Л. Б. Дерягина
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ
Сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира
Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС
ББК 74.200.58 85.338 Д36
Дерягина Л. Б.
Д36 Театрализованная деятельность в ДОУ. Сценарии по сказкам за-
рубежных писателей и народов мира. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 128 с.
ISBN 978-5-89814-758-7
В книге предложены сценарии для постановки в детском коллективе. В каждом сценарии предлагаются несложные варианты сценического, звукового и музыкального оформления спектаклей. В конце каждого сценария даны вопросы для обсуждения с детьми.
Книга предназначена для педагогов ДОУ, начальной школы и руководителей детских театров.
©Дерягина Л. Б., 2013
© ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», оформление, 2013
ISBN 978-5-89814-758-7
ПРЕДИСЛОВИЕ
Уважаемые педагоги!
Театр был и остается действенным помощником в нравственном и эстетическом воспитании детей. Хороший мудрый спектакль дает очень много и уму, и душе маленького зрителя, так как побуждает думать и сопереживать. Непосредственное участие в театральной постановке развивает юного актера интеллектуально, творчески, духовно и физически. Заучивание текста роли тренирует память. Сценическое движение учит управлять своим телом. Взаимодействие с партнерами на сцене - это особый ценный опыт общения, формирующий умение контактировать и работать с людьми. Необходимость действовать на публике приучает владеть своими эмоциями, творчески раскрепощает. Театр - это игра, а игра - стихия ребенка.
В книге «Театрализованная деятельность в ДОУ» представлены сценарии в стихах по мотивам знаменитых произведений зарубежных сказочников «Королевские зайцы» П. К. Асбьёрнсена и «Гадкий утенок» Г.-Х. Андерсена и 14 сценариев в прозе и в стихах по сказкам народов мира (Европа, Азия, США, Африка). Эти небольшие пьески предназначены для постановки в детском саду, начальной школе и в детском театральном коллективе. Также их можно поставить в кукольном и в домашнем театре.
В каждом сценарии предлагаются доступные варианты оформления игрового пространства и постановочные решения, но остается широкий простор для фантазии. В зависимости от возможностей постановщиков декорации и костюмы могут быть самыми простыми, условными или, наоборот, яркими, оригинальными, подробными. В одном случае обычные стулья, вешалки-стойки, ширмы обозначат место действия, а небольшие детали костюма, маски - действующих лиц. В другом варианте это могут быть живописные декорации, изображающие характерные пейзажи страны, жилища героев; изготовленная своими руками бутафория, выполненные по эскизам костюмы. В работе по оформлению спектакля обязательно должны учас-
твовать дети, а не только педагоги и родители. Ребята могут нарисовать эскизы костюмов и декораций, принять посильное участие в изготовлении бутафории, костюмов, масок, в подборе реквизита. В спектакле можно использовать компьютерную технику для создания «волшебных» эффектов и демонстрации на экране места действия; для иллюстрированного рассказа о стране, где родилась сказка, инсценировка которой выносится на суд зрителей. Световое и музыкальное оформление также варьируется от простого к сложному по возможностям постановщиков. Специально поставленные танцы и хорошо отрепетированные вокальные номера украсят действо.
В гимназиях с углубленным изучением иностранных языков можно сделать перевод и сыграть сказку на языке оригинала - английском, итальянском, финском, китайском, японском, хинди и т. д. Это станет для учащихся отличной языковой практикой.
Книга пригодится вам для проведения театрального фестиваля в своем детском образовательном учреждении или среди нескольких детских садов (школ, самодеятельных коллективов). Это мероприятие может стать ярким, запоминающимся событием в жизни детей. Каждая группа (класс) представляет свою сказку, предваряя или завершая инсценировку интересным рассказом о стране, ее обычаях. Ребята исполняют народные танцы и песни, демонстрируют национальные костюмы. Театральный фестиваль удачно дополнит конкурс детских рисунков и поделок на темы сказок народов мира, природы, достопримечательностей и обычаев разных стран. В финале творческого праздника можно порадовать гостей и участников оригинальным угощением - блюдами национальной кухни.
Любая народная сказка, даже самая забавная и легкомысленная на первый взгляд, заключает в себе мораль, поучение, высмеивает человеческие пороки и слабости. В небольшом, как правило, тексте сосредоточена вековая мудрость народа. Предлагаемые вашему вниманию инсценировки сказок народов мира завершаются списком примерных вопросов для обсуждения. Вы можете использовать сценарии для проведения увлекательных занятий по нравственному воспитанию. Для этого не обязательно воплощать сказку на сцене. В группе (классе)
прочитайте пьеску в лицах, предварительно распределив роли. Если дети еще не умеют читать, они могут выучить роли дома с помощью родителей или в группе с помощью воспитателя. В самом простом варианте вы можете сами прочитать сказку детям и обсудить ее по вопросам. Можно разыграть сказку с помощью игрушек, особенно если это сказка о животных. А можно подготовить и показать на занятии отдельные сценки.
«Эта Сказочная планета» - вторая книга сценариев Дерягиной Л. Б., выпущенная издательством «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Первая книга - «Играем сказку» - включает в себя сценарии в стихах по самым известным сказкам российских писателей («Волшебник Изумрудного города», «Цветик-семицветик», «Сказка о потерянном времени», «Приключения Буратино») и сценарии по сказкам народов России и ближнего зарубежья.
Желаем творческих успехов!
ЧАСТЬ I. СКАЗКИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
Полная бочка лжи 1 (в 2-х действиях)
Действующие лица:
Сказочник.
Хальвор. ^
Бьёрн. V три брата-лентяя
Эспен-лежебока. *
Старик - отец братьев-лентяев.
Старуха-волшебница.
Королева.
Принцесса.
Фрейлина.
Глашатай.
Крестьяне.
Зайцы (не менее 6 исполнителей).
Два стражника.
«Сказка - ложь, да в ней намек»
Звучит музыка из мультфильма «Падал прошлогодний снег». Выходит Мужик - он одет в валенки и треух, на плече у него картонный топор:
Уж послала так послала! Третий час по лесу кружу, насмотрелся и на эти сказочки, и на этих сказочников. А елки нормальной нет как нет! Вот незадача. И главное - сказки какие-то все неправильные, не такие как раньше. Вроде бы все по-старому, а ощущение что кто-то где-то что-то поменял! Только зашел я в лес, а тут вот со мной какая история приключилась…
Колобок
На сцену выходит молодой человек в майке с желтым улыбающимся смайлом. За ним, прихрамывая, идет Бабка:
Внучек, и девки-то все пошли какие наглые! Срам один, а не девки! У той не только уши, но и вообще все лицо железками утыкано, у этой татуировки, как у зечки матерой, или такое на себя напялит - Слава Зайцев крестится, и плачет тихо в углу. Не связывайся ты с ними, внучек!
Колобков:
Ну ба, нужны они мне, эти девчонки..! Пошел я, мы с парнями договорились встретиться…
Бабка уходит, Колобков «отправляется в путь» под песню «Страна Лимония».
Ему навстречу из-за кулис выпрыгивает Зайкина. Это настоящая гламурная блондинка - ресницы, ногти, волосы, изобилие розового и мехового.
Зайкина (говорит томно, растягивая слова):
Колобков! Куда это ты направляешься?
Колобков:
Зайкина, кыш с дороги, иду себе и иду…
Зайкина:
Я тут подумала…
Колобков:
Ты, и подумала? Какая неожиданность!
Зайкина:
А не пригласить ли мне Колобкова в какую-нибудь кафешку? Тирамису, капуччино, такая красивая Я… По-моему, мысль неплоха!
Колобков:
Зайкина, не хочу тебя огорчать, но…
Я Колобков, Колобков,
Инженерами рожден,
Телевизором учен,
Бабкою предупрежден…
Я от бабушки ушел,
И от дедушки ушел,
От тебя, Зайкина, и подавно уйду!
Ты сама подумай - откуда у меня, простого школьника из среднестатистической семьи столько денег, чтоб тебя и твои накладные ногти по кафешкам таскать, и тирамису кормить? Адье, мой пушистый грызун!
Колобков… Пойдем сегодня с нами на кладбище.
Колобков:
Волкова, блин! Ни фига себе приглашение! Я тебя-то вижу, у меня желание укрыться одеялом и ни в коем случае не свешивать с кровати ни ноги ни руки - а вдруг ты под моей койкой затаилась, и как схватишь! А ты меня еще и на кладбище зовешь!
Волкова:
Будет весело, Колобков. Повоем на луну, послужим черную мессу. Тихо, спокойно, никого из взрослых…
Колобков (про себя):
Вот права бабка, во всем права… Слышь, Волкова:
Поет свою песенку, добавляя строчку:
От тебя, Волкова, со всех ног убегу!
Навстречу Колобкову выходит Медведева - девушка ОЧЕНЬ плотного телосложения, грубо говоря - полная.
Медведева:
Колобков! Приходи к нам сегодня домой на обед! Мы с мамой пельменей налепили, пирогов напекли, пончиков нажарили. Вышивки мои посмотришь, я над ними столько вечеров провела…
Колобков:
Я так понимаю, что к вашему плюшечному столу действительно, только Колобкова и не хватает. Медведева, ива ты моя плакучая, Василиса ты моя премудрая, да я даже не знаю, как выглядит эта ваша вышивка!
Поет свою песенку, добавляя последнюю строчку:
И от тебя, Медведева, уйду!
Навстречу Колобкову выходит Лисичкина. Девочка как девочка, рыжая только.
Лисичкина:
Привет, Колобков. Хорошо, что я тебя встретила. Ты, говорят, в компьютерах разбираешься, а у меня как раз с моим что-то случилось - не грузится. Может, если будет свободная минутка, посмотришь?
Колобков:
Лисичкина, я тороплюсь.
Поет свою песенку, добавляя:
И от тебя Лисичкина уйду.
Лисичкина:
Так я же тебе сказала - как время свободное будет. И знаешь что? Ты мне с компом поможешь, а я тебе с сочинением, а то в последний раз класс рыдал над твоим эпическим творением. Давай так - ты мне комп, а я тебе - сочинение!
Колобков:
А ведь и правда, скоро конец года, а у меня по литературе что-то непотребное. А, пусть напишет, да и мне не сложно посмотреть, что у нее там с компом… Пойдем, Лисичкина, поглядим. У тебя дрова-то есть какие?
Беседуя, уходят.
Выходит Мужик :
Видали? Будь я неладен, если эта Лиса его не съела! И вроде бы все по сюжету, но сомнения меня терзают. Или вот еще - иду я дальше, выхожу на опушку…
Журавль и Цапля
Из-за кулис выходит молодой человек - Журавлев:
У всех ребят в классе девчонки есть. А некоторые умудряются сразу с несколькими встречаться. А я чем хуже? Цаплина на меня вчера так смотрела, наверняка я ей нравлюсь. Может быть позвонить ей, спросить, как у нее дела на личном фронте обстоят, а если никак, то и подкатить к ней аккуратно?
Набирает номер. Из другой кулисы выходит Цаплина. У нее звонит телефон, она берет трубку:
Алло, слушаю…
Привет, Цаплина. Чем занимаешься?
А, Журавлев, привет. Да ничем не занимаюсь, в Контакте сижу.
А скажи мне, Цаплина, как на духу, не нужен ли тебе сильный, красивый, мужественный молодой человек, в полном расцвете 16-ти лет? Если нужен, то вот он я!
Журавлев, ты что, с дуба рухнул? Это кто у нас там сильный? Кто норматив по отжиманиям сдать не мог две недели? А кто у нас красивый? Да от тебя даже сестры Лягушкины шарахаются во все стороны, а уж казалось бы - их трое, и ни у одной парня нет, могли бы и повестись. Мужественность твоя под большим вопросом, ты, говорят, когда мелодрамы смотришь, в три ручья рыдаешь! Ну зачем мне такое сокровище?
Ну, Цаплина! Ты просто злючка какая-то! (про себя) Вот это облом.
Бросает трубку, уходит за кулисы.
Цаплина:
Ишь ты, подумаешь! В парни он ко мне набивается… Красивый он, ха-ха-ха… (задумывается). Ну вообще-то… глаза у него, и правда, замечательные. И с отжиманиями он тогда напортачил из-за простуды, зато бегает быстрее всех, и в баскетбол играет здорово. А про мелодрамы еще неизвестно - смотрит он, или это прикол такой. Да и в принципе, пусть смотрит, я их сама люблю… Зря парня обидела. Надо ему перезвонить.
Набирает номер Журавлева. Он выходит из кулисы, берет трубку:
Да. Ну что тебе еще, Цаплина? Не все сказала?
Знаешь, Серый, мне кажется, я погорячилась. Если ты не передумал, то я готова принять твое предложение встречаться!
Что? Предложение? Да я пошутил, Цаплина! Как тебе могло такое вообще в голову прийти, что я захочу с тобой встречаться? Ты что думаешь, в нашем болоте других симпатичных птичек нет что ли? Да та же Машка Лягушкина - у нее и ноги длиннее, и талия тоньше, и все остальное тоже на месте!
Ты свинья, Журавлев! Сравнение с Лягушкиной я тебе точно не прощу!
Бросает трубку. Уходит за кулисы.
Журавлев:
Сдается мне, что я действительно свинья. Ну ведь нравится она мне, если честно. Она ж не только симпатичная, но и умненькая, поможет если что с учебой… Звоню… Надеюсь, не пошлет в болото!
Выходит Цаплина, отвечает на звонок:
Журавлев, если ты мне звонишь рассказать что-нибудь еще о прелестях остальных сестер Лягушкиных, то не стоило утруждаться. Они общеизвестные красотки!
Не, Цаплина. Я извиниться хочу, и все-таки подумай над моим предложением встречаться…
Журавлев, елки-палки! Нет! Иди Машку нацеловывай, вдруг она в принцессу превратиться!
Оба уходят за кулисы.
Выходит Мужик
:
Они так до сих пор и не договорились. Названивают другу. Вот только я может чего путаю, но в сказке-то они ходили друг к другу, не было телефонов-то в сказке? Да и какие телефоны в болоте? Но окончательно меня добил последний сюжет:
Курочка-Ряба
На сцену выносят стол, два стула. Выходят парень и девушка. На парне спортивный костюм и кепка, девушка в мини-юбке, на каблуках, но при этом тоже в спортивной ветровке. Ведут себя развязно. Садятся на стулья, щелкают семечки.
Парень:
Слышь, Маха, как ты думаешь, Рябов нам доклад по истории накатал?
Девушка:
А че, ты думаешь он осмелится не накатать?
Глупо ржут. Входит молодой человек, Рябов, по виду типичный «ботан»:
Девушка:
И гуляй, давай.
Рябов:
Но мы же договаривались, что доклад сделаем втроем! А мне что же теперь, для себя новый писать?
Парень:
Ну, типа, не хочешь, не пиши. Пару получишь… И не вякай там, а то… (показывает кулак)
Раздается звонок. Девушка открывает дверь:
Ой, Мышкин… Здравствуй!
Входит Мышкин - здоровый парень, метра под два ростом.
Ну, что у вас тут? Рябов? А ты-то что здесь?
Парень:
Да он, типа, в гости напросился. Говорит, приемчики ему покажи, самооборона типа. Он уходит сейчас.
Мышкин:
У нас, говорят, доклад по истории на носу, а я - ни сном ни духом.
Парень и девушка испуганно переглядываются. Рябов откашливается, поправляет очки, делает шаг вперед, явно хочет что-то сказать.
Парень (перебивает):
Рябов, вали давай, кому сказал! Потом все приемчики!
Мышкин:
А чего это у вас на столе? Бумага? А на ней что-то напечатано?
Берет, читает по складам:
- «Золото скифов». Оп-па! Доклад по истории! Это я удачно зашел! Кто накатал?
Рябов:
Они и накатали! Они ж не только приемчики умеют, они еще и эрудиты настоящие!
Мышкин:
Так, это я забираю, а вы, если такие умные, себе еще напишете! Пошел я, давайте!
Парень:
Рябов.., «нехороший» человек, ну и что ты наделал? Я сейчас тебе правда пару-тройку приемчиков покажу, только тебе наверняка не понравится.
Девушка:
Мне теперь за пару по истории дома та-а-а-кое будет!
Рябов:
Ага, а чего ж вы Мышкина не остановили?
Парень:
Да он меня одной левой уложит.
Рябов:
Ладно, не плачь дед, не плачь баба… Напишу вам еще один доклад, только давайте все-таки на троих. Как вам тема: «Золотая лихорадка» на Диком Западе - причины возникновения»?
Девушка:
Рябов, миленький, садись пиши скорее…
Уходят за кулисы.
Выходит Мужик , на этот раз тащит за собой елку (искусственную).
Уф, теперь можно и домой. Достали меня эти непонятки. Ишь, чего выкаблучивают! Главное, на выходе из леса больше никого не повстречать, а то я окончательно с ума сойду.
Выбегает его Жена:
Ой, Господи, вот ты где! А я уж тебя по всему лесу обыскалась! То у Колобка спрошу, то у Цапли, Мышка вон, пробежала, хвостиком в твою сторону махнула, так я на тебя и вышла. Ты что ж, дурень, целый день-то ходишь?
Мужик:
Да ты не поверишь, может я съел чего не то, только Колобок твой и Мышка уже не те. Ты ничего странного не заметила?
Жена:
Много ты понимаешь. Время-то сейчас какое? Вот какое время, такие и сказки. Да еще ты присказку, наверное забыл: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Пойдем, горемычный, замерз поди…
Обнимаются, уходят. Звучит финальная музыка из мультфильма «Падал прошлогодний снег».
div > .wk-panel", row:true}" data-wk-grid-margin="" data-wk-scrollspy="{cls:"wk-animation-slide-left wk-invisible", target:"> div > .wk-panel", delay:300}">
Так сложилось, что в XX веке в России из жизни детей были изъяты красивые религиозные праздники: Пасха, Рождество, день ангела. Пышно отмечать день рождения ребенка или Новый год считалось неприличным, да и зачастую было невозможным. Взрослые превращали детские дни рождения в семейные застолья. При этом маленькие виновники торжества, разобрав подарки, как правило, скучали в углу.
В последние 5-10 лет, с развитием сферы услуг, наконец-то вновь появился интерес к организации детского праздничного досуга. Стали создаваться специальные агентства, способные превратить в волшебную сказку любое событие в жизни ребенка: день рождения, поступление в первый класс или потерю первого молочного зуба. Теперь на любой праздник можно пригласить профессиональных аниматоров, то есть специалистов по организации развлекательных программ. Однако не меньшую, а возможно, что и большую, ценность имеют те праздники, которые созданы усилиями самих родителей.
Условно детские анимационные, то есть развлекательные, программы можно разделить на персонажные и сказочные. Персонажные программы пришли к нам из Америки, они широко известны по голливудским фильмам. К детям, независимо от их возраста и количества, приглашается аниматор - клоун (клоунесса), который развлекает собравшихся гостей тем, что делает фигурки из воздушных шариков, проводит веселые конкурсы и показывает фокусы. В нашей стране вместо клоуна может выступать Белоснежка, Колобок, Мальвина или другой яркий персонаж общеизвестных народных или литературных сказок.
Плюс персонажных программ в их экономичности, а наиболее существенный недостаток в том, что такие программы мало подходят для малышей до 4 лет, а также для очень больших компаний. Один аниматор физически не способен уделить достаточного внимания ^сем детям и даже уследить за ними. Также у одного аниматора, как правило, однотипный сценарий, не подразумевающий разнообразия событий. Представьте, каким будет разочарование вашего ребенка, если окажется, что именно этот клоун именно с этой программой проводил день рождения у кого-то из его друзей.
Безусловно, для детских праздников лучше всего подойдет сказочная развлекательная программа. Такая программа представляет собой театрализованное шоу по мотивам сказок. Несколько аниматоров создают в начале праздника интригу: например, похищается мешок с подарками или заколдовывается кто-то из положительных героев. Далее дети становятся самыми важными участниками разыгрываемых сказочных событий. Именно детям нужно в процессе игр и конкурсов разрешить проблему, помочь отыскать клад или расколдовать принцессу.
Для того чтобы организовать сказочную программу, требуется приложить определенные усилия. Если аниматор, опирающийся на американскую систему, может выступать без предварительной подготовки, имея в арсенале ряд типовых игр и конкурсов, то для «сказочного» дня рождения нужен сценарий. Сценарий может учитывать все пожелания гостей и индивидуальные особенности именинника. Так, самым маленьким можно устроить праздник с Винни-Пухом, девочку постарше пригласить на бал настоящих принцесс, а мальчишке предложить пиратскую вечеринку или космические приключения.
Сказочная программа станет еще интереснее, если в ее рамках показать детям кукольный спектакль. Преимущество кукольных спектаклей в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Общеизвестно, что сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и помогает детям усвоить основополагающие человеческие ценности. Кукольная сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, помогает усваивать этические нормы, развивает память и речь. Ритмичный и певучий язык сказок, богатый на повторы и устойчивые обороты («жили-были», «зайчик-побегайчик», «лисичка-сестричка») создает атмосферу истинного волшебства.
Многим родителям кажется, что организовать самостоятельно праздник невозможно, нужно обязательно приглашать профессиональных аниматоров, но это не так. Кто, как не любящие родители, лучше всего знают мечты и особенности своего ребенка! Если у вас есть немного свободного времени и хотя бы два друга или родственника, готовых примерить на себя роли сказочных персонажей, - у вас есть все необходимое для проведения «сказочного» дня рождения.
Как же сделать так, чтобы день рождения ребенка стал действительно запоминающимся событием?
Прежде всего, надо учесть возраст ребенка. Отметить наступление года и двух лет лучше всего в семейном кругу. Помните, что самый главный герой этого дня - ребенок, а не родственники. Поэтому вместо того, чтобы хлопотать на кухне, позаботьтесь, чтобы у малыша было праздничное настроение. Не думайте, что ребенок еще слишком мал, чтобы что-то понять. Именно в этом возрасте мозг ребенка жадно впитывает любую информацию, и любая мелочь будет способствовать интеллектуальному развитию малыша.
На празднование первых двух дней рождения не стоит организовывать шумные развлечения, так как переизбыток эмоций, даже положительных, утомит кроху. Не приглашайте аниматора - малыши часто боятся чужих людей. Лучше, если в роли ведущей праздника выступит мама или бабушка. По этой же причине ни в коем случае не надевайте маски и не используйте сценический грим: ребенок может вас не узнать и испугаться. Покажите малышу простой кукольный спектакль по сказке, которая ему известна. Это может быть «Курочка Ряба» или «Теремок». Поиграйте в «Каравай» и устройте смешные конкурсы для родственников.
Приглашать гостей-детей на празднования первых двух дней рождения не обязательно. Такие малыши в силу возрастных особенностей еще не умеют играть вместе. Если вы не хотите посвятить весь вечер разниманию ребятишек, которым потребовалась одна и та же игрушка, позовите только детей родственников, да и то не больше трех.
Если благодаря детскому саду и развивающим курсам ваш ребенок общителен и имеет опыт социализации, то уже на его 3-летие можно организовать настоящую развлекательную программу. Вы можете пригласить аниматоров к себе домой или туда, где запланируете отмечать день рождения, или провести театрализованный праздник в детском садике.
Исходя из собственного опыта, для детей 3-4 лет оптимальной считаю программу продолжительностью 1-1,5 часа. Выбирая сценарий шоу-программы для именинника, учтите, что даже интеллектуально сверхразвитым детям в возрасте до
4 лет интереснее, если они являются, в основном, пассивными участниками. Они могут выполнять четко данные указания аниматора, но импровизировать и вживаться в сказочный сюжет детям трудно, так как у них еще недостаточно развиты навыки ролевой игры. Вовлечение малышей в развлекательную программу достигается тем, что в ключевых моментах аниматор задает им вопросы, на которые необходимо ответить, чтобы помочь герою, или побуждает детей выполнить строго определенное действие с минимальным соревновательным уклоном.
Если вы приглашаете аниматоров из специализированного развлекательного центра или клуба, обратите внимание fia костюмы, репертуар и даже на пол аниматора. Для детей до 5 лет любые роли, даже мужские - клоуна или Деда Мороза - должна играть женщина. Мужчины-актеры не всегда находят общий язык с малышами, а дети мгновенно чувствуют скованность и неестественность взрослого. Лучше, если вас заранее ознакомят со сценарием праздника, это поможет избежать неприятных сюрпризов.
Взрослые часто не знают, что большинство 3-4-летних малышей боятся не только Бабу-Ягу или Бармалея, но и любого клоуна. Поставьте себя на место ребенка: вдруг в комнату входит громкоголосое Нечто в ярком костюме, с красным носом и немыслимой гримасой на лице - то ли рот, то ли пасть. Поэтому развлекать детей 3-4 лет должны только добрые и знакомые детям персонажи - Добрая фея, Золушка, Бабушка- сказочница или животные вроде Кота Котофеевича или Лисы Патрикеевны. Если же вам все-таки хочется пригласить клоунессу, выберайте по фотографиям ту, у которой будет минимум сценического грима.
Начиная с 4-летия в развлекательную программу можно включать некую интригу: надо расколдовать Снегурочку или помочь найти украденный волшебный сундучок. Чем старше ребенок, тем ярче и сложнее должны быть хитросплетения сюжета. В возрасте 4 лет ребенок уже может проводить параллели между собой и сказочным героем, вносить свои дополнения в развитие сюжетной линии.
С 5 лет дети хотят лично участвовать в событиях, поэтому развлекательная программа для детей 5-8 лет может длиться дольше - 1,5-2 часа, а для детей 8-12 лет - 2,5 часа. Сценарий, в свою очередь, должен быть таким, чтобы именинник ощутил себя сильным, уверенным в себе человечком, победителем в трудных ситуациях. Такие сказочные программы формируют позитивное «Я» ребенка, помогают осознать свои возможности и найти способы их реализации.
Если на празднике собираются 5-8 детей, то с ними должны работать два аниматора, если детей более 8 - нужен третий аниматор. Чем старше дети, тем больше аниматоров имеет смысл приглашать, поскольку театральная программа для детей должна быть насыщена героями с яркой индивидуальностью.
В программе для детей старше 4 лет уже можно использовать отрицательного персонажа, но его роль должна быть «уравновешена» ролью положительного. Например, на празднике одновременно присутствуют Баба-Яга и Василиса Премудрая или Бармалей и Золушка. Аниматор, представляющий отрицательный образ (Баба-Яга), устраивает в рамках сценария праздника всякие неприятности, а аниматор, играющий роль положительного персонажа (Василиса Премудрая), помогает детям объединиться и проявить свои способности в борьбе со злом.
Детям старше 4 лет нравится, когда кроме взрослых аниматоров в программе участвует также аниматор-ребенок. Многие театральные студии сейчас предлагают программы, целиком построенные на участии актера-ребенка: Снегурочка с помощником Зайчонком, рассудительная Мальвина и непутевый Буратино и др. Организуя развлекательную программу дома, вы можете смело привлекать старшую сестру именинника или подростка-племянника.
Замечу, что для программы для детей старше 7 лет возможен выбор любых персонажей. Девочки часто хотят видеть сказочных принцесс и фей, а мальчики - пиратов или разбойников. Не рекомендую устраивать праздник с участием любых супергероев. Во-первых, дети возлагают излишние надежды на таких персонажей, ожидая, что Бэтмен обязательно взлетит, а Человек-паук выбросит паутину. Когда оказывается, что аниматор этого делать не умеет, дети разочаровываются. Во-вторых, дни рождения с участием супергероев часто заканчиваются всеобщим буйством, и дети к концу праздника становятся практически неуправляемыми.
Теперь относительно выбора гостей. Детям 5-8 лет наиболее комфортно в компании близких по возрасту детей (плюс-минус 2 года). Школьники 8-10 лет часто приглашают на праздник шумную компанию одноклассников и друзей по двору. Постарайтесь ограничить количество гостей 10-12, максимум 15 детьми. Как показывает опыт, чисто «мальчишечьи» дни рождения возможны, только если количество детей на празднике вместе с именинником не превышает 5 человек. Иначе любые игры заканчиваются выяснением, кто сильнее или борьбой «супергероев».
Сказка в стихах по ролям о богатыре Добрыне и прекрасной Царевне-елке для детей дошкольного возраста
Цель: воспитывать у детей любовь к слушанию и чтению сказок, созданных на традициях русского литературного творчества, развивать стремление и желание обращаться к истокам родной культуры.Задачи:
1. Формировать представление детей и их родителей о традиционной русской культуре через знакомство со сказками.
2. Познакомить с произведениями мастеров Федоскинской лаковой миниатюры.
3. Развивать интерес к русскому народному фольклору и желание изучать и узнавать более глубоко и осознанно культурные традиции.
4. Активизировать творческий потенциал родителей, привлечь их к активному участию в постановке сказки.
5. Воспитывать уважение к прошлому и культурно-историческим ценностям русского народа, желание сохранить и приумножить богатства своего народа.
6. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, к героям русских сказок, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в театрализованном представлении.
Сценарий театрализованного представления для детей дошкольного и младшего школьного возраста по мотивам произведений И. В. Гуриной
Салозграф Ирина Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ – детский сад № 37 с. Раздольное Моздокского района РСО – АланияСказка. Как много эмоций и теплых воспоминаний возникает даже у взрослых людей при упоминании о сказке. И не удивительно. Ведь сказка сопровождает нас по жизни с самого рождения. Малыши с удовольствие слушают сказки, которые рассказывают им мамы, бабушки, папы, дедушки. Проходит время. Рождаются новые поколения малышей, девочки становятся мамами, мальчики – папами. Меняется окружение, цивилизация делает рывок за рывком. Но старые добрые сказки остаются рядом с нами, передаются из поколения в поколение. С нами остается народная мудрость, накопленная за века, заветы предков, так ненавязчиво входящие в наше подсознание сказка за сказкой. С нами по жизни идут сказочные герои, олицетворяющие добро и зло, герои, формирующие нравственное сознание наших детей. Возможно, герои сказок не знали значения слова «патриотизм». Но для них жизнь, честь, бескорыстие, отвага, верность, любовь, Родина – все это было единое целое. И очень хочется, чтобы для наших детей это единое целое воплотилось в одном родном слове – Россия. А сказка… Сказка нам будет в этом помогать.
Как и много веков подряд.
Так получилось, что сценарий театрализованного представления, который создавался и писался под конкретных деток для предстоящего участия в ежегодном конкурсе «Театральная мозаика», вдруг зажил самостоятельной жизнью, стал развиваться по своим законам и влиять на развитие автора. У меня в очередной раз появилась возможность испытать на себе силу влияния сказки, силу волшебства сказочного слова, которое увлекает за собой в мир переживаний героев, затягивает в водоворот их приключений. Я постаралась написать сценарий так, чтобы его можно было не только поставить как сценическое произведение, но и прочитать ребенку как самостоятельное литературное произведение, как добрую «сказку на ночь». Когда возникла мысль о художественном оформлении сказки, то среди множества прекрасных иллюстраций, найденных в интернете, мое внимание привлекли работы талантливейших мастеров, работающих в технике Федоскинской лаковой миниатюры. Как ни стыдно мне признаться в своем невежестве, но для меня это была еще одна грань мира прекрасного так щедро открывшаяся предо мной. Воистину: «Век живи – век учись». Не предать словами того душевного волнения и эмоций, испытанных мной при знакомстве с красивейшими и такими живыми произведениями художников этой школы. Так появилась презентация сказки, для оформления которой были взяты произведения Федоскинских мастеров. Очень хочется, чтобы с этими сокровищами из мира прекрасного дети соприкоснулись как можно раньше. Ведь каждое такое соприкосновение с частичкой родной культуры согревает душу ребенка и поселяет в ней любовь к Родине, гордость за то, что ты – частичка такой талантливой, одаренной и одухотворенной нации, гордость за то, что ты – Россиянин.
Сценарий театрализованного представления «Сказка о богатыре Добрыне и прекрасной Царевне-елке»
(по мотивам произведений И. В. Гуриной)1.
(Царский терем. Царь на троне. Царевна сидит за вышивкой, а младшие забавляются с котенком.)
Жил да был в далеком царстве,
В тридесятом государстве
Мудрый, добрый царь Гвидон.
Всем от мала до велика нравилось,
Как правил он.
Было у царя три дочки,
Три красавицы-цветочка.
Хоть весь свет ты обойдешь,
А краше старшей не найдешь.
Как-то ночью раз морозной
Прилетел седой и грозный
Из страны далекой царь –
Ледяной злой государь.
Правил он страной снегов
И холодных вечных льдов.
(Вой ветра, музыка. Появляется Ледяной царь.)
Ледяной царь белым снегом
Всю округу заметал
И красавицу-царевну
Чрез окошко увидал.
Ледяной царь:
Как красива, как мила,
Как румяна и бела!
Облети хоть целый свет,
Краше девы в мире нет!
Звездами глаза горят,
Губы алые блестят!
В жены я ее возьму
И отказа не приму!
(Звучит нежная мелодия, царевны накидывают шубки и выходят из дворца.)
Ледяной царь с той минуты
За царевной наблюдал
И на утренней прогулке
Девицу-красу младую
Вместе с сестрами украл.
(Раздается вой ветра, тревожная музыка, появляется Ледяной царь, кружит вокруг девушек, покрывает плащом и уводит с собой на заснеженную лесную опушку).
2.
(Заснеженная лесная опушка)
Ледяной царь:
Будешь ты теперь, царевна,
Жить в стране снегов и льда,
Станешь Снежной ты царицей,
Со мной будешь на века.
Сестры пусть с тобой живут,
Чтоб ты не грустила тут.
А как только подрастут,
Братья в жены их возьмут.
Царевна:
Не пойду за ледяного,
Старого, седого, злого!
Не хочу я жить в снегах
И холодных вечных льдах!
(Звучит тревожная музыка, Ледяной царь топает ногами, кружит вокруг царевны и сестер, накрывает их плащом).
И от злости старый царь
Ледяной злой государь
Превратил царевну в елку,
Снегом ей укрыл иголки.
Сестер же превратил в снежинок-
Белоснежных балеринок.
(Звучит грустная музыка. Плащ падает, стоит царевна-елка, около нее кружатся снежинки).
3.
(Царский терем. Царь на троне сидит в печали).
Вот уж день, другой проходит,
Мудрый, добрый царь Гвидон
Своих дочек не находит,
В грусть-тоску впадает он.
Наступает Новый год,
Но грустит честной народ:
Коль царевны не найдутся,
Значит, праздник не придет.
В том далеком, добром царстве,
В тридесятом государстве
Богатырь Добрыня жил,
Честно он царю служил.
Силой, верностью, любовью
Он царевну покорил.
Царь:
Не знать покоя мне отныне,
Велю позвать к себе Добрыню!
Добрыня:
Я здесь, великий государь!
Я волю добрую твою
Готов исполнить как свою!
Царь:
Прошу тебя, найди ты дочек,
Спать не могу уж сколько ночек!
Добрыня:
Клянусь, весь свет я обойду,
Царевну и сестер найду!
Царь:
Еще найди ты по пути
Нам елку во дворец такую,
Чтоб красотой своей подстать
Она была царевне нашей.
Добрыня:
Да, не сыскать царевны краше,
Хоть обойди весь белый свет...
Царь:
Ох, мне без дочек счастья нет.
Ступай скорей же в путь Добрыня,
Смотри, алеет уж рассвет.
Добрыня:
Ради красавицы-царевны
На все готов! Вот мой ответ!
(Добрыня кланяется и уходит).
4.
И вот отправился Добрыня
Через метели и снега
Искать красавицу-царевну,
Сестер и елку для дворца.
Бывал в краях он чужестранных,
Через поля брел по снегам,
Плыл по морям и океанам,
И вот бредет уж по лесам.
А лес все диче, лес все глуше,
И нет конца и края пуще,
Нет ни тропинки, ни жилья,
Ни птицы нет, и нет зверья.
Вдруг, впереди видна опушка…
На той опушке зелена, стройна,
Пушиста, высока,
Укрыта снегом до макушки
Стояла елка…
Добрыня:
Чудеса! Вот это елочка-краса!
Красива – глаз не отвести!
Ее бы надо привезти
На царский праздник во дворец,
Чтоб бедам наступил конец! (достает топор)
Еще б царевну отыскать,
Сестер ее – девчушек малых…
Эх!.. (замахивается топором)
Царевна-елка:
Добрынюшка, не торопись,
Ты убери топор, уймись.
Ты, видно, не признал меня,
А ведь царевна – это я.
Сестреночки мои – снежинки,
Что кружат рядом как пушинки.
Злой, Ледяной могучий царь
Разгневан был моим отказом,
Заколдовал он всех нас разом
И спрятал здесь вдали, в лесу,
Чтоб погубить мою красу.
Добрыня:
Тебя освободить клянусь!
Я с Ледяным царем сражусь!
Царевна-елка:
Так не разрушить чары злые,
Не снять проклятья вековые.
Добрыня:
Что ж надо сделать?
Царевна-елка:
В путь идти и драгоценности найти.
Успеть до Новогодней ночи
Найти и на меня надеть
Корону со звездой блестящей,
Словно глаза мои горящей,
Браслет с рубинами, как кровь,
Чтоб губы заалели вновь.
Еще найти надо подарки,
Чтоб были все красивы, ярки,
Их мне под ветки положить.
Добрыня:
Царевна, перестань грустить!
Сию секунду в путь иду,
Все, что сказала ты, найду!
5.
(Лесная опушка с избушкой Бабы-Яги)
И вот опять в пути Добрыня,
Идет-бредет он по снегам.
То волчий след, то след лисицы
Добрыня видит тут и там.
Вот впереди видна опушка,
А на опушке той избушка.
На курьих ножках та избушка,
А под окном сидит старушка.
Зубов у той старушки нет,
А на руке горит браслет.
Рубинами браслет алеет,
Добрыне радость сердце греет.
Добрыня:
Здравствуй, добрая старушка!
Баба-яга:
Какая я тебе старушка?!
Еще совсем я молодушка!
Хоть голова моя седа,
Годков всего-то мне сто два.
По-вашему всего осьмнадцать…
Или изволишь сомневаться?
Добрыня:
Конечно, нет, ошибся я.
Невелика вина моя.
По негу я ходил-бродил,
Глаза мне снег и ослепил.
Баба-Яга:
Чего же ты по лесу бродишь,
Себе покоя не находишь?
Добрыня:
Чтобы разрушить чары злые
И снять проклятья вековые,
До ночи нужно мне найти
И для царевны принести
Корону со звездой блестящей,
Браслет, рубинами горящий.
Еще найти надо подарки,
Чтоб были все красивы, ярки.
Баба-Яга:
Браслет я подарю тебе,
Пришелся ты по нраву мне.
Да сослужи сначала службу.
Сходить к Кощею тебе нужно.
Он ступу у меня украл.
Хочу, чтоб ты ее забрал.
Корону со звездой блестящей
И ярче солнышка горящей
Среди сокровищ ты найдешь,
А ступу мне назад вернешь.
(Добрыня кланяется Бабе-Яге и уходит)
6.
(Дворец Кощея Бессмертного. Кощей сидит на троне, перебирает сокровища).
В своем дворце Кощей Бессмертный
Считает злато, жемчуга,
Сапфиры, яхонты, рубины
В сундук он прячет на века.
Кощей:
Я великий злой Кощей!
Ненавижу я людей!
Люблю я золото считать,
В сундук каменья собирать.
Богатство - вот моя отрада,
Другого счастья мне не надо.
Кто во дворец ко мне придет,
Навеки здесь покой найдет.
Но кто пожаловал ко мне?
Шаги я слышу в тишине.
(Ко дворцу подходит Добрыня. Звучит грозная музыка, Кощей превращается в черного ворона, нападает на богатыря. Идет бой.)
Богатыря Кощей увидев,
Стал черным вороном. И вот,
Уже летит он на Добрыню,
Бьет крыльями, когтями рвет.
Булатный меч достал Добрыня,
И начался смертельный бой.
Рассказывают и поныне,
Как победил он в схватке той.
(Поверженный Кощей падает. Добрыня идет к сундукам с сокровищами, находит корону)
Рассказывают, как в награду
Уставший, раненый герой
Среди Кощеевых сокровищ
Нашел корону со звездой.
Нашел и ступу для старушки
И воротился он к избушке.
7.
(Лесная опушка. У избушки на пенечке сидит Баба-Яга. Подходит Добрыня со ступой).
Баба - Яга:
Благодарю тебя за службу!
Буду летать еще сто лет.
А чтобы помнил ты о дружбе,
Дарю рубиновый браслет.
Добрыня:
Спасибо! Мне пора прощаться,
В дорогу дальше отправляться.
Подарки надо мне найти.
Баба-Яга:
Ну, что ж, счастливого пути!
8.
Опять Добрынюшка в пути,
Ему подарки бы найти.
Уж срок подходит, скоро ночь,
Спасенья ждет Гвидона дочь.
Вдруг слышит тихий писк Добрыня.
В кустах толь плачет, толь скулит
Какой-то маленький ребенок.
Кто ж там?
Добрыня:
Да это же волчонок!
Бедняжка, маленький какой!
Совсем озяб, дружочек мой.
Давай, плащом тебя согрею.
Волчонок:
Я быстро бегать не умею.
Свою я стаю потерял,
Когда в лесу один играл.
Добрыня:
Не плачь, дружок, сейчас пойдем
И волчий след в лесу найдем.
Недолго им пришлось идти.
Как вдруг раздался позади
Скрип снега, топот резвых ног.
Кто ж их догнать так быстро мог?
Сугробы снега разметая
Стремглав несется волчья стая.
Вот уж к Добрыне подбегают,
Того гляди и растерзают.
Но тут встает пред вожаком
Малыш, укутанный плащом.
И оценив поступок добрый
Промолвил мирно вожак гордый.
Волк:
Благодарим тебя, Добрыня!
И мы друзья тебе отныне.
Чем можем мы тебе помочь?
В лесу темнеет, скоро ночь.
Добрыня:
Мне надобно найти подарки,
Чтоб были все красивы, ярки.
Да только где же их достать?
В лесу их что-то не видать?
Волк:
Да это горе – не беда.
Мы позовем сейчас сюда
Сестричек-птичек наших милых
Болтливых, шустрых, быстрокрылых.
(Воют волки, звучит музыка, и прилетают птицы. Танец птиц).
Волк:
Добро пожаловать, сестрички!
Хоть ростом вы и невелички,
Но дело важное сейчас
Исполнить мы попросим вас.
Быстрей по свету вы летите
И для Добрыни принесите
Подарков красочных мешок.
На это вам до ночи срок!
(Птицы улетают)
Взлетели в небо шустро птички
И с глаз исчезли невелички.
Добрыня:
Спасибо вам за все, друзья!
Ну а теперь отправлюсь я
К своей царевне поскорей.
Волк:
Мы довезем тебя быстрей!
Ко мне ты на спину садись
И крепко накрепко держись!
И вновь сугробы разметая
По лесу мчится волчья стая.
А следом уж летят и птички,
Несут подарки невелички.
Вот и заветная опушка.
Царевна-елочка стоит
Ветвями стройными качая,
И избавленья ожидая
Душой томится и грустит.
А рядом кружатся снежинки
Ее сестреночки-пушинки.
(Танец снежинок)
Царевна-елка:
Сестренки, тише, не кружитесь,
На веточки ко мне ложитесь.
Добрыню жду я…
Не дождусь, когда от чар освобожусь.
(Звучит музыка. На опушке появляется Добрыня в сопровождении волков и птиц с подарками)
Добрыня:
Царевна, милая моя,
С подарками вернулся я!
Скорее, птички, вы летите,
Подарки к елке положите.
Мы грусть-тоску прогоним прочь,
Разрушим чары в эту ночь!
Добрыня к елке подбегает,
Ей на макушку надевает
Корону со звездой блестящей,
На ветвь – рубиновый браслет…
И тут, поверите иль нет,
Но происходят чудеса:
Уже не елочка-краса
Стоит с Добрыней на опушке,
И не снежиночки-подружки
На ветках у нее лежат,
А три красавицы-сестрицы –
От чар свободные девицы
Среди густых лесов стоят.
Волк:
Вот и свершилось в лесу чудо:
Среди снегов, из ниоткуда
Три девицы явились вдруг.
Послушай же, Добрыня, друг,
Домой вам надо торопиться.
Чтоб во дворец быстрей явиться
На нас садитесь вы верхом,
К царю вас живо довезем.
Добрыня:
Спасибо, верные друзья!
Век не забуду помощь я.
Да только где бы по пути
Нам елку во дворец найти?
Волк:
С собой подарки вы возьмете.
Как только вы их развернете,
Так засияет все кругом
Как будто сказочным огнем.
И будет елочка-краса
Для всех, кто верит в чудеса,
Средь зала тронного стоять,
Нарядом пышным удивлять.
(Добрыня и Царевна с сестрами берут подарки, садятся верхом на волков и под музыку направляются во дворец)
10.
(Тронный зал. Царь ходит от окна к окну, грустит.)
Царь:
Ох, как же тяжко ожиданье,
За что нам это наказанье?
Но сердце чувствует: вот-вот
Еще минуточка, мгновенье
И чудо вдруг произойдет.
(Звучит волшебная музыка, заходит Добрыня и Царевна с сестрами)
Царевна:
Вот мы и дома, наконец,
Всем бедам наступил конец!
(Царь обнимает дочек)
Царь:
Добрыня, верный богатырь мой,
Тебя, как сына, я люблю
И за спасенье дочек милых,
Чем хочешь, отблагодарю.
Добрыня:
Хотя казна твоя богата,
Не надо ни сребра, ни злата.
Дозволь, коль по сердцу я ей,
Царевне стать женой моей.
Царь:
Ну, что ж, совет вам, да любовь!
Пусть счастье к нам вернется вновь!
И пусть ликует мой народ:
Сегодня праздник – Новый год!
Что ж, наконец, в далеком царстве
В волшебном добром государстве
Опять царят мир да любовь…
А если захотите вновь
Героев наших повстречать,
Вы маму с папой попросите
Вам сказку на ночь прочитать.
цель данного мероприятия формировать у детей представление об одном из жанров фольклора – сказке; о связи русских народных сказок с другими сказками. Познакомить детей с особенностями национальных костюмов, танцев,с культурой разных народов. Через сказку воспитывать в детях нравственные качества человека: скромность, доброту. Мероприятие позволяет воспитывать у детей желание участвовать в театрализованных постановках, способствует сплочению коллектива детей с учетом индивидуальных особенностей участников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий литературного театрализованного праздника по сказкам народов мира для детей классов « Особый ребенок».
Цель: Воспитание толерантности, как принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, разнообразных форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Развитие интереса к сказкам.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать у детей представление об одном из жанров фольклора – сказке; о связи русских народных сказок с другими сказками.
- Познакомить детей с особенностями национальных костюмов, танцев,с культурой разных народов.
Развивающие:
- Развивать умения выразительно передавать характеры героев посредством движений, речи.
- Развивать способность,через элементы театрализации выражать свои чувства, эмоции, фантазии.
- Развивать память, внимание.
Воспитывающие:
- Через сказку воспитывать в детях нравственные качества человека: скромность, доброту.
- Воспитывать желание участвовать в театрализованных постановках.
- Сплочение коллектива детей с сохранением, учетом индивидуальных особенностей участников.
Оборудование:
Рисунки к сказкам, « Хвастливая сова – индийская народная сказка », « Хвастливые мыши – китайская народная сказка », « Заяц – Хваста русская народная сказка », поговорка “ Собой не хвастай: дай наперед похвалить себя людям ”, выставка рисунков, ширма оформленная под стилистику Индии, Китая, России, костюмы представителей сказок, магнитофон, звукозаписи, выставка книг.
Предварительная работа: Чтение сказок, пословиц о хвастовстве, экскурсия в библиотеку,беседа о положительных и отрицательных качествах характеров героев сказок, участие в выставке рисунков «По дорогам сказки» среди классов « Особый ребенок», просмотр мультипликационных фильмов, прослушивание музыкального материала, разучивание танцев с использованием атрибутов представителей Индии, Китая и России.
Ход мероприятия:
Ведущая: В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Стоит только произнести эти волшебные слова, как сразу становится ясно, что в наш дом пришла Сказка.
Вы слышите, звенит колокольчик? Он приглашает нас в путешествие. Сказка уже ждет нас и зовет за собой. Сказочный мир - огромный и бесконечный, и живет он по своим волшебным законам, которые придумывают особенные люди – сказочники.
(Появляется Сказительница. Ею может быть и Ведущая, которая должна немного измениться, например накинуть цветастый платок на плечи.)
Ведущая: - В сказках всего мира всегда заключена народная мудрость, в них умело высмеиваются отрицательные качества характеров героев,такие, как, глупость,жадность и хвастовство.
Сегодня мы побываем с вами сразу в трех странах, я расскажу вам,три сказки – очень разные и в то же время очень похожие, а, чем вы поймете, когда услышите и увидите все сами. Для начала мы с вами отправимся в Индию.
В Индии далекой,
Слон неприхотливо
Прохладною водою
Брызгался из Нила
Он проказник? (что с того!)
С детства непослушен,
Длинный хобот у него
Стал отличным душем.
Индийская народная сказка « Хвастливая сова».
Однажды на крышу царского дворца опустилась сова В саду она увидала соловья. Сам царь кормил его отборным зерном. Когда царь ушел, сова поинтересовалась у соловья: за, что это тебе такие почести, сам царь кормит тебя? А за то, ответил соловей, что по ночам я пою ему песни и он спит и видит самые чудесные сны. Вот глупости, думала сова я пою нисколько не хуже, а даже лучше. А когда настала ночь сова принялась ухать, да так громко, что разбудила всю свиту и самого царя. Царь очень рассердился и приказал прогнать сову и больше никогда не пускать ее в царский сад.
Сказительница:-
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Вот уже она стучится
Скажем дружно “Заходи!”
Дверь скорее открывай – отправляемся в Китай.
Ведущая: - Отсюда за морем - Китай. От солнца Китай пожелтел и высох.
Родина чая - Родина риса.
Совсем неплохо - блюдо рисовой каши и чай - из разрисованных чашек.
Исполняется танец в костюмах.
Китайская народная сказка «Хвастливые мыши».
Жили были две подружки, мышка Острозубка и мышка Острохвостка. Очень дружили но, как только встречались, то тут же начинали друг перед другом хвалиться.Самые острые зубки у меня,- говорила Острозубка, а самые острый хвостик у меня,- говорила Острохвостка. Только я. Такая ловкая, и могу так быстро грызть рисовые зернышки,-говорила Острозубка. Только я такая шустрая и,могу так ловко нанизывать рисовые зернышки на хвостик. А я такая смелая, что если встречу кота,- то укушу его прямо за нос, а я такая смелая, что если, только встречу кота- уколю его своим острым хвостом прямо в глаз. Долго бы они еще спорили и хвастались друг перед другом, но они так шумели, что и в самом деле разбудили кота. Одним прыжком кот настиг болтушек- хвастунишек. Они рванулись в разные стороны и только чудом успели укрыться в куче рисовой шелухи. Долго еще дрожали их хвостики и стучали зубки от страха. Интересно теперь они тоже такие же хвастунишки?
Сказительница:
Во поле березки, на лугу цветы
Балалайки, ложки и колосья ржи
Среди полей, простора синего
Страна раскинулась – Россия!
Исполняется танец в костюмах.
Русская народная сказка « Заяц – Хваста».
Жил, был заяц в лесу, и надо сказать, что любил тот заяц хвастать! Всем говорил кого ни встретит – я самый храбрый в лесу! У меня не усы, а УСИЩИ, не лапы, а ЛАПИЩИ!, не зубы,а ЗУБИЩИ! Смеялась над ним ворона и ругала его _ НЕ хвастай, не хвастай! Однажды напали на ворону собаки, и давай ее мять! Заяц думает, как же вороне помочь? Сидит и дрожит, вдруг ветка под ним хрустнула.Заяц испугался, как выскочит, да как, побежит… Собаки ворону бросили, а зайца не догнали. Вот встречаются заяц и ворона в лесу, а ворона и говорит зайцу: вот ты молодец не Хваста,а храбрец
Ведущая: - А какими словами заканчиваются сказки?
(Стали жить-поживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец. А сказки которые мы послушали и посмотрели сегодня можно закончить такими словами
Собой не хвастай: дай наперед похвалить себя людям.
А еще, вы прочтете другие сказки в этих книгах, которые выставлены перед вами. Пора и нам прощаться с вами. В добрый путь! До новых встреч, в Стране Сказок и Чудес.
Все выходят на поклон.
Предварительный просмотр:
Велигодская А.К – учитель ГС(К)ОУ № 18 Центрального района
Балашова Т.Ю – воспитатель ГС(К)ОУ № 18 Центрального района
Роль театрализованных праздников в работе с учащимися с умеренной умственной осталостью.
Выявление потенциальных возможностей детей с умеренной умственной отсталостью, включение их в жизнь общества требует поиска определенных путей их возможной социализации.
Опыт работы с учащимися с проблемами в развитии показал, что организация театрализованных праздников в школе VIII вида является своеобразным и эффективным средством коррекции и компенсации в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью их адаптации в обществе. Сущность праздника невозможно определить вне социальной деятельности. Как деятельность, праздник является важным средством гуманизации воспитания, как форма, объединяющая разные виды деятельности (познание, труд, общение) - средством всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает посредником в обеспечении процесса сотрудничества, так как основными участниками праздника являются взрослые и дети. Исполняя совместные действия, дети удовлетворяют потребности в общении, приобретают опыт взаимопомощи и взаимодействия. Театрализованный праздник - это синтез многих видов искусств. В него включены разнообразные виды искусства; это литература и музыка, живопись и театр, пантомима, словом все, что позволяет расширить кругозор детей, сформировать нормы поведения, развить их потенциальные возможности. Основой любого праздника является музыкальная деятельность, которая состоит из песен и танцев. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью. Значимую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика. Учащиеся изготавливают подарки родителям, элементы театральных костюмов, участвуют в процессе оформления декораций (листья к празднику осени, снежинки, украшения для новогодней ёлки, листья к празднику осени). Важно, чтобы дети знали, что своим участием они помогают в организации предстоящего театрализованного представления. Театрализованные постановки развивают речевую деятельность учащихся с умеренной умственной отсталостью. В процессе подготовки и проведения праздника даже безречевые дети пытаются на элементарном уровне звукоподражать персонажам театрального действия. Важным критерием подбора содержания театрализованного представления для учащихся с интеллектуальной недостаточностью является правильно адаптированный литературный материал. Как известно, дети с умеренной умственной отсталостью вследствии своеобразия психического развития имеют ряд особенностей, в том числе недоразвитие эмоциональной сферы.
Использование литературного материала на основе содержания народных и авторских сказок оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие детей, вызывает у них определенный отклик, учит радоваться, грустить, побуждает к контакту. В практике нашего образовательного учреждения используются разнообразные формы детских праздников: театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, смотры, конкурсы, линейки, концерты. Все они составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с учащимися. В работе с учащимися с умеренной умственной отсталостью мы активно используем календарные (праздник 1-е сентября, праздник « Дары Осени», новогодний праздник, праздник 8-е марта, Масленица, праздник «Скоро лето!») и тематические праздники (по сюжетам литературных произведений). Театрализованный праздник должен объединять не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции. Следовательно, в содержание любого праздника мы включаем воспитательные моменты и познавательные задания.
Работа по организации праздников включает в себя ряд этапов:
I этап. Установочный - (составление плана проведения мероприятий)
II этап. - Разработка и утверждение сценария;
III этап. - Репетиции
IV этап. - Изготовление костюмов и декораций;
V этап. - Проведение праздника.
VI этап-. Заключительный (подведение итогов)
I .На первом методическом объединении обсуждается план работы на год (выбор тематики и сроки проведения праздников)
II. На данном этапе разрабатывается и обсуждается сценарий праздника, включающий в себя отобранный и адаптированный, с учетом психофизических особенностей детей с проблемами в развитии, речевой и музыкальный материал.
III. После утверждения сценария праздника начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. IV.Данный этап включает совместную работу взрослых (педагоги, родители) и учащихся по оформлению декораций зала, изготовлению костюмов.
V. На данном этапе мы погружаемся в волшебную атмосферу театрального действия
VI. Подведение итогов. Происходит обсуждение итогов среди педагогов, выявляются положительные моменты, недостатки и их устранение. Педагоги проводят беседы с детьми о том, что им больше всего понравилось, наиболее яркие моменты праздника отражаются в рисунках детей, отзывах родителей и педагогов, в выставках фотографий, видеозаписях и компьтерных презентациях.
Организация театрализованных праздников с участие «особых» детей помогает раскрыть их индивидуальные особенности, объединяет родителей, педагогов и детей. Театрализованные праздники изменяют однообразие каждодневного пребывания учащихся в школе. Атмосфера праздника помогает взглянуть другими глазами на возможности детей, понять и принять каждого ребёнка с проблемами в развитии.
Предварительный просмотр:
Сценарий мероприятия для учащихся классов « Особый ребенок»
« Прогулка по городу»
Цель: создать положительный эмоциональный фон праздника
Вед: Родина - слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
если сказать это слово с душою,
глубже морей оно, выше небес.
В нём умещается ровно полмира:
мама и папа, соседи, друзья,
город любимый, родная квартира,
бабушка, школа, котёнок... и я.
Вед:
Родина - это место, где человек родился или где он живет. Наша родина - Санкт-Петербург.
Вед:
Посмотрите, красивый наш город какой,
Чайки с криком летят над широкой Невой,
А у самой Невы Медный всадник стоит,
И на нас Петр Первый глядит.
Вед: Давайте, отправимся на прогулку по городу. А поедем мы на автобусе.
Весёлый автобус спешит по дорожке.
Сияют на солнце бока и окошки.
Дети совместно с педагогами строятся друг за другом. Под музыку «Мы едим…» передвигаются по залу
Солнце вдруг засветило над тихой Невой,
Петропавловский шпиль засиял золотой,
В нашем городе столько музеев, дворцов,
И так много красивых решеток садов.
Вед: Мы вместе нарисуем решетку.
Дети совместно с учителями рисуют решетку по пунктирным линиям
Вед: Ребята, повторяйте за мной
В городе закапал дождь.
Кап-кап-кап-кап.
(Ритмично стучим кулачком о кулачок)
И по лужам ты идешь.
Так-так-так-так.
(Ритмично притопываем)
Дождь сильнее застучал.
Тук-тук-тук-тук.
(Ритмично стучим указательным пальцем одной руки о ладонь другой)
Скоро дождик ливнем стал.
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.
(Хлопаем в ладоши)
Вед: Мы поиграем в игру «Дождик». Пока звучит музыка, вы ходите, если музыка остановилась, прячемся под зонтом
Игра «Дождик»
Вед:
Ребята! Оглянитесь-ка вокруг,
Наш город так прекрасен!
Ему нужна забота наших рук,
Чтоб красота его не гасла!
Чтоб в городе везде была повсюду чистота,
На улицах и парках мусорить нельзя!
Вед: Пока мы играли, прилетел ветерок и разбросал фантики. Давайте наведем порядок
Проводится игра «Собери фантики»
Вед: Ведь, правда, друзья,
Хорошо на планете,
Когда на планете
Хозяева - дети!
Давайте беречь
От невзгоды любой
Большой и доверчивый
Шар голубой!
Давайте, ребята,
Назло непогодам,
Обнимем планету
Своим хороводом!
Хороводная игра «Если нравится тебе»
Вед: Наша прогулка закончилась. Но мы забыли о том, что сегодня в нашем городе, и в нашей большой стране России праздник- День Знаний.
Вед:
Каждый год звонок веселый
Собирает вместе нас.
Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!
Здравствуй, наш любимый класс.
Вед: Мы поздравляем вас с праздником и дарим небольшой подарок – частичку сердца нашего любимого и родного города – Санкт-Петербурга.
Вручение подарков