Конкурсно-игровая программа «День русских забав. Фольклорная игровая программа "жили- были, хоровод водили" Сценарий игровой программы для фольклора средней группы


ДОУ № 67 «Волшебник»
Красносельского района
Фольклорная
игровая программа № 1
«Белые хоромы, красные подпоры»
воспитатель гр. № 10
Ланина Елена Владимировна
Санкт-Петербург 2008 год
Цель игровой программы:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к наследию народной игровой культуры.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Создание условий для изучения воспитанниками традиционного фольклора, синтезирующего в себе основные формы устного народного творчества;
- Знакомство с традиционным праздничным календарем и включенными в них народными играми;
- Развитие условий для активизации интереса к обрядовым праздникам и через них к народным играм;
- Развитие навыков по исполнительской, музыкально-творческой деятельности и игровой культуры.
Развивающие задачи:
- Приобщение детей к народной культуре и создание благоприятной среды психологического комфорта, путем использования культурных национальных традиций и включенных в них народных игр;
- Формирование культурного самосознания;
- Развитие интереса ребенка к самому себе как субъекту культуры;
- Развитие природных задатков и реализация интересов ребенка.
Воспитательные задачи:
- Создание в коллективе воспитывающей среды;
- Организация коллективной творческой деятельности детей на основе сотрудничества и поддержки;
- Создание «ситуации успеха» для всех детей помогающей преодолеть неуверенность в себе;
Действующие лицо: Ведущий
Предварительная подготовка:
Подбор детьми загадок, частушек о гусе, разучивание слов из народной игры «Гуси», проведение конкурса рисунков на тему «Гуси». Лучшие рисунки отбираются для оформления помещения, где будет проходить фольклорная игровая программа. Чтение и инсценировка отрывка из сказки «Гуси – лебеди» (по выбору).
Место проведения:
Группа, стилизованная под русскую избу – мини-музей.
Оформление зала:
Стены украшены детскими рисунками на тему «Гуси» и поделками в технике оригами.
Оборудование:
Из плотных листов бумаги заранее вырезать большого размера «гусиные лапки», костюмы, отрибуты к сказке «Гуси лебеди».
План проведения:
Дети входят в «избу», здороваются с хозяйкой и рассаживаются.
Ведущая рассказывает сказку.
Дети загадывают загадки друг другу.
Скороговорки.
Рассказ о народных праздниках связанных с образом гуся.
Дети исполняют песню «Веселые гуси».
Девочки исполняют частушки.
Народная игра «Волк и гуси».
Уральская игра «Гуси с хозяюшкой и волк».
Эстафета «Гусиные лапки».
Ведущая напевно проговаривает обрядовые венчальные песни.
Инсценировка сказки «Гуси лебеди».
Ход игровой программы:
Ведущий: Ребята! У русского народа, как и у других народов, есть свои песни, праздники и обычаи. А есть еще у русского народа дни, в которые вспоминают о животных, птицах как-то по-особенному, либо «прибирают» скотину, заготавливая мясо впрок.
Расскажу-ка я вам сказку, и вы сразу поймете, о ком сегодня пойдет речь. Купил мужик гуся к празднику и повесил в сенях. Проведали про то двое солдат; один взобрался на крышу гуся добывать, а другой вошел в избу.
- «Здорово, хозяин!»
- «Здорово служивый!»
- «Благослови колядовать!»
- «Колядуй добрый человек!»
Солдат начал:
А в лесе, лесе
Солдат на стреси,
Стреху продрал,
Гуся забрал.
Святой вечер!
А хозяину и невдомек, что солдат прямо в глаза ему смеется.
- «Спасибо тебе, служивый! Я, - говорит – такой коляды отроду не слыхивал!»
- «Ничего, хозяин, завтра сам ее увидишь».
Наутро полезла хозяйка за гусем, а гусем и не пахнет давно!
Так о ком говорят «Белые хоромы, красные подпоры?»
Дети: О гусе!
Ведущий: Верно. А какие вы еще загадки знаете о гусе?
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
Красные лапки, длинная шея,
Щиплет за пятки, беги без оглядки.
В воду купался,
Сухим остался.
Белый, как снег,
Надутый, как мех,
Лопатами ходит,
А рогами ест.
Ведущий: Посмотрим, кто из вас ловок, говорить скороговорки.
Шлепают гуськом
Гусак с гусаком.
Смотрит с высока Гусак на гусака. Ой, выщиплет бока
Гусак у гусака.
Гуси на лугу
Прячутся в стогу.
Кричу я: «Кто в стогу?»
А гуси – ни гугу.
Гусь Гога
И гусь Гага
Друг без друга
Ни шага!
Ведущий: В русском земледельческом календаре есть два дня:
10 июня и 28 сентября, названные «Никита – гусятник, гусепролет, репорез».
Столько прозваний этому Никите дано потому, что с этого дня крестьяне начинали срезывать репу, бить домашних гусей. Дикие же гуси начинали улетать на зимовье в теплые края.
28 сентября – праздник гусятников, охотников на диких гусей.
К этому времени гуси вырастали и начинали отлет. Охотники же торопили добыть вкусного дикого гуся к столу.
А когда били домашних гусей, то задабривали водяного, бросая ему гуся без головы, которую относили домой, для своего домового. Такие обычаи были у русского народа.
Дети исполняют песню Веселые гуси».
Жили у бабуси
Два веселых гуся:
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся.
(2 раза последние 2 строчки).
Вытянули шеи –
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее!
Мыли гуси лапки
В лужи у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
«Ой пропали гуси!
Один серый, другой белый,
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе –
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.
Ведущий: Есть ли здесь девчушки, которые знают о гусях частушки?
Девочки исполняют частушки.
Гуси купили себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела.
Испугался грома гусь,
Заревел он: «Ой, боюсь!»
От такого рева гром
Притаился за бугром.
Головою гусь вертел
И на уточку глядел,
Говорил он: «Я горжусь,
Что не утка я, а гусь!»
Гусь копеек накопил,
Гуське бантик он купил,
Белые сапожки,
Чтоб не зябли ножки.
Вы идите, гуси, в лес,
Там деревья до небес,
Злые волки в лесе том,
Все с огромным животом.
Ведущий: А – я - яй! Кто это надумал гусей отправлять в лес на съедение волкам? Нехорошо! А вот в прежние времена игра «Волк и гуси» была одной из самых любимых детских забав. Причем в разных краях России дети играли в эту игру по-разному. Вот и мы сейчас поиграем в «волков и гусей»
Народная игра «Волк и гуси».
Двое играющих изображают «волков», остальные – «гуси» становятся в круг. На середину круга выходят «волки». «Гуси» поют:
Гуси, мои, гуси, га-га-га-га!
А где, гуси, были? Га-га-га-га!
А мы были в поле, га-га-га-га!
На синем на море, га-га-га-га!
Кого, гуси, видели? Га-га-га-га!
А серого волка, га-га-га-га!
Унес волк гусенка, га-га-га-га!
Вместо поросенка, га-га-га-га!
За бел рукавочек! Га-га-га-га!
После слов «За бел рукавочек», «волки» вытаскивают «гусей» из круга. Когда остается один «гусь», он кричит:
«Гуси, мои гуси, щиплите волка!»
«Гуси» нападают на «волков» и щиплют их.
Ведущий: Поиграем в эту игру так, как играли в нее дети на Урале. И до сих пор играют!
Народная уральская игра
«Гуси с хозяюшкой и волк».
Выбирается считалкой «волк» и «хозяюшка». Остальные – «гуси». «Хозяйка» сзывает «гусей»:
Хозяйка: Гуси, гуси!
Гуси: Га-га-га!
Хозяйка: Есть хотите?
Гуси: Да-да-да!
Хозяйка: Так летите домой!
Гуси: Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Зубы точит, съесть нас хочет!
Хозяйка: Всем домой!
Всем домой!
«Гуси» бегут, их ловит «волк». Оставшихся непойманными «гусей» «хозяйка» опять отправляет в поле, и игра продолжается до тех пор, пока «волк» не переловит всех «гусей».
Ведущий: Теперь мне нужны сразу две «хозяйки» с «гусями». Кто – «хозяйки»? Ко – «гуси»?
Дети делятся на две команды и выбирают себе «хозяйку».
Эстафета «Гусиные лапки».
Из плотных листов бумаги заранее вырезают большого размера «гусиные лапки». Надо пройти в них определенное расстояние, не потеряв по дороге. (Получится, если шаркать по полу ногами.) Каждая команда получает по 2 – 3 комплекта «гусиных лапок». Пока один «гусь» ходит туда - обратно, следующие стоят наготове и, когда «гусь2 вернется к своему стаду, продолжают ход.
Ведущий: Образ гусыньки, а также лебеди присутствует и в русских обрядовых песнях. Когда девушка в прежние времена отправлялась к венцу, ее подружки пели.
Ведущий говорит напевно:
Из-за лесу, лесу темного,
Из-за лесу, лесу темного,
Из-за садика зеленого
Вылетало стадо гусей,
А второе лебединое.
Отставала лебедушка
Прочь от стада лебединого,
Приставала лебедушка
Что ко стаду ко серым гусям.
Ее стали гуси щипати,
А лебедка стала кликати:
- Не щиплите, гуси серые,
Не сама я к вам залетела –
Занесло меня погодою,
Что погодою – невзгодою,
Завезли меня добры кони,
Что добры кони Васильевы,
Что Василия-то Петровича.
Ведущий: А вот как пели после венца, при встрече молодых у околицы:
Гуси летят,
Гуси летят, -
Поговаривают.
Одна гусынка,
Одна гусынкаПриунывши сидит.
Слышит она,
Слышит она
Холодную зимушку,
Чужого батюшку
И чужую матушку.
Ведущий: А помните, с чего мы начали сегодняшнюю игру?
Дети: Со сказки.
Ведущий: Сказкой ее и закончим. Назовите мне известную русскую народную сказку, в которой гуси были на службе у Бабы – Яги.
Дети: «Гуси - лебеди».
Ведущий: Сейчас нам ребята покажут инсценировку по этой сказке.
Выступление заранее подготовленной группы детей.
Инсценировка отрывка из сказки «Гуси - лебеди».

Игровой классный час 7класс

Фольклорная конкурсно-игровая программа Тема: «Веселье земли русской»

Цель:

Привитие интереса к русскому народному творчеству и обычаям;

Активизация культурного досуга подростков, познавательной деятельности школьников.

Оборудование: кубик с разноцветными сторонами (грани 12 сантиметров), конверты с заданием к конкурсу (4 для каждой команды), записи русской народной музыки или фольклорные номера для пауз между конкурсами во время работы жюри, секундомер, конверты с правильными ответами на все вопросы для членов жюри.

Предварительная работа:

Классный руководитель формирует 6-8 микрогрупп по интересам: «ведущие-помощники», «жюри», «играющие команды». За несколько дней играющим командам сообщаются названия пяти конкурсов (но не содержание) для самостоятельной подготовки. Помощники готовят необходимый реквизит, они будут помогать ведущему.

Ведущим может быть классный руководитель или один из активистов класса.

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя.

Здравствуйте, ребята! Мы очень рады видеть друг друга. Но собрались мы здесь, чтобы поговорить об очень серьезных вещах. Что для вас значат слова «Русь», «Россия», «русские»?

На Руси издавна была в ходу пословица: «Делу время - потехе час».

Вот и мы на сегодняшнем классном часе постараемся и в шутку и всерьез поговорить о некоторых старинных русских обычаях и традициях.

А назвали мы наш классный час «Веселье земли русской» неслучайно. Должен ли человек любить свою родину? Знать ее историю? Культуру? Владеть родной речью? Хотим ли мы знать о своей стране все? Для этого надо обратиться к ее истории, к давно прошедшим дням, к культуре и искусству русского народа - к фольклору, старинным русским обычаям, шуткам и юмору, играм, пословицам и песням.

Конкурс 1: «Пословицей - правда молвится»

Говорят, «живое слово дороже мертвой буквы», а потому пословицы и поговорки - самый распространенный, самый живой жанр устного народного творчества. Я объявляю конкурс «Пословицей - правда молвится»,

Я буду называть пословицы и поговорки той или иной страны, а вас прошу найти ей аналог в русской речи, подберите русскую пословицу, аналогичную по смыслу.

1. Арабская пословица: "Бежал от дождя, попал под ливень" («Из огня да в полымя»),

2. Финская пословица: «Тот не заблудится, кто спрашивает» («Язык до Киева доведет»),

3. Иранская пословица: «Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин» («На безрыбье и рак - рыба»),

4. Английская пословица: «Все хорошо в свое время» («Делу время - потехе час»),

5. Польская пословица: «Пика не кладется в мешок» («Шило в мешке не утаишь»),

6. Немецкая пословица: «Молчаливый рот - золотой рот» («Слово - серебро, молчание - золото»).

7. Китайская пословица: «Разговорами риса не сваришь» («Гостя баснями не кормят»),

8. Итальянская пословица: «В закрытый рот муха не залетит» («Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь»),

9. Немецкая пословица: «Терпение ведет к добру, поспешность - к злу» («Поспешишь - людей насмешишь»).

Конкурс 2: «Музыкальный»

Как и русская речь, столь же богат и разнообразен музыкальный мир наших предков. Давайте вместе перелистаем несколько страниц русской истории во время конкурса, который так и назовем «Музыкальный».

Ответы на предлагаемые вопросы команды дают по очереди. При неправильном ответе право ответа переходит к другой команде.

1. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка)

2. Кто такой кощунник? (Певец мифов)

3. Как назывался у древних славян пир во время похоронного обряда? (Тризна)

4. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

5. Как называли человека, звонящего в церковные колокола? (Звонарь)

6. Какую птицу называют «певцом русских полей»? (Жаворонок)

7. Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (Частушка)

8. Назовите самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас почти в каждом доме. (Деревянные ложки)

9. В лесу выросло,

Из лесу вынесли,

На руках плачет,

А на полу скачет. (Балалайка)

Конкурс 3: «Удача»

Для проведения главного конкурса сегодняшней игры - «Удача» - приготовлен большой кубик с шестью цветными сторонами. Команды поочередно бросают кубик. Цвет верхней стороны кубика определяет тему, по которой и будет задан вопрос команде.

Предлагаются следующие темы:

Народное декоративно-прикладное искусство (красный цвет);

Русская кухня (зеленый);

Быт русского народа (синий);

Русские народные праздники (желтый);

Славянская мифология (оранжевый);

Русские былины (белый).

Каждая команда-участница имеет право бросить кубик 5 раз (если в игре участвуют две команды, то можно увеличить количество бросков до 6 или 7 раз). На обдумывание ответа дается не более 30 секунд. Вопросы, оставшиеся без правильного ответа, будут предложены

болельщикам команд. Очки, заработанные ими, могут быть переданы в «фонд» любимой команды и принесут ей дополнительные баллы.

Народное декоративно-прикладное искусство

1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. (Красный, желтый, золотой)

2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственной работы, которое невеста брала на посиделки. Что это? (Прялка)

3. На Руси был распространен берестяной промысел. Когда мастера заготовляли бересту? (В период сокодвижения, когда она прочная и мягкая.)

4. Что такое колт? (Височная подвеска)

5. Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, вез на продажу меха, железные изделия и «узорочье». Что это такое? (Браслеты, бусы - украшения.)

6. Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите ее. (Богородская игрушка)

Русская кухня

1. Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб)

2. Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленица. (Блины)

3. Как назывался распространенный на Руси теплый напиток из трав с медом? (Сбитень)

4. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)

5. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой, мясом или капустой)

6. Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке.)

Быт русского народа

1. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство. (Лучина)

2. Какая была самая распространенная на Руси обувь? (Лапти)

3. Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Братина)

4. Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)

5. Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его. (Ковш)

6. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)

Русские народные праздники

1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)

2. Назовите самый короткий народный праздник. (Ночь Ивана Купала)

3. Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник. (Весна, зеленые святки)

4. Что за обряд «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)

5. Почему при катании с гор в праздник Масленицы ребята соревновались - кто прокатится дальше? (Существовала примета: кто прокатится дальше, у того лен вырастет длиннее)

4. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)

Славянская мифология

1. Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец)

2. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (Масленица - по поговорке «Не все коту Масленица».)

3. Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии? (Перун)

4. Как звали девушку, которая больше всего боялась солнца? (Снегурочка)

5. Когда, по народным преданиям, цветет папоротник? (В ночь на Купалу - с 23 на 24 июня по старому стилю)

6. Кто из славянских языческих богов отвечал за дождь? (Дажьбог)

Русские былины

1. Назовите столицу былинной Руси. (Стольный Киев- град)

2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

3. К кому перешел меч-кладенец Святогора? (Илье Муромцу)

4. Кому из русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу)

5. Где произошла первая встреча Садко с Морским царем? (На берегу Ильмень-озера)

6. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи)

Жюри подводит итоги. Правильный ответ оценивается в один балл.

Конкурс 4: «Логическая цепочка»

Мы приступаем к проведению очередного конкурса - «Логическая цепочка». Команды получают конверты, в которые помещены отдельные карточки со смысловыми фрагментами трудовых или праздничных действий, которые были хорошо известны нашим предкам с самого раннего детства. (Если в игре участвуют две команды, им могут быть предложены задания в конвертах 1 и 2.)

Задача команд - как можно быстрее составить правильные логические цепочки этих действий. Ввиду сложности конкурса командам дается на его выполнение три минуты, а правильно выстроенная цепочка принесет команде три балла.

Конверт 1: Рубашка. Посеяли льняное семя, вырастили лен, выдернули лен с корнем, отмочили в речке и высушили на лугу, вытрепали лен, спряли витки, соткали холст, выбелили на морозе или солнце, сшили рубашку.

Конверт 2: Каравай. Вспахали землю сохой, посеяли зерно, заборонили пашню, сжали пшеницу серпами, обмолотили зерно цепами, смололи зерно на мельнице, замесили тесто, поставили хлеб в печь, поставили каравай на стол к обеду.

Конверт 3: Масленица. Закликали ребята весну, катались с горок, пекли блины и угощали ими, устраивали молодецкие кулачные бои, катались на тройках, строили снежный городок, устраивали взятие снежного городка, участвовали в веселом шествии ряженых по деревне с чучелом Масленицы, сжигали Масленицу на костре.

Конкурс для болельщиков: «Знатоки старинных слов»

Пока команды работают, болельщики команд могут принять участие в специальном конкурсе знатоков старинных слов.

Я называю старинное слово - любой болельщик называет его современное значение и получает одно очко за верный ответ. По окончании конкурса он имеет право передать очко или очки своей команде и тем самым помочь в борьбе за окончательную победу в сегодняшней игре.

Алтын - старинная русская медная монета в 3 копейки.

Вершок - старинная русская мера длины, равная 4,4 см.

Аршин - русская мера длины, равная 71 см.

Полтина - монета достоинством в 50 коп.

Грош - старинная денежная единица, равная 0,5 копейки.

Сажень - старинная мера длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой.

Косая сажень - старинная мера длины, расстояние от пальцев ног до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равна 216 см.

Верста - русская мера длины, равная 500 саженям, или 1,066 км.

Полушка - старинная медная монета, равная 0,25 коп.

Десятина - русская единица земельной площади, равна 2400 кв. сажень, или 1,09 га.

Фунт - старая русская мера веса, равная 409 г.

Пуд - русская мера веса, равная 40 фунтам, или 16,38 кг.

Конкурс 5: «Блиц-турнир»

Завершается наша игра блиц-турниром. Каждая команда должна ответить подряд на шесть вопросов. (Если в игре участвуют две команды, каждой команде предлагается для блица девять вопросов.)

При подведении итогов жюри учитывает не только количество правильных ответов, но и количество затраченных командой секунд, которые будут фиксироваться секундомером. На размышление дается не более 10 секунд. Обращаю внимание игроков на то, что вопросы могут быть шуточные. Итак, тишина в зале, секундомер у меня в руке - начинаем конкурс.

Вопросы для первой команды

1. Как назывался младший член дружины князя? (От- рок)

2. Как славяне называли людей, способных предсказывать будущее? (Ведун)

3. Чего на свете нет жирнее? (Земли)

4. Что не родится без языка? (Язык)

5. Чего не устаешь всю жизнь делать? (Дышать)

6. Без чего дом не построить? (Без угла)

Вопросы для второй команды

1. Как назывались изображения славянских богов? (Идолы)

2. Какой день недели являлся днем Перуна? (Четверг)

3. В чем не обнесешь воду вокруг дома? (В решете)

4. Под чем заяц лежит? (Под ушами)

5. У какого музыканта самая «громкая» труба? (У ветра)

6. Чего в избе не увидишь, а почувствуешь? (Тепло)

Вопросы для третьей команды

1. Чего языком не достанешь? (Носа)

2. Какой в воде камень? (Мокрый)

3. По чему деревенские ребятишки бегали летом босиком? (По земле)

4. Кто переезжал в новый дом в лапте? (Домовой)

5. Где был, по представлениям древних славян, вход в нижний мир? (В избушке на курьих ножках)

6. Кого считали хозяйкой входа в нижний мир? (Бабу- Ягу)

Мини-итоги. Классный руководитель просит членов жюри подвести окончательные итоги и определить команду-победительницу. Происходит награждение команды-победительницы.

Сценарий «От частушки до частушки» (фольклорная игровая программа)

Цель:

Привитие интереса к народному музыкальному фольклору;

Активизация познавательной деятельности подростков.

Предварительная работа:

В классе формируется несколько команд частушечников, которые заранее готовят частушки-сюрпризы. Из членов классного коллектива и родителей (возможно, учителей, работающих в данном классе) составляется жюри. Ведущие классного часа — юноша и девушка (Он и Она) в русских народных костюмах. Заранее подбираются музыкальные записи частушек или приглашается аккомпаниатор.

Ход классного часа

Под частушки, с пляской, выходят ведущие в народных костюмах.

А вот она и заиграла,

Разудалая моя.

А вот она опять позвала

На гуляньице меня!

А вот она и заиграла,

Заполохала опять.

Разрешите-ка, ребятушки,

Гуляньице начать!

Он: Добрый день, родные вы наши!

Она: Здравствуйте! Приветствуем вас на первом конкурсе...

Вместе: ...частушечников!

Говорят, у нас в районе (название города или села)

Просто ужас, а не жисть!

Говорят, у нас частушки

Все давно перевелись!

Что ты, Женя, что ты, что ты?!

Аль объелся каши?

Посмотри — у нас певцы

Один другого краше!

И мы с удовольствием представляем вам участников нашего конкурса!

Он: Сегодня свои частушки привезли... (Представление команд).

А так как у нас конкурс

Сегодня намечается,

То за столиком жюри

Давно нас дожидается!

А в жюри у нас люди славные!

Что поставят, то и будет — они здесь главные!

(Представление жюри).

А условия-то конкурса, ну очень, прям, строги:

После каждой номинации уходят слабаки!

Выступление команды — 5 минут, не дольше!

А оценки от жюри — пятерка и не больше!

Запевай, народ, частушки

Пофасонистей давай,

Позадористей, картинистей

Наяривай!

Вот и времечко пришло,

Пришло, пришло, приехало.

Расскажите — вас откуда

Столько понаехало?!

Вместе: Первая номинация — «Визитная карточка»! (Выступление команд)

Ах, жюри, наше жюри!

Пожури нас, пожури!

Свои строгие оценки

Побыстрее говори!

(Оценки за первую номинацию)

Она: И по условиям конкурса нас покидает команда, набравшая меньшее число баллов.

Распрекрасные вы наши,

Не печальтеся!

Не корову проиграли —

Улыбайтеся!

(Участницы одной из команд набрасываются на ведущего)

Девки кучей, девки кучей

Бросились на Женьку!

Девки, совесть ваша где?!

Оставьте мне маленько!

Девки даром, девки даром

Нонче не бросаются.

Просто следующий конкурс

Так и называется...

Вместе: Куча мала!

В данном конкурсе необходимо отгадать частушки- загадки. Ведущие напевают частушку-загадку, а каждая команда по очереди должна отгадать ее и хором прокричать ответ.

1. Вспомним мультики

Он Джафара покорил

И принцессу полюбил.

Помогает ему Джинн,

Звать героя... (Алладин)

Кто Мегавольта побеждал,

Шутя, злодеев укрощал?

Зигзагу друг, закона страж.

Ну, догадались?... (Черный плащ)

Нет спасенья от котов?

Все зовут бурундучков.

Одурачат Толстопуза

И помогут карапузам.

Нет героев их смелее,

Все зовут их... (Чип и Дейл)

Он с мультяшками знаком,

Полицейский хитрый он.

Его знаем я и ты,

Звать рысенка... (Чокнутый)

Гоблин злой опять повержен.

Герцог Икторн вновь рассержен.

Мчатся в подземелье сани,

Кто сидит в них? (Мишки Гамми)

2. Детские загадки

Стоит красный сундучок,

Его не тронешь — он молчок.

Но стоит ручку повертеть,

Он будет говорить и петь. (Радиоприемник)

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра — машинист.

Должен знать он очень много,

Потому, что он... (артист)

Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)

Тридцать три родных сестрицы

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся. (Буквы)

Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями,

В строчках, на листочках.

Где станции на точках. (Книга)

Под новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез. (Календарь)

На первую ступеньку

Встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке

Пришел старик седой. (Новый год)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек — копытца.

Трое их — и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки. (Три поросенка)

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар сладкая. (Морковь)

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь. (Репка)

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. (Еж)

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Не смотрел в окошко —

Был один Антошка,

Посмотрел в окошко —

Там второй Антошка!

Что это за окошко,

Куда смотрел Антошка? (Зеркало)

Ох! Для кого-то жюри — свет!

А для кого и льдина!

Кому-то трели соловья,

А кому и песня лебедина!

(Оценки за вторую номинацию)

Он : И по условиям конкурса частушечное поле покидает команда...

Не горюйте, не печальтесь,

Наши распрекрасные!

Полюбились зрителям

Глазки ваши ясные!

Аплодисменты уходящей команде!

А мой миленький пострел

Телевизор посмотрел,

Новостишек почитал —

Сразу депутатом стал!

Моя милая залетка,

Я к те с агитацией —

Пойдем, выйдем, проведем

Политинформацию!

Вместе: Номинация «Политинформация»!

Как известно всем, подружки —

Мастерицы петь частушки.

Этот конкурс вам, друзья,

Проиграть никак нельзя!

Впрочем, в правилах для всех

Скрыты шансы на успех:

Кто в запеве опоздает,

Тот и конкурс проиграет.

(«Частушечники». Первый желающий запевает первую частушку, затем следующий поет ответную. Побеждает тот, кто больше всех споет веселых частушек.)

Веселил нас много раз

Русский танец «Перепляс».

Сколько удали, задора,

Сколько радости во взоре!

Выходи смелее, друг!

Плясуны, вступайте в круг!

Веселей берись за дело —

Так, чтоб все вокруг запело,

Пусть никто не усидит,

Хоть немного подробит!

(От каждой команды приглашаются по одному «плясуну». Под веселый перепляс определяется победитель.)

Она: И по результатам конкурса нас покидает еще одна команда...

Вам спасибо, дорогие,

За веселый перепляс,

И за то, что вы сумели

Позабавить танцем нас!

Вместе:

Пошла стена

На другую стену.

Кто из наших двух команд

В шуточке сильнее!

Он : Номинация «Стенка на стенку». В ней принимают участие две самые сильные команды! (Выступление команд. В этом конкурсе игроки могут задавать друг другу шутливые вопросы, а соперники — давать свои варианты ответов. Этот конкурс можно провести по аналогии с конкурсом «Разминка» в телевизионном КВН).

Вы, команды дорогие,

Не бранитеся!

Обнимитесь, поцелуйтесь,

Помиритеся!

Ах, жюри, наше жюри!

Нашу душу не трави!

Кто в частушках всех сильнее?

Побыстрее говори!

(Оценки за проведенную номинацию)

Победителю — команде

От удалой парочки,

От жюри и зрителей

Вручаем мы подарочки!

Мы отдохнули все на славу,

И победители по праву

Похвал достойны и награды,

И мы призы вручать им рады.

Благодарим вас за участье,

Вот сувениры вам на счастье!

Гляди, любуйся, принимай,

Любой по вкусу выбирай!

Все команды хороши —

Просто загляденье!

Становитесь в круг, родные,

Все для награжденья!

Всем — спасибо, дорогие,

За ваше старание!

За частушки озорные —

Наше вам внимание!

(Награждение команд)

Мини-итоги . Классный руководитель благодарит всех участников и еще раз напоминает о цели классного часа.

«Посиделки на новый лад» -

театрализованная игровая программа из 6-ти русских народных игр разной подвижности, связанных единой сюжетной линией.

Цель программы: формирование у детей интереса к фольклорным традициям русского народа.

Задачи программы: - знакомство с некоторыми русскими играми;

Развитие в игре личностных качеств: реакции, ловкости, смелости, выдержки, самоконтроля;

Формирование навыков игрового общения по принципу «умеешь сам – научи товарищей».

Аудитория: дети 8-11 лет (не более 25 человек).

Действующие лица: Любушка,

Аннушка – девочки 10-12 лет

Одеты в русские народные костюмы.

Ведущая «перевоплощается» в тётушку Арину в ходе программы (накидывает на плечи яркий платок).

Место проведения: просторное помещение, стилизованное под русскую избу (скамьи, окна с занавесками, элементы интерьера). Пол не должен быть скользким.

Реквизит: сундучок, лапоть, колечко, деревянная скалка или гладко оструганная палка длиной 50 см., полешки с ровным спилом высотой 30 см.(5шт.), глиняный горшочек, леденцы, сувениры – сундучки с описанием игр по количеству играющих.

Длительность программы : 30 минут

Музыкальное сопровождение : фонограммы русских народных плясовых мелодий или «живое» музыкальное сопровождение.

Литературный сценарий

Игровая площадка оформлена элементами интерьера русской избы (декорации могут крепиться на ширме). У стены – скамья, покрытая домотканым половичком, на ней – сундучок. Остальные предметы для игр разложены в произвольном порядке. Середина площадки свободна, зрители располагаются по периметру.

Выбегают две девочки в русских костюмах и, не замечая зрителей, «репетируют» свой текст.

Люба: Эй, девчонки!

Аня: Эй, мальчишки!

Люба: Все за нами!

Аня: Все вприпрыжку!

Люба: Будем играть до упаду

Аня: Тридцать минут кряду.

Люба: А игры у нас новомодные

Вместе: Русские народные!

Аня: (замечает детей) Ой , Любушка, смотри, ребята и вправду пришли. (Показывает на зрителей)

Люба: (Удивлённо) Ребята, а ведь мы только репетируем…

Аня: Приходите лучше завтра. Или послезавтра!

(девочки собираются уйти, но вдруг натыкаются на ведущую, которая выходит им навстречу)

Ведущая: Гости на двор – а мы со двора?! Что случилось, девицы - красавицы?

Девочки: Мы репетируем…посиделки…на новый лад, а ребята пришли.

Ведущая: Посиделки? Интересно. И как же вас сегодня звать – величать? Аня: Аннушка.

Люба: Любушка.

Ведущая: Тогда я буду (накидывает на плечи яркий платок) тётушкой Ариной. (Обращается к зрителям) Здравствуйте, гости дорогие, званные, желанные! Покажете удаль свою в играх да забавах?

Дети: Да!

Арина: Вот и замечательно! (к девочкам) А как играть сегодня будем?

Любушка: Так играли ещё в старину, когда человек не летал на луну,

А ездили все на лошадях и на праздник приходили в лаптях.

Аннушка: Песни пели, хороводы водили. Вобщем, весело наши прапрадеды жили.

Любушка: И нам завещали, чтобы мы русских игр не забывали.

Аккуратно их в сундучок сложили, Вот они до наших дней и дожили.

Арина: Давайте-ка сундучок откроем, поглядим, что же в нём такое.

(Открывает сундучок, а в нём ничего нет) Вот так раз! Игры затеяли, а сундучок не собрали?

Девочки: Мы не успели……

Арина: Не горюйте! Сейчас вместе что-нибудь придумаем. Поищем в нашей горнице то, с чем поиграть можно.

Любушка: Нет здесь ничего подходящего.

Арина: Вот и не правда! Первая игра на вас из-под лавки глядит.

Аннушка: Лапоть? Он же один (берёт в руки лапоть)

Арина: Чтобы поиграть, нам и одного хватит. Добры молодцы, красны девицы, вы прыгать умеете?

Дети: Да!

Арина: Не сомневаюсь! Да только выше лаптя не всякий прыгнет. Не верите? Давайте проверим. В круг становитесь, за руки не беритесь. Держи, Любушка, лапоть за бечеву, да крути так, чтобы он у ребят под ногами скользил. А вы, друзья мои, старайтесь подпрыгнуть вовремя. Кого лапоть заденет – тот из игры выйдет.

Описание игры « КТО ВЫШЕ ЛАПТЯ ПРЫГНЕТ»: дети стоят в кругу. В центре – водящий. Он крутит лапоть на бечеве, поворачиваясь вокруг себя так, чтобы лапоть скользил по полу под ногами играющих. Дети подпрыгивают на месте в тот момент, когда лапоть оказывается рядом с ними. Из игры выходит тот, кого задел лапоть. Играют до тех пор, пока в кругу не останется самый ловкий. Он и будет крутить лапоть.

Арина: Ай – да молодцы. Да только одна игра – не потеха. Посидите, отдохните. А лапоток мы положим в сундучок.

Любушка: Что это у тебя, Аннушка, вид такой загадочный?

Аннушка: Я придумала, с чем ещё поиграть можно.

Любушка: С чем?

Аннушка: Угадайте!

Бежит речка, течёт речка,

Сняла с пальца я…..

Любушка: Колечко?!

Аннушка: Да, в колечко и поиграем. Ребята, сложите руки лодочкой.

В чьи-то руки я колечко незаметно положу,

Ну, а вы секрет храните,

Пока вам я не скажу:

Колечко - колечко, выйди на крылечко!

Тот, у кого кольцо, должен ко мне бежать.

А те, кто рядом сидят, постарайтесь его удержать.

Не удержите - быть ему «водой».

Арина: Даже если вам колечко не положат, ладони не раскрывайте, пока Аннушка слова не скажет. А чтобы веселее было, мы песенку споём. Она простая, вот какая:

Разыгрался Иванушка

Возле белого камушка.

Белый камень у меня, у меня,

Говорите на меня, на меня.

Кто смеётся у того, у того,

Говорите про него, про него.

Описание игры «КОЛЕЧКО»: дети сидят полукругом, ладони правой и левой рук сложены «лодочкой» Водящий в сомкнутых ладонях держит колечко. Его задача – незаметно передать кольцо одному из детей так, чтобы другие об этом не догадались. Для этого водящий проходит вдоль играющих и имитирует передачу колечка каждому. После этого отходит от игроков на расстояние 4-6ти шагов и произносит слова: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, в чьих руках оказалось кольцо, должен добежать до водящего и коснуться его рукой. Тогда он становится «водой». А те, кто сидит рядом с ним, должны постараться удержать его. Если удержат, водящий остаётся прежним.

Правила: 1. Нельзя выбегать раньше слов водящего.

2. Нельзя ловить тем, кто не сидит рядом.

Арина: Как видите, не просто с колечком добежать до крылечка. И мы аплодируем самым быстрым.

Любушка: А я хочу играть по – другому!

Моя игра понравится любому.

Я буду…. змеёй («оживляет» тряпичный поясок)

Кто смелый, тот будет играть со мной!

Представьте, что я-змеиная голова. Я буду подходить к вам и

спрашивать: «Хочешь быть моим хвостом?» Если вы согласны, отвечайте: «Да, конечно же, хочу.»

Я змея, змея, змея,

Я ползу, ползу, ползу.

Хочешь быть моим хвостом? (обращается к Аннушке)

Аннушка: Да, конечно же хочу!

Описание игры «ЗМЕЯ»: водящий поочередно подходит то к одному, то к другому сидящему и спрашивает: «хочешь быть моим хвостом?», если в ответ звучит: «да, конечно же, хочу!», то водящий предлагает встать за ним и крепко держаться за пояс (талию). Таким образом, набирается «змея» из 6 – 8 человек. Первый – голова, последний – хвост. По команде «лови!»

голова ловит хвост. Если поймает, он становится головой. Игра продолжается, пока змея не «разорвется» (кто-либо не удержится и расцепит руки).

Арина: Пока мы хвост змеиный ловили,

Про сундучок-то и забыли. Давайте положим в него колечко и поясок, похожий на змею.

(Девочки убирают атрибуты в сундучок)

Арина: (берёт в руки скалку, лежащую на скамье) А кто это брал мою скалку и на место не положил?

Аннушка: А зачем её убирать, давайте и со скалкой игру придумаем!

Арина: Что ж, попробуйте.

Любушка: Можно кинуть, кто дальше, можно кегли сбить.

Аннушка: А можно и кого-нибудь поколотить.

Арина: Конечно, можно.

А что, если поставить её на ладошку (показывает) И попробовать подержать – кто дольше?

Аннушка: Можно я попробую? (берёт)

Арина: А мы все вместе скажем такие слова:

Калечина – малечина,

Сколько часов до вечера?

А теперь посчитаем:

Раз, два, три…..

Ну-ка, кто сумеет дольше

Продержать скалку на ладошке?

Описание игры «КАЛЕЧИНА-МАЛЕЧИНА»: гладко оструганная палка ставится на раскрытую ладонь. После слов «Калечина-малечина, сколько часов до вечера?» играющий старается как можно дольше продержать ее, не уронив. Это упражнение развивает глазомер и умение управлять своим телом.

Любушка: А я до ста продержу!(пробует держать, но роняет)

Аннушка: Эх ты, каши мало ела!(Любушка обиженно

отворачивается) Люба, чего губы надула?

Любушка: Каши хочу!

Аннушка: Возьми да свари!

Любушка: Горшок разбила.

Аннушка: Сходи на базар да купи!

Любушка: Денег нет.

Аннушка: А сегодня горшки не продают, а просто так отдают!

Любушка: Да ну?!

Аннушка: За шильце, за мыльце, за белое полотенце!

Любушка: Так это же наша любимая игра «Горшки»!

Арина: И ребятам она тоже понравится. (Арина берёт в руки глиняный горшочек) В глиняных горшочках хранили раньше сметану, масло, кашу. А продавали горшки на базаре. Торговали ими кумовья да кумушки. Вот так мы с вами сейчас и поиграем: кто-то будет горшочком, а кто-то продавцом, кумом или кумушкой.

Любушка : Ребята, встанем в круг.

Аннушка: Сейчас я вас рассчитаю (обходит круг, называя детей по очереди: кум, горшок, кума, горшок и т.д.)

Те, кого я назвала горшком, присядьте, пожалуйста.

А тот, кто кум или кума встаньте за горшок.

Любушка: Я буду покупателем и выберу самый красивый горшок.

Арина: Продавцы, нахваливайте свой товар!

(Аннушка выступает в роли продавца. Любушка, обойдя круг, обращается к ней со словами):

Любушка: Кум, продай горшок!

Аннушка: Что за него дашь?

Любушка: Шильце, мыльце, белое полотенце. По рукам?

Аннушка: По рукам! А теперь побежим в разные стороны по кругу. Кто скорее до горшка дотронется, тот становится его хозяином. А проигравший пойдёт по базару, чтоб найти себе новый горшок. По рукам? (Аннушка и Любушка, ударив друг друга по ладошке, бегут по кругу наперегонки).

Описание игры «ГОРШКИ»: Играющие делятся на пары. В паре один-кум (кума), другой-горшок. Горшки рассаживаются на корточках по кругу. Кумовья (они-продавцы) встают за своим горшком лицом в круг. Водящий-покупатель. Он ходит за кругом, выбирая горшок. Выбрав, начинает диалог с продавцом:

Кум, продай горшок!

Что дашь?

Шильце, мыльце, белое полотенце. По рукам?

По рукам.

Покупатель и продавец бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Обежав круг, стараются коснуться горшка. Кто опоздал, становится покупателем и идет выбирать горшок. Если прибежали одновременно, соревнование в беге повторяется.

Арина: Молодцы! Базар закрывается, потому, что новая игра начинается. (Берёт в руки полешки)

Аннушка: Наша новая игра называется «Дрова»?

Арина: Не дрова, а полешки. Расставляй-ка их без спешки.

Играть в неё мы приглашаем сильных и выносливых ребят.

(выбирают 10-12 человек).

Любушка: Нужно крепко держаться за руки и стараться не сбить полешки. Зато других можно подталкивать в круг. Кто собьет полешко выходит из игры. Расцепишь руки – тоже из игры выходишь.

Готовы?

Описание игры “ПОЛЕШКИ” : Играющие становятся в круг, крепко держась за руки. В центре круга, на полу, расставлены 5-7 поленьев. Начиная игру, дети разбегаются по кругу, затем начинают, не размыкая рук, подталкивать друг друга в сторону поленьев. Тот, кто полено уронит, из игры выходит. Если кто-то расцепит руки-из игры выходят двое. Соревнование продолжается до тех пор, пока в кругу не останутся один-два самых ловких.

Арина: Давайте поаплодируем победителю! В этой игре самым сильным и ловким оказался (спросить имя). Молодцы, ребята. А каждому молодцу да с огорода бы по огурцу. Только пока вы на нас глядели, огурцы в огороде зайцы съели.

Аннушка: (складывая полешки в сундучок) Смотрите: в сундучке места свободного не осталось!

Арина: Значит, пора нам заканчивать посиделки

Любушка: А игры пускай теперь в сундучке живут.

Арина: Пусть живут, а вы в них почаще играйте. Мы и ребятам подарим по маленькому сундучку с играми, а в добавок старинное русское лакомство – леденцы на палочке. (Девочки выносят подарки).

Любушка: Мы сегодня поиграли

Игры новые узнали.

Аннушка: Все ребята молодцы

Ловкачи и удальцы.

Аннушка: Скажем сундучку «спасибо»

Мы ещё играть могли бы.

Только правило у нас: Вместе: Делу время, а потехе час.

Всем участникам программы дарятся конфеты-леденцы и сувениры – сундучки с вложенным в них описанием игр.

Любушка: Так давайте на прощанье скажем дружно: «До свиданья!»

Арина: А всем зрителям спасибо за внимание.

Хозяева провожают гостей.

Литература

1. Метелягин А.С Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры, ПИПКРО, Псков, 1995.

2. Покровский Е.А Детские игры: Преимущественно русские. Москва, Терра, 1997.

3. Уланова Л.С Праздничный венок. Москва, Сфера, 2001.

4. Шмаков С.А Нетрадиционные праздники в школе. Москва, Новая школа, 1997.

Сценарий конкурсно- игровой программы для детей «День русских забав»

Данная методическая разработка мероприятия предназначена для работы с детьми школьного возраста.

Цель - активизация детей к совместной деятельности.

В зале всех встречают скоморохи :

Заходи, честной народ,

В зал, где много игр вас ждёт!

В день забав повеселимся,

Поиграем, порезвимся!

Будем вместе забавляться,

Танцевать и развлекаться!

Скоморох 1: Здравствуйте гости дорогие, маленькие и большие!

Скоморох 2: Здравствуйте гости, милости просим!

Скоморох 1:

Не хотите ль поиграть,

Свою удаль показать?

Скоморох 2 :

Отчего ж не поиграть?

Всегда мы играм рады!

А будут ли награды?

Скоморох 1:

А наградой будет смех

Задорный и веселый!

Ведущая:

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела -

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ,

Далеко гляди вперед.

Но приданья старины

Забывать мы не должны.

Ребята, как вы думаете, как развлекались и отдыхали от работы люди на Руси в старые давние времена, когда не было ни телевизоров, ни компьютеров..? (ответы детей)

Да, люди играли. А весело играть получается не в одиночку, а когда много участников игры!

Для начала наши скоморохи загадают вам «Богатырские загадки», ведь в народе русском всегда любимы сказки о богатырях. А мы с жюри (представление жюри) проверим вашу смекалку.

Игра «Богатырские загадки» (загадки имеют богатырскую специфику. Сначала предлагаются несложные и забавные задания).

Богатырская цифра (три);

Не один в поле (воин);

Ведьмолёт (помело);

Отчество Змея (Горыныч);

Ну, а теперь пойдут загадки посложнее- старинные! Справитесь?

5. Чёрное семя руками сеют, ртом собирают (буквы);

6. Зубов много, а ничего не ест (гребень);

7. Потайная кладовая со всей обновкой: тут и спички, и табак, и медный пятак (карман);

8. В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришёл, всех вокруг себя собрал (стол);

9. Не крылата, а перната, как летит, так и свистит, а сидит, так молчит (стрела);

10. Сидит Пахом на коне верхом, грамоты не знает, а читает (очки).

Молодцы! Справились достойно!

Давайте вспомним ещё раз о богатырях. Без кого не может богатырь отправиться в далёкие края на исполнение благих дел? (ответы детей). Правильно, у богатыря обязательно должен быть хороший конь, который тоже должен быть крепким и сильным, готовым к любым испытаниям.

Эстафета «Переездной конь»

Все участники делятся на две команды: одни - "кони", другие - "наездники". "Наездники" садятся на "коней" и образуют круг. Одному из "наездников" вручается мяч. "Наездники" передают мяч по кругу в ту или иную сторону, например, вправо. И нужно, чтобы мяч прошел несколько кругов, по договоренности до игры. После чего команды меняются местами, но, как правило, игра складывается иначе. Если во время переброски мяча он оказывается на земле, то команды моментально меняются местами: "кони" становятся "наездниками", а "наездники" - "лошадками".

Вот мы и посмотрели каковы наездники и кони бывают в бою. А теперь проверим вашу ловкость и быстроту!

Эстафета «Бег в калошах»

Для эстафеты используются калоши 45-го размера. Игрокам необходимо добежать до указанного места и, вернувшись обратно, передать эстафету следующему участнику.

Скоморохи: Теперь бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Слушайте, запоминайте,
Да складно, быстро повторяйте.

*Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.

*Дали Клаше каши с простоквашей.
Ела Клаша кашу с простоквашей.

Следующее состязание нам покажет силу и ловкость участников.

«Бой петухов»

Игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Ведущий : А теперь отгадайте такую загадку:

В этом доме печь стоит,

Да не каждый день дымит.

Есть и веник, вот беда-

Не метёт он никогда.

Уважают в доме жар,

А хозяин в доме - пар.

(Баня)

Конкурс «Русская баня»

Кто попариться желает

Кто парную уважает,

Приходи скорей-

Есть и веник, и вода,

Веник в руки и, как встарь,

Сам соперника попарь.

Побеждает только тот,

Кто веник быстро обобьёт!

(По два человека «парятся» вениками из газеты)

Конкурс проходит под музыкальное сопровождение- песня «Русская баня»

Игра «Перетягивание каната»

Скоморох: Всех ребят, парней, девчат

Вызываю на канат.

Десять слева, десять справа

Только мускулы трещат!

(Дети встают по обе стороны каната, по сигналу начинают тянуть в разные стороны. Выигрывает та команда, которой удастся перетянуть канат через черту).

Игра со всем залом.

Я вас по очереди буду говорить начало пословицы, а вы мне будете отвечать ее окончание.

1. Семь раз отмерь. (один раз отрежь) .

2. Без труда. (не вытащишь рыбку из пруда) .

3. Дареному коню. (в зубы не смотрят) .

4. Один в поле. (не воин) .

5. С кем поведешься,. (от того и наберешься) .

6. Слово не воробей. (вылетит не поймаешь) .

7. Лучше синица в руках,. (Чем журавль в небе) .

8. Не имей сто рублей,. (а имей сто друзей) .

9. Любишь кататься,. (люби и саночки возить) .

10. Поспешишь. (людей насмешишь) .

Продолжаем наше состязание. Следующий конкурс- русская народная игра «Прыжки».

Для игры нужно наметить линию, это будет линия старта. Игроки по очереди прыгают с места в длину. Представитель первой команды прыгает от линии старта, место, куда он приземлиться, отмечается. Представитель второй команды должен прыгать от линии отметки в противоположную сторону. И так пока не прыгнут все игроки. Чья команда победит зависит от прыжка последнего игрока. Если игрок приземлится за линией старта, то команда, которой принадлежит этот игрок, выигрывает, если же игрок не допрыгнет до линии старта и приземлится перед ней, то его команда проигрывает.

А теперь ответьте мне: какая обувь является визитной карточкой Руси? (лапти). Правильно!

Конкурс «Лапти».

Участники снимают с одной ноги обувь и относят в указанное место. Далее все выстраиваются в колонны, а ведущий перемешивает обувь. По сигналу старта каждый из участников должен подбежать к этой куче, обуться в свою обувь и в обуви добежать до своей команды, передав эстафету следующему. Выигрывают умеющие быстро обуваться!

Эстафета «У Салохи»

Конкурс по мотивам известного произведения Н. В. Гоголя. Салоха «упаковывает» всех своих поклонников в мешки так, чтобы мешок доходил до пояса, а одна рука его придерживала. Участники должны по очереди доскакать до указанного места и, вернувшись обратно, передать эстафету следующему.

«Брось предмет в цель»
Это достаточно старая игра, в ней используется по традиции предмет, который дети, возможно, раньше никогда не видели.
Прищепку для белья можно заменить монетой, конфетой или другим небольшим предметом.
Дети по очереди становятся но колени на стул и пытаются забросить небольшой предмет (который вы выберите для игры) в коробку или корзину.
Тот, кто смог забросить большее количество предметов в корзину, победил.
Если в игре используются конфеты, ребенок в конце игры забирает все, что попало в корзину, в качестве приза.

Игра с залом «Пол, нос, потолок»

Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить.
Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол».
Затем покажите на нос (лучше будет, если вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок».
Делайте это не торопясь.
Пусть ребята показывают с вами, а называть будете вы.
Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.
Хорошо, если вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого-то нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос».
Игра может повторяться много раз с убыстрением темпа.
В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире носа».

Конкурс капитанов: Борьба «вручную»
Игроки становятся напротив друг друга, ноги на ширине плеч, правая нога одного участника находится рядом с правой ногой второго участника.
Затем они сжимают правые руки и по сигналу начинают толкать или тянуть друг друга, пытаясь заставить другого потерять равновесие.
Кто первый сдвинулся с первоначальной позиции - проиграл.

Конкурс «Достань яблоко»
Для игры необходим большой таз с водой.
В таз бросают несколько яблок, а затем игрок встает на колени перед тазом, держа руки за спиной, и пытается зубами поймать яблоко и достать его из воды.

Жюри подводит итоги.

Пока жюри подводит итоги, я приглашаю всех желающих поиграть в русскую народную игру «Ручеёк»

Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизменном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.
Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.

Озвучивание жюри результатов состязания.

Скоморох 1:

Отдохнули мы на славу,

Победили все по праву.

Порезвились, наигрались,

С настроеньем все остались!

Литература:

1 «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»-О. Л. Князева, М. Д. Маханева.Учебно-методическое пособие 2006г.

2 « Детские подвижные игры народов СССР» под редакцией Т.И.Осокиной 1988 г.

3 «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста»-составители: Н.П.Ильчук, В.В.Гербова, Л.Н.Елисеева, Н.П.Бабурова. 1998г.

4 «Музыкальная палитра»-№7. 2010г.