Стратегический пункт и украшение города – Тучков мост. Тучков мостВечный студент Особенности конструкции моста

Прогулка по мостам продолжается.

Еще один большой мост, Тучков, перекинут через Малую Неву. Он связывает в одно целое Большой проспект Петроградской стороны с Васильевского острова.

Откуда взялось название?

В истории постройки этого моста были два человека с такой фамилией.

В 1758 году четверо предприимчивых купцов обратились с запросом в Сенат о передаче им в вечное пользование нескольких мостов Питера. А взамен они обещали построить на свои деньги новый мост с Васильевского на Петроградскую сторону. Это было достаточно удобное место для купцов, потому что один из них, Авраам Тучков, был хозяином складов леса как раз на набережной Малой Невы. Вот и первый Тучков.

А был еще в том же XVIII и инженер А.В.Тучков, который этот мост и спроектировал.

Так что оба Тучковы вполне могли бы назвать мост своим именем.

Но этому мосту при постройке дали имя Никольский. Это был самый длинный мост Петербурга в XVIII веке - 900 м. У берегов на мелководье он стоял на сваях, а в центральной своей части лежал на плашкоутах, как большинство из Питерских мостов того времени. Находился он несколько ниже по течению Невы. Там, где на набережную выходит Малый проспект, тогда стоял Никольский собор, разрушенный в конце ХVIII века. К этому собору и шел Никольский мост.

В тридцатых годах XIX века старый мост был разрушен и поставлен новый выше по течению. Это был полностью свайный деревянный мост с разводной центральной частью. Украшен он был чугунными узорчатыми решетками.

На этом мосту в 1839 году впервые в России было опробовано чудо цивилизации - асфальтовое покрытие.

А в 1870 году непотушенная сигарета стала причиной страшного пожара на этом мосту.

Целых 50 лет не было у властей времени и возможности его восстановить. И лишь в 1920 году был поставлен новый деревянный мост на 20 пролетах.

Величественный и строгий Санкт-Петербург известен на весь мир красотой своих необыкновенных мостов. Отдельного внимания заслуживает один из главных мостов Северной столицы – Тучков мост.

Тучков мост – история создания

В 1758 г. была заложена первая свайная переправа, благодаря которой можно было добраться с Васильевского острова на Петроградскую сторону. В то время переправу назвали мост Никольский. Его длина составляла 890 метров, что сделало этот мост самым длинным мостовым сооружением того времени.

Строительство и последующее обслуживание моста осуществлялось под эгидой группы купцов, и согласно одной из версий, мост был назван Тучковым в честь главного лесопромышленника – зажиточного Авраама Тучкова. Однако часть историков сходятся во мнение, что мост нарекли по фамилии инженера Тучкова, который и создал строительный проект.

После Великой Отечественной Войны мост подвергся значительной реконструкции – деревянные пролеты моста демонтировались и на их место были поставлены металлоконструкции. А в период с 1962 по 1965 г. группой инженеров был разработан проект, согласно которому Тучков мост перестроили заново, за счет чего он приобрел более «мощный» вид. Тогда расширили дамбу и оформили предмостовую площадь.

Особенности конструкции моста

Несмотря на то, что мост не отличается особой ажурностью и витиеватостью оформления, его конструкция и световое решение устроено таким образом, что создается ощущение воздушности, а в разведенном виде мост похож на взлетающую с воды чайку.

График разводки

Именно процесс разводки мостов привлекает в Санкт-Петербург тысячи туристов, которые от души насаждаются этим завораживающим зрелищем. На разводку Тучкого моста можно посмотреть в следующее время:

  • с 2 до 2:55 ночи
  • с 4 до 4:30 утра

Сочетание света фонарей, бликов воды и неспешного разведения пролетов моста создают невероятную, слегка магическую атмосферу, наслаждаться которой можно бесконечно.
Прогулка на Тучков мост – это чудесная возможность увидеть то, ради чего туристы из разных уголков мира приезжают сюда каждое лето. Тучков мост – исконное достояние старого Петербурга, которое, безусловно, стоит того, чтобы остаться в памяти на долгие годы.

Санкт-Петербург немыслим без мостов. В основном туристы и приезжают сюда, чтобы пройтись романтическими набережными Невы или прокатиться по каналам на прогулочной лодке. И даже больше. Туристы специально встают среди ночи, чтобы посмотреть на разводку мостов и на то, как вальяжно проплывают под ними большие корабли. Однако эти транспортные магистрали, связующие различные берега, доставляют немало проблем самим жителям Северной Пальмиры. Особенно нервничают автомобилисты, ведь (2014 год был рекордным в этом плане) постоянно и зачастую непредсказуемо закрывались на ремонт. А что пророчит нам ближайшее будущее? Какие из трехсот мостов Санкт-Петербурга будут закрыты на реконструкцию? И каков будет график разводки тех тринадцати, которые пропускают в Неву и ее многочисленные рукава крупногабаритные суда? В этой статье мы расскажем только о Тучковом мосте. Его история, название, расположение и даже график разводки будут описаны здесь.

Расположение

Более точное местонахождение этого сооружения - Россия, Санкт-Петербург. Тучков мост соединяет оба берега Малой Невы. Он проложен с Большого проспекта до улицы Кадетской и Первой линии Васильевского острова. Найти этот мост на карте Санкт-Петербурга довольно просто. Он упирается в на Васильевском острове. А на Петроградской стороне он соседствует с проспектами Добролюбова и Большим. К нему выходит и Ближайшая к Тучкову мосту станция метро называется «Спортивная». Свое имя остановка петербуржской подземки получила не случайно. В окрестностях располагаются стадион «Петровский» и дворец спорта «Юбилейный». А вот когда строили метро, то станцию думали назвать «Тучков мост». Но не сложилось. Вблизи моста также располагаются другие достопримечательности северной столицы - Князь-Владимирский собор и остров Тучков буян.

Происхождение названия

Что касается возникновения интересного имени моста, то у историков имеются три равноправные версии. Это сооружение было построено в середине восемнадцатого века. Мост долго носил официальное наименование «Никольский», но народная молва упорно называла его Тучковым. Наиболее разумно будет предположить, что свое имя он получил в честь островка, через который пролегает. Однако бытует мнение, что Тучков Буян получил свое название от моста, а не наоборот. Одним из инженеров, возводивших в XVIII столетии эту переправу (на то время деревянную), был некто А. В. Тучков. Мост мог быть также назван по фамилии купца, у которого были склады древесины на берегу Малой Невы. В 1758 году четверо предпринимателей, среди которых был и Авраам Тучков, подали в Сенат ходатайство о передаче им нескольких мостов в «потомственное содержание». За это они обязались соединить Васильевский остров с Петроградской стороной.

История строительства

Артель из четырех предпринимателей сдержала свое слово, и уже в том же 1758 году на створе Малого проспекта на Васильевском острове появился Никольский мост. Он был деревянным. На глубине он слагался из плашкоутной части, а на мелководье опирался на сваи. Его длина составляла девятьсот метров, что делало его в Петербурге. В 1835 году его перестроили. Была подведена земляная дамба от проспекта Добролюбова (тогда он назывался Александровским). Тучков мост стал тогда разводным. Подвижная часть состояла из четырех деревянных рам. Разводился мост с помощью обычных ручных лебедок. Это деревянное сооружение сгорело дотла в 1870 году от преступной халатности: кто-то кинул окурок. Тут же начались работы по строительству нового моста. В 1920 его перестроили в двадцатипролётный. Сразу же по окончании войны деревянные части были заменены металлическими. Разводящие лебедки стали работать от электричества. Еще одну реконструкцию мост пережил в 1960 году. Только один из двадцати пролётов был разводным, еще под двумя могли спокойно курсировать небольшие суда.

Как выглядит Тучков мост сегодня

В 1964 году Мариинскую систему сменил более совершенный Волго-Балтийский канал. Назрело принятие нового решения для пропуска крупнотоннажных судов. Поэтому мост вновь был закрыт на реконструкцию. Ее провели инженеры предприятия «Ленгипроинжпроект» Б. Б. Левин и В. В. Демченко по проекту известных советских архитекторов Л. А. Носкова и П. А. Арешева. Тогда и приобрел Тучков мост, ремонт, а точнее, полная перестройка которого была завершена в 1965 году, современный вид. Количество пролётов сократилось с двадцати до трех. Лишь один из них - посередине - разводной. Сейчас по мосту ходят трамваи, автомобили, пешеходы. Естественно, для безопасности машин и людей сооружение время от времени закрывают на ремонт. И это вносит сумятицу в движение общественного и частного транспорта.

Разводка мостов

Санкт-Петербург нельзя назвать Венецией. Большие суда норовят пробраться в глубину центра города, и они не ограничиваются только стоянкой в морском порту. Поэтому когда в конце апреля начинается период навигации, длящийся до ноября, необходимо пропускать суда. Некоторые из них проходят под пролётами и так, но особо крупные океанические лайнеры все же требуют большего простора. Вот и происходит по ночам разводка мостов. Санкт-Петербург имеет таких целых тринадцать. Это Благовещенский, Володарский, Тучков, которому посвящена данная статья, и другие. Чтобы посмотреть на это действо, к мостам стекаются туристы. Однако для петербуржцев это - сущая морока. В 2005 году был построен Большой Обуховский мост, по которому можно постоянно добираться с одного берега на другой. Однако он расположен слишком далеко от центра. Иногда выгоднее дождаться возобновления движения по какому-нибудь мосту, чем выбираться на обводную магистраль.

График разводки

К счастью для петербуржцев и к сожалению для туристов, красивые разводные мосты раскрывают свои подъемные части лишь в ночное время. Особенно красивым представляется это зрелище летом, в пору белых ночей. Но когда же нужно подойти к Тучкову мосту, чтобы полюбоваться им? Также графиком подъема подвижной части сооружения интересуются автомобилисты, которые думают проехать через Тучков мост. Разводка осуществляется дважды за ночь. В первый раз движение прекращается ровно в два часа. Пролёты встают на свое место лишь в 2:55, то есть почти час можно полюбоваться тем, как по Малой Неве проходят большие корабли. Во второй раз разводка осуществляется с половины четвертого до пяти утра.

Значение Тучкова моста

Для Санкт-Петербурга эта магистраль является стратегически важной. Все предприятия, расположенные на Васильевском острове, не имеют сообщения с железной дорогой, а потому единственный путь доставить сырье и вывезти продукцию - по Тучкову мосту. Но интенсивный автомобильный поток создают не только грузовики. Мост ведет к Крестовскому, Каменному и Елагину островам - излюбленным местам отдыха жителей Санкт-Петербурга. Изначально это сооружение не было рассчитано на такой транспортный поток, а потому магистраль часто реконструировалась и расширялась. Власти заранее предупреждают, когда проезд по ней будет закрыт. Тучков мост реконструируется еще и по эстетическим соображениям. Так, в 2003 году к нему подвели подсветку, сделавшую его уникальным и неповторимым.

Можно ли будет полюбоваться Тучковым мостом в 2015 году

Интенсивный транспортный поток негативно сказывался на состоянии дорожного покрытия. В прошлом году эта важная магистраль неоднократно закрывалась на ремонт. Иногда разрешалось лишь А вот в конце сентября проезд был полностью закрыт. Тучков мост местные власти намерены реконструировать и в этом году. Чтобы избежать транспортного коллапса при сообщении Васильевского острова с Петроградской стороной, было решено оставить одностороннее движение - по направлению к центру города. Обратно можно будет добраться по Биржевому мосту. При этом ширина проезжей части на Тучковом будет всего одиннадцать метров. Закрыть магистраль планируют уже в мае 2015 года, после окончания строительства второго выхода из станции метро «Спортивная». Тучков мост, ремонт которого обойдется казне в 2,4 миллиарда рублей, будет полностью открыт лишь к концу 2016 г.

Параметры

Несмотря на то что конструкция изготовлена из железобетона, она создает впечатление воздушности. Мост будто парит над водами Невы. Он состоит из трех пролетов, один из которых, длиной в пятьдесят метров, раскрывается вверх. Общая протяженность моста составляет более двухсот метров, а ширина - 36 м.

Тучков мост

Тучков мост

(Тючьков, бывший Никольский), через Малую Неву. Соединяет 1 ю линию Васильевского острова с Большим проспектом Петроградской стороны. Название, по одним источникам, от находившихся неподалёку лесных складов купца А. Тучкова, финансировавшего строительство моста, по другим - от имени инженера А. В. Тучкова, строившего мост в XVIII в. Здесь, в створе Малого проспекта Васильевского острова, с конца 1750 х гг. наводился плашкоутный мост, имевший с Петроградской стороны свайную эстакаду через мелководный проток. В 1833-35 он был заменён деревянным многопролётным мостом подкосной системы на свайных опорах, с 2 крылым разводным центральным пролётом. На дамбе Т. м. в 1839 (видимо, впервые в России) уложен искусственный асфальт. В 1948 деревянные пролётные строения заменены металлическими. В 1962-65 Т. м. перестроен в 3 пролётный (инженеры В. В. Демченко, Б. Б. Левин, архитекторы П. А. Арешев, Л. А. Носков). Центральное пролётное строение металлическое, 2 крылое, раскрывающееся; боковые - из преднапряжённого железобетона, консольно-подвесной системы с криволинейным очертанием нижних поясов. Опоры из железобетона, облицованы гранитом. Длина моста 226,2 м, ширина 36 м.

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 .

ТУЧКОВ мост

Тучков мост соединяет Васильевский остров и Петроградскую сторону. В 1758 году компания купцов из четырех человек обратилась в Сенат с челобитной об отдаче им «в вечное и потомственное содержание» нескольких мостов в Петербурге, обязуясь при этом построить новый мост через Малую Неву. Среди них был купец Авраам Тучков, владелец складов леса на набережной Малой Невы. Мост был построен и назван Тучковым по фамилии подрядчика Авраама Тучкова. В 1962-1965 годах деревянный Тучков мост был заменен новым- железобетонным. С этим же именем связаны Тучков переулок, проходящий от Двинского переулка до набережной Макарова, а также бывшая Тучкова набережная, которая с 1952 года именуется набережной Макарова. Она идет от Биржевой площади до набережной реки Смоленки.

Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Ленинграде. - Л.: Лениздат . Горбачевич К. С., Хабло Е. П. 1967 .


Смотреть что такое "Тучков мост" в других словарях:

    Тучков мост - через Малую Неву. Тучков мост через Малую Неву. Санкт Петербург. Тучков мост (Тючьков, бывший Никольский), через Малую Неву. Соединяет 1 ю линию Васильевского острова с Большим проспектом Петроградской стороны. Название, по одним источникам, от… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    ТУЧКОВ мост - Тучков мост соединяет Васильевский остров и Петроградскую сторону. В 1758 году компания купцов из четырех человек обратилась в Сенат с челобитной об отдаче им «в вечное и потомственное содержание» нескольких мостов в Петербурге, обязуясь при… … Почему так названы?

    - … Википедия

    Координаты: 59°56′56.45″ с. ш. 30°17′08.15″ в. д. / 59.949014° с. ш. 30.285597° в. д. … Википедия

    Мост в районе Серного острова мост через Малую Неву. Должен соединить Васильевский остров постоянно действующей, неразводной 6 полосной переправой с Петроградской стороной. Заложен в постановлении правительства Санкт Петербурга № 1965 от 21… … Википедия

    Тучковы: Тучков, Александр Алексеевич 4 й (1778 1812) генерал майор российской армии Тучков, Владимир Яковлевич (р. 1949) российский писатель. Тучков, Евгений Александрович (1892 1957) начальник 6 го (антирелигиозного) секретного… … Википедия

Тучков мост через реку Малую Неву расположен в створе Большого проспекта Петроградской стороны и Первой /Кадетской линий Васильевского острова.

Это трехпролетный железобетонный мост с разводным пролетом посередине. Постоянные пролетные строения из преднапряженного железобетона сооружены в виде консольно-балочной системы с подвеской посередине. Нижние пояса консолей и подвесных балок имеют криволинейное очертание. Подвески опираются на консоли, заделанные в опорах.

Разводной пролет двукрылый раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения, с жестко прикрепленными противовесами. Пролетное строение — металлическое цельносварное, в закрытом состоянии — балочно-консольная система. Особенность крыльев Тучкова моста в том, что в разведенном и наведенном положении они не фиксируются никакими дополнительными устройствами, кроме запертых золотников.

Мост разводится посредством гидравлического привода, павильон с пультом управления расположен на правом берегу с верховой части моста.

Устои моста массивные железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом. Перильное ограждение — металлическая сварная решетка из стержней квадратного сечения, которые поставлены под углом и переплетены таким образом, что они создают на всем протяжении моста необычную объемную картину, ранее не встречавшуюся в практике мостостроения.

На открылках моста со всех четырех сторон установлены гранитные парапеты, на набережной расположены лестничные спуски к воде, облицованные гранитом. Освещение на мосту — типовое уличное.

История моста

Мосты через Малую Неву долгое время не возводились, так как они были преградой на пути следования судов к пристани Торгового порта, расположенного тогда в районе Стрелки Васильевского острова.

В 1758 году была заложена первая переправа, по которой можно было добраться с Васильевского острова на Петербургскую сторону. В то время сооружение назвали «Никольский мост», он был создан по инициативе и на средства петербургских купцов, которые обратились в Сенат с челобитной об отдаче им «в вечное и потомственное содержание» нескольких мостов в Петербурге, обязуясь при этом построить новый мост через Малую Неву.

Длина переправы составляла 890 метров, что делало этот мост самым длинным для того времени. Деревянный мост состоял из двух частей: плашкоутный в глубокой части русла и свайный на мелководье. Сооружение было расположено выше по течению Малой Невы, возле островов Тучков пеньковый буян и Ватный, где находились склады купца Авраама Тучкова. По имени лесопромышленника вскоре и был назван мост.

В 1833-1835 годах плашкоутная переправа была заменена многопролетным деревянным мостом балочно-подкосной системы на деревянных свайных опорах с двукрылым разводным пролетом посередине.

Мост соорудили в створе Большого проспекта Петербургской стороны с устройством земляной дамбы от реки Малая Нева до будущего Александровского проспекта (ныне проспект Добролюбова). Разводной пролет состоял из четырех деревянных рам и разводился с помощью ручных лебедок. Проезжая часть деревянная, составленная из поперечин и двойного дощатого настила. На открылках моста были установлены перила из чугунных решеток художественного литья с прямоугольными тумбами. В 1839 году впервые в России у Тучкова моста был уложен искусственный асфальт.

В 1870 году мост сгорел от непотушенной папиросы, его восстановили и неоднократно перестраивали в дереве, к 1920 году он был 20-пролетным при длине 258 метров.

В 1948 году после очередного капитального ремонта постоянные пролеты были перекрыты металлическими двутавровыми балками с продольными и поперечными сваями. Деревянные рамы в разводном пролете заменены на металлические, а ручные лебедки — на электрические. Вновь были сооружены опоры разводного пролета на деревянном свайном основании с жестким металлическим ростверком и металлической рамной обстройкой. Левобережный устой моста был каменным на свайном основании, а все остальные опоры — деревянные на свайном основании. Длина моста составила 258 метров, ширина — 19 метров.

В 1964 году, в связи с окончанием строительства Волго-Балтийского водного пути, в Неву и ее рукава стали входить крупногабаритные и крупнотоннажные суда. Наступил момент, когда габариты и грузоподъемность моста перестали удовлетворять требованиям наземного и водного транспорта, и встал вопрос о его полномасштабной реконструкции.

В 1962-1965 годах по проекту инженеров института «Ленгипроинжпроект» В.В. Демченко, Б.Б. Левина и архитекторов Л.А. Носкова и П.А. Арешева был сооружен трехпролетный железобетонный мост с разводным пролетом посередине.

Строительство моста осуществлялось под руководством инженеров О.С. Чарноцкого и Л.Ф. Полякова. Технический надзор вели инженеры Дирекции «Ленмосттрест» Д.В. Снятковский и Г.Ф. Шишлов.

Продольная ось нового моста была смещена вниз по течению на три метра от оси ранее существовавшей переправы. Конструкция постоянных пролетных строений до сооружения Тучкова моста была применена в 1962 году на однопролетном железобетонном мосту Красного Курсанта через реку Ждановка.

В 1997-1998 годах был проведен капитальный ремонт дорожного покрытия, ортотропной плиты на разводном пролете и трамвайных путей.

В 2003 году проводилась работа по антикоррозийной обработке поверхностей разводного пролета. В 2006 году отремонтировали стационарные пролетные строения. В 2008-2009 годах выполнены работы по ремонту опор разводного пролета.

В последние годы были проведены обследования Тучкова моста. Они показали значительный рост транспортной нагрузки на переправу и необходимость ее реконструкции. В капитальном ремонте, в первую очередь, нуждаются противовесы разводного пролета, также требуется устранить коррозию на металлических конструкциях, выполнить другие работы.

4 июля 2016 года мост был закрыт на реконструкцию и 18 ноября 2017 года открылся для движения. Все работы были завершены в 2018 году.

В ходе реконструкции стационарные железобетонные пролёты Тучкова моста были заменены металлическими. Отремонтированы опоры разводного пролёта, построены новые павильоны с современным пультом управления и охраной. Полностью заменено оборудование разводного пролёта. Обновлены системы сигнализации, подсветки и управления разводным пролётом, смонтирована новая система видеообзора. Кроме того, на разводном пролёте заменены трамвайные короба и опоры освещения.

Новое оборудование обеспечивает плавный разгон и торможение крыльев разводного пролёта, точный заход в замки при наводке крыльев, позволяет оперативно производить корректировку настроек управления гидроприводом и анализ их работы в ходе разводки-наводки.

Дополнительная информация

Малую Неву в этом месте можно пересечь и под землей. 27 мая 2015 года на набережной Макарова у левобережного окончания Тучкова моста был открыт выход станции метро «Спортивная-2». С вестибюлем станции «Спортивная» на Петроградской стороне он соединен подземным пешеходным тоннелем, проходящим по оси Тучкова моста. Тоннель оборудован траволатором — горизонтальной движущейся дорожкой.

Тучков мост - Видео

Реконструкция Тучкова моста 2016-2018 гг.