О модуле «Светская этика» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» консультация по орксэ (3 класс) на тему. Что такое светская этика? Основы светской этики 5 правил светской этики

Данные об авторе

Понизова Мария Владимировна

Место работы, должность:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "СОШ с. Аркадьевка"

педагог-организатор

Амурская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Начальное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса:

Цель урока: познакомить учащихся с тем, что такое этика, светская этика; воспитывать нравственность, желание совершать добрые поступки

Предмет: ОРКиСЭ 4 класс

Тема урока: Что такое светская этика.

Цели урока: познакомить учащихся с тем, что такое этика, светская этика и что она предполагает; развивать интерес к предмету; воспитывать нравственность, желание совершать добрые поступки.

Задачи урока:

· Ознакомление уч-ся с курсом, основными понятиями, терминологией.

· Воспитание у уч-ся нравственных идеалов и ценностей. Формирование самостоятельной работы с источниками информации в подготовке творческой беседы.

Оборудование: компьютер, презентация, работы детей

Этапы урока

1. Организационный момент

2. Актуализация ранее изученного. Проверка домашнего задания.

3. Сообщение темы и целей урока

4. Изучение нового материала

5. Физкультминутка-игра

6. Первичное осмысление и закрепление материала.

7. Домашнее задание

8. Подведение итогов.

Ход урока

1. Оргмомент. (Проверка готовности к уроку)

2. Актуализация знаний по теме «Россия - наша Родина». Проверка домашнего задания.

Вопросы к учащимся :

О чём беседовали с родными и друзьями?

Что нового узнали для себя?

Что их особенно заинтересовало?

Рассказы учащихся о традициях принятых в их семьях, демонстрация рисунков.

3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означают слова светская этика и вспомним правила поведения вежливого человека.

4. Изучение нового материала.

Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди.

Ребята, как вы думаете, каким принципами руководствуется человек, выстраивая своё поведение в обществе, за столом, в общественных местах?

А как одним словом всё это можно назвать? /этика/

Значит, о чём мы сегодня будем беседовать?

Этика - это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.(Дети читают определение на слайде и записывают пропущенные слова в тетради задание №1 )

Это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

Основателем науки Этика был древнегреческий философ Аристотель. (На фоне слайда учитель рассказывает о биографии Аристотеля)

Аристотель (IV век до н.э.) - греческий философ, учёный-энциклопедист. История жизни Аристотеля удивительна. Он стал основателем многих отраслей знаний: физики, биологии, психологии, политологии; он создал свою школу, был наставником Александра Македонского. Противники страшились его речи, всегда ловкой и логичной, всегда остроумной. Научное наследие Аристотеля огромно. Оно образует полную энциклопедию научных знаний своего времени. Наибольшей известностью пользуются следующие его сочинения: «Физика», «Поэтика», «О душе», «Этика», «Политика», «История животных». Жил он в Древней Греции, где все науки назывались философией. (Дается определение философии). Аристотель считал, что этика это часть философии.

Работа с иллюстрациями учебника /слайд/

На слайде представлена фреска Рафаэля. «Афинская школа», которая имеет и другое название «философские беседы». На ней художник изобразил великих мыслителей, живших в другое время и в другой стране. Некоторым он придал черты своих современников. Например, в центре фрески мы видим фигуру Платона, который имеет черты великого художника Леонардо да Винчи. Справа от него стоит Аристотель, держа в руке свою книгу «Этика».

Выполнение задания (тетрадь задание №2) Сгруппируйте иллюстрации. По какому признаку вы это сделали?

Ответ на слайде (стадион, школа, театр - это светские сооружения; все остальные - церковные), светские профессии - учитель, строитель, врач. Т.е.светский (на виду, на свету, публичный, общественный …)? Различают этику религиозную и светскую

Светская этика - это нормы поведения принятые в гражданском обществе.

Работа с учебником стр.7 абзац 3-4

А теперь послушайте пословицу. Попробуем вместе понять ее мудрость.

Посей поступок - пожнёшь привычку;

Посей привычку - пожнёшь добродетель или порок;

Посей добродетель или порок - пожнёшь характер;

Посей характер - пожнёшь судьбу.

Каждый человек, где бы он ни жил, чем бы он ни занимался, вступает в самые разнообразные отношения с другими людьми. Одним из регуляторов этих отношений, который ставит перед человеком вопрос: справедливо ли он поступает и что несет людям - добро или зло? - является мораль. Мораль дает человеку возможность оценить поступки окружающих людей, понять себя и осмыслить, правильно ли он живет, как надо жить и к чему стремиться. Этика изучает мораль.

Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения». Слайд №

Всё это можно назвать словом НРАВ, от которого в русском языке произошло слово НРАВСТВЕННОСТЬ. Поэтому слова «мораль» и «нравственность» являются синонимами.

Как вы думаете, когда люди поступают нравственно, а когда - безнравственно?

5. Физкультминутка-игра.

Теперь попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо - руки на парте, наклон головы в знак согласия; невежливо - руки вверх)

· Поздороваться при встрече …(вежливо)

· Толкнуть и не извиниться …(невежливо)

· Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)

· Перебивать старших…(невежливо)

· Уступить место пожилому человеку… (вежливо)

· Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо)

6. Закрепление изученного материала.

Проигрывание ситуаций. Работа в группах.

Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивее манеры поведения, так и нарушение этикета.

Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.

Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?

Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.

«А что ты мне за это дашь?» - спрашивает тот.

После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.

Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:

В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать нравственным?

Какое поведение вы не одобряете?

7. Итог урока. Домашнее задание.

С каким понятием вы познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.

Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика?

Рабочая тетрадь задание №3

8. Рефлексия.

Договори предложение:

Мне на уроке было …

Я познакомился с новыми терминами и понятиями ….

Я узнал, что …

Теперь я знаю, что «светская» - это значит …

Не новость, что наука о правилах поведения в приличном обществе зародилась давно и, видоизменяясь в течение эпох, все равно продолжала жить и благополучно развиваться. Сегодня ответ на вопрос «Что такое светская этика?» знают даже дети, ведь у младших школьников этот предмет входит в обязательную программу. Поэтому разобраться с тем, что представляет собой подобный урок и чему обучаются на нём ребята, оказывается важным и актуальным.

ОРКСЭ: что это такое?

Эта аббревиатура расшифровывается как «Основы религиозных культур и светской этики» и представляет собой учебный предмет, повсеместно введенный российским Министерством образования с 2012 года в классы младшей школы по всей стране. Для всех регионов этот предмет в настоящее время является федеральным и обязательным компонентом. Основы светской этики и религии включают 6 модулей; из них ученик вместе со своими законными представителями (родителями, опекунами) выбирает только один на свое усмотрение для дальнейшего изучения.

Цели и задачи

Если с тем, что такое светская этика, всё понятно, то разбор положений о том, на что направлено введение данного учебного предмета, остается открытым. К глобальной цели общего курса ОРКСЭ относится формирование у младшего подростка осознанного нравственного поведения и мотиваций к нему, привитие ребенку уважения к религиозным и культурным традициям мультинационального населения России, обучение школьника умению вести диалог с представителями иных мировоззрений и взглядов. К более локальным задачам, выделяемым в программе основ светской этики, относятся:

  • взращивание в сознании младшего подростка представлений о важности нравственных ценностей и норм для достойного существования личности, семьи, всего общества;
  • знакомство учеников с базисными основами христианской (православной), мусульманской, иудейской, буддийской культур, ключевыми положениями мировых религиозных движений и этики;
  • систематизация понятий, знаний и представлений о духовном самосознании, морали и культуре, полученных младшими подростками в ранних классах начальной школы, основанное на них формирование мировоззренческих ценностно-смысловых ориентиров, обеспечивающих единое восприятие родной культуры и истории и их достижений при обращении к изучению предметов с гуманитарной направленностью на ступени основной (средней) школы;
  • развитие способностей учеников к сотрудничеству и общению в многоконфессиональной и полиэтнической среде, где взаимодействие выстраивается на принципах взаимного уважения и ведения диалога с целью сохранения общественного согласия и мира.

Становление предмета

Итак, что такое светская этика в школах и на выполнение каких первоочередных задач она направлена сегодня, выяснено. Но вот как проходило введение в школьную практику абсолютно новой, ранее незнакомой детям учебной дисциплины? Этот процесс осуществлялся в 3 продолжительных этапа:

  1. С 2009 по 2011 год данная предметная область была апробирована в 21 субъекте РФ.
  2. С 2011 по 2014 год предмет был внедрен без исключения во всех субъектах страны, поддерживаемый и сопровождаемый системой информационно-коммуникационных технологий, благодаря специально созданному для этого Интернет-ресурсу, обеспечивающему организационно-методическую и информационную базу для ведения курса ОРКСЭ.
  3. Завершающий этап прошел совсем недавно, а именно - охватил период с 2014 по 2016 год. В это время была дана положительная оценка эффективности введения подобной дисциплины в общеобразовательные учреждения, в связи с чем культура, светская этика и знание фундаментальных положений мировых религий вошли в программы школ в качестве единого, обязательного и неизменного предмета.

Направления будущего развития

На третьем этапе планируется также постепенная разработка координационной деятельности со стороны исполнительной власти в отношении субъектов РФ в сфере образования. Это же относится и к другим участникам а именно:

  • родителям или другим законным представителям, от которых требуется осуществление осознанного выбора одного из модулей, предлагаемых в рамках ОРКСЭ;
  • профессиональным кадрам, которые организуют процесс на местах, отвечают за осуществление эффективного изучения курса, подкрепляют теорию материально-техническими вспомогательными средствами и т. д.

Кроме этого, под контроль планируется взять проведение мероприятий, позволяющих выявить качество преподавания предмета в муниципальных и государственных общеобразовательных учреждениях РФ. Будет продолжаться и разработка предметной области основ светской этики в в данном случае - начального основного общего образования (НОО). Коррективы и дополнения будут вноситься с учетом Концепции воспитания личности российского гражданина и его духовно-нравственного развития.

Что же прописано во ФГОС НОО?

Рабочая программа ФГОС по светской этике предусматривает обязательное изучение предмета, например, в 4 классе, в течение 34 учебных часов за весь учебный год. Периодичность проведения дисциплины составляет 1 занятие в 5 рабочих дней; подобное положение было утверждено распоряжением Правительства РФ от 28 января 2012 года, а закреплено специальным письмом Министерства образования и науки специальным положением и того раньше - ещё в августе. Первоначально предмет назывался «Основы духовно-нравственной культуры народов России», однако приказом Минобрнауки от декабря 2012 года во ФГОС было внесено изменение, согласно которому учебная дисциплина сменила название на уже упоминавшееся выше ОРКСЭ.

По вопросу «Что такое светская этика в школах?» пробелов в знаниях теперь остаться не должно. Однако как же дисциплина реализуется в стенах каждого, отдельно взятого учебного заведения? Стандарт в данном случае лоялен: организации самостоятельно формируют структуры основных образовательных школьных программ и поурочное планирование по светской этике, одной из составных единиц которого является, например, учебный план. При этом руководству всё же необходимо опираться на некоторые документы. Это нормативные правовые акты Минобрнауки РФ и Правительства, положения Федерального закона и примерный план основной образовательной программы ФГОС по основам светской этики.

Как происходит мониторинг и для чего он нужен?

Может показаться, что ОРКСЭ - предмет крайне неточный, несравнимый, например, с математикой или физикой, где есть формулы, законы, доказанные теоремы. Неужели проверить знания в таком случае невозможно? Это не так. Во ФГОС закреплено положение, согласно которому на региональном и федеральном уровне в каждом субъекте России ежегодно проводится ежеквартальный мониторинг ученических знаний (традиционные контрольные работы, тесты и пр.). Он позволяет:

  • определять наличие потребностей субъектов РФ в дополнительном сопровождении ведения курса;
  • сопоставлять и обогащать накопленный педагогический опыт преподавания относительно «молодой» дисциплины;
  • выявлять качественные эффекты программы, выстраивать вектор её корректировки.

Впоследствии результаты мониторинга обрабатываются в специально созданной для этого автоматизированной информационно-аналитической системе (коротко - ИАС). Данные сохраняются и постепенно формируют единую базу данных.

Модули

Урок по основам светской этики для своего чада выбирают родители или любые другие законные представители, которые оформляют заявление в письменной форме и предоставляют руководству школы. Предлагается 6 модулей - это могут быть основы:

  1. Буддийской культуры.
  2. Православной культуры.
  3. Исламской культуры.
  4. Иудейской культуры.
  5. Светской этики.
  6. Мировых религиозных культур.

При этом родителям учеников третьих классов предлагаются мероприятия консультирующего, информирующего, ознакомительного характера для того, чтобы они смогли сделать добровольный, свободный, осознанный и лучший выбор модуля для своего ребенка. Согласно закону, как сама реализация курса, так и помощь законным представителям в определении может и должна осуществляться благодаря привлечению соответствующих централизованных религиозных объединений.

Положительное значение

Курс ОРКСЭ позволяет воспитать в детях патриотизм, любовь, в том числе и к малой родине, её представителям и их труду, помочь усвоить нравственные ценности и развить такие качества, как уважение к другим культурам, терпимость, толерантность. Курс ОРКСЭ направлен на развитие метапредметных и личностных результатов, что окажется полезным при дальнейшем развитии ребенка как ученика.

Кроме этого, именно в рамках данной дисциплины происходит присоединение к школе семьи: родители и другие взрослые помогают детям понять и верно истолковать разные категории (любовь, дружба, альтруизм, вина, мораль, совестливость и др.), заложенные в содержании предмета. Консолидация усилий всех участников образовательного процесса позволяет добиться максимально эффективных результатов: это выработка умения у ребенка рефлексировать над собственными действиями, проявлять эмоционально-нравственную отзывчивость, работать в коллективе.

Экспертное заключение Московского бюро по правам человека на комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»

С 1 апреля 2011г в 19 регионах России начался эксперимент по введению в школах нового предмета - «Духовно-нравственное воспитание» (ДНВ). В рамках этого предмета для изучения в 4-м и 5-м классах предлагается учебный курс, состоящий из шести основных «содержательных модулей»:

· Основы православной культуры

· Основы исламской культуры

· Основы буддийской культуры

· Основы иудейской культуры

· Основы мировых религиозных культур

· Основы светской этики.

Каждому из этих модулей посвящено отдельное учебное пособие, выпущенное издательством «Просвещение» массовым тиражом и красочно иллюстрированное. Особняком стоят учебные пособия «Книга для учителя» и «Книга для родителей», разъясняющие в историческом и содержательном плане смысл предлагаемого учебного курса.

Каждое из пособий даёт своё определение культуры и религии, но нигде не определяется, что такое «религиозная культура». Любая культура укоренена в религии. Это признают все, кроме анонимных авторов «Основ светской этики». Поэтому лучше было бы говорить не о «религиозной культуре», а о культурной традиции, свойственной той или иной религии и конкретной стране.

Учебные пособия, посвящённые изложению основ православия, ислама, буддизма и иудаизма, дают немало полезной и интересной информации. Оптимальным вариантом знакомства детей с различными религиозными учениями было бы изучение ими основ мировых религий. Этому соответствует лучшее и наиболее объективное из предлагаемых учебных пособий - «Основы мировых религиозных культур». Оно знакомит с историей зарождения религий мира, их базовыми принципами, их священными книгами и культурными традициями. Это, безусловно, содействовало бы воспитанию у школьников веротерпимости и расширению их культурного горизонта. Что касается «Основ светской этики», то это пособие, полное фактических ошибок и явных нелепостей (трактовка стыда, предпочтение «разумного эгоизма» альтруизму, утверждение о том, что «моральные нормы (правила) нигде не записаны» и т.п.), просто неприемлемо для изучения в его нынешнем виде, к тому же, у рецензируемого модуля не указано авторство.

Немало полезных сведений о религиях мира, религии и обществе, религиозной ситуации в России содержит «Книга для учителей». В основном это добротный справочный материал. Особенно информативны прилагаемые к разным разделам глоссарии. Однако книга не лишена и грубых ошибок: заявление, что «религия - это идеология» (стр. 24), утверждение (в духе советского атеизма), что специфика религии в том, что она мистифицирует земные корни частных, исторически изменчивых интересов (стр. 25), или сформулированное в том же атеистическом духе обвинение: «Некоторые религии используют обряды для закрепления в сознании верующих религиозных представлений и укрепления веры во всемогущие силы» (стр. 28). А какие религии иначе относятся к обрядам? По-видимому, обрядовую практику всех религий автор(ы) считает криминальной. На стр. 17 академик Павлов назван «глубоко верующим» человеком. Между тем Павлов открыто называл себя неверующим. Но при советской власти он защищал право верующих исповедовать православие. Следует отметить и другие «ляпы». Оскорбительно для одной из христианских конфессий утверждение о том, что протестантская этика «со временем… оказалась ненужной» (стр. 16). Архаично традиционное (хотя и с оговорками) противопоставление науки и религии (стр. 18). К сожалению, таких примеров можно привести много. Стоит ли навязывать учителям подобные примитивные и не соответствующие реальности представления?

Эксперимент по введению в школьную программу «духовно- нравственного воспитания», т.е. изучения одной из религий, охватывает пока 4-й и 5-й классы и рассчитан на два года. А что будет потом? Российская академия образования планирует через два года распространить его на всех школьников - с 1 по 11 классы.

Экспертная оценка оригинала-макета учебника

«Основы светской этики» 4-5 кл. (авторский коллектив)»

Общая оценка:

Предлагаемый текст модуля «Основы светской этики» не может быть рекомендован в качестве учебника, а сам подход к определению названия предмета, его места в общем курсе, содержательных акцентов и организация работы над ним вызывают недоумение и огромную обеспокоенность за судьбу и качество российского образования, российской школы.

Вопрос о введении данного курса не обсуждался ни публично (не говоря уже о референдуме или серьезных социологических опросах), ни в научной и педагогической среде. Последнее привело к откровенным нелепостям в его структуре и содержании, к дилетантизму как в философско-этическом, так и в педагогическом отношении. Нелепо само сочетание модулей, в ряду которых раздел по этике совершенно неуместен. Этика может преподаваться в школе как самостоятельный предмет, но не как искусственный придаток к религиозным модулям, призванный создать иллюзию политкорректности. Уже в самом названии «Светская этика» проявляет себя непрофессионализм и своего рода угодничество тех, кто стоит за ним. Иными словами, неприемлемо как название, так и само присутствие данного раздела в предлагаемом курсе.

Само содержание модуля «Светская этика» нельзя исправить и довести до приемлемого состояния никаким редактированием. В нем много теоретических недостатков, но в первую очередь он неприемлем по тому содержащемуся в нем духовно-идеологическому посылу, выражающему желание превратить людей в исполнителей некоторых общественных норм, а по набору доминирующих ценностей - в роту марширующих солдат. Никакая философская этика, никакая мораль не может санкционировать такой подход. Данный текст, в сущности, не имеет ничего общего с этикой как областью философии и создает превратный образ морали как духовно-практического явления. Философия нацелена на формирование способности критически мыслить, подвергать рациональному анализу в том числе и утверждения, относящиеся к области морали, на сомнение в общепринятых словесных морализирующих формах. Предлагаемый текст, наоборот, ориентирует на некритичное восприятие, послушание, подчинение. Если вспомнить формулу недавнего прошлого о подчинении личных интересов общественным, то курс «светской этики» по сути дела оборачивается курсом «советской этикой».

1. Название учебного предмета и соответственного учебника представляется неудачным, если не сказать недопустимым, по ряду оснований:

Термин «светская этика» не принят в современной философской литературе, точно также как у него нет историко-философской традиции. Это синоним этики как области философского знания, подчеркивающий ее отличие от религиозной этики, состоящее в том, что она объясняет мораль без апелляции к божественному откровению и вмешательству. Как пишет академик А.А. Гусейнов, «Словосочетание «светская этика» не имеет в исследовательской литературе широкого хождения и терминологического статуса. Его нет, в частности, в российских, английских, немецких философских и специализированных этических словарях. В европейской традиции теория морали, начиная с Аристотеля, всегда именовалась этикой (философией морали), но никогда - светской этикой. В Германии школьный предмет, предлагаемый в качестве альтернативы теологии, также не именуется светской этикой, а просто этикой. Еще один показательный пример: Тэнзин Гьяцо (Далай-лама XIV), написавший книгу о нерелигиозном понимании современных нравственных проблем, назвал ее «Этика для нового тысячелетия», сочтя определение «светская» излишним. Мне неизвестны учебники, курсы лекций, иные систематизации под названием «светская этика» В западной литературе для обозначения нерелигиозной нравственной практики и нерелигиозного подхода к проблемам нравственного воспитания чаще принято употреблять термин «светский гуманизм» в сопоставлении и по аналогии с «религиозным гуманизмом». Однако, и в этом случае светский гуманизм, как правило, считается эквивалентом гуманизма». Могу к этому добавить, что и курс этики, созданный в свое время будущим Папой кардиналом К. Войтылой («Основания этики», Люблин, 1983), именовался именно этикой, а не религиозной или светской этикой. Просто Этикой.

Термин «светская этика» не имеет также никакой традиции в России. С тех пор, как термин «этика» вошел в русскую философскую лексику (а это случилось во второй половине XIX века, а не в XVIII веке, как написано в тексте урока 30, если же в тексте имеется в виду не этика, а нравственность, то она возникает намного ранее), он употреблялся без уточняющего определения «светская». В том числе и в русской религиозной философии не употребляется термин «светская этика». Вот одни из первых обозначений:

К.Д. Кавелин «Задачи этики», 1885;

Б.Н. Чичерин «Наука и религия о началах этики», 1879; «О началах этики» 1897;

Н.И. Кареев «Мысли об основах нравственности. Пролегомены по этике» 1905 (3-е изд.);

П.А.Кропоткин «Этика: Происхождение и развитие нравственности», 1922;

Э.Л. Радлов «Этика», 1922.

Еще один важный аргумент заключается в том, что в истории мысли нет однозначного соответствия между определенным типом объяснения морали в этике и тем, какие нормы и ценности в ней утверждаются. Все этические теории - как светские, так и религиозные - сходятся в том, что мораль нацелена на гармонизацию отношений между людьми и возвышение человеческой личности. Так же совпадают в основном и формулируемые ими высшие моральные требования. Как пишет А.А. Гусейнов, «Все они исходят из ценности индивидуально-ответственного поведения и заботливого, уважительного отношения к ближнему. Основное отличие состоит в том, что философская (научная) этика ориентирована на автономию воли личности и высокую степень достижимости нравственного совершенства человека и общества, в то время как религиозная этика осуществление нравственного идеала переносит в потусторонний мир, а необходимые для этого человеческие усилия связывает с божественной благодатью». Иными словами, этические системы различаются, в первую очередь, по способу обоснования морали, но не по нормативно-ценностному содержанию, которое и является основным содержанием учебного курса. Поэтому выделять его содержательно по признаку «светскости» нет никаких оснований. Если вы попытаетесь сравнить отдельные модули учебного курса, то ни в одном не найдете таких моральных суждений, формулировок таких моральных норм, которые не могли бы стать предметом этического рассмотрения и не утверждались бы в нерелигиозной морали.

Озвученные в недавнее время интерпретации светской этики как внецерковной, но не нерелигиозной противоречат историко-философской традиции и искажают образ современной этической мысли. Они только подчеркивают и так существующее противоречие между конституционно закрепленным отделением церкви от государства и введением в обязательную школьную программу основ религиозной культуры.

Данный раздел мог бы называться «Этика», «Основы этики»…

Мне трудно судить, почему при определении названия и содержания школьного предмета совершенно не принималась во внимание позиция ведущих специалистов в данной области, а также то, почему к данному предмету предъявлялись требования и ограничения, выражающие самые примитивные представления об этике и морали. Самым непонятным, странным и возмутительным - если это правда - является запрет на употребление слова «гуманизм». Последствия этого, на мой взгляд, недопустимого и ничем не оправданного подхода имеют исключительно негативный и неустранимый с помощью отдельного редактирования характер.

2. Иллюстрации вызывают серьезные возражения - они носят явно тенденциозный и ограниченный характер, местами просто противоречат содержанию идей (например, урок о специфике морали проиллюстрирован изображениями Государственной думы). Кроме того, они представляют светскую этику как совершенно оторванную от истории культуры, от тех разнообразных сюжетов, которые становились предметом философско-этических размышлений. Иллюстрации носят однообразный характер - много раз повторяются сцены благотворительности, военной службы и спорта. Это создает ощущение доминирования соревновательности и воинственности. Непонятно, почему основной изобразительный ряд, главным образом, сводится лишь к реалиям российской жизни - это его существенно обедняет.

Оформление общей обложки учебного курса также вызывает возражения: во-первых, мировые религии не связаны непосредственно с этническими признаками, в то время как фотография четырех детей совершенно определенно призвана символизировать четыре религии через внешне узнаваемые черты. Понятно, что нерелигиозная часть курса не нашла для себя никакого образа. Думаю, предлагаемое оформление обложки не отвечает идеям терпимости и культурного многообразия, визуально навязывает идею существования только четырех возможностей выбора и лишь религиозного характера. Не говоря уже о просто ошибочном связывании вероисповедания с внешними национальными чертами.

3. Учебник основан на ознакомлении учащихся с основными этическими понятиями, что, на мой взгляд, делает его тяжелым для восприятия.

4. К сожалению, непонятен аврально-скандальный способ подготовки текста, который привел к тому, что в текстах не чувствуется личностного присутствия автора. Разговор о морали, в результате, получается формальным, лишенным искренности.

Постраничные замечания

1. (стр. 5). Абзац неудачен по содержанию - светская этика не вписывается в предлагаемый ряд. В данном учебнике - совершенно оправданно − под словом «этика» понимается область философского знания о морали. Вряд ли можно утверждать, что этика в этом смысле занимает особое место в духовных традициях России. Скорее, автор подразумевает нравственное содержание духовных традиций. Собственно говоря, в данной формулировке становится очевидной вся абсурдность, алогичность и нелепость нахождения этики в предлагаемом ряду. Обращаю ваше внимание, что первый урок в двух модулях - по буддизму и иудаизму - имеет лучшую редакцию.

2. (стр. 6. абзац 2). Союз «и» не подходит по смыслу. Термин «нравственность» можно поставить в скобки.

3−4. (стр. 7). Этика как философское знание о морали, в первую очередь, является размышлением о морали, о ее нормах, запретах, о том, что ценно для счастливой человеческой жизни. Подобно тому, как философия в целом критична по отношению к обыденному сознанию, этика может быть критичной по отношению к принятым, общераспространенным моральным представлениям и даже к морали в целом. Она может учить человека способности мыслить о морали, предохраняет его от морального самообмана. Но она сама по себе не может сделать человека моральным. Для нее существенным вопросом является, что есть «лучше», что есть «благо» для человека. В тексте учебника этот вопрос полностью снят, неоднократно повторяется, что этика и мораль (стр. 7, 11) помогают человеку стать лучше, тогда как моральные ценности и этика определяют то, что есть это «лучше».

3. (стр. 7). Неверная формулировка: навязывается мысль, что одни люди моральные, а другие - лгущие, грубые и т.п. Но мораль, в первую очередь, касается отношения человека к самому себе, к своим поступкам, мыслям, чувствам, к собственной способности творить и добро и зло. Вообще само разделение людей на добрых и злых является неверным.

5. (стр. 8). Термин культура не греческого, а латинского происхождения. (Впервые слово «культура» встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234−149 до н.э.), который назывался De agri cultura).

6. Фраза «культура не существует в единственном числе в отличие от природы» (стр. 8) неудачна. Природа также разнообразна. (У стоиков речь идет о другом).

7, 10. (стр. 9, 10). Дается неудачное определение морали («совокупность требований, норм и правил поведения человека с точки зрения добра и зла») - мораль сводится в нем к нормам. (Мораль в этике понимается как гораздо более богатое явление, включающее и нормы, и ценности, и качества характера и т.д.) Определение странно выстроено стилистически - нормы и правила не могут быть «с точки зрения» (это же определение на стр. 10).

8. Совершенно неприемлемое сведение положительного и отрицательного в морали к тому, что помогает или мешает жить, делает жизнь хуже или лучше. По своей неверности и примитивности данный тезис просто не подлежит обсуждению.

9. (стр. 9). Не могу согласиться с тезисом, что моральные нормы поведения создавались для того, чтобы «передавать знания о добре и зле следующим поколениям».

10. (стр. 10). Неудачная иллюстрация.

11. (стр. 11). Утверждение, что следуя моральным нормам человек делает жизнь окружающих его людей и свою жизнь лучше, повторяющиеся в других местах «оправдания» морали ее полезностью, превращение ее в средство улучшения жизни − все это сводит обоснование морали к утилитарным аргументам. О вторичности понятий «лучшей жизни и лучшего человека» по отношению к моральным ценностям уже было сказано. Похоже, что авторы просто игнорируют одну из несомненных истин как научной, так и религиозной этики о том, что добро имеет самоценный смысл, содержит свою награду в себе.

12. (стр. 11). Складывается впечатление, что автор (в сущности отсутствующий, размытый, коллективный) не рискует доверить индивиду решение о моральных вопросах. Поэтому, считает возможным употребить теоретически и педагогически криминальное словосочетание «следить за моралью».

13. (стр. 11). Безнаказанность также очень пугает воображаемого автора. Он скорее допустит, что каждому из нас ведомо, что есть благо для другого и благо вообще - потому каждый должен помогать другому стать лучше. Поэтому ученику предлагается наказывать другого, осудить его (оговорка, что «осудить - не главное» ничуть не меняет дела - ведь осудить надо).

14, 15. (стр. 12−13). Неудачные определения добра и зла. Неприемлемое сведение добра к поступкам. Стр. 14 - примеры с рабством и крепостным правом неудачны для иллюстрации изменения представлений о добре и зле. (Христианская заповедь «не убий» существовала и в период крепостничества). Кроме того, существует различие между нравами, социальной практикой и представлениями о добре и зле.

16. (стр. 14). Складывается неверное представление, что люди становились более нравственными (это уже проблема) в результате того, что задумывались, как сделать жизнь лучше.

17, 18. (стр. 16−17). Добродетель и порок - качества характера, проявляющиеся в поступках. (Неверно - «по которым ее оценивают другие люди»). С. 16−17 - неудачные иллюстрации. В современной культуре есть личности, действительно олицетворяющие достойные дела. Например, Альберт Швейцер, мать Тереза. Можно вспомнить русского врача Гааза, прозванного «святым доктором». Возможны иллюстрации к художественным произведениям, сказкам и т.п. Не стоит подменять моральные качества человека его профессиональными достижениями и исполнением конституционного долга - это разные вещи. А подобная подмена постоянно навязывается через иллюстрации.

19. (стр. 17). Пороки - не действия, а качества характера (на этой странице, как и на многих других, видно отсутствие единого автора).

20. (стр. 19). Во-первых, хочется спросить - а надо жить, как хочется кому? Во-вторых, жить по-своему не проще. Проще быть абсолютным конформистом.

21. (стр. 20). Добродетель у Аристотеля - выбор не варианта, а просто - поступка в конкретных обстоятельствах. Пороки НЕ являются избытком или недостатком добродетели у Аристотеля. (Избыток добродетели невозможен).

22. (стр. 21). Ошибка - у Аристотеля (и вообще по смыслу и логике) не двуличие, а вздорность.

23. (стр. 21). Избытка дружелюбия не может быть, избыток добродетели невозможен, по Аристотелю.

Стр. 43. Неверно. Золотое правило не направлено на предвидение последствий поступков.

Стр. 62. Неприемлема большая часть текста. Анекдотично выглядит ряд: иудаизм - ислам - православие - буддизм - светская этика - в качестве элементов духовной традиции России. Может идти речь лишь о нравственном содержании этой духовной традиции, светская этика как философское знание, - не вписывается в этот ряд. Нравственная основа духовной традиции формировалась задолго до возникновения мировых религий и существовала в разных, не только религиозных формах. (Как уже говорилось, термин «этика» используется в русской философии со второй половины XIX века, а термин «светская этика» вообще не имеет традиции в русской философской мысли).

Старший научный сотрудник Института философии РАН,

С 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента - планируемый ко включению во всех регионах с 2012 года .

Первая половина курса (для 4-й четверти IV класса)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)

  • Урок 1. Россия - наша Родина.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

  • Урок 2. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека.
  • Урок 3. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
  • Урок 4. Ценность родства и семейные ценности
  • Урок 5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.
  • Урок 6. Образцы нравственности в культурах разных народов.
  • Урок 7. Нравственный образец богатыря.
  • Урок 8. Дворянский кодекс чести.
  • Урок 9. Джентльмен и леди.
  • Урок 10. Государство и мораль гражданина.
  • Урок 11. Образцы нравственности в культуре Отечества.
  • Урок 12. Мораль защитника Отечества.
  • Урок 13. Порядочность. Интеллигентность.
  • Урок 14. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
  • Урок 15. Что значит «быть нравственным» в наше время?
  • Урок 16. Творческие работы учащихся.
  • Урок 17. Подведение итогов.
Вторая половина курса (для 1-й четверти V класса)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).

  • Урок 1 (18). Добро и зло.
  • Урок 2 (19). Долг и совесть.
  • Урок 3 (20). Честь и достоинство.
  • Урок 4 (21). Смысл жизни и счастье.
  • Урок 5 (22). Высшие нравственные ценности.
  • Урок 6 (23). Идеалы.
  • Урок 7 (24). Принципы морали.
  • Урок 8 (25). Методика создания морального кодекса в школе.
  • Урок 9 (26). Нормы морали. Этикет.
  • Урок 10 (27). Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против».
  • Урок 11 (28). Образование как нравственная норма.
  • Урок 12 (29). Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)

  • Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
  • Урок 31. Подготовка творческих проектов.
  • Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т. д.
  • Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг», и т. д.
  • Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.)

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Основы светской этики" в других словарях:

    Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах… … Википедия

    - (ранее Основы религиозных культур и светской этики, ОРКСЭ) учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19… … Википедия

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Основы православной культуры (ОПК) учебный предмет, включённый Министерством образования и на … Википедия

    - … Википедия

    Официальным учебником по курсу Основы православной культуры (ОПК) является учебник, подготовленный протодиаконом Андреем Кураевым. Православным Свято Тихоновским гуманитарным университетом подготовлено методическое пособие для учителей. Кураев А … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Чувашия (значения). Координаты: 55°33′ с. ш. 47°06′ в. д. / 55.55° с. ш. 47.1° в. д. … Википедия

    - … Википедия

    Координаты: 60°05′ с. ш. 40°27′ в. д. / 60.083333° с. ш. 40.45° в. д. … Википедия

    Координаты: 54°48′ с. ш. 21°25′ в. д. / 54.8° с. ш. 21.416667° в. д. … Википедия

    Учебные предметы учебные курсы, изучаемые в школах России и других постсоветских государств. По итогам каждой четверти (в 1 9 х классах), полугодий (10 11), и каждого учебного года ученикам выставляются оценки. После окончания школьного… … Википедия

Книги

  • Основы светской этики. 4 класс (4-5 классы). Учебник. РИТМ. ФГОС , Шапошникова Татьяна Дмитриевна, Савченко Ксения Владимировна, Шемшурин Алексей Андреевич, Брунчукова Надежда Михайловна, Демин Ростислав Николаевич. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс (4-5 классы). Учебник знакомит с основными этическими…