выкапывают лопатой, вырывают из земли. |
|
Развитие связной речи (коммуникация) | Чтение, ответы на вопросы: «Кто, как одет?» Крупенчук стр 16 | Пересказ рассказа «Кто, как одет?» Крупенчук стр.16 | ||||
Физическое развитие | Развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса | Самомассаж: Вырос у нас чеснок, перец, томат, кабачок, тыква, капуста, картошка, лук и немножко горошка, овощи мы собирали, ими друзей угощали,квасили, ели, солили, с дачи домой увозили. Прщай-же на год, наш друг - огород | Зашнуруй ботинок | Рамки Монтесори | Узнай на ощупь (волшебный мешочек, разные овощи) | Квадраты Никитина |
планирование учителя-логопеда в логопедической группе детского сада.
Образовательная область | Тема: Фрукты | Совместная деятельность |
||||
Задачи коррекционной работы | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
|
Художественно-эстетическое развитие | Развитие общих речевых навыков | «Волшебные трубочки» (развитие длительного выдоха» | Карточка №1 зад. 1
| Карточка №2 зад. 1 Произнесение гласных на одном выдохе | Карточка №1 зад. 2 Произнесение гласных на одном выдохе (ма-на-ва-ка) | Карточка №2 зад. 2 Произнесение гласных на одном выдохе |
Развитие зрительного и слухового внимания, памяти | Найди фрукты и назови их. Путанница-развитие зрительного внимания | Узнай фрукт по описанию-развитие слухового внимания | Что изменилось? (фрукты-8 предметов) | Опиши фрукт не называя его, другие дети отгадывают-развитие слухового внимания | 4-ый лишний по т. Фрукты-развитие слухового внимания |
|
Познавательное и речевое развитие, социально-личностное развитие | Развитие фонематических процессов. Обучение грамоте (познание) | Характеристика звука О. Придумывание слов с этим звуком. Символ звука О. | Слова-предметы (кто? что?). Работа с досками.(живой, не живой) | Звук и буква О. Узнай звук по артикуляции. Тетрадь Астафьевой | Придумай слова со звуком О-называем место звука в слове. | Работа в тетради. Буква О. Астафьева |
Развитие лексики и грамматического строя речи (познание, коммуникация) | Отгадывание загадок по теме Фрукты. Что помогло их отгадать. Крупенчук стр. 19 | Назови ласково. Яблоко-яблочко… | Продолжи предложение: В магазине продаётся много…(персиков, яблок…) | Из чего, какой? пирог из яблок… Варенье из слив… Сок из груш… Компот из фруктов… | Согласование местоимений с существительным. (мой, моя, мои) |
|
Развитие связной речи (коммуникация) | Расскажи о своём фрукте по плану. Крупенчук стр. 22 | Составление описательного рассказа по картинке с изображением фрукта. | ||||
Физическое развитие | Развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса | Пальчики: На базар ходили мы, много груш там и хурмы, есть лимоны, апельсины, дыни, сливы, мандарины, но купили мы арбуз – это самый вкусный груз. | Шнуровки. Фрукты | Обводки (внутри контура). Фрукты | Закрашивание фруктов. | Игра с палочками. |
Портфолио
учителя- логопеда
Портфолио (от франц. porter - излагать, формулировать, нести и folio -лист, страница) - досье, собрание достижений (словарь иностранных слов).
Основной целью составления портфолио является освещение всех сторон профессиональной деятельности учителя-логопеда
Объем материалов портфолио – папка – 30 файлов.
Текст размещается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 с соблюдением следующих размеров полей:
- левое – не менее 30 мм,
- правое – не менее 10 мм,
- верхнее – не менее 20 мм,
- нижнее – не менее 15 мм.
При компьютерном наборе печать производится шрифтом 13 пунктов. Междустрочный интервал – полуторный.
Требования к оформлению портфолио учителя-логопеда
(в печатном виде)
Предварительный просмотр:
1.Общие сведения
- дата рождения;
- образование, год окончания учебного заведения, специальность по диплому;
- стаж работы, педагогический стаж (по специальности), стаж в данном учреждении, квалификация, дипломы, грамоты и др.
- Закон РФ «Об образовании»;
- «Конвенция о правах ребенка»;
- «Концепция дошкольного образования»;
- «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»;
- «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии»;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Временные (примерные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ);
- Перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня, содержится в информационных письмах Минобразования России от 24.03.95, от 29.01.96;
- Письмо министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) в образовательном
1.Общие сведения 2.Нормативно-правовая документация
4.Организационно-педагогическая деятельность
- краткое эссе
- достижения по следующим направлениям:
- коррекционно-развивающая работа в детском саду
- научно-методическая деятельность
- консультативная работа
- профилактическая деятельность
- аналитика
- публикации
- резюме и материалы, отражающие прогресс детей в ходе работы с ними.
1.1. На титульном листе - фотография учителя-логопеда; его жизненное кредо, девиз профессиональной деятельности.
1.2. Общие сведения о педагоге:
1.3. Указываются курсы повышения квалификации учителя-логопеда, с приложением дипломов, свидетельств.
6. Достижения (грамоты, дипломы, сертификаты)
1.4. Перечисляются учебные заведения, в которых педагог трудился и получал свой профессиональный опыт
- Обратная связь
Портфолио может содержать цитаты, стихи, картинки, видео- и фотоматериалы.
3.Программно-методическое обеспечение
- Диагностические пособия
- Методические пособия
- Дидактические пособия
- Электронные образовательные ресурсы
Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия
Идея её создания появилась в 2003 году.
Работая с детьми, у которых имеются речевые нарушения, а также взаимодействуя с их родителями, я заметила, что они не всегда активно включаются в образовательный процесс и не имеют возможности правильно подобрать игры и упражнения для закрепления навыков, формирующихся у детей на логопедических занятиях.
Мною была поставлена цель : разработать сборник дидактического материала с учетом требований “Программы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР” старшего дошкольного возраста и в соответствие с календарно-тематическим планированием коррекционной работы в нашем дошкольном учреждении .
В течение 2-х лет шел подбор дидактического материала. Логопедическая тетрадь создана в 2005 году, печатается на 69 страницах. Тетрадь имеет титульный лист, где печатается или вклеивается фотография того ребёнка, кому непосредственно она предназначена, а также подписывается фамилия и имя ребёнка печатными разборчивыми буквами. <Приложение1>
Тетрадь включает следующие разделы:
Памятка для родителей (даёт представления по работе с тетрадью, положительный настрой на работу, напоминает о необходимости постоянного контакта со специалистами). <Приложение2>
Рекомендации по развитию артикуляционной моторики включают в себя основные требования к выполнению упражнений такого рода (перед зеркалом, образец, ритмичность, отчетливость, и т.д). <Приложение3>
Игры и упражнения на преодоление ОНР у детей 5-7лет.
Тетрадь содержит 30 лексических тем, предусмотренных программой и в соответствии с календарно-тематическим планированием коррекционной работы. <Приложение4>
Материал по каждой теме рассчитан для изучения в течение одной недели. <Приложение5>
Во время изучения определенной темы ребенок получает от 5 до 10 заданий, направленных на:
Обогащение и активизацию словарного запаса,
Развитие связной речи,
Формирование грамматических категорий,
Развитие графомоторных навыков.
Приложения.
Здесь я сочла необходимым представить:
Описания наиболее часто выполняемых упражнений по развитию артикуляционной моторики (в каждом конкретном упражнении присутствует цель, само описание и рекомендации по выполнению данного упражнения).
Примерные схемы для составления рассказов-описаний предметов, доступные для восприятия ребенка. К каждой схеме прилагается план для составления последовательного рассказа. <Приложение6>
Словарь лексических тем, который рассчитан на детей старшего возраста, а также служит опорой родителям при работе с ребенком. Здесь предлагаются существительные, прилагательные, глаголы, которые ребенок старшего возраста должен знать и уметь их образовывать.
Логопедическая тетрадь создана с учетом следующих дидактических принципов:
Совместимости с “Программой обучения и воспитания детей с ОНР” старшего дошкольного возраста,
Перехода от простого к сложному,
Системности и концентричности при изучении материала,
Учета возрастных особенностей детей,
Учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Данная методическая разработка используется мной при взаимодействии с педагогами, детьми и их родителями на речевых группах и логопункте, а также постоянно совершенствуется в зависимости от потребностей участников образовательного процесса. Это позволяет создать оптимальный контакт специалистов и родителей ребенка с ОНР, способствует закреплению ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении, а также добросовестному отношению родителей детей-логопатов к выполнению заданий логопеда.
Хочется отметить, что данная тетрадь востребована не только мной, но и моими коллегами, которые активно её используют в своей практике и считают такую разработку очень ценным пособием в работе по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста. Очень радуют положительные отзывы родителей моих воспитанников, которые отмечают: “… выполняя задания по данной тетради, мой ребёнок учится обобщать, анализировать, сопоставлять, общаться.”; “Вся система упражнений положительно влияет на эмоциональное развитие моего ребёнка через слово, рисунок, увлечённость, многообразие, заинтересованность, яркое впечатление, труд,…”; “У моего ребёнка обогащается словарный запас, формируется положительное мировоззрение, правильная речь.”
Также я планирую создание подобных игр и упражнений в электронном виде. Думаю, что это позволит расширить круг общения с педагогами и родителями дошкольников, которым необходимы практические советы по преодолению нарушений в развитии речи детей.
Тетрадь домашних заданий выдаётся в пятницу и возвращается в понедельник.
Домашнее задание ребёнок выполняет с родителями в течение 10 – 15 минут 2-3 раза в день.
Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.
Если Вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её выполнении Вы можете получить у логопеда.
Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи, однако когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.
Пусть выполнение домашних заданий станет игрою для ребёнка.
Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и родителей определит общий успех коррекционного обучения.
Приучайте ребёнка бережно относится к тетради и прилагаемым карточкам (карточки сдаются вместе с тетрадью! ).
Приложения
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА 7
Работа учителя-логопеда Работа с детьми
1. Выявление и экспресс-диагностика детей, имеющих отклонения в речевом развитии.
2. Учет детей с нарушениями речи.
3. Логопедическая помощь для коррекции фонетических нарушений у детей в возрасте от 5 до 7 лет.
4. Логопедическая помощь для коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей в возрасте от 5 до 7 лет.
5. Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-профилактической работе с детьми в возрасте от 4 до 5 лет.
6. Логопедические занятия с детьми 5-7 лет по индивидуальным программам.
7. Оформление индивидуальных речевых карт.
8. Ведение индивидуальных тетрадей.
9. Оформление аудиозаписей произношения звуков.
10. Проведение подгрупповых занятий (по признаку однотипности нарушений звукопроизношения):
Работа над формированием и развитием фонематического слуха;
Коррекция звуковосприятия и звукопроизношения;
Предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
Коммуникативное общение.
Работа с документацией
1. Планирование, разработка и реализация индивидуальных и подгрупповых логопедических программ.
2. Оформление протоколов медико-педагогических комиссий по приему и выпуску детей.
3. Календарный план работы на каждый день (учет рабочего времени).
4. График работы.
5. Списки детей по составу логопедических групп (2-3 раза в течение года).
6. Журнал - учет посещаемости.
7. Тетрадь взаимодействия с педагогами образовательного учреждения.
8. Участие в экспериментальных программах.
9. Оформление папки «Из опыта работы».
10. Подготовка документов к аттестации на высшую категорию.
Работа с воспитателями и педагогами
1. Посещение воспитателями открытых занятий по развитию речи.
2. Индивидуальное консультирование воспитателей.
3. Просветительская работа (семинары, открытые занятия) по профилактике и коррекции речевых нарушений.
4. Участие в экспресс-обзорах групп медико-психолого-педагогической службы.