Князь серебрянный краткий пересказ. «Князь Серебряный

Одним из самых известных произведений в русской литературе второй половины 19 века является роман А.К. Толстого «Князь Серебряный». По главам краткое содержание данного произведения пересказать довольно нелегко, поскольку сюжетная линия и композиция отличаются сложностью и множеством неожиданных поворотов, динамичными сценами, постоянным вводом в текст новых персонажей. Запомнить ход развития событий трудно еще из-за того, что он осложнен многочисленными описаниями, которые, впрочем, передают колорит эпохи.

Общая характеристика произведения

Одним из основных романов Толстого стало произведение «Князь Серебряный». По главам краткое содержание этого сочинения пересказывать следует, группируя сюжетные линии по основным событиям, которые связаны с теми или иными персонажами. Но для более подробного ответа следует учитывать наиболее характерные черты романа, которые сильно отличают его от других произведений литературы.

Роман вышел в свет в 1863 году и сразу привлек к себе внимание общественности. Одни считали его красочным и выразительным повествованием о времени Ивана Грозного и хвалили автора за воспроизведение одного из самых драматичных и интересных периодов в российской истории, другие, напротив, утверждали, что произведение слишком романтично и возвышенно по духу и смыслу, что при господстве реализма воспринималось как шаг назад. Источниками для писателя послужили «История государства Российского» Карамзина, монография о быте русского народа, а также фольклорные песни, сказания, предания.

Завязка

Времени правления Ивана Грозного и его опричнине посвящен роман «Князь Серебряный». По главам краткое содержание данного произведения необходимо запоминать в соответствии с появлением персонажей. Первые три из них посвящены прибытию главного героя, воеводы Никиты Романовича Серебряного на Русь после безуспешного литовского посольства, в ходе которого он пытался добиться мира, однако так и не достиг своей цели, поскольку был слишком прямодушен, в то время как иностранные дипломаты оказались хитрыми. Проезжая по деревне, он становится свидетелем бесчинств опричников и, приняв их за разбойников, отбивает нападение с помощью местных жителей. Один из них его запоминает и обещает пожаловаться самому царю на поведение боярина.


Дальнейшее развитие

Роман «Князь Серебряный», по главам краткое содержание которого является предметом настоящего обзора, интересен сценами быта 16 века. Последующие четыре главы посвящены описанию прибытия главного героя к царскому двору, его приему и пиру в палатах. Здесь автор подробно излагает новый порядок, который установился в то время, пока воевода был за границей. Писатель с особой выразительностью показывает страшное поведение новых царских приспешников в романе «Князь Серебряный». 8 глава, краткое содержание которой - это описание пира, особенно важна для понимания того, как автор себе представлял это непростое время в российской истории. Именно здесь показаны основные приспешники Ивана Грозного и дано их описание. Но сначала Толстой воспроизводит картину царских палат, богатство убранства помещения, обильный обед – вся эта роскошь как бы еще более оттеняет те страшные события, которые затем последовали. Здесь автор представляет Малюту Скуратова, Афанасия Вяземского, а также Бориса Годунова, фигура которого особенно интересна ввиду того, что он, оставаясь сторонником правителя, тем не менее умудрился избежать участия в его жестокостях.

Новые повороты сюжета

Особой выразительностью изображения исторических деятелей отличается роман «Князь Серебряный». 8 глава, краткое содержание которой - это отношения царя с воеводой, раскрывает мастерство писателя с новой силой.

Царь воеводу милует, но вместе с тем показывает свою беспощадность к неугодным лицам, когда по его приказу отравили одного старого вельможу. С 15 главы активнее завязывается любовная интрига между главным героем и его бывшей невестой Еленой Дмитриевной, которая, однако, уже замужем. В последующих двух главах рассказывается о ее похищении Вяземским, который также был в нее влюблен. Итак, одним из сложных вопросов на школьных занятиях является краткое содержание по главам «Князь Серебряный». Толстой в 20-х главах повествует о злоключениях своего героя, который попал в тюрьму, но был выручен своим знакомым-разбойником, и о том, как он впоследствии принял участие в битве с татарами и познакомился с Федором Басмановым.

Заключение

Одновременно автор повествует о судьбе супруга Елены Дмитриевны, который за свою честность и прямоту был казнен. Такая же судьба постигла и других опричников, чему посвящены 30-е главы. К своему завершению пришло и описание приключений главного героя, который, расставшись со своей возлюбленной, отправился воевать в Сибирь, где погиб. Таким образом, краткое содержание романа «Князь Серебряный» по главам показывает, насколько это сложное и серьезное произведение.

Начиная повествование, автор объявляет, что главная его цель - показать общий характер эпохи, её нравов, понятий, верований, и потому он допустил отступления от истории в подробностях, - и заключает, что важнейшим чувством его было негодование: не так на Иоанна, как на общество, на него не негодующее.

Летом 1565 г. молодой боярин князь Никита Романович Серебряный, возвращаясь из Литвы, где провел пять лет в тщании подписать мир на многие годы и не преуспевший в том из-за увертливости литовских дипломатов и собственного прямодушия, подъезжает к деревеньке Медведевке и застает там праздничные веселья. Вдруг наезжают опричники, рубят мужиков, ловят девок и жгут деревню. Князь принимает их за разбойников, повязывает и сечет, несмотря на угрозы главного их, Матвея Хомяка. Велев своим воинам везти разбойников к губному старосте, он отправляется дальше с стремянным Михеичем, два отбитых им у опричников пленника берутся сопровождать его. В лесу, оказавшись разбойниками, они оберегают князя с Михеичем от собственных товарищей, приводят на ночлег к мельнику и, сказавшись один Ванюхой Перстнем, другой Коршуном, уходят. На мельницу приезжает князь Афанасий Вяземский и, сочтя Мельниковых постояльцев спящими, клянет свою безответную любовь, требует приворотных трав, угрожая мельнику, принуждает его вызнать, нет ли у него счастливого соперника, и, получив слишком определенный ответ, в отчаянье уезжает. Его зазноба Елена Дмитриевна, дочь окольничего Плещеева-Очина, осиротев, чтоб избежать домогательств Вяземского, нашла спасение в замужестве за старым боярином Дружиной Адреевичем Морозовым, хоть и не имела к нему расположения, любя Серебряного и даже дав ему слово, - но Серебряный был в Литве. Иоанн, покровительствуя Вяземскому, гневясь на Морозова, бесчестит его, предлагая на пиру сесть ниже Годунова, и, получив отказ, объявляет его опальным. Меж тем в Москве вернувшийся Серебряный видит множество опричников, дерзких, пьяных и разбойных, упрямо именующих себя «царскими слугами». Встреченный блаженный Вася называет его братом, тоже юродивым, и предрекает недоброе у боярина Морозова. К нему, давнему своему и родительскому другу, отправляется князь. Он видит в саду Елену в замужнем кокошнике. Морозов рассказывает об опричнине, доносах, казнях и переезде царя в Александровскую слободу, куда, по убеждению Морозова на верную смерть, собирается Серебряный. Но, не желая прятаться от царя своего, князь уезжает, объяснившись с Еленою в саду и мучась душевно.

Наблюдая в пути картины страшных перемен, князь приезжает в Слободу, где среди роскошных палат и церквей видит плахи и виселицы. Пока Серебряный ожидает на дворе дозволения войти, молодой Федор Басманов травит его, потехи ради, медведем. Безоружного князя спасает Максим Скуратов, сын Малюты. Во время пира приглашенный князь гадает, известно ли царю о Медведевке, как он явит гнев свой, и дивится страшному окружению Иоанна. Одного из соседей князя царь жалует чашею вина, и тот умирает, отравленный. Жалуют и князя, и он бесстрашно выпивает доброе, по счастью, вино. Посередь роскошного пира царь рассказывает Вяземскому сказку, в иносказаниях коей тот видит свою любовную историю и угадывает разрешение царя увезти Елену. Является помятый Хомяк, рассказывает случай в Медведевке и указывает на Серебряного, коего волокут казнить, но за него заступается Максим Скуратов, и возвращенный князь, рассказав о бесчинствах Хомяка в деревне, прощен - до следующей, впрочем, вины и клянется не прятаться от царя в случае его гнева, а кротко ждать себе наказания. Ночью Максим Скуратов, объясняясь с отцом и не найдя понимания, тайно бежит, а царя, устрашенного рассказами мамки Онуфревны об адовом пекле и начавшейся грозой, посещают образы им убиенных. Подняв благовестом опричников, облачившись в иноческую рясу, он служит заутреню. Царевич Иоанн, взявший от отца худшие его черты, постоянными насмешками над Малютою вызывает его мщение: Малюта представляет его царю заговорщиком, и тот велит, исхитив царевича на охоте, убить и бросить для отвода глаз в лесу у Поганой Лужи. Сбирающаяся там об эту пору шайка разбойников, среди коих Перстень и Коршун, принимает пополнение: парня из-под Москвы и второго, Митьку, неповоротливого дурня с подлинно богатырскою силой, из-под Коломны. Перстень рассказывает о знакомце своем, волжском разбойнике Ермаке Тимофеевиче. Дозорные сообщают о приближении опричников. Князь Серебряный в Слободе толкует с Годуновым, не умея взять в толк тонкости его поведения: как же, видя ошибки царя, ему об том не сказывать? Прибегает Михеич, видевший царевича, плененного Малютой с Хомяком, и Серебряный бросается в погоню.

Далее в повествование вплетается старинная песня, трактующая то же событие. Нагнав Малюту, Серебряный дает ему оплеуху и вступает в бой с опричниками, а на подмогу являются разбойники. Опричники побиты, царевич цел, но Малюта с Хомяком бежали. Вскоре к Морозову приезжает с опричниками Вяземский, якобы объявить, что опала с него снята, а на деле увезти Елену. Приходит и приглашенный ради такой радости Серебряный. Морозов, слышавший в саду любовные речи жены, но не разглядевший собеседника, полагает, что это Вяземский или Серебряный, и затевает «поцелуйный обряд», полагая, что смущение Елены выдаст её. Серебряный проникает в его замысел, но не волен избежать обряда. Целуя Серебряного, Елена лишается чувств. К вечеру у Елены в опочивальне Морозов попрекает её изменой, но врывается с подручными Вяземский и увозит её, сильно, впрочем, израненный Серебряным. В лесу, ослабев от ран, Вяземский теряет сознание, а Елену обезумевший конь приносит к мельнику, и тот, догадавшись, кто она, скрывает её, ведомый не так сердцем, как расчетом. Вскоре опричники приносят окровавленного Вяземского, мельник заговаривает ему кровь, но, устрашив опричников всякою чертовщиной, от ночлега их отвращает. Назавтра приезжает Михеич, ища у Ванюхи Перстня зашиты для князя, брошенного в узилище опричниками. Мельник указывает дорогу к Перстню, суля Михеичу по возвращении некую жар-птицу. Выслушав Михеича, Перстень с дядюшкой Коршуном да Митькою отправляются в Слободу.

В тюрьму же к Серебряному приходят Малюта с Годуновым вести допрос. Малюта, вкрадчивый да ласковый, натешившись отвращением князя, хочет вернуть ему пощечину, но Годунов удерживает его. Царь, пытаясь отвлечься от мыслей о Серебряном, едет на охоту. Там его кречет Адраган, поначалу отличившийся, впадает в ярость, крушит самих соколов и улетает; на поиски снаряжен Тришка с приличествующими случаю угрозами. На дороге царь встречает слепых песенников и, предвкушая потеху и наскуча прежними сказочниками, велит им явиться в свои покои. Это Перстень с Коршуном. На пути в Слободу Коршун рассказывает историю своего злодейства, что уж двадцать лет лишает его сна, и предвещает скорую свою гибель. Вечером Онуфревна предупреждает царя, что новые сказочники подозрительны, и, поставив охрану у дверей, тот их-призывает. Перстень, часто прерываемый Иоанном, затевает новые песни и сказки и, приступив к рассказу о Голубиной книге, примечает, что царь заснул. В изголовье лежат тюремные ключи. Однако мнимо спящий царь призывает стражу, коя, схватив Коршуна, упускает Перстня. Тот, убегая, натыкается на Митьку, открывшего тюрьму безо всяких ключей. Князь же, чья казнь назначена на утро, бежать отказывается, поминая клятву свою царю. Его уводят насильно.

Об эту пору Максим Скуратов, блуждая, приезжает в монастырь, просит исповедаться, винится в нелюбви к государю, непочитании отца своего и получает прощение. Вскоре он уезжает, предполагая отражать набеги татар, и встречает Трифона с пойманным Адраганом. Его он просит поклониться матушке и не сказывать никому об их встрече. В лесу Максима хватают разбойники. Добрая их половина бунтует, недовольная потерей Коршуна и приобретением Серебряного, и требует похода в Слободу для разбоя, - к тому подбивают князя. Князь освобождает Максима, берет на себя начальство над станичниками и убеждает их идти не на Слободу, а на татар. Плененный татарин ведет их к стану. Хитрой выдумкой Перстня им удается смять поначалу врага, но силы слишком неравны, и только появление Федора Басманова с разношерстным войском спасает Серебряному жизнь. Максим, с коим они побратались, погибает.

На пиру в шатре Басманова Серебряному открывается вся двуличность Федора, отважного воина, лукавого клеветника, наглого и низкого царева приспешника. После разгрома татар разбойничья шайка делится надвое: часть уходит в леса, часть, вместе с Серебряным, отправляется в Слободу за царским прощением, а Перстень с Митькою, чрез ту же Слободу, на Волгу, к Ермаку. В Слободе ревнивый Басманов клевещет на Вяземского и обвиняет его в колдовстве. Является Морозов, жалуясь на Вяземского. На очной ставке тот заявляет, что Морозов сам на него напал, а Елена уехала по доброй воле. Царь, желая гибели Морозову, назначает им «суд Божий»: биться в Слободе с условием, что побежденный будет казнен. Вяземский, опасаясь, что Бог даст победу старому Морозову, едет к мельнику заговорить саблю и застает, оставшись незаметным, там Басманова, приехавшего за травою тирличом, чтоб войти в царскую милость. Заговорив саблю, мельник ворожит, дабы узнать, по просьбе Вяземского, его судьбу, и видит картины страшных казней и свою грядущую кончину. Наступает день поединка. Среди толпы являются Перстень с Митькою. Выехав против Морозова, Вяземский падает с лошади, его прежние раны открываются, и он срывает с себя Мельникову ладанку, должную обеспечить победу над Морозовым. Он выставляет вместо себя Матвея Хомяка. Морозов отказывается биться с наймитом и выискивает замену. Вызывается Митька, узнавший в Хомяке похитителя невесты. Он отказывается от сабли и данною ему для смеха оглоблей убивает Хомяка

Призвав Вяземского, царь показывает ему ладанку и обвиняет его в колдовстве против себя. В тюрьме Вяземский говорит, что видел её у колдуна Басманова, замышлявшего гибель Иоанну. Не ждущего дурного Басманова, открыв на груди его ладанку, царь ввергает в узилище. Морозову, приглашенному к царскому столу, Иоанн предлагает вновь место после Годунова, а выслушав отповедь его, жалует Морозову шутовской кафтан.

«Князь Серебряный» - одно из самых знаменитых произведений 19 века, принадлежащих перу Алексея Толстого. Сюжет и композиция этого романа сложны и запутаны, книга наполнена постоянным вводом новых персонажей, яркими описаниями.

Автор начинает книгу с объяснения цели своего повествования. Он заявляет, что хотел показать картину эпохи, царивших в то время нравов, религиозных убеждений. Толстой считает, что главным настроением того промежутка времени стало постоянное негодование на все вокруг.

В 1656 году князь Никита Серебряный вернулся из Литвы. Там он прожил 5 лет, пытаясь заключить мирный договор на долгое время. Но не преуспел в своем чаянии из-за собственного же прямодушия.

Он подъезжает к небольшой деревне Медведевке, где идет народное гуляние. Вдруг со всех сторон прискакали опричники и начали бить мужчин, пытаются поймать девушек и сжечь деревню. Князь пытается защитить жителей. Усмирив разбойников, он повелевает собственным войнам отвезти нападавших к губному старосте. А сам отправляется дальше в путь вместе со своим стремянным. Два отбитых у опричников разбойников вызвались сопроводить его. Они охраняют князя от других разбойников, проводят его по лесу к мельнице. Сюда прибывает князь Вяземский. Он думает, что гости мельника уже спят и начинает требовать у того приворотных трав. Вяземский угрожает мельнику и заставляет его узнать все про то, есть ли у него соперник.

Гость получает ответ и, не удовлетворенный им, уезжает. Он влюблен в дочь окольничего Елену. Девушка отвергла его ухаживания, а после смерти отца, дабы исключить домогательства Вяземского, вышла замуж за пожилого боярина Морозова. На самом же деле она любит Серебряного и клялась ему в верности. Но в момент смерти отца тот был в Литве и не мог ее защитить.

Возвратившись в Москву, князь Серебряный всюду лицезреет пьяных, дерущихся опричников. Героя встречает юродивый по имени Вася, называет ее братом и говорит, что в доме Морозовых случится неладное. Князь узнает, что царь переехал в Александровскую слободу и собирается туда. Он видит возлюбленную в замужнем кокошнике и объясняется с нею.

Никита Романович едет к царю и получает разрешение увезти Елену. Но тут он узнает, что князь жестоко расправился с его опричниками в деревне и решает казнить обидчика. За Серебряного вступается Скуратов.

Далее князь становится впутанным в массу интриг. Но из всех них ему удается выйти живым. В это время Вяземский все-таки похищает Елену. Серебряный решается вновь пойти к царю за справедливостью. Но в итоге и князь, и боярин приговорены к смертной казни. Серебряный просит вместо казни отправить его служить. Елена отправляется в монастырь, не согласившись выйти замуж за Никиту.

Спустя годы царь узнает, что князь умер как храбрый воин, исполняя долг перед царем и Отечеством.

В 1862 г. издательством М.Н, Каткова в журнале «Русский вестник» был опубликован исторический роман А. Толстого «Князь Серебряный» (повесть времен Иоанна Грозного). Главным источником произведения послужила «История государства Российского» Н.Карамзина, в эпизодах романа используется «Служебник» В.Гусева, «Сказания русского народа» И.Сахарова, монография А.Терещенко «Быт русского народа», книги Ветхого и Нового Заветов…

Краткое содержание романа

ХYI столетие, 1565 г., лето. Князь Никита Романович Серебряный с людьми, возвращаясь

После 5-ти летнего пребывания в Литве с посольскими поручениями, подъезжает к Москве. В деревне Медведевка боярин неожиданно становится очевидцем странного события: во время праздника, группа пришлых людей (их он принимает за разбойников) нападает на крестьян, грабит, убивает, творит насилие и поджигает дома. Дружинники князя скручивают «лихой» люд, но тут обнаруживается, что это не разбойники, а опричники государя. Никита Романович в это поверить отказывается и отсылает плененных к губернскому старосте.

Продолжив путь, князь Серебряный останавливается на ночлег у мельника, слывшего по окрестностям колдуном.

К деревенскому колдуну приезжает князь Афанасий Вяземский и, не обращая внимания на спящих посторонних, требует приворотных средств. Из разговора А. Вяземского с мельником, проснувшийся Никита Романович узнает много нового.

Оказывалось, что любимая Серебряного Елена Дмитриевна нарушила данное ему слово и, спасаясь от домогательств А. Вяземского, вышла замуж за старого боярина Дружину Адреевича Морозова. А поскольку А. Вяземский пользовался расположением и покровительством у царя Иоанна Васильевича, Дружина Морозов тотчас попал под опалу.

Приехав в Москву, князь Никита Романович обнаруживает в столице поразительные изменения: повсюду множество опричных людей, пьяных и разбойных, бесчинствуют и творят беззаконие. Юродивый Василий (блаженный) окликает боярина и, именуя своим братом, предсказывает что-то недоброе в доме Д.Морозова. Князь тотчас направляется к Дружине Морозову. Дружина Адреевич сообщает Серебряному о отъезде царя Иоанна в Александровскую слободу, опричнине, доносах и отговаривает гостя от поездки к государю. Не считая возможным скрываться от своего царя, князь объясняется с Еленой Дмитриевной в саду и едет в Александровскую слободу.

Слобода поражает Никиту Романовича своим видом: среди богатых палат и храмов повсюду виднеются виселицы, плахи…

Во время царского пира боярин становится свидетелем еще одной несправедливости: Иоанн Грозный разрешает Афанасию Вяземскому забрать Елену Дмитриевну. В это же время Грозному сообщают, как князь Серебряный наказал опричников царевых в Медведевке. Иоанн Васильевич, разгневавшись, приговаривает ослушавшегося боярина к смертной казни и только заступничество Максима Скуратова спасает его от гибели.

На этом злоключения главного героя романа не заканчиваются. Боярин Никита Романович оказывается в центре дворцовой «возни» и не раз чудесным образом спасает свою жизнь…

Князю Афанасию Вяземскому удается силой увести Елену Дмитриевну. Дружина Морозов требует от царя восстановления справедливости. Иоанн Грозный, веря козням А.Вяземского и желая смерти Д.Морозову, приговаривает его к «суду Божьему» – поединку (с Вяземским), победитель которого будет казнен.

Дружина Адреевич Морозов обличает царя и, насильно облаченный в шутовской кафтан, пророчествует о непоправимом ущербе для страны от правления Иоанна.

В итоге, Д.Морозова, А.Вяземского, мельника и множество других людей казнят на Красной площади. Пришедший на казнь блаженный Василий требует казнить и его, но народ не дает убить юродивого.

Елена Дмитриевна удаляется в женский монастырь и, отказавшись связать свою судьбу (после страшной гибели Д.Морозова и в память о нем) с князем Серебряным, принимает монашеский постриг под именем Евдокия (др.-греч. - Благоволение).

Князь Никита Романович отвергает предложение служить в опричниках и назначается служить воеводой в сторожевом полку…

Годы спустя царь Иоанн Васильевич Грозный узнает, что отважный князь Серебряный погиб. А над страной начинает сбываться пророчество Дружины Адреевича Морозова. Государь терпит поражения на границах и только на дальнем востоке, где служит дружина Ермака, все обстоит благополучно…

Краткий анализ произведения .

А.Толстой признавался, что хотел лишь воссоздать внешнюю атмосферу ХYI столетия. Поэтому не стоит принимать роман за исторический и достоверный очерк. Автора интересовали исключительно человеческие отношения и характеры людей. Князь Никита Романович Серебряный – образ вымышленный, пришедший в роман из народной песни и имеющий основные черты романтического эпического героя (типичное воплощение мужества, добродетели и чести).

Образ царя Иоанна Васильевича для многих знатоков русской истории кажется и вовсе не корректным… Но не смотря на некоторую «не историчность», надуманную «искусственность», наивную романтичность и сентиментальность, роман А.Толстова все же по праву привлекает внимание современного читателя …