Тесты по биологии на тему эволюция человека. Тест по биологии: "Происхождение человека" (2 варианта)

(тема «Эволюция человека»)

Вариант -1

А1. Эволюция человека, в отличие от эволюции растительного и животного мира, происходит под воздействием:

    биологических и социальных факторов 3) только социальных факторов

    только биологических факторов 4) в большей степени биологических факторов

А2. Морфологические и физиологические изменения у предков человека, способствовавшие его становлению, называют:

    модификациями 3) дегенерация

    биологическим регрессом 4) антропоморфозами

А3. Важным изменением в эволюции человека считают прямохождение, так как оно способствовало:

    более тесному общению предков человека

    более быстрому передвижению по земле

    освобождению руки и развитию трудовой деятельности

    заселению новых территорий

А4. Ближайшим общим предком человека и человекообразных обезьян считается:

    дриопитек 3) австралопитек

    питекантроп 4) синантроп

А5. К человеку прямоходячему относят:

    неандертальца 3) питекантропа

    австралопитека 4) кроманьонца

А6. Общественный образ жизни, использование огня, строительство жилищ впервые появились у:

    неандертальцев 3) австралопитеков

    синантропов 4) кроманьонцев

А7. Изготовление сложных орудий труда, строительство поселений, возникновение земледелия было характерно для:

    неандертальцев 3) кроманьонцев

    питекантропов 4) современного человека

А8. К древнейшим людям относятся:

    неандертальцы и питекантропы 3) питекантропы и синантропы

    австралопитеки и неандертальцы 4) дриопитеки и питекантропы

А9. Одним из результатов эволюции неандертальцев было:

    прямохождение 3) использование орудий труда

    появление примитивной речи 4) изменение формы черепа

А10. Эволюция человека это –

    макроэволюция 3) органогенез

    микроэволюция 4) антропогенез

В1. Выберите несколько правильных утверждений. Считают, что древнейшие люди:

А. уже не имели мощных надбровных валиков

Б. масса мозга достигала 600г.

В.охотились на буйволов, носорогов, оленей

Г. Отсутствовал подбородочный выступ

Д. масса мозга достигла 800 – 1000г.

Е. умели использовать огонь

    поддержание огня А. питекантроп

    забота о ближних Б. неандерталец

    добывание огня

    простые формы коллективной деятельности

    речь, состоящая из отдельных выкриков

    зачатки членораздельной речи

С1. Каковы доказательства происхождения человека от животных?

С2. Каковы основные этапы антропогенеза?

(тема «Эволюция человека»)

Вариант теста № 2

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

    или на выбор нескольких правильных ответов;

    задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

    задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

А1. На ранних этапах эволюции человека, в эпоху питекантропов, главную роль играли факторы:

    социальные 3) биологические

    преимущественно социальные 4) биологические и социальные факторы

А2. Сплочению членов коллектива, общению сначала при помощи звуков, а затем слов способствовала(о)

    прямохождение 3) хождение по земле

    трудовая деятельность 4) употребление мясной пищи

А3. Главное отличие трудовой деятельности человека от поведения животных состоит в:

    изготовлении орудий труда

    использовании предметов окружающей среды для защиты от хищников

    использовании предметов окружающей среды для охоты

    использовании предметов окружающей среды для обработки земель

А4. К древнейшим людям относят:

    неандертальца 3) австралопитека

    питекантропа 4) дриопитека

А5. Появление родовых общин, обрядов, наскальной живописи характерно для:

    неандертальцев 3) современного человека

    питекантропов 4) кроманьонцев

А6. Изготовление примитивных орудий труда, поддержание огня было характерно уже для:

    австралопитеков 4) кроманьонцев

А7. Стадии предшественника человека в его эволюции соответствуют:

    дриопитеки 3) неандертальцы

    питекантропы 4) австралопитеки

А8. Возможность использовать примитивные орудия труда австралопитеками была связана с:

    увеличением объема мозга 3) изменением в строении зубов

    появлением пятипалой конечности 4) гибкость руки и противопоставлению 1-го пальца

А9. Изготовление сложных машин и механизмов, развитие науки, искусства, техники характерно для:

    неандертальцев 3) питекантропов

    современного человека 4) кроманьонцев

А10. Решающим шагом на пути к человеку было появление:

    общественного образа жизни 3) членораздельной речи

    орудие труда 4) прямохождения

В1. Выберите несколько правильных утверждений. Считают, что древние люди:

А. Обитали на территории Европы, Азии, Африки от 300 тыс. лет до 30 тыс. лет назад

Б. Обитали на территории Африки от 300 тыс. лет до 30 тыс. лет назад

В. Для поздних европейских неандертальцев характерно: сильное развитие надбровья, широкая полость коренных зубов, затылочный валик, объем мозговой полости от 1350 до 1700 см 3 .

Г. Считают, что неандертальцы Европы являются потомками мигрантов из Африки

Д. Обработка камня характеризовалась высоким уровнем техники раскалывания и вторичной обработкой отщепов

Е. Для поздних неандертальцев характерно погребение умерших

В2. Найдите соответствие между признаками, характерными для людей и представителями среди ископаемых форм человека:

      общественный образ жизни А. неандерталец

      использование огня Б. кроманьонец

      появление обрядов

      строительство жилищ

      появление наскальной живописи

      появились родовые общины

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Как доказывается принадлежность всех рас к одному виду Homo sapiens?

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Какова роль биологических и социальных факторов в процессе эволюции человека?

Ключ ответов к тесту по происхождению человека.

номер вопроса

вариант

А(1,4,5) Б(2,3,6)

А(1,2,4) Б(3,5,6)

В эволюции человека начальные вехи развития искусства обнаружены среди

неандертальцев

кроманьонцев

австралопитеков

Питекантропов

К древним людям относят

неандертальца

питекантропа

синантропа

кроманьонца

Начало формы

Развитие на теле отдельных людей большого количества сосков называют

ароморфозом

регенерацией

атавизмом

идиоадаптацией

Конец формы

Наличие у человека аппендикса – одно из доказательств

чему у отдельных людей появляются атавизмы?

Что подтверждает родство человека и млекопитающих животных?

общий план строения и размножение

прямохождение и сводчатая стопа

изгибы позвоночника

строение передней конечности

Биологическим фактором, обеспечившим развитие мышления и трудовой деятельности человека на раннем этапе эволюции, считают

В скелете человека в отличие от человекообразных обезьян увеличен

Социальная природа человека проявляется в

В головном мозге человека, в отличие от других млекопитающих, в процессе эволюции появляются центры

Человек в отличие от других живых существ

Эмбриологическим доказательством эволюции позвоночных животных служит развитие зародыша из

Трудовая деятельность, мышление, речь, сыгравшие большую роль в развитии предков человека, относятся к факторам эволюции

Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует об

их родстве и общем плане строения

одинаковом уровне их организации

их конвергентном сходстве

их происхождении от разных предков

К движущим силам антропогенеза относят

Какое значение имело приобретение тёмного цвета кожи людьми негроидной расы?

Какие факторы антропогенеза можно отнести к биологическим?

общественный образ жизни

естественный отбор

устную и письменную речь

способность к постройке жилища

Проявлением атавизма считают развитие у человека

зубов мудрости

хвостового отдела

многососковости

мимической мускулатуры

густого волосяного покрова на лице и теле

кисти руки

На ранних этапах эволюции человека под контролем биологических факторов происходило формирование

Копчиковая кость, аппендикс, остаток третьего века в углу глаза человека  это

В связи с прямохождением у человека

освобождаются верхние конечности

стопа приобретает сводчатую форму

большой палец верхних конечностей противостоит остальным

таз расширяется, его кости срастаются

мозговой отдел черепа меньше лицевого отдела

уменьшается волосяной покров

Череп человека отличается от черепа других млекопитающих

Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о

Человек, как и человекообразные обезьяны, имеет

Наличие у человека, как и у других млекопитающих животных, живорож­дения, выкармливания детенышей молоком свидетельствует

Какие признаки характерны для человека и млекопитающих животных?

теплокровность

наличие вороньих костей

правая дуга аорты

трехкамерное сердце

наличие диафрагмы

выкармливание детенышей молоко

Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления к

Появление изгибов в позвоночнике человека, в отличие от животных,

Человек, в отличие от позвоночных животных,

имеет пять отделов головного мозга

образует различные природные популяции

обладает второй сигнальной системой

может создавать искусственную среду обитания

имеет первую сигнальную систему

может создавать и использовать орудия труда

Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду.

В чём состоит сходство скелета человека и млекопитающих животных?

позвоночник имеет пять отделов

стопа имеет свод

мозговой отдел черепа больше лицевого

имеются парные суставные конечности

в шейном отделе семь позвонков

форма позвоночника – S-образная

Изгибы позвоночника человека связаны с

К какой группе доказательств эволюции относят наличие у человека копчика и отростка слепой кишки?

К рудиментарным органам человека относят

Какие особенности сформировались у человека в связи с трудовой деятельностью?

сводчатая стопа

развитие ключиц в плечевом поясе

чашеобразная форма таза

усложнение коры больших полушарий головного мозга

противопоставление большого пальца руки всем остальным

речь и мышление

Факторы эволюции человека

На ранних этапах эволюции человека главенствовали биологические факторы эволюции - изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т.п.


На поздних этапах эволюции человека главными стали социальные факторы эволюции - общественный образ жизни, использование орудия труда, использование огня, развитие речи.

Этапы эволюции человека

Расы

Это подразделения внутри вида, приспособленные к конкретным условиям. Расы имеются у всех широко распространенных видов. У человека выделяют 3 большие расы (негроиды, европеоиды, монголоиды).


Расистская теория (расизм) отвергает единство человеческих рас, т.е. утверждает, что разные расы человека произошли от разных предков. Это неправда, все расы человека легко скрещиваются и дают плодовитое потомств, т.е. относятся к одному виду.

Отличия человека от человекообразных обезьян

Речь , подбородочный выступ.

Вторая сигнальная система , большой мозг, мозговая часть черепа больше лицевой.

Трудовая деятельность (создние и использование орудий труда), большой палец кисти противопоставлен остальным и хорошо развит.

Прямохождение : сводчатая стопа, расширенный таз, изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник), грудная клетка расширена в стороны.

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. В основе расовой теории лежит отрицание
1) сходства человека и антропоидов
2) единства происхождения рас человека
3) принадлежности человека к приматам
4) морфологического единства рас

Ответ


Выберите три варианта. Человек в отличие от животных
1) имеет кору больших полушарий
2) образует различные природные популяции
3) обладает второй сигнальной системой
4) может создавать искусственную среду обитания
5) имеет первую сигнальную систему
6) может создавать и использовать орудия труда

Ответ


Выберите три варианта. Человек, в отличие от животных
1) влияет на среду обитания в процессе жизнедеятельности
2) имеет S-образный позвоночник
3) образует различные популяции
4) имеет первую сигнальную систему
5) обладает второй сигнальной системой
6) создает и использует орудия труда

Ответ


Выберите три варианта. У человека в отличие от млекопитающих животных
1) тело расположено вертикально
2) позвоночник не имеет изгибов
3) позвоночник образует четыре плавных изгиба
4) грудная клетка расширена в стороны
5) грудная клетка сжата с боков
6) лицевой отдел черепа преобладает над мозговым

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Ко второй сигнальной системе человека относят
1) условные рефлексы
2) безусловные рефлексы
3) речь
4) инстинкты

Ответ


1. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, который его иллюстрирует: 1) биологический, 2) социальный
А) пространственная изоляция
Б) дрейф генов
В) речь
Г) абстрактное мышление
Д) социальная трудовая деятельность
Е) популяционные волны

Ответ


2. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен: 1) биологический, 2) социальный
А) трудовая деятельность
Б) абстрактное мышление
В) изоляция
Г) мутационная изменчивость
Д) популяционные волны
Е) вторая сигнальная система

Ответ


Выберите три варианта. Какие из перечисленных признаков характеризуют социальные факторы эволюции человека?
1) общественный образ жизни
2) способность передавать приобретенные признаки по наследству
3) абстрактное мышление и речь
4) совместная трудовая деятельность
5) модификационная изменчивость
6) естественный отбор и забота о потомстве

Ответ


Укажите историческую последовательность основных стадий антропогенеза
1) Человек современного типа
2) Австралопитек
3) Кроманьонец
4) Питекантроп
5) Неандерталец

Ответ


Установите хронологическую последовательность антропогенеза
1) человек умелый
2) человек прямоходящий
3) дриопитек
4) человек разумный

Ответ


Выберите три особенности скелета, свойственные только человеку
1) наличие ключиц
2) наличие подбородочного выступа
3) облегчение массы костей верхних конечностей
4) наличие пятипалых конечностей
5) S-образная форма позвоночного столба
6) сводчатая стопа

Ответ


1. Выберите три варианта. В связи с прямохождением у человека
1) освобождаются верхние конечности
2) стопа приобретает сводчатую форму
3) большой палец руки противостоит остальным
4) таз расширяется, его кости срастаются
5) мозговой отдел черепа меньше лицевого
6) уменьшается волосяной покров

Ответ


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Приспособлениями человека к прямохождению являются следующие признаки:
1) позвоночный столб человека приобрел отчетливо выраженные изгибы в форме лука, два из которых направлены вперед, два других – назад
2) большой палец руки противопоставлен всем остальным
3) развитие коры больших полушарий головного мозга
4) формирование сводчатой конструкции стопы
5) поворот таза и резкое его расширение
6) наличие диафрагмы

Ответ


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник образует четыре изгиба
2) кости в суставах соединены подвижно
3) пальцы руки соединены с пястью
4) пояс нижних конечностей широкий, имеет вид чаши
5) в стопе хорошо выражен свод
6) большой палец кисти противопоставлен всем остальным

Ответ


4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник имеет S-образную форму
2) грудная клетка сплюснута с боков
3) пояс нижних конечностей чашеобразный
4) масса тел позвонков уменьшается от шейного к поясничному отделу
5) сформировался свод стопы
6) кости верхних конечностей более массивные

Ответ


Выберите три варианта. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет
1) прямой позвоночник без изгибов
2) грудную клетку, сжатую в спинно-брюшном направлении
3) грудную клетку, сжатую с боков
4) позвоночник S-образной формы
5) сводчатую стопу
6) массивный лицевой отдел черепа

Ответ


Выберите три варианта. В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных?
1) позвоночник имеет пять отделов
2) стопа имеет свод
3) мозговой отдел черепа больше лицевого
4) имеются парные суставные конечности
5) в шейном отделе семь позвонков
6) форма позвоночника S-образная

Ответ


Установите последовательность эволюции ископаемых предков современного человека в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек африканский
2) человек разумный неандертальский
3) питекантроп
4) дриопитек (ксениапитек)
5) человек умелый

Ответ


1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры под которыми они указаны. У человека, в связи с трудовой деятельностью сформировались следующие видовые особенности:
1) мелкая моторика рук
2) абстрактное мышление и речь
3) чашеобразная форма таза
4) S-образный по форме позвоночник
5) сводчатая стопа
6) значительное увеличение размеров головного мозга

Ответ


2. Выберите три варианта. Какие особенности сформировались у человека в связи с трудовой деятельностью?
1) сводчатая стопа
2) развитие ключиц в плечевом поясе
3) чашеобразная форма таза
4) усложнение коры больших полушарий головного мозга
5) противопоставление большого пальца руки всем остальным
6) речь и мышление

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Приспособленность человека к трудовой деятельности проявляется в
1) подвижном соединении костей
2) наличии различных отделов головного мозга
3) наличии пяти пальцев
4) разнообразии функций руки

Ответ



Проанализируйте таблицу «Различия в строении человека и человекообразных обезьян». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) преобладает лицевой отдел черепа, имеются сплошные надбровные дуги, отсутствует подбородочный выступ, объем мозга около 700 см3
2) руки длиннее ног, большой палец стопы противопоставлен остальным, имеется свод стопы
3) грудная клетка
4) шейный и поясничный отделы позвоночника
5) преобладает лицевой отдел черепа, имеются надбровные дуги, подбородочный выступ развит слабо, объем мозга около 1100 см3
6) грудной и крестцовый отделы позвоночника
7) ноги длиннее рук, большой палец кисти противопоставлен остальным, стопа сводчатая
8) позвоночник

Ответ


Установите хронологическую последовательность этапов антропогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек
2) человек умелый
3) человек прямоходящий
4) неандерталец
5) кроманьонец

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая особенность человека сформировалась под влиянием биологических факторов антропогенеза?
1) изготовление орудий труда
2) совместный труд
3) появление диафрагмы
4) сводчатая стопа

Ответ


Установите соответствие между признаками и представителями класса Млекопитающие, для которых эти признаки характерны: 1) шимпанзе обыкновенный, 2) человек разумный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) преобладание лицевого отдела черепа над мозговым
Б) пояс нижних конечностей в виде чаши
В) сводчатая стопа
Г) наличие подбородочного выступа
Д) развитые надбровные дуги
Е) сжатая с боков грудная клетка

Ответ

© Д.В.Поздняков, 2009-2019

Вариант 1

Выберите один верный ответ

г) древнейшая обезьяна

6. Череп человека отличается от черепа приматов а) наличием только одной подвижной кости б) наличием швов между костями мозговой части в) более развитой мозговой частью г) строением костной ткани

7. Биологическим фактором, обеспечивающим развитие мышления на раннем этапе эволюции человека, считают: а) прогрессивное развитие мозга б) заботу о потомстве в) четырехкамерное сердце

г) увеличение дыхательной поверхности легких

8. Способность к изготовлению простейших орудий труда появилась впервые у:

9. Какая часть верхней конечности человека претерпела наибольшие изменения в процессе эволюции: а) плечо б) предплечье в) кисть

г) плечевой пояс

10. Какое адаптивное значение имеет темный цвет кожи у негроидной расы:

11. Какой из перечисленных признаков относят к атавизмам человека:

г) наличие пятипалых конечностей

12. Кто имел наиболее развитый подбородочный выступ: а) питекантроп

б) синантроп в) неандерталец г) кроманьонец

13. Каково место человека в систематике живых организмов?

Тестирование по теме " Эволюция человека"

Вариант 2.

Выберите один верный ответ

1. Что не

не

а) китайский человек б) обезьяночеловек в) человек умелый

г) человек прямоходящий

в) кроманьонцы и современные люди г) современные люди

7. Что представляют собой человеческие расы а) разные популяции

8. Каково значение светлой кожи у европеоидов а) отталкивание ультрафиолетовых лучей б) улавливание ультрафиолетовых лучей

9. В процессе расселения людей по планете позже всех была заселена:

10. На что указывает развитие надбровных валиков у предков человека

г) прямохождение

11. Человека разумного отличает от других видов людей: а) умение производить орудия труда б) развитие заботы о потомстве

12. Кто исследовал социальные факторы антропогенеза:

а) Энгельс б) Дарвин в) Ламарк г) Линней

Дайте краткий ответ на вопрос

13. Составьте эволюционное древо человека.

Ответы:

Вариант 1

1б 2а 3в 4а 5г 6в 7а 8в 9в 10а 11а 12г

Вариант 2

1б 2а 3в 4г 5б 6в 7а 8б 9а 10а 11г 12а

Тестирование по теме " Эволюция человека"

Вариант 1

Выберите один верный ответ

1. Основным фактором антропогенеза является: а) общественный образ жизни б) труд в) речь г) рассудочная деятельность

2. Причиной возникновения прямохождения явилось: а) засушливость климата б) стадный образ жизни в) необходимость в освобождении рук г) трудовая деятельность

3. Что в переводе с латинского означает "австралопитек": а) австралийская обезьяна б) древнейший человек в) южная обезьяна

г) древнейшая обезьяна

4. Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует об их:

а) родстве б) одинаковом уровне организации в) конвергентном сходстве

г) происхождении от разных предков

5. В отличие от человекообразных обезьян у человека имеется:

а) резус-фактор б) рассудочная деятельность в) четырехкамерное сердце г) абстрактное мышление

6. Кто имел наиболее развитый подбородочный выступ: а) питекантроп

б) синантроп в) неандерталец г) кроманьонец.

7. Количество шейных позвонков человека, как и у всех млекопитающих, составляет 1) 10, 2) 7, 3) 12, 4) 11.

Дайте краткий ответ на вопрос

1. Каково место человека в систематике живых организмов?

Тестирование по теме " Эволюция человека"

Вариант 2.

Выберите один верный ответ

1. Что не относят к социальным факторам эволюции человека:

а) речь б) прямохождение в) труд г) сознание

2. В связи с прямохождением у человека произошли изменения в строении стопы: а) сформировался свод б) когти превратились в ногти в) срослись фаланги пальцев г) большой палец противопоставлен всем остальным

3. Какой из перечисленных признаков людей относят к рудиментам:

а) многососковость б) наличие хвоста в) остаток третьего века

г) избыточное оволосение на теле.

4. К движущим силам антропогенеза не относят: а) борьбу за существование б) общественный образ жизни в) наследственную изменчивость

г) модификационную изменчивость

5. Что в переводе с латинского означает "питекантроп":

а) китайский человек б) обезьяночеловек в) человек умелый, г) человек прямоходящий

6. Какие люди относятся к виду Человек разумный:

а) неандертальцы и кроманьонцы б) питекантропы и синантропы

в) кроманьонцы и современные люди г) современные люди.

7. На основе каких факторов подтверждается родство человека и животных? 1) общий план строения, 2) прямохождение, 3) особенности строения и кормления молоком, 4) сходство эмоций.

Дайте краткий ответ на вопрос

1. Какие последствия имеет прямохождение для здоровья человека?

Тестирование по теме " Эволюция человека"

Вариант 3

Выберите один верный ответ

1. Череп человека отличается от черепа приматов а) наличием только одной подвижной кости б) наличием швов между костями мозговой части в) более развитой мозговой частью г) строением костной ткани

2. Биологическим фактором, обеспечивающим развитие мышления на раннем этапе эволюции человека, считают: а) прогрессивное развитие мозга б) заботу о потомстве в) четырехкамерное сердце, г) увеличение дыхательной поверхности легких

3. Способность к изготовлению простейших орудий труда появилась впервые у:

а) дриопитеков б) рамапитеков в) австралопитеков г) неандертальцев

4. Какая часть верхней конечности человека претерпела наибольшие изменения в процессе эволюции: а) плечо б) предплечье в) кисть, г) плечевой пояс

5. Какое адаптивное значение имеет темный цвет кожи у негроидной расы:

а) предохранение от ультрафиолетовых лучей

б) защита от врагов в) приспособление к высокой температуре воздуха

г) улучшение дыхательной функции кожи

6. Какой из перечисленных признаков относят к атавизмам человека:

а) наличие хвоста б) расчлененность тела на отделы в) аппендикс

г) наличие пятипалых конечностей.

7. Выберите признак, по которому человека можно отнести к классу Млекопитающие: 1) легочное дыхание, 2) два круга кровообращения, 3) головной мозг, состоящий из пяти отделов, 4) разделение зубов на резцы, клыки и коренные.

Дайте краткий ответ на вопрос

1. Что общего между человеком и человекообразными обезьянами?

Тестирование по теме " Эволюция человека"

Вариант 4.

Выберите один верный ответ

1. Что представляют собой человеческие расы а) разные популяции

б) разные виды в) разные роды г) разные семейства

2. Каково значение светлой кожи у европеоидов а) отталкивание ультрафиолетовых лучей б) улавливание ультрафиолетовых лучей

в) защита от переохлаждения г) улучшенное кожное дыхание

3. В процессе расселения людей по планете позже всех была заселена:

А) Америка б) Африка в) Европа г) Азия

4. На что указывает развитие надбровных валиков у предков человека

а) состав пищи б) развитие речи в) объем мозга

г) прямохождение.

5. Человека разумного отличает от других видов людей: а) умение производить орудия труда б) развитие заботы о потомстве

в) использование топлива и одежды г) появление науки и искусства

6. Кто исследовал социальные факторы антропогенеза:

а) Энгельс б) Дарвин в) Ламарк г) Линней.

7. Рудиментами человека являются: 1) хвостовые позвонки, 2) наружное ухо, 3) диафрагма, 4) тазовые кости.

Дайте краткий ответ на вопрос

1. По каким признакам человека относят к классу млекопитающих?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»


ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ

«ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА»

(теоретическая часть)

тесты в форме ЕГЭ

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

9 – 11 КЛАСС


подготовила

учитель биологии

Андреева Эльвира Юрьевна

Норильск – 2010

Вариант теста № 1

(тема «Эволюция человека»)

Тест состоит из 3-х частей.

А1. Эволюция человека, в отличие от эволюции растительного и животного мира, происходит под воздействием:

    биологических и социальных факторов 3) только социальных факторов только биологических факторов 4) в большей степени биологических факторов
А2. Морфологические и физиологические изменения у предков человека, способствовавшие его становлению, называют:
    модификациями 3) дегенерация биологическим регрессом 4) антропоморфозами
А3. Важным изменением в эволюции человека считают прямохождение, так как оно способствовало:
    более тесному общению предков человека более быстрому передвижению по земле освобождению руки и развитию трудовой деятельности заселению новых территорий
А4. Ближайшим общим предком человека и человекообразных обезьян считается:
    дриопитек 3) австралопитек питекантроп 4) синантроп
А5. К человеку прямоходячему относят:
    неандертальца 3) питекантропа австралопитека 4) кроманьонца
А6. Общественный образ жизни, использование огня, строительство жилищ впервые появились у:
    неандертальцев 3) австралопитеков синантропов 4) кроманьонцев
А7. Изготовление сложных орудий труда, строительство поселений, возникновение земледелия было характерно для:
    неандертальцев 3) кроманьонцев питекантропов 4) современного человека
А8. К древнейшим людям относятся:
    неандертальцы и питекантропы 3) питекантропы и синантропы австралопитеки и неандертальцы 4) дриопитеки и питекантропы

А9. Одним из результатов эволюции неандертальцев было:

    прямохождение 3) использование орудий труда появление примитивной речи 4) изменение формы черепа
А10. Эволюция человека это –
    макроэволюция 3) органогенез микроэволюция 4) антропогенез

В1. Выберите несколько правильных утверждений. Считают, что древнейшие люди:А. уже не имели мощных надбровных валиковБ. масса мозга достигала 600г.В.охотились на буйволов, носорогов, оленейГ. Отсутствовал подбородочный выступД. масса мозга достигла 800 – 1000г.Е. умели использовать огонь

    поддержание огня А. питекантроп забота о ближних Б. неандерталец добывание огня простые формы коллективной деятельности речь, состоящая из отдельных выкриков зачатки членораздельной речи

С1. Каковы доказательства происхождения человека от животных?
С2. Каковы основные этапы антропогенеза?

Вариант теста № 2

(тема «Эволюция человека»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

    или на выбор нескольких правильных ответов;

    задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

    задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

А1. На ранних этапах эволюции человека, в эпоху питекантропов, главную роль играли факторы:

    социальные 3) биологические преимущественно социальные 4) биологические и социальные факторы
А2. Сплочению членов коллектива, общению сначала при помощи звуков, а затем слов способствовала(о)
    прямохождение 3) хождение по земле трудовая деятельность 4) употребление мясной пищи
А3. Главное отличие трудовой деятельности человека от поведения животных состоит в:
    изготовлении орудий труда использовании предметов окружающей среды для защиты от хищников использовании предметов окружающей среды для охоты использовании предметов окружающей среды для обработки земель
А4. К древнейшим людям относят:
    неандертальца 3) австралопитека питекантропа 4) дриопитека
А5. Появление родовых общин, обрядов, наскальной живописи характерно для:
    неандертальцев 3) современного человека питекантропов 4) кроманьонцев
А6. Изготовление примитивных орудий труда, поддержание огня было характерно уже для:
    неандертальцев 3) питекантропов австралопитеков 4) кроманьонцев
А7. Стадии предшественника человека в его эволюции соответствуют:
    дриопитеки 3) неандертальцы питекантропы 4) австралопитеки
А8. Возможность использовать примитивные орудия труда австралопитеками была связана с:
    увеличением объема мозга 3) изменением в строении зубов появлением пятипалой конечности 4) гибкость руки и противопоставлению 1-го пальца
А9. Изготовление сложных машин и механизмов, развитие науки, искусства, техники характерно для:
    неандертальцев 3) питекантропов современного человека 4) кроманьонцев
А10. Решающим шагом на пути к человеку было появление:
    общественного образа жизни 3) членораздельной речи орудие труда 4) прямохождения

В1. Выберите несколько правильных утверждений. Считают, что древние люди:А. Обитали на территории Европы, Азии, Африки от 300 тыс. лет до 30 тыс. лет назадБ. Обитали на территории Африки от 300 тыс. лет до 30 тыс. лет назадВ. Для поздних европейских неандертальцев характерно: сильное развитие надбровья, широкая полость коренных зубов, затылочный валик, объем мозговой полости от 1350 до 1700 см 3 .Г. Считают, что неандертальцы Европы являются потомками мигрантов из АфрикиД. Обработка камня характеризовалась высоким уровнем техники раскалывания и вторичной обработкой отщеповЕ. Для поздних неандертальцев характерно погребение умерших
В2. Найдите соответствие между признаками, характерными для людей и представителями среди ископаемых форм человека:

      общественный образ жизни А. неандерталец использование огня Б. кроманьонец появление обрядов строительство жилищ появление наскальной живописи появились родовые общины

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Как доказывается принадлежность всех рас к одному виду Homo sapiens?

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Какова роль биологических и социальных факторов в процессе эволюции человека?

Ключ ответов к тесту по происхождению человека.

номер вопроса

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА. РАСЫ ЧЕЛОВЕКА

Вариант 1

Задание. Выберите один правильный ответ.

1. Ископаемая группа приматов, давшая начало обезьяноподобным и человекоподобным существам, называется:

А. Рамапитеки

Б. Дриопитеки

В. Австралопитеки

2. Первым представителем семейства Гоминид, обитавшем на территории современной Индии и Восточной Европы 14 млн лет назад, был:

А. Австралопитек

Б. Питекантроп

В. Рамапитек

3. Потомком рамапитека, найденным в Южной Африке, считают:

A. Австралопитека

Б. Человека умелого

B. Человека разумного

4. Первым прямоходящим гоминидом, умевшим изготавливать примитивные каменные орудия, является:

A. Человек умелый

Б. Человек прямоходящий

B. Человек разумный

5. Древнейших людей, ведущих активный образ жизни, охотников, умеющих пользоваться огнем, объединяют в вид:

A. Человек умелый

Б. Человек прямоходящий

B. Человек разумный

6. Древних людей ростом 1 м 70 см и объемом мозга до 1600 см3, обитавших в ледниковый период, называют:

А. Кроманьонцы

Б. Питекантропы

В. Неандертальцы

7. Ископаемые люди современного типа, обладающие развитой речью и мышлением, владеющие разными видами искусства, называются:

А. Кроманьонцы

Б. Неандертальцы

В. Синантропы

8. Впервые четко выделил признаки четырех рас:

A. Франсуа Бернье

Б. Чарлз Дарвин

B. Жан Батист Ламарк

9. Жесткие прямые волосы, широкое лицо, узкая глазная щель – это признаки:

A. Европеоидной расы

Б. Азиатско-американской расы

B. Экваториальной расы

10. Хорошим теплоизолятором на солнцепеке служат:

A. Курчавые волосы

Б. Прямые волосы

B. Слегка волнистые волосы

Вариант 2

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1. Ископаемая группа высших обезьян – ... дала начало двум эволюционным линиям: семейству..., к которому принадлежат современные гориллы и шимпанзе, и семейству..., представителем которого является Человек...

2. 14 миллионов лет назад появились первые представители гоминид – ..., питающиеся... пищей.

3. 3,5–1,0 миллион лет назад на Африканском континенте обитали...: прямоходящие существа ростом... см, использующие природные материалы и ресурсы для удовлетворения своих потребностей.

4. Человек... впервые научился изготавливать каменные..., свободно ходил на двух ногах и имел более развитые... конечности.

5. 1,0 миллион – 300 тысяч лет назад появились представители... людей, составляющие вид Человек..., основными занятиями которых были: коллективная..., изготовление каменных орудий и сбор... пищи.

6. Древние люди, жившие... лет назад, относятся к виду Человек..., имели мозг объемом... и крепкое телосложение; обитали в ледниковый период и научились добывать...

7. Люди современного типа называются... и относятся к виду Человек..., обладают ростом..., объемом мозга...; а также способностью изготавливать одежду из..., рисовать на..., лепить посуду из...

8. Исторически сложившаяся группа людей, объединенных общим происхождением, морфологическими и физиологическими особенностями, называется...

9. Для представителей экваториальной расы характерны:... кожа,... волосы,... губы.

10. Европеоиды обладают... кожей, прямыми... волосами,... носом.

11. У представителей азиатско-американской расы жесткие... волосы,... кожа,... лицо, кожистая складка... века.

Вариант 3

Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. Назовите потомков дриопитеков и объясните, в чем состоит их принципиальное различие между собой.

2. На основании каких признаков рамапитека и австралопитека лишь условно можно отнести к предкам человека?

4. Каковы основные эволюционные достижения человека прямоходящего? Какие примитивные черты сохранились в его облике?

5. Чем характеризуется период обитания древних людей?

6. Каких ископаемых людей относят к виду Человек разумный? Аргументируйте свой ответ.

7. Как вы думаете, какие причины привели к возникновению внутри вида Человек разумный разных человеческих рас? Что доказывает единство происхождения человеческих рас?

8. Назовите главные особенности трех основных рас и объясните биологический смысл их возникновения.

Вариант 4

Задание. Дайте полный развернутый ответ.

1. Распределите названия различных предковых форм современного человека в хронологическом порядке: питекантроп, человек умелый, человек неандертальский, кроманьонец, дриопитек, синантроп, человек разумный, человек прямоходящий. Какие названия не вошли в этот ряд и почему?

2. Рассмотрите в учебнике рисунок на стр.12 с местами предполагаемых областей прародины человека. Объясните, почему именно здесь обнаружено большинство стоянок древних людей?

3. Рассмотрите в учебнике изображение родословного древа человека на стр.10. Какие основные изменения в строении черепа ископаемых предков человека вы заметили? С чем это может быть связано?

4. Рассмотрите в учебнике рисунки в нижней части страниц 12 и 13. Какие важные эволюционные достижения в социальной сфере на них изображены? В чем их значение?

5. Усложнение мозга, прямохождение, совершенствование руки. Как вы думаете, какое из этих морфологических преобразований возникло в первую очередь? Каковы его причины и последствия?

6. Антропологические данные показывают, что за последние десятки тысяч лет физический облик человека практически не изменился. С чем это связано? Означает ли это, что эволюция человека остановилась?

7. Приверженцы расизма утверждают, что существуют «высшие» и «низшие» расы. Какие доказательства можно привести для опровержения этой теории?