В мире хакасской сказки методическая разработка на тему. Использование хакасских сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста Хакасские сказки про животных

Надежда Чепчигашева
Использование хакасских сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Использование хакасских сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время проблема нравственного воспитания в российском обществе приобрела особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научно-педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания образования, сколько существующих средств и методов нравственного воспитания подрастающего поколения во всем образовательном пространстве России.

Инновационной технологией в этом направлении является технология нравственного воспитания детей дошкольного возраста с интегрированными в нее вопросами содержания, форм, средств и методов использования народной сказки как методического средства комплексного воспитания детей.

За последние годы проведено немало научных исследований, посвященных рассмотрению возможностей сказки в воспитании детей дошкольного возраста . Также существует немало исследований, характеризующих богатство народных сказок различных этносов . Особую актуальность в этой связи приобретает работы по изучению народной педагогики для тех национальных регионов, где забываются народные сказки , ограничивается сфера функционирования родного языка, как это происходит, например, в Хакасии .

Народных сказок у хакасов , раскрывающих особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста , имеется достаточно : наряду с эпосом, мифами, преданиями, пословицами и поговорками они являются частью многовековой духовной культуры хакасского народа . Хакасские сказки по своей сути были и остаются несложными, и, может быть, поэтому в них нагляднее выступает связь вымысла с жизненной правдой. Эти сказки отличает сдержанность эмоционального тона, что связано со своеобразием национальных характеров этих народов .

Для определения уровня нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Тополек» с. Аскиз было организовано исследование среди 20 детейгрупп «Радуга» и «Непоседы» с участием их родителей.

Первоначально детям были прочитаны сказки : «Адычах и Кечох» , «Батрак Торсых» , «Два брата» , «Как мальчик заставил смерть на себя работать» .Затем с помощью методики Г. А. Урунтаевой «Беседа по сказке » и беседы по рисункам по прочитанным сказкам было выявлено , что всего 3 чел. (15%) детей имеют высокий уровень нравственного воспитания . Эти дети хорошо поняли смысл сказки , точно отвечали на поставленные вопросы, выделяли , правильно мотивировали предполагаемый поступок, дали полную нравственную характеристику героям. По нарисованным своим рисункам правильно описали героя, его качества и дали правильную оценку его поступков. 5 чел. (25%) исследуемых детей имеют средний уровень нравственного воспитания . Дети поняли смысл сказки , но не смогли выделить нравственные качества в сказке , не всегда мотивировали предполагаемый поступок героя сказки . Во время беседы по содержанию сказки иногда были молчаливы, с ними имелись трудности в поддержании диалога. При составлении рассказа по своим рисункам правильно описывали и давали характеристику своему герою, но не смогли правильно оценить поступки героев. Остальные дети – 12 чел. (60%) - показали низкий уровень нравственного воспитания . Чтение сказки не вызвало у них никакого эмоционального состояния. Дети не поняли смысл сказки , не выделили в ней героев и их нравственные качества , не смогли дать оценку мотивам героев. При описании своих героев по рисункам не смогли ни описать героя, ни дать ему характеристику.

Результаты методик показали, что среди исследуемой группы детей большая часть имеет низкий уровень нравственного воспитания . Повысить уровень можно с помощью определенного плана воспитательной деятельности , цель которого - создание системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственных представлений через сказку , используя все многообразие методов и форм работы в условиях образовательной программы дошкольного учреждения на современном этапе модернизации российского образованияво взаимодействии с семьей воспитанников и через создание предметно-пространственной среды.

Первоначально должен быть составлен план работы с детьми и план работы с родителями. Затем должна быть осуществлена работа по формированию у детей нравственных качеств через непосредственно образовательную деятельность, во время которой дети старшего дошкольного возраста должны ближе познакомиться с жанром сказки и его особенностями , научиться обсуждать характер героев и их поступки. Вопросы к сказке должны быть сформулированы так, чтобы они могли помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки, ведь правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам. После прочтения или рассказывания сказки нужно проводить беседу с размышлением детей о прочитанном , их развитии умения сопоставлять и сравнивать. Такая беседа должна носить этический характер. Такие беседы помогают детям освоить нормы и правила нравственного поведения через связывание правил и норм поведения со сказочными образами , понятными детям. Этическая беседа помогает детям понять внутренний мир, мысли, переживания человека, оценить хорошие и плохие поступки. В ходе бесед у детей формируются первоначальные представления о нравственных нормах , нравственном выборе , мотиве поступка.

Необходимо использовать театрализованную деятельность,так как она является одной из форм активного восприятия сказки , позволяет сформировать опыт социальных навыков поведения. Такой вид деятельности позволяет ребенку решать многие проблемные ситуацииопосредованно от лица какого-либо персонажа. Показ театрализованной постановки на хакасском языке может быть с элементами включения национальной музыки и танцев.

Творческие задания – один из любимых видов деятельности детей . Результатом выполнения творческих заданий должно быть появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки ) .Особенно детям нравится сочинять сказки по заданному началу или концу, или когда в известную сказку добавляется дополнительный герой (данный прием называем «сказочный винегрет » ).

Пальчиковые и артикуляционные гимнастики посказочным сюжетам запоминаются легко и быстро, а дети их часто воспроизводят в самостоятельной деятельности.

Еще одним важным условием является взаимодействие с родителями. Семья является значительным элементом в системе образования, где системообразующими основами являются обычаи и традиции. Поэтомусовместная деятельность детей и взрослых является доступным и коротким путем приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности . Совместная деятельность может организовываться через домашние задания (изготовление поделок, рисование иллюстраций кхакасским сказкам , чтениехакасских сказок с детьми , придумываниесвоих сказок . В дальнейшем можно организовать выставку совместного творчества детей иродителей в виде конкурса рисунков, поделок и аппликаций «В гостях у хакасской сказки » . Также совместно с родителями можно организовать подготовку атрибутов и декораций к постановкам спектаклей по мотивам хакасских сказок .

Таким образом, приобщение к языковому богатству хакасских сказок и легенд , ознакомление детей с особенностями народных произведений, изучение их разнообразия может иметь значительный педагогический потенциал в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста . Задача педагогов при работе со сказкой состоит в том , чтобы помочь ребенку, посредством анализа и эмоционального погружения, осознать нравственную ценность сказок и извлекать из них нравственные уроки .

Список литературы

1. Каиров, И. А. Нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе воспитания [Текст] / И . А. Каиров. - М.: Просвещение, 2014.- 475 с.

2. Козлова,С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] / С. А. Козлова // Дошкольное воспитание . - 2015.- № 9. – С. 28-32.

3. Майская, Т. Н. Проблемы формирования нравственности детей в условиях современного общества [Текст]/ Т. Н. Майская // Сборник статей и тезисов / Под ред. М. Ю. Ананченко, П. Е. Овсянкина. – Архангельск : КИРА, 2016. – 444. – С. 75-81.

4. Унгвицкая, М. А. Хакасская бытовая сказка [Текст] / М . А. Унгвицкая. –Абакан : Хакасскоеотд -ние Красноярского кн. изд-ва, 1966. - 72 с.

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ХАКАССКИЕ СКАЗКИ

Среди многих жанров устного народного творчества особое место занимает сказка. Сказка самый распространенный жанр хакасского фольклора.

Сказка – один из самых древних видов народной художественной прозы и как жанр определяется так: « Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события и отличающиеся специальным композиционно – стилистическим построением.

Мудрая сказка, созданная людьми, учит их затем из поколения в поколение правильному пониманию мира, мудрости. Народ – педагог умело использовал сказку для воспитательных целей. Хакасский фольклор создан трудовым народом: пастухами, охотниками, рыбаками, земледельцами. Поэтому неудивительно, что в сказках даны нравственные законы трудового народа, а в основе лежит труд, дружба, взаимовыручка, честность, доброта. Народ создал сказку, и среди них есть особо искусные сказители – мастера устного рассказа – хайджи и нымахчи. Хайджи и нымахчи являлись собирателями и хранителями народной поэзии. Вечерами они рассказывали сказки, легенды, сказания и пели песни. При знакомстве детей с хакасскими народными сказками мы считаем, необходимо знакомить детей с хайджи.

Хакасские сказки учат из поколения в поколение правильному пониманию мира, мудрости. Сказку использовали для воспитательных целей. Использование сказки, пословицы, легенды в работе с детьми всех возрастов способствует воспитанию в детях чувства справедливости, добра, сочувствие, отраженной в фольклоре, что открывает ребенку совершенно новый мир, обогащает ребенка, развивает навыки разговорной речи.

Воспитательное воздействие на детей оказывает в тот момент, когда они слушают и понимают смысл сказки.

Использование сказки, легенды, пословицы в работе с детьми всех возрастов способствует воспитанию в детях чувства справедливости, добра, сочувствия, сопереживания, знакомству с системой образности, отраженной в фольклоре, что открывает ребенку совершенно новый мир, обогащает ребенка, а так же развивает навыки разговорной речи. Закладывается в нем стремление к прекрасному. И благодаря сказкам у ребенка развивается образное мышление и память.

С помощи сказки ребенку легче объяснить понятие нравственности: что такое добро, а что такое зло. В сказке «Два брата», «Беда», описано, что именно добро всегда побеждает зло. Сказки подразделяются на волшебные, бытовые и о животных. Часто в сказках о животных рассказывается простодушие и нехитрые истории о проделках лисы и волке, цапле и журавле, перепелке и лисе, Адычахе и Кечохе. Сказки о животных раскрывают про животных об их образе жизни и повадках, а также о многих интересных особенностях поведения животных. Трудолюбивый, скромный хакасский народ всегда ненавидел тех, кто пожинал плоды чужого труда, называли их лежебоками, тунеядцами – «Батрак Торсых», «Волшебный чатхан», «Волшебный петух». Осуждает народ грубиянов, хвастунов, невежд, людей заносчивых, страдавших чрезмерным и нечем не оправданным самомнением - «Два брата», «Кресен», «Бай и охотник». Каждая сказка несет в себе скрытый поучительный момент.

В бытовой сказке «Бедный охотник» рассказывается быт хакасского охотника, народа. Изображается мечта народа о светлой жизни, представления о счастье, любви в которой царит справедливость.

При изложении содержания сказки воспитатель старается свое видение мира слить с видением героев, по - своему перевоплощаясь в каждого из них.

Для того чтобы дети смогли оказаться в сказочном мире, в котором живут сказочные герои, мы используем игры – драматизации, так как драматизация или инсценировка текста способствуют пониманию характеров героев, мотивов их поведения. Для театрализованных игр изготавливаем различные костюмы. Дети, надевая костюмы, учатся перевоплощаться в героев сказок и на примере которых детям легче объяснить отдельные черты характера людей. Например: хитрый как лиса; злой и доверчивый как волк; сильный как медведь; ну и трусливый как заяц. Воспитанники очень любят ставить хакасскую сказку «Мелей», похожую на русскую сказку «Рукавичка» или «Теремок». Где героями сказки являются все лесные звери: лиса, волк, заяц, медведь, перевоплощаясь в героев сказок, дети от имени героя рассказывают о своем внешнем виде, характере, о том, что умеет и знает.

При работе со сказкой, дети обогащают свой словарный запас, работают над правильным произношением звуков и развивают самостоятельную речь. Сказки помогают в развитии диалога между детьми. Сказка помогают осваивать нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.

Через сказку знакомим детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Сказка наш друг и помощник, именно она помогает нам найти ту важную дорожку к сердцу ребенка, и именно с помощью сказки дети легко осваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.

Литература:

    Ломакин, Г. Р. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем. - М: Центрполиграф, 2010.

    Шорохов, О. Л. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ГЦ Сфера, 2006.

    Фестивали творчества инвалидов. Опыт и перспективы. - М: ВОН, 2000.

    Хакасские народные сказки. Перевод Балтера. – Абакан: Хакасское отделение Красноярского книжного изд-ва,19.- 144с.

Огнебрюхая гусеница наделила мальчика оленями и улетела на небо.

Медведь и сохатый

Сохатый хвалился зверям:

На земле нет сильнее и больше меня ни одного зверя. Был мамонт больше и сильнее меня, но его не стало. Теперь такой большой и сильный остался я один.

Все звери, кроме медведя, согласились с сохатым. Медведь сказал сохатому:

Не рано ли ты стал хвастаться? А вот я тебя съем.

Где тебе съесть? - ответил сохатый. - У тебя короткие ноги. Зимой ты утонешь в глубоком снегу, а летом тебе меня не догнать. Ты плохо ходишь.

Медведь не стал спорить. Звери разошлись по своим местам.

Однажды медведю пришлось снова встретиться с сохатым. Он вспомнил его хвастовство и говорит:

Ты хвалился своей силой. Давай испытаем её.

Ладно, - сказал сохатый. - Я побегу, а ты меня догоняй.

Сохатый побежал, медведь же тихонько шёл по его следу. Он вовремя заходил то с одного, то с другого бока и направлял сохатого туда, куда было надо.

Медведь выгнал сохатого из леса на голые горы и гнал его вдоль по хребту. Чем дальше бежал сохатый, тем уже становился горный хребет и круче были его склоны. Сохатый подбежал к обрыву и только тут понял опасность. Он повернулся и побежал назад, чтобы проскочить мимо коротконогого медведя. Но медведя не обманешь. Он начал быстро бегать поперёк узкого хребта и загородил выход.

Сохатому некуда стало деваться. Он бросился с утёса и напоролся на вершину дерева, которое росло внизу.

Медведь не торопясь спустился вниз, залез на дерево и стал есть сохатого. Ест и приговаривает:

Напрасно хвастался ты своей силой и длинными ногами. Ты большой, и ноги у тебя длинные, да ум короткий.

Запись и литературная обработка М. Ошарова.

Хакасские сказки

Жил один бедный хакас, всю жизнь правду искал, но найти не мог - умер. Осталось у него три сына. Старший сын был трудолюбивый, средний - храбрый, младший - сильный, как богатырь.

Мать сказала сыновьям: - Ваш отец всю свою жизнь правду искал - найти не успел. Правда есть на земле. Есть. Но где она - никто не знает. Сделайте, сыновья мои, то, что не успел сделать ваш отец: найдите правду и покажите бедным людям дорогу к ней.

Перед своей смертью она каждому сыну дала по платочку с маленькими узелками.

Когда вам будет трудно, - сказала мать, - развяжите узелки, взмахните платочками, и ваши желания исполнятся.

Братья похоронили свою любимую мать, стали жить одни. Последнее мясо они съели, сухие корни лесной травы съели, кору берёзовую в ступке истолкли - с чаем выпили. Видят братья: надо самим пищу себе добывать.

Старший брат пошёл к богатому человеку.

Что тебе нужно? - спросил богатый.

Работу ищу, - ответил старший брат. - Я - Трудолюбивый…

Ты дурень! - прикрикнул на него богатый человек. - Разве так разговаривают с почтенными людьми? Встань на колени. Шапку сдёрни.

Старший брат всё так сделал. А богатый человек ещё больше рассердился, длинной плетью взмахнул.

Сгибайся ниже. Ползи по земле. Так, так. Теперь говори: «Работу ищу, милостливый человек. Пожалей меня, не дай от голоду умереть…» Так, так…

Богатый человек опустил свою плеть, руки на опояску положил, жирный подбородок высоко поднял.

Работу ищешь? - переспросил он. - Найдётся у меня работа. Но сначала надо проверить, что ты умеешь делать. Вон иди к тому человеку, - указал на своего брата. - Он тебя на работу поставит.

Трудолюбивый стал работать. Ночью он десять табунов сторожил, днём за десятерых сено косил. То, что человек может в месяц сделать, он делал в один день. А сколько за работу получит, не знал. Однажды он спросил брата богатого человека. Тот ответил:

Жди, когда хозяин сам скажет. Он твоей работой недоволен.

Но Трудолюбивый осмелился спросить хозяина о плате. Богатый человек рассердился, схватил палку и поколотил Трудолюбивого.

Вот тебе плата, - приговаривал он. - Вот тебе плата…

Трудолюбивый заболел от побоев: день лежит, два лежит, головы поднять не может.

Богатый человек подошёл к его постели.

Ты почему, лентяй, лежишь? Ты работать не хочешь?..

Заболел я, милостливый человек, - ответил Трудолюбивый.

Вставай! Живо! - прикрикнул на него богатый и носком сапога пнул в живот.

Трудолюбивый встал, живот от боли руками обхватил.

«Пока жив, надо уходить отсюда», - подумал он.

Средний брат Храбрым звался, ни волков, ни медведей не боялся. Решил он в тайгу на охоту отправиться. Но ружья у него не было, пороху и свинца не было, пистонов не было. Пошёл он всё это у купца просить.

Купец сказал:

Всё тебе дам. Но половину добычи ты мне будешь даром отдавать.

Согласился средний брат, пошёл в тайгу. А тайга принадлежала старому шаману. Шаман за охотником ходил, у костра трубку свою курил, потихоньку в бубен бил, охотнику объяснял:

Это я тебе зверей загоняю, глаза твои на медвежьи берлоги направляю…

Половину добычи Храброго шаман себе забрал.

Смотрел, смотрел Храбрый и не стал давать пушнины ни купцу, ни шаману.

Купец с шаманом охотника бить принялись, но силы у них не хватило, они солдат позвали.

Охотник бунтовать задумал, - сказали они.

Храброму руки-ноги переломили, в глубокую яму его бросили.

Когда кости срослись, Храбрый из ямы выбрался, домой пошёл. Что дальше делать, он не знал.

Младший брат решил землю пахать, хлеб сеять. Суковатое дерево сломил - соху сделал. Вместо коня сам запрягся.

Хлеб у младшего брата вырос хороший, но богатые соседи табуны свои пригнали, весь хлеб потравили.

Осенью из волости приехал начальник, подать потребовал. Денег у младшего брата не было - начальник шубу забрал, шапку с него снял да ещё плетью пригрозил.

Вот сошлись все три брата. Видят: скота у них нет, юрт у них нет, шуб на плечах у них нет. Что им дальше делать?

Надо правду искать, - сказал старший брат. - Есть правда на земле.

Вспомнили они про подарки матери и пошли правду искать.

Наши желания исполнятся, - сказали они друг другу.

День шли, два дня шли, на третий день на развилке трех дорог остановились. Видят: идут к ним по трём дорогам поп, шаман и богатый человек.

Старший брат спросил:

Скажите, добрые люди, где нам правду искать?

На седьмом небе правда, - ответил поп, рукой вверх показал. - У господа бога…

Нет, - возразил шаман, - правда у чёрта в руках. Под землей ищите правду. Чаще ко мне приезжайте, лошадей в жертву приносите, я вам помогу правду добыть.

Я знаю тебя, - сказал средний брат. - Мы сами правду найдём.

Младший брат спросил богатого человека:

А ты что скажешь? Где правда?

На том свете, - ответил богатый человек.

Братья пошли по трём дорогам.

Раньше всех развязал узелок на своём платочке старший брат. Платком махнул - вихрь поднялся, от земли его оторвал, вверх так подбросил, что в глазах помутилось.

Очнулся старший брат на седьмом небе, видит, звёзды табунами ходят, луна между ними проплывает.

Пошёл старший брат господа бога искать. День идёт, месяц идёт, год идёт - никого на небе не видно. Бога нигде нет, помощников его нет - про правду спросить не у кого.

Обыскал старший брат все углы, с горя рукой махнул и назад на землю отправился…

    ХАКАССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ 1

    СКАЗИТЕЛЬ АГОЛ 1

    ЧУДЕСНЫЙ ХОМЫС 2

    ХАЛДАМА 3

    ПАЧАР ПИГ 5

    АХ КЮМЮК 6

    ГЛУПЫЙ СЫН И ВОЛК 7

    ШЕСТИНОГАЯ ГОРА-ЛОСЬ 7

    ОРЕЛ 8

    КТО СИЛЬНЕЕ? 8

    МАЛЬЧИК И ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК 9

    КОРЕ САРЫГ НА БУЛАНОМ КОНЕ 10

    УМНАЯ ДЕВУШКА 12

    САВРАСКА И АЛА БАРС 12

    МАЛЬЧИК НА ЧУЖБИНЕ 12

    ЛЯГУШКА И ЖУРАВЛЬ 13

    ХУБАЙ ХУС 13

    СТЕКЛЯННЫЙ ШАРИК 14

    ХАРАЙ И ХУБАЙ 15

    КОМАР И ЛАСТОЧКА 15

    ХАРЫЗАХ 15

    КОДЕН ХАН 16

    ГОЛОВА 18

    МАЛЬЧИК, КОТОРЫЙ УЧИЛСЯ МУДРОСТИ 19

    КУЛЧАЛАС 19

    СТРЕЛОК, ЕДОК И СИЛАЧ 20

    ОХОТНИК ИЛБИ-СИЛБИ 21

    СТАРИК СО СТАРУХОЙ 21

    ХУБАЧАХ 22

    САНГА 23

    ВОЛШЕБНЫЙ СКАЗОЧНИК 23

    ДВА БРАТА И СЕМЬ СВОЯКОВ 24

Петр Анисимович ТРОЯКОВ
КОРЕ САРЫГ НА БУЛАНОМ КОНЕ

Составитель

Художник Э. ГОРОХОВСКИЙ

ХАКАССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ

…Звезды в темном небе светятся.

Горит огонь в очаге. Трещат, рассыпая искры, смолистые поленья. Полным-полно народу в юрте. Звенит семиструнный чатхан. Всю долгую зимнюю ночь напролет, до самого утра, никто глаз не сомкнет, никто неосторожного слова не проронит – певец-хайджи сказки сказывает.

Слушают люди древние предания и легенды о могучих богатырях- народных заступниках, о злых, к оварных и алчных ханах, побежденных мудростью, ловкостью и силой смельчаков, о чудесных приключениях и геройских подвигах простых охотников и пастухов, о борьбе против темных сил и духов.

Всегда так было в Хакасии, с незапамятных времен. Всегда почитали в народе искусных сказителей-хайджи. Их памяти, их мастерству обязаны мы тем, что и до наших дней дошли удивительные истории, которым нет числа.

Хакасский писатель и ученый Петр Анисимович Трояков выбрал из множества народных сказок, легенд и преданий те, чт о вошли в эту книгу.

Они взяты из книг хакасских народных сказок, изданных на родном языке, а также из рукописного фонда ХакНИИЯЛИ.

Давайте и мы соберемся вкруг огня, даже если не горит он в очаге посреди юрты, а светит под потолком. Откроем эту книгу и пр ислушаемся к перебору струн чатхана или хомыса, к неторопливому и доброму голосу хайджи…

СКАЗИТЕЛЬ АГОЛ

Когда-то давным-давно жил, говорят, один сказитель и хайджи по имени Агол. Его знали во всех ближних и дальних аалах, и всюду он был желанным гостем. На своей рыжей кобыле ездил Агол по старым знакомым и сказывал сказки.

Приедет, бывало, в какой-нибудь аал, и тут же молва по всем домам и юртам разойдется, тут же народ узнает, что приехал сказитель, и к вечеру стар и мал соберется послушать знаменитого Агола.

Желающих услышать его было так много, что приходилось Аголу оставаться в каждом аале по нескольку дней, – везде упрашивали остаться, водили из юрты в юрту.

Однажды заехал Агол к одному знакомому. Хозяин тотчас велел жене подавать всякие кушанья и стал угощать дорогого гостя. Поели досыта, поговорили о том о сем, хозяин попросил спеть-рассказать. А уж соседи проведали и вечером собрались послушать большого сказителя.

Усадили Агола поудобнее, и он, настроив хомыс, мягким, как журчащий ручей, хаем начал повествование о давних подвигах богатырей. Пропел о том, как земля зарождалась, как появился на земле могучий богатырь, как прославился он. Слушали его, не пропуская ни единого слова, восхищаясь героем-богатырем.

До середины сказки еще не допел Агол, как почувствовал, что и голос у него не тот и речь чем-то скована. Никак не поймет, в чем дело. Чаем горячим промочил горло, прокашлялся – все равно в лад не идет. Тогда он вышел на улицу подышать свежим воздухом. Глядит, возле юрты стоят двое верховых. Оба на вороных конях, оба в бобровых шапках и дорогих шубах.

– Ну вот, наконец-то мы тебя встретили, великий хайджи Агол. Завтра к нашему главному пойдешь, там веселье устроим, – говорит один из них.

Перепугался Агол, ноги у него подкосились. Понял он, что не обычные это люди. Не ответил им ничего, быстро вошел в юрту, стал дальше сказку сказывать, а ничего опять не выходит. Как будто даже мысли смешались: богатырей стал Агол перепутывать, чего с ним никогда не случалось.

Тут и старик, у которого гостил Агол, неладное почуял.

– Наша вина, добрые соседи, – говорит. – Давно мы Хозяина гор не кормили. Вот почему сказитель не может продолжать. Давайте завтра в каждой юрте айраном-молоком побрызгаем Хозяину гор.

Порешили так и разошлись по домам.

Уложили Агола в постель, а ему не спится. Тяжелую думу думает: "Такая, видно, судьба моя. Сегодня людям сказывал, завтра – Хозяину гор. Надо отсюда ноги уносить, пока цел."

Крадучись, чтоб никто не увидел и не услышал, вышел он на улицу, оседлал рыжую кобылицу, привязал хомыс к седлу и отправился восвояси.

Только за аал выехал, снова тяжкие думы одолели его, и ехал Агол в глубокой печали. Размышлял о горькой доле сказителя и о счастье быть любимым народом. Все это хотел он пропеть, но кто бы услышал темной и безмолвной ночью его от души идущий хай? Не успел подумать об этом, позади раздался чей-то голос:

– Агол, остановись!

У него все внутри содрогнулось. Даже оглянуться не решился и продолжал ехать. Понужнул рыжую кобылицу, во весь дух пустил. Через какое-то время придержал коня и опять услышал тот же голос:

– Остановись, Агол!

И сразу возле него появился всадник.

Посмотрел хорошенько Агол – это был один из тех двоих, что подъезжали к юрте.

– Кое-как догнал тебя. Не по-людски поступаешь, Агол. Хозяин гор, мой отец, к себе приглашает тебя, хочет твой хай послушать, сказания твои. А ты – на тебе! – сказку не досказал и удирать. Коль так случилось, давай состязаться с тобой. Слезай со своей рыжей кобылы. Будем петь и сказки сказывать – кто кого перепоет, кто кого перескажет.

Сошел Агол с коня. И тот уже на земле.

– Так будем петь. – говорит. – Ты сядешь на той горе, а я вон на той. И будем петь, пока один другого не одолеет.

Разошлись они по холмам, начали петь и сказки сказывать. Три дня и три ночи пели горловым напевом. К исходу третьей ночи у сына Хозяина гор песни истощились.

– Ну, Агол, – признался он, – не смог я тебя перепеть, как ни старался. Твоя взяла. Ты настоящий певец и сказитель. Я тебя нарочно испытывал. Отец так велел. Рассердился он, что не захотел ты ему сказки сказывать, убегать задумал. Если бы ты исполнил его желание, великие блага ожидали тебя. А теперь, Агол, уезжай отсюда и никогда больше не бери в этих местах в руки хомыс, а то худо тебе будет.

Была еще ночь. Ехал он вдоль холмов и услышал вдали человеческий голос. Прислушался Агол. Это кричал богатырь, о подвигах которого он начал и не докончил сказание. Жалобно так кричал:

– Эй, сказитель наш! Почему ты бросил нас в пути? Почему не дал нам довершить наши богатырские дела? Теперь нам вечно страдать в дороге…

Тут только вспомнил Агол завет великих сказителей, что нельзя недосказывать сказку, обрывать на середине. Если такое случится, богатыри, о которых ты пел-рассказывал, обидятся и проклянут тебя. А сам такой сказитель свой талант истощит, и ждет его скорая смерть.

Еще пуще встревожился Агол.

Приехал домой и зарекся никогда не брать в руки хомыс.

Сказки Восточной Африки Волшебный цветок Перевод с английского, амхарского Москва «Художественная литература» 1987 Составление, вступительная статья М. Вольпе Художник Е. Соколов © Состав, оформление, вступительная статья, перевод сказок, кроме обозначенных в содержании знаком *. Издательство «Художественная литература», 1987 г. ББК 84.6 В69 4703000000-029 В-212-87 028 (01)-87

Не рычите на собаку! (О дрессировке животных… Карен Прайор

Эта книга о том, как обучать кого угодно: человека или животное, старого или молодого, самого себя или других - и чему угодно. Как добиться, чтобы кот спрыгнул с кухонного стола, а бабушка перестала ворчать; как управлять поведением домашних животных, детей, начальства и друзей; как улучшить свои достижения в теннисе, гольфе, математике, развить память? Все это можно достичь, используя принципы обучения с подкреплением. Эти принципы являются такими же непреложными законами природы, как законы физики.

Сказка о музыканте Ольга Кай

В мире, где настоящее искусство под запретом, а сказки - страшные и волшебные - становятся былью, появляется новая легенда: певец и музыкант Эльнар, который на протяжении вот уже двух столетий путешествует по стране, даря людям надежду на счастье.

Волшебный колодец (сборник) Михаил Грешнов

Грешнов М.Н. Волшебный колодец: Научно-фантастические рассказы. /Худ. А. Семенов. М.: Молодая гвардия, 1974. - (Библиотека советской фантастики). - 176 стр. 26 коп. 100 000 экз. - подписано к печати 26.03.74 г. В сборнике фантастических рассказов Грешнова и полеты на далекие планеты, где непросто установить контакт людям, и невиданные механизмы, позволяющие человеку будущего исследовать глубины Земли; и совершеннейшая техника, которая в капиталистическом мире губит души и судьбы людей; и встреча с ожившим мамонтом. Обо всех этих фантастических событиях…

Сказки для почемучек Тамара Крюкова

Кто не задавал по сто разных "почему" в день? Иногда вопросов так много, что даже взрослые не могут на них ответить. Для этого существуют разные науки. Но, как известно, любая наука начинается со сказки. Прежде чем появился самолет, был ковер-самолет, а вместо телевизора - блюдечко с наливным яблочком. Ты, наверное, знаешь сказки английского писателя Киплинга, где он объясняет, как люди научились писать и отчего у верблюда горб. Я тоже попробовала найти сказочные ответы на некоторые "почему", и вот что у меня получилось. книга не полностью

Толкование на избранные Псалмы Undefined Undefined

Псалмы поются уже 3000 лет... Псалмы - хвалебные и молитвенные песнопения, которые евреи пели в древности под аккомпанимент небольшого струнного инструмента, называемого "псалтирион" и напоминающего наши гусли и арфу. На протяжении тысячи лет еврейский народ неустанно пел псалмы. Пели их Иисус Христос и апостолы, а потом передали их первым христианам. С тех пор и христиане не перестают их петь. Существовали ли когда-нибудь молитвы, имевшие такое необыкновенное влияние на людей? Кто дал им силу сохраниться три тысячи лет и быть такими же актуальными…

Господин Лянми Часть вторая Владлен Подымов

Беглецы с мертвой Земли, они создали звездную Империю. Две песчинки в масштабе Вселенной, они остановили Врага. И теперь их агент должен отправиться в далекое будущее. Туда, где сама планета помогает проснуться древним Сущностям. Где мир выполняет неосознанные желания людей. Где в одной точке времени и пространства сойдутся в битве последние линкоры Врага, мертвый бог и люди, ставшие демонами. Кто победит? Это зависит только от вас. Ведь История жива! Она непостоянна, всегда готова к изменениям. Здесь и сейчас!

Закон отражения Анна Клименко

Странствующие ведьмы, чей долг – помогать людям; командор императорской армии, прозванный тенью владыки; король медленно угасающего народа и честолюбивый император, желающий во что бы то ни стало расширить границы своих земель… Они далеки друг от друга, но судьбы их связаны. Станет ли древнее королевство частью Империи? Найдет ли молодой правитель путь к спасению своего народа? И сможет ли одинокая ведьма преодолеть все препятствия на своем пути? Все это – дело случая… в мире, где темные помыслы и деяния отражаются от небесного купола и дают…

Цветок папоротника Ольга Юнязова

Есть неизлечимые болезни – закон медицины, и несбыточные желания – закон обстоятельств. Выше головы не прыгнешь – закон гравитации. Но человеку подвластно всё – закон Вселенной, который отменяет любые земные. Нужно только понять его… или вместе с героями Ольги Юнязовой вспомнить то, о чем знали наши предки. А для этого – не бояться задавать вопросы и слышать ответы. «Цветок папоротника» – третья часть увлекательной истории о поисках смысла жизни, о возможностях человека, о гармонии в отношениях с природой, людьми, самим собой… У древнего…

Мистификации Софи Зильбер Barbara Frischmuth

Роман современной австрийской писательницы Барбары Фришимут - феерия, где рядом с реальными персонажами действуют мифические существа эльфы, фея, духи. Сюжетную основу составляет судьба провинциальной актрисы Софи Зильбер, которой волшебный мир помогает найти жизненную опору. Роман Б. Фришмут гуманистичен и проникнут тревогой эа судьбы человечества.Жанровое своеобразие романа уходит корнями в австрийский фольклор, основывается на традициях классической австрийской литературы.

Чужое сердце Ирина Градова

В отдел медицинских расследований, где работает врач Агния Смольская, поступила информация о мальчике, найденном в кафе и доставленном в одну из городских больниц. Ребенок слишком мал, чтобы сказать, где находится его дом, и объяснить, что с ним произошло... Его родители заявили: их сына похитили три месяца назад. Внимательно обследовав мальчика и отца с матерью, Агния и ее коллеги сделали шокирующее открытие – он не может быть их сыном. Супруги ни о чем не подозревали: да, они прибегли к процедуре искусственного оплодотворения, но были уверены…

Тропою Избранника Иван Зеликов

Приключение в постядерном мире по мотивам игры Fallout2. Постнуклеар… пустыни, радиация, мутировавшие животные и люди. Произвол грабителей и тирания местных правителей. И среди этого ада, где прав тот, у кого больше ружьё, один человек. Человек, живущий по тем же законам, но считающий себя избранным, обречённым выполнить возложенный на него долг.

Лучший из миров Наталья Колпакова

Она – оборотень, порождение демонического мира стихийной магии. Ее боятся, ненавидят и… похищают, чтобы использовать в игре за власть. Она – чудовище? Он – выходец из мира магии, покоренной и просчитанной, ловчий, обученный убивать таких, как она. Его миссия – обуздывать хаос. Он – прав? Но почему он бежал из своего мира – первого и лучшего из трех – мира, где правит Сила и Необходимость? Бежал сюда, в средний мир, где вещи мертвы, а люди так слабы! Кто поможет ему: постаревший божок, играющий в занятную игру чужих жизней, или друг, не ведающий собственной…