Кто писал вот моя деревня. Анализ стихотворения «Детство» Сурикова

Еду в троллейбусе. Зимний московский вечер. Идёт редкий пушистый снег, и в свете фонарей он похож на падающие петушиные перья.

Пассажиров в троллейбусе немного, и все они сосредоточены в передней части салона. Я сижу спиной к окну и боком к двери, прямо передо мной на встречных сиденьях возятся две девочки-школьницы. Они прыгают с места на место, теребят друг друга, щебечут и от души смеются. Мне девочки не мешают, я смотрю мимо них в окно на красивый зимний пейзаж.

На остановке в заднюю дверь вваливается мужчина в подпитии. Он плюхается на сиденье напротив девочек и мгновенно засыпает. Девочки замолкают и настороженно смотрят на него. Видя, что он пассажир не опасен, они продолжают разговор о своём девичьем.

На следующей остановке от толчка троллейбуса гражданин просыпается. Он некоторое время разглядывает девочек, потом наклоняется к ним и спрашивает: "А кто написал стишок: Вот моя деревня, вот мой дом родной, /Вот качусь я в санках по горе крутой?" Девочки молчат. "А-аааа, не знаете, то-то!", - говорит пассажир. Откидывается на спинку сиденья и снова засыпает. Девочки переглядываются, хихикают и опять начинают шептаться.

А я думаю: "А правда, кто написал?" Перебираю в уме подходящих русских поэтов: "Пушкин?" Нет, не Пушкин, у Пушкина: "Шалун уж заморозил пальчик:/ Ему и больно и смешно/, А мать грозит ему в окно." Кто же ещё писал о деревенских горках? Алексей Толстой, Майков, Иван Никитин, Фет, Бунин, Некрасов? Скорее всего Некрасов, похоже на его стиль...

На следующей остановке в окрытую дверь влетает ветер вместе с охапкой снежинок. Уснувший пассажир вновь пробуждается и спрашивает у девочек, словно и не спал вовсе: "Ну и кто написал? Не знаете? Суриков написал, Су-ри-ков!" И с этими словами пассажир по-пьяному неловко, но скоренько выкатывается из троллейбуса. Девочки смеются ему вслед, а я задумываюсь. Какой такой Суриков? Художник Василий Иванович Суриков? Разве он писал стихи? Не-ее, пьяный гражданин явно что-то напутал.

Дома я сразу бросаюсь к книжному шкафу. Беру последний том Некрасова, провожу пальцем по алфавитному указателю: ничего зимне-весёлого не нахожу, только мужичок-с-ноготок и прочая тоска... Залезаю в словарь по русскому искусству и литературе: Суриков Александр, Суриков Алексей, Суриков Василий...Стоп, Суриков Иван Захарович, русский поэт-самоучка, автор хрестоматийного стихотворения "Детство". Лезу в текст и вот нате:

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки
И я на; бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Н-да-ааа... и правда Суриков! А ведь мне ни разу не пришло в голову поинтересоваться автором, чьё стихотворение знаю с детского сада и часто цитирую... Ай-яй-яй, а ещё студентка филфака! Стыдно, девушка!

Русская пословица говорит: "Не стыдно знать, стыдно не учиться". Так я и учусь - о Сурикове Иване Захаровиче я теперь знаю. И то, что он автор знаменитой песни "Степь да степь кругом" тоже знаю!
Спасибо тебе, незнакомый гражданин из троллейбуса!

Отрывок из стихотворения Ивана Сурикова знаком каждому со школьных лет. Удивительно, но именно эта известность сыграла с произведением злую шутку: первые строфы стали восприниматься как самостоятельное произведение о смешном случае с деревенским мальчишкой - катился с горки да кувыркнулся в снег на потеху друзьям. А стихотворение Сурикова намного глубже и тоньше. Оно - о чистом и весёлом мире детства. Оно - о почти утраченном сейчас мире русской деревни. Оно - о мире сказки, радостной и свободной детской мечте. Все эти миры с любовью и вдохновением открывает для маленького читателя в своих иллюстрациях замечательный петербургский художник Михаил Бычков.

Издания

  • Стихотворения И. З. Сурикова. М., 1877
  • Стихотворения. М., 1881;
  • Стихотворения. М., 1884;
  • Песни. Былины. Лирика. Письма. М., 1927;
  • Собр. стихотв. Л., 1951;
  • И. 3. Суриков и поэты-суриковцы. М.; Л., 1966.

Библиография

  • Яцимирский А. И. Первый кружок писателей «из народа» // Исторический вестник. 1910, кн. 4;
  • Брусянин В. Поэты-крестьяне: Суриков и Дрожжин. Пг., 1915;
  • Друг народа. 1916. № 1;
  • Прямков А. Встречи моего современника. Писатели из народа. Ярославль, 1958;
  • Ерзинкян Е. В. Художественное мастерство И. З. Сурикова, «Труды Кутаисского педагогического института», 1957,т. 17;
  • Лосев П. Песни поэта. И. З. Суриков, Ярославль, 1966;
  • Щуров И. Поэт из народа, «В мире книг», 1966, № 4.

«Детство» Иван Суриков

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.

Весь ты перезябнешь, —
Руки не согнешь, —
И домой тихонько,
Нехотя бредешь.

Ветхую шубенку
Скинешь с плеч долой;
Заберешься на печь
К бабушке седой,

И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.

В уголке согнувшись,
Лапти дед плетет;
Матушка за прялкой
Молча лен прядет.

Избу освещает
Огонек светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца.

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнет мне бабка
Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку —
Сердце так и мрет;
А в трубе сердито
Ветер злой поет.

Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.

И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветет;
В том саду большое
Дерево растет.

Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит;

Прыгает в той клетке,
Весело поет,
Ярким, чудным светом
Сад весь обдает.

Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

Анализ стихотворения Сурикова «Детство»

Иван Захарович Суриков (1841 – 1880) – известный русский поэт XIX века. Основным направлением его творчества была так называемая «крестьянская лирика». Его работы были вдохновлены сюжетами из жизни простых русских людей – хлебопашцев, ямщиков, косарей, доярок, словом, всех тех, кому приходилось добывать свой хлеб тяжёлым трудом.

Поэту удивительно тонко удавалось подметить душевное состояние своих героев, тонко выписывать их характеры в своих стихотворениях. Одно из самых знаменитых произведений Сурикова, «Детство», в настолько живых и ярких красках воссоздаёт картины из жизни крестьянского ребёнка, что поневоле проникаешься его настроением, а его радости и горести воспринимаются как собственные.

Речь в стихотворении идёт от лица главного героя – деревенского мальчишки. По-детски кратко он знакомит читателя с окружающим его миром:
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой…

Правдоподобность повествования достигается благодаря междометиям, звукоподражаниям («хлоп!», «хвать!»), ошибкам в словах, выдающим неграмотность маленького героя («качуся», «на печь»). С наивной непосредственностью мальчик оценивает свои злоключения – падение в сугроб для него настоящее горе, хотя остальные ребята смеются над происшествием.

Звонкость и бодрый ритм этому произведению придаёт трёхстопный хорей. Юному читателю будет нетрудно заучить это произведение, так как четверостишия в нём короткие, строки содержат по два-четыре слова, а выражения, как и полагается речи ребёнка, незамысловатые и эмоциональные.

Поэт использует рефрены, чтобы рассказ героя звучал реалистичнее:
И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:

С помощью ассонансов (повторы гласных «о», «у») оживает не только речь мальчика, но и окружающая природа. Несколько раз упоминается голос стихии («вьюга воет», «трубе», «ветер злой поёт», «за окном»), которая противопоставляется тишине и безопасности в доме. Часто поэт использует слово «тихо», чтобы подчеркнуть спокойствие крестьянского жилища:
И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом…
Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит…

Противопоставлен этому покою живо переданный сон мальчика. В отличие от крестьянский будней он яркий и динамичный, наполнен сказочными образами.

Лирический герой знакомит читателя не только с собственными приключениями наяву и во сне, но и незаметно раскрывает особенности жизни взрослых людей: прядение льна женщинами, плетение лаптей старшими членами семьи.

К финалу читатель понимает, что на самом деле повествование ведётся от лица взрослого, который вспоминает беззаботную детскую пору, но благодаря поэтическому таланту, использованию литературных приёмов оно приобрело черты живого рассказа ребёнка.

Вот моя деревня:
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.

Весь ты перезябнешь, —
Руки не согнёшь, —
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.

Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.

И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.

В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.

Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку —
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.

Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.

И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.

Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит;

Прыгает в той клетке,
Весело поёт,
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.

Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум-звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

Анализ стихотворения «Детство» Сурикова

Детство в жизни каждого - незабываемая пора. Детские впечатления человек проносит через всю жизнь, возвращаясь к ним в минуты грусти. Именно об этом рассказывает стихотворение И. З. Сурикова «Детство».

Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Детство» было написано в 1866 году. Поэт практически всю жизнь находился в затруднительном материальном положении. Неудивительно, что он создал произведение, вызывающее щемящую тоску по беззаботному детству.

Жанр, тема и идея

«Детство» относится к лирическим стихотворениям с чётким сюжетом. Его тема отражена в названии. Идея произведения - показать глубину переживаний лирического героя, рисующего чудесные моменты своего счастливого детства.

Образы стихотворения

Невидимый образ стихотворения - взрослый мужчина, вспоминающий себя мальчиком. Этот мальчик - главный герой произведения. Второстепенные персонажи, с любовью описанные автором, - бабушка, матушка и дед.

Композиция

Произведение состоит из 23 четверостиший (строф). Логически его можно поделить на 4 смысловые части:

  • зимние катания (первые 6 строф);
  • семейный вечер (следующие 8 строф);
  • сладкий сон (с 15 по 22 строфы);
  • возвращение в реальность.

Последняя строфа содержит вывод с риторическим обращением к детству лирического героя.

Ритмический строй

«Детство» написано трёхстопным хореем с перекрёстной рифмовкой. Данный факт создаёт быстрый ритм при прочтении.

Художественные средства

И. З. Суриков для более глубокого воздействия на читателя использует множество фонетических, лексических, синтаксических и художественных средств:

  • анафору (единоначатие): первые 3 строки начальной строфы начинаются одинаково;
  • однородные члены: «тихонько, // Нехотя»;
  • риторическое обращение: «Весело текли вы, // Детские года!»;
  • эпитеты: «родной», «тихонько», «сердито»;
  • антонимы: «Мне в сугробе горе, // А ребятам смех!»;
  • синонимы: «Горе и беда»;
  • просторечные формы слов: «качуся», «мрёт», «Поднялася»;
  • междометия и звукоподражательные слова: «хвать!», «хлоп!»;
  • звукопись (аллитерацию и ассонанс): в 7 строфе постоянно повторяется звук [ш], а в 8 - звуки [о] и [а];
  • лексический повтор: «Зимний вечер длится, // Длится без конца…».

Благодаря средствам, используемым поэтом, стихотворение И. З. Сурикова возвращает героя (и читателя) в то время, когда он был счастлив. Образ маленького человека, катающегося на санках с горы и слушающего сказки бабушки, прорисован поэтом очень чётко и правдоподобно.