Никас Сафронов. Талант или раскрученный бренд? Картины

Никас Степанович Сафронов Родился 8 апреля 1956 г. в г.Ульяновске.
Никаса Сафронова можно занести в книгу рекордов Гиннесcа по количеству портретов великих людей. Иметь в своей коллекции его полотно – показатель престижа. Никас работает в доме с видом на Кремль и иногда выезжает в Великобританию – в собственный замок неподалеку от Глазго.

Никас о...

Вопрос: «Черный квадрат» Малевича стоит миллион долларов или Потанин за него переплатил?

Нет, он стоит один доллар, еще десять - рама. Это просто раскрученная вещь. Если вы взяли свой костюм, доказали, что он уникален и продали за миллион, то завтра есть все шансы продать его за два. Обязательно найдется человек, который захочет купить. Есть ажиотаж вокруг чего-то. Конечно, «Квадрат» не стоит ничего. Допустим, мы забыли, не знаем, кто такие Малевич, Дали, Леонардо да Винчи. Конечно, в этом случае выбор никогда не упадет на «Черный квадрат». Его даже не заметят.

Считаю, что нужно хорошо владеть техникой письма. Шагал, кстати, в школе не получал больше «двойки». «Двойка» для него была как «пятерка» для нас. Потом в Париже что-то там занес в облака. И стало это уникальным явлением. Как шоу, раскрутили - и все! Часто к искусству это имеет мало отношения. Или вот у одного скульптора в Лондоне взяли просто куб. По кирпичикам разобрали. В музее снова сложили куб и заплатили полтора миллиона долларов за идею. Вот как это делается!



















Ну и наконец, ПЛАГИАТ:

Уильям Бугро Пойманная 1891 год

Никас Сафронов Ангел 1993 год

Никас о себе....

Вопрос: Не секрет, что ваше творчество нравится не всем. Кое-кто вас считает удачливым коммерсантом, но плохим художником.

Знаете, человек, который говорит такое либо дилетант, либо глуп и неграмотен. Потому что грамотный человек в принципе не может иметь такой подход. Ну нельзя о человеке, который является успешным в профессии, который вошёл в сотню самых известных профессионалов России по версии «Коммерсанта» и журнала «Эксперт» и в двадцатку самых известных художников мира по версии английской энциклопедии говорить что он плох. В конце концов, я написал портреты 26 президентов. Неужели все они были глупыми и необразованными? В любом случае, каждого из них окружает большая команда профессионалов, в том числе и в области искусства. Если бы я писал плохо, разве бы я получал серьёзные заказы?

Вопрос: Раз сплетничают, значит, помнят...

Нет, я сейчас придерживаюсь другого мнения. Это, когда ты на начальном пути своего творчества, тебе не так важно, что о тебе говорят. А когда ты уже состоявшийся мэтр, профессор, академик и у тебя тысячи поклонников, которые воспринимают тебя как личность, это уже более, чем неприятно. Был бы я скандальный художник – другое дело. А я курирую и поддерживаю финансово две школы, которые носят мое имя. Дружу, и помогаю, как могу Всероссийскому обществу слепых. Церкви строю. Я не хочу, чтобы обо мне выходила такая дурная информация.

Знаете, у нас в СМИ вообще много проходит откровенной лжи. Некоторые люди, как будто нарочно внедряют ненависть к своей стране, к семейным ценностям, к друг другу. Вот это нужно пресекать! Я летом был в Ростове – на - Дону, и мне там показали пираний. Кто-то их в реку кинул, и они там прижились. По идее должны были замёрзнуть зимой, но оказалось: там много тёплых канализационных стоков, и пираньи в холодное время года находятся около них, а летом размножаться и пожирают всё. А наша рыба не приспособлена для защиты от этих тварей. Вот такие же пираньи сейчас появляются и в искусстве, и в политике. Так что, как говорится, люди, будьте бдительны.

Интервью с Никасом Сафроновым
Для поэта - ручка, что для художника - кисть

Нажмешь на перо сильнее, линия получится толще, слабее - тоньше. Вся гамма человеческих ощущений в форме неуловимых импульсов доходит до пера. И, наоборот, ручка способна оказать воздействие на человека. Ее прекрасный дизайн радует глаз, настраивает на романтическую волну. Перо создает линию, плавную и непрерывную, и это дает мир мысли.

Никас, в Вашей мастерской много картин, и все они выполнены в разных жанрах? А вот что Вы можете сказать о портрете? Как появляется его замысел?

По-разному. Случается, что срабатывает момент "остановки внимания" на личности. Такое бывает, когда вдруг оказываешься с каким-то человеком рядом, к примеру, в одном купе. Слушаешь его, говоришь с ними и обнаруживаешь перед собой интересную натуру, которую хочется запечатлеть на холсте.

Но я пишу и по заказу. Совсем недавно закончил портрет посла в Словении Ванина Михаила Валентиновича. В настоящее время работаю над портретом бывшего первого секретаря Китая.

Скажите, трудно рисовать глаза, лицо? Как создается человеческий образ на холсте?

Блеклые глаза, морщины на лице удаются сравнительно легко. И совсем не просто запечатлеть чистое лицо нестарого человека, отобразить его характер. Вспомните Джоконду. С недавнего времени я стал глубже изучать психологию людей. Для художника это очень важно. Один и тот же человек в течение дня бывает грустным, рассеянным, нежным, резким, сосредоточенным, ликующим. И всю эту гамму чувств нужно умело соединить и выразить ту нужную и золотую середину.

Иногда я использую работы известных авторов. Обратите внимание на одну из иллюстраций на противоположной странице - "Автопортрет на фоне Дюрера". Создавая его, я скопировал складки одежды, а также многие другие детали с автопортрета Дюрера, предварительно изучив мастера до тончайших подробностей, и в полученный образ ввел собственное лицо. Подобная трансформация - вполне допустимый прием у художников.

На реалистичный большой портрет у меня уходит в среднем 1,5-2 месяца. Но бывает, что параллельно пишу еще 2-3 картины в других жанрах и техниках. Во время такого переключения с образа на образ я отдыхаю.

Картины, где изображены женщины - кошка или сова, подсказывают мне, что Вас привлекает мистическая тема?

Искусство для меня - многообразно и многопланово.

Делаю и натюрморты, и пейзажи, и абстракции. Но мне также очень нравится мистический романтизм. Сюжеты таких картин - плоды моей безудержной фантазии. К примеру, я посмотрел на девушку, и в какой-то момент мне привиделась в ее облике голова кошки. Или как-то я изобразил женщину, у которой голова из цветов. Из тончайших ощущений красоты, легкости и романтичности "соткана" фантазия.

Мне кажется, мистический реализм чем-то близок сюрреализму. В этом жанре Вам приходилось работать?

Я много писал в жанре сюрреализма, в особенности за рубежом. Сюжет картины представляет собой видение. Это может быть сон или моя фантазия, навеянная некой легендой. Иными словами, все то, чего нет в реальной жизни, а существует только в воображении художника. Это очень сложный жанр. На картине могут быть изображены, к примеру, фрагменты моря, различной растительности. Тогда автор идеи идет на природу и учится рисовать пейзажи. А если ему необходимо нарисовать быка или, быть может, рептилию, то он без устали пишет животных. Художнику приходится "перелопатить" огромное количество теоретических материалов, пройти серьезный тренинг, пока он будет готов отобразить видение на холсте. Творческой личности необходимо созреть для лаконичного выражения мыслей.

Как-то раз один мой французский друг навестил Дали и, увидев на картине великого мастера нечто, напоминающее пятно, был искренне восхищен. "Какое замечательное произведение!" - сказал он, будучи уже зрелым журналистом и искусствоведом. Дали же, в свою очередь, молвил: "Это - не самая удачная работа". Затем он пригласил гостя в комнату, где указал на чистый холст и произнес: "Вот моя лучшая картина. Здесь можно увидеть все, что хочешь".

Никас, Вас посещает вдохновение?

Художник - натура тонко чувствующая, является носителем заряда всего того, что его окружает. На мироощущение влияют отношения с родственниками, в особенности с близкими. Сказывается контакт с матерью, с отцом. Собственное восприятие художника как уникальная призма формирует образы. В результате краски могут быть темными или светлыми, контуры четкими или размытыми. Всякое случается в жизни художника - дома, на работе, на улице. И это, конечно, как-то влияет на творчество. Но вот только, о чем я никогда не думал, так это о том, когда придет вдохновение. Да и никакой профессионал на этом не фиксирует свое внимание, а просто идет в мастерскую и работает.

Когда я беру краску и несу кисть к холсту, я не смотрю на палитру, я вижу только интересующий меня предмет и мольберт. И всем этим процессом управляет фантазия. А она может быть здоровой или больной, негативной или позитивной, порой романтической, а иной раз до безобразия реалистичной.

Легко отличить профессионала от дилетанта?

Да, конечно. Это видно по его картинам. Есть художники, которые не придерживаются каких-то классических канонов в своих произведениях, не знаю почему, возможно, просто не умеют рисовать. Если это, конечно, не делается нарочно, для некоего эстетства. Существует мировая школа, наработанная веками, есть Дюрер, Рембрандт, Леонардо да Винчи. Этот опыт нельзя игнорировать. Но мне приходилось видеть картины, выполненные в жанре реализма, где есть неправильные линии. Такие линии естественны для абстракций, но не допустимы для реализма. Это и есть пример непрофессионализма.

Я полагаю, что художники, пишущие по настроению, делают это, в основном, для собственного удовольствия. И это нормально. Но вот только некоторые из них представляют такие картины на профессиональных выставках. Не думаю, что это правильно.

У меня есть товарищ, Муслим Магомаев. Он пишет картины, но никогда не показывает их широкой публике. Хотя, возможно, это было бы интересно для его поклонников. Я полагаю, что для того, чтобы поговорить о своем хобби, есть друзья. Когда ребенок ходит, к примеру, в танцевальную или музыкальную школу, безусловно, здорово. Но так же очевидно, что до большой сцены ему еще очень далеко. Для этого требуются колоссальный труд и, конечно же, талант. Однако божья искра может погаснуть, если относиться к ней без должного внимания. Эта хрупкая субстанция обладает невероятной силой только тогда, когда находишься с ней в гармонии. Работа, ежедневная, и, может быть, даже рутинная, способна развить талант и привести к успеху. Для того чтобы научиться хорошо писать картины, нужно писать каждый день: писать, когда хочется это делать... и писать, когда не хочется.

Для творческого человека, поэта или прозаика, ручка все равно, что для художника - кисть. И здесь все важно: как ты проснулся, светит ли солнце за окном, что ты чувствуешь в этот момент. Нажмешь на перо сильнее, линия получится толще, слабее - тоньше. Вся гамма человеческих ощущений в форме неуловимых импульсов доходит до пера. И, наоборот, ручка способна оказать воздействие на человека. Ее прекрасный дизайн радует глаз, настраивает на романтическую волну. Перо создает линию, плавную и непрерывную, и это дает мир мысли. Царапающее перо, безусловно, раздражает, подобно какой-то болезни.

Умение держать ручку рассказывает о ее владельце.

Человек может появиться в обществе в помятом, испачканном пиджаке или неуклюжих ботинках. Но только по тому, как он достает ручку из кармана, как он с ней бережно обращается, в свойственной только ему одному манере, можно узнать в нем человека особых кровей и воспитания. А авторучка является гармоничным продолжением его сущности, его "ногами, руками, головой".

Никас, чем на Ваш взгляд, отличается коллекционер от собирателя красивых вещей?

Я знаю коллекционеров, которые никому не позволяют даже взять в руки предметы своей коллекции. Они полагают, что "чужое" прикосновение к любимой вещи "испортит" ее. И это правда. Рука - настоящий передатчик того заряда, который носит в себе человек. И если он злой и несет в себе негативную энергию, он может заразить этой "болезнью" и авторучку, и все что угодно. Коллекционер, как правило, человек утонченный, все чувствует и воспринимает и поэтому никому не доверяет предмета своего внутреннего "я", кроме близких по духу людей. Авторучка, тайная, близкая сердцу вещь, является частью его импульса, его души.

Какой ручкой Вы чаще всего пишете в последнее время?

Наверное, я не оригинален в своем выборе, поскольку у меня для письма всегда служит ручка от Parker. Я нахожу эту компанию одной из лучших и по сей день. Мне кажется, традиция создания имиджа благополучного бизнесмена пошла из Америки. Представьте 30-е годы прошлого века, холеного банкира в стильном костюме с сигарой и дорогой ручкой. Изделия от Parker до сих пор популярны и являются, я бы сказал, престижными аксессуарами. Но мне ручка служит вовсе не для имиджа, а, как я уже сказал, для письма и иногда для подарка.

Скандал, разгоревшийся вокруг полотен знаменитого живописца, превратился в детективную историю. Сначала покупатели картин Никаса Сафронова вместо произведений искусства обнаружили компьютерную подделку. Художник в появлении фальшивок обвинил своего продюсера Александра Гайсина. Теперь обидевшийся Гайсин заявил, что производство поддельных полотен осуществлялось с разрешения самого Сафронова. Первым тревогу забил проживающий в Ульяновске бывший министр внутренних дел России Андрей Дунаев, заплативший за написанный Никасом портрет Путина две тысячи долларов. Он приобрел его через Александра Гайсина. Спустя некоторое время Дунаев выяснил, что "произведение" попросту выведено на полотно с принтера, а поверху раскрашено красками. Бывший министр, обнаружив халтуру, очень обиделся. Вскоре оказалось, что подобных полотен по всей России больше, чем настоящих произведений самого Сафронова. Они продаются и в киосках Совета федерации, висят в Госдуме и у известных политиков. После того как слух о фальшивках распространился по всей Москве, Никас Сафронов обратился в Лефортовское РОВД столицы, обвинив своего земляка и ульяновского продюсера Александра Гайсина в причастности к появлению фальшивок. "Сначала я обнаружил пропажу своих эскизов и слайдов, - сказал художник, - потом оказалось, что именно с них в Ульяновске штамповались фальшивки". По мнению Сафронова, под руководством Гайсина действовала целая гвардия художников, подделывающих его картины. А вчера Александр Гайсин заявил "Известиям", что подделки штамповались не только с ведома, но и с разрешения самого художника. Даже портрет ульяновского губернатора Шаманова, торжественно врученный генералу, не что иное, как раскрашенный компьютерный рисунок, уверяет продюсер. На производство фальшивок у него имелись документы и договора за подписью Сафронова, а сам он также был намерен обратиться в милицию. Однако накануне обращения художника в милицию московская квартира Гайсина была ограблена, были похищены все слайды, договора и даже документы, удостоверяющие личность продюсера. По мнению Гайсина, все это произошло неспроста. "Слава Богу, у меня жена - юрист, - говорит Александр, - именно она посоветовала мне делать копию на каждый документ, так что обвинить меня в мошенничестве не удастся". Сторонники Никаса считают, что Александр Гайсин прикрывается липовым договором. Контракт с Никасом на распространение его копий у него действительно есть. Однако там не сказано, что копии надо выдавать за подлинники. А ведь Гайсин продавал все картины как истинные творения Сафронова. - Не верьте ни одному слову этого мошенника, - заявил Никас Сафронов "Известиям", - а документы он подделал. И подписи мои - тоже! Чужие работы за свои я не выдавал! А если где фальшивки и были, то без моего ведома. Противники известного художника придерживаются другого мнения. Фальшивка есть фальшивка. Ведь Гайсин продавал также компьютерные картинки, раскрашенные самим же Сафроновым. Получается, что рисовал их художник вроде бы сам. Но можно ли отнести эту работу к произведению искусства? Можно ли назвать такую картину подделкой? Именно эти вопросы теперь предстоит разрешить следствию. Ну а большинство ульяновцев полагают, что оба героя нашумевшего скандала - и Гайсин, и Сафронов - если и проворачивали какие-то аферы, то вместе.

04/10/2011

Недавно один мой приятель пригласил меня на открытие своего мебельного магазина в центре Москвы. Не мог не пойти. И совсем не удивился, встретив там своего давнего знакомого художника Сафронова.


М ы познакомились в начале 90-стых. Мои приятели тогда открыли казино и устраивали там по пятницам концерты для привлечения публики. За концертом следовал фуршет. Постоянным посетителем бесплатных фуршетов и тусовок (по всей Москве) был художник Сафронов. Импозантный мужчина в неизменном черном френче привлекал общее внимание, несмотря на налет некой бомжеватости и провинциализма. Художник заискивающе дарил окружающим буклеты, открытки и прочие бумажки с репродукциями своих работ, а однажды пришел с бутылками водки «Сафроновка», где на этикетке была его физиономия. Правда, водку не дарил, только показывал. Часто он появлялся со своими друзьями, например, знаменитым колдуном Юрием Лонго. Юра (так внезапно умерший 5 лет назад) запомнился человеком очень ярким, он поражал точными пророчествами, которым я (архискептик) так и не нашел здравого объяснения посей день. Не помню уже кто, из приятелей Сафронова, называл его Колькасом, Колясом и даже Коляской, но эти шутливые имена запомнились. Так я и буду его называть.

Вернемся в мебельный магазин и в наше время. Коляс Сафронов поставил проектор и показывал слайды своих работ на задней стенке итальянского платяного шкафа. Мой приятель - мебельщик, видя мое удивление, объяснил, что Сафронов обещал подогнать богатую публику, а берет за свое шоу совсем не дорого. Кстати, попросил меня написать рецензию. Я сгоряча обещал. Прошло время, обещание надо выполнять, но не писать же о мебельном магазине, вот я и решил написать о творчестве Коляски Сафронова.

Первым делом зашел на его официальный сайт, где узнал, что «За многие годы лишь один российский живописец смог добиться всемирного признания», «…запись в Мировой книге Знаний о вхождении … в 100 лучших художников ХХ-ХХI веков кажется мизерным дополнением к карьерному успеху российского живописца, спокойно работающего в различных жанрах...» и прочая и прочая… Но поразительно, Яндекс не дал ни одной!!! ссылки на запрос «мировая книга знаний». Да, куда уж мизерней такое дополнение… Что касается «различных жанров», в которых Колькас «спокойно» работает, то можно смело утверждать, что никогда (!), ни в какие времена и ни у каких народов еще не было художника, который бы работал практически во всех мыслимых и немыслимых жанрах. Сафронов единственный! Потому, видимо, и «спокоен». На том же сайте мы читаем, что «Заказать и купить картину мастера не составит особого труда. Упрощенная система приема заказов и выполнение работ с помощью фотографий…». Конечно, пока есть заказчики, чего сильно уж беспокоиться.

Полазил еще по «рунету». Разноречивые сведения. Например в статье (Комсомольская правда от 08.04.2011) написано: «Сафронов быстро рассказал, что помнит ульяновское детство,... Упомянул мать-литовку, отца-русского, неверных негров, которые не православные и не католики ». А в Википедии читаем: «Отец — Сафронов Степан Григорьевич (по национальности эрзянин). Мать — Сафронова Анна Федоровна уроженка города Паневежис ». Припоминаете нечто похожее? «Мать русская, а отец юрист»? Ерунда какая-то. И еще: все сайты утверждают, что Сафронов родился в Ульяновске в 1956 г. А «неверные негры» в ульяновском детстве откуда тогда взялись? Опять загадка. Потому я решил, что лучше расскажу вам три (всего три!) подлинных и достоверных истории про «единственного всемирно признанного» российского художника Сафронова.

История первая. Становление.

Говорят, что рассказал эту гениальную схему Сафронову его друг Юрий Лонго, который в свою очередь вычитал ее у какого - то старого американского автора (скорее всего у О.Генри.).

Первый этап: надо взять фотографии (например, из журналов) нескольких знаменитых людей и написать их портреты. Любой ПэТэУ шник, (Сафронов с 1973 по 1975 год учился в Ростовском художественном училище), даже троечник, может легко это сделать. (Сильнейшее образование было в СССР! Любого балбеса и бездаря ремеслу могли научить). Затем готовый портрет, например, английской королевы надо отправить прямо ей, родимой, в ее главную резиденцию - в Букингемский дворец в Вестминстере. Адресок найти не проблема. Они, англичане, люди, как известно, вежливые и потому обязательно пришлют тебе ответное письмо: «Спасибо, дескать, Коляс за портрет и т.д.». Точно таким же макаром отправляешь портреты Президенту США, президенту России (это важнее!) и всяким там Софи Лоренам и Аллам Пугачевым. Пусть не все они, но многие пришлют ответные благодарственные цидульки. Так у них, у культурных людей принято.

Второй этап: тут надо потратиться немного, но не вложишь денег - не заработаешь. Издается именной альбом с репродукциями этих картин -портретов. Под каждой картинкой написано, например: «Портрет английской королевы. Хранится в личном собрании английской королевы. Висит в портретной галерее английских королей Букингемского дворца». Или: «Портрет Романа Абрамовича. Хранится в личном собрании Романа Абрамовича и татуируется в обязательном порядке на спине (или ниже) каждого футболиста «Челси». И так далее.

Третий этап: надо показывать этот альбом потенциальным заказчикам, комментируя картинки в правильном дискурсе. Кто является потенциальным заказчиком сафроновского портрета в современной России? Вороватый чиновник или криминальный бизнесмен, т.е. реальный «лох»! (Другой к Колясу не пойдет). Образование у него на соответствующем уровне. Художников, кроме Шишкина и Репина не знает. Да и тех знает по обложке «Родной речи» для первого класса советской школы. Вот этому лоху и надо тыкать в морду альбомчик с портретом английской королевы. Особо недоверчивым можно и настоящее благодарственное письмо из королевской канцелярии (вот где пригодилось!) показать. Рассказать о приеме в Букингемском дворце, как королева плакала от счастья увидев Сафронова, как кидалась ему на шею с поцелуями и т. д. Объяснить надо клиенту, что он ничем не хуже королевы, значит должен иметь в своем доме на Рублевке портрет, написанный Коляской Сафроновым. О том, что художник Сафронов никогда и в глаза не видел английскую королеву (равно, как и других, чьи портреты писал) надо надеяться клиент никогда не узнает.

Цена? Сегодня уже поднялась до 50 тысяч долларов за портрет «с ручками» и до 40 тысяч «без ручек». «Ручками» Коляшкис называет человеческие руки, которые писать так же трудно (разводка такая), как и лицо. Но настоящие пацаны, ясен пень, всегда заказывают «с ручками». Злые языки утверждают, что сегодня портреты у Сафронова пишут «художники - негры» (может из ульяновского детства?), а не он сам. Это и к лучшему - качество работ стало выше. А настоящий «крутопацан» и не должен работать - только бабки считать.

Это примитивная и древняя мошенническая схема работает и по сей день. Дерзайте и пробуйте молодые художники, правда, художником быть тут совершенно не обязательно. Желаю Успеха!

История вторая. Расцвет творчества.

Эту историю рассказал в большой компании (где случайно оказался и я) Андрей Макаревич - лидер рок-группы «Машина времени». Вот вкратце эта история: «Звонит мне как-то художник Сафронов (где телефон только взял?) и говорит, что сейчас приедет ко мне домой (откуда адресок-то узнал?) и подарит портрет. Портрет, написанный им, а на портрете, как вы понимаете, я изображен. Отвечаю, что портрет мне не нужен и прошу его больше никогда мне не звонить. Через несколько дней выхожу из дома, а он меня у ворот уже ждет. И портрет, упакованный в плотную бумагу, мне сует. Подарок, как любимому певцу. Ну, нельзя же человека обижать, взял я портрет. Забросил его сразу на чердак, не распаковывая. Там он и валяется. Я портрета этого никогда не видел и видеть не хочу. А, вы друзья, если встретите когда-нибудь в сафроновском альбоме мой портрет, то помните -я Сафронову не только не позировал, но и толком с ним не знаком.»

Ну и в виде дополнения: встречаю я как-то моего старого друга, известного искусствоведа, а он хохочет: «Позвонил тут мне мой товарищ Александр Сергеевич Соколов (министр культуры России) и спрашивает, что ему делать с его портретом, который от художника Сафронова прислали. Я отвечаю: никогда, Александр Сергеевич и никому об этом не говорите. Это неприлично. Вообще неприлично на публике имя Сафронова упоминать. Он же нерукопожатен. А портрет уничтожьте или спрячьте, чтобы его никто, не дай бог, не увидел. А то о Вашем художественном вкусе сложится предвзятое мнение. И Вам это, как министру культуры, может очень повредить.»

История третья. Ликвидность.

Вот уже 15 лет в Москве, в ЦДХ, дважды в год проходит Российский Антикварный Салон - крупнейшая антикварная ярмарка России. На открытии салона собирается обычная тусовка заинтересованных лиц, что стало уже обязательным и традиционным явлением московской светской жизни. Пару лет тому назад, на открытии очередного салона, я был удивлен, увидев у одного из знакомых галеристов картину Сафронова. На картине был изображен портрет Кристины Орбакайте. Я поинтересовался у знакомого, почему он продает совершенно не соответствующий месту товар. Это же не антиквариат. Галерист поведал мне историю, как он купил, по случаю, некий набор антикварных предметов. Продавец продавал только все целиком, оптом и «паровозиком» прицепил к антикварной кучке эту картину Сафронова. Пришлось купить.

Сегодня, на открытии салона должна быть Алла Пугачева, - сообщил он мне, - Вот я и вывесил картину на самое видное место. Вдруг глаза его загорелись, - Господь услышал мои молитвы, - зашептал он. Я оглянулся. Невероятно, к нам царственной поступью приближалась сама Алла Борисовна, не сводя глаз с портрета. Далее цитирую дословно:

Почем дочурка?
- Алла Борисовна, - затараторил окрыленный продавец, - Знаю точно, что Кристина платила 50 тысяч долларов за этот портрет. Мне он достался по случаю и очень дорого. Только из уважения к Вам, будучи Вашим самым пламенным фанатом и поклонником, прошу всего 10 тысяч.

Алла Борисовна улыбнулась, - Штуку хочешь?

Не важно как закончилась эта история, важно, что никогда, ни на одном из серьезных аукционов не было продано ни одной картины Сафронова. Потому, что они абсолютно не ликвидны! Независимо от жанра. Никто не может продать работы Сафронова, кроме него самого, разумеется.

Может тут дело в сегодняшнем состоянии нашей страны? Процветают только мошенники. Псевдохудожники, псевдопевцы, псевдоразведчики, псевдобизнесмены, псевдоминистры и даже псевдо

Начну, пожалуй, с главного: Сафронов не только не «самый-самый в России». Он вообще не художник. Он - мыльный пузырь, не более. «Самым» его сделало телевидение и, как ни странно, зритель с его неистребимым желанием смотреть с утра до вечера всевозможные шоу. Настоящему художнику - не до них; почитайте биографии мастеров: у них практически не было личной жизни... Этюды, пленэры, поиск натуры, круглосуточная работа в мастерской, - в ней они практически жили. Парадные портреты (на заказ) царских особ - вовсе не из стремления стать «придворными»: это, подчас, было продиктовано единственной возможностью получить приличный гонорар за свою работу. ХУДОЖНИКАМ ВСЕХ ЭПОХ ВСЕГДА ЧУЖДА БЫЛА ВКУСОВЩИНА И ПРИСПОСОБЛЕНЧЕСТВО (Исключение - Налбандян , зарывший свой талант в «сталиниану»). Сколько из них умерло в нищете... Винсент Ван Гог, Рембрандт Ван Рейн ... Первого «тащил в знаменитые» младший брат Тео, давая гению деньги на жизнь, покупая ему холсты и краски, оплачивая лечение в психиатрических клиниках, куда художник попадал в результате депрессий, вызванных общественным неприятием его творчества... К второму на излёте жизни пришли ростовщики и описали всё его убогое имущество: голландскому живописцу и мировому гению нечем было оплачивать по счетам. Арестовали и самое ценное, что оставалось у художника незадолго до кончины. «...Картина «ДАНАЯ», размер 185 Х 202»,- написали они в своей описи, перед тем как погрузить шедевр в подогнанную для этой цели повозку, вместе с кухонной утварью и загрунтованными холстами...

Никасу Сафронову некогда заниматься творчеством: с одного шоу он спешит на другое, затем - на третье. На них он рассказывает много чего интересного из своей личной жизни: в какую копеечку ему обходится ремонт в купленной намедни квартире; как его обокрал малолетний гастарбайтер, умыкнув сотовый из машины, в которой Никас подвозил бессовестного воришку; рассказывает о сотнях романов (последних, полагаю, на порядок больше, поскольку одну из сонма бывших возлюбленных, кинувшуюся Никасу на грудь прямо в студии, Никас даже не признал); рассказывает о расценках - от ста тысяч рублей за кило... ой, простите - за живописную единицу...

Самое главное моё разочарование в творчестве Никаса Сафронова - это отсутствие творчества в творчестве. Я не увидел ЖИВОписи в живописи: на немногочисленных холстах, изображающих природу - какие-то мёртвые, вымученные пейзажи, с отсутствием воздушной перспективы. Неверны и линейные перспективы (точка схода в них либо отсутствует, либо находится невесть где); о технике лессировки Никас - рупь за сто! - даже не слышал; абрис предметов излишне резок; каждая деталь в перегруженной композиции кричит: «Я самая красивая!»; вода у художника - пластилиновая, то есть Никас абсолютно не умеет писать воду; облака напоминают вату, поскольку написаны лишь цинковыми белилами... «Нет, это не Рокуэл Кент», - подумал я, разглядывая сафроновские «облака» (у американского художника специалисты насчитываю до двухсот оттенков белого...). Метафорический язык Никаса излишне вычурен и претенциозен, подтекст сюжетов - если такой имеется - боюсь, понятен лишь автору: в них, увы, откровенно читается его стремление к подражательству. Лавры Дали не дают Никасу покоя - это видно невооружённым глазом. И Никас решил: «А Я ЧЕМ ХУЖЕ?!», дав с в о ё прочтение вечного. Только сделал это даже не в разы, а на многие порядки хуже одержимого испанца...

Галерея портретов Сафронова. Несколько слов о ней. Всё та же страсть к деталировке. Портрет Ди Каприо : количество волосков в бровях американской звезды, облачённой Никасом в костюм дворянина 17 века, при желании можно сосчитать; портрет Роберта Де Ниро запомнится зрителю тщательно выписанной бородавкой; Клуни - образом пуделя в дурацком парике; Пьер Ришар - улыбкой гуттаперчевой куклы с сетью застывших мимических морщин; Николь Кидман - глянцевым профилем, создающим ощущение позирования для журнала «Плэй-бой», но никак не для психологического портрета...

Есть такая штука, называется она ЭПИДИОСКОП; это такое довольно нехитрое устройство из зеркал и линз: в него кладёшь фотографию, а проекция с фото ложится на стену или холст; можно обвести контур и после чего раскрасить «портретируемого»... Вот, когда смотришь на портреты Никаса Сафронова, то создаётся ощущение, что «ваял» «мастер» именно таким способом.

Этому ощущению помогает утвердиться ещё и то обстоятельство, что каждому, кто пришёл на выставку Сафронова, волей-неволей приходиться идти через залы первого этажа, где экспонируются работы гениев прошлых эпох: Айвазовского, Репина, Крамского, Шишкина, Поленова, Левитана... Портретом графини Бобринской, написанным Генрихом Манизером в 1878 году, можно любоваться часами...

Никас, к моему большому сожалению, не Манизер. Он, увы, лишь серенький пазл в такой же серенькой картинке из нашей блёклой действительности, а искусство настолько универсальное слово, что им можно называть что угодно, даже раскрашенный картон с подписью Никаса Сафронова.

P.S. Поговорил с искусствоведом, поплакал ей в жилетку о своих страданиях обманутого эстета, чем ничуть не удивил её. «Вы знаете, - сказала она, - у нас все мои коллеги в шоке от этой выставки! А сколько художников её посетило! У всех одно мнение: это кич с претензией на искусство...» Полистал книгу отзывов. Один из них гласит: «Никас! Зайди на первый этаж: поучись живописи!»

P.P.S. Заехал на обратном пути в книжный магазин. А там кроме книг ещё и картины продают. Залюбовался небольшим пейзажем, написанным маслом. Классный, говорю, пейзаж. Это не Никас Сафронов, это много лучше. Продавщица смотрит на меня и отвечает: «Вы уже пятнадцатый человек сегодня, который разве что не плюётся, говоря о Сафронове...».

Владимир РУДЕНКО