Отчет о сотрудничестве школы с детской библиотекой. Из опыта совместной работы с библиотекой им

ШКОЛА – БИБЛИОТЕКА: АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Слайд 1 - фото

Слайд 2 «В страницах книг – десятилетья, миги,

Событья, судьбы, пестрой жизни дань.

Пусть множатся, живут, крепчают книги -

Веков соединительная ткань.»

( В. Сикорский)

    Почему сегодня возникла необходимость более тесного взаимодействия библиотекаря и учителя-предметника школьников?

Проблема современной школы заключается в привитии информационной грамотности читателю, как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в различных жизненных ситуациях; а взрослый читатель владеть информационно – библиографической культурой.

Слайд 3 Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и она сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.

Школьная библиотека предоставляет информацию, необходимую для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.

Слайд 4 И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.

Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Это прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога и внеурочная жизнь школьника .

Слайд 5 -- диаграмма

Слайд 6 Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка, стать в школе информационным центром.

Отсюда и основная цель школьных библиотек содействовать формированию навыков информационной культуры учащихся, педагогов, родителей.

Для достижения этой цели школы решают следующие задачи :

    Обеспечение многообразия содержания образовательного процесса школы на основе высококачественного комплектования библиотечного фонда.

    Целенаправленная организация и оформление библиотеки как предметно-информационной среды для читателей.

    Воспитание нравственности, формирование эстетического вкуса посредством приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

    Возвращение детей к чтению, остающемуся единственным, надежным средством сохранения института культуры.

Слайд 7 Приоритетные направления взаимодействия школы и библиотеки ОУ:

Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни через организацию внеклассных мероприятий.

Развитие духовных и физических возможностей личности,

Формирование чтения,

Подборку художественной, научной и методической литературы,

Постоянный мониторинг читательских интересов учащихся с использованием рефлексивных технологий.

Развитие духовно - нравственного и гражданско- патриотического воспитания школьников в библиотечной среде.

    Работа с одаренными детьми.

    Помощь в обучении учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;

    изучении исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах,

    их роли и последствий для последующих поколений;

    обучении проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения;

    формировании аналитический и рефлексивных умений общения.

Слайд 8 формы работы

По воспитанию культуры чтения детей и подростков в школьных библиотеках используются различные формы работы:

    Библиотечные уроки;

    книжные выставки;

    обзоры литературы по вопросам культуры чтения;

    тематические вечера, устные журналы, литературные гостиные;

    литературные конкурсы, викторины, игры; проектная и исследовательская деятельность.

Новые информационные технологии сегодня стремительно вошли в библиотечно-информационную деятельность.

Но миссия школьной библиотеки – привлечение детей к чтению – при этом не изменилась, а лишь приобрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал.

Слайд 9 В настоящее время мультимедийные ресурсы используются практически во всех направлениях учебно-образовательной деятельности.

Необходимо отдать предпочтение презентационным, интерактивным, мультимедийным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления.

Используются такие интерактивные формы как:

    Электронные презентации книжных выставок

    Электронные библиотечные уроки

    Виртуальные конференции,

    Устные журналы - презентации

    Слайд - фильмы

    Литературные гостиные с электронными презентациями.

Слайд 10 Подведём итоги

- Каковы активные формы взаимодействия «учитель и библиотекарь»?

    Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем информационно-библиотечного обслуживания, т.е. предоставление информации, методической и консультационной помощи работникам школы.

    Библиотекари и учителя соединяют теорию с практикой.

    Библиотекари учат школьников оценивать интернет - ресурсы, воспитывая вместе с педагогами желаемые установки.

    Совместно обучают ответственности в использовании цифровых ресурсов с опорой на самостоятельность мышления.

    Библиотекарь консультирует школьников в их умениях принимать решения, основываясь на самооценке, которая дополняет, но не заменяет оценку достижений учеников данную учителем – предметником.

- Почему библиотекарь и учитель объединяются?

    Чтобы разделить ответственность за развитие у детей стремления к учебе, понимания информации, умения делать свои собственные выводы и создавать новые знания, делиться п о нятым и узнанным с другими.

    Такое сотрудничество школы с детскими и публичными библиотеками ведёт к совместным сетевым инновациям в вопросах формирования и информационной грамотности и культуры школьников и их родителей.

    Школьники ищут информацию активно и самостоятельно, используя множества источников, излагающие разные точки зрения.

    Содействие развитию интереса школьников к чтению через участие в конкурсах и фестивалях .

- Что является основой для взаимодействия школы и библиотеки?

    Единая программа информатизации школы, утвержденная на педсовете школы (проекты, отдельные программы обучения школьников и учителей, с учтом самостоятельных исследований, консультации).

    Сообщество единомышленников (школа, библиотека, сетевые сообщества)

    Поддержка родителей (через блоги, вики-среды, др.).

    Сотрудничество с публичной и детскими библиотеками (по формированию информационной грамотности родителей и школьников).

Слайд 11 – пословицы Слайд 12 – спасибо за внимание

Бондарева Любовь Леонидовна,

заведующая библиотекой ГБОУ СОШ №169

Выигрывают дети!

(Совместная работа школьных и детских библиотек.)

Школьная библиотека должна объединить учителей, школьников, родителей. Влиять на воспитательный, образовательный процессы и являться методическим центром по обеспечению всего учебного процесса.

Библиотека является неотъемлемой частью системы школьного образования. Это означает, что ее главные задачи:

· информационное обеспечение учебного процесса,

· обеспечение внеучебной и воспитательной работы школы,

· гармоничного развития детей,

· предоставления широких возможностей духовного роста и совершенствования их личности.

При этом школьная библиотека – особое, уникальное место в современной системе образования. Она не учит ребенка читать, а воспитывает и формирует у него тягу к книге. От того, как успешно эта задача будет решена, зависит наше будущее, будущее нашей страны, потому что оно – в детях. Какими они вырастут: духовно-богатыми, зрелыми людьми или пустыми и жестокими – в ответе школьная библиотека! Ведь сюда приходит шести - семилетний ребенок, первоклассник, а уходит молодой человек, вступающий во взрослую жизнь. За те годы, что он проведет в стенах школы, нужно достичь того, о чем говорилось выше, и не откладывать решение этих задач на «завтра», а начинать с первого дня, первой минуты пребывания ребенка в школе, в библиотеке.

В борьбе за пылкий ум и открытую душу юного читателя нельзя забывать о такой эффективной форме работы, как массовые мероприятия. Форма их проведения может быть самой разнообразной, но любое дает блестящую возможность для пропаганды книги, для руководства чтением.

Даже используя традиционные формы работы, важно готовиться к каждому с душой, искать, думать, фантазировать. В результате сложилась целая программа ежегодно проводимых массовых мероприятий.

Во все времена деятельность школьной библиотеки была немыслима без тесной связи с детскими библиотеками. Сотрудничество с библиотеками у нас многолетнее, довольно тесное. Мы дополняем друг друга. У нас разные функции, но нас объединяют дети – читатели и желание привить ребёнку потребность в систематическом чтении. Наша совместная задача – не потерять читателя на полпути, помочь ему найти нужную умную книгу. Мы частые гости библиотек, они наши единомышленники. Мы можем получить квалифицированную профессиональную помощь, воспользоваться фондами детских библиотек для подготовки и проведения своих мероприятий.

Тесное сотрудничество детских и школьных библиотек - это наилучший способ информационного воздействия на всестороннее развитие ребенка в современных условиях. Взаимодействие и взаимопомощь единомышленников открывает для ребёнка пространство живой культуры.

В настоящее время нами налажена четкая система взаимодействия с филиалом № 3 ЦГДБ им А.С. Пушкина на основе совместных мероприятий. Ребятам нравится бывать в детской библиотеке, ведь каждый приход дает им что-то новое: они знакомятся с библиотекой, с книгами, играют с книжками-игрушками, встречаются с детскими писателями, художниками.

Ежегодно в детской библиотеке проходит встречи с детскими писателями: М. Ясновым, А. Шевченко, В. Воскобойниковым, С. Махотиным, А. Гиневским, Н.И.Хрущёвой. Прочитав произведение, всегда хочется увидеть того, кто написал эти произведения, поговорить с автором, узнать больше о его творчестве, да и просто посмотреть на живого писателя. Дети с нетерпением ждут такие встречи.

Уже стали традиционными мастер-классы, которые проводит художница Елена Карлова. Дети знакомятся с работами мастера, представленными на выставке в детской библиотеке, и выполняют свои работы под чутким руководством Елены Леоновны и работников библиотеки.

В 2010 году учащиеся 2-3 классов приняли участие в интересном проекте, предложенном детской библиотекой «Ещё второклассник, а уже переводчик. Смотрю и перевожу». Детские работы, над которыми они работали вместе с родителями, были представлены на выставке в детской библиотеке.

Ученики 6 класса посетили мероприятие, посвящённое Дню славянский письменности и культуры. Дети совершили путешествие в историю и ответили на вопросы викторины, которые подготовили сотрудники библиотеки. Любимая библиотека и сегодня была на высоте: отличная организация, замечательные ведущие, по окончании игры все дети получили ценные подарки – книги.

В октябре 2011 года в нашем городе проходили «Дни Хельсинки в Санкт-Петербурге». Детские библиотеки знакомили юных читателей с книгами современных финских писателей. Сотрудниками филиала №3 ЦГДБ им. А.С.Пушкина были проведены интерактивные занятия по книге финского писателя Тима Парвела. Дети слушали сказку, отвечали на вопросы викторины «Что ты знаешь о Финляндии?», рисовали зверей, которые могут жить в зоопарке города Хельсинки.

Группа продленного дня третьих классов в рамках фестиваля «Детские дни в Петербурге» приняла участие в программе, предложенной Центральной городской детской библиотекой имени А. С. Пушкина «Вслух и про себя», посвящённой чтению. Книжные стеллажи библиотеки превратились в невидимый лес, среди воображаемых деревьев появился реальный шатёр, в котором петербургские актёры и писатели вместе с детьми читали сказки и фантастические истории. В палатках поменьше дети нашли уютное убежище, чтобы почитать или послушать в наушниках любимые книги, просто поваляться и посекретничать. Сотрудники библиотеки провели викторины и игровые экскурсии по библиотеке.

Культурные ценности будут для ребенка подлинными тогда, когда они приносят ему радость и удовольствие. Поэтому задача авторов детских проектов – увлечь, очаровать, помочь преодолеть отчуждение, открыть возможности. В данном случае – безграничные возможности человека читающего.

Почти все маленькие дети любят читать, вернее, любят, когда им читают. Каждому знакомо особое ощущение уюта: залезть с ногами на диван, уткнуться маме или папе под мышку. Дети любят перечитывать книжки; казалось бы, текст уже знаком наизусть, но важна атмосфера.

С 19 по 23 ноября в ЦГДБ им. А.С. Пушкина проходил фестиваль детской книги и детского творчества. Мальчишек и девчонок ждали удивительные встречи:

· с детским журналом «Костёр», которому в этом году исполнилось 75 лет, мастер-классы;

· с литературно-музыкальной студией «Заповедник»; выставка детской рукописной книги «Путешествие деревянного человечка из Италии в Россию». В этом году у забавных деревянных человечков большой юбилей: 205 лет! Пиноккио отмечает свое 130-летие, а Буратино исполняется – 75!;

· выставка книжных иллюстраций художников журнала «Костер» и встреча с петербургскими художниками, которые рассказали о том, как создаются иллюстрации, и предложили создать свою обложку журнала.

Учащиеся группы продлённого дня 3-х классов посетили интерактивный «Ретроуголок редакции» и перенеслись к истокам создания детского журнала «Костёр», почувствовали себя первыми редакторами, авторами, художниками, набросали эскиз нового оформления самой интересной рубрики, печатали на старинной машинке, писали перьевой ручкой.

Школьной библиотеке в заключении фестиваля были подарены книги авторов, которые печатались в журнале «Костер».

Встреча с журналом «Костер» продолжилась уже в стенах школы. 14 декабря в актовом зале школы прошла встреча учащихся 6-7классов с редактором журнала Н. Харлампиевым. Он рассказал о том, что «Костер» помогает познать себя, найти друзей по интересам и любимый досуговый клуб. В журнале много интересных конкурсов и развивающих викторин с призами, есть страницы юмора, кино и музыки. В «Костре» рисуют лучшие художники - иллюстраторы детских книг. Каждое лето журнал проводит детские экологические экспедиции «Живая вода» для ребят из разных регионов России. Учащимся школы понравилась встреча, они приняли участие в викторине, получили призы.

В апреле 2012 года учащиеся 2-х и 3-х классов приняли участие в мастер-классе по созданию пластилинового мультфильма «Морские сказки», который предложила ЦГДБ им. А.С. Пушкина. Детям было дано задание; придумать сказку и сделать из пластилина героев будущего мультфильма. Учащиеся творчески подошли к заданию, в результате получились веселые мультфильмы: «Дельфин Дельфиныч» по стихотворению Юнны Мориц и «Разноцветная семейка» Эдуарда Успенского.

Произошла консолидация усилий не только детских библиотек, но массовых библиотек и книжного магазина «Буквоед».

Так при подготовке устного журнала «Дети и война», посвященного детям, пережившим блокаду, учащиеся 5-х классов посещали музей-библиотеку «Книги блокадного города».

Музей-библиотека «Книги блокадного города» открыт 25 января 1996 г. Он создан на базе библиотеки-филиала №5 ЦБС Московского района. К 52-й годовщине полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады на базе библиотеки-филиала №5 ЦБС Московского района был открыт уникальный музей-библиотека «Книги блокадного города».

Оригинальная экспозиция музея включает фрагмент интерьера библиотеки в блокаду. Картину быта и работы воссоздают: рабочий стол библиотекаря с коптилкой и чернильницей-непроливайкой, стеллаж с книгами, санки, на которых привозили книги и газеты в страшную зиму 1941/1942 г., котелок для воды, планшет и письма, проверенные цензурой, книжный шкаф с черной радиотарелкой, ватник на деревянном стуле с кожаным сиденьем, женская сумочка-ридикюль и туфли, вошедшие в моду перед войной. Наибольшее место в экспозиции занимают книги, изданные в годы блокады. Тематика изданий разнообразна: отечественная и зарубежная художественная литература, книги по медицине, военному искусству, об использовании в пище ботвы и дикорастущих растений, о боевых и ратных подвигах русского народа в Отечественной войне 1812 г., о героях – артиллеристах, летчиках, моряках, партизанах, мужественно сражавшихся с фашистами в 1941–1944 гг. В витринах представлены издания для детей и юношества, журналы, газеты и плакаты.

Все мероприятия, проводимые сотрудниками библиотек, бывают интересными и веселыми. И что самое главное, все делается с душой и тактом. Только в тесном сотрудничестве и партнерстве современной школы и библиотек можно достичь желаемых результатов в подготовке учеников, решить проблему повышения уровня информированности школьников.

Взаимодействие школьных библиотек с детскими и массовыми библиотеками – суть и основа сотрудничества, а формы его проявления разнообразны. У нас разное ведомственное подчинение, но в самом большом и главном – воспитании культурного читателя – мы вместе.

Что даёт подобное сотрудничество школьным библиотекам?

ü Чувство корпоративной общности.

ü Возможность не упустить ни одного ребенка, совместными усилиями привлечь его к чтению.

ü Весь фонд города – для наших читателей. Ведь не всегда нужная информация в необходимом объёме есть в школьной библиотеке, и тут приходят на помощь другие библиотеки нашего города.

В заключение хочу сказать, что наше сотрудничество – это слаженная работа единой команды, в которой каждый качественно выполняет своё дело, влияет на достижение общей цели. Как сказал Уэбстер Даниел: «Люди вместе могут совершить то, что не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим».

Ольга Скандакова

"Добрая книга - как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником. "

Виктор Астафьев.

Тесное сотрудничество нашего детского сада и детской библиотеки продолжается не один год. Вырастают одни дети, приходят другие, но работа не останавливается. На смену традиционным формам работы приходят новые : конкурсы, театрализованные спектакли, интерактивные мероприятия.

Цель этого сотрудничества : раннее приобщение детей к чтению художественной литературы, воспитание маленького человека как увлечённого, думающего читателя .

Свою работу мы строим на основе договоров о совместной деятельности, в которых предусматриваются разные формы и методы работы не только с детьми, но и с родителями и воспитателями детских садов .

С некоторых пор библиотека не только приглашает к себе малышей, их родителей и воспитателей, но и сама «приходит в гости» .

Детям очень понравился приход сотрудника отдела детской библиотеки , ведь она пришла не с пустыми руками, а принесла с собой книги! Новые, интересные, необычные :"живая книга", книга- панорама, книжка-малышка, всех видов и не перечесть!

От такого сотрудничества выигрывают все : библиотека получает новых читателей , воспитатели имеют возможность знакомить детей с новинками художественной, научно – познавательной литературы, периодическими изданиями для дошкольников , а дети приобщаются к чтению, так как у них формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности .


Публикации по теме:

«Знакомство с библиотекой». Конспект мероприятия в подготовительной группе Предварительная работа: Воспитатель с библиотекарем заранее обговаривают время проведения экскурсии и её содержание. Педагог предлагает.

Особое место в образовательном процессе дошкольного учреждения занимает ознакомление с художественной литературой, которая является средством.

Доклад «Организация совместной взросло-детской и детской деятельности» Как уже было сказано выше, ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования провозглашает принцип содействия и сотрудничества.

В мире современных технологий родители почти не ходят сами и тем более не водят своих детей в библиотеку, поэтому мы решили организовать.

Консультация для родителей «Воспитание будущего читателя, или с какими книгами лучше дружить дошколятам» «Воспитание будущего читателя, или с какими книгами лучше дружить дошколятам»В наш век информационных технологий роль книги изменилась,.

Педагогическая гостиная «Растим маленького читателя» Педагогическая гостиная «Растим маленького читателя» Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как средства образования.

Доклад «Взаимодействие детского сада с районной детской библиотекой» Слайд 1. Слайд 2. В соответствии с указом Президента Российской Федерации № 426 от 12 июня 2014 года в Российской Федерации 2015 год объявлен.

Занятие Школы юного читателя ко Дню рождения Джанни Родари. Библиотечный урок «Волшебник из солнечного Рима» Библиотечный урок «Волшебник из солнечного Рима»Цели: познакомить с произведениями Д. Родари; приобщить детей к творчеству Д. Родари;.

Наверное, статья не поразит ваше воображение своей уникальностью и новизной. Всё описанное известно и весьма успешно применяется. Но, на взгляд автора, сегодня вопросы сотрудничества выступают на первый план, и именно поэтому стоит ещё раз о них поговорить, систематизировать всё наработанное и открыть что-то новое в уже хорошо известном.

СОТРУДНИЧЕСТВО и обмен ресурсами являются давней доброй традицией в библиотечном деле. Библиотекари привыкли обращаться к коллегам, запрашивая самые разные материалы.

Ни одна библиотека в мире никогда не была и не будет самодостаточной. И особенно это очевидно сейчас, во времена победного шествия Интернета. Процессы совместной работы становятся не только желательными, но и необходимыми. Внедрение систем автоматизации библиотек, доступность Интернета, а также общие трудности (которые, как известно, сплачивают) открывают новые возможности для сотрудничества и обмена ресурсами.

Как правильно организовать такого рода сотрудничество и как новые информационные технологии могут в этом помочь?

Сотрудничество как современный стиль работы

Почему межбиблиотечное взаимодействие сегодня особенное актуально? Назовём только несколько причин, пожалуй самых первостепенных и очевидных.

– Рост количества издаваемых книг и мультимедийных средств (CD, DVD, WWW-технологии). Купить всё невозможно, а использовать фонды коллег – вполне реально.

– Ограничения в финансировании. У многих библиотек не хватает собственных средств на то, чтобы расширять свои фонды в соответствии с запросами пользователей.

– Очень сложно «в одиночку» поддерживать и развивать инновационную, неизведанную деятельность. Например, связанную с автоматизацией библиотеки, с формированием коллекций электронных информационных ресурсов.

Всё это нацеливает библиотеки на продолжение/развитие давней традиции «совместного труда на общую пользу».

Информационные технологии
в поддержку библиотечного сотрудничества

Однако, прежде чем рассмотреть существующие модели сотрудничества, попробуем выяснить, насколько развитие такой деятельности важно для библиотек.

Действительно, на что в первую очередь ориентируются библиотеки в условиях активного внедрения информационных технологий? Правильно – на автоматизацию!

Автоматизация библиотеки – сложный и длительный процесс. Это не только вопрос установки системы обработки данных. Это ещё и вопрос развития/ адаптации структуры организации для максимального использования тех преимуществ, которые предоставляют информационные системы.

Уже существующий опыт внедрения автоматизации библиотек позволяет сделать вывод о следующей последовательности практической работы в данной области.

Чаще всего первый шаг автоматизации – это создание библиотечного каталога. Он может начинать формироваться как с ретроконверсии, так и с занесения новых поступлений.

Когда работа по ведению электронного каталога налажена и ведётся в рабочем режиме, внимание обращается на другие библиотечные процессы: автоматизацию книговыдачи, комплектования (в том числе подписки).

Наглядным этапом развития автоматизации в библиотеке становится доступ читателей к электронному каталогу .

Со временем и очень небыстро создаётся необходимая для автоматизации инфраструктура : устанавливаются дополнительные «рабочие станции», формируется внутрибиблиотечная и/или внутришкольная сеть . В рамках ведения этой работы важно иметь хорошую пропускную способность сетевого канала, поскольку новые системы и технологии требуют передачи большего объёма данных с большей скоростью.

Поддержка межбиблиотечного сотрудничества на базе использования АИБС обычно рассматривается в последнюю очередь. Это один из наиболее сложных процессов. Библиотекам нужно суметь договориться о том, как они будут работать, используя базы данных друг друга, как будут обмениваться ресурсами, какие совместные услуги смогут предложить пользователям. Очень важно аккуратно распланировать эту часть работы, согласовать стандарты взаимодействия и как можно раньше заключить соглашения с другими библиотеками.

Как на практике устанавливается и развивается сотрудничество между библиотеками? Процесс этот небыстрый, постепенный, поэтапный.

1. Первым шагом обычно является обмен информацией о каталогах, фондах и доступности этих фондов.

Затем возможно создание и ведение сводного каталога. Обмен данными, которые создают библиотеки, можно осуществлять или через центральную базу данных как место единого доступа для всех библиотек (такой путь используется чаще) или через специальный сервер/набор серверов, поддерживающих протокол Z39.50.

Все библиотеки-участницы получают доступ к единой базе данных или к общему серверу. Теперь библиотеки-участницы могут как проводить поиск в собственных каталогах и получать из них информацию, так и находить необходимые материалы в каталогах других библиотек.

Актуализация (пополнение) сводного каталога производится с заданной периодичностью (еженедельно, ежемесячно). Чаще всего для внесения новых сведений используются различные носители: флешки, CD, флоппи-диски.

2. Следующим шагом в развитии сотрудничества способно стать внедрение технологий заказа и получения изданий из других библиотек, так называемый межбиблиотечный абонемент (МБА). Этот процесс может поддерживаться централизованно, если такой сервис интегрирован в сводный каталог. Или он может осуществляться напрямую между отдельными библиотеками. Важно, чтобы была возможность использовать библиографическую информацию, полученную поисковой системой, при заказе изданий. То есть чтобы существовала возможность объединить функции поиска и функцию заказа по МБА.

Важнейшей частью совместной работы является достижение договорённости по применению стандартов библиографической записи. Это необходимо для того, чтобы процессы обработки и пополнения баз данных были одинаковы, унифицированы. Такой подход позволит поддерживать единый корпоративный стандарт представления данных, что сделает совместно создаваемые ресурсы действительно полезными, рабочими.

Статья подготовлена при поддержке официального сайта детского питания «abbott» в России «www.abbottmama.ru». Если вы решили приобрести качественные знания о беременности и всех протекающих процессах у роженицы, то оптимальным решением станет обратиться на сайт «www.abbottmama.ru». Перейдя по ссылке: «34 недель беременности », вы сможете, не отходя от экрана монитора, получить полезную информацию. Сайт «www.abbottmama.ru» постоянно обновляет свою базу данных поэтому вы всегда сможете новую и актуальную информацию.

Модели сотрудничества

Итак, примем за аксиому, что сотрудничество всё же входит (пусть и не в первую очередь) в наши с вами планы развития библиотек. Каким оно может быть? Библиотеки сотрудничают друг с другом по-разному, время и условия определяют приоритетность тех или иных форм/моделей взаимодействия.

Ведомственная общность . Чаще всего отношения между библиотеками регулируются определённым набором правил, установленных соответствующим министерством, которому они подчиняются. Организация сотрудничества школьных библиотек на практике отличается от модели взаимодействия публичных библиотек, поскольку эти учреждения подчинены разным ведомствам, цели и задачи которых различны.

Таким образом, наиболее распространённая схема сотрудничества выстраивается в рамках определённого типа библиотек: школьные взаимодействуют со школьными; публичные – с публичными. К такому способу большинство библиотек подталкивает жизнь, поскольку лишь в этом случае они могут рассчитывать на централизованное ведомственное финансирование. По мнению властей, таким образом обеспечивается справедливое распределение ресурсов.

Данная модель наиболее естественна, проста и потому – хороша. Но она может стать «смирительной рубашкой», тормозом для библиотек, которые хотят расширять сотрудничество с другими библиотеками, развивать новые услуги.

Межведомственное партнёрство. Сотрудничество между библиотеками различных типов оправданно, иногда оно обусловлено географической близостью, библиотеки могут подходить друг другу по уровню инновационного, кадрового потенциала. Надо сказать, что развитие партнёрских отношений вне рамок одного ведомства может дать неожиданно сильный эффект.

Успешность взаимодействия публичных, детских, юношеских и школьных библиотек зависит от социокультурной ситуации в регионе, от поддержки руководства и гибкости организационных взаимоотношений между ведомствами.

Межведомственное взаимодействие может иметь самые разнообразные формы:

Развитие мягких форм сотрудничества, которые документально-нормативно не закреплены;

Организация централизованных систем работы;

Формирование консорциумов, работа в корпоративных сетях.

При этом базовым и незыблемым должно оставаться положение: детям должны быть предоставлены все возможные и наиболее комфортные условия для обучения, образования, для работы с информацией.

Первая форма организации партнёрских отношений особых пояснений не требует. Всем нам знакома практика, когда библиотеки помогают друг другу в проведении массовых мероприятий или просто консультацией, советом. Чаще всего в основе таких отношений – личные связи, давняя дружба, иногда – «патронаж» старшего и более опытного коллеги.

Вторая форма – взаимодействие на базе централизованных систем. Ключевое слово здесь «центр». То есть в данной модели всегда существует структура, которая является организационно и методически главенствующей. Вы скажете: «Что же здесь нового? Все мы знаем, что такое ЦБС!»

Разница в том, что централизации подвергаются библиотеки разной ведомственной принадлежности. Примером межведомственной централизацииможет служить деятельность Централизованной системы детских и школьных библиотек г. Озёрска, Челябинской области.

Библиотечное обслуживание всего детского населения г. Озёрска осуществляет Централизованная система детских и школьных библиотек (ЦСДШБ). Она включает Центральную городскую детскую библиотеку и 22 её филиала в школах и учреждениях дополнительного образования.

ЦСДШБ имеет единый фонд, единый справочно-библиографический аппарат, единую систему автоматизации во всех филиалах (в том числе и в школьных библиотеках). 70% библиотечного фонда ЦСДШБ находится в школьных филиалах. Фонд учебников хранится, и литература из него выдаётся в школьных библиотеках.

Отделы ЦСДШБ работают на все подразделения системы. Так, отдел комплектования и обработкиформирует единый фонд, «расписывает» издания для электронного и карточного каталога. Школьный библиотекарь получает готовые записи – карточки – для традиционного каталога. Кроме того, в библиотеки школ по электронной почте (или на дисках) отправляются готовые записи для электронного каталога и электронных баз данных. Отметим, что эти записи содержат сведения не только об изданиях данной школьной библиотеки, но и всего фонда ЦСДШБ. Таким образом, школьный библиотекарь освобождается от обработки новых поступлений, что существенно экономит рабочее время. Кроме того, школьная библиотека имеет данные обо всех ресурсах системы. При необходимости школьный библиотекарь может заказать и получить во временное пользование литературу из фондов других библиотек.

Школьные библиотеки отсылают в отдел комплектования сведения о том, какие периодические издания они планируют выписать и какая литература (по профилю школы) им необходима.

Библиографы ЦСДШБ «расписывают» периодические издания, и эти записи в электронных базах данных доступны в школьных библиотеках. Передаются в школьные библиотеки и рекомендательные библиографические пособия.

Методисты ЦСДШБ координируют мероприятия в библиотеках системы, организуют мероприятия по повышению квалификации сотрудников.

Отдел автоматизированных библиотечно-информационных систем внедряет АБИС в подразделениях и филиалах; координирует создание собственных электронных ресурсов; использование корпоративных баз данных; организует обслуживание удалённых пользователей; обучает сотрудников.

Экономическая эффективностьцентрализацииочевидна. При такой работе осуществляется:

Однократная «роспись» периодики;

Централизованный заказ литературы;

Централизованная обработка литературы;

Профессиональное сопровождение библиографических ресурсов;

Единая регулярная система повышения квалификации.

Третья форма – создание и ведение сводных каталогов, формирование консорциумов, работа в корпоративных сетях.

Сводные каталоги

Многие библиотеки во главу угла ставят работу с электронным каталогом. Они организуют сотрудничество на базе одного сводного каталога или большего их количества. Такой каталог содержит библиографическую информацию и данные о фондах всех библиотек – участниц проекта.

Сводные каталоги – эффективное средство поиска и взаимного использования общих ресурсов. Возрастает полнота и достоверность поиска, уменьшаются временные затраты, появляется потенциальная возможность выбора переадресации заказа.

Сводный каталог организуется и управляется независимой организацией, принадлежащей библиотекам-участницам, и тогда мы говорим о сводном каталоге библиотечного консорциума. Кроме того, сводный каталог может формироваться по заказу ответственных организаций: различных министерств и ведомств.

Библиотечный консорциум

Понятия «корпоративные системы», «корпоративные сети», «консорциумы» в нашей стране вошли в употребление примерно лет восемь назад и с тех пор прочно закрепились в лексиконе российских библиотекарей.

Многие библиотеки России сегодня состоят в корпорациях различных уровней (федеральных, региональных) или принимают участие в корпоративной деятельности. В библиотечных консорциумах создаются различные корпоративные информационные ресурсы: электронные каталоги, полнотекстовые документы, авторитетные файлы и словари, электронные учебники и коллекции и др.

Благодаря деятельности консорциумов библиотеки многих регионов получили возможность свободного доступа к ресурсам друг друга, а пользователи библиотек – доступ к дорогостоящим зарубежным и российским электронным научным журналам и базам данных.

Консорциум обычно управляется специальным советом, в который входят представители библиотек-участниц. Все взаимоотношения библиотек зафиксированы в специальных документах.

Эта модель взаимодействия применяется в тех случаях, когда библиотеки интенсивно используют МБА и/или используют одну информационную систему (АИБС). Общая информационная система даёт возможность более слаженного взаимодействия в вопросах комплектования и каталогизации . Кроме того, удобно вести поиск изданий в библиотеках, входящих в консорциум. Данная модель предполагает и развитие такого сервиса, как электронная доставка документов.

Каталоги в консорциумах бывают двух видов: единые сводные электронные каталоги и распределённые электронные каталоги.

Как показывает практика, в последние годы часто ограничиваются созданием распределённого электронного каталога консорциума/корпоративной сети, который позволяет получить исчерпывающую информацию о фондах партнёров. Так, например, основу ассоциации АРБИКОН составляют распределённые электронные каталоги участников ассоциации.

Распредёленныеэлектронные каталоги всегда являются актуальными, поскольку регулярно обновляются непосредственно библиотекой-держателем.

Современные российские библиотечные консорциумы объединяют библиотеки разной ведомственной подчинённости и разных регионов. Эти библиотеки различаются по уровню развития технической базы, телекоммуникационной инфраструктуры и технологий; по уровню финансирования.

Большой проблемой является финансирование библиотек различных ведомств, работающих в одном региональном консорциуме. Казалось бы, региональные органы управления, местные власти должны быть заинтересованы в развитии таких региональных объединений, которые обеспечат широкий доступ к информации для всех социальных групп населения. Но на практике соответствующей заинтересованности библиотеки не ощущают.

Примеры российских консорциумов.

АРБИКОН – Ассоциация региональных библиотечных консорциумов. Создан в мае 2002 г. Основная цель создания – «Оказание содействия российским библиотекам в предоставлении более качественного информационного обеспечения пользователей на основе внедрения современных библиотечно-информационных технологий, модернизации управления библиотечными ресурсами, в первую очередь при обработке поступающей литературы, а также при оперативном использовании ресурсов удалённых библиотек страны на основе доступа через Интернет».

Сегодня АРБИКОН объединяет около 160 библиотек (индивидуальные члены) и 13 консорциумов (корпоративные члены) в рамках единой неформальной организационно-технологической системы, которая предоставляет информационные ресурсы для корпоративного использования.

Сегодня создана единая точка доступа к каталогам библиотек – членов АРБИКОН с использованием протокола Z39.50, существует доступ к ресурсам каждого участника через региональные центры.

ЛИБНЕТ – национальный информационно-библиотечный центр.Задачи ЛИБНЕТ:

– формирование сводного каталога библиотек России (СКБР);

– создание эталонной национальной библиографической записи на издания, поступающие в библиотеки России;

– сокращение совокупных затрат библиотек страны на каталогизацию изданий за счёт заимствования библиографических записей из СКБР;

– обеспечение единой точки доступа российских и зарубежных пользователей к библиографическим ресурсам российских библиотек и т.д.

Создание общероссийского сводного электронного каталога имеет общенациональное значение, так как решает актуальную задачу раскрытия для пользователей накопленных библиотеками огромных информационных ресурсов.

Его создание позволяет получить информацию о содержании фондов крупнейших библиотек России, организовать рациональную доставку документов пользователям на всей территории страны, скоординировать процесс комплектования, организовать процесс централизованной каталогизации с помощью заимствования библиографических записей для большинства библиотек.

Количество библиографических записей в сводном каталоге составляет более 7 млн, участниками ЛИБНЕТ являются 89 библиотек.

Консорциум Межрегиональной аналитической росписи статей (МАРС). Сегодня в нём участвуют около 100 библиотек, которые одновременно являются и партнёрами в других региональных и межрегиональных консорциумах.

Консорциум «Корпоративная сеть московских библиотек» (КСМБ) объединяет более 36 библиотек-партнёров, среди которых ГПНТБ России, ВГБИЛ им. М.И.Рудомино, БЕН РАН, ЦНСХБ, публичные библиотеки и ЦБС Москвы, научные библиотеки вузов Москвы и Ростовского государственного университета.

Корпоративные сети

Корпоративная сеть (КС) – это способ создания общедоступных объединённых информационных ресурсов, а также способ существенного сокращения финансовых и трудовых затрат на их создание.

Все участники КС имеют доступ кобъединённому каталогу и объединённым информационным ресурсам: справочно-информационным изданиям, полнотекстовым документам, мультимедийным материалам. Автоматизированные системы, которые используются в корпоративных сетях, должны иметь совместимость с основными коммуникативными форматами (RUSMARC, UNIMARC, USMARC), поддерживать WWW-технологии и протокол Z39.50.

Участники корпоративной сети ведут сводный электронный каталог . Каким образом это происходит? Последовательность действий может быть следующей:

Библиотека – член корпоративной сети, получив новое издание, выполняет поиск библиографического описания на это издание в сводном каталоге.

Если запись уже существует, библиотека добавляет в сводный каталог сиглу (метку) своей библиотеки и копирует запись в свой каталог для её дальнейшего редактирования.

Если записи нет, библиотека создаёт библиографическое описание на издание. При этом можно выполнить поиск описания для заимствования , т.е. поискать запись в авторитетных внешних источниках (РКП, АРБИКОН и др.), для того чтобы скопировать её в свой каталог.

При невозможности заимствования описание создаётся самостоятельно. Оно сохраняется в сводном каталоге с пометкой, показывающей, что требуется проверка редактором сводного каталога.

На основе сводного каталога в корпоративных сетях можно вести поиск данных, осуществлять межбиблиотечное обслуживание (МБА) и электронную доставку документов (ЭДД).

Чтобы КС действовала чётко и бесперебойно, необходимо разработать документы и решения, которые будут регламентировать организационные и технологические правила работы в ней. Кроме того, нужно системно заниматься повышением квалификации сотрудников библиотек – участниц КС.

Чем может привлечь работа в корпоративных сетях? Она позволяет сократить время и стоимость библиографической обработки документов; даёт возможность использовать совместно создаваемый объединённый ресурс всем библиотекам – участницам КС, предоставляет услуги обмена библиографической, справочной и другой информацией. Кроме того, целесообразность членства библиотеки в корпорациях, корпоративных сетях определяется не только стремлением повысить эффективность работы, но и соображениями «политическими»: работа в корпорации позволяет библиотеке формировать имидж современной инновационной организации.

На практике при организации межкорпоративных сетей возникают следующие проблемы:

Финансовые: затраты на внедрение, обслуживание, актуализацию современных автоматизированных систем;

Технологические: проблемы конвертирования, связанные с особенностями применяемых в библиотеках технологий и АИБС; проблемы качества библиографических описаний, необходимость строгого соблюдения стандартов каталогизации во всех библиотеках;

Проблемы квалификации персонала и ответственности за качество записи.

В качестве примера корпоративного сетевого взаимодействия можно назвать пилотную программу создания модельной корпоративной сети на базе библиотек образовательных учреждений – ресурсных центров. Это часть проекта «Библиотека/медиатека. 21 век» (Санкт-Петербург).

Заключение

Делом будущего для всех библиотек является установление и развитие сотрудничества с другими библиотеками. Все библиотеки, независимо от их размера, почувствуют преимущества, которые даёт совместная работа.

На наш взгляд, применительно к школьным библиотекам всё же целесообразнее вести речь не о корпорациях, а об объединениях, как более мягкой и менее затратной форме межбиблиотечного взаимодействия.

Но если вы, «несмотря и вопреки», всё же полны решимости «перевернуть Землю», не торопитесь. Прежде чем приступать к формированию консорциума или корпорации, постарайтесь ответить на некоторые вопросы.

1) Что библиотека должна получить от своей корпоративной деятельности?

2) Какую пользу может принести библиотека остальным партнёрам в корпорации?

3) Какие ресурсы необходимо вложить в общий проект, чтобы получить от него отдачу, соответствующую затратам?

4) Не берёт ли библиотека на себя ненужную работу, которая не даст ничего полезного ни самой библиотеке и её пользователям, ни корпорации в целом?