Святой Дух: как и зачем Он пребывает с хриcтианами. Кто такой дух святой и что он делает Читать кто такой дух святой

I. ПОНЯТИЕ «ДУХ»

Изначально еврейское слово руах , как и греческое пнеума , означало «дыхание» или «ветер», а значение «дух» приобрело позже. В НЗ слово пнеума встречается в пяти значениях:
1) В основном значении – «ветер» – это слово употребляет Иисус в разговоре с Никодимом: «Ветер, где хочет веет...» (Ин 3:8 – перевод НЗ под редакцией епископа Кассиана; сравните Евр 1:7 : «делающий ангелов Своих ветрами» – перевод НЗ под редакцией епископа Кассиана);
2) Неоднократно это слово употребляется в значении «человеческая душа»: «Дух бодр...» (Мф 26:41 ). Так, о дочери Иаира сказано: «и возвратился дух ее» (Лк 8:55 ). Дух апостола Павла «возмутился» при виде Афин – «города, полного идолов» (Деян 17:16 ). Божий Дух «свидетельствует нашему духу, что мы – дети Божии» (Рим 8:16 ). Нам следует сохранять свой дух без порока (1Фес 5:23 ) и т.д.;
3) Слово пнеумата (множественное число от пнеума ) встречается в контексте «духи праведников, достигших совершенства» (Евр 12:23 ) и «духи, находящиеся в темнице» (1Пет 3:19 );
4) В Библии говорится и о недобрых духах: злых духах (Мф 8:16 ; Деян 19:12 ) называют обычно «нечистыми» духами (Мф 10:1 ; Деян 5:16 и другие), прорицательными духами (Деян 16:16 ), а также «духом немощи» (Лк 13:11 ), дух усыпления (Рим 11:8 ) и т.д. В этих случаях речь не обязательно идет о некоей личности, поскольку слово «дух» может использоваться и в иносказательном значении;
5) Обычно слово пнеума употребляется в словосочетании «Святой Дух».

II. СВЯТОЙ ДУХ

А. ТВОРЯЩИЙ БОЖИЙ ДУХ

Творящий Божий Дух созидает и поддерживает все сущее. До того как из первоначального хаоса была создана вселенная, «Дух Божий носился над водою» (Быт 1:2 ). В нем было творческое начало, вызвавшее к жизни все сущее. Божий Дух – это дыхание Бога, творящее жизнь (Иов 27:3 ; Иов 33:4 ; Пс 103:29 и следующие). Этот «дух жизни» оживил «рассеянные кости Израиля» (Иез 37:1-14 ) и двух свидетелей Божьих (Откр 11:11 ). Он подобен «слову» (логос ), бывшему в начале у Бога, через которое все было сотворено (Ин 1:1 и следующие). Это творящее Слово – Сам Христос (1Кор 15:45 ; → ). Тождество Христа и Святого Духа выражено Павлом в словах: «Господь есть Дух» (2Кор 3:17 ). → (IV,В).

Б. БОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА, ВОЗДЕЙСТВУЮЩАЯ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ

Святой Дух – это Божья сила, определяющая и направляющая ход человеческой жизни. Это признается еще ВЗ. Божий Дух дает человеку разумение (Иов 32:8 ). «И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их» (Неем 9:20 ). «И дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!» (Агг 2:5 ). Человеку следует довериться этому Духу (Пс 142:10 ). Он вершает великие деяния, рядом с которыми человеческие усилия кажутся ничтожными (Зах 4:6 ). Он наделяет чрезвычайными дарованиями и способностями людей, призванных к особому служению, например художников (Исх 31:1 и следующие), судей (Суд 3:10 ; Суд 6:34 и другие), пророков (Ис 59:21 ), помазанных царей Израиля (1Цар 10:6,10 ; 1Цар 16:13 и следующие). Часто Дух Божий нисходил на отдельных людей или на целые группы, наделяя их даром пророчества (1Цар 19:20,23 ); 70 старейшин получили часть Духа, почившего на Моисее (Чис 11:17 ). На Елисее «опочил» Дух Илии (4Цар 2:15 ). Прежде всего Дух Божий почиет на Мессии (Ис 11:1 и следующие; Ис 42:1 ). На Иисуса Дух Божий снизошел после Его крещения в Иордане (Мф 3:16 ). Силой этого Духа Он исцелял и благотворил (Деян 10:38 ). Этот Дух, воскреснув, Иисус вдохнул в Своих учеников, сказав им: «Примите Духа Святого» (Ин 20:22 ). Когда о земной жизни Иисуса говорится: «Еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин 7:39 – перевод НЗ под редакцией епископа Кассиана), то имеется в виду предстоящее сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы: условием этого сошествия было вознесение Иисуса после Его жертвенной смерти и занятие Им места одесную Бога. Поэтому Иисус мог сказать: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16:7 ).

В. ОБИТАНИЕ ХРИСТА В ВЕРУЮЩИХ

1) В Своих прощальных речах (Ин 13:31 – 16:33) Иисус обещал ученикам приход Утешителя (Ин 14:16,26 ; Ин 15:26 ; Ин 16:7 ), Которого Он пошлет после Своего отшествия. Слова Иисуса: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин 14:18 ) дают ясно понять, что Сам Иисус явится в обещанном Утешителе Своим ученикам, чтобы вселиться в них. Таким образом христианство не знает другого «представителя Христа на земле» кроме Святого Духа, в Котором Иисус приходит к верующим. Но мир не может Его принять, потому что «не видит Его и не знает Его» (Ин 14:17 ). Мир не принимает Святого Духа «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть» (Быт 6:3 ; сравните Ис 63:10 ). Примирение, принесенное Иисусом на Голгофе, открыло Святому Духу путь к сердцам людей, принявших жертву Христа и уверовавших в Него. Первыми восприняли дары Святого Духа ученики Иисуса. Им было поручено оставаться в Иерусалиме и ждать, доколе они не облекутся «силою свыше» (Лк 24:49 ; Деян 1:4 );
2) СОШЕСТВИЕ Святого Духа (Деян 2) сопровождалось шумом, сильным ветром и «разделяющимися, как бы огненными языками». Эти знамения явили собой движущую и всеувлекающую мощь Святого Духа, его просветляющую и очищающую силу. В этот момент ученики Иисуса исполнились Святым Духом. Тем самым вознесенный на небеса Христос взял их в Свое владение. Обретенная учениками сила проявляется уже в проповеди Петра; она способствует рождению Церкви и соединению ее членов в живое сообщество (Деян 2:37-47 ; Деян 4:32 – Деян 5:11 );
3) ВОЗДЕЙСТВИЕ сошедшего Святого Духа: а) вселяясь через Святого Духа в христианина, Христос Сам Себя «прославляет» в нем (Ин 16:14 ). Тогда содеяное «за нас» Христом на Голгофе предстает перед нами в ярком свете. Мы на собственном опыте узнаём, что означают слова: «вы во Мне, и Я в вас» (Ин 14:20 ). Христианин обретает новое жизненное пространство, в котором он с того момента может и должен жить: во Христе. Внутренним миром человека правит уже иной властитель: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2:20 ). Его «Дух истины» наставит нас на истину и возвестит нам будущее (Ин 16:13 ). Святой Дух – это истинный учитель, который напомнит нам слова Иисуса (Ин 14:26 ). Он свидетельствует об Иисусе и о Его спасительном подвиге (Ин 15:26 ). Верующий человек познает через Святого Духа совершенное возрождение, обретает состояние, которое Иисус назвал обязательным для вступления в Царство Божие (Ин 3:3,5 ). Отныне он – «новая тварь»: «древнее прошло, теперь все новое!» (2Кор 5:17 ). Только теперь верующий человек в полной мере является Божьим сыном и обладает связанной с этим свободой, «ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим 8:14 ). Воистину существует «Дух усыновления», который научает взывать: «Авва, Отче!» (Рим 8:15 ); б) верующий человек, принявший в себя Христа через Святого Духа, призывается на служение Господу и получает соответствующие его предназначению дары. Так, ученикам, на которых Святой Дух снизошел в день Пятидесятницы, были дарованы власть и сила, чтобы они могли свидетельствовать людям о Христе. Они «начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:4 ). Святой Дух с самого начала наделяет верующих дарами, которые придают им силы для выполнения возложенной на них миссии. В первых христианских общинах это были самые разнообразные дары Святого Духа, которых позднее христиане отчасти лишились. Об этих дарах и об их надлежащем применении смотрите 1Кор 12:1 и 1Кор 14:1 (→ , II). Они предназначались для прославления Господа и созидания Его Церкви. Это были дары знания, свидетельства, исцеления, пророчества, различения духов и т.д. (1Кор 12:8-10 ). Всеми этими дарами обладает Церковь; каждый ее член получает по Божьей воле лишь те дары, которые соответствуют его миссии (1Кор 12:11 ; Еф 4:7 ). Все множество даров дается одним Святым Духом (1Кор 12:4 ). И когда в Откр 1:4 ; Откр 3:1 ; Откр 5:6 говорится о семи Божьих Духах, находящихся перед престолом Божьим, то этот образ означает совершенство (→ , II,7) Дух во всех его проявлениях; в) верующий человек, принявший в себя Христа через Святого Духа, подчиняется новому закону Духа, освобождающему его в боговдохновенной «жизни во Христе Иисусе» от прежнего «закона греха и смерти» (Рим 8:2 ). Теперь человек живет не «по плоти», определявшей жизнь людей до их спасения, а «по духу» (Рим 8:4 ). Поэтому Павел взывает к галатам: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал 5:16 ). Ведомые Духом не подчиняются более никакому закону, они обладают царственной свободой (2Кор 3:17 ; Гал 5:18 ). Святой Дух желает сохранить Свою власть над христианином, Он наставляет его (Откр 3:6,13,22 ), обличает его тайные прегрешения (Деян 5:1-11 ; 1Кор 14:24 и следующие), подкрепляет его в молитвах, ходатайствует за него «воздыханиями неизреченными» (Рим 8:26 ). Плоды Духа – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22,23 ; сравните с Еф 5:9 ). Величайший плод среди них – любовь (1Кор 13). Христианин, «запечатленный» Святым Духом (→ , II,3), верует в свое спасение во Христе и в радостной надежде ожидает окончательного искупления (Рим 15:13 ; 2Кор 1:21 и следующие; Еф 1:13 и следующие);
4) Святой Дух является даром Божьим, который дается только по Его милости (Деян 8:17-20 ). Необходимые условия для получения дара Святого Духа – это покаяние и обращение к Иисусу Христу с верой (Деян 2:38 ). Упомянутое здесь крещение («...и да крестится каждый из вас...») символизирует обращение ко Христу. Христианин должен исполняться Духом (Еф 5:18 ) и не «угашать духа» (1Фес 5:19 ). Но как сказал Иисус, «кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф 13:12 ). → (III,4); → (IV).

Дух, Святой Дух

I. ПОНЯТИЕ "ДУХ"
Изначально евр. слово руах, как и греч. пнеума, означало "дыхание" или "ветер", а значение "дух" приобрело позже. В НЗ слово пнеума встречается в пяти значениях:

1) в основном значении - "ветер" - это слово употребляет Иисус в разговоре с Никодимом: "Ветер, где хочет веет..." (Ин 3:8; ср. Евр 1:7 : "делающий ангелов Своих ветрами");
2) неодно-кратно это слово употребляется в значении "человеческая душа": "Дух бодр..." (Мф 26:41) . Так, о дочери Иаира сказано: "и возвратился дух ее" (Лк 8:55) . Д. ап. Павла "возмутился" при виде Афин - "города, полного идолов" (Деян 17:16) . Божий Д. "свидетельствует нашему духу, что мы - дети Божии" (Рим 8:16) . Нам следует сохранять свой Д. без порока (1Фес 5:23) и т.д.;
3) слово пнеумата (мн.ч. от пнеума) встречается в контексте "духи праведников, достигших совершенства" (Евр 12:23) и "духи, находящиеся в темнице" (1Пет 3:19) ;
4) в Библии говорится и о недобрых Д.: злых Д. (Мф 8:16; Деян 19:12) называют обычно "нечистыми" Д. (Мф 10:1; Деян 5:16 и др.) , прорицательными Д. (Деян 16:16) , а также "духом немощи" (Лк 13:11) , Д. усыпления (Рим 11:8) и т.д. В этих случаях речь не обязательно идет о некоей личности, поскольку слово "дух" может использоваться и в иносказат. значении;
5) обычно слово пнеума употребляется в словосочетании "Святой Дух".

II. СВЯТОЙ ДУХ

А. ТВОРЯЩИЙ БОЖИЙ ДУХ
Творящий Божий Дух созидает и поддерживает все сущее. До того как из первонач. хаоса была создана вселенная, "Дух Божий носился над водою" (Быт 1:2) . В нем было творч. начало, вызвавшее к жизни все сущее. Божий Д. - это дыхание Бога, творящее жизнь (Иов 27:3; 33:4; Пс 103:29 и след.) . Этот "дух жизни" оживил "рассеянные кости Израиля" (Иез 37:1-14) и двух свидетелей Божьих (Откр 11:11) . Он подобен "слову" (логос), бывшему в начале у Бога, через к-рое все было сотворено (Ин 1:1 и след.) . Это творящее Слово - Сам Христос (1Кор 15:45 ; см. Иисус Христос). Тождество Христа и Св. Д. выражено Павлом в словах: "Господь есть Дух" (2Кор 3:17) . см. Бог (IV,В).
Б. БОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА, ВОЗДЕЙСТВУЮЩАЯ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ
Св. Д. - это Божья сила, определяющая и направляющая ход человеч. жизни. Это признается еще ВЗ. Божий Д. дает человеку разумение (Иов 32:8) . "И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их" (Неем 9:20) . "И дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!" (Агг 2:5) . Человеку следует довериться этому Д. (Пс 142:10) . Он вершает великие деяния, рядом с к-рыми человеч. усилия кажутся ничтожными (Зах 4:6) . Он наделяет чрезвычайными дарованиями и способностями людей, призванных к особому служению, напр. художников (Исх 31:1 и след.) , судей (Суд 3:10; 6:34 и др.) , пророков (Ис 59:21) , помазанных царей Израиля (1Цар 10:6,10; 16:13 и след.) . Часто Д. Божий нисходил на отдельных людей или на целые группы, наделяя их даром пророчества (1Цар 19:20,23) ; 70 старейшин получили часть Д., почившего на Моисее (Чис 11:17) . На Елисее "опочил" Д. Илии (4Цар 2:15) . Прежде всего Д. Божий почиет на Мессии (Ис 11:1 и след.; 42:1) . На Иисуса Д. Божий снизошел после Его крещения в Иордане (Мф 3:16) . Силой этого Д. Он исцелял и благотворил (Деян 10:38) . Этот Д., воскреснув, Иисус вдохнул в Своих учеников, сказав им: "Примите Духа Святого" (Ин 20:22) . Когда о земной жизни Иисуса говорится: "Еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен" (Ин 7:39) , то имеется в виду предстоящее сошествие Св. Д. в день Пятидесятницы: условием этого сошествия было вознесение Иисуса после Его жертвенной смерти и занятие Им места одесную Бога. Поэтому Иисус мог сказать: "Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам" (Ин 16:7) .
В. ОБИТАНИЕ ХРИСТА В ВЕРУЮЩИХ

1) в Своих прощальных речах (Ин 13:31 - 16:33) Иисус обещал ученикам приход Утешителя (Ин 14:16,26; 15:26; 16:7) , Которого Он пошлет после Своего отшествия. Слова Иисуса: "Не оставлю вас сиротами; приду к вам" (Ин 14:18) дают ясно понять, что Сам Иисус явится в обещанном Утешителе Своим ученикам, чтобы вселиться в них. Т.о. христианство не знает другого "представителя Христа на земле" кроме Св. Д., в Котором Иисус приходит к верующим. Но мир не может Его принять, потому что "не видит Его и не знает Его" (Ин 14:17) . Мир не принимает Св. Д. "Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть" (Быт 6:3; ср. Ис 63:10) . Примирение, принесенное Иисусом на Голгофе, открыло Св. Д. путь к сердцам людей, принявших жертву Христа и уверовавших в Него. Первыми восприняли дары Св. Д. ученики Иисуса. Им было поручено оставаться в Иерусалиме и ждать, доколе они не облекутся "силою свыше" (Лк 24:49; Деян 1:4) ;
2) СОШЕСТВИЕ Св. Д. (Деян 2) сопровождалось шумом, сильным ветром и "разделяющимися, как бы огненными языками". Эти знамения явили собой движущую и всеувлекающую мощь Св. Д., его просветляющую и очищающую силу. В этот момент ученики Иисуса исполнились Св. Д. Тем самым вознесенный на небеса Христос взял их в Свое владение. Обретенная учениками сила проявляется уже в проповеди Петра; она способствует рождению Церкви и соединению ее членов в живое сообщество (Деян 2:37-47; 4:32 - 5:11) ;
3) ВОЗДЕЙСТВИЕ сошедшего Св. Д.:

а) вселяясь через Св. Д. в христианина, Христос Сам Себя "прославляет" в нем (Ин 16:14) . Тогда содеяное "за нас" Христом на Голгофе предстает перед нами в ярком свете. Мы на собств. опыте узнаём, что означают слова: "вы во Мне, и Я в вас" (Ин 14:20) . Христианин обретает новое жизненное пространство, в к-ром он с того момента может и должен жить: во Христе. Внутр. миром человека правит уже иной властитель: "и уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал 2:20) . Его "Дух истины" наставит нас на истину и возвестит нам будущее (Ин 16:13) . Св. Д. - это истинный учитель, к-рый напомнит нам слова Иисуса (Ин 14:26) . Он свидетвует об Иисусе и о Его спасит. подвиге (Ин 15:26) . Верующий человек познает через Св. Д. совершенное возрождение, обретает состояние, к-рое Иисус назвал обязательным для вступления в Царство Божие (Ин 3:3,5) . Отныне он - "новая тварь": "древнее прошло, теперь все новое!" (2Кор 5:17) . Только теперь верующий человек в полной мере является Божьим сыном и обладает связанной с этим свободой, "ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии" (Рим 8:14) . Воистину существует "Дух усыновления", к-рый научает взывать: "Авва, Отче!" (Рим 8:15) ;
б) верующий человек, принявший в себя Христа через Св. Д., призывается на служение Господу и получает соответствующие его предназначению да-ры. Так, ученикам, на к-рых Св. Д. снизошел в день Пятидесятницы, были дарованы власть и сила, чтобы они могли свидет-вовать людям о Христе. Они "начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать" (Деян 2:4) . Св. Д. с самого начала наделяет верующих дарами, к-рые придают им силы для выполнения возлож. на них миссии. В первых христ. общинах это были самые разнообразные дары Св. Д., к-рых позднее христиане отчасти лишились. Об этих дарах и об их надлежащем применении см. 1Кор 12 и 14 (см. Дар, дарование, II). Они предназначались для прославления Господа и созидания Его Церкви. Это были дары знания, свидет-ва, исцеления, пророчества, различения духов и т.д. (1Кор 12:8-10) . Всеми этими дарами обладает Церковь; каждый ее член получает по Божьей воле лишь те дары, к-рые соответствуют его миссии (1Кор 12:11; Еф 4:7) . Все множество даров дается одним Св. Д. (1Кор 12:4) . И когда в Откр 1:4; 3:1; 5:6 говорится о семи Божьих Д., находящихся перед престолом Божьим, то этот образ означает совершенство (см. Число , II,7) Д. во всех его проявлениях;
в) верующий человек, принявший в себя Христа через Св. Д., подчиняется новому закону Д., освобождающему его в бо-говдохновенной "жизни во Христе Иисусе" от прежнего "закона греха и смерти" (Рим 8:2) . Теперь человек живет не "по плоти", определявшей жизнь людей до их спасения, а "по духу" (Рим 8:4) . Поэтому Павел взывает к галатам: "Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти" (Гал 5:16) . Ведомые Д. не подчиняются более никакому закону, они обладают царств. свободой (2Кор 3:17; Гал 5:18) . Св. Д. желает сохранить Свою власть над христианином, Он наставляет его (Откр 3:6,13,22) , обличает его тайные прегрешения (Деян 5:1-11; 1Кор 14:24 и след.) , подкрепляет его в молитвах, ходатайствует за него "воздыханиями неизреченными" (Рим 8:26) . Плоды Д. - любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22,23; ср. Еф 5:9) . Величайший плод среди них - любовь (1Кор 13) . Христианин, "запечатленный" Св. Д. (см. Печать , II,3), верует в свое спасение во Христе и в радостной надежде ожидает окончат. искупления (Рим 15:13; 2Кор 1:21 и след.; Еф 1:13 и след.) ;

4) Св. Д. является даром Божьим, к-рый дается только по Его милости (Деян 8:17-20) . Необходимые условия для получения дара Св. Д. - это покаяние и обращение к Иисусу Христу с верой (Деян 2:38) . Упомянутое здесь крещение ("...и да крестится каждый из вас...") символизирует обращение ко Христу. Христианин должен исполняться Д. (Еф 5:18) и не "угашать духа" (1Фес 5:19) . Но как сказал Иисус, "кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет" (Мф 13:12) . см. Хула (III,4); см. Священное Писание (IV).

Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Дух, Святой Дух" в других словарях:

    Дух - Святой Дух Божий находится в единстве с Богом Отцом и Иисусом Христом (см. Троица). Дух Божий участвовал в сотворении мира. Как Бог, Он вездесущ во всей вселенной нет места, где бы не было Духа Святого. Мы читаем о Духе Божием, дающем людям… … Подробный словарь библейских имен

    Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Дух\ Святой - Дух Свят’ой Дух Божий, одно из лиц (ипостасей) Божественной Троицы, действующая Сила Божия. Дух Святой являлся участником акта творения (Быт.1:2), во все времена говорил через пророков Божиих, а с рождением Христа обильно действовал в Сыне… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    Дух святой - Дух Божий, Помощник, Утешитель. В иудейской религии действующая сила божественного вдохновения. В христианстве момент троицы, означающий нисхождение непосредственного знания и благодати. В некоторых языках ветер и дух обозначается одинаково. К.… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

    А (у); м. 1. Сознание, мышление, психические способности человека. В здоровом теле здоровый д. Материя и д. Свойства человеческого духа. // В материалистической философии и психологии: мышление, сознание как особое свойство высокоорганизованной… … Энциклопедический словарь

    - [душа человека] сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? духа, чему? духу, (вижу) что? дух, чем? духом, о чём? о духе 1. Духом называют нематериальную часть человека, к которой относят сознание, чувства, характер и т. п. Свойства… … Толковый словарь Дмитриева

  • преп.
  • cвт. Иннокентий
  • О Святом Духе свт.
  • прп. Феофан
  • прп. Максим Грек
  • игумен Петр (Мещеринов)
  • митр.
  • протопр.
  • митр.
  • свящ.
  • Юрий Максимов
  • Юрий Максимов
  • прп.
  • Свято́й Дух – Третье (в традиционном, условно принятом способе перечисления Божеских Лиц) (Ипостась) , истинный , единосущный и равнославный и .

    Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает , присущими только Богу. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы Святой Дух единосущен Им, обладает единой (природой) со Отцом и Сыном. Как и всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.

    От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог.

    Святой Дух – выразитель Сына Божьего, рождаемого в вечности от Бога Отца. Священное Писание ясно показывает, что Дух есть Бог и что Дух неразрывно связан с Сыном: «Христос рождается – Дух предваряет; Христос крестится – Дух свидетельствует; Христос искушаем – Дух возводит Его (в пустыню); Христос совершает чудеса – Дух сопутствует Ему; Христос возносится – Дух преемствует».

    Учение о Святом Духе говорит нам об отличии Бога от всех сотворенных существ. Святой Дух пребывает вне пространства и времени, не принадлежит к чувственно постижимым формам бытия. Его Всесовершенное Бытие «неописуемо, беспредельно, не имеет образа и вида» (св. ). Он есть Существо «бестелесное, и не имеющее формы, и невидимое, и неописуемое» (св. ). «Форма ограниченного существа непременно обрисовывается, так сказать, самыми его пределами, оконечностями; обрисованное таким образом существо имеет свой вид. Бесконечное не подчинено никакой форме как не имеющее ни в каком направлении никакого окончания; по этой же причине оно не может иметь никакого вида. Бога не видел никто никогда (). Бесконечное существо не может быть телом, потому что оно тоньше всякой превосходнейшей тонкости, оно вполне Дух. Такой Дух – Существо, несравнимое ни с каким существом созданным» (св. .

    В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Божественные действия в человеке часто именуются Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем. Вместе с тем, благодатные Божественные действия общие всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына – Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы – «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как говорит о Ней св. .

    В Священном Писании Святой Дух именуется также просто Духом (), Духом истины (), Духом Божиим () и (), Духом Отца () и (), Духом Господа (), Духом Божиим и Христовым (), Духом Сына Божия, (), Духом Христовым () и (), Духом святыни (), Духом усыновления (), Духом откровения (), Духом обетования (), Духом благодати (), благим (), Владычним (), Духом «премудрости, и разума, и совета, и крепости, и ведения, и благочестия» () и другими именами.

    Можно ли понимать сошествие Святого Духа на Христа в виде голубя или на апостолов в виде огненных языков, как пространственное перемещение третьего Лица Пресвятой Троицы с Небес на землю?

    Святой Дух, как и Другие Божественные Лица, вечен, неизмерим, вездесущ. Это значит, что Он никогда не зависит ни от условий пространства, ни от условий времени, прибывает везде, даже в адовых безднах, и охватывает всё.

    Следовательно, ни о каком временнóм перемещении из одной области мира в другую не может быть речи. Как до Крещения , так и во время, и после, (и опять же) как до Пятидесятницы, так и во время, и после Святой Дух находился и превыше Небес, и на , и на земле.

    Следовательно, сошествие Святого Духа на Христа во время Крещения и сошествие Духа на апостолов в день Пятидесятницы необходимо воспринимать в смысле Божественных действий.

    В первом из названных случаев Бог засвидетельствовал мессианское достоинство Иисуса, благословил Его служение как Спасителя и Искупителя. Во втором случае Божественное действие было связано с ниспосланием благословения на Его , наделением Её особыми благодатными дарами, особыми спасительными средствами.

    Почему Господь обнаружил Свои действия именно в таких внешних формах, знает Он Сам.

    В данной связи можно лишь заметить, что голубь - достаточно мирная птица. Кроме того, этот символ издревле соотносился и соотносится с надеждой и спасением. Вспомним, что после чудесного избавления от потопа именно голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес в клюве масличный лист (), удостоверив спасенных, что земля освободилась от губительных вод.

    Что касается огненных языков, эта символическая форма близка к тем библейским аллегориям, в рамках которых Бог представлялся под образом огня. Так, Моисей, при встрече с Творцом, созерцал объятый пламенем куст (); пророк Иезекииль зрел Бога в подобии мужа, вид которого напоминал пылающий металл (); пророк Даниил, видел огненную реку, протекающую перед ().

    Почему Святой Дух сошёл на апостолов лишь после Вознесения Христа?

    Сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы явилось необходимым следствием всей предшествующей деятельности Бога, направленное на освобождение человека от власти греха, тления, смерти и лукавых духов.

    Сошествие Святого Духа было не пространственным перемещением, а особым Божественном действием, проистекающим от Бога Отца через Его Слово и проявившимся во Святом Духе. Это действие предназначалось для всей Церкви на все времена, а не исключительно для апостолов (именно поэтому на иконах, отображающих данное событие, наряду с прочими апостолами пишется Павел, который, в то время, не входил в круг последователей Христа, но был гонителем Церкви).

    В результате этого действия Церкви были преподаны особые спасительные средства, благодатные дары с помощью которых верующие освобождаются от греха. Благодаря этим дарам человек получил возможность преобразиться из грешного в праведного, из порочного в достойного, способного жить в послушании Богу, в Царстве святых.

    В свою очередь эта возможность открылась человеку в связи с тем, что для осуществления личного спасения предварительно были созданы все необходимые условия. Прежде, чем люди смогли получить эти благодатные средства, надлежало преподать им учение Боге, о Царстве Небесном, очертить перед ними их высшую цель, совершить Искупление, победить ад, сокрушить сатану, попрать смерть, освятить и прославить человеческое естество, проложить путь к Горним обителям, явить людям совершенный пример святости и любви.

    Это-то и совершил наш Господь. После сего на созданную Им снизошёл Святой Дух.

    Каково действие Святого Духа в жизни и какую роль он играет в спасении человека? Что говорит о Духе Святом и его влиянии на жизнь людей? В этой статье Гордона Фергюсона вы найдете ответы на эти и другие вопросы.

    Действие Святого Духа

    Иезекииль 36:26-27, в явно мессианском пророчестве, дает замечательное обещание присутствия Святого Духа в наших сердцах и действие в жизнях .

    “И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.”

    (В отрывке Иезекииль 11:19 используется термин сердце “единое” вместо “новое” сердце.) В люди не имели пребывающего Духа, и в результате не постоянно следовали повелениям и законам Бога. Теперь, однако, у нас есть Дух, чтобы двигать нас в правильном направлении.

    Павел очень убедительно описывает действие Святого Духа и его движущую силу в Послании Римлянам 8:1-4. Через Христа закон Духа освобождает нас от закона и смерти. был нашей совершенной жертвой за грех, которая устраняет как вину, так и власть греха в наших жизнях. Праведные требования закона могут быть полностью исполнены в нас, кто живет по Духу, что не является безгрешностью с нашей стороны, но абсолютной верностью и постоянством плюс постоянное прощение Бога, так как мы ходим во свете (1-е Иоанна 1:7) при помощи Духа.

    Святой Дух и весть о спасении

    Святой Дух и Слово Бога тесно связаны со спасением человечества.

    Во-первых, весть была вдохновлена Духом в пророках Ветхого Завета, поскольку они предсказали весть о спасении человека Святым Духом (1-е Петра 1:10-12), и в апостолах и пророках , которым была открыта весть Духом (Послание Ефесянам 3:2-5; 2-е Петра 1:20-21). Так как Дух выражает духовные истины духовными словами (1-е Коринфянам 2:13-14), они могут быть поняты только духовными людьми (см. также Ефесянам 5.17-18). Такой человек с готовностью принимает то, что написано, вместо того, чтобы искать и о “понимании”, которое соответствует его устоявшимся представлениям и желаниям (2-е Тимофею 3:2-4). Отказ принять вдохновленную Духом весть приводит к тому, что Бог посылает тем, кто отказывается, сильное заблуждение, которое приводит к их осуждению (2-е Фессалоникийцам 2:10-12)!

    Во-вторых, Благую Весть также послал Святой Дух. Как только Дух сошёл, чтобы возвестить Царство Божие на земле, у апостолов появилась задача свидетельствовать всем народам – Деяния 1:1-8. Дух должен был свидетельствовать об Иисусе (от Иоанна 15:26); апостолы должны были свидетельствовать об Иисусе (от Иоанна 15:27); и все другие ученики должны были делать то же самое (от Матфея 28:19-20). Благодаря этой проповедуемой вести Дух предлагает приглашение ко спасению; церковь делает то же самое, и каждый человек, который принимает приглашение, должен передать его (Откровение 22:17). Очевидно, Святой Дух любит проповедовать! Но Он может проповедовать только через тех, в которых Он пребывает. Насколько Он вдохновлен по поводу того, что Он живёт в Вас? Он находит Вас интересным или скучным?

    В-третьих, весть была направлена Духом, когда Он открыл двери возможности для евангелизации. Эти двери были к отдельным личностям (Деяния 8:26-40, особенно стих 29) и во все области (2-е Коринфянам 2:12). А поскольку это так, Павел убеждал нас молиться о таких открытых дверях (Послание Колоссянам 4:3). Иногда, Дух направлял к некоторым закрытым дверям, чтобы привести к большему числу открытых дверей (Деяния 16:6-10). Поэтому, мы должны использовать каждую возможность (Послание Колоссянам 4:5-6), поскольку мы доверяем Духу направлять наши пути к более плодотворному служению! Когда Ваша евангелизация не будет казаться успешной, не расстраивайтесь и не отчаивайтесь. Продолжайте сеять семя и доверять руководству Духа. Вы принесете плоды!

    Святой Дух и начало спасения

    Когда мы нашли Бога — это Он сначала нашел нас, ища нас через Святой Дух. В книге Деяний 8:29 Дух послал Филиппа встретить не христианина (который был открыт для Бога). Дух определенно вовлечен в Божий план и до и после того, как мы станем христианами. То, что нас встретили и нам проповедовали, не было случайностью – это план Бога, воплощённый Святым Духом.

    Дух ведёт нас к Богу, сначала обличая нас о грехе, правде и суде (от Иоанна 16:7-8). Поскольку мы ослеплены грехом, мы должны сначала иметь дело с этой болезнью, если мы хотим оценить и принять изобилующую благодать Божию. Но как Он приведет к этим убеждением? Во-первых, Он вдохновил Слово Бога (1-е Петра 1:20-21; Ефесянам 3:3-5). Это объясняет, почему Слово Бога называют “мечом Господним” (Послание Ефесянам 6:17), поскольку через него Он приводит людей к убеждениям.

    Смотрите на этот процесс обличения в книге Деяний 2:36-41, поскольку люди были обличены в грехе распятия Христа (стихи 36-37), обличены о пути праведности с Богом (стих 38) и затем обличены о суде (стих 40). В книге Деяний 24:25 Павел рассуждает с Феликсом о правде, воздержании (грехе) и будущем суде, что привело этого ожесточённого правителя к осознанию вины (напугало), но не сделало покорным. Таким образом, Дух осуждает мир через Его Слово, которым поделились лично или проповедовали публично, или читали в частном порядке.

    Святой Дух и непрекращающееся спасение человека

    Когда нас крестят в спасительные отношения с Христом, Святой Дух приходит, чтобы пребывать в нас (Деяния 2:38; 5:32). Согласно Галатам 4:6, Его посылает в наши сердца Бог, потому что мы стали детьми Его, таким образом отмечая эти новые отношения (сравните с Посланием Галатам 3:26-27). Возвращаясь к Евангелию от Иоанна 7:37-39, Иисус обещал это пребывание. Несколько истин связаны с этим пребыванием.

    Первая: Святой Дух – это наша печать (2-е Коринфянам 1:21-22; Ефесянам 1:13). Печать была официальным признаком собственности. Когда мы становимся христианами, Бог маркирует нас как Свою собственность! Мир не в состоянии сказать, кто является чадом Бога, просто посмотрев, но духовный мир теперь может.

    Вторая: Святой Дух — залог нашего наследия (2-е Коринфянам 5:5; Ефесянам 1:14). Залог здесь несет значение задатка, внесённого для покупки в качестве обязательства, что полная сумма будет оплачена в надлежащее время. Поэтому, Дух – залог Бога нам, гарантирующий наши будущие благословения с Ним (Послание Филиппийцам 3:20-21).

    Третья: Еще одно действие Святого Духа в человеке проявляется в том, что Он укрепляет нас (Послание Ефесянам 3:14-21). Причём больше, чем укрепляет Слово, которое, безусловно, тоже укрепляет нас. Он также помогает нам следовать нашим убеждениям. Конечно, Он не вынуждает нас делать правильно против нашего желания, но Он укрепит нас делать то, что мы действительно хотим сделать для Бога. Однажды я пробежал намного более длинное расстояние, чем я когда-либо бегал раньше, и в конце пробега я прибежал к огромному холму. Когда я испытывал желание сдаться, друг, который бежал позади, подтолкнул меня рукой в спину, помогая мне. Если бы я оставил бег, он не мог бы помочь мне, но так как я пытался, он смог помочь мне в завершении пробега. Точно так же Дух помогает нам завершить то, что мы не могли закончить без Его полезного и жизненного “толчка”.

    Четвёртая: Святой Дух помогает человеку вести благочестивый образ жизни. Просто осознание, что Он живет во мне, удерживает меня от желания грешить (1-е Коринфянам 6:19-20), поскольку, куда я иду, туда и Он идет! Послание Галатам говорит нам, что мы “живем” по духу многими способами: отказываясь удовлетворять желания греховной природы (стихи 16-17); будучи освобожденными от дел по закону (стих 18); избегая жизни, которая управляется греховной природой (стихи 19-21), развивая плоды Духа (стихи 22-23); распиная греховную природу (стих 24); идя в ногу с Духом (стих 25) и поддерживая любящие отношения с нашими братьями (стих 26).

    Римлянам 8 также обещает, что, поскольку мы сосредотачиваем наше мышление на духовной жизни, Дух помогает нам управлять нашим мышлением и жизнью для Бога. У нас есть жизнь и мир (стих 6); наш дух жив (стих 10); жизнь дана нашим смертным телам (стих 11); мы умерщвляем плотские дела (стих 13); мы ведомы Духом (стих 14); у нас есть Дух усыновления, а не страха (стих 15); у нас есть уверенность в спасении (стих 16-17); и Он ходатайствует за нас (стихи 26-27). Святой Дух жизненно заинтересован каждым аспектом нашей жизни и нужд. Он любит нас. Он внимателен к тому, как мы себя чувствуем. Он ходатайствует, потому что он – Вдохновитель (Деяния 9:31), Утешитель и Ходатай наш (от Иоанна 14:16-18). В этом последнем качестве Он присоединяется к Иисусу, говоря в нашу защиту (1-е Иоанна 2:1).

    Пятая: Святой Дух действует предусмотрительно в отношении нас, часто ведёт способами, которые восхитительны, поскольку они ведут нас непосредственно в благословения Бога. Однако Он также приводит нас в пустыню испытаний (от Матфея 4:1)! В этом контексте евангелия, Иисуса, таким образом, привели туда прямо после момента великой посвящённости Божьей воле. Не удивляйтесь, когда духовные вершины, кажется, сменяют некоторые довольно интенсивные долины. Такие отрывки, как Плач Иеремии 3:38, сообщают нам, что все, что происходит с нами, либо непосредственно вызвано Богом, либо, по меньшей мере, позволено Им.

    Но почему любящий Бог позволяет такие болезненные испытания в наших жизнях? Библия даёт множество ответов на этот вопрос. Это развивает характер (Послание Римлянам 5:1-5; от Иоанна 1:2-4); это ломает нашу самонадеянность (2-е Коринфянам 1:8-9; 12:7-10); это превращает нас в образ Христа (Послание Римлянам 8:28-29; Галатам 4:19; Евреям 5:7-9; 12:4-13). Однако понимание, почему мы страдаем, не снимает боль! Страдание бывает жестким, производя то, что люди называют стрессом (разница между нашим планом для жизни и планом Бога для неё!). Это может привести к сомнениям о Боге, так же, как и у псалмопевца во многих случаях (Псалом 13:1-6). Такая борьба с Богом естественна в начале, но если мы не пройдём через неё, мы можем закончить как Иов, когда он оказался перед Богом, терпение Которого было на исходе!

    Будьте уверены, что Бог не сентиментален. Он дает нам то, в чем мы нуждаемся, а не то, что нам нужно, как мы думаем. Мы особенно боремся с принятием испытаний через людей (кто делает ошибки), но следовать за Иисусом по пути креста все еще является единственным ответом (1-е Петра 2:18-25). Ключ – это доверять Богу независимо от того, что происходит (Послание Римлянам 8:31-39) и решить быть благодарным во (не обязательно за) всех обстоятельствах (1-е Фессалоникийцам 5:16-18). Обратите внимание на то, что девять из тех десяти прокаженных, которых очистил , не были благодарны даже за хорошие вещи в их жизнях. Мы, кажется, ожидаем хорошее, и таким образом принимаем это как должное, в то же время потрясены и встревожены по поводу «не очень хорошего». Идея, что мы, так или иначе, — подарок Бога миру, помогла бы нам быть более благодарными и больше принимающими вызовы жизни! Только наполненные Духом ученики могут быть благодарными в течение трудных времен в их жизнях. В итоге Бог позволяет Вам быть испытанными, чтобы стать более духовными и более подготовленными для более глубокого духовного служения в будущем. Доверяйте Ему и доверяйте Духу, Кто ведёт Вас и через штормы, и через свет (и у каждого есть своя опасность!)

    Действие Святого Духа и совесть человека

    Мы часто говорим о совести человека, но что это? С библейской точки зрения, это — внутренний голос, который судит наше отношение и наши действия (Послание Римлянам 2:15). Она не является непогрешимой, поскольку она лишь настолько хороша, насколько она обучена. Так как все мы получаем мирское обучение как не христиане, совесть должна пройти переподготовку, по Писанию. Нужно иметь в виду два жизненно важных урока, касающиеся совести.

    Один из них: мы всегда должны стремиться сохранить нашу совесть чистой перед Богом и людьми (Деяния 24:16; 1-е Тимофею 1:15,19). Однако чистая совесть не гарантирует нашей невиновности (Деяния 26:9; 1-е Коринфянам 4:4). Она может быть слабой (обвиняя нас неточно – 1-е Коринфянам 8:7, 10); ожесточённой (1-е Тимофею 4:2); испорченной (Титу 1:15) и порочной (Послание Евреям 10:22). Второй: в ситуации, где совесть не обучена должным образом, она, тем не менее не должна быть нарушена в процессе переподготовки (Послание Римлянам 14:22-23). Хотя религия, сама по себе, не может очистить совесть (Послание Евреям 9:9), кровь Иисуса Христа, правильно примененная, может (Послание Евреям 9:14).

    Однако, как наша совесть и Дух работают вместе? Павел сказал, что его правдивость была засвидетельствована в его совести Святым Духом (Послание Римлянам 9:1). Так как чистая совесть не гарантирует невиновности (Господь судит – 1-е Коринфянам 4:4), быть утвержденным Духом должно означать, что наши действия или мысли основаны на Слове Бога (которое вдохновлено Духом). Реальная опасность возникает, когда мы доверяем нашим эмоциям, приписывая им внутреннее побуждение Святого Духа. Эмоции и совесть – это не одно и то же. Эмоции могут быть очень эгоистично направлены, принудив нас идти против своей совести.

    В принятии решений совесть должна побуждать нас оставаться послушными и открытыми и получать много советов. Эмоциональность побуждает нас быть очень независимыми и недоверчивыми к другим. В итоге если Вы испытываете желание принять решение, не желая совета, сатана использует Ваши эмоции. Если Вы хотите совета, чтобы обеспечить угодное Богу решение, Бог использует Вашу совесть. Эта цепь рассуждений не исключает побуждение Духом, но нужно действительно принять соответствующие меры предосторожности. Дух никогда не будет побуждать нас в направлении, которое нарушает библейские принципы, и тогда такое побуждение должно быть подтверждено советом от зрелых духовных людей (Притчи 12: 15; 13: 10; 14: 12; 19:20; 20:18; Римлянам 15:14).

    Святой дух, Слово и духовность

    Святой Дух работает очень тесно со Словом, которое Он вдохновил. Обратите внимание на следующие параллели и действие Святого Духа:

    • Мы рождены свыше от Духа (от Иоанна 3: 8) и по Слову (1-е Петра 1:23).
    • Мы освящены (рукоположены) Духом (2-е Фессалоникийцам 2:13) и по Слову (от Иоанна 17:17).
    • Мы живем Духом (Послание Галатам 5:25) и Словом (от Матфея 4: 4).
    • Мы укреплены Духом (Послание Ефесянам 3:16) и Словом (Деяния 20:32).
    • Мы исполнены Духа (Послание Ефесянам 5: 18-19) и, в параллельном отрывке, Слово живёт в нас (Послание Колоссянам 3:16).

    Быть исполненным Духа (Деяния 6:3, 5; 11:24) это также быть исполненным желания любить и служить Богу и направлять это желание в соответствии со Словом Бога. Можно иметь знания, не будучи духовным. Всегда необходимы дух и истина – чтобы обладать и рвением, и знанием. Когда мы действительно ученики, наполненные и ведомые Духом, мы живем в самой атмосфере Святого Духа! Как Павел выразился в Послании к Римлянам 14:17, Царство Божие — это праведность, мир и радость в Святом Духе. Мы должны молиться в Духе во всех случаях всеми видами молитв (Послание Ефесянам 6:18). Мы любим друг друга в Духе (Послание Колоссянам 1:7). Несмотря на тяжелые страдания, у нас есть радость, данная Святым Духом (1-е Фессалоникийцам 1:6).

    Я хотел бы поговорить о Святом Духе в Церкви, - о Нем Самом и о том, что Он совершает и в Церкви, и над нами, как Он воздействует на нас, как действует в нас и через нас.

    В Священном Писании есть два рассказа о даровании Святого Духа. Сразу вспоминается то, что описано во второй главе книги Деяний, - Пятидесятница. Другой рассказ - в 20-й главе Евангелия от Иоанна - приводил в недоумение многих толкователей. Его пытались объединить с первым, слить их воедино, равно связать оба рассказа с Вознесением. Я подойду к этим двум рассказам проще, более непосредственно, как мы находим их в Писании, и попытаюсь показать,что в них есть общее и чем различаются эти два события.

    В 20-й главе Евангелия от Иоанна мы читаем о первом явлении Христа после Его Воскресения. Первые Его слова - слова успокаивающие: мир вам . Того мира, который даровал Христос, не мог дать мир сей. Мир, который дал Христос, наполнил весь дом, остался с Апостолами навсегда. Это тот мир, который сошел на них, когда они обнаружили, что ужас Великой пятницы ушел навсегда, что человеческая ненависть не убила Божественную Любовь, что человеческое общество не смогло исключить Живого Бога из своей среды во тьму внешнюю. Этот мир сошел на них, потому что они знали, что жизнь не была убита, жизнь не угасла, что Бог поистине среди них и что имя Мессии, Эммануил , о котором мы узнаём в начале Евангелия от Матфея (1:23), истинно не только в начале, но как конечная победа: Эммануил, Бог среди нас, с нами Бог .

    И затем Господь дохнул на Своих учеников и сказал: Примите Духа Святого. К этому дарованию Святого Духа следует подойти, мне кажется, очень внимательно и вдумчиво. Во-первых, этот дар был сообщен всем Апостолам в их совокупности, всем присутствующим, но никто из них не обладал им по отдельности. С другой стороны, тем, кто присоединился к апостольскому кругу позднее, не было нужды получать как бы дополнительно этот дар. Вы помните, что апостола Фомы не было в тот вечер вместе с прочими Апостолами. Когда неделю спустя Христос снова явился Своим ученикам и Фома был с ними, и Христос укорил его за неверие и предложил осязать раны на руках и в боку, чтобы не остаться неверующим, уверовать, то после исповедания апостола Фомы: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28) - Христос не стал даровать ему Духа, Которого прежде уже приняли другие Апостолы. Поскольку Фома принадлежал к апостольскому кругу, был одним из них, не откололся от них - он вместе со всеми обладал тем, что было вверено их сообществу, всем в совокупности не как группе людей, а как единому целому.

    Может быть, здесь можно провести параллель с сошествием Святого Духа на Самого Господа Иисуса Христа на берегу Иордана (Мк 1:9–11). Эти одиннадцать Апостолов, которые составляли Его тело, приняли Духа Святого, Он был вверен им. Он пребыл в их среде, в их общности, и Он объединял их в общину. Не община обладала Святым Духом, - Он охватывал общину, руководил ею, покорял ее. И вместе с тем чего-то еще недоставало той полноте, которую Церковь познала позднее. Они приняли Святого Духа, хранили Его, но никто из них не достиг той полноты, какая должна принадлежать членам Церкви, составляет их призвание. Несмотря на этот дар, этот залог вечности, это эсхатологическое вторжение Духа в среду Апостолов, отношения между Святым Духом и тварным миром еще не достигли полноты, как говорит в одном месте Иоанн Богослов: потому что Христос еще не восшел к Отцу (см. Ин 7:39).

    Шло время. Они вместе обладали этим даром Святого Духа, но неспособны еще были приносить плоды Духа, потому что Он был вверен их общности, их единству, но еще не исполнил их, не охватил каждого из них так, чтобы каждый из них мог самолично - пусть и в единстве с другими - действовать во имя Божие. Это произошло через пятьдесят дней, в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на них и каждый из них получил дар, принял огненный язык, означавший схождение Святого Духа (Деян 2:3). Никто из них не мог бы обладать Духом, если бы все вместе, в зачаточном единстве как Тело Христово, они не были уже объяты Духом: это было свойственно всем, принадлежало всем и потому могло принадлежать каждому из них. Да, всем, но по-разному. Можно потерять дар Духа. Можно стать чуждым этому Присутствию, даруемому нам в нашей личной жизни, и тем не менее Дух Святой не оставляет Церковь. Скажем, если в древности отступников, тех, кто публично отрекся от Христа и вернулся к язычеству, затем принимали в лоно Церкви, их принимали не только через покаяние, но они должны были снова получить печать Святого Духа. Они стали чужды Ему, потому что сами отреклись от Него.

    С другой стороны, не только с богословской точки зрения, но из опыта жизни в Церкви, который у каждого из нас есть, из жизни Церкви в истории или в наши дни, мы видим, что Дух Божий не оставляет Церковь, когда ее члены колеблются, отклоняются от истины, ищут истину, но на пути этого искания впадают в ошибки. Дух Божий всегда присутствует, всегда деятелен, Он призывает, учит, наставляет, действует в нас, обновляет всех нас, остаемся ли мы верными или колеблемся и оказываемся изменниками. Святой Дух, дарованный в событии, которое один православный богослов назвал Иоанновской Пятидесятницей , действием, описанным в Евангелии от Иоанна, сохраняется всей целокупностью Церкви. Никто не обладает Им, и вместе с тем для каждого, кто входит в апостольский круг, который все расширялся на протяжении веков, - и когда я говорю “апостольский круг”, я не имею в виду духовенство, я имею в виду всех тех, кто связан с апостольской верой, апостольской жизнью, вернее, жизнью Самого Христа, пребывающей, действующей в Его теле, - этот дар Святого Духа составляет условие нашей личной святости.

    Кто есть Святой Дух?

    Если мы поставим себе вопрос, Кто есть Дух Святой, думаю, можно начать с замечания, которое много лет назад высказал Владимир Николаевич Лосский. Он говорит, что Отец открывается в Сыне, через Сына. Сына открывает Святой Дух. Но Сам Дух остается неуловимым. Он еще не явлен так, как Отец явлен в Лице Сына. Откровение Духа, победы Божией, сияние Божественной Жизни явлено самим человечеством. Священномученик Ириней Лионский в одном из своих писаний говорит, что слава Божия - это до конца осуществленный человек. Каждый из нас в отдельности и все вместе, каждый из нас и та общность, которую мы составляем - вот где должно быть видно сияние Духа. Другого не дано. И это ставит нас в совершенно особые отношения с Третьим Лицом Святой Троицы, Господом Духом Святым. Мне кажется, невозможно определить соответствующим образом, Кто такой Святой Дух; мне кажется, самое лучшее, что можно сделать, это подойти к вопросу описательно, в образах, или попытаться уловить через плоды Духа, через Его действование все, что можно уловить о Нем.

    Во-первых, один образ. Это до некоторой степени переработка древней аналогии, древней притчи. Если попытаться представить себе или передать кому-то взаимоотношения Лиц Святой Троицы, Их особенности, можно обратиться к древнему образу из Священного Писания, образу горящей купины, которую увидел Моисей в пустыне (Исх 3:2): куст, который горел, не сгорая. Таинственное, непредставимое свойство этого несгорающего пламенения мы можем наблюдать косвенным образом. Когда Моисей оказался перед лицом этого горящего куста, он не уловил горения, - он уловил пламя и тепло. Само горение не укладывается в рамки того, что доступно нашему познанию, нашему восприятию, - горение можно видеть, тепло можно ощутить постольку, поскольку мы охвачены им, разделяем его. В подобных образах можно говорить о тайне Бога, в терминах горящей купины, куста, который горит и непостижимо, невероятно для нас - не сгорает. И вместе с тем это горение мы постигаем через языки пламени и тепло, которое становится частью нас самих, или вернее сказать, частью которого мы сами становимся. В чем разница между этим теплом и этим пламенем? Пламя - объективное явление, часть зримого опыта. Оно говорит о чем-то, но остается для нас внешним явлением. Представьте это так: можно стоять перед горящим камином, видеть, как горит в нем полено, не понимая сути горения, но воспринимая его через пламя. В этот момент мы воспринимаем одновременно горение, пламя, тепло. Но можно оказаться на улице, смотреть в чье-то окно, видеть языки пламени и ничего не ощущать, кроме окружающего нас холода. То, что мы видим пламя, объективно утверждает, что оно есть, но ничего не сообщает нам о самом пламени. Если бы я из опыта не знал, что пламя означает горение и тепло, я, стоя снаружи, на улице, вполне имел бы право утверждать, что пламя не греет. Это утверждение неполно, если не прибавить к нему еще нечто.

    Не это ли имеет в виду Писание, когда говорит нам, что Дух открывает нам, Кто есть Иисус (Ин 15:26)? Его природа, Его Личность поистине отвечают на вопрос “Кто?”. Только когда мы ощутили тепло, мы можем уловить связь пламени с горением, но если мы опытно не ощутили тепла, иными словами, если Дух Святой не коснулся нас, мы можем все знать о пламени и тем не менее высказывать ошибочные, кощунственные суждения. Опять-таки, не об этом ли говорит Писание словами Самого Христа, что всякая хула на Христа простится: потому что Он есть “Да”, “Аминь”, Он - утверждение, положительный факт вне нас самих. Он - объективное утверждение Бога в истории; а грех против Духа не может быть прощен (Мк 3:29).

    Кто есть Святой Дух и что такое грех против Него?

    Как же тогда понимать, Кто есть Дух Святой и что такое грех против Него? И здесь я хочу подчеркнуть, что то, что я собираюсь сейчас изложить, - это одна из многих и различных догадок, которые были высказаны относительно греха против Духа Святого. Если образы, которые я привел, убедительны, то вы поймете и согласитесь, что неуловимое, не поддающееся никакому нашему анализу тепло, льющееся из горящего куста, может быть познано только опытным ощущением; но если только мы его ощутили, его невозможно отрицать. А если оно отрицается, то этому отрицанию может быть два основания: или человек безумен и утверждает, что замерзает, хотя охвачен теплом, или по каким-то собственным причинам - а причины могут быть самые различные - готов отрицать собственный опыт, отрицать то, что совершенно определенно сам знает как истину. И это можно исправить только той переменой ума, которая называется покаянием, обращением, метанойя по-гречески, - изменение ума, готовность правдиво сказать о том, что нам известно как истинное, отречься от собственного внутреннего отвержения истины. Эти же образы, возможно, могут помочь не то что углубиться, но хотя бы сколько-то вглядеться в другой, более сложный вопрос об исхождении Святого Духа.

    Я изложу его, как и все, что говорил до сих пор, очень примитивно. Тепло рождается не от пламени, а от того, что горит полено. Тепло исходит из того же источника, что и пламя. Благодаря тому, что есть горящий куст, есть и пламя, и тепло. Одно происхождение, один, единый и единственный источник.

    Опять-таки, если эти образы по-своему приемлемы, нам делается понятно, что природу пламени мы познаем только через то, что ощущаем тепло. Только Святой Дух может открыть нам, Кто есть “Да” и “Аминь”, зримое проявление Отца в истории. И таково первое действие и свойство Святого Духа. Он есть Дух Истины. Он открывает нам Истину о Боге и Истину о человеке. Он открывает нам в пророке из Галилеи воплощенного Сына Божия. Он открывает нам значение всех Его слов, Его Слова. Он есть Дух Истины и ведет нас ко всякой истине. И я употребил слово “ведет к” не напрасно, потому что истина - не что-то, что установлено раз и навсегда. Это не утверждение, не система верований, не мировоззрение. Это живая, динамичная реальность. Истина - не что-то, Истина - Кто-то: Я есмь истина (Ин 14:6). И потому, открывая нам Христа во всей полноте, во всем Его содержании, во всем, что Христос Сам открывает нам как Слово, являющее глубины Божества, как Сын, являющий тайну Отцовства, Святой Дух шаг за шагом ведет нас не к новым истинам, а во все новые глубины, ко все большему видению Того, Кто есть Истина.

    Святой Дух также открывает нам глубины человека

    Святой Дух также открывает нам глубины человека. Он открывает нам и связь, которая есть между нами и Богом. Он исследует глубины человека. Он открывает нам ту глубину, которая глубже психологической области: нашу укорененность в творческом Слове Божием, нашу укорененность в животворном Слове Божием. Он учит нас также совершенно новым отношениям с Богом. Вне отношений со Святым Духом, вне доверительных отношений через Него с Единородным Сыном Божиим мы могли бы говорить о Боге как о Творце, о Вседержителе, Господе и Судии, как о Промыслителе, может быть, как о Спасителе. Но мы не могли бы назвать Его Отцом иначе как чисто метафорически, без реального онтологического взаимоотношения между Ним и нами, без сущностной связи. Это был бы образ, а не глубоко подлинное взаимоотношение. Но постольку поскольку мы связаны со Христом, как связаны члены одного тела, поскольку Дух Божий, почивший на Христе, пронизывает это тело дарами Святого Духа (см. Евангелие от Иоанна и книгу Деяний), постольку тем самым Христос - брат нам, мы единосущны Ему. И это Его собственные слова: Идите и скажите братьям Моим, что они встретят Меня в Галилее (см. Мк 16:7). В этом братстве со Христом мы открываем зачаточным образом, смутно, что такое сыновство и чем может быть отцовство - не в эмпирической жизни нашего надломленного, полного разделения мира; мы открываем в Нем, что значит быть сыном, и через Него мы можем зачаточно, гадательно представить себе, что означает иметь Отца и Кто, Каков может быть этот Отец. В тот момент, когда мы перестаем употреблять такие слова как Господь Вседержитель , Господь Бог , Бог Судия , и бываем способны хотя бы зачаточно произнести Отец , мы можем сказать, что нашей молитвы коснулось веяние Святого Духа. Иначе как силой и действием Святого Духа, через откровение, даруемое силой и действием Святого Духа, мы не можем обратиться со словом Отец к Тому, Кто есть Святой Израилев.

    И наконец, как я уже упоминал, приход Святого Духа, то, что Он нам открывает, зачаток всего этого совершается в этом мире, но ведет нас к полноте, которая будет явлена в будущем мире, в Царстве Божием, в жизни вечной. У Святого Духа есть свойство, элемент чисто эсхатологический, принадлежащий исключительно последним вещам, конечному свершению всего. Только когда все будет завершено, все человечество станет в своей славе откровением пребывающего в нем Святого Духа, Который приобщает человечество Божеству, превращает весь мир в место вселения Божия. Но и в наше время Дух Святой действует в Церкви двояким образом, и об этом я хочу коротко сказать: действует в эсхатологическом измерении и в делании христианина.

    Святой Дух. Евхаристия

    Первое принадлежит области литургической. Всякий раз при совершении таинств, в частности, таинства Евхаристии, Православная Церковь призывает Святого Духа, молит Его прийти и осенить и собравшуюся общину, и приготовленные Дары. Это не просто своеобразный способ совершить таинственное действие, как бы самый лучший способ освятить Святые Дары. Суть эпиклезы, обращения к Святому Духу, чтобы Он сошел на нас и на приготовленные Дары, в том, что то, что должно совершиться, чтобы хлеб и вино могли стать Телом и Кровью Христовыми, приобщиться Божеству, - принадлежит будущему веку. Это может совершиться только потому, что Дух Божий, дарованный Церкви, пребывающий в ней, действующий в ней державной силой и могуществом Божиим, вводит в историческое время измерение и качество последних свершений, исполнения всего. Иначе это не могло бы совершиться в нашем историческом времени, в нашем состоянии становления. Это вторжение вечности, это расширение нынешнего состояния вещей в то, каким оно будет, когда все достигнет полноты, - вот непременное условие совершения таинства. И это становится совершенно ясно (хотя звучит нелепо с языковой точки зрения) из молитвы в литургии, где мы просим Бога даровать нам сегодня Его грядущее Царство.

    И второе. Святой Дух в Своем эсхатологическом измерении вещей конечных определяет также, каково должно быть действие христианина, христианское действование. Неповторимая отличительная особенность христианского действования в том, что оно - действие Божие, осуществляемое через человека, будь то отдельный человек или община людей. Христианское действие - это действие Бога, исполненное, совершенное посредством человека. И ему присуще, как всем действиям Божиим, эсхатологическое измерение последних свершений. Человеческая мудрость, умудренность собирает из прошлого человеческого опыта все возможные ответы и включает их в настоящее с тем, чтобы разрешить проблемы сегодняшнего дня, и проецирует их на будущее, планируя будущие свершения. Божественная Мудрость, мне кажется, не определяется такой причинностью; действие каждого настоящего момента не обусловлено ни настоящим, ни прошлым, - всегда только будущим. Бог действует ради чего-то, а не из-за чего-то. В Божественном действии всегда есть нечто беспрецедентное, неожиданное, что вносит в ситуацию абсолютную новизну. Пример такого действия Святого Духа, принадлежащего истории, - Воплощение. Воплощение - не только ответ на прошлое человечества и на его состояние текущего момента, когда оно произошло, когда все созрело к этому событию. Воплощение - действие Божие, которое вводит в историческую ситуацию нечто, чего прежде в ней не было. Живой Бог становится частью, частицей человеческой истории, становления человека. И одновременно человечество так соединяется с Богом, настолько включено в тайну Божию, что в Вознесении наше человечество унесено в сердцевину тайны Святой Троицы. Здесь можно видеть, как Святой Дух, осенивший Матерь Божию, осуществил действие Божие, в котором Пресвятая Дева полноправно участвует Своим Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему (Лк 1:38), и вводит в историю нечто небывшее, новый образ Присутствия Божия.

    Из ответов на вопросы про Святой Дух

    Вы упомянули место у Иоанна Богослова, что Духа еще не было на земле, потому что Христос еще не взошел к Отцу. Как это понимать, если только Святой Дух - источник жизни, благодати, боговедения, всего..?

    Не было времени, когда Святого Духа просто не было в мире. В противном случае никогда не произошла бы никакая встреча между Богом и Его тварью. Если “Бог” был бы просто объективным понятием, недоступным Своему творению, не вызывающим у твари никакого отклика, то могло бы быть объективное знание мертвого божества, но не Живого Бога. Но древние комментаторы считали, что когда Писание нам говорит, что Духа еще не было, потому что Христос еще не восшел к Отцу, то оно говорит о том, что Дух присутствовал, осенял мир, творимый Богом, Дух привлекал людей, руководил ими, но как бы извне, стучась будто снаружи у дверей, призывая извне, ожидая, чтобы человек отозвался, потому что человек был создан таким, что он способен понять этот призыв и отозваться.

    Разница между тем, что произошло в Церкви в этот определенный день и в день Пятидесятницы в том, что отношение между Духом и Церковью, Духом и каждым отдельным членом Церкви - возьмем хотя бы Апостолов - было реальное вселение, Дух был в них, Дух был связан с ними… Опять-таки если взять образ, который предлагают Отцы: как огонь может пронизать железо. Это не было внешнее воздействие, голос как бы извне, это было внутреннее Присутствие, неведомое прочим в таком виде, в таком смысле. Я не думаю, что может быть адекватное учение о Святом Духе, пока все не достигнет своей полноты и пока все человечество в лице каждого его члена не просияет Духом, не станет Его отражением, видением.

    Все-таки слова о том, что грех против Святого Духа не простится, очень страшны. Порой сознаешь в себе не просто грехи, а - греховность, гордость, бунт, злую волю. Где грань, после которой мы отрезаны?

    Когда люди сокрушенно говорят мне, что им кажется, что главный их грех - гордость, я обычно отвечаю: “Не волнуйтесь. Вы слишком мелки для гордости. Это просто тщеславие”. Мне думается, когда вы говорите о люциферианском бунте, вы говорите о том, на что вы неспособны. Мне кажется, бунт, о котором вы говорите, не просто своеволие, как бы капризность ребенка, который не хочет делать то, что следует. Восстание, которое могло бы отсечь нас от Бога, не просто акт своеволия. Это намеренное, продуманное действие, решение, и не просто выбор по минутному настроению, а решительный выбор против Бога.

    Писание говорит нам, что не мерою дает Бог Духа (Ин 3:34), что означает: дает Его Всего - каждому, кто готов принять Его. Есть однако древнее присловье, которое дополняет эти слова и говорит, что, как ни печально, но мы принимаем Его в свою меру. То есть соответственно широте и глубине своего сердца, своего великодушия, своей способности отдаваться как можно более совершенно, быть до конца верными, мы получаем больше, чем если мы колеблемся волей, сомневаемся. Предлагается все, абсолютно все, - мы можем взять столько, сколько способно вместить наше сердце… Можно сказать, что Дух Святой пребывает в полноте в Церкви, и каждый из нас причастен Святому Духу в той мере, в какой способен воспринять Его и понести. И я бы добавил, что это не неизменное состояние; бывают моменты, когда добрую волю сменяет злая воля. Но Бог никогда не оставляет нас, разве что мы прямо скажем: “Уйди! Я выбрал другую сторону!”.

    Но даже и тогда Он не просто отойдет с безразличием. Он будет стучаться в двери вашего сердца воспоминаниями о Себе, порывами вашего сердца, Своим голосом, всем, что ведет к Нему - потому что мы сотворены такими, что способны отозваться; Он будет стучаться через обстоятельства жизни, через людей… Я бы сказал, что к каждому из нас можно отнести фразу из “Пастыря” Ерма, который описывает свои видения, где его ангел-хранитель (его он и называет Пастырем) дает ему наставления. И в одном месте ангел говорит ему: “Не бойся, Ерм, не оставит тебя Бог, пока не сокрушит либо сердце твое, либо кости твои”.

    В наше время люди часто не знают о Боге, о христианстве, но ищут Бога, обращаются к Нему, как будто знают Его зачаточно. Кто-то приходит ко Христу, кто-то проходит мимо…

    Я не знаю, что происходит, каким таинственным образом душа связана с Богом. Я уверен, что каждый, кто призовет Бога, каким бы именем он Его ни называл, обращается к Единому Богу. Пусть человек молится и обращается к воображаемому Богу, слышит-то его истинный Бог… Бог отзывается на то, что в сердце человека, не на его умственные представления или недостаточное знание. Но мне кажется, что, когда человек открыл для себя Христа, то в какой-то момент все прочие имена должны исчезнуть, потому что во Христе есть нечто настолько неповторимое, что не может быть поставлено в один ряд ни с какими другими именами. У человечества были великие и святые наставники помимо Христа, но никто из них не был и не будет тем, Кем был Христос: Бог, пришедший в мир. Дело не в том, что Его учение было самое лучшее, все дело в Его личности и в Воплощении.

    Перевод с английского Е. Майданович

    См. Archimandrite Cassien (Besobrasoff). La Pentecњte Johannique. Valence-sur-Rhene, 1939.

    Вы прочитали материал «Святой Дух». Читайте также:

    Вы прочитали материал «Святой Дух». Смотрите также видео, которое может быть вам интересно: Профессор Московской Духовной Академии, доктор богословия Осипов А.И. о Святом Духе