ЗАговор против Павла I. ЗАговор против Павла I Последний дворцовый переворот произошел

Последний дворцовый переворот в истории России

Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема «Последний дворцовый переворот в истории России»


ФИО (полностью)

Васина Анна Юрьевна

Место работы

ГБОУ СОШ с.Екатериновка м.р.Приволжский Самарской области

Должность

учитель

Предмет

История

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Урок № 2 Последний дворцовый переворот в истории России

Базовый учебник

Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России, XIX век: учеб. для 8 класса общеобразовательных учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина - М.: «Просвещение», 2011г.

Ход урока

Учитель: Наш урок посвящен последнему дворцовому перевороту в России. Для того, чтобы разобраться в обстоятельствах данного дела, вспомните: что такое дворцовые перевороты; почему в XVIII веке увеличилось число претендентов на российский престол?

(Ученики отвечают на вопросы).

Учитель: Давайте обратимся к рабочему листу урока и выполним задания, направленные на развитие памяти.

(Задания прилагаются).

Учитель: В начале XIX века в России произошел последний дворцовый переворот. С тем, что же именно произошло в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., вы уже ознакомились, прослушав аудиокассеты (аудиокассеты с записью учебного материала, подготовленного учителем, раздаются в количестве 3–5 штук на класс за 5–7 дней до изучения данной темы). Расскажите мне об этом.

(Рассказ ученика).

Учитель: Нам предстоит выяснить:


  1. Причины преступления.

  2. Состав участников.

  3. Последствия этого переворота для развития России.
(Запись на доске).

Как вы думаете, почему заговорщики пошли на это преступление?

Почему политика, которую проводил Павел I, вызывала недовольство? Ведь Павел I пробыл на российском престоле всего 4 года 4 месяца 4 дня. За такой небольшой отрезок времени он издал 2179 указов. Почему его старания не были оценены?

Учитель: Сейчас вам придется поработать экспертами. К нам в школу пришел конверт, в котором лежит весьма любопытный документ.

Задание: Прочитайте его и подумайте, мог ли Павел I составить этот документ?

Кто, по вашему мнению, является автором этого документа?

Ученики: Павел I не мог написать этот документ, так как его политика была направлена против дворян. Этот документ составила Екатерина II, так как она заботилась о привилегиях дворянства.

Учитель: Засвидетельствуйте, какие указы Павла I были направлены против дворянства.

(Проверяется домашняя работа).

Что можно сказать о внешней политике, проводимой Павлом I?

(Рассказ ученика).

Учитель: Деспотизм Павла I, недовольство дворян внутренней и внешней политикой, проводимой императором, привели к дворцовому перевороту. Теперь мы готовы ответить на первые два вопроса памятки:


  1. Причины (недовольство дворянами внутренней и внешней политикой, проводимой императором).

  2. Состав заговорщиков (дворяне).
(Записи ведутся в тетради).

Учитель: Мы выяснили причины заговора, состав заговорщиков, но в тени осталось ещё одно лицо, причастное к убийству. Кто же это?

Ученики: Александр, сын Павла I.

Учитель: Почему Александр оказался в стане заговорщиков? Возможно, нам поможет частично в этом разобраться письмо Александра.

ИЗ ПИСЬМА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА (1797 г.)

“Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать … Все сразу же перевернуто с ног на голову. Это только увеличило беспорядок и без того в слишком сильной степени в делах… Моё несчастное отечество находится в положении, неподдающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены”.

Вопросы к документу:

Как оценивал правление Павла I его сын Александр?

Доверял ли Павел Александру?

Учитель: Павел и Александр не доверяли друг другу. Во многом причины недоверия кроются в отношении к ним обоим Екатерины II.

Видео (5 минут) Павел I

Вопросы после просмотра фильма:

Учитель: Как Екатерина II относилась к Александру?

Как относилась к Павлу?

(Ученики отвечают на поставленные вопросы).

Учитель: Я предлагаю решить логическую задачку. Перед вами три фигуры: Екатерина II, Павел I, Александр I. Они расставлены в хронологическом порядке (на учебном столе самодельные фигурки).

Задание: Расставьте в логическом порядке эти фигурки.

Ученики: Екатерина II, Александр I, Павел I.

(Объясняют, почему они расставили фигурки именно так).

Учитель: С какими цветами ассоциируется у вас правление Екатерины II, Павла I, Александра I?

Впрочем, начнем по порядку.

Учитель: Екатерина II?

Ученик: красный цвет (т.к. Екатерина II сама была яркой, умной, одаренной, незаурядной, сильной личностью, и во время её правления Россия стала могущественной державой. Екатерина заставила Европу считаться с мнением России, а самих русских – гордится своей вновь завоеванной славой и уважать самих себя).

Учитель берет кисть, красную краску и рисует на листе бумаги под надписью “Екатерина II” красный овал.

Учитель : Павел I?

Ученик: ???

Учитель: Нам поможет в этом разобраться великий русский историк В. О. Ключевский.

Вот как он характеризовал правление Павла I:

“Правление этого императора отличалось крайней противоречивостью. С одной стороны облегчение крестьян, с другой ограничение дворянских прав и привилегий, доходивших до открытых репрессивных мер. На фоне непредсказуемости, вспыльчивости и подозрительности самого императора”.

То есть Павел I изменчив как море: то штиль, то шторм.

Какой цвет возникает перед вами?

Ученики: Оттенки синего цвета.

Учитель: Совершенно верно. Так меняется цвет небосклона от лазурного солнечным утром, до свинцово – синего перед бурей.

Учитель берет кисть, синюю краску, и рисует на листе бумаги под надписью “Павел I” синий овал.

Учитель: С развитием России в эпоху правления Александра мы познакомимся подробно на следующих уроках. Но давайте предположим, какой будет политика Александра I, исходя из условий становления его личности?

Ученик: Александр – любимый внук Екатерины II. Возможно, он будет продолжать ее политику, но он сын Павла I, значит, он совместит красный и синий цвет, и это приведет к рождению нового цвета.

Учитель: Давайте проверим и посмотрим, что получится.

Учитель берет кисть, и на листе бумаги, под надписью “Александр I” смешивает красный и синий цвета:

В результате появляется овал фиолетового цвета.

Учитель: Фиолетовый цвет – цвет неоднозначный.

Какие черты характера могли сформироваться в таком человеке?

Ученики: Стремление к переменам, но в то же время двуличие, лицемерие, лукавство, которые не давали ему довести до конца ни одно из начатых им дел.

Учитель: Приведите, пожалуйста, высказывание современников об Александре I.

(Ученики зачитывают домашние заготовки).

Высказывания об Александре I


  1. “В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская”. (Шведский дипломат Лагербильке).

  2. “Республиканец на словах и самодержавец на деле” (Тургенев А.И.).

  3. “Он все делает наполовину” (Сперанский М.М.).

  4. “Император любил внешнюю форму свободы, как можно любить представление…, но кроме форм внешности, он ничего не хотел, и ничуть не был расположен, терпеть, чтобы они обратились в действительность” (Чарторыйский А.).

  5. “Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца” (Герцен А.И.) и т.д.
Учитель: Но вернемся к событиям в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Известно, что во время покушения, тело Павла было сильно изуродовано. Для сокрытия следов преступления решено было загримировать труп Павла. В Михайловском замке с ним наскоро простился народ. Так ушел в историю Павел I, который правил нашей страной 4 года 4 месяца 4 дня. Эпоха Павла I завершилась последним в России дворцовым переворотом.

Наступило время подвести итоги. Обратимся к памятке:

Какие последствия имел для России последний дворцовый переворот?

Ученики делают вывод и записывают в тетрадь:

“В результате дворцового переворота на престол взошел Александр I. Наверное, политика Александра будет носить дворянский характер, но Александру не обойтись и без реформ, так как в социально-экономическом развитии Россия отставала от стран Европы, а Александр воспитывался Екатериной II и был просвещенным монархом”.

Литература


  1. Валькова В.Г. Валькова О.А. Правители России. – М.: Рольф, 1999.

  2. Важенин А.Г. Конспекты уроков по истории России 19 века: 8 класс: Методическое пособие. – М.: Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

  3. Энциклопедия для детей. Т – 5. История России. От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ. М., 1997.

  4. Данилов А. А., Косулина Л.Г. Учебное пособие. М., изд. “Центр гуманитарного образования”, 1998.
Рисунки и развивающие задания прилагаются

Уровень А

Тема:

Расположите в хронологической последовательности правителей России, которые пришли к власти в результате дворцовых переворотов:

Екатерина I

Екатерина II

Елизавета Петровна

Поставь себе оценку:


  1. Если ты не допустил ошибок, поставь себе “4”

  2. Если ты допустил одну ошибку, поставь себе “3”

  3. Если ты допустил более одной ошибки, поставь себе “2”
Оценка:

Уровень В

Тема: “Дворцовые перевороты в России”

Задание:

Соотнесите имена правителей с датами:


  • Петр II

А 1730–1740

  • Анна Ивановна

Б 1727–1730

  • Екатерина I

В 1725–1727

  • Екатерина II

Г 1761–1762

  • Петр III

Д 1762–1796

  • Елизавета Петровна

Е 1741–1761

Поставь себе оценку:




Оценка:

Уровень С

Тема: “Дворцовые перевороты в России”

Задание:

В клетках слева напиши имя правителя, правившего в данный период времени:


1730–1740 гг.

1727–1730 гг.

1725–1727 гг.

1761–1762 гг.

1762–1796 гг.

1741–1761 гг.

Поставь себе оценку:

  1. Если ты не допустил ошибок, поставь себе “5”

  2. Если ты допустил одну ошибку, поставь себе “4”

  3. Если ты допустил две ошибки, поставь себе “3”

  4. Если ты допустил более двух ошибок, поставь себе “2”
Оценка:

ПОСЛЕДНИЙ ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ

Начало всегда кладет отпечаток на всякое явление.

Аристотель

НА ЧЕМ «ПРОКОЛОЛСЯ» ПЁТР III

Пётр III мог править долго и счастливо. Его готовы были если и не уважать, то любить. Но вот чего Петр так и не понял, так это роли, которую в жизни России играет дворянство и особенно его вооруженный отряд - гвардия. Он искренне не понимал, что в России можно делать почти всё… Можно отдавать самые невероятные приказы. Но вот чего никогда нельзя - это задевать интересов дворян.

Пётр без особых проблем мог бы развестись с женой, а тем более отправить её в монастырь. После этого он мог бы жениться на «краснорожей Лизке». Он мог бы до конца секуляризировать монастырское имущество. Он мог бы и дальше показывать священникам язык, играть на скрипке, на трубе и хоть на дудке или лупить во дворце ранним утром в огромный африканский барабан. Он мог бы даже продолжать дружить с Фридрихом и кричать, что отдал бы титул императора за счастье быть ефрейтором в его армии.

Конечно, и в отношениях с другими странами, в нарушении интересов России император был тоже ограничен. Окончание Семилетней войны русское общество встретило уныло: в конце концов, император отнял у России уже достигнутую немалой ценой победу, не дал расширить территории Российской империи в Европе. Тем самым нарушались не только национальные интересы, но и корпоративные интересы служилого сословия. Дворяне трудились, старались… а зачем?!

Но даже окончание Семилетней войны и попытку воевать с Данией за родной Шлезвиг–Гольштейн могло сойти с рук императору. Как сошли с рук Анне Ивановне её походы в Крым - бессмысленные, крайне плохо организованные, стоившие невероятных потерь.

Постыдный мир с Фридрихом и намерение объявить войну Дании ему могли бы и простить… Покряхтели бы, но простили. Тем более что в мире высокой политики всё часто бывает весьма и весьма неоднозначно. Мир с Фридрихом? А нет у России лучшего союзника в Европе, чем Пруссия. Может, в сто раз важнее отдать Восточную Пруссию и замириться, чем потерять такого славного союзника? К тому же всего через два года после восшествия на престол, когда чуть поутихли пропагандистские крики, Екатерина сама подписывает союзный договор с Фридрихом… И многие пункты этого договора оказываются совершенно такими же, как в «предательском» договоре Петра III.

Война с Данией за Шлезвиг–Гольштейн? А на территории Шлезвига находится портовый город Киль… Очень важный стратегически город. Может, отбить у Дании Киль важнее, чем одолеть Фридриха и присоединить часть его империи к своей?

Так что и странности международной политики ему могли бы и простить… Особенно сделайся император хоть немного лицемернее, хитрее. Не выставляй он так напоказ свой восторг пред Пруссией, например.

Император не мог безнаказанно сделать только одного - покуситься на фантастические привилегии дворянства. Сначала он и не покушался, а дал дворянам ещё более невероятные привилегии своим Манифестом. И это вызвало всеобщий восторг и готовность его обожать.

А потом Пётр все же на гвардию покусился, когда решил взять её в свой поход против Дании… И не просто взять, а уравнять её с остальными вооруженными силами. То есть фактически уничтожить гвардию как особый орган управления Россией и как главную партию дворянства. Этого делать было нельзя, пока не выросла новая гвардия, преданная лично императору. Только опираясь на такую силу, можно было бороться со всевластием гвардии.

Петр III этого не понимал. Он считал, вероятно, что если уж он внук Петра I и законный император на престоле, если он правит по законам, то ему ничто не угрожает. Но роль гвардии очень хорошо понимала его венчанная жена, вошедшая в историю под именем Екатерины II.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора

Дворцовый переворот Елизаветы Петровны Победа над шведами оказалась самым ярким эпизодом царствования Ивана Антоновича. А самым красочным моментом стало вступление в Петербург в октябре 1740 г. посольства персидского шаха Надира Ашрафа, которое привезло русскому царю

автора Анисимов Евгений Викторович

Анна Леопольдовна у власти. Дворцовый переворот Елизаветы Петровны Правление Анны Леопольдовны оказалось невыразительным. Сама правительница не обладала ни умом, ни способностями к государственной деятельности. Она тяготилась государственными делами, большую часть

Из книги Императорская Россия автора Анисимов Евгений Викторович

Дворцовый переворот. 1762 «Пора вставать, все готово, чтобы провозгласить вас!» – таковы были исторические слова, которыми Алексей Орлов рано утром 28 июня в Монплезире приветствовал внезапно разбуженную им Екатерину. Она тотчас встала, быстро оделась и вместе со своей

Из книги Тайны дома Романовых автора

Из книги Путин, Буш и война в Ираке автора Млечин Леонид Михайлович

ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ В Египте офицеры постепенно освоили методы управления страной, и военный режим приобрел гражданский характер. В Ираке происходил обратный процесс. После каждого переворота победители распределяли между собой все портфели, и у власти оказывалась

Из книги Дворцовые перевороты автора Згурская Мария Павловна

Что такое «дворцовый переворот» Само определение «эпоха дворцовых переворотов» принадлежит известнейшему русскому историку В.О. Ключевскому. Его же перу принадлежит самое известное определение дворцового переворота по-российски: «это захват политической власти в

Из книги 50 знаменитых загадок истории XX века автора Рудычева Ирина Анатольевна

«Дело Берии», или Самый загадочный «дворцовый переворот» советского времени Лаврентий Берия до сих пор является одной из самых загадочных исторических фигур сталинской эпохи: одни приписывают ему дьявольские черты, другие считают невинной жертвой обстоятельств. Так

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ПОЛЬЗУ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ В январе 1730 г. Петр II накануне коронации и свадьбы с княжной Долгоруковой заболел оспой и умер. Снова встал вопрос о замещении престола. В Верховном совете шесть мест из восьми принадлежали Голицыным и Долгоруковым.

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Первый дворцовый переворот Тогда Лесток надел ей на шею орден Святой Екатерины, учрежденный в память о мужестве и предприимчивости ее матери, дал в руки серебряное распятие и вывел из дворца к ожидавшим у ворот саням.Усадив цесаревну в сани, Лесток сел с нею рядом, а

Из книги История человечества. Россия автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Что такое «дворцовый переворот» Само определение «эпоха дворцовых переворотов» принадлежит известнейшему русскому историку В. О. Ключевскому. Его же перу принадлежит самое известное определение дворцового переворота по-российски: «это захват политической власти в

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Библейский Израиль. История двух народов автора Липовский Игорь Павлович

Дворцовый переворот Соломона и изменение политического курса В конце своей жизни Давид был настолько болен, что фактически отстранился от управления страной. Правда, библейский текст, сообщая о тяжелом состоянии царя, делает упор не на болезнь, а на его старость: «И

Из книги История человечества. Восток автора Згурская Мария Павловна

Опиумная война и дворцовый переворот Цыси Между тем жизнь в Поднебесной была далеко не безоблачной: в Китае шла Вторая опиумная война, начавшаяся в 1856 г. Еще с конца XVIII в., когда иностранная, в частности английская, торговля с Китаем сосредоточилась в руках Ост-Индской

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1741, 25 ноября Дворцовый переворот Елизаветы Петровны Победа над шведами оказалась самым ярким эпизодом царствования младенца Ивана Антоновича. К этому времени уже сложился заговор в пользу дочери Петра. Елизавета Петровна родилась в Москве в 1709 г. и выросла

Из книги Несостоявшийся император Федор Алексеевич автора Богданов Андрей Петрович

Глава 7. Дворцовый переворот Современники знали, что кончина Федора Алексеевича была неразрывно связана с дворцовым переворотом, приведшим на престол юного Петра. 10-летнего мальчика посадили на трон, разумеется, не для того, чтобы он самостоятельно правил (этого и не

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Дворцовый переворот и вступление на престол Заговорщиков поддержали французские дипломаты, они хотели удалить всех немцев от российского трона и тем самым повлиять на перемену внешней политики России. Французы надеялись, что Елизавета снова переведет столицу в Москву,

ПОСЛЕДНИЙ ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ В РОССИИ. УБИЙСТВО ПАВЛА I

Именно так произошел последний в истории России дворцовый переворот.

Будущий император Павел, сын Екатерины II и Петра III, родился 1 октября 1754 года в Петербурге. Сразу после рождения мальчика взяла в свои покои его бабка, императрица Елизавета. Первые годы Павел рос под присмотром императрицы Елизаветы Петровны. Мать, великая княгиня Екатерина, могла видеть его только изредка с позволения государыни. После смерти Елизаветы и недолгого правления императора Петра III Екатерина захватила власть в результате заговора и переворота и воцарилась на престоле, став единовластной российской императрицей

Павел получил хорошее образование и был способным, стремящимся к знаниям романтически настроенным мальчиком с открытым характером, искренне верившим в идеалы добра и справедливости. Павел рос в атмосфере интриг и сплетен. Те придворные, кому было в тягость правление Екатерины, не упускали возможности показать преданность Павлу, чтобы потом, когда он сам начнет царствовать, воспользоваться его расположением. Многие при дворе не скрывали от наследника трагической смерти его несчастного отца, императора Петра III, свергнутого с престола, намекая на неминуемую гибель самого цесаревича.

Первоначально его отношения с матерью после ее восшествия на престол в 1762 году были достаточно близкими. Однако со временем их отношения ухудшились. Екатерина опасалась своего сына, имевшего больше законных прав на трон, чем она сама. Императрица старалась не допускать великого князя к участию в обсуждении государственных дел, а тот, в свою очередь, начинал все более критически оценивать политику матери.

От природы Павел был одарённым человеком. Его учитель С. А. Порошин высоко ценил математические способности мальчика. "Если бы Его Высочество человек был партикулярный (обыкновенный), - писал он, - и мог совсем предаться одному только математическому учению, то бы по остроте своей весьма удобно мог быть нашим российским Паскалем".

При дворе Екатерины II не собирались готовить наследника к управлению государством. Несмотря на то что Павел уже достиг довольно солидного возраста и был женат на немецкой принцессе Вильгельмине, его не допускали на заседания совета при дворе императрицы и не посвящали в дела. Его окружение строго контролировалось императрицей. Павла преследовала навязчивая идея, что его жизнь, как и жизнь отца, может быть прервана насильственным путем. Его опасение подтверждалось многими обстоятельствами.

Приход Павла к власти в ноябре 1796 года сопровождался милитаризацией жизни двора и Петербурга в целом. Новый император сразу же попытался зачеркнуть все сделанное за 34 года царствования Екатерины II, и это стало одним из важнейших мотивов его политики. Император стремился заменить коллегиальный принцип организации управления единоличным.

Важным законодательным актом Павла I стал изданный в 1797 году закон о порядке престолонаследия, действовавший в России вплоть до 1917 года. В области сословной политики основной его целью было превратить русское дворянство в дисциплинированное, поголовно служащее сословие. Павел I проводил политику ограничения привилегий дворянства. В 1798 г. губернаторы стали контролировать выборы предводителей дворянства, а в 1799 г. были отменены губернские дворянские собрания. Более того, дворяне лишились иммунитета против телесных наказаний.

Противоречивой была политика Павла по отношению к крестьянству. В 1797 г. были приняты два указа, направленные на некоторое смягчение крепостного права: запрещалось заставлять крестьян работать в воскресенье, рекомендовалось ограничить барщину тремя днями, не разрешалось продавать дворовых и безземельных крестьян с аукциона. В 1799 г. был установлен запрет на продажу украинских крестьян без земли. При этом император не был противником крепостничества как такового. За четыре года царствования он раздарил около 600 тысяч крепостных, искренне полагая, что за помещиком им будет жить лучше.

В армии Павел стремился ввести прусские военные порядки. Он считал, что армия – это машина и главное в ней механическая слаженность войск и исполнительность. Инициатива же и самостоятельность вредны и недопустимы.

Стремление Павла к мелочной регламентации сказалось и на его вмешательстве в повседневную жизнь подданных. Были запрещены определенные фасоны одежды, причесок, танцы, в которых император видел проявления свободомыслия. Была введена жесткая цензура, запрещен ввоз книг из-за границы.

Политика Павла в сочетании с его деспотическим характером, непредсказуемостью и эксцентричностью, вызывала недовольство в самых разных социальных слоях.

Уже вскоре после его воцарения против него стал созревать заговор. В этом заговоре по различным оценкам принимало участие от 30 до 70 человек. Организаторы переворота, граф Пален и князь Платон Зубов, бывший фаворит Екатерины, имели лич?6?

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

Последний дворцовый переворот в России

Материал может быть использован при подготовке урока по теме
«Эпоха дворцовых переворотов».
7-й класс.

В последние годы многие учителя стараются чаще использовать в своей работе нетрадиционные приемы обучения при проведении уроков. Опыт работы показывает, что проведение урока в форме лекции не дает длительного эффекта запоминания и большинство учащихся уже через некоторое время забывают до 80% изученного материала. Поэтому я, как учитель, вынуждена постоянно придумывать что-то новое, чтобы добиться максимального эффекта усвоения и запоминания материала. Говорят, что хороший урок – это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. О некоторых таких разработках, использованных мною, я хочу рассказать на примере этого урока.

Родословное древо дома Романовых
от Петра I до Александра I

Учитель. Наш урок посвящен последнему дворцовому перевороту в России. Для того чтобы разобраться в обстоятельствах данного дела, вспомните: что такое дворцовые перевороты; почему в XVIII в. увеличилось число претендентов на российский престол?

Ученики отвечают на вопросы.

Учитель. Давайте обратимся к рабочему листу урока и выполним задания, направленные на развитие памяти.

Учитель. В начале XIX в. в России произошел последний дворцовый переворот. С тем, что именно произошло в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. вы уже ознакомились, прослушав аудиокассеты (аудиокассеты с записью учебного материала, подготовленного учителем, раздаются в количестве 3-5 штук на класс за 5-7 дней до изучения данной темы). Расскажите мне об этом.

Екатерина II
Александр I

Литография. 1825 г.

Учитель. Нам предстоит выяснить:

Причины преступления.
Состав участников.
Последствия этого переворота для развития России.

Запись на доске.

Как вы думаете, почему заговорщики пошли на это преступление?
Почему политика, которую проводил Павел I, вызывала недовольство? Ведь Павел I пробыл на российском престоле всего 4 года 4 месяца 4 дня. За такой небольшой отрезок времени он издал 2179 указов. Почему его старания не были оценены?

Учитель. Сейчас вам придется поработать экспертами. К нам в школу пришел конверт, в котором лежит весьма любопытный документ.

Задание

Жалованная грамота дворянству

«А. О личных преимуществах дворян.
Не токмо империи полезно, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо…
12. Да не судится благородный окромя своими равными.
13. Телесное наказание да не коснется до благородного…
17. Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу…
Б. О собрании дворян.
39. Собранию дворянства в наместничестве дозволяется избирать губернского предводителя дворянства той губернии…»

Ученики. Павел I не мог написать этот документ, так как его политика была направлена против дворян. Этот документ составила Екатерина II, так как она заботилась о привилегиях дворянства.
Учитель. Засвидетельствуйте, какие указы Павла I были направлены против дворянства.

Проверяется домашняя работа.

Что можно сказать о внешней политике, проводимой Павлом I?

Учитель. Деспотизм Павла I, недовольство дворян внутренней и внешней политикой, проводимой императором, привели к дворцовому перевороту. Теперь мы готовы ответить на первые два вопроса памятки:
Причины: недовольство дворян внутренней и внешней политикой, проводимой императором.
Состав заговорщиков - дворяне.

Записи ведутся в тетради.

Учитель. Мы выяснили причины заговора, состав заговорщиков, но в тени осталось еще одно лицо, причастное к убийству. Кто же это?
Ученики. Александр, сын Павла I.

Учитель. Почему Александр оказался в стане заговорщиков? Возможно, нам поможет частично в этом разобраться письмо Александра.

Из письма великого князя Александря Павловича (1797)

«Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать… Все сразу же перевернуто с ног на голову. Это только увеличило беспорядок и без того в слишком сильной степени в делах… Мое несчастное отечество находится в положении, не поддающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены».

Вопросы к документу

Как оценивал правление Павла I его сын Александр?
Доверял ли Павел Александру?

Учитель. Павел и Александр не доверяли друг другу. Во многом причины недоверия кроются в отношении к ним Екатерины II.

Просмотр видеофильма «Павел I». 5 минут.

Вопросы к фильму

Как Екатерина II относилась к Александру?
Как относилась к Павлу?

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

Учитель. Я предлагаю решить логическую задачу. Перед вами три фигуры: Екатерина II, Павел I, Александр I. Они расставлены в хронологическом порядке (на учебном столе самодельные фигурки).

Задание

Расставить в логическом порядке эти фигурки.

Ученики. Екатерина II, Александр I, Павел I. (Объясняют, почему они расставили фигурки именно так.)
Учитель. С какими цветами ассоциируется у вас правление Екатерины II, Павла I, Александра I?
Начнем по порядку: Екатерина II?
Ученик. Красный цвет, так как Екатерина II сама была яркой, умной, одаренной, незаурядной, сильной личностью и во время ее правления Россия стала могущественной державой. Екатерина заставила Европу считаться с мнением России, а самих русских - гордиться своей вновь завоеванной славой и уважать самих себя.

Учитель берет кисть, красную краску и рисует на листе бумаги под надписью «Екатерина II» красный овал.

Учитель. Павел I?
Ученики. .
Учитель. Нам поможет в этом разобраться великий русский историк В.О. Ключевский.
Вот как он характеризовал правление Павла I:

«Правление этого императора отличалось крайней противоречивостью. С одной стороны - облегчение крестьян, с другой - ограничение дворянских прав и привилегий, доходивших до открытых репрессивных мер. На фоне непредсказуемости, вспыльчивости и подозрительности самого императора».

То есть Павел I изменчив, как море: то штиль, то шторм.
Какой цвет возникает перед вами?

Павел I

С.С. Щукин. 1797 г.

Ученики. Оттенки синего цвета.
Учитель. Совершенно верно. Так меняется цвет небосклона от лазурного солнечным утром, до свинцово-синего перед бурей.

Учитель берет кисть, синюю краску и рисует на листе бумаги
под надписью «Павел I» синий овал.

Учитель. С развитием России в эпоху правления Александра I мы познакомимся подробно на следующих уроках. Но давайте предположим, какой будет политика Александра I, исходя из условий становления его личности?
Ученики. Александр - любимый внук Екатерины II. Возможно, он будет продолжать ее политику, но он сын Павла I, значит, он совместит красный и синий цвет, и это приведет к рождению нового цвета.
Учитель. Давайте проверим и посмотрим, что получится.

Учитель берет кисть, и на листе бумаги под надписью «Александр I»
мешивает красный и синий цвета.
В результате появляется овал фиолетового цвета.

Учитель. Фиолетовый цвет - цвет неоднозначный.
Какие черты характера могли сформироваться в таком человеке?
Ученики. Стремление к переменам, но в то же время двуличие, лицемерие, лукавство, которые не давали ему довести до конца ни одно из начатых им дел.
Учитель. Приведите, пожалуйста, высказывание современников об Александре I.

Ученики зачитывают домашние заготовки.

Парад гвардии в царствование Павла I
на плацу Гатчинского дворца.

Высказывания об Александре I

«В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская». (Шведский дипломат Лагербильке)
«Республиканец на словах и самодержавец на деле». (А.И. Тургенев)
«Он все делает наполовину». (М.М. Сперанский)
«Император любил внешнюю форму свободы, как можно любить представление… но кроме форм внешности, он ничего не хотел и ничуть не был расположен терпеть, чтобы они обратились в действительность». (А. Чарторыйский)
«Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца». (А.И. Герцен)

Учитель. Но вернемся к событиям в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Известно, что во время покушения тело Павла было сильно изуродовано. Для сокрытия следов преступления решено было загримировать труп Павла. В Михайловском замке с ним наскоро простился народ. Так ушел в историю Павел I, который правил нашей страной 4 года 4 месяца 4 дня. Эпоха Павла I завершилась последним в России дворцовым переворотом.
Наступило время подвести итоги. Обратимся к памятке:
Какие последствия имел для России последний дворцовый переворот?

Ученики делают вывод и записывают в тетрадь:

Екатерина II, Павел I и
Александр I в медальоне

С гравюры Больдта

«В результате дворцового переворота на престол взошел Александр I. Наверное, политика Александра будет носить дворянский характер, но Александру не обойтись и без реформ, так как в социально-экономическом развитии Россия отставала от стран Европы, а Александр воспитывался Екатериной II и был просвещенным монархом».

Рисунки и развивающие задания по теме
«Дворцовые перевороты в России»

Уровень А

Задание
Расположите в хронологической последовательности правителей России, которые пришли к власти в результате дворцовых переворотов:

Петр II
Екатерина I
Екатерина II
Елизавета Петровна

Поставь себе оценку
Если ты не допустил ошибок, поставь себе «4».
Если ты допустил одну ошибку, поставь себе «3».
Если ты допустил более одной ошибки, поставь себе «2».
Оценка:

Уровень В

Задание
Соотнесите имена правителей с датами:

Петр II
А. 1730-1740

Анна Иоанновна
Б. 1727-1730

Екатерина I
В. 1725-1727

Екатерина II
Г. 1761-1762

Петр III
Д. 1762-1796

Елизавета Петровна
Е. 1741-1761

Поставь себе оценку


Оценка:

Уровень С

Задание
Cлева напиши имя царя или царицы, правивших в данный период времени:

1730-1740 гг.
_____________ 1727-1730 гг.
_____________ 1725-1727 гг.
_____________ 1761-1762 гг.
_____________ 1762-1796 гг.
_____________ 1741-1761 гг.

Поставь себе оценку
Если ты не допустил ошибок, поставь себе «5».
Если ты допустил одну ошибку, поставь себе «4».
Если ты допустил две ошибки, поставь себе «3».
Если ты допустил более двух ошибок, поставь себе «2».
Оценка:

ЛИТЕРАТУРА

1. Валькова В.Г. Валькова О.А. Правители России. М. Рольф, 1999.
2. Важенин А.Г. Конспекты уроков по истории России XIX века. 8 класс: Методическое пособие. М. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
3. Энциклопедия для детей. Т 5. История России. От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ. М. 1997.
4. Данилов А.А. Косулина Л.Г. Учебное пособие. М. Центр гуманитарного образования, 1998.

Ирина СИНАЙСКАЯ ,
учитель истории,
НОУ «Ломоносовская школа»,
Москва

ЗАговор против Павла I

Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело, чем любимым за дело неправое.

Я надеюсь, что потомство отнесется ко мне беспристрастнее.

Император Павел.

Наши руки обагрились кровью не из корысти…

11 марта 1801 года произошел последний дворцовый переворот в истории России, им завершилась эпоха императора Павла I. Он – одна из самых загадочных фигур в длинной череде государей династии Романовых. Его четырехлетнее царствование наполнено самыми противоречивыми и странными событиями. В этот короткий, но чрезвычайно важный для всей последующей жизни России промежуток истории решалось очень многое: определялись судьбы страны, монархии, дворянства, различных общественных движений и капитальных идей. Почему-то именно Павлу I вменялись в вину и деспотичность правления, как будто не было явных тиранов – Ивана IV и Петра I, и низкопоклонство перед прусскими образцами, как будто не были западниками императрица Екатерина II и император Александр I – мать и сын императора Павла. Его подозревали в принадлежности к масонской ложе. Его внешнюю политику объявляли безумной. Известны слова Пушкина об императрице Екатерине II: «Конец ее царствования был отвратителен… Все негодовали; но воцарился Павел, и негодование увеличилось… Царствование Павла доказывает одно: что и в просвещенные времена могут родиться Калигулы».

Однако возвращенный Павлом из сибирской ссылки писатель А. Н. Радищев назвал эти времена иначе и точнее: «Столетье безумно и мудро». Таков был и «российский Калигула», сын великой Екатерины, умный, просвещенный и добрый человек, загнанный бесчеловечной русской историей в тупик политического безумия и истерической тирании, самый одинокий, несчастный и непонятый деятель XVIII столетия.

Царствование императора Павла I стало последней неудачной, суматошной и трагикомической попыткой завершить дело Петра Великого, то есть «сверху», силой навязать разудалой, вконец избаловавшейся при снисходительной императрице Екатерине II России правильные европейские формы и прусский порядок во всех сферах ее привольного и бескрайнего бытия. Однако этого мало кто хотел, и о Павле современники с сожалением говорили: «Царствование его для всех было чрезвычайно тяжело, особливо для привыкших благодетельствовать под кротким правлением обожаемой монархини». Хотя романтическому императору-рыцарю больше пристало бы имя российского Дон Кихота, данное ему ироничным Наполеоном.

Но даже слова Бонапарта покажутся лестью на фоне сложившегося общепринятого мнения. Хрестоматийный облик Павла I небогат привлекательными чертами: школьные учебники привычно обвиняли девятого российского императора в безумии, ограниченности и жестокости. Но банальные истины имеют свойство оправдываться с точностью до наоборот. Архивные документы заставляют задуматься: а не является ли знакомый исторический портрет злой карикатурой? Французский дипломат Дюран в 1773 году делился своими впечатлениями о молодом Павле: «Воспитание цесаревича пренебрежно совершенно, и это исправить невозможно, если только природа не сделает какого-нибудь чуда. Здоровье и нравственность великого князя испорчены вконец». Еще более определенно высказывался английский посланник Витворт: «Император буквально сумасшедший». Эту точку зрения впоследствии разделяло большинство участников убийства несчастного императора. Однако вряд ли мнение убийцы о жертве может считаться объективным. Кроме того, презумпция невиновности – закон правосудия. Врачи, чтобы поставить правильный диагноз, пытаются тщательно выяснить anamnes vitae – историю жизни больного. Что ж, последуем примеру медиков…

Каким же человеком на самом деле был «гатчинский отшельник», что им руководило, что за путь он видел для себя и Российской империи? Самодержец он или игрушка судьбы? Был он новым великим реформатором России или архитектором воздушных замков и прожектером?

«Загадка Павла» напрямую связана с обстоятельствами его кончины. Как известно, Павел был убит заговорщиками, проникшими в казавшийся абсолютно надежным Михайловский замок. Но был ли погибший тираном, от которого спасли Россию бесстрашные герои, или же толпа полупьяных дебоширов оборвала жизнь романтического и честного правителя, угрожавшего своими реформами их корыстным интересам? Каким на самом деле видели царя его современники? В зависимости от того, на какую сторону – заговорщиков или их жертвы – становились современники и будущие исследователи, личность Павла оказывалась наделенной совершенно разными, иногда абсолютно противоположными чертами.

Какие тайны хранит загадочный и окруженный мрачными легендами Михайловский замок, место, где начался и завершился земной путь императора Павла?

И безусловно, не дает покоя вопрос: какое отношение к Павлу I имели загадочные масоны и мальтийские рыцари? В массовом сознании все: и масоны, и мальтийцы, и заговорщики – все они одним миром мазаны. Но так ли это, и что думал Павел I по этому поводу?

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора

11 марта 1801 – Заговор и убийство Павла Несмотря на благие цели наведения порядка, установления справедливости, пресечения воровства и т. д., правление Павла – его стиль, грубые приемы, внезапные непредсказуемые решения и резкие повороты в политике – казалось

Из книги Сильбо Гомера и другие автора Босов Геннадий

ЗАГОВОР ПРОТИВ ИСТОРИИ Заговор против истории Превозношение

Из книги Тайны дома Романовых автора

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Заговор против фараона Во времена правления Рамзеса III (1184-1153 до н. э.) его придворные совершили серию скрытых покушений на фараона, которые не увенчались успехом. Наконец, они открыто напали на фараона и были схвачены личной царской гвардией. Мятежники предстали перед

автора Грегоровиус Фердинанд

2. Эдикт Льва против иконопочитания. - Сопротивление Рима и Италии. - Заговор на жизнь Григория. - Римляне и лангобарды берутся за оружие. - Восстание против Византин. - Письма Григория к императору Знаменитый эдикт, которым предписывалось удалить все иконы из церквей

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Состояние Рима. - Противники Григория. - Виберт Равеннский. - Генрих IV. - Борьба Германии против декретов Григория. - Лишение светской власти права инвеституры. - Заговор римлянина Ченчия против Григория В самом Риме Григорий встретил большое сопротивление. В

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора

5. Заговор в Персии против Лжесмердиса и заговор на Руси против «Лже»-Дмитрия В результате заговора самозванец убит 5.1. «Древне»-греческая версия Практически сразу после гибели Прексаспа заговор знатных персов против мага Лжесмердиса вступает в завершающую фазу. Семь

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

5. Заговор Отона против Гальбы - это заговор Годунова против царевича Дмитрия В романовской версии, после смерти Ивана Грозного, когда у власти оказался его сын Федор, реальная власть попала в руки боярина Бориса Годунова. Он станет следующим царем после Федора

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Заговор и смерть Павла I Пален не был единственным организатором заговора против императора Павла. Параллельно с ним трудился на этой ниве вице-канцлер Российской империи, генерал-майор и камергер, граф Никита Петрович Панин. Он хотел передать трон Александру, но

Из книги История человечества. Россия автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Заговор против Павла I Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело, чем любимым за дело неправое. Я надеюсь, что потомство отнесется ко мне беспристрастнее. Император Павел Наши руки обагрились кровью не из корысти… Князь В. М. Яшвиль, участник дворцового переворота 11

Из книги Рыцарь времен протекших... Павел Первый и масоны автора Башилов Борис

XIII. Масоны организуют заговор против оклеветанного ими Павла I IВ 1800 году князь Чарторыйский писал, что высшие классы были более или менее убеждены, что Павел становится ненормальным. Первая половина задачи была выполнена. Версия о сумасшествии Павла получила широкое

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1801, 11 марта Заговор и убийство Павла Несмотря на благие цели наведения порядка, установления справедливости, пресечения воровства и т. д., правление Павла – его стиль, грубые приемы, внезапные непредсказуемые решения и резкие повороты в политике – казалось необыкновенно

Из книги Екатерина Великая и ее семейство автора Балязин Вольдемар Николаевич

Заговор и смерть Павла I Пален не был единственным организатором заговора против императора Павла. Параллельно с ним трудился на этой ниве вице-канцлер Российской империи, генерал-майор и камергер, граф Никита Петрович Панин. Он хотел передать трон Александру, но

Из книги Хрущев: интриги, предательство, власть автора Дорофеев Георгий Васильевич

Заговор против заговорщика Итак, все места в правительстве заняты. Однако не все были довольны таким распределением власти. Говорили о коллективном руководстве страной, но никто не знал, как оно должно осуществляться на практике. Пример решил показать Маленков. На второй

Из книги Александр I и тайна Федора Козьмича автора Кудряшов Константин Васильевич

Глава I. «Очаровательный сфинкс». - Заговор против Павла и душевная драма Александра!. - Разочарование и мистицизм. - Мысль об отречении. - Манифест о престолонаследии Исследователь всегда с некоторым смущением останавливается над определением характера императора

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

15. Заговор против Сервия Туллия, организованный Тарквинием Гордым, и заговор против Андроника-Христа, организованный Исааком Ангелом В римской версии молодой и горячий Тарквиний Гордый, ободренный поддержкой знати, переходит к активным действиям против царя Сервия