Разработанные инструкции по эксплуатации электродвигателей. Инструкция по эксплуатации электродвигателей переменного и

Добавить сайт в закладки

Производственная инструкция по эксплуатации электродвигателей

Для привода насосного оборудования и тягодутьевых механизмов в котельных применяются, как правило, асинхронные односкоростные короткозамкнутые электродвигатели напряжением 380 вольт.

Номинальными параметрами электродвигателей являются мощность, напряжение, ток, скорость вращения и коэффициент мощности. Номинальные данные электродвигателя указываются на щитке (заводской табличке), который крепится к его корпусу.

1. Допустимые режимы работы электродвигателей .
1.1. Двигатели допускают длительную работу с номинальной нагрузкой при отклонении напряжения от номинального в пределах от +10 до -5 %.
1.2. Номинальной температурой входящего воздуха для электродвигателей считается +40°С. Мощность двигателя, при температуре охлаждающего воздуха выше номинальной, должна быть уменьшена. Минимальная температура входящего воздуха не нормируется. Предельно допустимое превышение температуры частей двигателя при температуре окружающей среды +40°С для классов изоляции «А»: обмотки - 60°С; активной стали - 60°С, для изоляции класса «B»: обмотки и активной стали - 80°С. Предельно допустимые температуры частей двигателя равны предельной допустимой температуре для данной части плюс номинальная температура окружающей среды.
1.3. Для подшипников качения предельно допустимая температура равна 100°С. В большинстве случаев фактическая температура значительно ниже этой величины. Если температура подшипников заметно повысилась в сравнении с длительно наблюдавшейся температурой, а температура двигателей и наружного воздуха остались на прежнем уровне, то это указывает на появление дефекта в подшипнике.
1.4. Допустимая амплитуда вибрации двигателя, измеренная на каждом подшипнике, не должна превышать при частоте вращения 3000 об/мин. 0,05 мм, а при частоте вращения 1500 об/мин. - 0,01 мм. Повышенная вибрация увеличивает износ подшипников, возможно задевание ротора за статор, поломка вала ротора, нарушение контакта в обмотках.
1.5. Холодный двигатель с короткозамкнутым ротором допускается пускать 2-3 раза подряд, горячий - не боле 2-ух раз подряд, так как при большом числе пусков подряд, обмотки двигателей недопустимо перегреваются от пускового тока, что резко сокращает срок службы.
2. Надзор и уход за двигателями.
2.1. Надзор за нагрузкой двигателей, температурой подшипников и охлаждающего воздуха, поддержание уровня смазки в подшипниках, а также пуск и остановка двигателей осуществляется персоналом, обслуживающим механизм. Персонал службы главного энергетика ОБЯЗАН: периодически осматривать электродвигатели, контролировать режим их работы по всем показателям, производить ремонт и испытания.
2.2. Надзор и уход за подшипниками двигателей состоит в контроле за их температурой и отсутствием повышенного шума. Смена смазки в подшипниках качения производится, как правило, один раз в год.
2.3. Надзор и уход за охлаждением двигателей заключается в регулярной очистке всасывающих проемов торцевых крышек двигателей от пыли и грязи
3. Неисправности электродвигателей и их причины.

3.1. При включении электродвигатель не вращается, гудит, или вращается, но очень медленно. Может быть несколько причин:

  • обрыв в цепи статора. Во избежание сгорания электродвигателя необходимо отключить пускатель или контакты;
  • механическое заедание в двигателе или механизме. Для проверки отсутствия заедания необходимо провернуть агрегат за муфту рукой;
  • недопустимая несимметрия зазора между ротором и статором;
  • витковое замыкание в обмотке статора;
  • неправильная схема соединения обмотки статора.

3.2. При работе двигателя обнаружен повышенный нагрев подшипников качения. Может быть несколько причин:

  1. Отсутствие смазки в результате вытекания или высыхания из-за несвоевременной замены.
  2. Излишки смазки. Обычно этот дефекта наблюдается после ремонта. Необходимо уменьшить количество смазки, что бы она занимала объем не более 2/3 свободного пространства.
  3. Появление дефектов в подшипнике: раковин, срабатывания тел качения, разрушение сепаратора и задевание его за обойму подшипника. Появление раковин, трещин, выработок в рабочих поверхностях, обойм, на шариках или роликах подшипников сопровождается появлением повышенного шума при вращении подшипника. Двигатель при первой возможности должен быть остановлен для ремонта.
  4. Срабатывание сепаратора обнаруживается по наличию следов металла (блестков) в смазке, а также по заметному проседанию сепаратора вниз, с касанием обойм.

3.3. При работе двигателя обнаружен повышенный нагрев его корпуса. Возможно несколько причин:

  1. Перегрузка двигателя по току. Для снижения нагрузки необходимо прикрыть напорную задвижку на нагнетании насоса либо регулирующий шибер на тягодутьевом механизме.
  2. Забивание грязью и пылью защитных сеток в торцевых щитах со стороны подвода холодного воздуха.
  3. Забивание грязью и пылью вентиляционных каналов в стали статора и ротора.
  4. Нарушение изоляции между листами стали статора.
  5. При работе двигателя из него появляются искры и дым. Защита не работает. Наиболее вероятная причина - задевание ротора за статор. Необходимо электродвигатель отключить аварийно.
  6. Обрыв цепи статора при работе двигателя. Двигатель будет продолжать работать. При номинальной нагрузке ток в одной фазе станет равным нулю, в двух других увеличится. Во избежание перегрева и перегревания обмоток статора двигатель следует отключить.
  7. Сильная вибрация. При появлении вибрации, превышающей норму, двигатель должен быть выведен в ремонт при первой возможности, а при сильной и возрастающей вибрации двигатель должен быть остановлен аварийно.
  8. При несчастном случае с людьми или поломке приводного механизма электродвигатель отключается от сети. Если произошло аварийное отключение электродвигателя, включают в работу электродвигатель резервного агрегата.

Повторное включение автоматически отключившегося электродвигателя производится только после его осмотра. Если при автоматическом отключении электродвигателя ответственного механизма включение резервного невозможно, то допускается после осмотра включение отключившегося электродвигателя.

При наличии явных признаков короткого замыкания, несчастных случаев с людьми или поломке механизма включение автоматически отключившегося электродвигателя ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

ПАМЯТКА

по эксплуатации асинхронных электродвигателей напряжением до 1000 В.

1. Общая часть.

1. Асинхронные электродвигатели могут развивать свою номинальную мощность при колебаниях напряжения в сети 5% от номинальной величины и температуре охлаждения воздуха не выше +35 о С.

2. Асинхронные электродвигатели при температуре охлаждающего воздуха ниже +35 о С, после специальных испытаний, могут быть перегружены по току до 5%, при этом температура основных узлов электродвигателя (обмоток, железа, подшипников) не должна превышать значений, указанных ниже.

3. Перегрузка электродвигателя по току белее, чем на 5% не допустима ни при каких температурных режимах.

4. На электродвигателях и приводимых ими механизмов, должны быть нанесены стрелки, указывающие направление их вращения, на пусковом устройстве двигателя должен быть обозначен агрегат, к которому он относится.

5. Конструкция электродвигателя и его пускорегулирующая и измерительная аппаратура по виду исполнения должны соответствовать условиям окружающей среды.

6. Корпус электродвигателей и пусковой аппаратуры должны быть надежно заземлены.

7. Вращающиеся части электродвигателей и части, соединяющие электродвигатели с механизмами (муфты, шкивы) должны иметь ограждения от случайных прикосновений.

8. Корпусы электродвигателей, изготовленные из материалов, подверженных коррозии и не имеющие специальных покрытий (эмаль, оксидирование и т.п.) должны быть окрашены.

9. Для наблюдения за пуском и работой электродвигателей механизмов, регулирование технологического процесса, которых ведется по величине тока, на пусковом щите или панели должен быть установлен амперметр, измеряющий ток в цепи статора электродвигателя.

10. Кабельная муфта или труба с проложенными в ней кабелем должна подходить непосредственно к коробке контактных зажимов электродвигателя, либо кабели или провода на незащищенном участке должны иметь дополнительную изоляцию и защиту от механических повреждений (гибкие металлические провода, ограждения).

2. Эксплуатация электродвигателей.

1. Включение электродвигателей напряжением до 1000 В производится лицом, обслуживающим приводимый в движение механизм.

2. Сборка и разборка электрической схемы электродвигателей для подготовки к пуску или ремонту производится дежурным электромонтером цеха по указанию начальника смены (мастера смены) или лица, ответственного за обслуживание приводимого механизма.

3. Перед включением электродвигателя в работу необходимо проверить: чистоту электродвигателя, отсутствие на нем или вблизи от него посторонних предметов, надежность крепления ограждений, исправность заземления, наличие и затяжку креплений.

4. После включения электродвигателя и во время его работы необходимо проверить:

а) температуру корпуса электродвигателя – нагрев, который не должен превышать 90 о С;

б) температуру нагрева подшипников, которая должна быть не более 90 о С для подшипников качения и 70 о С для подшипников скольжения;

в) смазку подшипников скольжения;

г) вибрацию подшипников электродвигателя, которая при всех допустимых режимах не должна превышать 0,1 мм для электродвигателей 1500 об/мин, 0,05 мм для электродвигателей 3000 об/мин, 0,13 мм для 1000 об/мин, 0,17 мм для электродвигателей 750 об/мин и ниже;

д) осевой разбег роторов электродвигателей должен быть не более 2-4 мм для подшипников скольжения; е) отсутствие стуков и посторонних шумов в подшипниках и двигателе;

ж) нагрузку электродвигателей (по амперметрам, если таковые есть);

е) работу контактных колец и щеток на электродвигателях с фазным ротором.

5. Электродвигатели, не обеспечивающие пуск механизмов по нагрузкой, должны включаться после разгрузки приводимых механизмов.

6. Электродвигатели, длительное время находящиеся в резерве, должны быть постоянно готовы к немедленному пуску, периодически осматриваться и опробоваться по утвержденному графику.

7. Проверка состояния и режимов работы двигателей оперативным персоналом (дежурным электромонтером) проводится во время обходов оборудования, но не реже 2-х рах в смену.

8. О всех замеченных дефектах и ненормальной работе электродвигателей должна быть сделана запись в оперативном журнале и журнале дефектов оборудования, поставлен в известность начальник смены, а в дневное время энергетик цеха.

9. Малые дефекты и неисправности устраняются дежурным электромонтеров с соблюдением соответствующих правил безопасности.

10. Электродвигатель аварийно (немедленно) отключается от сети в случаях:

а) появления дыма или огня из электродвигателя или его ;

б) несчастного случая с человеком;

в) вибрации сверх допустимых норм, угрожающей целостности электродвигателя;

г) поломки приводимого механизма;

д) сильного снижения оборотов, сопровождаемое сильным нагревом электродвигателя.

В остальных случаях электродвигатель отключается от сети после пуска резервного агрегата или по разрешению начальника смены.

11. Защита электродвигателя должна быть выполнена в соответствии с «Правилами устройства электроустановок».

Плавкие вставки предохранителей, защищающие силовые и цепи управления, должны быть калиброванными с указанием номинального тока.

Применять некалиброванные плавкие вставки без маркировки величины номинального тока запрещается.

12. Перед включением в работу электродвигателей, ответственных позиций или длительное время находящихся в резерве (от месяца и более), необходимо проверять сопротивление изоляции обмоток двигателей мегомметром в соответствии с «Правилами эксплуатации электроустановок потребителей» (ПТЭЭП). Сопротивление должно быть не менее 1 МОм, для горячих машин не менее 0,5 МОм.

У электродвигателей мощность выше 100 кВт замеряется коэффициент абсорбции, величина которых составляет не менее 1,3.

3. Техника безопасности при обслуживании электродвигателей.

При обслуживании электродвигателей должны соблюдаться следующие правила:

1. Женщины при обслуживании электродвигателей должны надевать головной убор и спецодежду. Обслуживание агрегатов с электроприводом в женском платье не допускается.

2. При работе электродвигателя запрещается снимать ограждения и проникать за них.

3. Изолирование колец ротора допускается производить лишь при помощи колодок из изолированного материала.

4. Запрещается проводить какие-либо работы в цепях работающих (вращающихся) электродвигателей и их пуско-регулирующей аппаратуре, за исключением работ в цепи реостата и испытательных работ, проводимых по специальным утвержденным программам, в которых предусматриваются необходимые меры безопасности.

5. Открывать пусковые устройства (шкафы, ящики и т.п.), находящиеся под напряжением для производства их осмотра, разрешается только оперативному персоналу с группой по электробезопасности не ниже III.

6. Работа в пусковых устройствах может производиться при полном мнятии напряжения.

7. Подготовка к ремонту электродвигателя и допуску к работе ремонтного персонала должны производиться в строгом соответствии с правилами безопасности, при этом следует обращать внимание на исключение возможности вращения вала (статора) электродвигателя со стороны приводимого механизма.

8. При ремонте приводного механизма, электродвигатель должен быть отключен от сети, схема его полностью разбирается, питающий кабель отключается от электродвигателя и на его концах устанавливается переносное заземление. При невозможности установки переносного заземления на концах кабеля, все его токоведущие части соединяются вместе при помощи болта и изолируются. На всех приводах, ключах, кнопках, которыми может быть подано напряжение на двигатель ремонтируемого механизма, должны быть поставлены запоры и вывешены плакаты в соответствии с правилами безопасности.

9. . Ремонт электродвигателей и их пуско-регулирующей аппаратуры производится, как правило, с ремонтом приводного механизма.

Сегодня область применения электродвигателей весьма обширна, и одним из самых популярных и используемых типов двигателя является асинхронный электрический двигатель. Но и сам асинхронный электродвигатель делится на два вида:

  • с короткозамкнутой обмоткой ротора (короткозамкнутый ротор), фазным ротором;
  • двигатель Шраге-Рихтера (с питанием со стороны ротора).

Применение асинхронных электродвигателей

Асинхронные двигатели могут работать в двух режимах работы: в качестве генератора и в качестве электродвигателя. Это показывает, что они могут использоваться в качестве источника электрического тока в автономных передвижных источниках электроэнергии.

Применение асинхронных двигателей в качестве тяговой силы более обширно и затрагивает многие области жизнедеятельности человека. Они нашли широкое применение, как в бытовых электроприборах малой мощности, так и в технологическом оборудовании предприятий и сельском хозяйстве.

Виды основных неисправностей, их диагностика и необходимый ремонт асинхронного электродвигателя

Не смотря на то, что асинхронные электродвигатели обладают высокой надежностью и низкой себестоимостью изготовления, что и обусловило их популярность, они, тем не менее, выходят из строя. Некоторые неисправности электродвигателей можно диагностировать только на специализированном оборудовании и требуют ремонта в условиях завода по производству и ремонту электродвигателей. Однако, есть неисправности, которые можно диагностировать самостоятельно и устранение которых возможно в условиях вашего производства.

Одной из таких неисправностей является то, что электродвигатель при запуске не набирает нормальную скорость или же не вращается. Причины этой неисправности могут иметь электрическую или механическую природу. К электрическим причинам относится внутренний обрыв в обмотке ротора или статора, нарушение соединений в пусковой аппаратуре или обрыв в питающей сети. Если произошел обрыв внутренних обмоток двигателя, в случае соединения их по схеме «треугольник», то необходимо вначале их разомкнуть. После этого, при помощи мегаомметра определяется фаза, в которой произошел обрыв. После определения обрыва, обмотку электродвигателя перематывают заново и вновь собирают и устанавливают на место.

Понижение напряжения в сети, плохие контакты в обмотке ротора или большое сопротивление в цепи ротора электродвигателя с фазным ротором приводит к тому, что скорость вращения электродвигателя при полной нагрузке оказывается ниже номинальной. Плохие контакты в обмотке выявляются при помощи подачи напряжения (20 -25% от номинального) в статор электродвигателя. При этом, заторможенный ротор проворачивается вручную и проверяется сила тока во всех фазах статора. В исправном роторе, сила тока во всех положениях одинакова. В том случае, если в пайке лобовых частей нарушен контакт, то будет отмечаться падение напряжения. Максимально допустимая разница в показаниях не должна превышать 10%.

Разворачивание электродвигателя при разомкнутой цепи фазного ротора. Причиной подобной неисправности является короткое замыкание в обмотке ротора. Данная неисправность внимательным внешним осмотром, а также измерением сопротивления изоляции обмотки ротора. В том случае, если осмотр не дает результатов, то она определяется при помощи определения неравномерного нагрева обмотки ротора. При этом ротор затормаживается, а к статору подводится пониженное напряжение.

Равномерный нагрев электродвигателя выше допустимой нормы возникает из-за длительной перегрузки и ухудшения работы системы охлаждения. Эта неисправность приводит к преждевременному износу изоляции обмоток.

Местный нагрев обмотки статора возникает из-за замыкания обмотки на корпус в 2 местах, ошибочного соединения катушек в какой-либо фазе, замыкания между 2 фазами или короткого замыкания между витками обмотки в одной из фаз обмотки статора. Диагностировать данную неисправность можно при помощи уменьшения скорости вращения электродвигателя, сильного гудения или запаха перегретой изоляции. Определение поврежденной обмотки производится при помощи измерения сопротивления (поврежденная фаза имеет меньшее сопротивление), или при помощи измерения силы тока при подводе пониженного напряжения.

При соединении обмоток по схеме «звезда», сила тока в поврежденной фазе будет выше, нежели в остальных. В случае использования «треугольника», линейный ток в исправных проводах будет иметь более высокое значение.

Выгорание или оплавление стали, возникающие при коротком замыкании обмотке статора, замыкании стальных листов из-за касания статора о ротор или из-за разрушения изоляции приводит к местному нагреву активной стали ротора. В этом случае, появляется дым, запах гари, искры, усиливается гудения двигателя. Данная неисправность возникает из-за износа или неправильной установки подшипников, сильной вибрации или одностороннего притяжения ротора к статору (витковые замыкания в обмотке статора).

при эксплуатации (обслуживании) электродвигателей

____________________________________________

(номер либо другие ее реквизиты)

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К работам по обслуживанию электродвигателей переменного и постоянного тока допускаются:

1.1. лица мужского и женского пола не моложе 18 лет и имеющие группу по не ниже III (для электроустановок напряжением до 1000 В) и не ниже IV (для электроустановок напряжением выше 1000 В);

1.2. прошедшие обучение по электробезопасности, имеющие соответствующее удостоверение и прошедшие стажировку (дублирование) по безопасным способам ведения работ в течение 2 недель;

1.3. прошедшие медицинское освидетельствование и допущенные по состоянию здоровья к работе;

1.4. прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте.

2. Электротехнический персонал обязан:

2.1. соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

2.2. не употреблять спиртные напитки, а также запрещается находиться на рабочем месте, территории организации или в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

Курить разрешается только в специально установленных местах;

2.3. выполнять только порученную работу;

2.4. изучать и совершенствовать методы безопасной работы;

2.5. работать в спецодежде с применением средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами;

2.6. уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему при несчастных случаях. Знать, где находится аптечка с набором медикаментов, и при необходимости обеспечить доставку (сопровождение) пострадавшего в лечебное учреждение.

Знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами , не загромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам;

2.7. соблюдать правила санитарной и личной гигиены;

2.8. не принимать пищу на рабочем месте.

3. Во время работы на электротехнический персонал могут воздействовать опасные производственные факторы:

3.1. повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

3.2. движущиеся части оборудования.

4. Электротехнический персонал несет персональную ответственность за нарушение требований Инструкции в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

5. Перед началом работы привести в порядок спецодежду, надеть ее так, чтобы она не имела развевающихся и свисающих концов.

6. Надеть плотно облегающий головной убор и подобрать под него волосы.

7. Подготовить для безопасной работы свое рабочее место (убрать все лишнее из-под ног, с проходов и не загромождать их).

8. Подготовить и проверить защитные средства.

9. Проверить исправность электроинструмента, приспособлений, приборов и расположить их в удобном и безопасном для работы месте.

10. Проверить, достаточно ли освещено рабочее место.

Глава 3. Требования по охране труда при выполнении работы

11. На электродвигатели и приводимые ими в движение механизмы должны быть нанесены стрелки, указывающие направление вращения механизма и двигателя.

12. На коммутационных аппаратах (выключателях, контакторах, магнитных пускателях и т.п.) должны быть надписи, указывающие к какому электродвигателю они относятся.

13. Плавкие вставки предохранителей должны быть калиброваны с указанием на клейме номинального тока вставки. Клеймо ставится заводом-изготовителем или электротехнической лабораторией. Применять некалиброванные вставки запрещается.

14. Защита всех элементов сети потребителей, а также технологическая блокировка узлов выполняются таким образом, чтобы исключался самозапуск электродвигателей ответственных механизмов.

15. Коммутационные аппараты следует располагать возможно ближе к электродвигателю в местах, удобных для обслуживания.

16. Синхронные электродвигатели в часы максимума нагрузки энергосистемы эксплуатируются в режиме генерации реактивной мощности при оптимальном значении опережающего коэффициента мощности. Режим работы крупных синхронных электродвигателей (мощностью выше 1000 кВт), работающих с опережающим коэффициентом мощности, согласовывается с энергосистемой.

17. Электродвигатели, находящиеся в резерве, должны быть постоянно готовы к немедленному пуску, периодически осматриваться и опробоваться по графику, утвержденному лицом, ответственным за электрохозяйство подразделения (предприятия).

18. Для наблюдения за пуском и работой электродвигателей механизмов, регулирование технологического процесса которых ведется по значению тока, на пусковом щитке или панели устанавливается амперметр, измеряющий ток в цепи статора электродвигателя. Амперметр также устанавливается в цепи возбуждения синхронных электродвигателей. На шкале амперметра красной чертой отмечается значение допустимого тока (выше номинального тока электродвигателя на 5%).

19. Для контроля наличия напряжения на групповых щитках и сборках электродвигателей размещаются вольтметры или сигнальные лампы.

20. Для обеспечения нормальной работы электродвигателей напряжение на шинах поддерживается в пределах 100 – 105% номинального. При необходимости допускается работа электродвигателя при отклонении напряжения от -5 до + 10% номинального.

21. Вибрация электродвигателя, измеренная на каждом подшипнике, осевой разбег ротора, размер воздушного зазора не должны превышать величин, указанных в нормах.

22. Постоянный надзор за нагрузкой электродвигателей и температурой подшипников, входящего и выходящего воздуха у электродвигателей с замкнутой системой вентиляции, уход за подшипниками, операции по пуску, регулированию и остановке производит персонал цеха, обслуживающий механизм.

23. Перед допуском к работе на электродвигателях насосов, дымососов и вентиляторов, если возможно вращение электродвигателей от соединенных с ним механизмов, должны быть закрыты и заперты на замок задвижки и шиберы последних, а также приняты меры по затормаживанию роторов электродвигателей.

24. Ограждение вращающихся частей электродвигателей во время их работы снимать запрещается.

25. Операции по отключению и включению электродвигателей напряжением выше 1000 В пусковой аппаратуры с приводами ручного управления производятся с изолирующего основания с применением диэлектрических перчаток.

26. Обслуживать щеточный аппарат на работающем электродвигателе допускается единолично лицу из оперативного персонала или выделенному для этой цели обученному лицу с группой по электробезопасности не ниже III. При этом необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

26.1. работать в головном уборе и застегнутой спецодежде, остерегаясь захвата ее вращающимися частями машины;

26.2. пользоваться диэлектрическими галошами или резиновыми ковриками;

26.3. не касаться руками одновременно токоведущих частей двух полюсов или токоведущих и заземленных частей;

26.4. кольца ротора допускается шлифовать на вращающемся электродвигателе лишь с помощью колодок из изоляционного материала с применением защитных очков.

27. У работающего многоскоростного электродвигателя неиспользуемая обмотка и питающий ее кабель должны рассматриваться как находящиеся под напряжением.

Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы

28. Привести в порядок рабочее место, убрать и сложить инструмент.

29. Сообщить мастеру или сменщику обо всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы, и о принятых мерах к их устранению.

30. Снять и сдать на хранение в установленном порядке спецодежду, средства индивидуальной защиты.

31. Вымыть руки теплой водой с мылом.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

32. Электродвигатель немедленно (аварийно) отключается от сети в следующих случаях:

32.1. несчастный случай (или его угроза) с человеком;

32.2. появление дыма или огня из электродвигателя или его пускорегулирующей аппаратуры;

32.3. вибрация сверх допустимых норм, угрожающая целости электродвигателя;

32.4. поломка приводного механизма;

32.5. нагрев подшипников сверх допустимой температуры, указанной в инструкции завода-изготовителя;

32.6. значительное снижение частоты вращения, сопровождающееся быстрым нагревом электродвигателя.

33. При возникновении пожара или загорания работник обязан:

Немедленно сообщить об этом в городскую пожарную службу по телефону 101, указав адрес объекта и что горит, и руководителю объекта;

Принять меры по обеспечению безопасности и эвакуации людей;

Приступить к тушению пожара с помощью имеющихся на объекте первичных средств пожаротушения;

По прибытии подразделений пожарной службы сообщить им необходимые сведения об очаге пожара и мерах, принятых по его ликвидации;

На период тушения пожара работник должен обеспечить охрану с целью исключения хищения материальных ценностей.

34. Оказать необходимую первую доврачебную помощь пострадавшему на производстве, освободив его от действий травмирующего фактора (электротока, механизмов и т.д.).

35. При получении травмы на производстве немедленно обратиться в лечебное учреждение и сообщить о случившемся непосредственному руководителю, сохранить рабочее место без изменения на момент получения травмы, если это не угрожает окружающим и не приведет к аварии.

1. Общая часть. 1.1. Настоящая инструкция предназначена для правильной и безопасной эксплуатации, технического обслуживания электродвигателей переменного и постоянного тока любой мощности. 1.2. При эксплуатации электродвигателей, дополнительно к настоящей инструкции, необходимо пользоваться нормативно-техническими документами, перечисленными в таблице 1.1. ПУЭ ПОТ РМ-0162001 ПТЭЭП ИОТ Р 10-053-04 ИОТ Р 10-202-04 ИОТ Р 10-204-04 Нормативно-технические документы Таблица 1.1 Правила устройства электроустановок Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей Инструкция по охране труда электромонтёра по ремонту и обслуживанию электрооборудования и электроустановок Инструкция по охране труда для электромонтёра по эксплуатации распределительных сетей Инструкция по охране труда для электромонтёра по обслуживанию подстанций 1.3. После приемки электродвигателя (а также устройств управления и пуска, силовых и контрольных кабелей присоединения, относящиеся к данному электродвигателю) эксплуатирующая организация должна собрать и оформить всю техническую документацию по данному электродвигателю. На каждый электродвигатель, работающий во взрывоопасной зоне должен быть заведен паспорт, содержащий все необходимые технические данные по электродвигателю (паспортные данные), данные по ремонту, испытаниям и измерениям параметров взрывозащиты, данные по неисправностям и дефектам электродвигателя. Для электродвигателей обычного исполнения аналогичный паспорт составляется при номинальном напряжении электродвигателя более 1000В или единичной мощности свыше 250кВт включительно. Форма паспорта утверждается ответственным за электрохозяйство. Результаты, занесённые в паспорт электродвигателя, подписываются так же ответственным за электрохозяйство. 2. Назначение и технические данные. 2.1. Электродвигатель предназначен для преобразования электрической энергии в механическую. Электродвигатель – основной элемент электропривода рабочих машин. 2.2. Каждый электродвигатель характеризуется номинальными данными: Рном – номинальная мощность электродвигателя, кВт; Uном – номинальное напряжение электродвигателя, В; Iном – номинальный ток электродвигателя, А; nном – номинальная частота вращения, об/мин; cosφ - коэффициент мощности (для электродвигателей переменного тока); КПД – коэффициент полезного действия;; соединение обмоток – Y (звезда) ∆ (треугольник) (для трёхфазных электродвигателей переменного тока); класс нагревостойкости изоляции обмоток статора – F (буква обозначающая класс); Iном. ротора - номинальный ток ротора, А (для электродвигателей постоянного тока и переменного тока с фазным ротором); режим работы электродвигателя – S+цифра обозначающая режим работы. 2.3. Электроизоляционные материалы, применяемые при изготовлении электродвигателей, разделяются на семь классов по нагревостойкости (эти же классы материалов применимы и для других электрических машин). В таблице 2.1 приведены значения температуры изоляции в зависимости от класса. На практике запрещается допускать перегрева электродвигателя (любой из его частей) свыше 80оС, но в аварийных режимах (когда из группы в работе остался только один электродвигатель и т.п. ситуации) можно ориентироваться на цифры в таблице 2.1. Предельная температура обмоток по классу изоляции Класс нагревостойкости Y A E B F Предельно допустимая 90 105 120 130 155 температура, оС Таблица 2.1 H C 180 >180 2.4. В зависимости от температуры окружающего воздуха изменяется номинальная мощность электродвигателя, что следует учитывать при эксплуатации. В таблице 2.2 приведена зависимость мощности от температуры окружающей среды. Зависимость номинальной мощности электродвигателя от температуры окружающей среды Таблица 2.2 о Температура окружающей среды, С 40 45 50 55 60 Номинальная мощность, % 100 96 92 87 82 2.5. Каждый электродвигатель рассчитан на эксплуатацию в определённых условиях климатическое исполнение. В таблице 2.3 приведена увязка климатических исполнений электрических двигателей с категориями их размещения по параметрам окружающей среды. Увязка климатических исполнений электродвигателей с категориями их размещения Таблица 2.3 о Максимальное Температура, С Климатическое Категория значение исполнение размещения верхнее значение относительной нижнее значение влажности, % У 1, 2 +40 -45 100 при 25 оС У 3 +40 -45 98 при 25 оС У 4 +35 +1 80 при 25 оС Т 2 +50 -10 100 при 35 оС УХЛ 4 +40 -50 100 при 25 оС ХЛ 1, 2 +40 -60 100 при 25 оС 2.6. Каждый электродвигатель можно охарактеризовать в зависимости от степени защиты (степень защиты электродвигателя обозначена в паспорте, либо на специальной табличке с паспортными данными, закреплённой на самом электродвигателе). В таблицах 2.4 и 2.5 приведены описания и условные обозначения степеней защиты. Таблица 2.5 относится ко всем типам машин (силовым трансформаторам, электродвигателям и т.п.). 2.7. Выбор и установка электродвигателей, пускорегулирующей аппаратуры, контрольно-измерительных приборов, устройств защиты, а также всего электрического и вспомогательного оборудования к ним должны соответствовать требованиям ПУЭ и условиям окружающей среды. 2.8. При выборе мощности электродвигателей необходимо учитывать условия работы производственного механизма, для которого предназначен электродвигатель. Применение электродвигателей недостаточной мощности может привести к нарушению нормальной работы механизма, а использование электродвигателей завышенной мощности ухудшает экономические показатели установки, ведёт к её удорожанию и увеличению потерь электроэнергии. Цифры в обозначении степеней защиты электродвигателей Номер цифры Цифра 0 1 Первая цифра 2 3 4 5 Вторая цифра 0 1 2 3 4 5 6 7 8 Степень защиты Специальная защита отсутствует Защита от проникновения твёрдых тел диаметром более 50 мм, исключено случайное прикосновение к токоведущим или движущимся частям внутри оболочки частью тела, например рукой Защита от проникновения твёрдых тел диаметром более 12 мм, исключено прикосновение пальцами к опасным частям внутри оболочки Защита от проникновения инструментов, проволоки и т.д. диаметром или толщиной 2,5 мм Защита от проникновения твёрдых тел размером свыше 1 мм Защита от пыли. Пыль внутрь оболочки не может проникать в количестве, нарушающем работу электродвигателя. Защита отсутствует. Защита от вертикально падающих капель воды Защита от капель воды при наклоне оболочки до 15о Защита от дождя под углом до 60о Защита от брызг в любом направлении Защита от водяных струй в любом направлении Защита от воздействия морских волн Защита при кратковременном погружении в воду на определённую глубину Защита при длительном погружении в воду при условиях, определяемых производителем Условные обозначения и описания степеней защиты Условное обозначен ие IP00 IP01 IP10 Таблица 2.4 Таблица 2.5 Характеристика степени защиты Машина, не имеющая специальной защиты обслуживающего персонала от соприкосновения с токоведущими и вращающимися частями машины, защиты от попадания твёрдых тел внутрь корпуса, защиты от проникновения воды. Машина, защищённая от капель воды, падающих вертикально на оболочку и не имеющая специальной защиты обслуживающего персонала от соприкосновения с токоведущими и вращающимися частями машины, защита от попадания твёрдых тел внутрь корпуса Машина, защищённая от проникновения внутрь оболочки большого участка поверхности человеческого тела (например, руки), от проникновения твёрдых тел размером более 50 мм, защита от проникновения воды отсутствует Условное обозначен ие IP11 IP12 IP13 IP20 IP21 IP22 IP23 IP43 IP44 IP54 IP55 IP55 Характеристика степени защиты Машина, защищённая от проникновения внутрь оболочки большого участка поверхности человеческого тела (например, руки), от проникновения твёрдых тел размером более 50 мм и от капель воды, падающих вертикально на оболочку Машина, защищённая от проникновения внутрь оболочки большого участка поверхности человеческого тела (например, руки), от проникновения твёрдых тел размером более 50 мм и от капель воды, падающих вертикально на оболочку при наклоне оболочки на любой угол до 15о относительно нормального положения. Машина, защищённая от проникновения внутрь оболочки большого участка поверхности человеческого тела (например, руки), от проникновения твёрдых тел размером более 50 мм и от капель воды, падающих на оболочку под углом 60о от вертикали Машина, защищённая от проникновения внутрь оболочки пальцев или предметов длиной более 80 мм, от проникновения твёрдых тел размером свыше 12 мм, защита от проникновения воды отсутствует Машина, защищённая от проникновения внутрь оболочки пальцев или предметов длиной более 80 мм, от проникновения твёрдых тел размером свыше 12 мм и капель воды, падающих вертикально на оболочку Машина, защищённая от проникновения внутрь оболочки пальцев или предметов длиной более 80 мм, от проникновения твёрдых тел размером свыше 12 мм и капель воды, падающих вертикально на оболочку при наклоне оболочки на любой угол до 15о относительно нормального положения Машина, защищённая от проникновения внутрь оболочки пальцев или предметов длиной более 80 мм, от проникновения твёрдых тел размером свыше 12 мм и капель воды, попадающих на оболочку под углом 60о от вертикали Машина, защищённая от проникновения внутрь оболочки проволоки и твёрдых тел размером более 1 мм и капель воды, падающих на оболочку под углом 60о от вертикали Машина, защищённая от проникновения внутрь оболочки проволоки и твёрдых тел размером более 1 мм и от воды, разбрызгиваемой на оболочку в любом направлении Машина, не полностью защищённая от проникновения внутрь оболочки пыли (однако пыль не может проникать в количестве, достаточном для нарушения работы изделия) и от воды, разбрызгиваемой на оболочку в любом направлении Машина, не полностью защищённая от проникновения внутрь оболочки пыли (однако пыль не может проникать в количестве, достаточном для нарушения работы изделия) и защищённая от струй воды, попадающих на оболочку в любом направлении Машина, не полностью защищённая от проникновения внутрь оболочки пыли (однако пыль не может проникать в количестве, достаточном для нарушения работы изделия) и защищённая от волн воды (вода при волнении не попадает внутрь оболочки в количестве, достаточном для повреждения) 2.9. Электродвигатели характеризуются определённым режимом работы – установленным заводом-изготовителем порядком чередования периодов, характеризуемых величиной и продолжительностью нагрузки, отключений, торможений, пуска и реверса по время работы. В таблице 2.6 приведены режимы и их характеристики. Запрещается эксплуатировать электродвигатели (за исключением острой необходимости или в аварийных ситуациях) в не свойственных для них режимах работы. Режимы работы электродвигателей Таблица 2.6 Режим работы Характеристика режима Режим работы электродвигателя, когда при неизменной номинальной нагрузке Pном работа электродвигателя продолжается так долго, что Продолжитель температура перегрева всех его частей успевает достигнуть ный режим S1 установившихся значений. Различают продолжительный режим с неизменной нагрузкой и продолжительный режим с изменяющейся нагрузкой. Режим работы электродвигателя, при котором периоды неизменной номинальной нагрузки чередуются с периодами отключения электродвигателя. При этом периоды работы настолько кратковременные, что температура всех частей электродвигателя не успевает достигнуть Кратковременн установившихся значений, а периоды отключения настолько ый режим S2 продолжительны. Что все части электродвигателя успевают достигнуть температуры окружающей среды. В условном обозначении указывается продолжительность работы электродвигателя, например S2-30мин (стандартно: 10; 30; 60 и 90 минут) Режим работы электродвигателя, при котором кратковременные режимы работы электродвигателя чередуются с периодами его отключения (паузами), причём за период работы превышение температуры не успевает достигнуть установившихся значений, а за период паузы части Повторноэлектродвигателя не успевают охладиться до температуры окружающей кратковременн среды. Режим характеризуется относительной продолжительностью ый режим S включения в процентах: S3-40% - ПВ=40% (электродвигатель 40% времени работает, 60% - отдыхает). Разрешается перевод электродвигателя из режима S1 в режим работы S3, при этом мощность электродвигателя может быть увеличена: при ПВ=60% - на 30%; при ПВ=40% - на 60%; при ПВ=25% - на 100% и при ПВ=15% - в 2,6 раза. 3. Устройство и работа. 3.1. Асинхронный электродвигатель представляет собой машину переменного тока, имеющую неподвижный статор с обмоткой и вращающийся ротор, который выполняется в зависимости от конструкции электродвигателя. Характерной особенностью асинхронного электродвигателя является неравенство частот вращения ротора и вращающегося поля статора. 3.2. Конструктивно асинхронные электродвигатели переменного тока Рис. 1 Асинхронный электродвигатель в разрезе. подразделяются на два основных типа: с фазным ротором и с короткозамкнутым ротором. Эти типы электродвигателей имеют одинаковую конструкцию статора и отличаются лишь формой выполнения ротора. На рисунке 1 представлена конструкция асинхронного электродвигателя. Рис. 2 Асинхронный электродвигатель серии АО, внишний вид (слева) и элементы его конструкции (справа). 3.3. Асинхронные машины относятся к категории неявнополюсных машин, поскольку ни на статоре, ни на роторе асинхронной машины нет явно выраженных полюсов, при этом обмотки (и статора и ротора) равномерно распределены в пазах по внутреннему периметру сердечника статора и внешнему периметру сердечника ротора. 3.4. Электродвигатель постоянного тока по конструкции состоит из статора и ротора. Характерной его особенностью является наличие у них коллектора и контактных щёток механического преобразователя переменного тока в постоянный. На рисунке 3 представлен электродвигатель постоянного тока с его конструктивными деталями. Рис. 3 Электродвигатель постоянного тока открытого исполнения в разобранном состоянии. 3.5. Электродвигатели постоянного тока различаются по способу возбуждения: электродвигатели могут быть с независимым, параллельным, последовательным и смешанным возбуждением, а также с использованием постоянного магнита. Электродвигатели постоянного тока являются обращаемыми машинами – машину можно использовать в качестве электродвигателя и в качестве генератора. 3.6. Принцип работы асинхронных электродвигателей переменного тока и электродвигателей постоянного тока состоит во взаимодействии магнитных полей статора и ротора. В асинхронном электродвигателе трёхфазное магнитное поле статора индуцируемое трёхфазным переменным током создаёт магнитное поле в роторе, и соответственно ток в его обмотке, что в свою очередь создаёт магнитное поле ротора. В результате два магнитных поля, взаимодействуя, создают вращательный момент. ЭДС самоиндукции в обмотке статора действует в встречно подводимому напряжению и ограничивает ток через обмотку. В электродвигателе постоянного тока вращательный момент создаётся постоянным магнитным полем статора и якоря (ротора). Магнитное поле статора не изменяемое (постоянное), магнитное поле якоря изменяется, или регулируется, за счёт изменения тока якоря. Изменение параметров магнитного поля якоря и обуславливает регулировочные характеристики электродвигателя постоянного тока. 4. Подготовка к работе. 4.1. До начала работы электродвигателя оперативному персоналу (если ввод в работу электродвигателя производится оперативным персоналом) или оперативно-ремонтному персоналу (если электродвигатель вводится в работу силами оперативно-ремонтного персонала) необходимо: произвести внешний осмотр электродвигателя и приводимого им механизма; проверить соответствие реальных пусковых условий пусковым условиям номинальным – проверить уровень напряжения на шинах 0,4кВ – уровень напряжения должен быть в пределах номинального для данного электродвигателя; проверить затяжку всех болтовых соединений; проверить надёжность цепи зануления для электродвигателей 0,4кВ; проверить ограждение токоведущих частей электродвигателя; проверить наличие ограждения вращающихся частей электродвигателя; проверить готовность схем и пуско - регулирующих устройств для электродвигателей (схемы с коммутационными аппаратами в цепях управления должны быть введены в работу); доложить начальнику смены ЭСН КС «Ухтинская» о готовности электродвигателя к пуску; 4.2. Приведённый выше порядок подготовки электродвигателя к пуску действителен как для вновь вводимых электродвигателей, так и для электродвигателей, прошедших ремонт. 4.3. Оперативному персоналу запрещается производить пуск электродвигателя без проведения внешнего осмотра. 4.4. Электродвигатели с короткозамкнутыми роторами разрешается пускать из холодного состояния 2 раза подряд, из горячего 1 раз, если заводской инструкцией не допускается большего количества пусков. Последующие пуски разрешаются после охлаждения электродвигателя в течении времени, определяемого заводской инструкцией для данного типа электродвигателя. 4.5. Повторные включения электродвигателей в случае отключения их основными защитами разрешаются после обследования и проведения контрольных измерений сопротивления изоляции. Для электродвигателей ответственных механизмов, не имеющих резерва, одно повторное включение после действия основных защит разрешается по результатам внешнего осмотра двигателя. Повторное включение электродвигателей в случае действия резервных защит до выяснения причины отключения не допускается. 4.6. Выбор плавких вставок для защиты от многофазных замыканий электродвигателей механизмов с лёгкими условиями пуска производится по формуле: I вставки = I пусковой 2,5 а для двигателей механизмов с тяжёлыми условиями пуска (большая длительность разгона, частые пуски и т.д.) по формуле: I вставки = I пусковой 1,6 где I вставки – номинальный ток плавкой вставки (А) I вставки – пусковой ток электродвигателя (I вставки пускового тока для конкретного электродвигателя) = Iном* kпуск, где kпуск, - коэффициент 4.7. Плавкие вставки предохранителей должны быть калиброваны с указанием на клейме номинального тока вставки. Клеймо должно быть завода-изготовителя или электротехнической лаборатории. Применять некалиброванные вставки запрещается. 4.8. Защита всех элементов сети потребителей, а также технологическая блокировка узлов должна быть выполнена таким образом, чтобы обеспечивался самозапуск электродвигателей ответственных механизмов. Перечень ответственных механизмов, участвующих в самозапуске, должен быть утверждён техническим руководителем Потребителя. Аппараты управления следует располагать по возможности ближе к электродвигателю в местах, удобных для обслуживания, если по условиям экономичности, удобства обслуживания и расхода кабеля не требуется иное размещение. Если с места, где установлен аппарат управления электродвигателя (кнопка, ключ и т.п.), не виден приводимый им механизм и, если этот механизм постоянно обслуживается персоналом, необходимо предусматривать следующее: 1. Сигнализацию или звуковое оповещение о предстоящем пуске механизма. 2. Установку вблизи электродвигателя и приводимого механизма аппаратов для аварийного отключения электродвигателя, исключающих возможность дистанционного пуска. При наличии управления из нескольких мест должны предусматриваться аппараты (выключатели, переключатели), исключающие возможность дистанционного пуска механизма или линии, выведенных в ремонт. 5. Требования к безопасному производству работ. 5.1. На электродвигателях и на приводимых ими механизмах должны быть нанесены стрелки, указывающие направление вращения механизма и двигателя. На пускорегулирующих устройствах должны быть отмечены положения «Пуск » и «Стоп ». При кнопочном включении и отключении оборудования и механизмов, кнопки включения должны быть заглублены на 3-5 мм за габариты пусковой коробки. контакторы, магнитные пускатели, рубильники, 5.2. Выключатели, пускорегулирующие устройства и т.п., а также предохранители должны иметь надписи, указывающие, к какому электродвигателю они относятся. 5.3. Выводы статорной и роторной обмоток и кабельной воронки должны быть закрыты ограждениями. Вращающиеся части машин – шкивы, муфты, вентиляторы, открытые части валов, должны быть закрыты ограждениями, снятие которых во время работы электродвигателей запрещается. 5.4. Защита электродвигателей должна быть выполнена в соответствии с ПУЭ. На электродвигателях, у которых возможна систематическая перегрузка по техническим причинам, устанавливается защита от перегрузки, действующая на сигнал, автоматическую разгрузку механизма или на отключение. При отключении электродвигателя ответственного механизма от действия защиты и отсутствии резервного допускается повторное включение электродвигателя после тщательной проверки схемы управления, защиты и самого электродвигателя. 5.5. Электродвигатели механизмов, технологический процесс которых регулируется по току статора, а также механизмов, подверженных технологической перегрузке, должны быть оснащены амперметрами, устанавливаемыми на пусковом щите или панели. Амперметры должны быть также включены в цепи возбуждения синхронных электродвигателей. На шкале амперметра должна быть красная черта соответствующая длительно допустимому или номинальному значению тока статора (ротора). На электродвигателях постоянного тока, используемых для привода ответственных механизмов, независимо от их мощности должен контролироваться ток якоря. 5.6. Электродвигатели, длительно находящиеся в резерве, должны быть постоянно готовы к немедленному пуску; их необходимо периодически осматривать и опробовать вместе с механизмами по графику, утверждённому техническим руководителем Потребителя. При этом у электродвигателей наружной установки, не имеющих обогрева, должны проверяться сопротивление изоляции обмотки статора и коэффициент абсорбции. 5.7. Электродвигатели должны быть немедленно отключены от сети в следующих случаях: при несчастных случаях с людьми; появлении дыма или огня из корпуса электродвигателя, а также из его пускорегулирующей аппаратуры; поломке приводного механизма; резком увеличении вибрации подшипников механизма; нагреве подшипников сверх допустимой температуры, установленной в инструкции завода изготовителя; значительным снижением числа оборотов, сопровождающимся быстрым нагревом электродвигателя. 5.8. Если работа на электродвигателе или приводимом им в движение механизме связана с прикосновением к токоведущим и вращающимся частям, электродвигатель должен быть отключен с выполнением технических мероприятий, предотвращающих его ошибочное включение. При этом у двухскоростного электродвигателя должны быть отключены и разобраны обе цепи питания обмоток статора. 5.9. Работа, не связанная с прикосновением к токоведущим или вращающимся частям электродвигателя и приводимого им в движение механизма, может производиться на работающем электродвигателе. Не допускается снимать ограждения вращающихся частей работающих электродвигателя и механизма. 5.10. При работе на электродвигателе допускается установка заземления на любом участке кабельной линии, соединяющей электродвигатель с секцией РУ, щитом, сборкой. Если работы на электродвигателе рассчитаны на длительный срок, не выполняются или прерваны на несколько дней, то отсоединенная от него кабельная линия должна быть заземлена также со стороны электродвигателя. В тех случаях, когда сечение жил кабеля не позволяет применять переносные заземления, у электродвигателей напряжением до 1000В допускается заземлять кабельную линию медным проводником сечением не менее сечения жилы кабеля либо соединять между собой жилы кабеля и изолировать их. Такое заземление или соединение жил кабеля должно учитываться в оперативной документации наравне с переносным заземлением. 5.11. Перед допуском к работам на электродвигателях, способных к вращению за счёт соединённых с ними механизмов (дымососы, вентиляторы, насосы и др.), штурвалы запорной арматуры (задвижек, вентилей, шиберов и т.п.)должны быть заперты на замок. Кроме того, приняты меры по затормаживанию роторов электродвигателей или расцеплению соединительных муфт. Необходимые операции с запорной арматурой должны быть согласованы с начальником смены технологического цеха, участка с записью в оперативном журнале. 5.12. Со схем ручного дистанционного и автоматического управления электроприводами запорной арматуры, направляющих аппаратов должно быть снято напряжение. На штурвалах задвижек, шиберов, вентилей должны быть вывешены плакаты " Не открывать! Работают люди", а на ключах, кнопках управления электроприводами запорной арматуры - "Не включать! Работают люди". 5.13. На однотипных или близких по габариту электродвигателях, установленных рядом с двигателем, на котором предстоит выполнить работу, должны быть вывешены плакаты "Стой! Напряжение" независимо от того, находятся они в работе или остановлены. 5.14. При необходимости проведения опробования в процессе работы порядок включения электродвигателя (для опробования) должен быть следующим: производитель работ удаляет бригаду с места работы, оформляет окончание работы и сдаёт наряд оперативному персоналу. оперативный персонал снимает установленные заземления, плакаты, выполняет сборку схемы. после опробования при необходимости продолжения работы на электродвигателе оперативный персонал вновь подготавливает рабочее место и бригада по наряду повторно допускается к работе на электродвигателе. 5.15. Работа на вращающемся электродвигателе без соприкосновения с токоведущими и вращающимися частями может проводиться по распоряжению. 5.16. Обслуживание щёточного аппарата на работающем электродвигателе допускается по распоряжению обученному для этой цели работнику, имеющему группу 3, при соблюдении следующих мер предосторожности: работать с использованием средств защиты лица и глаз, в застёгнутой спецодежде, остерегаясь захвата её вращающимися частями электродвигателя. пользоваться диэлектрическими галошами, коврами. не касаться руками одновременно токоведущих частей двух полюсов или токоведущих и заземляющих частей. кольца ротора допускается шлифовать на вращающемся электродвигателе лишь с помощью колодок из изоляционного материала. 6. Техническое обслуживание 6.1. Периодичность ТО устанавливается в зависимости от производственных условий, но не реже 1 раза в 2 месяца. При ТО надо производить: чистку электродвигателей от загрязнений (удаление с доступных частей масла, влаги и пыли); проверять состояние контактных колец и щёток у электродвигателей с фазным ротором; надёжность заземления и соединения электродвигателей с приводными механизмами; необходимо периодически контролировать режим работы, не перегружать электродвигатели; исправное состояние болтовых соединений электродвигателей.. 6.2. Периодичность капитальных и текущих ремонтов электродвигателей, определяет технический руководитель Потребителя. В зависимости от местных условий, как правило, текущий ремонт и обдувка электродвигателей должны производиться одновременно с ремонтом приводимых механизмов. 6.3. При ТР должна производиться: разборка электродвигателя, внутренняя чистка его; замена смазки подшипников, (замена смазки в подшипниках при нормальных условиях эксплуатации должна производиться через 4000 ч работы, но не реже 1 раза в год). При работе электродвигателя в пыльной и влажной среде смена смазки должна производиться чаще, в зависимости от местных условий; измерение сопротивления изоляции обмоток от корпуса, при обнаружении понижения сопротивления изоляции обмотки статора необходимо немедленно принять меры к её восстановлению в соответствии с ПТЭЭП; после сборки электродвигателя производят пробный пуск, во время которого убеждаются в отсутствии стуков и вибраций, задевания вентилятора о кожух 6.4. Капитальный ремонт с выемкой ротора электродвигателей ответственных механизмов, работающих в тяжёлых температурных условиях и при загрязнённости окружающей среды, должен производиться не реже одного раза в 2 года. 6.5. Профилактические испытания и измерения на электродвигателях должны проводиться в соответствии с нормами испытаний электрооборудования. 6.6. Для контроля наличия напряжения на групповых щитках и сборках электродвигателей должны быть установлены вольтметры или сигнальные лампы. 6.7. Для обеспечения нормальной работы электродвигателя необходимо поддерживать напряжение на шинах в пределах от 100 до 105% номинального. В случаях необходимости допускается работа электродвигателя при отклонении напряжения от –5 до + 10% номинального. 6.8. Вибрация электродвигателя, измеренная на каждом подшипнике, не должна превышать величин, указанных в таблице 2.7. 6.9. Контроль за нагрузкой электродвигателей, щёточным аппаратом, вибрацией, температурой элементов и охлаждающих сред электродвигателя (обмотки и сердечники статора, воздуха, подшипников и т.д.), уход за подшипниками (поддержание требуемого уровня масла) и устройствами подвода охлаждающего воздуха, а также операции по пуску и останову электродвигателя должен осуществлять персонал подразделения, обслуживающего механизма. Допустимые уровни вибрации электродвигателей скорость вращения 3000 1500 1000 Таблица 2.7 0,05 0,16 Синхронная (об/мин) Допустимая амплитуда вибрации подшипника, мм 0,10 0,13 750 и ниже 7. Вывод из эксплуатации. 7.1. При окончании срока эксплуатации и демонтажа электродвигателя (электродвигателей), при невозможности его (их) дальнейшего использования на объектах, необходимо провести следующие мероприятия: а) разобрать электродвигатель (электродвигатели) и отделить цветные и черные металлы для последующей переработки или использования; б) оставшиеся части электродвигателя (электродвигателей) утилизировать в соответствии с инструкцией на утилизацию данного материала.