Предлоги в русском языке 2. Что такое предлог в русском языке? Разряды предлогов по лексическому признаку

183. Прочитайте.

      На полянке у тропинки
      Пробиваются травинки.
      С бугорка ручей бежит,
      А под ёлкой снег лежит.
      (Б. Заходер)

  • Что значит на полянке, у тропинки, с бугорка, под ёлкой ?
  • Слова на, у, с, под - это предлоги . С какими именами существительными они употреблены? Как написаны предлоги со словами - слитно или раздельно?
  • Спишите. Подчеркните предлоги.

184. Прочитайте.

      Без вербы весны не бывает.
      По капле дождь, по росинке роса.
      Журавли кричат - к дождю.
      Лето у ворот - поглядывай в огород.

  • Слова к, в, у, по, без - это предлоги. С какими именами существительными они употреблены?
  • Выпишите из стихотворения предлоги вместе с именами существительными, к которым они относятся.
  • Какую роль выполняют предлоги в предложении?

185. Рассмотрите рисунок. Прочитайте предлоги.

  • Прочитайте предлоги так, как они написаны. А теперь прочитайте так, как мы их произносим.

Запомните написание предлогов: без, над, под, перед, между, около, через, из, для и др.

186. Прочитайте.

1. Дети гуляли... лесу. 2. Весной птицы летят... юга... север, а осенью - ... севера... юг. 3. Лебеди летели... морем. 4. Хлеб пекут... муки. 5. Мы читали книгу... животных. 6. Апрель... водой, май... травой.

  • Какой предлог (или предлоги) пропущен в каждом предложении? Объясните свой выбор.
  • Спишите, вставляя нужные предлоги. Предлоги пишите с именами существительными раздельно.

а пре́ль

187. Прочитайте. Озаглавьте текст.

На сосне мы увидели бельчонка. Зверёк спускался с ветки на ветку. Исчез на минутку из глаз и вдруг, смотрим, скачет по земле к берёзе. Около берёзы рос гриб. Откуда ни возьмись из травы лисица. Бельчонок мигом скрылся в ветвях. Лисица осталась с носом.

(В. Бианки)

  • О ком говорится в тексте? Объясните, как вы понимаете значения выделенных выражений.
  • Найдите в предложениях предлоги. Выпишите предлоги вместе с именами существительными.

188. Прочитайте. Какие имена существительные с предлогами перепутали свои места?

      С горки Саня тянет сани.
      В горку сани едут сами.

  • Исправьте ошибки! Запишите скороговорку правильно.

189. Прочитайте.

1. Береги нос в... мороз. 2. На... цветок летит мотылёк. 3. В... водице и лягушка певица. 4. У... собаки своя кличка. 5. Без... углов избу не рубят. 6. Пир на... мир. 7. От... искры да большой пожар.

  • Спишите, вставляя между предлогом и именем существительным подходящее по смыслу слово из слов для справок.

    Слова для справок: весь, алый, всякой, большой, своей, четырёх, малой.

Обратите внимание! ! Между предлогом и именем существительным можно вставить другое слово.

190. Прочитайте.

  • Запомните употребление предлогов в этих сочетаниях слов.
  • Запишите сочетания слов. Устно составьте предложение с одним из них.

191. Прочитайте.

Шёл по узкой тропинке, работаю в книжном магазине, пришёл из музыкальной школы, вырос под высокой осиной, летели над ночным городом, у синего моря.

  • Запишите сочетания слов без имён прилагательных. Подчеркните предлоги.

шё л

192. Прочитайте. Составьте из слов каждой строки предложение.

    Утром, ставила, корм, утятам, хозяйка.
    К, боялись, тарелке, утята, подходить.
    Пугала, стрекоза, их, злая.
    Во, однажды, утёнок, Алёша, пришёл, двор.
    Зажужжала, стрекоза, вдруг.
    Летела, на, прямо, она, тарелку.
    Хотели, убежать, утята.
    Не, смелый, но, испугался, Алёша.
    Он, стрекозу, за, схватил, крыло, клювом.
    Насилу, она, вырвалась.
    С тех пор, в, злодейка, прилетала, сад, не.

  • Составляют ли предложения текст? Озаглавьте его.
  • Запишите заголовок и текст.
  • Какой рассказ Бориса Житкова вы вспомнили?

Проверь себя

1. Составьте сообщение на тему «Что я узнал(а) о предлоге как части речи» по данному плану:

  1. Что такое предлог? Для чего служат предлоги?
  2. С какой частью речи употребляется предлог?
  3. Как пишутся предлоги со словами?
  4. Перед какой частью речи предлог не ставится?

2. Расшифруйте запись. Запишите предложение. Подчеркните в нём предлоги.

ПРИГОТОВИЛАЛАРИСАДЛЯБОРИСАСУПИЗРИСА

3. Прочитайте. Вставьте пропущенный предлог в каждое сочетание слов. Запишите.

Прийти ____ школы. Выйти ____ автобуса. Приехать ____ Сибири. Идти ____ концерт.

4. Прочитайте скороговорку. Чем она интересна?

      Горюет норка у горы -
      Не добраться до норы.
      На горе у норки норка -
      Не доступна норке горка.
      (Е. Весельева)

  • Спишите. Найдите слово со значением «хищный пушной зверёк с коричневой блестящей шерстью». Подчеркните это слово. А какое значение имеет другое слово, которое так же пишется и произносится?
  • Обведите в кружок предлоги.

Может ответить любой школьник, эту часть речи дети начинают изучать со второго класса и о том, какие бывают предлоги, узнают на протяжении всей школьной программы. Однако в разговоре начинают ими пользоваться с самых первых фраз, потому как именно они позволяют выстроить зависимость слов друг от друга так, чтобы высказывание обрело смысл и стало предложением. И хотя предлог - это неизменяемая часть, которая совсем не выступает в роли члена предложения, а лишь может быть привязана к таковым, для правильно построенного высказывания его присутствие обязательно и незаменимо. Поэтому для правильно поставленной речи просто необходимо знать, какие бывают предлоги, как они влияют на окончания слов, с которыми связаны, и как правильно их употреблять. Ведь именно эта маленькая деталь образует смысловые зависимости и отношения между словами.

В гуманитарном словаре определение предлога русского языка звучит примерно так: это которая является служебным словом, оформляющим подчинение падежной формы имен к другому слову, выражающее отношение к предметам относительно их действий.

Основные функции

Как и все служебные слова, предлоги не используются самостоятельно, они всегда связаны с существительным или другим словом, употребленным в качестве такового, что обусловливает невозможность определения этого элемента как части речи, однако они входят в их число. В некоторых случаях именно предлог может определить антонимичные и синонимичные оттенки и пары, благодаря чему достаточно просто подобрать нужную комбинацию слов для высказывания.

Например: в школу - из школы; до урока - после урока; при садике - у садика - около садика; из-за невнимательности - по причине невнимательности.

Какие бывают предлоги

Все предлоги разделяют на временные, пространственные, причинные и целевые. Одни из них могут быть использованы с существительными в одном падеже, а другие употребляются со словами в разных падежах. Например:

  • к подруге, к школе - Д. п. (к кому? к чему?);
  • благодаря подруге, благодаря школе - Д. п. (благодаря кому? благодаря чему?);
  • в семь часов - В. п. (во что?);
  • в парке - П. п. (в чем?).

Из примера видно, что предлог «в» может быть использован со словами в разных падежах. Именно такие предлоги, как в, про, из, при, через, у, на, без , могут иметь огромное количество значений. В русском языке их называют непроизводные предлоги.

Если же предлог образован из и используются лишь с одним падежом, то его называют производным. Например:

- вокруг дома, исходная форма предлога - наречие вокруг;

- в течение часа, исходная форма предлога - существительное течение, использованное с предлогом «в»;

- благодаря помощи, исходная форма предлога - деепричастие.

Структурные различия

Наряду со всеми различиями русские предлоги разделяют также и по их структуре. А именно:

  • Простые, состоящие из одного слова. Как правило, это одно- и двусложные. Непроизводные и некоторые производные предлоги: на, в, к, под, над.
  • Сложные или парные, по сути, являющиеся разновидностью простых предлогов: из-за, из-под и другие.
  • Составные, являющиеся предложно-падежными сочетаниями: в деле, вдоль по, по части, в отношении, в зависимости и так далее.

Разряды по значению

Поскольку предлог является лишь связующей частью, собственного значения он иметь не может, а лишь определяет грамматические отношения между существительными, употребленными в косвенных падежах, и другими словами. Иначе говоря, его лексическое значение зависит от слова, к которому он привязан, однако он может передавать различные обстоятельственные оттенки связи слов между собой.

Все предлоги русского языка разделяют на такие разряды:

  • Пространственные или предлоги места: из, в, к, у, по, под, из-за, около, перед, вокруг, возле. Например: живет в городе; работает на заводе; бегает вокруг дома.
  • Временные или предлоги времени: до, через, в, по, к, с, перед, в течение. Например: через полчаса; бег по утрам; прогулка перед сном.
  • Причинные: от, за, со зла, в силу, благодаря, по случаю, ввиду, вследствие. Например: покраснел от стыда; разбил со зла вазу; ошибся по невнимательности.
  • Предлоги, указывающие на цель: ради, для, в, к и другие. Например: сказать ради шутки; речь по случаю; уехать на отдых.
  • Объектные, определяют и указывают, на какой предмет направлено действие: о, про, с, насчет, относительно, об и другие. Например: скучать по дочери; узнать насчет оценок.

Классификация производных предлогов

В зависимости от части речи, из которой образован предлог, они подразделяются на такие разряды. Тому, какие бывают предлоги, произошедшие от других частей речи, в школьной программе уделено много часов, и это правильно, ведь очень важно знать, какую связь слов они могут образовать, и как правильно их употреблять в речи и на письме.

Правописание предлогов

Знания о том, какие бывают предлоги, так же важны, как и их правописание. Поэтому одной из главных тем школьной программы, касающейся предлогов, выступает правописание. Самое первое правило, с которым знакомятся дети, звучит так: «Предлоги с другими словами пишутся отдельно». Чтобы правильно определить, является ли слово служебным, между предлогом и связанным с ним словом можно поставить вопрос или дополнение.

Например: на (чем?) море или на (Черном) море.

В старших классах детей знакомят с образованными от наречий. И тут самое главное - определить, является ли эта часть предложения наречием или это уже предлог. Для этого нужно определить, есть ли в предложении существительное в и как оно связано со спорной частью.

Например: осмотреться вокруг (наречие) или осмотреться вокруг себя (предлог).

Существует и такое правило: «Чтобы убедиться в том, что слово в предложении является предлогом, а не другой частью речи, его следует заменить синонимичным предлогом. При этом смысловое значение не должно меняться». Вот список взаимозаменяемых вспомогательных предлогов:

  • ввиду (из-за, по причине);
  • вроде (подобно);
  • насчет (об, о);
  • вследствие (по причине).

Например: По причине плохой погоды мы не пошли гулять. Из-за плохой погоды мы не пошли гулять.

Примечания

Раздельно пишутся такие предлоги: в течение, в продолжение, на протяжении, в заключение, во избежание, в деле, в отличие от .

Также следует отметить, что парные или срощенные предлоги, такие как из-за, из-под, по-за, за-ради, по-над, пишутся только через дефис.

Например: Из-за туч вышло солнце. Из-под шкафа выскочил кот.

Существуют и такие предлоги, правописание которых нужно просто запомнить. А именно: близ (без и сквозь (с мягким знаком).

Употребление предлогов с падежами

Очень важно знать, какие предлоги бывают у падежей, поскольку часто именно благодаря предлогу можно правильно определить, в каком падеже употреблено то или другое слово, что очень важно для правильного написания. Следует отметить, что с именительным предлоги не употребляются, лишь с косвенными:

  • с родительным падежом - без, вокруг, для, из, от, у, с;
  • с дательным падежом - к, благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, по;
  • с винительным падежом - сквозь, про, несмотря, через, в, на, под, за;
  • с творительным падежом - над, перед, между, за, под, с;
  • с предложным падежом - о, при, в, на.

Данная таблица предлогов составлена с учетом производных и непроизводных предлогов, которые в каждом отдельном случае могут употребляться только с одним или несколькими падежами имен существительных.

Вместо заключения

На самом деле выучить эту тему в школьные годы досконально не так уж и сложно, правил правописания и образования предлогов из других частей речи здесь совсем немного. Главная задача состоит в том, что следует научиться отличать предлог от других элементов и знать, как правильно его употребить. Именно это позволит не только грамотно выстраивать слова предложения, но и суметь записать их, не путая окончаний.

К этой группе относятся следующие предлоги: an , auf , hinter , in , neben , ü ber , unter , vor , zwischen Эти предлоги управляют винительным (Akkusativ) и дательным (Dativ) падежами. Падеж, которым управляет тот или иной предлог зависит от смыслового контекста.

Если речь идёт о действии, имеющем цель или направление (предложение отвечает на вопрос wohin ? "куда?" ), то предлоги этой группы употребляются с винительным падежом - существительное или местоимение, обозначающие цель этого действия стоят в винительном падеже

Например: Er schreibt das Wort an die Tafel (Akkusativ) - Он пишет слово на доске "в классе" Das Buch ist hinter das B ü cherregal (Akkusativ) gefallen - Книга упала за книжный шкаф Er setzte sich neben mich (Akkusativ) - Он сел рядом со мной

Если речь идёт о месте действия (предложение отвечает на вопрос wo? "где?") или четко определённом промежутке времени, то предлоги этой группы употребляются с дательным падежом

Например: Das Wort steht an der Tafel (Dativ) - На доске написано слово Das Buch liegt hinter dem B ü cherregal (Dativ) - Книга лежит за книжным шкафом Er sitzt neben mir (Dativ) - Он сидит рядом со мной In einem halben Jahr (Dativ) sehen wir uns wieder - Через полгода мы увидимся снова

Поскольку большинство из предлогов данной группы встречаются и в высказываниях, относящихся не только к месту или времени действия, то помимо вышеприведенного правила для каждого из предлогов существуют свои правила управления падежом в зависимости от окружающего смыслового контекста. В целом, эти правила аналогичны предыдущим: при описании действия целенаправленного после предлогов данной группы стоит дополнение в винительном падеже, если группа слов с предлогом служит своеобразной целью данного действия. В остальных случаях эти предлоги, как правило, управляют дательным падежом. Но, в отличие от первого правила, это правило весьма приблизительно

Например: In ihrer Angst (Dativ) sprangen einige Seeleute ins Wasser (Akkusativ) - Поддавшись своему страху некоторые моряки прыгнули в воду (здесь целью действия является "ins Wasser ", и поэтому обстоятельство действия "in ihrer Angst " стоит в дательном падеже) Neben seinen physikalischen Forschungen (Dativ) schrieb er auch Gedichte - Наряду со своими физическими исследованиями он также писал стихи (речь не идёт о цели действия)

Предлоги, не требующие после себя строго определенного падежа

Предлоги als и wie не требуют после себя какого-либо определённого падежа. Существительные и местоимения после них склоняются также, как и члены предложения, к которыми они относятся.

Например: Ich kannte ihn schon als Student (Nominativ) -Я знал его еще когда сам был студентом (Ich = Student) Ich kannte ihn schon als Studenten (Akkusativ) - Я знал его еще когда он был студентом (ihn = Student)

Если после предлога стоит наречие или не субстантивированное прилагательное без определяемого существительного или местоимения, то ни один из предлогов не требует какого-либо падежа после себя

Например: Ich halte ihn f ü r begabt - Я считаю его одарённым Wir gehen nach vorn - Мы идём вперёд

Если два предлога стоят рядом, то управляющим является последний из них, находящийся ближе всего к соответствующему существительному или местоимению. Таким образом, первый предлог не требует какого-то определенного падежа после себя. Это относится ко всем предлогам

Например: Wir fuhren bis zu dem Haus Wir fuhren bis vor das Haus

Оба предложения переводятся на русский язык одинаково: "Мы подъехали к дому", - но в первом случае управляющим предлогом является zu, который вне зависимости от контекста требует после себя дательный падеж, а во втором случае - предлог vor, стоящий перед членом предложения обозначающим цель действия, и поэтому, требующий после себя существительное в винительном падеже. При этом первый предлог bis, в других условиях, требующий вне зависимости от контекста винительный падеж, никакого влияния на падеж существительного не оказывает.


1. Два уровня понятия «предлог»: 1. Предлог-1 как служебная часть речи; 2. Предлог-2 как функциональная единица - класс, включающий как собственно предлоги, так и их субституты, например, изо- функциональные собственно предлогам образования типа «в непосредственной близости чего / от чего / к чему» (не имеющие других функций, кроме собственно предложных; и выполняющие функции предлога в определенных позициях с сохранением своей частеречной принадлежности словоформы типа «размером с кого-что» и под.).
  1. Определение предлога как части речи; специфика частеречной
характеристики предлога - функционирование в составе формы слова: «Предлог - это служебная часть речи со своим лексическим (возможно ослабленным) значением, входящая на правах субморфемы в словоформу существительного или его субститута, определяющая падежную форму последнего (в том числе и именительный падеж) и вместе с окончанием образующая аналог конфикса».
  1. Функция предлога - конкретизация роли вводимого им имени
в денотативной структуре предложения, ср.: в доме - место, к дому - направление, из капусты (котлеты) - исходный материал, под капусту (кадка)- предназначение; ср. также: подойти к сцене - ближе к сцене - вплотную к сцене.
  1. Морфо-синтаксические типы предлогов. Типология предлогов:
  1. Предлоги и 2. Предложные выражения - сложные многокомпонентые структуры, включающие в свой состав прилагательные (по правую / левую сторону от кого-чего), местоимения (по ту / эту сторону от кого- чего) или компаратив прилагательных-наречий (в двух километрах / на два километра южнее Москвы). Предлоги: 1) первичные и 2) вторичные.
  1. Первичные предлоги: а) первообразные: без, в, вне, до и пр.; и б) амбивалентные предлоги-наречия типа: мимо, близ и т. п. Некоторые первообразные предлоги управляют двумя (в / на стол - в / на столе, меж / между братьев / братьями) или тремя падежами (с дома - с дом - с домом, по дому - по среду - по окончании), что в большинстве случаев (кроме меж / между) связано с различиями в семантике. Разновидности первообразных предлогов: а) одиночные - все первообразные; предлоги с отрицаниями: не без чего, не до чего; в) сложные, или предлоги-сращения, состоящие из двух или трех первообразных предлогов, независимо от написания: слитно (промеж, заради, напротив, насупротив), через дефис (из-за, из-под) или раздельно (для ради); сложные предлоги всегда однопадежны, то есть независимо от количественного состава управляют одним существительным. Возможны случаи: обе составляющих управляют одной формой (для ради кого- чего), управляющий компонент - первая составляющая: из-за дома, из-под стола; управляющий компонент - вторая составляющая: по-над речкой; у) составные двух- и трехкомпонентные и соответственно двух- и трехпадежные структуры типа от чего / кого до чего / кого, за сколько времени / какое расстояние до чего / кого; в скольких единицах на юг / север от чего. Составные предлоги всегда управляют соответственно двумя-тремя существительными.
  2. Вторичные предлоги - дериваты других частей речи: существи
тельных (вроде цветка), отглагольных форм-деепричастий (не доходя дома), прилагательных-наречий (подобно мотору), компара- тивов (ближе к вечеру). По своему составу дериваты могут быть однокомпонентными и многокомпонентными.
    1. Однокомпонентные дериваты бывают а) простыми (не осложненная форма исходной части речи) порядка двух, благодаря тебе, касательно работы; б) сложными - включающими бывший предлог в виде приставки: ввиду дождя, позади дома, поверх ковра;
    2. Многокомпонентные дериваты обязательно включают либо первообразные предлоги, либо отрицание. Дериват может включать либо один первообразный предлог: а) в препозиции к основной словоформе: с помощью ножа, в виду берега (остановиться), под началом специалистов (работать); б) в постпозиции: задолго до начала, применительно к языку, вплоть до отъезда, вслед за братом; либо два, составляющих рамочную конструкцию относительно исходной словоформы: по отношению к другу, в зависимости от погоды; отрицание может выступать как без первообразного предлога: не доходя дома, не доезжая города; так и в сочетании с первообразным предлогом: не взирая на лица, несмотря на дождь.
  1. Синтаксис предлогов.
  1. Синтагматика предлогов.
  1. Способность русского предлога присоединять к себе, помимо существительных: а) количественные, собирательные и дробные числительные: более двух, от трех до пяти, для шестерых, высотой одна десятая метра; б) инфинитив (некоторые предлоги): с целью посетить (музей), в надежде поступить (в университет), (- А как) насчет пообедать?; в) наречия: (отложить) на потом; (уйти) в никуда; (сдать) на отлично; г) междометия: (спеть) на «бис», (пройти) на «ура». Прономинализация предложных структур. В ряде случаев вместо личного местоимения: у брата - у него; - предлог использует либо притяжательное: с помощью ножа - с его помощью; либо указательное: в качестве адвоката - в этом качестве. Невозможность прономинализации в именных предложных группах со значением времени (ср.: в среду - *в нее) и состояния (ср.: в гневе - *в нем).
  2. Способность / неспособность вторичных составных предлогов «впускать» между первообразным предлогом и основной словоформой согласованное определение, ср.: (работать) в условиях кислородной недостаточности - в труднейших условиях кислородной недостаточности[§§§§§]; и: (работать) в качестве мастера по электрооборудованию - *в важном качестве мастера по электрооборудованию; возможная изофункциональность управляемого существительного и прилагательного: по соображениям экономики - по экономическим соображениям; путем эксперимента - экспериментальным путем.
  1. Позиционный потенциал предлогов: живу далеко от работы - от работы живу далеко.

Предлоги - Учебник по Русскому языку 2 класс (Канакина, Горецкий)

Краткое описание:

Не только слова, имеющие лексическое значение бывают частями речи. В текстах ты всегда встречаешь совсем маленькие слова – на, за, по, в. Это тоже часть речи. Называется она «Предлоги». Без этой части речи мы не смогли бы связывать слова. И высказывания были бы примерно такими: « Я сел стол». А нужно, как ты догадываешься, сказать так: «Я сел за стол». Предлоги бывают только перед именами существительными. Правда, если появляется признак предмета, то есть прилагательное, то предлог переносится. Например, так: « Я сел за круглый стол». Предлоги пишутся со словами ВСЕГДА РАЗДЕЛЬНО. Так что маленькие слова обязывают тебя выучить новую орфограмму. Если у тебя возник вопрос, что в слове «занёс» тоже есть «за», а пишется слитно, то ответ прост. Предлогов не бывает перед глаголами. И в этом слове «за» является частью слова, а не отдельной частью речи. Нельзя сказать, что предлоги ничего не обозначают. Возьмём предлог «в». Он обозначает, что что-то находится в чём-то. Но более детально с предлогами ты познакомишься в следующих классах. А во втором классе тебе нужно усвоить, что предлоги есть в текстах и нужно их различать. Ну и, конечно, выучить орфограмму про раздельное написание предлогов с другими словами.