Развивающее занятие по психологии в начальной школе. Конспект занятия по психологии «Скажи себе сам Уроки психологии в школе конспекты

День психологии в начальной школе (2-3 класы)

Цель: расширить знания учащихся о науке психологии, что она изучает и как помогает людям. Сформировать у учащихся, не изучающих психологию, представление о ней.

В линейке участвуют учащиеся и школьный психолог. Гости – администрация школы, учащиеся начальной школы, классные руководители.

Перед входом в актовый зал висит плакат с вопросом: “Какое у тебя настроение сейчас?”, встречают детей ученики старших классов. Ученики (помощники) держат 6 цветных шаблонов: желтый, черный, красный, синий, зеленый, серый. Всем участникам дня психологии предлагают опустить фишку в разноцветную коробку, состоящую из 6 секций. “Опусти, пожалуйста, эту фишку в ту прорезь, цвет которой соответствует твоему настроению сейчас”. Та же процедура повторяется при подведении итогов. Затем данные обрабатываются и вывешиваются на информационном стенде (Первый этаж школы).

Заканчивается день пдвежением итогов на линейке по собранным карточкам за активное участие. Лучший класс награждается дипломом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий общешкольной линейки "Психология - удивительная наука"

День психологии в начальной школе.

Цель: расширить знания учащихся о науке психологии, что она изучает и как помогает людям. Сформировать у учащихся, не изучающих психологию, представление о ней.

В линейке участвуют учащиеся и школьный психолог.

Гости – администрация школы, учащиеся начальной школы, классные руководители.

Перед входом в актовый зал висит плакат с вопросом: “Какое у тебя настроение сейчас?”, встречают детей ученики. Ученики (помощники) держат 6 цветных шаблонов: желтый, черный, красный, синий, зеленый, серый. Всем участникам дня психологии предлагают опустить фишку в разноцветную коробку, состоящую из 6 секций. “Опусти, пожалуйста, эту фишку в ту прорезь, цвет которой соответствует твоему настроению сейчас”. Та же процедура повторяется при подведении итогов. Затем данные обрабатываются и вывешиваются на информационном стенде (Первый этаж школы).

На входе в актовый зал классный руководитель класса получает цветной шарик, который будет соответствовать первой станции путешествия по стране «Психология».

Ведущий (психолог): Ребята, сегодня мы поближе познакомимся и узнаем, что изучает такая удивительная наука, как психология.

1ученик

Живут на планете разные люди

И все они прелестны и хороши.

Потому что у каждого есть

Тайна его человеческой души.

2 ученик

Человек - великое чудо

Его изучают давно.

Философы, писатели, поэты

Так до конца не узнали его.

3 ученик

Еще древние люди думали, гадали

Где находится у человека душа?

И куда они ее только не помещали

Но не поддается разгадке она.

4 ученик

Единственное, что смог человек постичь

Только душа дает ему возможность

Двигаться, видеть, слышать и говорить.

5 ученик

Откуда появилось слово “психология”? Чтобы объяснить его происхождение, необходимо обратиться к греческой мифологии.

Ведущий (психолог):

Однажды, сын богини Афродиты, Эрот, влюбился в очень красивую молодую девушку Психею и сделал ее своей супругой. Но она была простой смертной, и Афродита разгневалась, злобно преследовала Психею, заставляла пройти множество испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее желание вновь встретится с Эротом так велико, что силы природы пришли ей на помощь. Психея выполнила все требования Афродиты. Эрот умолил Зевса - верховное божество греков - помочь, и Зевс даровал Психее бессмертие, соединил влюбленных.

1ученик: Психея в греческой мифологии стала олицетворением души, ищущей свой идеал. Слово "психология" образовано из греческих слов "психе" - душа, "логос" - наука.

2 ученик: Наука о душе - такое определение впервые было дано более 2 тысяч лет назад. Людей, занимающихся психологией, стали называть психологами.

3 ученик

Психология-наука удивительная

И во многом поучительная.

Душу человека изучает

Многие ее тайны раскрывает.

4 ученик

Психология поможет вам

Лучше узнать себя

И дать ответы на вопросы

Кто? И какой я?

Ведущий (психолог): Благодаря психологии, можно узнать, как из новорожденного беспомощного младенца человек превращается в разумную и зрелую личность. Она расскажет вам, как мы познаем окружающий нас мир. Эту возможность нам дают познавательные процессы.

5 ученик: К их числу относятся: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Когда на уроке вертится ученик,

Не слышит учителя, он - баловник.

Про такого говорят не зря,

Нет внимания у него, друзья.

1ученик: Чтобы хорошо учиться на уроках, нужно быть внимательными, иметь хорошую память. Что такое внимание, память и как их развивать вам подскажет психология.

2 ученик: Явления, события, факты мы осмысливаем, благодаря сложному психическому процессу - мышлению.

Ведущий (психолог): Ребята, давайте проверим насколько у вас развито мышление.

Задание: Вам будут зачитаны 5 слов: 4 объединены в одну группу, одно - лишнее. Его и назвать.

Василий. Федор, Семен, Иванов, Петр.

Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

Ведущий (психолог): Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Благодаря мышлению, мы познаем окружающий мир.

3 ученик: А теперь оглянемся вокруг - сколько взрослых и сверстников рядом! Все они разного возраста, роста, с разным цветом глаз и характером. Как научиться успешно, общаться с ними?

4 ученик: Как происходит общение между людьми? Как мы воспринимаем друг друга? Как узнать характер человека по жестам, мимике, интонации речи?

5 ученик: На все эти вопросы все также ответы дает наука психология. Еще многие тайны человеческой души предстоит изучить этой удивительной науке.

Ведущий (психолог):

Друзья, сегодня вы узнали только часть того,

Что психология изучает, прежде всего.

Вы сможете подробнее человека познать,

Сегодня Вам предстоит увлекательное путешествие по стране «Ппсихология». У моих помощников Вы видите таблички с названием станций. На входе в актовый зал классный руководитель класса получил цветной шарик. Фон на табличке соответствует вашей станции. Каждый класс пройдет 4 станции. В конце дня психологии мы соберемся снова в этом красивом актовом зале школы. Удачи Вам!

Интернет-ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/212294/

Предварительный просмотр:

Станция «АРТИСТИЧЕСКАЯ»

Цель: создание условий для самовыражения и реализации творческого потенциала.

Ритм

Все участники встают в круг. Ведущий 1 задает темп. Например, два хлопка па коленям, два щелчка пальцами. Все повторяют. Как только движения удается всем вместе темп ускоряется.

Упражнение «Знакомство».

Все участники встают в круг. Один из игроков держит в руках игрушку- это человек, который начинает знакомство. Ему нужно назвать свое имя и сказать, что он любит (например, мороженное). Потом передать игрушку соседу. Тот делает то же самое, далее передает игрушку следующему. Игра продолжается до тех пор, пока игрушки не вернется к начинающему.

Упражнение «Что я видел».

Дети должны внимательно послушать стихотворение и сосчитать количество нелогичных суждений (неправильных). Ведущий читает медленно.

Я видел озеро в огне, собаку в брюках на коне,

Не доме шапку вместо крыши, котов, которых ловят мыши.

Я видел утку и лису,

Что плугом пашут луг в лесу,

Как медвежонок туфли мерил, и как дурак всему поверил.

Или

Из-за леса, из-за гор

Ехал дедушка Егор.

Он на пегой на телеге.

На дубовой лошади, подпоясан он дубиной,

пропершись на кушак, сапоги на растормашку, на босу ногу пиджак.

Или

Ехала деревня мио мужика,

А из-под собаки лают ворота,

Кнут схватила лошадь, хлещет мужика,

Черная корова ведет девку за рога.

Сказать фразу как…

Фраза: «Я построил домик для птичек зимой».

Ее надо произнести:

Как оперный певец

Старый дедушка

Двухлетний ребенок

Отличник, отвечающий на уроке у доски

Ученик, который не выучил урок и волнуется

Задумчивый

Ваш учитель

Веселым

Грустным

Как директор школы

Ленивым

Сонным

Как иностранец

Милиционер

С набитым ртом

Замерзший

Зазнавшийся

Как человек, которому наступили на ногу

Обиженный

Доброжелательный

Запыхавшийся

Уставший

Счастливый.

Упражнение «Аплодисменты»

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя на одного участника и постепенно подходя к нему. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему аплодирует весь класс.

Обратная связь:

Спасибо за участие. Молодцы!

Предварительный просмотр:

Станция «МАСТЕРОВ»

Упражнение 1: «Знакомство» для 2-го класса

Все участники встают в круг. Один из игроков держит игрушку в руках (или мяч) – это человек, который начинает знакомство. Ему нужно назвать свое имя и имена соседей, стоящих справа и слева от него (ласково). Потом передать игрушку соседу рядом. Тот делает то же самое и т. д. пока игрушка не обойдет весь круг.

Упражнение 2 «Как поздороваться» для 1-го класса

Ведущий начинает игру.

Ведущий 1. Нам необходимо поздороваться, но делать мы это будем не совсем обычным способом. Я буду называть часть тела, например: нос, ухо, колено, локоть, пятка и т.д., а вам надо будет поздороваться со всеми этой частью тела.

Упражнение «Нитка с иголкой», проводит второй ведущий.

Выбирается водящий. Это «Иголка», она стоит первой. Остальные участники выстраиваются в линейку за «иголкой» на расстоянии одного шага друг от друга – это «нитка». При этом все (и иголка и нитка) держатся за руки. Задача «Иголки провести «Нитку» через промежутки между участниками.

Загадки.

Ведущий 1задает вопрос.

Примеры вопросов:

Первая буква в алфавите.

Сколько дней в неделе?

Первая буква первого месяца весны.

Сколько всего времен года?

Первая буква имени вашей учительницы.

Участники молча должны из самих себя (взявшись за руки) выстроить ответ на вопрос.

Упражнение «Паутинка».

Учащиеся становятся в круг и говорят друг другу добрые слова и пожелания, постепенно разматывая нитку клубка. В итоге всех детей объединяет «волшебная паутинка добрых пожеланий».

Обратная связь: Что понравилось? Что не понравилось? Предложения детей (дети по кругу высказываются – учитывается желание ребёнка говорить).

Спасибо за участие. Молодцы!

Предварительный просмотр:

Станция «РЕЛАКСАЦИИ»

Цель: научить расслабляться детей, снятие мышечной напражённости.

Инструкция для детей и учителей, сопровождающих детей: Упражнения на расслабление короткие и простые, их можно выполнить незаметно для окружающих. В течение всего времени выполнения упражнения, обращайте внимание на то, как чувствуют себя ваши мышцы, когда они напряжены и когда расслаблены.

Откиньтесь на спинку стула, опустив ноги на пол, пусть обе ваши руки свободно свисают. Закройте глаза и не открывайте их. Помните, что вы должны очень точно выполнять инструкции, прилагать все силы, прислушиваться к своему телу. Пользуйтесь языком, которым описаны упражнения. Итак, начнём.

Инструкция для ведущих упражнений: Во время проговаривания делайте паузы. Говорите спокойным ласковым голосом.

Упражнение «Руки».

Представьте, что в вашей левой руке находится целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете? А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его ещё сильнее, чем первый. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. Не правда ли, насколько лучше чувствуют себя ваши рука и ладонь, когда они расслаблены? И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до последней капельки. Не оставляйте ни единой капельки. Сжимайте всё сильнее. Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки. (Повторите весь процесс для правой руки).

Упражнение «Руки и плечи».

Представьте, что вы – ленивые пушистые коты и кошечки. Представьте, что вам хочется потянуться. Вытяните руки вперёд. Поднимите их высоко над головой. Теперь откиньте их назад. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь как можно сильнее. А теперь уроните руки по бокам.

Молодцы, котята, давайте ещё потянемся. Вытяните руки перед собой, поднимите их вверх, над головой, откиньте назад как можно дальше. Тянитесь сильнее. А теперь быстро уроните руки. Заметьте, насколько более расслабленными чувствуют себя ваши руки и плечи. А теперь потянемся, как настоящие коты. Попробуем дотянуться до потолка. Вытяните руки перед собой. Тяните их как можно выше, поднимая над головой. А теперь закиньте их назад, тяните назад. Чувствуете, как напряглись ваши руки и плечи? Напряжение в мышцах растёт. А теперь быстро опустите руки, пусть они упадут сами. Не правда ли, как хорошо чувствовать расслабление? Вы чувствуете себя хорошо, уютно, тепло и лениво, как котятки.

Упражнение «Шея и плечи».

А теперь представьте, что вы маленькие черепашки. Сидите вы на камушке, на берегу симпатичного мирного пруда и греетесь, расслабившись, на солнышке. Вам так приятно, так тепло, так спокойно. Ну что это? Вы почувствовали опасность. Черепашки быстро прячут головы под панцирь. Постарайтесь поднять ваши плечи вверх до ушей, а голову втянуть в плечи. Втягивайте сильнее. Не так легко быть черепашкой и втягивать голову под панцирь. Ну наконец опасность миновала. Вы можете вытащить голову, снова расслабиться и блаженствовать на тёплом солнышке.

Повторить три раза.

Упражнение «Живот»

Ого! К вам приближается симпатичный маленький слонёнок. Но он не смотрит себе под ноги и не видит, что вы лежите у него на пути в высокой траве. Вот-вот сейчас наступит на ваш живот, не двигайтесь, уже нет времени отползти в сторону. Просто подготовьтесь: сделайте ваш живот очень твёрдым, напрягите все мускулы как следует. Оставайтесь так лежать. Но кажется, он сворачивает в сторону.. теперь можно расслабиться. Пусть ваш живот станет мягким, как тесто, расслабьте его как следует. Но вот слонёнок опять повернул в вашу сторону. Берегитесь!

Повторить с интерпретациями три – четыре раза.

Можно полностью расслабиться. Откиньтесь на спинку, расслабьте живот, пусть он станет мягким и тёплым. Как вы хорошо себя чувствуете! Вы всё сделали замечательно.

Обратная связь: Что понравилось? Что не понравилось? Предложения детей (дети по кругу высказываются – учитывается желание ребёнка говорить).

Вывод: Сегодня выдался хороший день, и сейчас, отдохнувшие и расслабленные, вы сможете вернуться к обычным делам. Вы очень хорошо поработали. Теперь в совершенстве овладевайте этими упражнениями.

Спасибо за участие. Молодцы!

обучающемуся ___ «___» класса

за помощь в проведении

«Дня психологии в начальной школе»

Директор школы /___________/

201____г.

Развивающее занятие по психологии для детей 7-12 лет "Каменная сказка"

Автор : Дураева Мария Алексеевна, педагог-психолог МБОУДОД «Дом детского творчества», г.Краснослободск.
Описание : Предлагаю вам конспект развивающего занятия по психологии «Каменная сказка». Данный конспект будет полезен для педагогов-психологов, учителей начальной школы. Это мероприятие направлено на развитие сенсомоторной и познавательной сферы, ориентировано на детей в возрасте 7-12 лет.
Задачи:
1. формирование адекватного телесного выражения различных эмоциональных состояний;
2. коррекция негативных поведенческих реакций.

Материалы и оборудование: обруч, ноутбук, аудиозапись спокойной, релаксационной музыки; релаксационные коврики.

1. Вводная часть (игровой разогрев).
Психолог. Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть. Сейчас я буду называть имя каждого из вас, а все остальные эхом будут его повторять. Итак...
Игра «Эхо».
Психолог. Сейчас мы снова отправимся путешествовать по сказочному миру и перенесёмся в сказку с помощью входа в сказочную страну.
Дети вместе с психологом становятся в колонну, психолог держит обруч, и дети проходят через него. Таким обра¬зом, осуществляется «переход» в сказочный мир.2.
Рабочая часть (игротерапевтическая).
Психолог. Мы снова с вами в Каменной стране. Встаньте, пожалуйста, в круг. Посмотрите ещё раз на этот камень. Он очень твердый, все потрогайте его. Сейчас мы все попробуем сжать свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Посмотрите, как это делаю я.
Психолог сжимает сильно кулаки, предлагая детям ощу¬пать его руки, чтобы они смогли почувствовать их напряжение и твердость.
Психолог. А теперь вы сожмите свои кулачки так, чтобы они стали похожи на камень. Молодцы, ребята! Разожмите свои кулачки! Посмотрите, у меня в руках верёвка. Возьмите её, по¬щупайте, покрутите её, сверните, сожмите. Какая она? Правиль¬но, мягкая, гибкая, податливая. А теперь посмотрите, мои руки станут точно такими, как верёвка.

Психолог расслабляет свои руки так, чтобы они напоминали плети, стали мягкими, податливыми, позволяя каждому ребён¬ку ощупать руки, «поиграть с ними».
- А теперь каждый из вас попробует расслабить свои руки
так, чтобы они стали «веревкой».
Молодцы! А теперь по моей команде вы будете превращать свои руки то в камень, то в верёвку. Итак: камень! верёвка! ка¬мень! верёвка!
А теперь попробуем не только руки, но и все мышцы тела напрячь так, чтобы тело стало «каменным». Молодцы! Сейчас попробуем расслабить все мышцы своего тела так, чтобы тело стало похожим на верёвку.
Слушайте команду: камень! верёвка! камень! верёвка!Психолог выполняет свои команды наравне с детьми.
- Ребята, а вы знаете, что такое скульптура? Это статуя из камня или глины. Сейчас мы попробуем построить свою скульптуру.
Игра «Живая скульптура».
Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоеди¬ниться к нему какой-нибудь позой в том месте, где много свободного пространства, затем к ним в своей позе присоединяет¬ся третий, затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий.
Примечание. Психолог исполняет роль скульптора в тече¬ние всего упражнения. Следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и, выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа.
Игра выполняется до тех пор, пока каждый из игроков не побывает в роли ведущего.
Психолог. Отгадайте загадку: Что висит на маминой шее, а она не ломается? (Бусы.) Бусы тоже могут быть из краси¬вых камней.
Игра «Ожерелье».
Участники встают в плотный круг. Они - «бусинки» краси¬вого ожерелья, тесно прижимаются, крутятся на месте, не отрываясь друг от друга, бегают по шее хозяйки, так же плотно прижавшись. Ведущий подходит к «ожерелью» и пыта¬ется «разорвать» его. Если ему это удается, «бусинки рассы¬паются» по полу и катаются по нему. Ведущий ловит их по очереди. Крепко держа за руку первую, та - вторую, пойман-ную ведущим, третью и т. д., пока не соберет снова все «оже¬релье» и не сделает его плотным и крепким. Первая пойманная «бусинка» становится ведущим.
Рисуночная игра «Самоцветы».
Психолог. Все красивые камешки называют самоцветами. Они имеют свой неповторимый цвет; и чтобы сохранить его, люди хранят камни-самоцветы в сундуке. Сейчас мы будем наполнять наш сундук «самоцветами». Мокрый лист бумаги -это сундук с драгоценными камнями.
Ребенку предлагается попробовать все возможные сочета¬ния трёх красок, разную яркость и насыщенность красочных смесей, наполнить сундук разными «самоцветами», просто ставя разноцветные точки пальчиками. Во время рисования звучит спокойная мелодия. После рисования можно предложить детям влажную салфетку для вытирания рук.
Психолог. Мы славно потрудились, а теперь пора отдох¬нуть и помечтать.
Звучит спокойная релаксационная музыка.
Упражнение «Радуга».
Психолог. Ложитесь удобнее, расслабьтесь и закройте глаза.
Представьте себе, что вы лежите на мягкой зеленой траве. Над вами голубое небо, а на небе яркая разноцветная радуга. Радуга блестит, переливается всеми цветами и передает вам свое настроение.
Вы видите красный и оранжевый цвета. Красный цвет дает вам тепло и силу. Вы становитесь сильнее, вам тепло и приятно.
Желтый цвет приносит радость. Солнышко тоже желтого цвета, лучики солнца вас гладят, и вы улыбаетесь.
Зеленый цвет - это цвет травы, листьев. Вам хорошо и спо¬койно.
Голубой и синий - цвета неба и воды. Голубой цвет - мягкий и успокаивающий, освежающий, как вода в жару.
Запомните ощущения, которые принёс вам каждый цвет радуги, - пусть настроение у вас сегодня будет таким же разноцветным и радужным.
3. Завершающая часть (игровая релаксация): ритуал прощания.
Психолог. На этом наше путешествие заканчивается. Давайте выйдем из Каменной страны, все проходят через обруч обратно. А что бы вам хотелось забрать с собой? Давайте нарисуем этот предмет на спине своего сверстника с помощью волшебного ласкового мелка - своего пальчика.
Игра «Ласковый мелок».
Все становятся друг за другом и, двигаясь по кругу, делают массаж: идущему впереди - плечи, спина, ягодицы. Затем на¬правление движения меняется, и игра повторяется. Направле¬ние движения можно менять несколько раз.
Далее дети вместе с психологом становятся вокруг ткани, берут её двумя руками за края и туго натягивают на расстоя¬нии 15-20 см от земли. Затем, поочередно меняясь, по одному проходят по ковру, преодолевая сопротивление ткани, и выхо¬дят из комнаты.

Тема: «Доброта»

Выполнил: педагог-психолог

МБС(к)ОУ « С(к)ОШ для детей

С ОВЗ№155» г. Перми

Волгутова Наталья Григорьевна

Конспект открытого занятия по психологии.

Тема занятия: «Доброта».

Участники: обучающиеся 5 «А» класса 6 человек. (Подгруппа)

Форма занятия - групповая

Цель занятия: формирование духовно-нравственных качеств обучающихся через изучение понятия «доброта»

Расширять знания обучающихся о понятии «доброта» и её роли в жизни человека;

Мотивировать обучающихся к совершению добрых дел и поступков;

Развивать у обучающихся социальные и коммуникативные умения, необходимых для установления межличностных отношений.

Активизировать процессы самопознания и самораскрытия обучающихся.

Способствовать развитию ответственности за порученное дело.

Способствовать развитию самостоятельного поиска необходимого материала в разных источниках.

Формирование УУД

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников.

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

6. Учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

6. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

Личностные УУД

1.Формировать уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим.

2.Давать позитивную моральную самооценку и моральное чувство-чувство гордости.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, колонки, ватман с изображением дерева, карточки с пословицами, цветы бумажные с липучками, маркеры, бумага для пожеланий, небольшая корзинка (коробка), дети сидят полукругом, оформлена зона из столов для групповой работы.

Этап занятия

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный

Включается песня о доброте.

Включается презентация. (Слайд 1)

Учитель приветствует обучающихся и гостей.

Обучающиеся заходят в зал и садятся полукругом.

2.Подготовка к активной познавательной деятельности.

Учитель: «Сегодня у нас необычное занятие. У вас сегодня ответственная миссия, каждый из вас побывает в роли учителя. Каждый из вас чему-то нас научит, что-то нам расскажет.

Вы готовы?».

Ответ обучающихся:

«Да, готовы!»

3.Установка познавательной задачи

Учитель:

«Давайте вспомним, какое у вас было домашнее задание?»

Учитель: Какое главное слово в вашем домашнем задании?

Учитель: «Правильно, давайте вместе сформулируем тему нашего занятия.

- «Доброта» Слайд 2

Учитель: «Что мы должны узнать на занятии?» формулирование цели занятия. (Слайд 3)

Обучающиеся:

Каждый озвучивает свое домашнее задание.

1-й обучающийся: «Найти определение, знаменитые высказывания слову «Доброта».

2-й обучающийся: Найти картинки о доброте.

3-й обучающийся: «Найти песню про доброту».

4-й обучающийся: Что такое «Добрые дела» Привести примеры.

5-й обучающийся: Что такое «Добрые слова». Перечислить добрые слова.

6-й обучающийся: Найти поговорки на тему «Доброта»

Обучающиеся: «Доброта»

Обучающиеся: «Доброта»

Обучающиеся: «Что такое доброта?»

4.Усвоение новых знаний

1.Учитель:

Когда я была маленькой, мне казалось, что доброта – это такое цветущее дерево.

Я нарисовала для вас это дерево таким, каким его представляла. Посмотрите (все внимание на плакат с изображением дерева). Лишь одно огорчает: дерево не цветет. Чтобы его оживить, чтобы оно расцвело, чтобы стало добрым, нам поможет наша доброта. Оно будет расцветать в течение нашего занятия, благодаря вашим добрым делам.

2.Учитель: Доброта... Добро... Что же это такое?

«А какое определение доброты нашел (имя обучающегося, который готовил этот вопрос)»

Учитель: « Молодец! А теперь скажи, что такое доброта, своими словами»

Учитель: «Ты сделал доброе дело, нашёл материал, рассказал нам о доброте, можешь взять цветок и приклеить его на наше «Дерево доброты».

3.Учитель:

« Доброта – это наши добрые поступки, добрые дела». (Имя обучающегося), расскажет нам, что такое «Добрые дела».

Спасибо, ребенку предлагается приклеить цветок на «Дерево доброты» за доброе дело.

Выходит ребенок, представляет найденный материал. (Слайд 4,5)

Ответ обучающегося.

Обучающийся приклеивает цветок на дерево

Ответ обучающегося с демонстрацией слайда.(6 слайд)

5.Первичная проверка понимания

Давайте вспомним, какую задачу мы поставили в начале урока?

Какие мы уже сможем сделать выводы?

Давайте сравним ваши выводы с предложенным в презентации. (Слайд 7)

Ответы обучающихся

6.Закрепление знаний

«А сейчас мы с вами проведем практическое упражнение «Сложи поговорку). Проводит его (называется имя обучающегося).

Ребенку предлагается приклеить цветок на «Дерево доброты».

Учитель: « Доброта- это не только добрые поступки, но и добрые слова»

-(Имя ребенка) проведет с вами практическое упражнение

«Добрые пожелания».

Спасибо, все вы сделали доброе дело, написали добрые пожелания друг другу и нашим гостям. А сейчас, предлагаю каждому взять по одному цветку и приклеить на наше дерево доброты.

Обучающийся:

«В конверте у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно»

Обучающийся приклеивает цветок

Обучающийся зачитывает добрые пожелания. Предлагает детям написать по 2 пожелания. Пожелания кладет в коробку и раздает по одной гостям и ребятам.

Обучающиеся клеят цветочки.

7.Итог урока

Учитель: «Посмотрите, наше «Дерево доброты» распустилось, зацвело благодаря вашим добрым делам, добрым словам. Такому дереву никогда не будет одиноко. К нему полетят птицы, чтобы петь и вить свои гнезда, насекомые прилетят за пыльцой. Под пышную крону от зноя или дождя спрячутся звери и люди. Доброта притягивает к себе. У доброго человека всегда много друзей. Доброта это солнце, которое согревает наши души.

Давайте вспомним нашу тему занятия. (Слайд 7)

Цель нашего занятия: (Слайд 8)

Скажите кратко своими словами «Что такое доброта?»

Обучающиеся: «Доброта»

Ответы обучающихся: Узнать, что такое доброта.

Ответы обучающихся.

8.Рефлексия

«Дайте оценку сегодняшнему занятию. Красный шарик – отлично, все понравилось, зеленый шарик - хорошо, желтый шарик – удовлетворительно. Шарики помещают в стеклянную вазу, делается анализ.

Обучающиеся делают выбор.

9.Домашнее задание

Будьте добрыми! А что для этого надо делать, вы теперь знаете.

Используемая литература:

    skfkis.ucoz.ru›metod/polozh-otkr.urok.pdf

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:от действия к мысли: пособие для учителя/под ред. А. Г. Асмолова.- М.:Просвещение,2010

    Организация психологической работы в школе./М. Р. Битянова- М.: Совершенство,1997

    Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4)»:/ О. В. Хухлаева.-М.:Генезис,2010

    Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П. В. Степанов.- М.: Просвещение,2010.

    «Практическая психология в начальной школе», Р.В.Овчарова Москва, «Сфера», 2001

Открытый урок по психологии

для начальной школы

Тема «Азбука общения»

Для успеха в жизни умение общаться

с людьми гораздо важнее обладания

талантом

(Леббок)

Цель урока: получение новых знаний, умений и навыков в области общения.

Задачи:

    познакомить обучающихся с понятием «общения»;

    изучить виды общения и способы их проявления;

    развивать и закреплять умения и навыки правильного взаимодействия с другими людьми.

Каждого человека в течение жизни окружают множество людей. Давайте посмотрим на это только начатое солнышко, и попробуем назвать всех тех, кто вас окружает. (На слайде круг с изображением детей. Учащиеся называют: знакомые, родители, одноклассники, другие взрослые, родственники, друзья, соседи, учителя…Психолог каждый раз добавляет по лучику - получается солнце.)

Что же объединяет нас с вами и всех людей вокруг? Действительно, это общение.

Ребята, а что же такое общение? Это когда разные люди обсуждают что-то их всех интересующее.

Что же происходит в процессе общения? Чем обмениваются люди в процессе общения? Информацией и эмоциями.

Ребята, а все считают себя общительными людьми? Если человек общителен, то это еще не значит, что с ним приятно разговаривать. Но есть люди, которые своей общительностью надоедают каждому буквально с первых минут разговора. А вы приятный собеседник? (тест , приложение 1)

Для того чтобы знать, как правильно общаться, необходимо разбираться в том, что представляет собой общение. Давайте обратимся к определению. Общение – это связь между людьми, в ходе которой происходит обмен информацией и эмоциями, и проявляющаяся во взаимодействии, взаимопонимании, взаимовлиянии. Какое же бывает общение? (слайд - схема, приложение 2)

Словесное общение:

Речь – основное средство общения. Содержание речи несет ту информацию, которую вы хотите передать: суть дела, отношение к нему. Чем яснее, доходчивее, выразительнее ваша речь, тем скорее вы добьетесь цели общения.

Интонация. Речь неотделима от интонации – сочетание тембра, громкости, высоты голоса и их чередования. Это ключ, с помощью которого открываются каналы восприятия, понимания, усвоения информации.

Эмоциональное общение:

Мимика – изучает движения мышц лица отражающих внутреннее эмоциональное состояние. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают человеческие эмоции: гнев, радость, печаль… Давайте попробуем определить какое эмоциональное состояние изображено на данных картинках по мимическим выражениям. (приложение 3)

Жестика – исследует жестовые движение отдельных частей тела. Какие самые распространенные жесты вы знаете? (приветствия, прощания, угрозы, удовольствия, указания…)

Пантомимика – изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

Как вы думаете, к чему приводит отсутствие общения? Вспомните, когда вы себя чувствовали особенно одиноко? Что вы при этом чувствовали? (ответы детей)

Какими качествами должен обладать человек, чтобы с ним хотелось общаться?

«Список качеств важных для общения»

(дети работают по рядам: умение слушать, тактичность, умение убеждать, интуиция, наблюдательность, душевность, энергичность, вежливость, открытость…)

А теперь давайте немного поиграем.

Тренинг инструментальных умений.

1 . Произнесите «Здравствуйте…» с оттенками интонации, выражающими: радость, страх, удивление, удовольствие.

2. Прочитайте текст («Однажды с студеную зимнюю пору …») : шепотом, с максимальной громкостью, как будто вы страшно замерзли, как будто у вас во рту горячая картошка.

3. Улыбнитесь , как улыбаются: очень вежливый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке, мать младенцу.

4 . Сядьте , как сидят: наседка на гнезде, председатель экзаменационной комиссии, побитая собака, невеста на свадьбе.

Игра « Телевизор без звука»

необходимо изобразить телепередачу без слов «Смак», «Голос», «Модный приговор».

А теперь давайте попробуем объяснить поговорки :

Без привязанности не может быть ни одно сердце.

В одиночку не одолеешь и кочку.

Давайте разработаем правила эффективного общения (дети работают по рядам)

При встрече – вежливость, улыбку;

При выслушивании – интерес;

При обмене мнениями и споре – любезность.

Во время критики – сочувствие и такт.

«Хорошее настроение»

Для того чтобы общение приносило радость, дарило тепло и понимание, необходимы положительный тон, внимание и, конечно, хорошее настроение . (Дети рисуют хорошее настроение, пишут комплимент и дарят рисунок соседу по парте.)