Стрит-арт для свободных художников. Виды уличного искусства

Стрит-артом называют вид изобразительного искусства, характеризующийся ярко выраженным урбанистическим стилем. Многим знакомо одно из его направлений - граффити, но это не единственная форма самовыражения уличных художников. Есть еще трафаретная печать, создание постеров и инсталляций, рисование стикерами, монументальная живопись и другие формы уличного искусства.

Зарождаться стрит-арт начал еще в древнем мире. В принципе, и наскальную живопись можно отнести к его проявлениям. В современном виде такое творчество зародилось в Америке во второй половине XX века. Одним из основоположников граффити стал Taki-183 из Нью-Йорка, полное имя которого в историю не вошло. Работая курьером и перемещаясь по городу, он оставлял на стенах, заборах, в метро свою подпись, состоящую из имени и номера улицы, где он жил. Позже о нем написали газеты, и уже толпы его последователей стали оставлять свои метки (tags), все больше разрисовывая улицы города.

В качестве объектов для художеств выступали стены заброшенных зданий. Фото: thinkstockphotos.com

Из Америки стрит-арт пока только в форме граффити распространяется дальше. В Европе это движение стало более «интеллектуальным». Художники стали призывать людей подумать, бороться за свои права, протестовать против несправедливости, быть активными. Изначально в качестве объектов для художеств выступали стены заброшенных зданий, основания мостов, станции метро. Позже художники переключились на стены исторических достопримечательностей, что и определило уличное искусство вне закона. Его стали считать вандализмом, и продолжалось так несколько десятилетий.


Благодаря стрит-арту стало популярно создание картин на стенах подъездов или даже квартир. Фото: thinkstockphotos.com

Сейчас уличное искусство не всегда воспринимается окружающими именно как искусство. Некоторые направления стрит-арта до сих пор считаются вандализмом и незаконны во многих странах. Однако умные руководители пересмотрели отношение к такому проявлению творчества молодежи и решили направить ее энергию в нужное русло. Власти поручают группам художников разрисовывать безликие стены производственных зданий и жилых домов, устраивают конкурсы и дают гранты. Нередко крупные магазины, кафе или галереи прибегают к такому способу декорирования зданий. Благодаря стрит-арту стало популярно создание картин на стенах подъездов или даже квартир.

Постепенно этот вид творчества выбирается из подполья. Для уличных художников проводят вполне легальные фестивали, конкурсы, выставки и другие мероприятия, где молодежь может поучиться у мастеров или продемонстрировать свои работы.


Стрит-артом занимаются люди, которые хотят сделать город лучше и краше. Фото: thinkstockphotos.com

Относительно новым течением в стрит-арте считается 3D-граффити. Художники умудряются создавать уникальные и реалистичные шедевры на асфальте, которые с определенной точки кажутся объемными. Создание объемной картины может занимать несколько дней, а жизнь ее довольно коротка: до первого дождя или уборки дорог. Здесь важно успеть запечатлеть свой шедевр на фото.

Стрит-артом занимаются люди, которые изначально не ищут признания или известности. Им важно сделать окружающий мир чуть лучше и красивее, затронуть какие-то важные социальные проблемы, показать скрытые грани современного города и свой взгляд на мир. Если человек может увидеть прелесть в трещине на асфальте, дефекте на стене здания или обычном бетонном заборе и украсить это место, стоит ли ему мешать?

Рисовать на стенах плохо! Этому нас учили в детстве, приводя в качестве примеров нехорошие надписи на улицах любого города. Надписи в стиле "Маша дура" и "Здесь был Петя" действительно не могут вызывать позитивную реакцию. Однако каждый год подобные надписи появляются снова и снова, и вот уже более 10 лет улицы российских городов заполоняют никому не понятные граффити. Таким образом, отношение ко всему визуальному уличному искусству стало резко негативным. Более того, за рисование на стенах можно получить штраф, навсегда отбивающий желание продолжать заниматься подобной деятельностью.

Негативное отношение общества к уличным надписям характерно для многих городов мира. Практически везде рисование на стенах карается законом: за любую надпись можно получить большой штраф или попасть на исправительные работы. Однако запрет зачастую вызывает гораздо большее желание продолжать заниматься любимым занятием и придумывать новые формы его реализации. Многим из нас знакомо имя британского стрит артиста Бэнкси, виртуозно воплощающего свои идеи на стенах Лондона, несмотря на запрет властей. Более того, Бэнкси умудрился разрисовать в 2005 году стену, отделяющую Израиль от Палестины, что сделало артиста легендарной личностью.

Ниже приведены две известные работы с официального сайта Бэнкси:


Помимо Бэнкси, в мире существует несколько тысяч артистов, великолепно рисующих на стенах улиц. Аргентинская столица Буэнос Айрес с недавнего времени превратилась в своеобразный уличный музей, где каждый район имеет свои настенные шедевры. Лояльность общества и отмена запрета на рисование на улицах в 2010 году помогли артистам не только спокойно развивать стрит-арт движение, но и придумывать новые техники.


Так что же делать, если рисовать хочется много, а времени на реализацию мало? И что делать, когда после часовых трудов по нанесению рисунков, строгие соседи удаляют их за 5 минут? Для того чтобы рисунки остались навечно и желательно в больших количествах, несколько лет назад было решено использовать трафарет или стэнсил (от английского слова stencil), который позволяет быстро и четко оформлять рисунки любой сложности. Для многих стрит артистов отпала необходимость работать по ночам, когда большинство бдительных соседей спит, а полиция занимается своими первоочередными задачами - отлавливанием преступников.

Создание и использование трафаретов - одновременно сложный и легкий процесс, в котором следует учитывать разные факторы:

  • материал самого трафарета;
  • вид режущего предмета и способы вырезания;
  • изображение.

Материалом трафарета сумеет послужить как бумага, так и картон, дерево, пластик и другие предметы, которые можно видоизменять. Считается, что для переложения изображения на стену лучше всего применять крепкие материалы, поскольку возможность повреждения таких изображений достаточно высока. Многие артисты отдают предпочтение картону или даже дереву - и таким образом имеют возможность частого воспроизведения своих рисунков.

Новичкам имеет смысл попробовать бумагу и пластик.

Режущий предмет способен значительно облегчить или усложнить процесс подготовки трафарета. Бритва подходит для небольших рисунков, а канцелярский нож незаменим для крупных изображений с многочисленными деталями. При вырезании трафарета важно помнить, что мы избавляемся от тех частей рисунка, на которые в дальнейшем будет применен аэрозоль либо краски. При вырезании необходимо выделять не закрашиваемые островки еле заметными мостами, чтобы эти островки не удалялись.

Посмотрим на примере буквы В. Очевидно, что не оставив маленьких мостов между правой палочной частью I и полукругами З, мы потеряем целостность рисунка. На данном изображении видны целых 3 моста между правой частью и тремя пунктами соединения.


Для более сложных рисунков требуется немалое внимание и концентрация. Любая ошибка может быть фатальной. В данном случае опытные артисты рекомендуют обозначить мосты маркером или белым корректором. Такая подстраховка позволит расслабиться и выполнять работу без стресса.


После того, как трафарет вырезан (иногда процесс может занять больше недели), его можно приставить к стене и далее распылить аэрозоль. Важно наносить аэрозоль с осторожностью, чтобы рисунок не размазался.

Таким образом, в конце мы имеем свежий и готовый рисунок, который можно воспроизводить в любых цветах и количествах, не прибегая к вырезанию.

Выбор изображения для трафарета - это широчайший простор для фантазии. Чаще всего пальму первенства держат определенные фразы и надписи, портреты знаменитых людей или даже автопортреты. Рисунок изготавливается либо самостоятельно, либо выбирается готовый. Для автопортретов можно использовать и Photoshop.

Нанеся рисунок на выбранную стену на улице, следует быть готовыми к тому, что на следующий день он будет стерт или перечеркнут другими надписями или рисунками. Что ж, в этом заключается философия стрит-арта: ничто не вечно и всему есть замена!

Терпения всем в постижении данного ремесла!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Стрит-арт не расправится с мировой нищетой, но он может заставить вас думать и улыбаться».

Уличные рисунки давно уже перешагнули ту грань, когда они считались только вандализмом и не несли в себе ничего разумного, доброго, вечного. Нет, конечно, бессмысленные и чаще всего бесталанные «теги» есть и никуда не денутся. Но современный стрит-арт уже куда глубже и шире, чем просто теги, выражение протеста или своей позиции. Он разросся и принял в себя, помимо всего прочего, социальную функцию.

сайт подготовил список художников, работы которых делают города красивее, а людей немножко лучше и счастливее.

Его проект «Живые стены» известен далеко за пределами страны, работы регулярно попадают в мировые подборки лучшего стрит-арта. Добрые глазастые создания Никиты, органично вписанные в пространство, обыгрывающие форму стен, существуют уже во многих городах России: в его родном Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Перми, Казани и так далее.

Алексей Меньшиков

Художник из Пензы Алексей Меньшиков украшает улицы своего города забавными рисунками, удачно вписывая их в окружающий пейзаж. Его позитивные герои не оставят равнодушным никого и заряжают позитивом на весь день.

Этот талантливый уличный художник из России является приверженцем сюрреалистического стиля, который тонкой нитью пронизывает все его работы. Тематика работ весьма разнообразна – начиная с рисования представителей героев субкультур и различных явлений и заканчивая сюрреалистическими и сказочными мотивами.

Художник из Екатеринбурга Слава PTRK - настоящий экспериментатор, нередко выбирающий для своих работ странные и непривычные объекты. Все его рисунки и инсталляции - это зашифрованное послание, призыв включить воображение и задуматься о проблемах современности.

Еще один художник из Екатеринбурга, знаменит благодаря своим необычным и злободневным работам, часто связанным с политическими событиями.

Московский уличный художник Женя 0331С (Оззик) привык сравнивать то, что рисуют в его родном городе и на улицах мира. Это помогает ему осознать, для чего он создает свои работы. Для Оззика стрит-арт - это полноценное искусство, возможность передать чувства или эмоции через то, что ты умеешь делать.

Молодой, продуктивный и чертовски талантливый граффити-художник из Питера. Работает в технике фотореализм и создает ярких, незабываемых персонажей.

Андрей Адно (Adno) родился в 1986-м году и сейчас живет в Калининграде. Художник утверждает, что граффити никогда не было его основным источником вдохновения. Ему близка старая школа графического дизайна, советский плакат и все то, что балансирует на грани граффити и общепринятого искусства.

Граффити часто пользуется плохой репутацией, однако когда за дело берутся настоящие художники, это превращает город в совершенно потрясающее современное место. Граффити и стрит-арт не всегда легальны, но это редко останавливает уличных художников от идеи показать окружающим свое творчество.

В последние годы качественный стрит-арт стал одним из направлений, которое привлекает туристов со всего мира. Уличное искусство способно рассказать целую историю о культуре и жизни без единого слова. Всё больше сообществ включают стрит-арт и граффити в концепции оформления современных кварталов и районов своих городов.

Взгляните на лучшие стрит-арт работы со всего мира:

БЕРЛИН | ГЕРМАНИЯ

Найти стрит-арт в столице Германии можно буквально повсюду. Одной из главных street art команд Берлина считаются трое парней из коллектива Mentalgassi, на счету которых одни из лучших и уникальных стрит-арт работ в городе.

Фото: © URBAN NATION


НЬЮ-ЙОРК | США

Вот уже много лет этот город собирает в себе невероятное количество талантливых людей со всего мира. Благодаря этому история и культура Нью-Йорка не похожа ни на один из других городов.

В последние годы стрит-арт художники Нью-Йорка стекаются в Бушвик — район Бруклина, знаменитый своей хипстерской культурой. Здесь собрано множество известных на весь мир стрит-арт работ: от розовых рисунков Buff Monster до невероятно реалистичных портретов на стенах зданий.


Фото: © jorit.it


МЕХИКО | МЕКСИКА

В столице Мексики можно встретить по-настоящему невероятные работы уличного искусства. Город стал еще красочнее с появлением уличного движения «All City Canvas», в которое вошли 9 талантливых street art художников. Большинство работ команды созданы при поддержке городской власти Мехико.


ВАЛПАРАИСО | ЧИЛИ

Уличное искусство в Валпараисо можно увидеть в одних из самых безопасных туристических районах города — Cerro Alegre и Cerro Concepcion.

ЛОНДОН | ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Стрит-арт в Лондоне можно повстречать во многих местах и в разных видах: от и ярких граффити на стенах до гигантских статуй, подобных голубому петуху, размещенному на Trafalgar Square. Чтобы по-настоящему окунуться в лондонскую street-art культуру, стоит обязательно посетить район города Shoreditch. Также отличным вариантом станет пеший тур Alternative London Walking Tours — это один из самых длинных пеших туров Лондона, посвященных уличному искусству.

ПРАГА | ЧЕХИЯ

Пражские улицы просто усыпаны разнообразными рисунками. Граффити в этом городе уже словно часть культуры и один из главных способов самовыражения для молодых street art художников.


ЛИССАБОН | ПОРТУГАЛИЯ

В 2011 году в португальской столице был создан проект «Crono Project», целью которого стало оформление заброшенных зданий. За работу взялись лучшие местные стрит-арт художники.


| БРАЗИЛИЯ

Уличное искусство в Рио — нечто большее чем, рисунки на стенах. Для некоторых, охваченных преступностью районов, разноцветные стены помогли привлечь больше интереса у туристов и, как следствие, большее внимание от городских властей.

МЕЛЬБУРН | АВСТРАЛИЯ

Уличное искусство в Мельбурне завоевало свою популярность еще в 70-80е годы. В те годы, вдохновленная граффити-культурой Нью-Йорка, местная молодёжь буквально совершила революцию стрит-арт искусства Австралии.


ЛОДЗЬ | ПОЛЬША



ПАРИЖ | ФРАНЦИЯ



БАРСЕЛОНА | ИСПАНИЯ


Фото: ManuManu

СТАВАНГЕР | НОРВЕГИЯ


Фото: Ernest Zacharevic

ОЗ | ФРАНЦИЯ


Фото: Vinie Graffiti

Понятие "стрит-арт" переводится на русский язык как "искусство улицы" и в широком смысле обозначает создание арт-объектов прямо на улицах городов.

улиц?

Многие художники считают, что такому явлению, как уличное искусство, дать определение в принципе нельзя. Слишком сложно и многогранно это явление. И тем не менее выделить общее представляется возможным. Во-первых, стрит-арт - это плод труда уличного художника, а во-вторых, существовать он может только на улице. У уличного искусства существует четыре стороны: идея и место, ориентир на внешнее или внутреннее, претензия на вечность или ее отсутствие, интимность. Для каждой работы эти составляющие важны настолько же, насколько дому необходимы окна. Среди художников популярна фраза о том, что законченная тобой работа до рассвета останется только твоей, а потом станет общей. В этом и смысл стрит-арта. Но свой отпечаток эта откровенность накладывает - художнику нередко приходится открыть душу, оголить собственные чувства перед чужими людьми.

Искусство в действии

Как работает стрит-арт? Фото, аниме, комиксы, портреты знаменитостей, актуальные события в мире - всё это не остается без внимания уличных художников. Сюжеты арт-объектов, локализованных на улицах во всех концах Земли, необычайно разнообразны. Объединяет их одно - это возможность донести идею до широчайшего круга людей. Поэтому на художнике лежит такая ответственность, ведь он творит искусство для масс. И оно находит отклик в сердцах горожан. Сегодня по всему миру открываются музеи, проводятся фестивали, встречи лучших мастеров и простых любителей урбанистической красоты.

Как делается стрит-арт?

Художники знают, что рано или поздно идея овладеет сердцем и помыслами полностью, настолько, что бездействовать невыносимо. Это значит, что пришла пора брать в руки краски и идти на улицу. Даже те, кто давно перестал считать себя новичком, знают, что любому здоровому человеку бывает страшно начинать. Страх этот нормален. А в чем-то даже необходим. Главное - преодолеть его вовремя и решиться на исполнение задумки. Одним из самых главных инструментов уличного художника является не пульверизатор и не кисть, а щедрая доза здоровой иронии и сарказма, лишенная навязчивости и наглости. Именно юмор позволяет добиться того эффекта, когда все видят и обсуждают саму работу, а не то, можно ли было что-то малевать на этой стенке. Не менее, чем правильный настрой, важны и технические средства. У художников есть правило: брать с собой вдвое больше, чем нужно. Тогда их хватит. А еще профессионалы шутят, что лучшим лекарством от взглядов и отвлекающих вопросов любопытных является фраза: "Мы снимаем кино". Как правило, после такого зеваки оставляют художников в покое.

Немного об уличных художниках

А теперь о тех, кто, благодаря таланту, доле авантюризма, чувству юмора, приобрел мировую известность. Впрочем, "известность" - не совсем то слово. Ведь часто бывает так, что творение мастера видят милионы людей, слава о нем разносится по всему миру, а о самом художнике толком никто ничего не знает. Примерно так произошло с Бэнкси из Лондона. Его знаменитый "Обнаженный" (на фото) прославлен на весь мир. А все, что было известно про мастера - короткий псевдоним. Сейчас Бэнкси выходит из тени, участвует в международных проектах, ездит по миру. Одной из поклонниц его таланта является Анджелина Джоли.

Португалец Александр Фарто (Vhils) поражает воображение публики невероятными сюжетами, огромными размерами работ, затейливыми переплетениями множества мельчайших деталей. Своеобразной фишкой художника является частичное механическое воздействие на поверхность. Один из его "автографов" есть и в Москве.

Калифорниец Above творит на тему политики, социума, культуры. Его работы можно встретить более чем в полусотне стран мира. На фото - работа "Первая любовь".

Португальский художник Питер Роа тоже любит путешествовать. Он рисует черно-белые изображения животных. На одной из московских стен красуются написанные им белки. А вот такой жираф поселился в Африке.

Наш современник и соотечественник из Симферополя буквально за несколько месяцев приобрел мировую славу. Некто с псевдонимом Шарик пишет свои уличные полотна, осуждающие войну и убийства, показывающие всю нелицеприятную сторону украинского конфликта. Работы Шарика можно увидеть во многих городах Крыма.

Никита Номерз создает интересные образы из зданий и сооружений. Его работы шокируют, удивляют и вызывают неизменную улыбку у жителей нескольких городов России.

Философия стрит-арт

Уличные художники делают черно-белый мир цветным, безликие стены жилмассивов превращают в предметы искусства. Но главная ценность стрит-арта не в его эстетической стороне, а в том, что благодаря ему люди задумываются об современности, о вечных ценностях и своей роли в этом мире.