Православный обряд венчания. Таинство венчания в православной церкви

Несмотря на то, что церковный брак не является обязательным в России и странах СНГ, многие пары решаются на этот ответственный шаг. И если одни семьи искренне хотят заключить свой брак на небесах в знак подтверждения чистой любви и веры в Бога, то другие - просто следуют моде, включая таинство в план свадьбы .

По какой бы причине вы не решили венчаться, свадебный портал сайт напоминает: обязательно следуйте церковным правилам подготовки к таинству!

Перед венчанием: а быть ли таинству?

Прежде, чем начать подготовку к венчанию, необходимо узнать, разрешит ли церковь сочетаться церковным браком вашей паре. Ведь существуют прописанные табу к обряду.

Венчание не состоится, если:


Если имеет место быть хотя бы один из вышеперечисленных пунктов, увы, церковь не сможет благословить ваш союз.


Для таинства нет препятствий? Тогда предлагаем вам небольшую инструкцию в подготовке к венчанию:


Церемония венчания в православной церкви проводится только в том случае, если пара официально оформила отношения. Не важно, решили вы скрепить свой союз непосредственно в день торжества или спустя годы, в церкви могут попросить предоставить свидетельство о браке.



Исповедь и Причастие перед венчанием

Решение обвенчаться не стоит принимать спонтанно. Каждый в паре должен быть искренне уверен в своих намерениях. Важная роль отводится очищению души с помощью молитв, Исповеди и Причастия.

Максимально подробную информацию о том, как подготовиться к обрядам вам обязательно расскажут в церкви. Не стесняйтесь задавать интересующие вопросы, ведь это поможет избежать неловких ситуаций непосредственно во время обрядов.




Перед Причастием и Исповедью следует выдержать пост. В течении трёх дней молодожёны читают молитвы (священник подскажет какие), посещают вечерние службы, отказываются на этот период от сексуальных отношений. Из пищи придётся исключить яйца, мясные и молочные продукты . Всё это необходимо соблюдать перед подготовительными обрядами к венчанию.

Одна из главных задач церкви - помочь человеку усовершенствовать его собственную душу. Церковные учения призывают избавиться от злых помыслов, пустых и матерных слов, принимать всё смиренно и спокойно.

Как правило, Исповедь и Причастие проходят непосредственно перед венчанием. Но это не является обязательным требованием. Жених и невеста могут посетить церковь накануне и порознь.

Каждый церковный обряд направлен на исцеление человеческой души. И если вы действительно решили скрепить свои отношения Церковным браком, то этого должны хотеть оба. И жених. И невеста.

Портал Свадьбаголик.ru советует идти в церковь только тем парам, которые уверены в крепости и чистоте любви в семье. Для этого могут потребоваться годы, и даже десятилетия супружеской жизни. Но только тогда вы сможете полностью оценить глубину и значимость таинства венчания. И к вопросу, как подготовиться к венчанию , отнесётесь с максимальной ответственностью.

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» («“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Создание семьи – ответственный и необычайно важный шаг в жизни каждого взрослого человека. Решившись жениться или выйти замуж, юноша и девушка подтверждают этим свою духовную зрелость, сознавая сложность задач, какие в дальнейшем кардинально изменят их жизнь. Поэтому часто будущие супруги просят у Господа Бога помощи и поддержки, которые незримо посылает таинство венчания. Как правильно провести подготовку к венчанию , чтобы быть достойными Божией благодати? Искренняя вера и соблюдение церковных правил – два основных кита брачующихся.

Духовное очищение – важнейший принцип перед венчанием

Будущие супруги могут быть воцерковленными людьми, но это не так обязательно. Самое важное, чтобы они осознали необходимость получения благословения свыше, которое посылается таинством. Что нужно сделать при подготовке к венчанию?

  1. Жених и невеста духовное очищение сопровождают телесным. Поэтому перед венчанием необходимо несколько дней соблюдать пост . Исключаются мясные, молочные блюда, продукты, в которых есть яйца. Это поможет изменить направленность мыслей, придать чистоту помыслам. Также следует отказаться от половых контактов и покаяться на исповеди в том случае, когда они имели место;
  2. Накануне венчания будущим супругам необходимо присутствовать на вечерне, а затем исповедаться духовному отцу. Причастие брачующиеся получают утром, в день венчания. За несколько дней до венчания священник проводит доверительную и поучительную беседу с молодыми, в которой излагает самые важные каноны христианской семьи. Таких бесед может быть несколько, если священник видит в них необходимость;
  3. Молитва и покаяние – самые важные этапы подготовки к таинству. Ведь, вступая в брак, молодые люди должны быть максимально чисты и открыты перед Богом. Конечно, никто не сможет до поры открыть какой-либо обман, но ведь Отец наш Небесный все знает. Все мы грешны, поэтому, искренне сожалея о своих поступках (будь то блуд, добрачное сожительство, греховные поступки), прося прощения у Бога, через его слугу, святого отца, мы получаем прощение, умиротворение и благодать;
  4. Немыслимо скрывать что-либо на исповеди, ведь Господу все известно. И не стоит бояться открывать свою душу, ведь Господь Бог знает своих детей и радуется более об одной потерявшейся, но возвратившейся овце, чем о девяти, которые сохранены;
  5. Если новобрачные не знакомы хорошо с Библией и молитвами, перед венчанием им следует обязательно выучить молитву Господню «Отче наш» и «Символ веры» , постараться понять их духовную суть. Будет очень хорошо, если молодые прочтут хотя бы Евангелие от апостола Марка.

Трепет и волнение, которые будущие супруги испытывают перед обрядом венчания, вполне понятны. В этот период их осеняет святой дух, помогающий очистить душу и тело перед таинством. Поэтому очень важна искренняя ежедневная молитва о ниспослании благополучия в создаваемой семье.

Некоторые материальные и официальные аспекты венчания

Какая должна быть одежда, что необходимо приобрести перед венчанием? Об этом расскажут воцерковленные сёстры или же сам священник. Также об этом и мы вам поведаем:

  • Одежда невесты не должна быть вызывающей. Так, платье следует приобрести закрытое, не допускается большое декольте, обнажённая спина и руки. Обязательна фата и головной убор в виде венка или шляпки. Если платье открытое, то можно прикрыть плечи и спину фатой. Длина подвенечного платья не должна быть выше колена. Важное правило: это платье после обряда нужно хранить в семье, поэтому нельзя брать его напрокат;
  • Согласно церковным канонам, мужу при венчании следует одеть золотое кольцо , поскольку он символизирует собой солнце, как главное светило в семье, жене – серебряное (как знак меньшего светила – луны). Но это старинное правило, сейчас венчальные кольца обычно и для мужа, и для жены изготовлены из золота. Какие кольца купить молодым – решать им самим;
  • Перед венчанием следует приобрести иконы Богоматери или Отца Вседержителя (если нет дома семейной реликвии, передающейся по наследству). Они возлагаются на престол и после венчания становятся домашней святыней новосозданной семьи;
  • О венчальных свечах, бутылке церковного вина или кагора, белоснежном плате , на который будут становиться новобрачные, также необходимо позаботиться заранее. Их можно купить в иконных лавках при храмах или в специальных магазинах, где продаётся должным образом освящённая продукция.

Есть некоторые официальные правила, которые могут воспрепятствовать венчанию . Будущие супруги должны их знать:

  1. В большинстве храмов венчание не проводится до тех пор, пока не заключён гражданский брак. Этим Церковь показывает уважение к государственным законам;
  2. Если кто-то из пары признает себя атеистом, сообщая, что пришёл в церковь по настоянию родителей или второй половинки, венчание не проводится;
  3. Следует учесть, что браки между родственниками до четвёртого колена также недопустимы, согласно церковным канонам. Если кто-то из пары состоял даже в гражданском зарегистрированном браке уже трижды, церковь отказывает в венчании таким людям;
  4. Если жених и невеста не крещены, то в этом нет ничего страшного: они могут в любое время пройти через таинство крещения, прослушать несколько духовных бесед – и далее венчаться.

Все вопросы, возникшие перед венчанием, необходимо согласовывать с настоятелем того храма, где вы планируете соединить себя брачными узами. Нет нерешаемых вопросов, поэтому духовный отец всегда придёт вам на помощь, назначив покаяние или говение. Главное перед венчанием: идти под венец с верой в чистом сердце, желанием создать счастливую семью, твёрдо и непоколебимо выполнять свой супружеский долг до тех пор, пока вас не разлучит смерть.

Таинство венчания уходит корнями в глубокую древность, и православные христиане всегда относились к нему с особым почтением, ведь этот обряд означал клятву перед Богом и людьми в любви и верности, которую влюбленные должны были пронести через всю жизнь. Эта клятва сдерживает их в порывах гнева, награждая семейным счастьем, объединяет супругов в духовном плане.

Таинство, прославляющее союз влюбленных сердец, для православной церкви играет огромную роль, поэтому пары, которые приняли решение получить божеское благословение на совместную жизнь в церковном браке и на рождение детей, должны подойти к этому осознанно. Обряд венчания в корне отличается от церемонии регистрации в загсе, известной большинству, поэтому стоит познакомиться с правилами венчания, знакомых далеко не каждому.

Кому недоступно таинство венчания

  1. Прежде чем принять такое ответственное решение, следует ознакомиться с ограничениями, без соблюдения которых венчание невозможно.
  2. Вступление в церковный союз даже второй раз проблематично, а более трех раз - недопустимо.
  3. Не могут венчаться люди, находящиеся в близких родственных связях (до 4-й ступени). Не допускается венчание и при духовном родстве – кум и кума, крестник и крестный родитель.
  4. То же относится и к людям с психическими отклонениями.
  5. Венчание не состоится, если молодожены считают себя атеистами и хотят венчаться не по зову сердца, а по другим мотивам – дань моде, желание родителей и т.п.
  6. Если один или оба молодожена исповедуют другую веру, не крещенные в православной церкви и не желают пройти обряд крещения перед венчанием.
  7. Если один из супругов состоит в церковном или гражданском браке. При церковном браке надо взять разрешение у архиерея на расторжение предыдущего, при гражданском – расторгнуть официальные отношения.
  8. Венчание проводится при наличии свидетельства о регистрации и паспортов со штампами гражданского брака.
  9. Возрастные ограничения для церковного брака: невесте на момент обряда должно быть полных 16 лет, жениху – 18 лет.

С чем надо приходить на венчание

  1. Если решение принято и препятствий для брака нет, можно согласовать со священником место и время венчания в специальном календаре, так как в некоторые дни, а также во время постов, накануне крупных церковных праздников: Святок, Масленицы, в течение Пасхальной недели - венчание не проводится.
  2. Если собираетесь снимать обряд на фото или видео, этот момент также надо обговорить: в каком месте можно находиться фотографу и видеооператору и какие моменты можно снимать. Во время чтения отдельных молитв ничто суетное не должно отвлекать присутствующих от происходящего.
  3. На венчании необходимо присутствие свидетелей, крещенных в православном храме. Когда венчание было единственным актом подтверждающим законность брака, к выбору поручителей относились очень серьезно, ведь они помогали скрепить союз. Сегодня требования к свидетелям смягчились, но их присутствие на обряде обязательно. Надо подобрать высоких и выносливых шаферов, которые смогут в течение всей службы держать венец над головами венчающихся. Что нужно купить для венчания в церкви? При подготовке к обряду надо приготовить:
  4. Свадебное платье и – два разных понятия. Для храма платье должно быть скромного фасона, с закрытыми плечами и рукавами, без декольте и открытой спины, не укороченное. Оттенки – только светлые, черный, синий, фиолетовый вообще под запретом. Дополняют наряд длинный шлейф – символ долгой супружеской жизни и (можно шляпка или белый платок, ведь длинная фата может воспламениться от множества свечей). Если даты регистрации брака и венчания совпадают, для открытого свадебного платья можно воспользоваться шалью, накидкой.
  5. Обручальные кольца для священника надо приготовить заранее, чтобы он успел провести обряд освящения. Традиционно муж носил золотое кольцо – символ солнца, а жена – – луна. Сейчас таких условностей не придерживаются.
  6. Также заранее надо передать в храм бутылку кагора, который используют в обряде венчания.
  7. В церковной лавке надо уточнить, какие купить свечи для венчания. Обычно используют специальные, праздничные. Чтобы зажженная свеча не обжигала воском руки, надо приготовить салфетки или платочки.
  8. для венчающихся обязательны.
  9. Венчальный рушник или белая ткань, на которые становятся новобрачные во время обряда.
  10. Обряд венчания длится в среднем около часа, а потому стоит подумать об удобной обуви.
  11. Надо подготовить и предварительно освятить иконы Спасителя и Богородицы, олицетворяющих мужское и женское начала, которые новобрачные будут держать на венчании, а потом сохранять дома как семейную реликвию, чтобы передать потом своим детям.

Подготовка к венчанию

До сих пор речь шла о формальностях, но ведь главное здесь – не чистота и красота нарядов, а состояние души. Сейчас правила более лояльные, целомудрия до венчания никто не требует, но определенные ограничения все же есть. Что нужно для венчания в церкви? Три дня накануне венчания жених и невеста постятся, готовятся к исповеди и причастию. С начала дня венчания (с 0 часов) воздерживаются от приема пищи, воды, половых контактов, алкоголя и курения. В храме новобрачные исповедуются и причащаются, а потом уже переодеваются в наряд для венчания.

Как вести себя в храме

Не все придают должное значение таинству венчания, поэтому многие приходят в храм в обычной одежде, разговаривают. Вот некоторые общие правила, которые надо помнить, переступая порог храма:

  • наличие головного убора у женщин, нательного крестика и соответствующей одежды, прикрывающей ноги и плечи, тем, кто пришел в брюках, выдают специальные фартуки;
  • макияж – максимально приближенный к естественному;
  • в храм нужно прийти за 15 мин. до начала, поставить свечи, приложиться к иконам;
  • отключить мобильные телефоны;
  • не разговаривать во время службы;
  • правила венчания запрещают присутствующим ходить во время службы по храму;
  • сидеть на скамейках разрешается престарелым и немощным прихожанам;
  • во время обряда мужчины располагаются по правой стороне зала, женщины – по левой;
  • есть места, куда нельзя заходить вообще (например, алтарь);
  • не держаться за руки и не держать руки в карманах;
  • не стоять спиной к иконостасу;
  • если не уверенны, что выстоите весь обряд венчания, лучше остаться у входа в храм, ведь уход со службы раньше времени – демонстрация неуважения к православию.

Крестятся православные правой рукой и священника называют «батюшка». Эти правила должны неукоснительно соблюдать не только венчающиеся, но и все присутствующие на церемонии гости.

Обряд венчания

Описать венчание в деталях невозможно – разве словами передашь всю красоту и святость таинства? В обряде выделяют четыре этапа:

  • обручение (раньше оно проводилось отдельно и у молодых был испытательный срок, во время которого можно было расторгнуть отношения, а теперь вся процедура проходит в один день);
  • непосредственно само венчание;
  • разрешение венцов;
  • молебен — благодарность.

Сначала проходит обряд обручения, в ходе которого священник выдает жениху и невесте свечи, поэтому свадебный букет ей здесь не нужен. После обручения молодые проходят в центр к алтарю для венчания. После молитв и возложения венцов священник преподносит чашу с вином – символом бед и радостей супружеской жизни. Венчающиеся отпивают его трижды. Завершает обряд обход новобрачных вокруг аналоя и чтение назидания.

Венчание после свадьбы

До венчания многие хотят прожить вместе какое-то время, чтобы убедиться в своем выборе, ведь расторгнуть церковный брак не так просто – причин для такого поступка может быть две: лишение рассудка или супружеская измена. Что нужно для венчания в церкви после свадьбы? В принципе, то же самое - для церкви не имеет особого значения, сколько лет супруги живут вместе. Есть только дополнения благословения для супругов, доживших до серебряной или золотой свадьбы. Если кто-то из супругов состоит не в первом браке, то к церемонии добавляются покаянные молитвы.

Что подарить на венчание

Прежде всего, дарят иконы – вышитые бисером или крестиком, с изображением – покровителей влюбленных. Столовое серебро, золотая или серебряная цепочка без крестика или дизайнерский фотоальбом также будут уместны. Можно подарить библию в подарочном оформлении, фигурки на библейскую тематику или красивую лампадку. Желанным подарком будет и путевка по святым местам.

Поверья и предрассудки

С обрядом венчания связано немало примет. Наши предки верили: у кого свеча после обряда окажется короче, тот умрет раньше другого супруга. Погасшая свеча или упавшее кольцо также сулили неприятности в браке. Кто первый ступает на венчальный рушник, тот будет главой семьи. По поводу времени для венчания примет особых нет и это уже хороший знак, но священники не советуют проводить свадьбу и венчание в один день. Таинство венчания требует, спокойствия, умиротворения, особого состояния души. Если между супругами любовь и доверие, то нет никакой разницы, когда они решили венчаться, но если кто-то испытывает сомнения, то обряд следует отложить до лучших времен.