Пропуск в ложу: Как живут современные масоны. Женские масонские ложи в сша Ли женщины масоны

Принято считать, что феминизм как движение женщин за уравнивание в правах с мужчинами началось в первую очередь с социальных и экономических требований. С таких, как повышение заработной платы женщин, наделение их теми же юридическими правами, какими обладают мужчины, и так далее. Но в действительности первыми шагами в этом направлении можно смело считать женское масонство, а первые феминистки - это женщины масоны .

Масоны идут в ногу со временем

Хотя если бы масоны XVIII века услышали фразу «женщина масон», они наверняка либо посмеялись, расценив её как шутку, либо просто не поверили бы своим ушам. Если рассматривать мировоззрение традиционного масонства, то масонами могут быть только совершеннолетние мужчины. Это закреплено в установлениях Объединённой великой ложи Англии, основанной в Лондоне в 1717 году и являющейся старейшей и наиболее влиятельной масонской ложей в мире. Именно установления этой Ложи считаются классическими и традиционными масонскими правилами, на которые ориентировались все остальные масонские ложи Европы.

Поэтому неудивительно, что в регулярные (то есть «канонические», обладающие регулярностью общения с основными Великими ложами) масонские ложи женщин не принимали. Собственно, Объединённая великая ложа Англии не принимает в свои ряды женщин и по сей день. В регулярном масонстве уже с XVIII столетия существовали женские ложи принятия - организации, построенные по масонскому образцу и связанные с масонскими ложами родственными связями. Тем не менее, они никогда не считались масонскими, их участницы не причислялись к масонам, а считались пассивными единомышленницами.

Однако масонство постепенно всё дальше отходило от своих идейных корней и первоначальных правил. С середины позапрошлого столетия движение за принятие женщин в масоны стало особенно активным, пока в 1882 году первая женщина не была принята в масонскую ложу. Это была писательница- Мария Дерэм, которую в свои ряды приняла одна из лож, незадолго до того отколовшаяся по идеологическим соображения от Ложи Великого Востока Франции. С этого момента начинается история так называемого со-масонства, то есть масонских лож на равных условиях, принимающих в свои ряды и мужчин и женщин. Первая ложа со-масонства была основана при участии Марии Дерэм в 1893 году в Париже и получила название Достопочтенной ложи «Право человека».

Примета времени - женское масонство

Элизабет Олдворт

Но есть случаи, что женщины-масоны в качестве редчайшего исключения существовали и в традиционном масонстве. Наиболее известен пример английской дворянки Элизабет Олдворт, которая была посвящена в степень Подмастерья в 1712 году. Её статус в масонской иерархии до сих пор является предметом горячих споров. С одной стороны, по всем масонским правилам женщина не могла быть полноправным членом Ложи, поэтому участие Олдворт в масонской деятельности можно расценить как «нерегулярное масонство», то есть не обладающее всей полнотой и легитимностью. С другой, Элизабет получила степень Подмастерья за несколько лет до принятия установлений Великой ложи Англии, считающихся масонским каноном. То есть окончательно исключительно мужской характер масонства был закреплён уже после того, как Олдворт стала масоном - и с этой позиции её статус вполне правомерен.

Самой известной женщиной-масоном принято считать английскую писательницу, общественного деятеля и теософа Анни Безант. Она была принята в ложу «Право человека» в начале 1900-х годов и существенно повлияла на доктрину этой ложи, внеся в неё немало мистических элементов, связанных с теософией и восточными эзотерическими учениями. Её активная деятельность во многом вдохновила появление женского масонства, то есть такого, в котором участие мужчин было исключено. С точки зрения феминизма, этот шаг был вполне логичен: если у мужчин есть «только мужские» масонские ложи, то у равных с ними в правах женщин должны быть «только женские». Наиболее известная и влиятельная женская ложа - Великая женская ложа Франции, основанная женщинами-масонами в 1945 году. В настоящее время Великая женская ложа Франции насчитывает более 400 лож по всему миру, действующих по патенту Великой ложи (в том числе известно и о трёх ложах в России), и насчитывающих примерно 15 тысяч членов.

Александр Бабицкий



Орден
17.06.2010

Политика регулирования членства в Ордене Вольных Каменщиков определяется положениями его нормативных документов, а именно Конституций Андерсона 1723 г. и «Поэмой о нравственном долге», более известной под названием «Манускрипта Regius» 1390 г. Также существует несколько редакций так называемых «ландмарок», т.е. «веховых столбов» Ордена, в которых в сжатом виде содержится его основное законодательство. Ландмарки являются неизменными и обязательными для соблюдения всеми регулярными Вольными Каменщиками. Определенные дополнительные требования, в частности, к кандидатам могут выдвигаться различными масонскими юрисдикциями, например, Великими Ложами стран или отдельными символическими ложами, принимающими кандидатов, и в таком случае эти нормы закрепляются в их Общем или Внутреннем регламенте и также приобретают силу закона.

Орден Вольных Каменщиков является древнейшим из существующих на настоящий момент посвятительных обществ. Он гордится своими традициями, неизменно хранит им верность и отлично осознает, что именно за счет следования своим традициям существует ныне в форме, минимально удаленной от древнейших и лучших образцов Царственного Искусства. Невключение в число потенциальных кандидатов тех или иных групп лиц определяется и мотивируется, в основном, древними традициями Ордена и необходимостью хранить их в неизменном виде, несмотря на то, что, с точки зрения современности, некоторые из данных требований несомненно устарели. Однако в случае если Орден изменил бы свои древние ландмарки в угоду времени, он просто перестал бы быть самим собой, а стал бы чем-то, пусть даже, может быть, и более совершенным, но иным, то есть перестал бы быть Орденом Вольных Каменщиков.

В общем и целом, согласно древним законам Ордена, со временем подвергнувшихся лишь незначительным изменениям, в регулярный Орден принимаются совершеннолетние свободные верующие мужчины добрых нравов, способные учиться, повиноваться, заниматься благотворительностью и имеющие склонность к наукам и искусствам.

Под «регулярным Орденом» в данном случае понимается собственно Орден Вольных Каменщиков, стоящий на позициях веры в Бога, Великого Строителя Вселенной, и соблюдающий неизменные ландмарки Ордена в полном объеме. Кроме регулярной ветви, существует так называемое «либеральное» масонство, в частности, допускающее членство атеистов и женщин (в форме отдельных женских лож или смешанных организаций), однако данная статья относится только в регулярным послушаниям.

Прием в регулярный Орден осуществляется по следующей схеме: после подачи прошения о приеме кандидат проходит ряд собеседований - 1) с братом-мастером ложи, в которую подано прошение; 2) с братом-офицером этой ложи; 3) (часто) с Досточтимым Мастером этой ложи. Затем кандидата приглашают на общее собрание данной ложи, и он с завязанными глазами вводится в зал собраний после открытия работ и должен ответить на вопросы любого из присутствующих братьев. По результатам опроса ложа проводит голосование, о результатах которого кандидат уведомляется впоследствии. В случае положительного результата голосования кандидат получает наименование аспиранта, приглашается на следующее собрание ложи, и там проходит его посвящение в Орден. Таким образом, процесс приема предельно субъективен, потому что братья ложи должны сами решить, смогут ли они назвать кандидата братом и принять его как равного в свою ложу. Следовательно, все неясности в соответствии кандидата критериям отбора разрешаются в процессе бесед с ним и опроса в открытой ложе. Приведенные ниже критерии отказа в членстве носят абсолютный характер и во время бесед и опроса рассматриваться, уточняться и оспариваться не могут. Наиболее важный в данном контексте вопрос религиозной принадлежности рассматривается, за исключением случаев явного атеизма, братьями ложи.

Итак, по древним законам Ордена, его членами, а, соответственно, и кандидатами на членство в нем, не могут стать лица, не отвечающие требованиям, изложенным выше.

1. Женщины

Орден Вольных Каменщиков первым требованием, предъявляемым к кандидату, называет требование от него быть человеком свободным. В исторический период становления Ордена в середине XVII в. говорить о свободе женщин не приходилось, до всеобщего избирательного права, узаконившего равенство полов, оставалось еще два с половиной века. Женщина считалась зависимой от своего отца, потом мужа, потом сына. Свободна она не была.

Орден Вольных Каменщиков в начале своей деятельности являлся гильдией ремесленников-строителей. Присутствие в гильдии женщин-каменщиц не наблюдалось. Существует и неявная социальная причина недопущения женщин на масонские собрания в качестве членов. После превращения оперативного (деятельного) масонства в спекулятивный (умозрительный) Орден на его родине, в Англии, он приобрел форму, наиболее привычную для английских аристократов того времени, а именно форму клуба. В клубы английского образца женщины не допускались вплоть до конца II Мировой войны. Предназначены же подобные клубы и были тогда, и ныне, для отвлечения мужчин от повседневных забот, в частности, семейных, объединение их для отдыха, привычного в мужской компании (исключая разврат), обеспечения общения на привычные им темы, в то время как в семьях мужчины обычно лишены общества себе подобных и общение их на «мужские» темы ограниченно.

Женщины - жены, невесты, подруги, сестры, дочери, матери и иные родственницы Вольных Каменщиков - могут посещать ежегодные или ежеполугодичные общие собрания-банкеты, специально предназначенные для семейного отдыха братьев, а также иные назначаемые ложами с той же целью мероприятия, от бесед философско-этического характера в стенах ложи до совместных выездов братьев на экскурсии и на природу.

2. Атеисты

Во время бесед и опроса, а также подавая прошение о вступлении, кандидат обязан подтвердить свою веру в Единого Бога-Творца, бессмертие души и (часто) явленное Откровение Бога человеку.

Согласно Конституциям 1723 г., Вольный Каменщик не может быть атеистом, поскольку работы ложах ведутся во Имя Великого Строителя Вселенной, то есть Единого Бога- Творца, в различных конфессиях именуемого по-разному. Ритуальные собрания лож открываются и закрываются молитвой, торжественные обязательства приносятся на Книге Священного Закона (в зависимости от вероисповедания кандидата это может быть практически любая священная книга - Библия, Тора, Коран, Трипитака и т.д.). Поэтому как бы кандидат ни называл Бога, он имеет право на вступление в Орден, если верует в Его бытие и считает ту или иную книгу настолько священной, что обязательство, принесенное на ней, будет для него свято.

3. Политеисты

Согласно п. 2, для кандидата необходима вера в Единого Бога. Большинство современных так называемых языческих исповеданий являются подвидами течения «нью-эйдж», испытавшего на себе немалое влияние теософии, что заставляет их признавать наличие Единого Творца (например, Рода). В таком случае, по результатам собеседования, после уточнения вопросов исповедания веры, такой кандидат может быть принят в братство при условии его согласия назвать священную для него книгу или приносить торжественное обязательство на иной священной книге. В случае же упорной веры кандидата в многочисленных языческих богов и иные формы примитивного языческого культа принятие кандидата исключается.

4. Некоторые официальные исповедания и секты

Единственным критерием отказа в приеме в данном случае является положение учения некоторых исповеданий и сект (например, анабаптисты, квакеры, субботники) о запрете на любые клятвы и обязательства. Вступление в Орден и продвижение по его иерархической лестнице требует принесения на каждом этапе торжественного обязательства не разглашать сообщенные тайны и таинства посторонним и соблюдать определенные положения нравственного кодекса. Согласно законам Ордена, обязательства перед ним следуют за обязательствами человека перед Богом, своей страной и своей семьей, поэтому если у человека возникает противоречие между его обязательствами перед Богом (в его собственном понимании и понимании его религиозной конфессии) и его обязательствами в случае вступления в Орден, ему лучше вообще в Орден не вступать.

5. Порочные люди

Данный термин является чрезмерно общим, однако масонский закон требует, чтобы кандидат был человеком «добрых нравов». Если кандидат достаточно хорошо известен проводящим с ним беседу братьям как человек безнравственный, преступный или порочный в силу каких-либо иных причин, он отвергается. В более конкретном смысле исключается прием кандидатов, подвергавшихся суду или следствию по уголовным делам (на Западе без исключений) или только находившихся под стражей (в России). В основном, нравственный критерий рассматривается братьями ложи и оценивается ими же.

1. Инвалиды

Данный пункт касается только инвалидов 1-й группы или иных групп, в случае если кандидат не в состоянии сам себя обслуживать, когда он, например, парализован, слабоумен или слепоглухонем. Кроме того, что для такого кандидата становится невозможным собственно посвящение, включающее в себя ритуал, требующий передвижений и восприятия слуховых и зрительных символов, также нарушается положение о свободе кандидата, ибо такого кандидата, полностью зависящего от обслуживающих его лиц, свободным назвать нельзя.

2. Материально несостоятельные

Имущественного ценза в Ордене не существует, однако существуют вступительный и ежегодные взносы, сборы за облачение, литературу, благотворительные сборы и прочие материальные сборы на нужды Ордена. Орден нуждается в членах, способных поддерживать его благотворительную деятельность и его существование. Для малоимущих братьев существует многоуровневая система рассрочки платежей, снижения размера взносов и пр. Однако Орден не является кассой взаимопомощи, и извлекать из него материальную выгоду его членам нельзя. В случае утраты трудоспособности, болезни, травмы и иных жизненных обстоятельств брат Ордена может рассчитывать на единовременную или многоразовую материальную помощь, на которую также имеют право вдова, дети или иные иждивенцы умершего брата.

Далее, существуют некие рудиментарные, официально оформленные, в частности, в "Поэме о нравственном долге", положения, которые в настоящее время не соблюдаются. Они относятся к членству инвалидов любого рода и вида, незаконнорожденных, имеющих "дьяволовы пятна" на теле и пр. Естественно, в современном масонстве подобные ограничения были бы настолько явным анахронизмом, что в обыденной практике не соблюдаются.

Традиционно с подозрением относится Орден к кандидатам из числа членов иных посвятительных объединений. В некоторых масонских юрисдикциях членство в иных обществах, братствах или орденах становится препятствием на пути приема кандидата. В настоящее время в России, Израиле, Франции, США и некоторых других странах подобные ограничения законодательно не закреплены. Однако регулярный Орден Вольных Каменщиков традиционно полагает себя древнейшим эзотерическим братством, сохранившим посвятительную традицию с наиболее раннего периода человеческой истории, поэтому относится с прочим посвятительным обществам с некоторым недоверием и предубеждением.

Как в последнем случае, так и в остальных, необходимо повторить, что право окончательного суждения по всем вопросам, кроме наиболее очевидных, принадлежит братьям ложи, в которую кандидатом подано прошение, и результат голосования братьев ложи является окончательным.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Выдержка из последней редакции Общего Регламента Великой Ложи России:

«72.2. В соответствии с древними обычаями допустим прием только мужчин старше 21 года, свободных и добрых нравов. Сыновья Масонов могут быть посвящены в Орден по достижении 18 лет.

72.3. Представление кандидата к посвящению или регуляризации осуществляется не менее чем двумя рекомендателями, Мастерами Масонами.

72.5. По итогам опроса под повязкой принимается решение о посвящении… Кандидат не может быть допущен к посвящению в Достопочтенной Ложе или регуляризован или восстановлен в Ложе, если при голосовании он получил более двух отрицательных голосов Мастеров Масонов, имеющих право голоса в данном собрании: то есть, в случае двух отрицательных голосов он принимается, а в случае трех отрицательных голосов - отвергается».

Выдержка из Внутреннего регламента одной из Достопочтенных Лож под юрисдикцией Великой Ложи России:

«11.1 Любой кандидат к посвящению должен быть представлен одним из поручителей - мастером Великой Ложи России.

11.2 Поручитель свидетельствует что кандидат:

Не участвует в каких-либо организациях, цели или действия которых противоречат принципам Ордена вольных каменщиков;

Обладает высокими моральными качествами, достаточным интеллектом, терпимостью к чужому мнению, внутренней добротой и вниманием к людям, чувством долга и чести, стремлением к Свету Истины и самосовершенствованию - то есть свободен и добрых нравов;

Искренне, а не по тайному умыслу желает включиться в братскую цепь.

11.3 Обсуждение происходит на торжественном регулярном собрании ложи в градусе ученическом во время которого зачитывается заявление кандидата и характеристики на него.

11.4. После опроса и удаления кандидата, которому сообщают, что о решении братьев он будет извещен, Досточтимый Мастер приступает к тайному голосованию о допущении просителя к посвящению. В голосовании принимают участие все братья, кроме учеников. Кандидатура просителя отклоняется, если против допущения к посвящению проголосовали хотя бы трое из присутствующих братьев.

11.5. Если решение положительно, Досточтимый Мастер назначает дату посвящения и поручает брату Секретарю сообщить кандидату решение братьев, место и дату посвящения и напомнить, что до церемонии он должен будет уплатить вступительный взнос и часть обязательного годового взноса, пропорциональную числу, оставшихся до годового закрытия счетов, месяцев.

11.6 Размер вступительного взноса устанавливаются Досточтимым Мастером и Казначеем ложи в индивидуальном порядке».

Зодческая работа сестры А.К.

Часть 1. От Гипатии Александрийской к Восточной звезде

В противоположность утверждению Данте «Оставь надежду всяк сюда входящий» масонство открывает двери надежды для всякого, кто ищет, вне зависимости от вероисповедания, политических убеждений, социального статуса или пола. Как ответила Андре Бюизин, глава Верховного совета Женской ложи Франции, посвящённая в 1952 году, на вопрос: «Являетесь ли вы масоном» - «Я до сих пор имею счастье им быть!». Совершенно очевидно, впрочем, что вновь посвящённый все-таки переступает не порог адских чертогов, а вступает в суровую жизненную школу. В микрообщество, в котором один является зеркалом для другого. Однако масонство не имеет ничего общего с идеалистическими картинами Томаса Мора, а для некоторых является скорее прообразом Вольтеровского Эльдорадо, откуда Кандид все-таки уехал или даже воплощённой басней Лафонтена «Волк и Собака», где волк предпочёл остаться голодным и облезлым, но свободным, без ярма на шее. Здесь как раз цитата из Данте может иметь под собой основание: оставь надежду...

Однако, о какой надежде идёт речь? Прежде всего о том, что в руки новопосвящённого все свалится с неба в готовом виде — мудрость, уважение, признание, способность слушать и быть услышанным. Надежду на то, что он встретит здесь людей, мужчин и женщин, которые с единодушным одобрением воспримут все его поступки и слова. Эту надежду действительно стоит оставить за порогом храма и начать движение вверх очень медленно, step by step. Познание себя через познание других, познание себя через прохождение степеней — своеобразных отражений социальной действительности, познание себя через духовный путь, на который Мастер указывает ученикам и подмастерьям, защищая и направляя их к свету.

Масонство, как и любая организация, представляет собой слепок с общества, в котором оно зародилась и развивалось. Поэтому для того, чтобы женщины получили доступ в ложу, общество должно было снова начать их рассматривать как полноправных своих членов. Как когда-то, например в Античности. Как известно, в Древнем Египте не существовало никакого религиозного соперничества между женщиной и мужчиной. С одинаковым успехом женщина могла быть и фараоном и отправительницей религиозных культов. Инициатические общины Пифагора также принимали в свои ряды не только мужчин, но и женщин-пифагореек, которые должны были стать воплощением мудрости, и привнести свет просветлённого наукой разума во все области жизни, как в повседневность, так и в её высокие духовные сферы. «Посвящёнными» также можно было назвать весталок, призванных в течение 30 лет поддерживать священный огонь (10 лет изучение ритуалов, 10 лет собственно служение и ещё 10 лет, чтобы передать свои знания другим).

В одном из текстов римского поэта Аврелия Пруденция, именно женщина чертит план храма, используя правило золотого сечения. Что произошло потом? Об этом можно долго дискутировать, однако факт остаётся фактом. В течение многих столетий, посвящение стало уделом мужчин, оно проводилось мужчинами для мужчин. В то время как женщины оказались в худшем из гетто, в течение столетий в них гасилось всякое стремление к духовной жизни. Женщина была признана «неинициируемой» по определению. Как писал даже уже в 20-ом веке в «Масонском обозрении» один из основателей итальянской школы психоанализа, профессор Эмилио Сервадио, инициация женщин «мыслима только как постепенное осознание женщиной своей жизнедарящей энергии — «шакти» «... воды-посредника, «иони», порождающей миры, божественного Нуля. Отождествление женщины с мужским естеством? Что может быть абсурднее? Тем более, что в масонских ритуалах совершенно отсутствуют символы, действия и легенды, которые были бы вдохновлены «женской» темой». Однако, женщины «неинициируемыми» себя все-таки не считали и step by step прокладывали себе путь к масонскому храму, чтобы однажды войти в него, полноправным членом ложи.

Итак, женщина смогла пережить это «военное положение» и вернуться к своим духовным и символическим функциям, которые она так или иначе пыталась исполнять все это время, только, я бы сказала, неофициально. Попытаемся набросать основные вехи этого пути. Одним из первых имён среди женщин-масонов нашей эры стоит назвать имя Гипатии Александрийской (370-415 гг. н.э.), женщины-учёного греческого происхождения, философа, математика и астронома. Гипатия была последней главой неоплатонической школы в Александрии, известной своим большим музеем и самой огромной библиотекой в древности. В своей «Энциклопедии вольного каменщичества» Альберт Маккей пишет следующее: «От этой школы мы наследуем… системы символизма и аллегорий, которые лежат в основе масонской философии. Нет ни одной такой древней секты, как школа Александрии, за исключением, быть может, пифагорейской, которой масонские учителя были б столь обязаны содержанием своих учений и эзотерическим методом их передачи». Образование Гипатия получила под руководством своего отца, Теона Александрийского, принадлежавшего к числу учёных Александрийской школы. Около 400 года Гипатия была приглашена читать лекции в Александрийскую школу, где заняла одну из ведущих кафедр — кафедру философии. Преподавала философию Платона и Аристотеля; также преподавала математику, занималась вычислением астрономических таблиц. Написала комментарии к сочинениям Аполлония Пергского и Диофанта Александрийского, которые до нас не дошли. Гипатия принимала участие в александрийской городской политике, имея влияние на главу города, префекта Ореста. Это обстоятельство вызывало постоянные трения с епископом Кириллом (впоследствии канонизированным), почему христианская община считала Гипатию виновной в возникшей в итоге смуте. В 415 году группа египетских христиан, сторонников епископа Кирилла, напали на Гипатию и, подкараулив её у дома, набросились на неё и поволокли в церковь. Там, под сенью распятого Христа, изодрав в клочья всю одежду, несчастную изуродовали обломками черепиц и битых сосудов. Затем тело мученицы волочили по улицам Александрии. Когда порыв бешенства толпы немного утих, тело Гипатии было разрублено на куски и сожжено на костре. «После этих последних вспышек пламя греческой математики погасло, как догоревшая свеча», грустно констатировал Ван дер Варден в книге «Пробуждающаяся наука». Женщины-масоны, то есть каменщики, были достаточно распространённым явлением в Средневековой Европе. Были женщины-каменщики, женщины-оружейники, женщины, работающие с доспехами. Они, конечно, не могли котироваться в гильдиях наравне с мужчинами, например, брать на работу подмастерий. Однако они могли унаследовать их вместе с цехом от своего отца или мужа. Одной из таких женщин-каменотёсов была Сабина фон Штейнбах. Она жила в Эльзасе (теперь восточная Франция) в 13 веке и, по видимому, была дочерью Эрвина фон Штейнбаха - мастера-строителя Страсбургского Собора. Как полагают, после смерти отца она продолжила работу над Собором и именно ей принадлежат аллегорические скульптуры Синагоги и Церкви, олицетворяющие Старый и Новый завет соответственно на южном портале Храма. Первой женщиной, получившей «официальное» масонское посвящение в степень Ученика и Подмастерья стала Элизабет Олдворт (1695-1773), известная как «леди-масон». Из рассказа, опубликованного её семьёй следует, что она тайком, через дыру, проделанную в стене наблюдала за работой ложи № 44, в которой состояли её отец и братья. А собрания ложи, по причине болезни отца проходили прямо в стенах их дома в ирландской деревне Донерейл. Любопытствующая леди была обнаружена и после многочасового обсуждения поставлена перед выбором: посвящение или смерть. Элизабет выбрала, соответственно, первое и была посвящена в две первые масонские степени. Собственно, в этой ложе она состояла до своей смерти в 1773 году. Регалии Миссис Олдворт выставлены в масонском зале города Корк, ул. Таки, д. 27, где также в столовой в её честь выставлено множество масонских артефактов. Сегодня в ложе также используется стул с балдахином, который принадлежал Миссис Олдворт.

Положение женщин в масонстве было отражением общего положения женщин в ту эпоху, то есть в начале 18 века. Женщина была абсолютно материально зависима от своего мужа или отца, под опекой которых, в сущности, пожизненно находилась. Своего имущества у неё, как правило, не было. Именно это имел ввиду Джеймсон Андерсон, когда опубликовал в 1723 году первую редакцию своей «Масонской конституции»: «Особы, принятые в ложи, должны быть честными и лояльными, свободнорождёнными, взрослыми и рассудительными. Таковыми не могут быть рабы и женщины…..».

Кавалер Рамзай высказывается в 1736 году насчёт женщин ещё более определённо, ссылаясь уже не на тонкости права, а на эмоциональную сторону участия женщин в работах: «Я опасаюсь, как бы прелести любви, К забвенью братства не привели. Имя брата и друга будет забыто, А сердце соперничеством убито».

Однако удерживать женщин, а особенно аристократок, от участия в новом философском течении, быстро входящим к тому же в моду, далее было невозможно и, воспользовавшись тем, что Конституция Андерсена прямо не запрещала женщинам участвовать в братских трапезах после работ, а также в траурных церемониях либо празднествах св. Иоанна, женщины сделали ещё один шаг. Постепенно французские масоны стали именовать «сёстрами» дам, принимающих участие в агапах, торжественных собраниях и празднествах святого Иоанна.

Так и возникло «масонство для дам» или адоптивные ложи, функционирующие под строгим надзором «родственных» мужских лож, название которой они сохраняют. В 1740 году во Франции наблюдается настоящий расцвет адоптивных лож, и к 1760 году подобного рода ложи существуют уже в большинстве крупных французских городах (только в Париже их 4), а также в Германии и Нидерландах. В 1808 году адоптивные ложи были запрещены указом Великого Востока Франции, как противоречащие его конституции. Практика продолжила существовать, но ушла в подполье. Также в различные степени женщин посвящали в рамках Египетского устава Калиостро, на самой заре появления Египетского масонства в 1780 году. Ложи Египетского устава существовали в Гааге (под началом его жены Лоренци-Серафины), а также в Митау и Париже. Однако о египетском масонстве и о пути женщины в нем хотелось бы сказать отдельно. Наряду с уставом Калиостро во Франции или Германии появлялись и исчезали различные смешанные или исключительно женские послушания, состоящие в основном из высшей знати. Так в Пруссии, при дворе Фридриха 2, в течение нескольких лет большой популярностью пользовался так называемый «Орден мопсов» под руководством родной сестры Фридриха. Его эмблемой стала фигура мопса — олицетворение мягкосердечия и преданности. Этот орден, просуществовавший в течение нескольких лет, был весьма любопытным явлением. С одной стороны, его считали пародией на «официальное» масонство, поскольку его обряды напоминали скорее пародию на масонские ритуалы, а в ряды его членов принимались «даже» женщины. Однако, существует ещё одна версия, согласно которой «Орден мопсов» был практически единственной возможностью как-то продолжать свою работу немецким масонам после официального запрета масонства в Германии в 1736 году. Необходимо также сказать несколько слов о таком интересном парамасонском объединении как «Орден Восточной Звезды» и его создателе Роберте Моррисе.

Орден Восточной Звезды был основан в 1850 году адвокатом - филантропом из Бостона Робертом Моррисом в Нью-Йорке, США. Считая, что все хорошее в масонстве не должно быть лишь уделом мужчин, которые должны разделять со своими жёнами «масонское вдохновение», Роберт Моррис, прикованный к постели после несчастного случая, разработал систему градусов Восточной Звезды, которая практикуется до сих пор. Первоначально в ложу могла быть посвящена любая женщина - мать, жена, вдова или совершеннолетняя дочь масона, а также хорошо себя зарекомендовавший мастер. И естественно первыми посвящёнными стали его жена и дочери, а также дружественно настроенные соседи. Это «женское направление» в масонстве носило (и носит до сих пор) образовательный и филантропический характер, а его учение основано на женских образах Библии. Орден получил широчайшее распространение в США, однако Старый Свет покорить ему не удалось

Уже больше ста лет масонское посвящение открыто для женщин, и они наравне с мужчинами. Но при этом вопрос, могут ли женщины быть масонами, до сих пор время от времени поднимается и горячо обсуждается в разных кругах.

Традиционное спекулятивное масонство XVIII века действительно было доступно только мужчинам. Однако, в настоящее время во всем мире и в частности в России работает масса масонских послушаний, которые принимают в свои ряды женщин.

Прослеживая историю королевского искусства, начиная со средневековых гильдий вольных каменщиков, можно увидеть, что вход женщинам в масонство был закрыт лишь в XVIII веке, да и то ненадолго.

Женщины в средневековых гильдиях ремесленников

Вопреки расхожему мнению о том, что оперативными каменщиками были только мужчины, существуют документальные свидетельства о членстве женщин в средневековых каменщических гильдиях.

К примеру, в документе 1449 года, озаглавленном как «Постановления о ремеслах» («Ordinances of Crafts») г.Норвича, говорится об учениках каменщиков и в мужском, и в женском роде:
«And euery other broder or sister of eny gilde…» («И любой другой брат или сестра любой гильдии…»)
«And that he or she be of fre berthe» («И что он или она должны быть свободны»)

В более позднем манускрипте Йорка #4 1693 года описывается принесение клятвы при посвящении, и также используются как мужской, так и женский род (хотя кое-кто и предпочитает считать это опечаткой): “The one of the elders takeing the Booke and that hee or shee that is to be made mason shall lay their hands thereon, and the charge shall be given.”

Есть упоминания о женщинах в оперативном масонстве и в XVIII веке. К примеру, запись о некой Мэри Банистер, дочери цирюльника из города Баркинг, которая в 1714 году была назначена учеником-масоном на 7-летний срок после уплаты 5 шиллингов.

Женщины в спекулятивном масонстве XVIII века

Нужно отметить, что на момент возникновения масонства в том виде, к которому мы привыкли, говорить о женском равноправии не приходилось. Женщины в обществе полностью зависели от мужчин — отцов или супругов, чаще всего не получали образования и, строго говоря, не могли считаться свободными.

Однако даже в те времена были исключения. Самой известной женщиной, получившей масонское посвящение, была Элизабет Олдворт (в девичестве Сэнт Леджер), посвященная в спекулятивной ложе в 1712 году.


И только в двадцатых годах XVIII века, формулируя постулаты спекулятивного масонства в своих знаменитых Конституциях, преподобный Джеймс Андерсон (действуя, впрочем, от лица свежепровозгласившей себя Великой Ложи Англии) официально запретил женщинам вступать в масонские ложи.

Ложи адопции и Орден Восточной Звезды

В течение некоторого времени, пока в обществе преобладали патриархальные отношения, спекулятивное масонство оставалось прерогативой свободных мужчин доброго нрава, преимущественно дворянского происхождения и христианского вероисповедания. Их жены, матери, сестры и дочери к посвящению не допускались, однако при некоторых мужских ложах создавались так называемые ложи адопции, работавшие по специально разработанным для них ритуалам (не масонским).

Позже стали появляться парамасонские организации — не только для женщин, но и для детей масонов. Например, Орден Мопса или существующий по сей день Орден Восточной Звезды.

Отдельно следует отметить ложу La Loge de Juste, которая была основана в Гааге в 1751. В отличие от адопционных лож La Loge de Juste работала не по отдельным ритуалам, а приняла принцип гендерного равенства как основополагающий и адаптировала масонские ритуалы таким образом, чтобы «ее члены и мужского, и женского пола могли выражать равенство, братство и обоюдное стремление к добродетели и мудрости».

Мария Дерэм и Орден LE DROIT HUMAIN («Право Человека»)

Все изменилось во второй половине XIX века, когда вместе с научным и техническим прогрессом произошли и значительные изменения в обществе, воплощающие идеи социального равенства для всех, включая женщин.

Особенно активно развивались общественные движения во Франции усилиями либеральной республиканской буржуазии. Увеличивалось количество феминистических обществ, в которых состояли не только женщины, но и прогрессивно мыслившие мужчины, политики и франкмасоны. Одной из активных деятелей этого движения была феминистка, писательница, журналистка Мария Дерэм, учредившая в 1866 году Общество защиты прав женщин.

Вопрос обретения женщинами всей совокупности прав наравне с мужчинами поднимали не только общественные организации, но и масонские ложи, поскольку равенство — одна из основополагающих масонских ценностей. Эту идею продвигал и Великий Восток Франции, который в 1868 году в ответ на антимасонские и антифеминистические атаки принял решение провести несколько конференций для разъяснения обществу своей точки зрения. Первый цикл конференций было предложено провести Марии Дерэм, которая использовала эту возможность, чтобы донести до общества голос женщин.

Спустя несколько лет Жорж Мартен — врач, парижский муниципальный советник, стал одним из основателей Великой Символической Шотландской Ложи. Он поддержал братьев ложи «Вольнодумцы» на Востоке города Пек, когда они приняли решение посвятить Марию Дерэм во франкмасонство.

Церемония посвящения состоялась 14 января 1882 года. И несмотря на то, что первая реакция на посвящение Марии Дерэм была отрицательной, оно стало важнейшей поворотной точкой, и именно эта дата считается отправной в истории возникновения Ордена «Право Человека» и смешанного масонства.

Возглавив ложу «Новый Иерусалим» Великой Символической Шотландской Ложи, Жорж Мартен обратился к различным масонским послушаниям с предложением создать смешанные ложи, но после их уклончивых ответов начал действовать самостоятельно. В мае 1987 года ложа «Новый Иерусалим» разработала проект смешанных лож, и, так как Великая Символическая Шотландская Ложа не поддержала эту идею, Мария Дерэм и Жорж Мартен приняли решение учредить смешанную ложу, независимую от всех послушаний.

Первыми посвященными и учредительницами новой ложи стали 16 известных феминисток. 4 апреля 1893 года Брат и Сестры-основатели подписали хартию Великой символической шотландской смешанной ложи Франции Le Droit Humain («Право Человека»), которая была признана французским законодательством. Эта ложа стала материнской для Масонского смешанного международного ордена LE DROIT HUMAIN.

Женщины в масонстве в наше время

Несмотря на то, что ландмарка о масонстве только для мужчин до сих пор бытует в так называемых «регулярных» ложах, в настоящее время существует множество либеральных послушаний, открытых для женщин, которые хотят стать масонами. Это послушания, которые уже на протяжении долгих лет ведут свои работы и обеспечивают тщательную передачу Традиции своим адептам. Одни из них являются смешанными, иные допускают к посвящению только женщин (по аналогии с «традиционным» мужским масонством). Либеральные послушания, имеющие взаимное признание, время от времени совместно проводят собрания для Сестер и Братьев, а также мероприятия, открытые для широкой аудитории.
Некоторые из этих послушаний, включая Орден LE DROIT HUMAIN, представлены и в России.

Кто такая женщина-масон?

Это женщина, прошедшая масонскую инициацию и состоящая в одной или нескольких масонских ложах. Это совершеннолетняя женщина добрых нравов, свободная от предрассудков, разделяющая принципы гуманизма и вечные человеческие ценности и стремящаяся воплощать их в своей жизни.

Она может иметь любое образование и профессию или не иметь их вовсе. Она может быть любой национальности и принадлежать к любой конфессии или не принадлежать ни к одной. У нее может быть семья, домашние животные, хобби, а может не быть.

Женщина-масон точно так же, как и мужчина-масон, стремится работать над собой, исследовать свой внутренний мир, расширять области познания. Она открыта для основополагающих принципов масонства — Свободы, Равенства и Братства. Каждый месяц она встречает в своей Ложе Сестер и Братьев, и трудится вместе с ними во имя Прогресса Человечества.

Голубничая Ю.

В качестве основополагающего правила всех масонских лож установлен запрет на принятие женщин: «Рабы, женщины, нечестивцы или люди, лишенные морали, не могут быть приняты в орден; в него могут войти лишь люди с хорошей репутацией». Таким образом, женщины причислялись к категории «нечистых» и безнравственных людей. Но природа женщин распорядилась таким образом, что они считают своим долгом бороться с любыми категоричными правилами, введенными мужчинами. Поэтому, начиная уже с XVIII века не только в США, но и во всем мире начинают создаваться как обоеполые, так и чисто женские масонские ложи. Однако среди некоторых исследователей существует версия, что женское масонство в качестве продолжателя женских жреческих орденов древнего мира появилось одновременно с образованием мужских лож.

В основном в женских ложах существует три или четыре степени посвящения. В ритуалах особую роль играет символ запретного плода, яблока Евы, которое было предложено самим Люцифером. Так, при возведении каждой посвященной во вторую степень, ей задается вопрос: «Вы товарищ?». Ответ подразумевается следующего характера: «Мне известен запретный плод». Далее, новички должны давать определенную масонскую клятву, которая подразумевает исключение каких-либо любовных связей впоследствии: «Клянусь никогда не есть зерен яблока, ибо они заключают в себе семя запретного плода. Клянусь подвязку ордена не снимать этой ночью и никогда не выдавать тайны».

Следует отметить, что ритуал женского масонства в гораздо большей степени, чем мужского, подвержен символике Ветхого Завета. Так, при посвящении Совершенной Мастерицы в четвертую степень ей открывают тайну, которая заключается в том, что первое заседание ложи было еще в раю в период невинности Адама и Евы. Второе же заседание было в ковчеге Ноя во время потопа. В третий раз заседали три ангела, посланные Богом Аврааму. Четвертое заседание состоялось в пещере, когда ангелы после разрушения Содома посетили Лота и его семью. Пятое заседание было проведено Иосифом, когда он обрел своего брата Вениамина. Конечно, не стоит забывать, что существует много версий и различных так называемых «сказок» о женском масонстве и о специфике его ритуалов. К тому же можно предположить, что каких-либо установленных обрядов, общепринятых для всех женских масонских лож, не существует. Конечно, есть определенные императивы, которым должна соответствовать каждая женская масонская организация, но обычаи и порядки внутри ложи задаются самими основательницами.

Элеонора Рузвельт

Одной из самых известных руководительниц американского женского масонства была Элеонора Рузвельт, жена 32-ого президента США Франклина Делано Рузвельта. Первая леди все свое время посвящала проблемам американских женщин. Уже на съезде демократической партии 1924 года Рузвельт говорила о равноправии женщин. Можно предположить, что ложа такого рода представляла собой некий феминистский клуб, где обсуждалась дискриминация женщин в США.

Самыми известными масонскими женскими организациями в США являются следующие ложи: Орден Восточной Звезды (2 500 000 членов и многочисленные дочерние организации во всем мире), Белый храм Иерусалима (основанная в 1894 году), Пурпурный Орден, Дочери Нила, Дочери Моканны, Орден Радуги для девушек и Дочери Труда для девушек.

Рассмотрим повинимательнее самую известную масонскую ложу, которая считается преимущественно женской – Орден Восточной Звезды. Эта ложа была основана адвокатом и филантропом из Бостона Робертом Моррисом 28 декабря 1868 года в городе Нью-Йорке. Несмотря на то, что женская ложа была создана мужчиной, со временем она была признана как преимущественно женская. Члены Ордена должны быть старше 18 лет и являться хорошо зарекомендовавшими себя Мастерами. Каждое Отделение ложи состоит из 18-ти офицеров, где подавляющее большинство женщины. Возглавляют ложу Великая Матрона и Патрон. Предполагается, что должность Патрона может занимать исключительно мужчина. Однако в случае, когда на этот пост отсутствует подходящая кандидатура мужского пола, в роли Патрона может выступать женщина. Идеология Ордена базируется на женских образах Библии. Тем не менее, в организацию могут вступать люди разной конфессиональной принадлежности. Эмблема Ордена представляет собой пятиконечную звезду, которая олицетворяет собой звезду Вифлеема. Орден Восточной Звезды занимается образовательной и научной деятельностью, однако преследует, прежде всего, благотворительные цели.

Подводя итог всему вышеизложенному, необходимо обозначить роль женских масонских лож в США. Для этого, полагаю, нужно для начала определить роль женщины в системе масонства. Так, женам, невестам, дочерям, любовницам масонов отводится задача получения от мужчин того, что находится, прежде всего, в интересах хозяев ложи (это может быть, например, любая значимая информация, налаживание связей, создание основы для дальнейшего манипулирования в нужном ключе и т.д.). Иными словами, женщина является своеобразным «орудием» для достижения целей масонских организаций. Если же говорить о значении женских масонских организаций в общественной жизни США, то оно носит, вероятно, в большей степени формальный характер. Наибольший процент членов в этих организациях составляют феминистки, соответственно, масонские женские ложи – это так называемые «феминистские клубы», завуалированные под нечто большее, чем они есть на самом деле, нечто таинственное и мистическое, что придает им популярность в стране; это так называемый эпатаж и пафос эмансипированных женщин. Однако нельзя не отметить, что наличие женщины в мире, и не только в масонском, придает ему новый специфический «вкус», некую неординарность и своеобразную глубину.