Введение.
Основная форма тренировочных занятий для всех студентов-спортсменов - индивидуальный или групповой учебно-тренировочный урок (занятие) .
В каждом современном высшем учебном заведении, вне зависимости от его профиля, уделяется большое внимание физическому развитию и совершенствованию будущего специалиста.
В последнее время наблюдается смещение акцента от общей физической подготовки студента к профильным занятиям выбранным видам спорта.
Помимо этого используются дополнительные занятия: ежедневная утренняя тренировка, обычно с небольшой нагрузкой ("зарядка"), занятия в виде кроссового бега, ходьбы на лыжах, спортивных игр, плавания. Одной из форм занятий являются спортивные соревнования.
Учебно-тренировочное занятие в отличие от занятий общей физической подготовкой и профессионально-прикладной физической подготовкой используется в работе с занимающимися избранным видом спорта: уроки легкой атлетики, гимнастики, лыжного спорта, баскетбола и т.д.
Анализ последних достижений рассматривается авторами: В.С.Анищенко, Ю.И.Евсеевым, И.П.Лопатиным, Н.В.Решетниковым .
Работа выполнена по плану НИР Белгородского государственного технологического университета им. В.Г.Шухова.
Формулирование целей работы.
Учебно-тренировочные занятия подразумевают достижения определенного спортивного результата, что связано с довольно высокими физическими нагрузками занимающихся, необходимостью совершенствования технических и тактических навыков. В связи с этим встает задача правильной организации учебно-тренировочных занятий со студентами.
Тренерско-преподавательскому составу необходимо оптимизировать физические нагрузки с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, использовать современные методики, позволяющие добиваться высоких результатов в короткие сроки.
В каждом конкретном случае они имеют специфическую методику проведения, изложенную в курсах теории и методики отдельных видов спорта. Такие занятия требуют совместного творчества тренера и спортсмена, особого внимания к дозировке нагрузок, профилактике травматизма. Основные правила проведения учебно-тренировочных занятий включают постепенное увеличение тренировочной нагрузки, выполнение основной работы и в заключение - снижение нагрузки. При этом физиологическая кривая нагрузки имеет постепенный подъем, затем остается некоторое время на высшем уровне и потом довольно круто снижается. Такая кривая обязательна для любого учебно-тренировочного занятия, в какой бы форме оно ни проводилось.
Результаты исследований.
Общая структура занятий физическими упражнениями в основном определяется типичными изменениями работоспособности занимающихся. В начале занятий уровень работоспособности возрастает, затем колеблется около некоторого повышенного уровня и к концу занятия снижается.
Представленная выше динамика работоспособности в течение одного занятия отражает эволюционно сложившийся характер состояний организма в процессе двигательной деятельности и поэтому имеет силу биологических закономерностей, проявляясь в любом занятии, независимо от его задач, содержания физических упражнений и способов их выполнения.
Учитывая эти закономерности, принято выделять вводную, подготовительную, основную и заключительную части занятия.
Это дает возможность, во-первых, обеспечить в каждом конкретном случае оптимальные условия для врабатываемости, основной работы и ее завершения, во-вторых, позволяет управлять работоспособностью, учиться возможно дольше поддерживать ее на оптимальном уровне за счет умения быстро врабатываться и рационально заканчивать работу.
Необходимость овладения этим умением при проведении учебно-тренировочных и других занятий обязательна.
Задача вводной части - организация занимающихся: построение группы, проверка посещаемости, объяснение задач и содержания урока, перестроение для выполнения физических упражнений, упражнения на внимание.
Задачи подготовительной части - общее разогревание организма занимающихся и их подготовка к предстоящей работе (нагрузке): предварительная "проработка" мускулатуры, повышение подвижности в суставах, улучшение координации движений, ознакомление с элементами спортивной техники. При проведении занятий с малотренированными студентами (новичками) в подготовительную часть обычно включаются общеразвивающие упражнения, а с более тренированными - еще и специальные упражнения. Подготовительная часть занимает больше времени - 30 мин в подготовительном периоде тренировки, меньше в соревновательном - примерно 15 мин.
Для более подготовленных студентов-спортсменов вместо вводной и подготовительной частей занятия проводят разминку - комплекс специально подобранных физических упражнений, которые создают условия для проявления максимальной работоспособности. Установлено, что студенты-спортсмены, пренебрегающие разминкой, достигают повышенной работоспособности лишь спустя некоторое время после начала работы, а иногда и по ее окончании. Результативность выполнения упражнений при этом не бывает высокой и не достигает потенциально возможного для спортсмена уровня. Физиологически это объясняется тем, что организм человека и его отдельные системы обладают известной инертностью и не сразу начинают работать на требуемом уровне. Чем большую силу мышц, быстроту движений, выносливость и ловкость хочет проявить спортсмен, тем до более высокого уровня должна быть доведена деятельность его органов и систем. Как показывает опыт, для повышения общей работоспособности, усиления вегетативных функций, разогревания организма наиболее эффективна достаточно продолжительная, умеренной мощности работа - бег, ходьба на лыжах, бег на коньках, плавание и тому подобное, включающая в действие по возможности весь организм спортсмена. Считают, что необходимая степень разогревания организма достигается непосредственно перед тем, как начинается потоотделение. В практике спорта "разогревающая" работа обычно продолжается до тех пор, пока "капли пота не заблестят на лбу". Однако часто это разогревание недостаточно для повышения работоспособности тех групп мышц, к которым в предстоящем занятии предъявляются повышенные требования. В соответствии со спецификой вида спорта подбирают несколько разогревающих упражнений (6-8), выполняемых по 10-15 раз каждое. Они должны быть сходны с теми, которые спортсмен будет делать на учебно-тренировочном занятии. Начинать надо с разогревания тех мышц, которые меньше всего участвуют в данном тренировочном занятии, в "проработке" мускулатуры следует идти от меньших мышечных групп к большим.
Далее выполняются упражнения, улучшающие подвижность в суставах, принимающих участие в движениях, которые будут выполняться в основной части занятия. Эти упражнения состоят из постепенно увеличивающихся по амплитуде движений, растягивающих мышцы, в особенности антагонисты мышц, активно участвующих в предстоящих движениях спортсмена. Разработка многих мышечных групп, улучшение их эластичности - важнейшее условие предупреждения травм.
"Настройка" на предстоящую деятельность осуществляется путем выполнения упражнения, сходного с первым из основной части занятия. Чем сложнее техника упражнений спортсмена, больше необходимость в настройке на предстоящую работу, тем больше упражнений должно быть в заключительной части разминки.
Необходимо внимательно подходить к выбору упражнений для разминки. При их неудачном выборе эффект от разминки может быть незначительным и даже отрицательным. В разминку не следует включать упражнения, требующие больших усилий. Ни в коем случае нельзя заменять в разминке плавно и постепенно нарастающую нагрузку мощной кратковременной работой. Задача разминки - возможно выше поднять работоспособность организма, настроиться на предстоящую работу, но в то же время сохранить свои силы для основной части занятия.
Главная задача основной части занятия - повысить у занимающихся всестороннюю физическую и специальную подготовленность посредством обучения спортивной технике и тактике, воспитание волевых качеств и развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости. Содержание основной части изменяется в весьма широких пределах в зависимости от подготовленности занимающихся, периода тренировки, специализации, возраста, пола и других причин. Физические упражнения основной части располагаются в определенной последовательности и в зависимости от преимущественной направленности упражнений. Целесообразна такая последовательность: 1) упражнения преимущественно для обучения технике или тактике и совершенствование в ней; 2) упражнения, направленные на развитие быстроты; 3) упражнения, направленные преимущественно на развитие силы; 4) упражнения, направленные преимущественно на развитие выносливости .
Подготовленные спортсмены, совершенствуясь в технике, очень часто увязывают это с одновременным развитием качеств. Например, спринтер в повторном беге с низкого старта развивает быстроту и одновременно совершенствуется в технике.
Заключительная часть обязательна в любых учебно-тренировочных занятиях. С ее помощью решается очень важная задача - постепенное снижение нагрузки, приведение организма в состояние, близкое к норме. Резкий переход от тренировочной работы к покою, как правило, вызывает чувство неудовлетворенности от занятий, ухудшает самочувствие, может привести к нарушению кровообращения. Если нагрузка снижается постепенно, обеспечивая плавный переход к состоянию покоя, отрицательных явлений не возникает. Лучшее средство для заключительной части - работа в спокойном, равномерном темпе (например, бег). Полезны упражнения на расслабление с более редким и глубоким дыханием.
Учебно-тренировочные занятия - основная форма урочных занятий для всех студентов. Учебно-тренировочные занятия базируются на широком использовании теоретических знаний и методических умений на применении разнообразных средств физической культуры, спортивной и профессионально-прикладной физической подготовке студентов. Их направленность связана с обеспечением необходимой двигательной активности, достижением и поддержанием оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения; приобретением личного опыта совершенствования и коррекции индивидуального физического развития, функциональных и двигательных возможностей; с освоением жизненно и профессионально необходимых навыков, психофизических качеств.
В структуре каждого учебно-тренировочного занятия, как правило, выделяют три составные части: подготовительную (разминку), основную и заключительную. Содержание отдельного тренировочного занятия определяется направленностью решаемых двигательных задач. Для спортивной практики не типично множество основных задач, намеченных на отдельное занятие. Повышенная сложность требований спортивного совершенствования обязывает контролировать усилия в каждом отдельном занятии на относительно небольшом круге заданий. Нередко основное содержание тренировочного занятия может составлять всего один вид двигательной деятельности, например кроссовый бег. Подготовительная и заключительная части занятия в данном случае также строятся в значительной мере на содержании бега. При более разнообразном содержании занятий его структура усложняется, прежде всего, в основной части, где более сложным становится порядок сочетания различных упражнений, чередование нагрузок и отдыха.
Подготовительная часть учебно-тренировочного занятия или разминка. Любая физическая тренировка должна начинаться с разминки. Это жесткое и необходимое условие методики проведения всех учебно-тренировочных занятий. В ходе разминки осуществляется подготовка организма к выполнению напряженной работы по разучиванию и совершенствованию техники движений, развитию и поддержанию физических качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости и гибкости.
В процессе разминки работоспособность повышается постепенно, примерно до уровня, необходимого в период основной работы. Другими словами, разминка решает задачу усиления деятельности организма и его отдельных систем для обеспечения вывода на необходимый уровень работоспособности. Она вызывает новую установку в работе внутренних органов, усиливает деятельность дыхательной системы, ведет к увеличению легочной вентиляции и газообмена, повышает деятельность системы кровообращения, усиливает обмен веществ в мышцах опорно-двигательного аппарата. Все эти изменения ведут к плавному переходу организма от состояния покоя к готовности перенести определенную физическую нагрузку.
Кроме того, грамотно проведенная разминка дает еще один положительный результат: снижается риск травматизма во время выполнения основной физической нагрузки. Разминка сопровождается повышением температуры кожи и тела, а при этом уменьшается вязкость мышц, т. е. их внутреннее трение, повышается эластичность связок и сухожилий, что и является положительным фактором для предотвращения травм.
Различают общую и специальную разминку. Задачей общей разминки является подготовка функциональных систем организма и опорно-двигательного аппарата к основной работе. Общая разминка во всех видах спорта может быть схожей и состоять из ходьбы, медленного бега и комплекса общеразвивающих упражнений. Задача специальной разминки - углубленная подготовка тех мышц, связок, суставов и функциональных систем, которые обеспечивают выполнение основной работы в процессе занятия. В ходе разминки происходит и психическая подготовка занимающихся, их «настрой» на выполнение намеченной программы тренировки. Перед занятием необходимо продумать содержание разминки, ее соответствие целям, задачам и условиям тренировки. Если занятие проводится в спортивном зале, то разминку желательно начинать с различных видов ходьбы и бега, с общеразвивающих упражнений в движении и на месте, а заканчивать - специально-подготовительными упражнениями и растягиванием мышц. Если занятие проводится на улице, в холодную погоду, то рекомендуется сначала выполнить пробежку 0,5–1,5 км, а затем - комплекс общеразвивающих упражнений. Методическая последовательность выполнения упражнений - обычная: «сверху-вниз»:
1. Наклоны, повороты, круговые движения головы.
2. Сгибание и разгибание, круговые движения, последовательно выполняемые кистями рук, локтевыми и плечевыми суставами.
3. Наклоны, повороты, круговые движения туловища.
4. Маховые движения ногами, приседания, выпады.
Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений с постепенным ее увеличением. Количество повторений каждого упражнения 8–12 раз. После выполнения комплекса общеразвивающих упражнений можно приступать к специальной части разминки. Общая продолжительность разминки может составлять 15–25 минут.
Основная часть учебно-тренировочного занятия обеспечивает решение задач всесторонней и специальной подготовленности посредством обучения спортивной технике и тактике, воспитания волевых и развития физических качеств.
Учебно-тренировочные занятия, направленные на повышение уровня физической подготовленности строятся на основе использования разнообразных физических упражнений - общеразвивающих, спортивных, отражающих специфику избранного вида спорта, упражнений из других видов спорта. Используются различные методы тренировки: равномерный, повторный, интервальный, круговой, соревновательный и игровой. Объем и интенсивность применяемых общеразвивающих, специально-подготовительных, соревновательных упражнений; количество повторений, серий, характер и продолжительность отдыха подбираются с учетом пола, возраста, состояния здоровья, уровня подготовленности, психофизического состояния, условий мест занятий.
Учебно-тренировочные занятия, направленные на техническую подготовленность , предусматривают отработку основ, деталей техники, разучивание новых движений, совершенствование техники ранее разученных двигательных действий.
В спортивной тренировке наиболее распространены смешанные (комплексные) учебно-тренировочные занятия, направленные на решение задач обучения технике, воспитания физических и личностных качеств, контроль за уровнем физической подготовленности. В учебно-тренировочных занятиях такой направленности целесообразна следующая последовательность выполнения упражнений: 1) упражнения преимущественно для обучения технике или тактике и совершенствования в ней; 2) упражнения, направленные на развитие быстроты; 3) упражнения, направленные преимущественно на развитие силы; 4) упражнения, направленные преимущественно на развитие выносливости. Продолжительность основной части учебно-тренировочного занятия 55–60 минут.
Заключительная часть учебно-тренировочного занятия (в спорте ее чаще всего называют «заминка») предназначена для постепенного снижения нагрузки и, соответственно, восстановления организма. Содержание заключительной части обычно составляют упражнения невысокой интенсивности (малоинтенсивный бег, ходьба, а также дыхательные, маховые, растягивающие и релаксационные упражнения). В наиболее простом варианте это может быть медленный бег 400–800 м с последующим выполнением упражнений на расслабление. В число этих упражнений можно включать некоторые элементы самомассажа - встряхивание, поглаживание, растирание. Хорошо заканчивать тренировку водными процедурами. Продолжительность заключительной части обычно составляет 5–8 минут.
Методика проведения учебно-тренировочного занятия по рукопашному бою .
Принцип сознательного и активного участия спортсменов в учебном процессе также существенно влияет на качество подготовки. На занятиях необходимо обеспечивать заинтересованное отношение занимающихся к процессу обучения и его результатам. Цели и задачи обучения должны быть ясными и обоснованными, что будет способствовать лучшему их достижению, без чего достижение успеха в процессе формирования компонентов подготовленности становится невозможным. Необходимо обращать внимание на создание в процессе обучения повышенных, но посильных трудностей. Подбор и преподавание учебного материала, выбор условий, приемы демонстрации, контроль и оценивание действий обучающихся — эти компоненты учебного процесса должны находиться в тесной взаимосвязи друг с другом и подчиняться требованиям подготовленности спортсменов высокого уровня. При формировании технических навыков большое значение имеет соблюдение принципа последовательности и систематичности обучения. Успех в формировании и развитии компонентов подготовленности зависит и от умения преподавателя в ходе занятии вызывать у обучаемых психические реакции, характерные для реальной обстановки проведения соревнований. Решению этой задачи в значительной степени способствует метод психологического моделирования.
В структуре каждого тренировочного занятия, как правило, выделяют три его части: подготовительную, основную и заключительную. Особенности же формальной структуры занятия и отдельных ее компонентов определяются, исходя из сложности комплекса решаемых задач.
Комплексная направленность отдельного занятия затрудняет управление ходом тренировочного процесса. Это связано с тем, что сочетание в одном занятии нагрузок разного физиологического воздействия может иметь как положительный, так и отрицательный эффект взаимодействия, т.е. при неумелом построении тренировки может происходить не улучшение тренированности, а ее регресс. Необходимо исключить возможность появления таких отрицательных эффектов взаимодействия нагрузок рациональным построением тренировочных занятий. Поэтому каждое отдельное занятие целесообразно строить по принципу решения одной главной задачи и двух-трех дополнительных частных задач. Решение же всего комплекса задач тренировки достигается оптимальной последовательностью их решения в рамках недельного цикла, мезоцикла, этапа и т.д.
Подготовительная часть занятия.
В подготовительной части следует предусмотреть такие подбор и последовательность упражнений, которые бы обеспечили подготовку опорно-мышечного аппарата и психики, обучающихся к выполнению приемов в условиях активного противодействия соперника, учитывая обязательность специальных подготовительных упражнений и упражнений самостраховки. Для развития мышечной системы организма целесообразно проведение подвижных игр, выполнение обучающимися акробатических упражнений.
Целью подготовительной части является разминка, в ходе которой осуществляется подготовка занимающегося к выполнению специальных приемов и действий рукопашного боя или упражнений физической подготовки. Различают общую и специальную разминку. Задачей общей разминки является подготовка функциональных систем организма и опорно-двигательного аппарата к основной работе.
Задача специальной разминки – подготовка к занятию тех суставов, связок, мышц, ударных поверхностей, на которые ложится наибольшая нагрузка при выполнении специфических для рукопашного боя приемов и действий: ударов, блоков, прыжков, перемещений, связок (комбинаций) и комплексов формальных упражнений.
В ходе разминки происходит и психическая подготовка занимающихся, их «настрой» на выполнение намеченной программы тренировки. Недаром в восточных школах боевых искусств все занятия и поединки начинались с выполнения упражнений на сосредоточение и медитацию.
Перед занятием необходимо продумать содержание разминки, ее соответствие целям, задачам и условиям тренировки. Если занятие проводится на улице, в холодную погоду, то рекомендуется сначала выполнить пробежку на 0,5-1,5 км, а затем комплекс обще-подготовительных упражнений. Методическая последовательность выполнения таких упражнений обычная: сверху — вниз, т.е. сначала разминаются мышцы шеи и пояса верхних конечностей, а затем туловища и ног. После этого можно выполнять упражнения на гибкость.
Если занятие проводится в спортивном зале, то его также желательно начать с различных видов ходьбы и бега, общеразвивающих упражнений в движении и на месте, а закончить – специально подготовительными упражнениями на растягивание.
В зале разминку можно начать и с выполнения преимущественно статических упражнений. Однако такая разминка должна обязательно закончиться выполнением динамических упражнений на растягивание, в число которых можно включить различные махи ногами, растяжки на гимнастической стенке. В целом такая разминка занимает от 30 до 40 минут, одновременно решая задачи развития гибкости.
На практике установлено, что даже после интенсивной разминки, когда выполнена пробежка, комплексы обще и специально подготовительных упражнений, когда мышцы уже достаточно разогреты и в основном готовы к специфической работе, связки и суставы не всегда бывают подготовлены к выполнению ударов и бросков в полную силу и маховых движений с предельной амплитудой. Эффективным средством, устраняющим такой «недостаток», и являются статические упражнения на растягивание.
Разминку можно провести и по другому варианту, приступив сразу к выполнению специальных упражнений – ударов, передвижений, связок (комбинаций), постепенно увеличивая интенсивность их выполнения, а также включая по мере разогревания и повышения интенсивности работы упражнения на растягивание и махи. Но такую разминку могут себе позволить проводить только достаточно опытные спортсмены, имеющие большой стаж тренировки.
При выполнении разминочных упражнений необходимо постепенно повышать амплитуду движений, а также следить за ритмом их выполнения. Для этого следует про себя вести счет. Как правило, все упражнения выполняются на счет, кратный четырем. Однако несложные упражнения, выполняемые одним движением, можно выполнять на счет, кратный десяти.
Описанные варианты разминки можно использовать и в форме отдельных дополнительных занятий по физической подготовке на утренней физической зарядке или в дни, свободные от специальных тренировок. При этом желательно лишь увеличить продолжительность пробежки до 4-6 км (20-30 минут бега) в данных вариантах. Продолжительностью комплекса на растягивание в третьем варианте можно варьировать, исходя из резерва времени.
В случаях, когда в основной части занятия предстоит преимущественное изучение и совершенствования приемов и действий ударной техники, в разминку необходимо включать специальные упражнения для данных технических действий (махи ногами, имитация ударов, передвижения, простейшие связки (комбинации) и т.п.). В случаях, когда в основной части занятия предстоит преимущественное изучение и совершенствования приемов и действий борцовской техники, в разминку необходимо включать специальные упражнения для данных технических действий (упражнения для мышц шеи, упражнения на гибкость, самостраховки, простейшие единоборства в захвате и т.п.). В случаях, когда в основной части занятия предстоит комбинированное совершенствование борцовской и ударной техники, в разминку необходимо включать все специальные упражнения для данных технических действий.
Основная часть занятия.
При решении в тренировочном занятии одной главной задачи основная его часть строится в порядке последовательного выполнения заданий (упражнений), обеспечивающих решение как этой главной, так и дополнительных задач занятия. Такое ранжирование физических нагрузок по направленности на решение какой-либо задачи осуществляется не только последовательностью выполнения упражнений, но также их объемом и интенсивностью.
Можно предложить три наиболее часто применяющихся варианта построения основной части занятия.
ВАРИАНТ «А» – предназначен для занятий с преимущественной направленностью на физическую подготовку, т.е. на улучшение и поддержание «физической кондиции». Проводится, как правило, в подготовительный период подготовки. В зависимости от главной задачи и соответствующей направленности на развитие и совершенствование того или иного качества будет изменяться и его структура. Такое занятие состоит из одного или нескольких последовательных логически взаимосвязанных «блоков» нагрузки разной направленности. Необходимо остановиться на допустимых сочетаниях нагрузок различной физиологической направленности:
- после аэробной работы малого объема (разминка, зарядка) можно выполнять упражнения любой направленности;
- после аэробной работы большого объема (например, бега на 10 км) рекомендуется выполнить только легкую разминку и быть осторожным при выполнении упражнений на растягивание;
- после большого объема работы на разучивание и совершенствование техники можно выполнять упражнения на растягивание, быстроту и силу;
- упражнения на быстроту, как правило, выполняются в начале основной части занятия, после них можно выполнять силовую работу;
- упражнения для развития специальной (гликолитической) выносливости выполняются после упражнений на быстроту или отдельной тренировкой; после них нецелесообразно выполнять какую-либо работу, кроме небольшой аэробной заминки.
Этот вариант построения занятий приемлем и для большинства дополнительных тренировок, в том числе проводимых и в форме УФЗ.
ВАРИАНТ «Б» – предназначен для комплексной тренировки с преимущественной направленностью на решение одной главной задачи разучивания и совершенствования техники приемов и действий рукопашного боя и дополнительной — развития физических качеств. Он основан на последовательном применении двух относительно больших «блоков» нагрузки. В первом «блоке» обязательным условием является решение частных задач разучивания и совершенствования техники отдельных приемов рукопашного боя в рамках главной задачи. Методика обучению отдельному приему обычно предусматривает следующие этапы:
Ознакомление
- правильное название приема;
- показ приема быстро на подготовленном спортсмене;
- объяснение, в каких случаях прием может быть применен наиболее эффективно;
- показ приема медленно с пояснением техники и выделением главного;
Разучивание
- разучивание приема в парах (по разделениям, элементам, с помощью подготовительных (подводящих) упражнений) с исправлением наиболее характерных ошибок;
- отработка приема в целом в медленном, а затем постепенно убыстряющемся темпе;
- отработка приема в боевом темпе;
Тренировка
- многократное выполнение приема;
- отработка приема с увеличением скорости;
- выполнение приема по команде, постепенно увеличивая скорость;
- выполнение приема из различных исходных положений;
- выполнение приема на скорость поочередно со сменой партнеров;
- выполнение приемов при сопротивлении спортсменов вполсилы;
- выполнение приемов после ложной атаки;
- выполнение приемов в движении (поединок с односторонним сопротивлением);
- выполнение приема в сочетании с раннее изученными приемами на фоне значительных физических нагрузок;
- выполнение конкретного приема в соревновательных схватках (обусловленных, полуобусловленных);
- выполнение приемов в вольных боях.
Данная последовательность обучения в основном подходит ко всем приемам, однако сложно координационные технические действия допускается на начальном этапе делить части и отрабатывать отдельно. Необходимо иметь в виду, что постоянное разучивание приемов по разделениям опасно возникновением стереотипа «остановки». Предложенный порядок обучения техническим действиям может быть изменен, особенно на последнем этапе с учетом конкретных условий и подготовленности обучающихся. Во втором «блоке» решаются задачи физической подготовки. Это наиболее удобный вариант построения основной части, так как он позволяет проводить углубленное разучивание сложных технических приемов рукопашного боя параллельно с развитием необходимых двигательных качеств.
С увеличением объема освоенных технических приемов рукопашного боя и ростом физической подготовленности, накоплением тренировочного опыта можно усложнить структуру занятия.
ВАРИАНТ «В» – структура этого варианта состоит из нескольких (3-5) относительно небольших комплексных «блоков» нагрузки, в которых решается одна главная задача специальной технической подготовки и дополнительные задачи физической подготовки. В этих «блоках» выполнение упражнений для технико-тактической подготовки чередуется с упражнениями на гибкость, скоростно-силовую подготовку и специальную выносливость. Как правило, в последнем «блоке» объем выполнения упражнений для развития физических качеств увеличивается. Такое построение основной части занятия дает возможность «переключаться» после отработки техники отдельных ударных или защитных действий и их комбинаций на выполнение упражнений специальной физической подготовки. Этим можно избежать сильного специфического утомления высших нервомоторных функций управления движениями. В конечном итоге, при таком построении занятий удается или существенно увеличить объем выполняемой технической работы, или при выполнении одинаковых объемов сложно-координированных технических действий существенно уменьшить степень утомления.
Отдельно выделяются занятия с проведением учебных боев. Они проводятся согласно правил соревнований по АРБ, и предназначены для этапного контроля за уровнем технической и физической подготовленности, а также для возможности моделирования у спортсмена характера ведения поединка с различными соперниками по технике и уровню подготовленности.
Заключительная часть занятия.
В спортивной тренировке эту часть занятия чаще всего называют заминкой. Смысл ее – в обеспечении переключения функциональных восстановительный режим, восстановительных процессов, интенсивной тренировки к возможным функциональным нарушениям, которые могут возникнуть при резком прекращении напряженной тренировки, особенно у тех, кто малотренирован и не имеет достаточного опыта самостоятельных занятий.
Содержание заминки обычно составляют упражнения невысокой интенсивности: плавное и медленное выполнение формальных комплексов, дыхательные, маховые, растягивающие и релаксационные упражнения. В наиболее простом варианте это может быть просто медленный бег трусцой 400-800 м с последующим выполнением упражнений на расслабление. В число этих упражнений можно включить встряхивание мышц, самомассаж наиболее нагруженных мышечных массивов и психорегулирующие упражнения (аутотренинг).
Продолжительность заминки обычно не превышает 10-15 минут.
Имеет смысл после выполнения упражнений на релаксацию и сосредоточение подвести итоги занятия и не забыть затем записать свои свежие впечатления и выполненную работу в дневник тренировок.
После окончания занятия обязательным является выполнение гигиеническо-восстановительных мероприятий. К ним прежде всего относится душ, а также целый комплекс дополнительных средств, ускоряющих восстановление организма (различные ванны, сауна и т.п.).
Особенности подготовки спортсмена рукопашника в подготовительном, предсоревновательном, соревновательном и восстановительном периоде
Одним из важнейших условий осуществления эффективного тренировочного процесса спортсмена рукопашника является его оптимальное построение на достаточно длинных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц и даже за год невозможно всесторонне подготовиться к соревнованиям различного уровня. Это длительный многолетний процесс систематического совершенствования в технике, тактике и психофизической подготовке.
Спортивная форма является выражением гармоничного единства всех сторон подготовленности к предстоящим соревнованиям: технико-тактической, физической и психической готовности. Процесс развития спортивной формы имеет фазовый характер, выражающийся в последовательной смене основных периодов спортивной тренировки.
- В первом, подготовительном периоде создаются базовые предпосылки, которые и обеспечивают формирование спортивной формы.
- Во втором, предсоревновательном периоде достигается высокий устойчивый уровень специальной работоспособности.
- В третьем, соревновательном периоде поддерживается необходимый уровень для успешной соревновательной деятельности.
- В четвертом, восстановительном периоде обеспечивается восстановление адаптационных возможностей организма за счет снижения специфических тренировочных нагрузок и переключения организма на реабилитационную работу.
Занятия в этих периодах определяются логикой решения частных задач тренировки и организованы в малые циклы или микроциклы, в которых они приобретают значение взаимосвязанных звеньев целостного процесса.
Микроциклы – элементарные, относительно законченные, повторяющееся фрагменты более крупных этапов тренировки. Наиболее удобная продолжительность микроцикла – неделя (недельный цикл). Микроциклы служат, как бы блоками, из которых складываются более крупные средние циклы – мезоциклы.
Первый микроцикл (6 дней занятий и 1 день отдыха) включает ежедневные 2-х разовые тренировки. Одна тренировка посвящена совершенствованию общей выносливости, где упражнения берутся из циклических видов спорта: бег, плавание, лыжи и др. Другая тренировка – специализированная. В этом микроцикле нецелесообразно применять соревновательные нагрузки (спарринги и т.д.).
Второй микроцикл (6 дней занятий и 1 день отдыха) включает ежедневные одноразовые тренировки, которые в этом микроцикле только специализированные. Одну тренировку в микроцикле можно провести по ОФП. Вначале объем увеличивается, затем объем сокращается, но увеличивается интенсивность. Условия проведения тренировок постепенно приближаются к условиям соревновательного боя (2-3 раунда условного боя с повышенной интенсивностью).
Третий микроцикл (заключительный) состоит из 2-3 дней. Каждый день проводятся вольные бои, а также работа на снарядах. Вольные бои максимально приближены к условиям соревнований и моделируют их. Для большего приближения к условиям соревнований можно использовать бойцов, занимающихся у разных тренеров.
Методика подготовки спортсмена рукопашника в подготовительном периоде.
Для качественной подготовки спортсменов к соревновательному периоду необходимо развивать, как общефизические, так и специальные качества. Особенности подготовки рукопашника в подготовительном периоде заключаются в том, что необходимо подбирать специальные упражнения для развития общефизической и специальной подготовки с направленностью на ударную и борцовскую технику. В подготовительном периоде целесообразно проводить занятия, направленные на повышение общефизической подготовки спортсменов. Их можно проводить как в зале, так и на площадке рукопашного боя. Примеры занятий проводимых на площадке приведены ниже.
Пример №1:
бег 1000–1500 м;
общеразвивающие упражнения, бег в гору 4х100–15 мин;
ходьба с имитацией ударов и защит, бег с ускорением 4х40;
отжимания на кулаках 15–20 раз 3–4 подхода;
метание набивного мяча (правой, левой рукой) – 3–4 раза;
бег с ускорением на 15–20 м;
тренировка вестибулярного аппарата (вращения, кувырки);
удары прямые, боковые, снизу;
прыжки на правой, левой ноге;
медленный бег – 5–10 мин.
Пример №2:
бег – 5–10 мин;
общеразвивающие упражнения – 15 мин;
метания камней – 15 мин;
имитация ударов руками – 10 мин;
упражнения на координацию – 5 мин;
имитация ударов с отягощением – 10 мин;
прыжковые упражнения – 5–10 мин;
бег с шиной – 5–10 мин;
прыжки с отягощением – 5 мин;
медленный бег – 5 мин.
На занятиях по специальной физической подготовке моделировать возможные варианты боя и сочетать упражнения на динамическую и статическую выносливость, удары и борьбу. Рекомендуется два варианта такой подготовки.
вариант №1: 5 раундов х 2 мин. С 30 сек. отдыхом сочетая удары по лапам или мешку с борьбой в стойке в соотношении 2/3 (борьба-удары-борьба-удары-борьба) и наоборот.
вариант №2: отличается от первого сокращением времен работы до 20-30 сек. И части сменой специфики работы (до 15 смен) с отдыхом 1 мин. После каждых 5-6.
Теоретическая подготовка спортсмена рукопашника в этот период должна осуществляться в двух направлениях:
общая теоретическая подготовка, включающая в себя общие сведения из истории единоборств, философии, знаний о пользе занятий физической культурой и спором, вреде курения, алкоголя и наркотиков и т.д.
специальная теоретическая подготовка — информация о технике, тактике рукопашного боя, соревнованиях, основных противниках, особенно
ценен видео-просмотр соревнований, их анализ совместно с тренером.
Методика подготовки спортсмена рукопашника в предсоревновательном периоде.
Предсоревновательная подготовка длится около двух месяцев: из них 3 недели — общеподготовительный этап и три недели — специально-подготовительный.
Основные задачи общеподготовительного этапа подготовки: сохранение общей и специальной работоспособности спортсменов как базы для приобретения высокой спортивной формы к моменту участия в соревнованиях: совершенствование физических и морально-волевых качеств, совершенствование избранной тактики и техники.
Основная задача специально-подготовительного этапа состоит в постепенном повышении специальной работоспособности до уровня, обеспечивающего успех в данных соревнованиях.
На общеподготовительном этапе время занятий, посвященных специальной подготовке (куда включается и специальная физическая и технико-тактическая подготовка) составляет 1,5 часа. Упражнения с партнером проводятся в размеренном темпе, их (средняя по величине) интенсивность в течение тренировки почти не изменяется (работа постоянной интенсивности). Отсутствие больших, утомительных нагрузок, т.е. упражнений на специальную выносливость, дает возможность бойцу в спокойных условиях совершенствоваться в технике и тактике т развивать быстроту и ловкость.
Спарринг, применяемый на этом этапе, носит тренировочный характер и позволяет определить уровень подготовленности бойца, его сильные и слабые стороны.
Упражнения со снарядами и лапами направлены на развитие быстроты и силы ударов.
В «ударную» неделю того же этапа тренировки с максимальными нагрузками (когда в дневные часы проводится бег переменной интенсивности или кросс высокой интенсивности, а в вечерние — упражнения со снарядами с целью развития скоростно-силовой выносливости) служат дополнительной нагрузкой, способствующей развитию обшей выносливости.
На специально-подготовительном этапе общее время занятий по специальной подготовке длится около 1,5 часа в первой неделе, и около 1 часа во второй и третьей неделях. Интенсивность специальных упражнений на специально-подготовительном этапе подготовки меняется как в процессе занятий, гак и в течение каждой недели и всего этапа. Все специальные упражнения с партнером и на снарядах выполняются с переменной интенсивностью (наблюдается чередование средней, большой и максимальной интенсивности), что необходимо для достижения высокого уровня специальной выносливости.
Изменяют характер и величину интенсивности упражнений с партнером с помощью подбора и смены партнеров и постановки соответствующих заданий по технике и тактике в условных и вольных боях.
На 1-й неделе, когда еще не ставится задача достижения высокого уровня выносливости, спортсмену дается возможность достигнуть относительного восстановления организма в процессе занятия путем чередования упражнений с большой и малой интенсивностью.
На 2-й неделе, когда ставится задача достигнуть высокого уровня специальной и психической выносливости, задания предусматривают воздействие на спортсменов в течение 8-10 минут условного и вольного боев максимальных нагрузок, превышающих соревновательные. Бойцам даются указания проводить условные и вольные бои (кроме первого, «разминочного») в высоком темпе. Основному бойцу в случае усталости его партнеров предлагается продолжить бои с другими, «свежими» партнерами. После спарринга, отдохнув, бойцы переходят к упражнениям со снарядами.
В последнюю неделю накануне соревнований спортсмены ведут преимущественно вольные бои в присущей им манере боя с легкими быстрыми противниками различного стиля (в том числе обязательно с «левшами»).
Методика подготовки спортсмена рукопашника в соревновательном периоде.
Основные формы тренировки на соревновательном этапе — специальные и комплексные занятия по физической, технической и тактической подготовке с применением индивидуального и групповых методов работы. Возрастает удельный вес соревновательного и интервального методов тренировки. Сокращается время тренировки, при этом увеличивается ее интенсивность (ЧСС 160-180 уд/мин). Стабилизируется объем тренировочной нагрузки, интенсивность выполнения упражнений продолжает повышаться. Сокращается время на проведение подготовительной части занятия. Возможно использование сауны, бани для необходимой подготовки спортсмена для работы в основной части. Методы развития физических качеств приобретают комплексный характер и направлены преимущественно на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, координации движений и специальной выносливости. Большое внимание уделяется специальной тренированности, которая достигается специальными упражнениями.
Методика подготовки спортсмена рукопашника в восстановительном периоде.
Важное место в восстановительном периоде занимает — активный отдых. Для активного отдыха применяются упражнения, вызывающие у спортсменов положительные эмоции: спортивные игры, прогулки по лесу, плавание, легкий кросс на местности, катание на лыжах и т.д. Такие упражнения способствуют не только физическому развитию бойца и повышению его работоспособности, но и активизируют протекание всех восстановительных процессов в организме.
Массаж ускоряет процессы восстановления, улучшает эластичность мышц и их работоспособность, положительно влияет на нервную систему и психику бойца, способствует лечению некоторых травм.
Отличное воздействие на организм спортсмена, особенно в период интенсивных тренировочных занятий, оказывает парная баня.
Основы структуры урочных форм занятий. Учебно-тренировочные занятия - основная форма урочных занятий для всех студентов. Учебно-тренировочные занятия базируются на широком использовании теоретических знаний и методических умений, применении разнообразных средств физической культуры, спортивной и профессионально-прикладной физической подготовке студентов. Их направленность связана с обеспечением необходимой двигательной активности, достижением и поддержанием оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения; приобретением личного опыта совершенствования и коррекции индивидуального физического развития, функциональных и двигательных возможностей; освоением жизненно и профессионально необходимых навыков, психофизических качеств.
В структуре каждого учебно-тренировочного занятия, как правило, выделяют три составные части: подготовительную (разминку), основную и заключительную. Содержание отдельного тренировочного занятия определяется направленностью решаемых двигательных задач. Для спортивной практики не типично множество основных задач, намеченных на отдельное занятие. Повышенная сложность требований спортивного совершенствования обязывает контролировать усилия в каждом отдельном занятии на относительно небольшом круге заданий. Нередко основное содержание тренировочного занятия может составлять всего один вид двигательной деятельности, например кроссовый бег. Подготовительная и заключительная части занятия в данном случае также строятся в значительной мере на содержании бега. При более разнообразном содержании занятий его структура усложняется, прежде всего в основной части, где более сложным становится порядок сочетания различных упражнений, чередование нагрузок и отдыха.
Подготовительная часть учебно-тренировочного занятия, или разминка . Любая физическая тренировка должна начинаться с разминки. Это жесткое и необходимое условие методики проведения всех учебно-тренировочных занятий. В ходе разминки осуществляется подготовка организма к выполнению напряженной работы по разучиванию и совершенствованию техники движений, развитию и поддержанию физических качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости и гибкости.
В процессе разминки работоспособность повышается постепенно, примерно до уровня, необходимого в период основной работы. Другими словами, разминка решает задачу усиления деятельности организма и его отдельных систем для обеспечения вывода на необходимый уровень работоспособности. Она вызывает новую установку в работе внутренних органов, усиливает деятельность дыхательной системы, ведет к увеличению легочной вентиляции и газообмена, повышает деятельность системы кровообращения, усиливает обмен веществ в мышцах опорно-двигательного аппарата. Все эти изменения ведут к плавному переходу организма от состояния покоя к готовности перенести определенную физическую нагрузку.
Кроме того, грамотно проведенная разминка дает еще один положительный результат: снижается риск травматизма во время выполнения основной физической нагрузки. Разминка сопровождается повышением температуры кожи и тела, а при этом уменьшается вязкость мышц, т.е. их внутреннее трение, повышается эластичность связок и сухожилий, что и является положительным фактором для предотвращения травм.
Различают общую и специальную разминку. Задачей общей разминки является подготовка функциональных систем организма и опорно-двигательного аппарата к основной работе. Общая разминка во всех видах спорта может быть схожей и состоять из ходьбы, медленного бега и комплекса общеразвивающих упражнений. Задача специальной разминки - углубленная подготовка тех мышц, связок, суставов и функциональных систем, которые обеспечивают выполнение основной работы в процессе занятия. В ходе разминки происходит и психическая подготовка занимающихся, их "настрой" на выполнение намеченной программы тренировки. Перед занятием необходимо продумать содержание разминки, ее соответствие целям, задачам и условиям тренировки. Если занятие проводится в спортивном зале, то разминку желательно начинать с различных видов ходьбы и бега, общеразвивающих упражнений в движении и на месте, а заканчивать специально-подготовительными упражнениями и растягиванием мышц. Если занятие проводится на улице в холодную погоду, то рекомендуется сначала выполнить пробежку 0,5-1,5 км, а затем комплекс общеразвивающих упражнений. Методическая последовательность выполнения упражнений - обычная: "сверху вниз".
- 1. Наклоны, повороты, круговые движения головы.
- 2. Сгибание и разгибание, круговые движения, последовательно выполняемые кистями рук, локтевыми и плечевыми суставами.
- 3. Наклоны, повороты, круговые движения туловища.
- 4. Маховые движения ногами, приседания, выпады.
Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений, постепенно ее увеличивая. Количество повторений каждого упражнения - 8-12 раз. После выполнения комплекса общеразвивающих упражнений можно приступать к специальной части разминки. Общая продолжительность разминки может составлять 15-25 мин.
Основная часть учебно-тренировочного занятия обеспечивает решение задач всесторонней и специальной подготовленности посредством обучения спортивной технике и тактике, воспитания волевых и развития физических качеств.
Учебно-тренировочные занятия, направленные на повышение уровня физической подготовленности, строятся на основе использования разнообразных физических упражнений - общеразвивающих, спортивных, отражающих специфику избранного вида спорта, упражнений из других видов спорта. Используются различные методы тренировки: равномерный, повторный, интервальный, круговой, соревновательный и игровой. Объем и интенсивность применяемых общеразвивающих, специально-подготовительных, соревновательных упражнений; количество повторений, серий, характер и продолжительность отдыха подбираются с учетом пола, возраста, состояния здоровья, уровня подготовленности, психофизического состояния, условий мест занятий.
Учебно-тренировочные занятия, направленные на техническую подготовленность, предусматривают отработку основ, деталей техники, разучивание новых движений, совершенствование техники ранее разученных двигательных действий.
В спортивной тренировке наиболее распространены смешанные (комплексные) учебно-тренировочные занятия, направленные на решение задач обучения технике, воспитания физических и личностных качеств, контроль за уровнем физической подготовленности. В учебно-тренировочных занятиях такой направленности целесообразна следующая последовательность выполнения упражнений: 1) упражнения преимущественно для обучения технике или тактике и совершенствования в ней; 2) упражнения, направленные на развитие быстроты; 3) упражнения, направленные преимущественно на развитие силы; 4) упражнения, направленные преимущественно на развитие выносливости. Продолжительность основной части учебно-тренировочного занятия - 55-60 мин.
Заключительная часть учебно-тренировочного занятия (в спорте ее чаще всего называют "заминка") предназначена для постепенного снижения нагрузки и, соответственно, восстановления организма. Содержание заключительной части обычно составляют упражнения невысокой интенсивности (малоинтенсивный бег, ходьба, а также дыхательные, маховые, растягивающие и релаксационные упражнения). В наиболее простом варианте это может быть медленный бег 400-800 м с последующим выполнением упражнений на расслабление. В число этих упражнений можно включать некоторые элементы самомассажа - встряхивание, поглаживание, растирание. Хорошо заканчивать тренировку водными процедурами. Продолжительность заключительной части обычно составляет 5-8 мин.
Основа методики построения учебно-тренировочного занятия. Эффективность любого учебно-тренировочного занятия связана в первую очередь с правильной постановкой его задач. Первоначально с учетом задач занятия определяется и разрабатывается содержание основной части, а затем в соответствии с ним подбирается материал для подготовительной и заключительной частей. Обычно наиболее сложные задачи, связанные с овладением новым материалом, движениями большой координационной сложности, решают в самом начале основной части урока. При этом придерживаются такой последовательности: ознакомление, разучивание, совершенствование.
Управление тренировочным процессом возможно при наличии разработанных программ как отдельного учебно-тренировочного занятия, так и цикла занятий.
План-конспект учебно-тренировочного занятия - самый детализированный план, необходимый для построения и управления своим тренировочным процессом. Ниже приводим типичную схему оформления плана-конспекта учебно-тренировочного занятия.
Задачи
Дата
Место
Часть занятия |
Дозировка |
Методические указания |
|
В первой графе плана-конспекта указываются цифрами части урока, их продолжительность; во второй - содержание частей занятия (все предусмотренные для проведения занятия физические упражнения; в третьей - количество повторений каждого упражнения, время выполнения (продолжительность) или дистанция; в четвертой - методические, организационные требования к выполнению физических упражнений.
Документальной формой учета данных о выполнении физической нагрузки и степени ее воздействия на организм является дневник тренировок. После каждого учебно-тренировочного занятия в дневник подробно записывается не только сама физическая нагрузка, но и свои ощущения и наблюдения, как она переносилась (хорошее самочувствие, легкость или вялость, боль в мышцах и т.п.).
Дневник тренировок
Дозирование физической нагрузки. Основным фактором, определяющим степень воздействия мышечной деятельности на физическое развитие, является нагрузка от физических упражнений.
(физическая нагрузка) - это определенная мера их влияния на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом субъективных и объективных трудностей.Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными: недостаточные нагрузки не эффективны, чрезмерные - наносят вред организму. Если нагрузка остается прежней и не изменяется, то ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим стимулом. Поэтому постепенное увеличение физической нагрузки является необходимым требованием занятий физическими упражнениями.
Тренировочные нагрузки характеризуются рядом физических и физиологических показателей. К физическим показателям нагрузки относятся количественные признаки выполняемой работы (амплитуда движений, количество повторений, темп выполнения, степень сложности упражнения и др.). Физиологические параметры характеризуют уровень мобилизации функциональных резервов организма (увеличение ЧСС, ударного объема крови, минутного объема).
Дозирование физической нагрузки, регулирование интенсивности их воздействия на организм связаны со следующими факторами, которые необходимо учитывать:
- - количество повторений упражнения. Чем большее число раз повторяется упражнение, тем больше нагрузка, и наоборот;
- - амплитуда движений. С увеличением амплитуды нагрузка на организм возрастает;
- - и. п. Положение, из которого выполняется упражнение, существенно влияет на степень физической нагрузки. Это может быть изменение формы и величины опорной поверхности при выполнении упражнений (стоя, сидя, лежа), применение исходных положений, изолирующих работу вспомогательных групп мышц (с помощью гимнастических снарядов и предметов), усиливающих нагрузку на основную мышечную группу и весь организм, изменения положения центра тяжести тела по отношению к опоре;
- - темп выполнения упражнений. Темп может быть медленным, средним, быстрым. В циклических упражнениях, например, большую нагрузку дает быстрый темп, в силовых - медленный темп;
- - продолжительность и характер пауз отдыха между упражнениями. Более продолжительный отдых способствует более полному восстановлению организма. По характеру паузы отдыха могут быть пассивными и активными. При активных паузах, когда выполняются легкие упражнения разгрузочного характера или упражнения в мышечном расслаблении, восстановительный эффект повышается.
Учитывая вышеперечисленные факторы, можно уменьшать или увеличивать суммарную физическую нагрузку в одном занятии и серии занятий в течение продолжительного периода времени.
Организация и содержание занятия.
Цель работы: ознакомиться с методикой построения отдельного учебно-тренировочного занятия.
Оборудование: графики, рисунки, протокол занятия.
Ход занятия.
- 1. Преподаватель сообщает цель, задачи, содержание занятия, знакомит с организацией и методикой разработки и проведения учебно-тренировочного занятия.
- 2. Выбираются задачи занятия с учетом спортивной специализации учебной группы. Пример: для студентов, занимающихся плаванием, исходя из специализации условно ставятся задачи: 1) совершенствовать технику плавания способом брасс; 2) содействовать совершенствованию обшей и специальной выносливости.
- 3. В соответствии с задачами основной части студенты под руководством преподавателя подбирают комплекс общеразвивающих и специальных упражнений для подготовительной части, разрабатывают содержание заключительной части.
- 4. Задачи, содержание каждой части занятия заносятся в протокол занятия.
- 5. Обсуждается содержание разработанного на занятии примерного плана-конспекта.
Домашнее задание: самостоятельно разработать план-конспект тренировочного занятия с направленностью по выбору.
В результате данного занятия студенты должны:
знать общую структуру и методику построения учебно-тренировочного занятия;
уметь самостоятельно разработать и провести учебно-тренировочное занятие в избранном виде спорта.
Протокол занятия
Спортивная специализация
Задачи: 1)
Дата и место проведения
Часть занятия |
Дозировка |
Методические указания |
|
I. Подготовительная (разминка) |
Разминочный бег Общеразвивающие упражнения на месте: Общеразвивающие упражнения в движении: |
||
II. Основная |
Упражнения для совершенствования техники движений: Упражнения для совершенствования общей и специальной выносливости: |
||
III. Заключительная (заминка) |
Упражнения на растягивание, дыхательные, элементы самомассажа: |
Основной единицей процесса физического воспитания в вузе является – учебно-тренировочное занятие – такое занятие, в котором сочетается примерно в равной пропорции обучение различным двигательным действиям и воспитание физических способностей занимающихся. Хорошие результаты учебного процесса обеспечиваются, прежде всего, умелой разработкой содержания такого занятия и правильной последовательностью решения его педагогических задач.
Структура и направленность учебно-тренировочного занятия
Последовательность решения задач раскрывается в общих правилах, обязательных для построения (структуры) занятия. Структурой определяется:
Количество частей занятия;
Их назначение и содержание;
Последовательность этих частей;
Их продолжительность.
Общая структура учебного занятия по физкультуре имеет три части:
Подготовительную;
Основную;
Заключительную.
Любое учебное занятие имеет определенную цель, выраженную основными педагогическими задачами, а построение этого занятия должно обеспечить оптимальные условия для их решения. Главной в занятии является основная
часть, где решаются основные задачи данного занятия. Решение основных задач занятия по физкультуре связано с преодолением ряда трудностей и зависит от хорошей подготовленности организма занимающихся к исполнению двигательных действий. Функционирование двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем должно быть координировано. Необходимая подготовка организма к такой деятельности обеспечивается на подготовительной
части занятия. Решение главных задач занятия нередко связано со значительным напряжением и необходимостью продолжать действия, несмотря на утомления. Плавный переход от работы высокой интенсивности к деятельности небольшой интенсивности осуществляется организацией активного отдыха и подведением итогов занятия – все это выполняется в заключительной
части занятия.
Основные задачи подготовительной части занятия:
Необходимо сконцентрировать внимание занимающихся.
Создать бодрое настроение и положительную мотивацию для занятия.
Организовать и разместить группу учащихся для проведения занятия.
Повысить функции внутренних органов и подготовить двигательный аппарат к работе.
В подготовительной части используются:
строевые упражнения;
ходьба и бег небольшой интенсивности;
упражнения на внимание;
подвижные игры;
танцевальные шаги;
упражнения спортивной направленности (общеразвивающие упражнения).
Основная часть
Решает оздоровительные задачи (развитие мускулатуры, формирование правильной осанки и т.д.).
Задачи совершенствования общей координации движений.
Задачи овладения двигательными навыками, знаниями и умениями.
Задачи развития двигательных и волевых качеств.
Задачи подготовки занимающихся к исполнению упражнений с большой интенсивностью в разнообразных условиях занятия.
Заключительная часть
Правильно завершить занятие – это значит создать благоприятные условия для более быстрого протекания процессов восстановления в организме занимающихся и подвести итоги занятия. Уровень нагрузки необходимо снижать постепенно. После основной части занятия у занимающихся наблюдается значительное нервное возбуждение, повышение частоты пульса по отношению к исходному, учащенное дыхание, повышение тонуса мускулатуры. Необходимо завершить работу занимающихся, обеспечив переход к иной деятельности или к отдыху. Завершение занятия должно обеспечить хорошее самочувствие учащихся, ощущение бодрости и желание заниматься в дальнейшем .
В заключительной части используются : упражнения динамического характера небольшой и средней интенсивности; медленная ходьба; спокойные игры; упражнения в расслаблении; упражнения на внимание; танцевальные шаги; упражнения для отдельных частей тела с большой амплитудой.
Занятие заканчивается разбором проделанной работы, подведением итогов и постановкой задач на дальнейшие занятия.
Продолжительность частей урока неодинакова. В 45-минутном занятии продолжительность подготовительной части колеблется в пределах 7-10 минут, основная часть продолжается 25-30 мин., а заключительная не превышает 4-6 мин. С увеличением общей продолжительности всего учебного занятия (60, 90, 120 мин. и более) соответственно увеличивается время на основную часть.
Дозировка нагрузки на учебных занятиях по физическому воспитанию .
В распоряжении преподавателя имеется несколько способов определения и регулирования нагрузки занятия:
Подсчет пульса занимающимися, для определения нагрузки. Установлено, что между учащением пульса и увеличением кровяного давления существует прямая зависимость. Это позволяет считать подсчет пульса способом определения нагрузки отдельных упражнений и характера ее нарастания на занятии.
Плотность занятия . Многообразие педагогических задач, которые необходимо решать на занятиях, обязывает рационально относиться к каждой минуте учебного времени. Плотность занятия выражается в процентах, которые указывают на отношение времени, затраченного рационально, по отношению к общей продолжительности всего занятия.
Дозировка физических упражнений достигается за счет регулирования темпа, частоты движений, продолжительности выполнения упражнений, изменения исходного положения, изменения амплитуды движений.
Показателями нагрузки при выполнении физических упражнений являются:
с одной стороны, величины, характеризующие совершаемую работу в ее внешне выраженных размерах (продолжительность упражнения, количество работы в механическом смысле, преодолеваемое расстояние, скорость движения и т.п.);
с другой – величины функциональных сдвигов в организме, вызываемых упражнением (степень увеличения частоты сердечных сокращений, легочной вентиляции, потребления кислорода, ударного и минутного объема крови и т.д.).
Первые относятся к «внешней» стороне нагрузки, вторые к «внутренней». И те, и другие показатели важны для оценки и направленного регулирования нагрузок в процессе физической подготовки. Между внешней и внутренней сторонами нагрузки, при относительно одинаковом исходном состоянии организма, существует определенная соразмерность: чем больше нагрузки по своим внешним параметрам, тем значительнее функциональные сдвиги в организме . По мере увеличения работоспособности в результате систематических упражнений нагрузка одна и та же с внешней стороны становится постепенно все меньшей с внутренней стороны, поскольку происходит адаптация к ней.
Существенными понятиями, характеризующими физическую нагрузку, являются – объем и интенсивность. Объем не что иное, как внешние признаки нагрузки, а интенсивность – внутренние.
Соотношение объема и интенсивности нагрузки при выполнении физических упражнений характеризуется обратно-пропорциональной зависимостью: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем.
Внешние признаки физической нагрузки достаточно точно могут быть измерены объективными показателями выполненной работы (м; км; кг; количество повторений; время работы и т.п.). Однако достаточно сложно, в прямую, говорить о внутренних признаках , так как физиологические процессы сложны и многообразны. Наиболее часто используемым показателем интенсивности нагрузки является измерение динамики частоты сердечных сокращений (ЧСС; пульс). Классификация данного показателя представлена в Таблице 3.
Осуществляя контроль за физической нагрузкой по степени ее интенсивности, по методу контроля по ЧСС, следует помнить, что применение высоких и максимальных нагрузок возможно только после достаточного количества тренировок со слабыми и средними нагрузками.
В настоящее время существует следующая классификация интенсивности физической нагрузки:
Для оценки внутренних признаков физической нагрузки возможно использование и субъективных критериев, часто используемых в практике занятий (настроение, усталость, боли в мышцах и др .)
Целесообразное использование нагрузок в процессе физической подготовки непрерывно связано с нормированием и направленным регулированием интервалов отдыха между упражнениями, их повторениями и занятиями в целом. Данные показатели будут рассмотрены в других лекциях.
В третьей тренировочной зоне (более 180 уд./мин) совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значительного кислородного долга. Частота пульса перестает быть информативным показателем дозирования нагрузки, но приобретают вес показатели биохимических реакций крови и ее состава, в частности количество молочной кислоты.
Контрольные вопросы