Тульчинская епархия упцмосковский патриархатхристо-рождественский кафедральный собор. Современная религиозная ситуация в украине Христианские церкви в тульчине

Историческое значение монашества и урегулирование жизни его со стороны Церкви.

Еще с V-го в. монашество становится громадной реальной силой в жизни Церкви, это в эпоху её догматической борьбы. Всем известна та роль, которую сыграл авва Далмаций в деле Кирилла Александрийского. Со времени так называемого «разбойничего Ефесского Собора» 449 г. монахи, в силу особого рескрипта императора Феодосия II, получают право представительства на Вселенских Соборах. (На Ефесском Соборе 449г. таким - первым представителем был авва Варсума). Роль, какую сыграли монахи в истории догматических и иконоборческих споров - одно из главных и ярких явлений тех веков (V-VIII в.). Достаточно упомянуть такие светлые личности, как Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, чтобы проникнуться полным уважением пред этим великим, морально крепким институтом.

Однако, громадная сила монашества, выступавшая мало дисциплинированной, почти стихийной /Правда, еще Василий Великий, а раньше Пахомий, организовал монашество. Но отношения его к внешнему миру еще оставались не затронутыми/, встревожила высших представителей Церкви. Вот почему Халкидонский Собор 451 г. обратил на монахов строгое внимание и в 4-ех канонах (4, 8, 23 и 24) старался регламентировать их жизнь. По смыслу этих канонов, монастыри и все вообще монахи подчинялись епископу данной области. Без епископского разрешения не мог быть построен ни один монастырь. Невольники не должны были делаться монахами без разрешения своего господина, и пр. В связи с Халкидонскими Соборами издал законы о монастырях император Юстиниан I (527-565 г.). Он пытался институт монашества ввести в государственный организм и координировать его со всеми другими частями и отраслями государственной жизни. Впоследствии, в конце VII-го в., Собор Трулльский счёл нужным еще раз постановить новые каноны - 40-49 и 35 - относительно жизни монашествовавших. Потом, в конце VIII-го в. VII-ой Вселенский Собор опять издал несколько правил о монашестве, 2, 17-11. Нужно упомянуть еще о «Студийских Постановлениях» - Constitudones Studitanae (Migne. Patr. r. t. XCI a), которые хотя и не писаны рукой Феодора Студийского, но к нему возводятся. Кроме того, в древнем периоде церковной истории мы встречаемся с монашеским вопросом на двукратном Соборе 861 г. пр. 1-7. Наконец, к истории древнего монашества и к его развитию относится новелла 964 г., изданная Никифором Фокою (963-969 г.), которою устанавливались преграды чрезмерному умножению монастырей и увеличению монастырских владений. Данное указание было отменено новеллою Василия II Болгароктона в 988 г.

Из книги История Англии в Средние века автора Штокмар Валентина Владимировна

Историческое значение хартии «Великая хартия вольностей» в основном имела своей целью ограничение власти короля в интересах феодального баронства. В той мере, в какой восставшие бароны нуждались в поддержке рыцарей и горожан, хартия отражает и интересы рыцарей и

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

автора Светлов Роман Викторович

ВОЕННОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ После сокрушительного поражения в битве у Красных скал, основные драматические события которой на самом деле развернулись у Вороньего леса, Цао Цао оправился не сразу. Он считал, что его поражение – это всего лишь стечение

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ВОЕННОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В 751 году войска империи Тан потерпели еще два крупных поражения: тибетцы помогли разбить китайскую армию новорожденному княжеству южнокитайских племен Наньчжао, а на севере восстали подчинившиеся было кидани. В Китае начались нехорошие

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ВОЕННОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ Взяв Пекин, монголы, однако, не завоевали империю Цзинь окончательно – обширное царство не сдавалось еще долго, чжурчжэни продолжали сопротивление в южных округах своей державы. Окончательное покорение империи произошло только в 1234 году,

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ВОЕННОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ С точки зрения военного искусства история завоевания Хорезма Чингисханом вообще и сражение между Чингисханом и Джелал-ад-Дином в частности наглядно свидетельствуют о том, что при правильном выборе места боя численность

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ С военной точки зрения ни тактическая, ни стратегическая сторона этого столкновения не несет ничего нового. Однако оно представляет особый интерес с точки зрения истории военного искусства по двум соображениям. Во-первых, здесь наиболее

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ Хубилай был чрезвычайно раздосадован результатами битвы на берегу Тикудзэн. Тем не менее он считал, что экспедиция провалилась в основном из-за погодных условий, и продолжал дипломатическое давление на Японию. Однако с его следующими

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ Поражение Тохтамыша в июне 1391 года имело далеко идущие последствия. Пытаясь восстановить свое былое могущество, золотоордынский хан приступил к поиску новых союзников. Результатом его переговоров с Грузией стал грузинский поход Тимура.

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ Сражение при Анкаре потрясло Османскую империю. Тимур занял Бруссу и всю Малую Азию и Сулейман, наследник османского престола, был вынужден удалиться в Европу. Победа Тимура при Анкаре на несколько десятилетий отложила падение

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ После сражения Бабур стал именовать себя гази, т.е. «победитель неверных», подчеркивая значение одержанной им победы. Эта победа очень укрепила настроение могольского войска, от былой неуверенности не осталось и следа. Желая закрепить

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ Сражение при Хансандо заставило японцев отложить на неопределенное время вторжение в Китай и резко изменило весь ход войны в Корее. Японский флот не смог прорваться к западному побережью Кореи, чтобы оказать поддержку своей армии. Между

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Историческое значение Урарту В формировании народностей Закавказья и Армянского нагорья и их государств Урартское государство сыграло главную роль. Известно, что само царство Урарту было объединением, которое в своем составе имело разнородное в этническом отношении

Из книги Генералиссимус князь Суворов [том I, том II, том III, современная орфография] автора Петрушевский Александр Фомич

Глава ХХII. В Тульчине: обучение войск; 1796. Любовь Суворова к учебным занятиям с войсками. - "Наука побеждать"; время составления, её первообраз, историческое значение с уставной стороны, военно-педагогическое с внутренней. - Начала, положенные в основу "Науки побеждать". -

Из книги История православия автора Кукушкин Леонид

Из книги Ломоносов в русской культуре автора Ивинский Дмитрий Павлович

Историческое значение Итак, образ Ломоносова оказывался сложен и претендовал на ключевое положение в русской культуре: он соединял и объединял в некоторое духовное единство историю государства, общества, науки, литературы, апеллируя вместе с тем к высшим смыслам

Фрагмент карты Тульчина. Около 1815г.

Ныне действующая Свято Успенская церковь построена в 1789 году на средства помещика, графа Щенсного-Станислава Потоцкого. Престол в ней один – во имя Успения Божией Матери. При церкви находится колокольня (ранее была деревянной выстроенной в половине XIX века), вокруг церкви ограда каменная, на каменном фундаменте, построена в 1872 году. Храм ни внутри ни снаружи не был видоизменен. Строителем церкви был священник Павел Голубовский. О нем от 1820г. было письмо графа Мечислава Потоцкого на имя тогдашней Подольской Духовной Консистории. В том письме граф просил, чтобы вместо священника Павла Голубовского, прослужившего при Свято-Успенской церкви 50 лет усердно и в мире со всеми, а также много потрудившегося при постройке самой церкви, был назначен священник Александр Юркевич. Письмо это было передано в 1893г. в Подольское Епархиальное Древнехранилище.

С 1823г. – 1828г служил священник Александр Юркевич. С 1828г. – 1830Григорий Звенигородский.С 1830 – 1834гг Ефрем Витебский.С 1834 – 1867 Иоаким Грепачевский (родственник семей Попова и Вигуржинского ) о котором сохранилась память, как об усердном молитвеннике и добром человеке. Жил он на теперешней улице Шевченко, умер 2 января 1867 года в возрасте 67 лет и погребен около церкви.

После его смерти служил его зять Иоанн Кохановский до 1884г. Затем на 2 года служил Дмитрий Никольский. На место Никольского на должность священника Успенской церкви перемещен законоучитель, инспектор классов и председатель Совета Тульчинского женского епархиального училища, кандидат богословия Павел Савлучинский. В 1890г. во священники к Свято-Успенской церкви рукоположен преподаватель Тульчинского духовного училища, кандидат богословия Федор Добржанский. С 1897г. к Свято-Успенской церкви переведен священник Винницкого собора Алексей Опоков.

Фото 1912г.Фото 1967г.

На територии Свято Успенского храма было много захоронений священников и значительных парафиян. До наших дней дошли только два, мраморные кресты с подробной информацией.

Фото 1955 года.2007г.

В советскую эпоху храм был закрут на некоторое время , но не разрушен. Священик Дмитри й Александрович Рыжковский в свое время « спас » храм от разрушения, а именно в 70-х годах в последний день перед разрушением «выбил» табличку о памятнике архитектуры и срочным образом прикрепил эту, на то время неприкосновенную, табличку. Он также много помог в благоустройстве церкви. Заказал и оплатил за личные средства изготовление копию Почаевской иконы Божей Матери.

«На Спаса» 1956г.от.Дмитрий. 1975г.

По историческим данным годупри Свято-Успенской церкви были две школы: одна церковно-приходская (с 1887г) вблизи церкви, а другая – школа грамоты (с 1896г) в предместье Тульчина.

По состоянию 1901 года прихожан числилось 1230 мужчин и 1166 женщин, это главным образом были мещане Тульчина, которые занимались сапожным и другими ремеслами, продажей товаров которые сами изготовляли.

Более 20-ти лет настоятелем храма является священник Григорий Курдий. В 2003 году поключено к газово му отоплени ю сам храм и созданн ая в 1999 году Воскресн ая школа.


Таинство Венчания. 07.10.2007г.

Фото 27 вересня 2009 р.

Свято-Рождества Христова Кафедральный Собор г.Тульчин строился на средства графа Станислава Потоцкого в 1786-1817 годах как католический доминиканский костёл с монашескими келиями. Но уже в 1832 году в силу того, что Подолия окончательно вышла из-под подольского влияния был передан в православное ведомство. Высочайшим повелением были закрыты "излишнее монастыри католические, не соответствовавшие своему назначению как по незначительному числу монахов так и по недостатку средств для существования". Одной из веских причин обращения доминиканских монастырей в Каменце, Смотриче, Летичеве, Виннице, Баре, Тульчине, Сокольце, Тырове в приходские католические, а иногда и в православные храмы послужило активное участие католического духовенства в польском восстании на Подолии.

В октябре 1835 года бывший костел был освящен Преосвященнейшим Кириллом, архиепископом Подольским и Барцлавским в православную церковь Рождества Христова. Сведения эти были начертаны на медной доске, которая хранилась в храме.

Позднее на средства вдовы действительного статского советника Александры Абазы в западном приделе был устроен престол, который был освящен во имя Святой Троицы 20 августа 1867 года.

На 1872 год в Храме насчитывалось 928 душ прихожан обоего пола.

С 1 октября 1862 года, по распоряжению епархиального начальства, двухэтажные церковные корпуса были переданы вместе с половиною церковной земли под помещение духовного училища, переведенного из местечка Крутых.

Дата создания: 04.10.1994 г.

Страна: Украина

Город: Тульчи н, административный центр Тульчинского района Винницкой области, Украина

Адрес: Украина, 23600, Винницкая обл., г. Тульчин, ул. Леонтовича, 41.

Телефон-факс канцелярии: (4335) 2–18–04

Епархиальная ежемесячная двуязычная (укр., рус.) газета "Православный собеседник ", редактор протоиерей Василий Ковач.

Помошник редактора епархиальной газеты "Православный собеседник" - старший иподиакон Сергий Зинкевич.

.......................................................................................................................................

Правящий епархиальный архиерей: преосвященный Ионафан (Елецких), митрополит Тульчи нский и Бра цлавский

Викарный архиерей - преосвященный Сергий (Аницой), епископ Ладыжинский, управляющий делами Тульчинской епархии, секретарь Епархиального совета - по должности) http://www.patriarchia.ru/db/text/5168016.html

Помошник секретаря Тульчинской епархии - протоиерей Василий Ковач

Заведующий епархиальной канцелярией - протоиерей Александр Палысюк

Помошник епархиального архиерея - иеромонах Иероним (Зуб)

Эконом Тульчинской епархии - протодиакон Сергий Градиленко

Помошник заведующего канцелярией Тульчинской епархии - старший иподиакон Сергий Зинкевич

.........................................................................................................................................

Общие сведения о епархии

Дата создания: 04.10.1994 г.

Страна: Украина

Город: Тульчи н, административный центр Тульчинского района восточной части Винницкой области, Украина

Кафедральный город - Тульчи н, население - 10 тыс. человек

Сокафедральный город - Бра цлав, население - 4 тыс. человек

Кафедральный храм - Христо-Рождественский собор, г.Тульчи н, настоятель - епископ Сергий (Аницой), викарий Тульчинской епархии

...........................................................................................................................................

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ТУЛЬЧИНСКОЙ ЕПАРХИИ УПЦ

Тульчинская епархия территориально (по состоянию на 2019 год) разделена на 15 церковных округов (благочиний), возглавляемых назначенными правящим архиереем администраторами-священниками (благочинными).

Среди епархиальных церковных округов: Тульчинское (городское), Брацлавское (городское), Бершадское благочиние, Гайсинское, Иллинецкое, Ладыжинское, Липовецкое, Немировское, Оратовское, Погребищенское, Теплицкое, Тростянецкое, Тульчинское (районное), Тывровское и Чечельницкое.

Управление Тульчинской епархией осуществляет канонический епархиальный архиерей, назначенный Священным Синодом УПЦ, по преемству полноты иерархической власти от святых Апостолов непосредственно или в единении с епархиальным советом, состоящем из клириков епархии.

В епархии есть епархиальный Церковный суд.

Составы епархиального совета и епархиального суда подлежат периодической ротации.

При формировании составов епархиального совета и церковного суда епархиальный архиерей пользуется правом "вето" (отвода кандидатуры).

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ СОВЕТ

(основной состав по состоянию на 2019 год)

  1. Митрополит Ионафан (Елецких), - председатель, правящий архиерей Тульчинской епархии.
  2. Епископ Ладыжинский Сергий (Аницой), викарий Тульчинской епархии, управляющий делами Тульчинской епархии, секретарь Епархиального совета.
  3. Протоиерей Роман Рудаков, благочинный г. Тульчина.
  4. Протоиерей Василий Гончарук, благочинный Немировского церковного округа.
  5. Протоиерей Александр Палысюк, заведующий канцелярией Тульчинского епархиального управления.
  6. Протоиерей Василий Ковач, второй секретарь Тульчинской епархии.

Примечание. По благословению правящего архиерея все благочинные епархиальных церковных округов, руководители епархиальных отделов (правозащитный, молодёжный, паломнический и др.) и приглашённые настоятели храмов епархии входят в расширенный состав Епархиального совета (с правом голоса).

О ЕПИСКОПСКОМ СОВЕТЕ ТУЛЬЧИНСКОЙ ЕПАРХИИ

Епископский совет – вспомогательный ситуативный совещательный орган при епархиальном архиерее – учреждён в октябре 2016 года распоряжением преосвященного Ионафана, архиепископа (ныне митрополита) Тульчинского и Брацлавского.

В состав Епископского совета входит викарный архиерей Тульчинской епархии - по должности.

Состав Епископского совета формируется правящим архиереем из епархиальных клириков, имеющих положительный опыт богослужебной, благотворительной, миссионерской, административной и хозяйственной деятельности.

Е П А Р Х И А Л Ь Н Ы Й Ц Е Р К О В Н Ы Й С У Д

(по состоянию на 2018 год)

  1. Протоиерей Роман Рудаков, - председатель, благочинный г. Тульчина.
  2. Протоиерей Василий Гончарук, - секретарь, благочинный Немировского церковного округа.
  3. Протоиерей Сергий Пояркин, настоятель Свято-Покровского храма села Суворовское Тульчинского церковного округа.

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ МОНАСТЫРИ

1) Свято-Успенский мужской монастырь, Тышковская слобода, Гайсинское благочиние. Настоятель - игумен Амфилохий (Василевский).

2) Женский монастырь во имя Святого Архистратига Михаила (Архангело-Михайловский) в райцентре Чечельни к. Настоятельнца - игумения Серафима (Смагло).

................................................................................................................................................................................................

Протоиерей РОМАН РУДАКОВ, благочинный храмов города Тульчин, Тульчинская епархия УПЦ

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ

ПРАВОСЛАВНОГО ЦЕРКОВНО-АДМИНИСТРАТИВНОГО УСТРОЕНИЯ ПОДОЛИИ

Как известно, от крещения Руси до половины ХV столетия Подолия и Галиция находились в юрисдикции Митрополита Киевского, который поставлял в города протопопов (благочинных) для руководства всем духовенством. Во второй половине XV ст. церкви и монастыри Галиции и Подолии светские власти подчинили наместникам львовского городского страросты, но при короле Сигизмунде I (по требованию православного дворянства, мещан и братств) подольское духовенство снова было передано в управление Киевской Митрополии. Город же Бра цлав стал административным центром одноименного воеводства.

С 1498 года Брацлав подвергался постоянным опустошениям от крымских татар, нападавших по приказу турецких султанов, воевавших с Польшей. Их набеги были так часты и такими губительными, что в 1598 году все правительственные и судебные учреждения воеводства были перенесены в более безопасное небольшое местечко - Винницу.

После заключения политического союза Литвы и Польши и образования единого государства - Речи Посполитой началось наступление шляхты и Римского Костёла на православных Белоруссии и Украины, следствием которого стала Брестская церковная уния с Римом. Со временем началась и нещадная экономическая эксплуатация крепостных крестьян польскими феодалами, в которой принимала активное участие и верхушка еврейского Кагала, арендовавшая их обширные земли на Украине.

Совокупность экономического гнёта и сложных межнационально-религиозных противоречий породило ожесточённое военное противостояние – Хмельниччину, и привело, в конце-концов, к политическому разделу польских территорий между тремя соседними империями (Австрия, Германия, Россия) на продолжительный исторический период.

Польское правительство считало унию обязательной для всех православных подданных на территории Речи Посполитой, а православная вера была поставлена вне закона.

Духовенство, принявшее унию, уравняли в правах с ксендзами и подчинили львовским униатским архиереям, а притесняемое православное - Киевским митрополитам и частично Переяславским епископам.

На Подолии, несмотря на униатско-католическое давление, тогда оставалось 562 православных церквей: в протопопии Брацлавской – 70, в Немировской – 56, Рашковской – 44, Грановской – 52, Краснянской – 40, Браиловской – 55, Винницкой – 60, Комаргородской – 60, в Ямпольской – 55.

В 1770 году православные Подольского и Брацлавского воеводств осмелились секретно направить в Санкт-Петербург краснянского протопопа Иоанна Базилевича с сообщением о гонениях. В 1773 году униатский львовский митрополит Лев Шептицкий направил в Волынское и Подольское воеводства Холмского епископа Максимилиана Рыло, который при помощи польских военных команд стал силой захватывать православные церкви для насаждения унии. Вскоре по решению варшавского католического Конгресса 4 апреля 1776 года православное население Правобережной Украины было обложено специальным налогом - харитативою, состоящем из денежной и натуральной частей.

В 1771 и в 1773 годах были предприняты новые обращения православных Подолии в Санкт-Петербург с просьбой защитить их веру. И только в 1786 году под давлением правительства Императрицы Екатерины II для православного населения польской Правобережной Украины открылась православная епархия.

Правобережная часть Украины вплоть до 1793 года входила в состав католической Речи Посполитой и делилась на 4 воеводства – Киевское (без Киева, который подчинялся России), Волынское, Подольское и Брацлавское.

После II раздела Польши по Именному указу Императрицы Екатерины Великой 13 апреля 1793 года на Правобережье Украины были образованы Изяславская и Брацлавская губернии, а также учреждена пограничная с Австро-Венгрией Каменецкая область.

Вскоре на территории Минской (Белоруссия), Изяславской и Брацлавской губерний была учреждена единая православная епархия. 15 мая 1793 года туда был определен епископ. Им стал архипастырь из Киевской Митрополии именем Виктор, который в мае 1794 г. обратился ко всем униатам обширного края с призывом вернуться к вере отцов. Грамота заканчивалась словами: «Гонения исчезли. Прибегните в объятия Церкви, Матери вашей, и да насладитеся тишиною совести, и да шествуете путем истины, ведущем вас к благодати…».

Пастырский призыв возымел горячий отклик и уже в феврале 1795 года архиепископ Виктор с радостью сообщил Святейшему Синоду, что «тысяча семьсот церквей с 1032 священниками и миллионом мирян приняты в объятия Православной церкви». В одной только Брацлавской губернии вернулись в Православие 1442 православных храмов.

Учитывая успех православной миссии, Императрица Екатерина II издала Именной указ:«Для лучшего управленія дел духовних…учредить въ первое время одного местнаго архірея,… подъ названіем (титулом) Брацлавского и Подольского , дав ему место (чести) подъ архіреемъ Новгород-Северскимъ». Полное Собрание Законов Российской Империи, 1795 г.

Первым епископом Брацлавским и Подольским определено было быть архимандриту московского ставропигиального Донского монастыря Иоаникию (Полонному).

Он родился в 1742 году на Волыни в местечке Полонном, потому и фамилия его была Полонный. 13 мая 1795 г. архимандрит Иоаникий был рукоположен в епископа Брацлавского и Подольского с пребыванием в Каменце Подольском. (Владыка Иоаникий подвизался на кафедре долгих 24 года и скончался 7 февраля 1819 года на 78 году жизни. Похоронен в Иоанно-Предтеченской церкви г. Каменец-Подольский).

В 1795 г. Брацлавско-Подольскую епархию разделили на уезды: 1) Брацлавский, 2) Тульчинский, 3) Пятигорский, 4) Липовецкий, 5) Винницкий, 6) Хмельницкий, 7) Махнивский, 8) Сквирский, 9) Литинский, 10) Могилевский, 11) Ямпольский, 12) Бершадский, 13) Гайсинский, 14) Каменецкий, 15) Ушицкий, 16) Проскуровский, 17) Зиньковецкий, 18) Грудецкий, 19) Староконстантиновский, 20) Базилевский, 21) Кременецкий. А уезды в свою очередь поделили на церковные благочиния.

В конце восемнадцатого века в Брацлавско-Подольской епархии действовало два соборных и 2048 приходских храмов, в которых служили 1865 священников, 1903 диакона и пономаря. Числились еще 69 заштатных священников, 68 заштатных диаконов и пономарей, 319 семинаристов.

В 1797 году часть уездов были переданы в Киевскую и Волынскую губернии, а из Вознесенской епархии присоединены – Балтский и Ольго польский.

В 1799 году, синодальным указом предписывалось, чтобы города Дубно, Кременец и Староконстантинов, числя щиеся в Брацлавской епархии, были отнесены к епархии Житомирской. С этого момента, уменьшённая в своем составе Брацлавская епархия должна была называться епархией Подольской. Титул епископа стал «Подольский и Брацлавский ».

В таком административном состоянии, находясь в пределах Подольской губернии, Подольско-Брацлавская епархия оставалась до 1917 года. К сожалению, наступивший политический хаос, гражданская война и кровавые гонения на Церковь в революционной России нарушили сложившееся административно-каноническое устроение Подольского края и потому установить точный порядок замещения кафедры на основании обнаруженных архивных данных в полноте пока не представляется возможным.

Не ранее 1921 года было образовано Тульчинское викариатство Каменец-Подольской епархии , которое пресеклось уже в 1922 году в связи с отпадением епископа Фотия (Маньковского) в обновленчество .

После окончания ВОВ город Винница стал административным областным центром восточной Подолии. Винницкий епископ стал временно управлять и западной частью Подолии с центром в Хмельницком (ранее именовался Проскуров).

Древний город Каменец Подольский – бывший епархиальный центр упразднённой Подольско-Брацлавской епархии, государственной властью включён был в состав Тернопольской области западной Украины. В настоящее время город Каменец-Подольский - духовно-административный центр одноименной Каменец-Подольской епархии УПЦ.

В 90-х годах ХХ столетия, в связи с крахом идеологии государственного атеизма, в Винницкой епархии, в составе которой был и г. Тульчин, стали быстро возрождаться старые и строиться новые храмы. К концу 1994 года их уже насчитывалось 561.

Учитывая это, Священный Синод УПЦ 4 октября 1994 года принял решение об образовании Тульчинской епархии, путём выделения из Винницкой епархии 16-и восточных благочиний.

В состав новообразованной Тульчинской епархии вошел и древний центр Подольской епархии, некогда многолюдный Брацлав (ныне в нём проживает 6 тысяч человек, в Тульчине - 12,5 тысяч человек).

В 2014 году из Винницкой и Тульчинской епархий Священный Синод УПЦ выделил несколько южных благочиний, из которых была образована третья епархия в Винницкой области - Могилёв-Подольская. Казатинское благочиние Тульчинской епархии тогда же вошло в состав Винницкой епархии.

К сему добавим, что в западной части Подолии - в Хмельницкой области были образованы три самостоятельные епархии УПЦ. Вместе с Каменец-Подольской епархией все они составили число 7, что является историческим максимумом числа православных епархий на Подолии вообще.

ПРАВЯЩИЕ АРХИЕРЕИ БРАЦЛАВСКО-ПОДОЛЬСКИЕ, ПОДОЛЬСКО-БРАЦЛАВСКИЕ, ВИННИЦКО-БРАЦЛАВСКИЕ И ТУЛЬЧИНСКО-БРАЦЛАВСКИЕ

  1. Архиепископ Иоаникий (Никифорович-Полонский) с 12 апреля 1795 по 7 февраля 1819 года (умер).
  2. Архиепископ Антоний (Соколов) с 15 марта 1819 по 3 апреля 1821 года (умер 29 марта 1827 г.).
  3. Архиепископ Ксенофонт (Троепольский) с 3 июля 1821 по 24 января 1832 года (умер 4 мая 1834г.).
  4. Архиепископ Кирилл (Платонов-Богословский) с 24 января 1832 по 28 марта 1841 года (умер), в октябре 1835 года освятивший храм Рождества Христова г. Тульчина - нынешний Кафедральный собор).
  5. Архиепископ Арсений (Москвин) с 5 апреля 1841 по 6 ноября 1848 года, после Киевский митрополит (умер 28 апреля 1878г.).
  6. Епископ Елпидифор (Бенедиктов) с 6 ноября 1848 по 29 марта 1851 года, со временем архиепископ (умер 31 мая 1861 г.).
  7. Епископ Евсевий (Ильинский) с 29 марта 1851 по 1 марта 1858 года, со временем экзарх Грузии – архиепископ (умер 12 марта 1879 г.).
  8. Архиепископ Иринарх (Попов) с 17 марта 1858 по 20 декабря 1863 года (умер 28 сентября 1868 г.).
  9. Архиепископ Леонтий (Лебединский) с 20 декабря 1863 по 2 октября 1874 года, со временем митрополит Московский (умер 1 августа 1893 г.).
  10. Епископ Феогност (Лебедев) с 7 декабря 1874 по 2 декабря 1878 года, со временем архиепископ Новгородский.
  11. Епископ Маркел (Попель) с 9 декабря 1978 по 6 марта 1882 года.
  12. Епископ Викторин (Любимов) с 6 марта по 21 августа 1882 года (умер).
  13. Епископ Иустин (Охотин) с 15 марта 1882 по 28 марта 1887 года, со временем архиепископ Херсонский.
  14. Епископ Донат (Соколов-Бобинский) с 28 марта 1887 по 13 декабря 1890 года, со временем архиепископ.
  15. Епископ Димитрий (Самбикин) с 13 декабря 1890 по 1 ноября 1896 года.
  16. Епископ Ириней – с 2 ноября 1896 по 29 апреля 1900 года.
  17. Епископ Христофор (Смирнов) с 29 апреля 1900 по 1 декабря 1904 года.
  18. Епископ Парфений (Левицкий) с 1 декабря 1904 по 15сентября 1908 года.
  19. Епископ Серафим – с 15 сентября 1908 по 22 марта 1914 года. Епископ Митрофан (Афонский) с 22 марта 1914 по октябрь 1917 года.
  20. Епископ Пимен (Пегов) с октября 1917 по декабрь 1919 года.
  21. Епископ Амвросий – с декабря 1919 по июль 1920 года.
  22. Епископ Пимен – с июля 1920 по октябрь 1923 года.
  23. Архиепископ Борис - с октября 1923 по январь 1927 года.
  24. Епископ Варлаам, временно управляющий с января 1927 по январь 1929 года.
  25. Епископ Петр, управляющий с января 1929 по июль 1931 года.
  26. Сщмч. Александр (Петровский) с 25 августа 1933 по 20 мая 1937 года.
  27. Сщмч. Иннокентий (Тихонов) с 5 апреля по 29 ноября 1937 года.
  28. Евлогий (Марковский) с 5 августа 1942 по 1943 год.
  29. Епископ Максим (Бачинский) с 1944 по декабрь 1945года.
  30. Протоиерей Н. М. Салата – в 1946, уполномоченный Патриаршего экзарха Всея Украины.
  31. Епископ Иаков (Заика) с 2 февраля 1947 по 18 ноября 1948 года.
  32. Епископ Анатолий с 1948 по 1949 год.
  33. Епископ Иннокентий (Зельницкий) с 30 января 1949 по 27 декабря 1951года.
  34. Епископ Андрей (Сухенко) с 27 декабря 1951 по 9 февраля 1954 года в/у, еп. Черновицкий
  35. Епископ Андрей (Сухенко) с 9 февраля 1954 по 17 октября 1955 года.
  36. Архиепископ Симон (Ивановский) с 19 октября 1955 по 14 августа 1961 года. (С 1942 года архиепископ Черниговский и Нежинский. В 1944 году арестован НКВД и до 1954 год отбывал заключение в Сибири на лесоповале).
  37. Архиепископ Иоасаф (Лелюхин) с 14 августа 1961 по 30 марта 1964 года.
  38. Архиепископ Алипий (Хотовицкий) с 30 марта 1964 по 11 ноября 1975 года.
  39. Митрополит Агафангел (Саввин) с 16 ноября 1975 по сентябрь 1991 года. Был незаконно почислен на покой бывшим митрополитом Филаретом (Денисенко) - за противодействие расколу.
  40. Архиепископ Феодосий (Дикун) с сентября 1991 по 1992 год.
  41. Митрополит Агафангел (Саввин) - 1992 год (восстановлен на кафедре решением Архиерейского собора РПЦ перед переводом в Одессу).
  42. Митрополит Макарий (Свистун) с 22 июня 1992 по 4 октября 1994 года - Винницкий и Брацлавский; (с 4 октября 1994 года по 4 июня 2007 года - Винницкий и Могилёв-Подольский).
  43. Митрополит Симеон (Щостацкий) с 10.06. 2007 по - Винницкий и Могилёв-Подольский; (с 5 января 2013 года - Винницкий и Барский). 17 декабря 2018 года Священный Синод Украинской Православной Церкви запретил в служении митрополита Винницкого и Барского Симеона за уклонение в "автокефальный" раскол ПЦУ.
  44. Архиепископ Варсонофий (Столяр) . Решением Священного Синода УПЦ от 17 декабря 2018 г. (журнал № 72) назначен Преосвященным Винницким и Барским.

ТУЛЬЧИНСКО-БРАЦЛАВСКИЕ АРХИЕРЕИ:

44. Епископ Иннокентий (Шестопаль), Тульчинский и Брацлавский с 1994 по 1999 год.

46. Митрополит Ионафан (Елецких), Тульчинский и Брацлавский, с ноября 2006 года и поныне.

Источники и литература:

1. Приходы и церкви Подольской епархии. Под ред. Евфимия Сецинского, 1901 год.

2. Нариси історії Подільської єпархії (1795-1995), А.К. Лисий.

3. Подольские епархиальные ведомости 1876г., 1895 г.

4. Подольские архипастыри (1795-1895). В.Якубович, П. Викул., 1895 г.