У детей в значительной степени развиты регуляторные механизмы, направленные на поддержание необходимой суточной двигательной активности. По наблюдениям К.Смирнова и соавторов (1972), дети дошкольного возраста при искусственном ограничении двигательной активности в течение некоторого времени существенно увеличивали ее в оставшееся время суток.
Попытки установить ориентировочные нормы двигательной активности предпринимались неоднократно.
Уровень двигательной активности в школьном возрасте в значительной
мере обусловлен не возрастной потребностью в ней (кинезофилией), а организацией физического воспитания в школе, привлечением детей к организованным и самостоятельным занятиям во внеучебное время
НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР рекомендовал для школьников ежедневный двухчасовый объем двигательной активности, который мог бы компенсировать потребность в движении. В пределах 2 часов может быть достигнута и достаточная физиологическая нагрузка (в зависимости от содержания упражнений и величины нагрузки на удлиненных переменах, моторной плотности уроков физической культуры и дополнительных занятий во внеучебное время). Международный совет физического воспитания и спорта в 1968 г. издал специальный манифест о спорте, в котором была определена ежедневная продолжительность занятий физическими упражнениями в школе. По заключению экспертов, она должна составлять от 1/6 до 1/3 общего учебного времени. Таким образом, ученые сходятся во мнении, что оптимальный объем двигательной недельной активности должен составлять 12-14 часов при достаточной физиологической нагрузке.
Нормой двигательной активности в детском возрасте признана такая величина, которая полностью удовлетворяет биологические потребности в движениях, соответствует возможностям растущего организма, способствует его развитию и укреплению здоровья
Достижение подобного объема двигательной активности учащимися общеобразовательных школ чаще всего является невыполнимой задачей.
В большинстве развитых стран предусматривается, как правило, 3-4 обязательных занятия физической подготовкой в неделю. В содержание занятий входят общеразвивающие упражнения, спортивные и подвижные игры, плавание, танцевальные упражнения. Программы физического воспитания чрезвычайно вариативны. Учителю предоставляется право использовать разнообразные средства физического воспитания и дополнительные физические нагрузки в зависимости от индивидуального уровня физической подготовленности занимающихся. Так, в большинстве школ США кроме обязательных уроков еженедельно проводятся соревнования и три дополнительных занятия во внеурочное время.
Комплексная программа по физическому воспитанию, принятая в Украине, помимо двух-трех обязательных уроков в неделю предусматривает дополнительные и факультативные занятия, физические упражнения в режиме дня. В целом дети должны ежедневно быть заняты физическими упражнениями около двух часов. Но даже при самых благоприятных условиях общеобразовательная школа не в состоянии обеспечить необходимый объем двигательной активности, поэтому фактическая специально организованная двигательная активность ограничивается 3-4 часами в неделю у основной массы школьников, что составляет 30 % гигиенической нормы.
Дети, посещающие ДЮСШ, заняты тренировками от 8 до 24-28 часов неделю, что в несколько раз выше недельной нагрузки занимающихся в общеобразовательных школах.
Чрезмерная двигательная активность обозначается термином гиперкинезия. В последнее время получила распространение ранняя спортивная специализация, вызывающая гиперкинезию. Исследования ученых показали, что при гиперкинезии возникает специфический комплекс функциональных нарушений и клинических изменений. Это состояние сопровождается опасными изменениями со стороны центральной нервной системы и нейрорегуляторного аппарата детей. Отмечается истощение симпатико-адреналовой системы, дефицит белка и снижение иммунитета (Бальсевич, Запорожанов, 1987; Сухарев, 1991; и др.).
Критерий оптимальной нормы двигательной активности - надежность функционирования всех систем организма, способность адекватно реагировать на изменяющиеся условия окружающей среды. Нарушение гомеостаза и неадекватность реакций указывают на выход за пределы оптимальной нормы, что в итоге приводит к ухудшению здоровья
Между реакцией организма и суточной двигательной активностью имеется определенная зависимость. Проблема нормирования двигательной активности довольно сложна, и при ее решении необходимо учитывать многие аспекты.
Гигиеническая норма двигательной активности в сутки (локомоции, тыс. шагов)
5-6 лет – 11,0-15,0
7-10 лет – 15,0-20,0
11-14 лет – 10,0-25,0 (мальчики), 17,0-23,0 (девочки)
15-17 лет – 15,0-30,0 (мальчики), 20,0-15,0 (девочки)
Школьников
Двигательной активностью в гигиене называют сумму движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Двигательная активность детей и подростков условно делится на три части, выполняемая:
в процессе физического воспитания и во время обучения;
в процессе общественно полезной трудовой деятельности;
в свободное время.
Эти составляющие, дополняя друг друга, обеспечивают определенный уровень суточной двигательной активности школьников разных возрастно-половых групп.
Влияние двигательной активности на здоровье школьников. Между суточной двигательной активностью и здоровьем школьников существует тесная взаимосвязь. Дефицит движения, или гипокинезия, вызывает многообразные морфологические и функциональные изменения организма. Комплекс таких изменений относится к предпатологическим и патологическим состояниям. Ведущими признаками гипокинезии служат нарушение механизмов саморегуляции физиологических функций; снижение функциональных возможностей организма; нарушение деятельности опорно-двигательного аппарата; деятельности вегетативных функций.
Понятием «гипокинезия» обозначается также ограничение количества и объема движений, связанных с перемещением тела в пространстве, обусловленное образом жизни, особенностями профессиональной деятельности.
Основные причины гипокинезии у школьников:
· ограничения двигательной активности, связанные с режимом обучения и перегруженностью учебной программы;
· отсутствие систематических и достаточных занятий физическими упражнениями;
· хронические заболевания и дефекты развития, ограничивающие двигательную активность.
У школьников 6 - 8 лет гипокинезия наблюдается у каждого второго, среди 9-12-летних она не отмечена только у 30%, ею не страдают только 25 % старшеклассников.
Чрезмерная двигательная активность обозначается термином «гиперкинезия». Одна из ее основных причин - ранняя спортивная специализация детей. Для гиперкинезии характерен специфический комплекс функциональных нарушений и изменений состояния здоровья: центральной нервной системы и нейрорегуляторного аппарата. При этом происходит истощение симпатико- адреналовой системы и снижение общего неспецифического иммунитета организма.
Оздоровительный эффект суточной двигательной активности школьников прежде всего зависит от ее суммарной величины, т.е. 0 т организации не только физического воспитания, но и всего учебно-воспитательного процесса, а также организации свободного времени школьником.
Одно из условий формирования здоровья конкретного школьника - привычная для него суточная двигательная активность, включающая в себя самые различные формы, методы и средства физического воспитания в определенных гигиенически рациональных соотношениях.Привычной считается такая двигательная активность, которая устойчиво проявляется в процессе жизнедеятельности.
Методы изучения и оценки двигательной активности. В повседневной жизни школьник выполняет разные движения (ходит, бегает, прыгает, т.е. перемещается в пространстве), трудовые и игровые двигательные действия, так же сопровождающиеся различными изменениями положения его тела в пространстве.
На эти двигательные акты школьник затрачивает определенные физические усилия, сопровождающиеся постоянными мышечными сокращениями различной интенсивности, при этом накопленная выделяемая в скелетных мышцах химическая энергия преобразуется в механическую работу.
В связи с этим самым информативным и точным методом гигиенической оценки как количественной, так и качественной двигательной активности служит определение величин энергетических трат. Наиболее точен, но одновременно и наиболее дорогостоящ -метод непрямой калориметрии, т. е. определение количества потребляемого организмом кислорода.
В гигиенической практике чаще применяется расчетный способ определения величин энергетических затрат.
Для этого изучаются такие показатели, как:
продолжительность по времени (в минутах, часах или в процентах по отношению к продолжительности суток) двигательного компонента в суточном бюджете времени;
число перемещений тела в пространстве (локомоций) за единицу времени;
сумма движений (локомоций), выраженная в величине пройденного за сутки расстояния (в км).
Эти показатели позволяют получить достаточно объективную и надежную информацию о характере и объеме двигательной активности школьников. При этом не требуется использование специального дорогостоящего оборудования.
В гигиенических исследованиях, посвященных нормированию двигательной активности, широко используются методы непрерывной регистрации ЧСС, определения пульсовой «стоимости» различных видов деятельности, суммарной величины двигательной активности за сутки с помощью телеметрических устройств.
Хронометраж. В гигиене физического воспитания хронометраж используется для изучения и оценки суточного режима школьников, а не самой двигательной активности.
Методика хронометража основана на регистрации деятельности конкретного школьника в определенный отрезок времени дня или даже в течение суток. Хронометраж применяется тогда, когда школьник находится в организованном коллективе. Возможности хронометража свободного времени школьников ограничены, поэтому такие наблюдения рекомендуется дополнять данными самонаблюдения школьника, полученными либо самим учащимся, либо исследователем.
Шагометрия - это подсчет локомоций школьника с помощью специальных приборов. В практике широко применяются простые шагомеры разных типов. При каждом шаге школьника подвижная часть прибора - анкерное устройство - приводит в движение счетчик, соединенный с циферблатом прибора.
Все гигиенические нормативы двигательной активности школьников рассчитаны по отношению к суточному циклу жизнедеятельности, т.е. на 24 ч. Иногда для гигиенической характеристики физической активности школьников избираются более продолжительные интервалы наблюдений - неделя, месяц, учебная четверть. Но такими данными можно пользоваться лишь для сравнительной оценки различных вариантов двигательной активности школьников.
Формирование двигательной активности школьников
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения школьников, она определяется как социально-экономическими условиями и уровнем культуры общества, так и организацией физического воспитания, а также и индивидуально-типологическими особенностями высшей нервной деятельности, особенностями телосложения и функциональными особенностями и возможностями школьников.
Уровень привычной двигательной активности может не соответствовать биологической потребности организма в движениях и существующим возрастно-половым гигиеническим нормам (гармоническое физическое развитие, повышение функционального состояния ведущих адаптивных систем организма, сохранение и укрепление здоровья).
Основные факторы, формирующие привычную двигательную активность школьников. Все факторы, определяющие тот или иной уровень привычной двигательной активности школьников, условно делятся на три группы: биологические, социальные и гигиенические.
Биологические факторы. Ведущие биологические факторы, формирующие потребность организма человека в движениях, - возраст и пол.
Среднесуточная активность школьников, выраженная числом локомоций и объемом физической работы, выполненной при ходьбе, с возрастом увеличивается. Например, если мальчики 8 - 9 лет при свободном режиме делают за сутки 21 ±0,6 тыс. шагов, а в 10- 11 лет - 24 ±0,5, то в 14-15 лет уже 28,7 ±0,3 тыс. шагов. Объем работы при ходьбе у мальчиков 8 - 9 лет равен 560 кДж/сут, а в 14-15 лет - 1470 кДж/сут, т.е. он увеличивается почти в 3 раза.
Уровень двигательной активности девочек 8 - 9 лет практически такой же, как и мальчиков. Однако с возрастом различия приобретают существенный характер. Например, у девочек 14- 15 лет среднесуточное число шагов меньше на 4,9 тыс., а объем выполненной работы - на 217 кДж.
С возрастом увеличиваются энергетические потребности школьников. У мальчиков 9 и 10 лет они не отличаются и составляют 9000 кДж/сут, а у девочек - отличаются и составляют соответственно 4940 и 8900 кДж/сут. В период так называемого пубертатного скачка показатели основного обмена и среднесуточные величины энергозатрат чрезвычайно изменчивы. У мальчиков они прогрессивно увеличиваются с возрастом (особенно в пубертатном периоде), тогда как у девочек они достигают максимума в 11 лет и в дальнейшем практически не меняются или даже несколько снижаются.
Возрастные изменения количественных показателей суточной двигательной активности обусловлены генетическим кодом и являются биологической особенностью растущего организма.
Другой биологический фактор, формирующий привычную двигательную активность, - постоянство внутренней среды организма.
Уровень суточной двигательной активности, способствующей нормальному росту, биологическому развитию и сохранению и укреплению здоровья, считается физиологической нормой и применяется в качестве гигиенического критерия для оптимизации организации физического воспитания школьников разных воз- растно-половых групп.
Социальные факторы влияют на величину привычной двигательной активности школьников: образ жизни, организация учебно-воспитательного процесса, физическое воспитание.
У школьников, не занимающихся спортом или другими дополнительными формами физического воспитания, наименьшая двигательная активность. Особенно резко она снижается у первоклассников. У них на 30-40% число локомоций меньше, чем у сверстников, не посещающих школу. Уровень суточной двигательной активности снижается у старшеклассников во время выпускных экзаменов в школе, а у выпускников школ - при подготовке к вступительным экзаменам в вуз.
Формированию устойчивой положительной мотивации школьников к активной двигательной деятельности способствует в первую очередь образ жизни семьи, ее двигательный режим. В подростковом возрасте одним из важнейших социальных факторов, формирующих привычную двигательную активность, становятся массовые физкультурно-спортивные мероприятия и создание благоприятных условий для регулярных тренировочных занятий различными видами спорта с учетом интересов самих школьников. Установка на регулярные занятия физической культурой - обязательное условие формирования и поддержания здорового образа жизни.
Гигиенические факторы. К важнейшим гигиеническим факторам, формирующим привычную двигательную активность школьников, относятся:
благоприятные гигиенические факторы (рациональный суточный режим; правильное чередование труда и отдыха, физической и умственной работы; разнообразие используемых средств и форм физического воспитания; нормальные гигиенические условия окружающей среды; наличие достаточных гигиенических навыков; правильный образ жизни семьи);
неблагоприятные гигиенические факторы (учебная перегрузка в школе и дома; нарушение режима дня; отсутствие условий для правильной организации физического воспитания; наличие вредных привычек; неблагоприятный психологический климат в семье и классе).
Сочетание неблагоприятных социальных, биологических и гигиенических факторов, формирующих привычную двигательную активность школьников, приводит к формированию у них очень низкого ее уровня и, как следствие, к увеличению риска различных нарушений морфологического и функционального развития, возникновению различных хронических заболеваний.
Основныегигиенические принципы оптимизации двигательнойактивностишкольников. Гигиенически оптимальная двигательная активность школьников может быть достигнута при соблюдении двух основополагающих принципов:
1. целенаправленной коррекции суммарной суточной двигательной активности средствами физического воспитания в пределах гигиенических возрастно-половых норм;
2. использования такой гигиенически обоснованной модели процесса физического воспитания, которая бы в наибольшей мере соответствовала возрастным, половым и индивидуальным функциональным особенностям и возможностям школьников.
Реализовать эти гигиенические принципы можно, используя комплексную модель физического воспитания школьников, содержащую разные средства, формы и методы физического воспитания (утреннюю гигиеническую гимнастику, гимнастику до уроков, физкультминутки на уроках, динамический час, внеклассные и внешкольные формы массовой физкультурно-оздоровитель ной работы, урок физической культуры).
Гигиенические возрастно-половые нормативы двигательной активности школьников
Гигиеническая норма двигательной активности школьников - это научно обоснованные, количественные ее параметры, которые соответствуют биологической потребности растущего организма в движениях и, реализуясь в повседневной жизни, способствуют гармоническому физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья школьников.
У каждого школьника индивидуальная потребность в суточной двигательной активности. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, индивидуально-типологических особенностей высшей нервной деятельности, местных климатических условий, организации учебно-воспитательного процесса, режима дня и многих других факторов. Меру двигательной активности, учитывающую все перечисленные индивидуальные особенности и оказывающую благоприятное влияние как на клеточном, тканевом и органном уровне, так и на уровне целостного организма, следует называть гигиенической нормой. При гигиенически оптимальной величине двигательной активности достигается гармоническое взаимодействие в системе «организм - окружающая среда».
Биологическими критериями оптимальной двигательной активности считаются экономичность и надежность функционирования всех систем организма, его способность адекватно реагировать на постоянно меняющиеся социальные, биологические и гигиенические условия окружающей среды. Нарушения гомеостатического равновесия организма, избыточное напряжение механизмов саморегуляции его ведущих адаптивных систем, проявляющиеся в его неадекватных приспособительных реакциях, указывают на несоответствие двигательной активности величине ее гигиенической нормы.
Гигиеническая норма суточной двигательной активности по каждому показателю представляет собой определенный предел - от минимально необходимой величины (нижняя граница) до максимально допустимой (верхняя граница). За пределами данных величин двигательная активность оценивается или как гипокинезия, или как гиперкинезия. Приводим шкалу оценки суточной Двигательной активности детей и подростков по шести возрастно-половым группам (табл. 53).
ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
Шихаева Маржамат Вагифовна
студент 2 курса, специальность «Сестринское дело», ГБОУСПОРО «Шахтинский медицинский колледж им. Г.В. Кузнецовой», г. Шахты
Павлычева Мария Александровна
студент 3 курса, кафедра «Физическая культура и спорт», ФБГОУ ВПО ЮРГУЭС, г. Шахты
Ефремова Татьяна Геннадьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, кафедра «Физическое воспитание и спорт», ФБГОУ ВПО ЮРГУЭС, г. Шахты
Одной из непременных составляющих здорового образа жизни является оптимальный уровень двигательной активности.
Определение рационального двигательного режима различных возрастных контингентов уже давно привлекают внимание ученых и педагогов. Интерес к различным аспектам этой проблемы обусловлен взаимосвязью двигательной активности и здоровья человека, что особенно ярко обнаруживается в период развития организма.
В соответствии с современным пониманием механизма гомеостаза, важным показателем здоровья является постоянство внутренней среды организма, стабильность ее показателей. Известно, что в основе всех физиологических функций организма, обеспечивающих его взаимодействие с внешней средой, лежит движение. «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение» . Это высказывание И.М. Сеченова подтверждает современное представление о том, что на этапе расцвета полное развитие организма возможно лишь при условии максимального удовлетворения его естественной потребности в движении. Невыполнение этого условия приводит к возникновению дефектов физического развития, патологии отдельных функциональных систем .
Наблюдающаяся в последние годы в силу высокой учебной нагрузки у большинства студентов недостаточная двигательная активность, обусловливает появление гипокинезии. Это значимый фактор риска в развитии различных заболеваний, снижении умственной и физической работоспособности человека.
Особую актуальность приобретает организация двигательной активности до 25-летнего возраста (до момента набора пика моторного потенциала), в период профессионального становления молодого человека, когда предъявляются высокие требования не только к умственной деятельности, но и физической работоспособности.
Вопрос нормирования двигательной активности, количества тренировочных занятий, их интенсивности, оптимального двигательного режима для лиц различных возрастных категорий в литературе остается открытым. Наблюдается расхождение мнений как относительно методов оценки двигательной активности, так недельного и суточного объема занятий .
Таким образом, возникает своеобразное противоречие: с одной стороны, необходимость формирования оптимального уровня двигательной активности как одного из непременных составляющих здорового образа жизни, с другой стороны, разноречивые мнения в научной литературе о нормах двигательной активности, интенсификация умственного труда студентов в образовательном процессе, недостаточное развитие самодеятельных и самостоятельных форм занятий физическими упражнениями. Сформулированные положения определяют актуальность исследования.
Объект исследования - двигательная активность студентов Шахтинского медицинского колледжа.
Предмет исследования - объем, содержание и структура двигательной активности студентов медицинского колледжа.
База исследования - ГБОУСПОРО «Шахтинский медицинский колледж им. Г.В. Кузнецовой».
Цель исследования - выявить особенности двигательной активности студентов медицинского колледжа.
Для реализации цели были поставлены основные задачи:
· определить гигиеническую норму двигательной активности студентов в процессе обучения;
· выявить уровень двигательной активности студентов в режиме учебных занятий;
· провести сравнительный анализ содержания локомоций студентов, имеющих разный уровень двигательной активности.
В работе использовались следующие методы исследования:
· анализ научно-методической литературы;
· суточная и недельная шагометрия;
· методы математической статистики.
Организация исследования
В исследовании принимали участие 22 студента (девушки) Шахтинского медицинского колледжа 2 курса специальности «Сестринское дело». Выполнено 161 измерение в течение III семестра.
Обследование включало недельную шагометрию, проводившуюся с помощью электронно-механических шагомеров OMRON HJ-005, с ежесуточной регистрацией полученных результатов и фиксацией видов двигательной активности.
Обследуемым было предложено носить шагомер на поясе в течение недели с момента пробуждения и до сна. Ежедневно испытуемые фиксировали результаты в протоколе. Таким образом, это позволило определить количество и структуру локомоций за сутки и за неделю.
Статистическая обработка результатов проводилась с использованием метода средних величин.
Считается установленным, что у людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная активность ограничена, а расход энергии составляет 2550-2800 ккал/сутки . Это присуще и студентам, у которых соотношение динамического и статического компонентов жизнедеятельности составляет по времени в период учебной деятельности 1: 3, а по энерготратам 1: 1; во внеучебное время соответственно 1: 8 и 1: 2 .
В современных исследованиях чаще всего упоминаются следующие методы оценки двигательной активности: по затратам времени в сутки или в неделю, по затратам энергии, по количеству суточных локомоций (шагометрия). Безусловно, на двигательный режим студентов оказывают влияние множество других факторов, определяющих их привычное поведение в повседневной жизни.
В научно-методической литературе представления о нормах двигательной активности студентов существенно различаются. Так, установлено, что в среднем двигательная активность студентов в период учебных занятий колеблется от 8000-11 000 до 14000-19000 шагов в сутки; в экзаменационный период - 3000-4000 шагов, а в каникулярный период - 14 000-19 000 шагов . Очевидно, что уровень двигательной активности студентов во время каникул отражает естественную потребность в движениях, ибо в этот период они свободны от учебных занятий. Исходя из этого, можно отметить, что уровень их двигательной активности в период учебных занятий составляет 50-65 %, в период экзаменов - 18-22 % биологической потребности. Это свидетельствует о реально существующем дефиците движений на протяжении 10 месяцев в году.
Исследователи |
Нормы двигательной активности |
М.Я. Виленский, Б.Н. Минаев, 1975 |
|
П.А. Назаров, 1977 |
|
Л.П. Матвеев, 1982 |
|
Вниифк, 1983 |
|
В.В. Матов, 1984 |
|
Н.М. Амосов, И.В. Муравов, 1985 |
|
Б.Г. Фадеев, 1986 |
Каковы же конкретные показатели двигательной активности, принятые в качестве нормы? Известно, что занятия большим спортом не гарантируют укрепления здоровья. Оптимальные границы должны определить тот уровень физической активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень выполнения учебно-трудовой и социальной деятельности. Такой режим носит оздоровительно-развивающий характер. Отсюда следует, что в указанном режиме целесообразно ориентировать студентов на показатели двигательной активности спортсменов массовых разрядов. При этом для студентов с низким исходным уровнем физического состояния это может быть уровень спортсменов III разряда (1200 ккал), с высоким - не выше II разряда (1500 ккал), для остальных в этой совокупности - промежуточные значения между верхним и нижним пределами. Чтобы выполнить указанный двигательный режим, необходимо на целенаправленные занятия физическими упражнениями затрачивать не менее 1,3-1,8 часа в день. В рекомендациях для взрослых оптимальным считается режим 3-5 - разовых занятий в неделю, продолжительностью 30-40 минут .
Проанализировав данные, полученные о количестве локомоций студентов медицинского колледжа за сутки и в неделю, все испытуемые были разделены на 3 группы по уровню привычной двигательной активности (табл. 2):1 группа - высокий уровень двигательной активности (ВДА);2 группа - средний уровень двигательной активности (СДА); 3 группа - низкий уровень двигательной активности (НДА).
Таблица 2.
Двигательный режим студентов Шахтинского медицинского колледжа
Уровень двигательной активности |
Среднегрупповое значение (кол-во шагов в сутки) |
Интервал среднесуточных значений |
11673,67-14418,71 |
||
8491,43-10963,67 |
||
К среднему уровню двигательной активности были отнесены студенты, показавшие результат 8000-11000 шагов в сутки.
Это позволило оценить процентное соотношение студентов с различным уровнем двигательной активности. Первая группа - девушки с низкой двигательной активностью - 21,74 % (рис. 1). В иерархической структуре привычной моторики она соответствует первому уровню, или уровню двигательной пассивности. Вся сумма накопленных здесь локомоций (за сутки, неделю и т. д.) целиком навязана условиями повседневной учебной и бытовой деятельности студентов, в ней отсутствуют элементы целенаправленного использования физических упражнений. Таким образом, пятая часть обследованных находится в состоянии гипокинезии.
Рисунок 1. Соотношение студентов с различным уровнем двигательной активности (в %)
Вторая группа - девушки со средней двигательной активностью - составила 64,60 % от общего числа обследованных. Они представляют второй уровень двигательной активности, в котором помимо локомоций, обусловленных повседневной деятельностью студентов, присутствуют обязательные формы движений, в основном в виде уроков физической культуры.
Студенты с высокой двигательной активностью, включенные в третью группу, составили 13,66 %. Высокий уровень объединяет в себе два предыдущих вида моторики плюс объем двигательных действий, получаемых в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также в спортивных секциях, мероприятиях выходного дня, спортивных соревнованиях.
Сравнительный анализ содержания привычной двигательной активности показал, что наиболее распространенными видами локомоций данного контингента являются: ходьба, урочные занятия физкультурой, домашняя работа, самостоятельные тренировочные занятия (волейбол, настольный теннис, танцы).
Учебные занятия по физическому воспитанию (два академических часа в неделю) в среднем обеспечивают возможность движений в объеме 3778,44256,56 шагов, что не может компенсировать общий дефицит двигательной активности за неделю. К сожалению, в выходные дни малоподвижный образ жизни доминирует у большинства студентов. Полученные нами результаты согласуются с литературными данными о среднем объеме обязательных занятий физкультурой (4000-7300 шагов за 2 занятия в неделю) .
Анализ вышеприведенных данных дает основание предполагать, что всего лишь 13,66 % обследованных студентов соблюдают двигательный режим, соответствующий естественной потребности в движениях. Большинство же в течение учебного года испытывают дефицит двигательной активности. В целях формирования здорового стиля жизни и уменьшения гипокинезии студентов мы разработали проект «Свободная минутка: движение вместо курения». Суть его заключается в организации студентами старших курсов подвижных перемен с использованием элементов спортивных игр: настольного тенниса, бадминтона, волейбола, баскетбола, футбола.
Выводы
1. В результате литературного анализа определен оптимальный двигательный режим (двигательная деятельность в объеме 1,3-1,8 ч в день, 14000-19000 шагов в сутки), причем на целенаправленные занятия физическими упражнениями желательно затрачивать не менее 6-8 часов в неделю мужчинам и 5-7 ч женщинам. Целесообразны 3-5 - разовые занятия в неделю продолжительностью 30-40 минут. Средний уровень двигательной активности колеблется в пределах 8000-11000 шагов в сутки.
2. Выявлены три уровня двигательной активности студентов медицинского колледжа: низкий (4865,44-7597,17 шагов в сутки, 21,74 % от общего числа обследованных), средний (8491,43-10963,67 шагов в сутки, 64,60 %) и высокий (11673,67-14418,71 шагов в сутки, 13, 66 %).
3. Повседневная учебная и бытовая деятельность студента не обеспечивает необходимый объем двигательной активности, создавая предпосылки для развития состояний гипокинезии и гиподинамии.
4. Основными и наиболее распространенными видами локомоций данного контингента студентов в зимнее время являются различные виды ходьбы, обязательные занятия физкультурой, повседневная домашняя работа, самостоятельные занятия физическими упражнениями и тренировки по видам спорта.
5. Доля аудиторных занятий физкультурой (3778,44256, 56) составляет более трети от среднего уровня двигательной активности (в суточном количестве шагов), что говорит о важности и необходимости данной дисциплины в плане формирования потребностей и навыков организации собственного двигательного режима.
Использование результатов исследования позволило нам выработать практические рекомендации , способствующие реализации потребностей студентов в наиболее предпочтительных видах двигательной активности:
1. В самостоятельной деятельности студентов использовать различные формы двигательной активности, включая «малые»: утренняя гимнастика, микропаузы в учебном труде с использованием упражнений специальной направленности, ежедневные прогулки, походы выходного дня.
2. Включать в спортивно-оздоровительную работу в колледже разнообразные средства, виды и формы физкультурной деятельности (соревнования по традиционным и нетрадиционным видам спорта (волейбол, баскетбол, легкая атлетика, настольный теннис, аэробика, городки, ДАРТС, русская лапта);
3. Способствовать формированию знаний и навыков физического самосовершенствования с учетом половозрастных особенностей обучающихся и их индивидуальных предпочтений на учебных занятиях и во внеурочное время (участие в агитационных и спортивно-массовых мероприятиях, санпросветдесанты, походы, туристические слеты, Дни бега, Дни здоровья и т. д.).
4. В учебной и повседневной деятельности студентов придерживаться рекомендованного оптимального уровня двигательной активности с соблюдением требований необходимого объема и интенсивности, используя доступные виды спорта и средства физической культуры.
5. Внедрить разработанный социальный проект в образовательное пространство медицинского колледжа.
Список литературы:
1.Амосов Н.М., Муравов И.В. Сердце и физические упражнения. - М.: Знание, 1985. - 64 с.
2.Виленский М.Я. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья. - В. кн.: Физическая культура студента. - М.: Гардарики, 2001. - С. I3I-174.
3.Кобяков Ю.П. Двигательная активность студентов: структура, нормы, содержание / Ю.П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 5. - С. 44-46.
4.Кобяков Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека / Ю.П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 11. - С. 20-23.
5.Козлов Д.В. Повышение двигательной активности студентов на основе интеграции форм физического воспитания в вузе: дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Д.В. Козлов. - Красноярск, 2009. - 157 с.
6.Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга / Элементы мысли. - СПб.: Питер, 2001 г. - С. 5-6.
Основным организационно-методическим принципом осуществления физического воспитания является дифференцированное применение различных средств физической культуры с учетом возрастных и половых особенностей, состояния здоровья, степени физического развития и уровня физической подготовки. В соответствии с ними школьников делят на три медицинские группы: основную (без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при достаточном физическом развитии - занимаются по учебной программе физического воспитания в полном объеме), подготовительную (имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья или отстают по физическим развитием - занимаются по учебной программе физического воспитания с условием поступовишого усвоения навыков и умений, не допускаются к спортивным тренировкам и соревнованиям) и специальную (отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, - занимаются по специальной программе).
Двигательной активностью называют сумму движений, выполняемую человеком в процессе жизнедеятельности. Двигательная активность детей и подростков условно делится на три части:
Которая проходит в процессе физического воспитания;
Что происходит в процессе обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;
Спонтанная физическая активность в свободное время.
Указанные составляющие, дополняя друг друга, обеспечивают определенный уровень суточной двигательной активности школьников разных возрастно-половых групп.
Влияние двигательной активности на здоровье школьников. В современной начальной школе умственная деятельность относится к самым тяжелым в детей, чьи клетки коры головного мозга имеют еще относительно низкие функциональные возможности, а потому большие нагрузки могут вызвать их истощения. Обучение требует длительного хранения вынужденной рабочей позы, создает значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей. Замечено, что между суточной двигательной активностью и здоровьем школьников существует тесная взаимосвязь.
Дефицит движений, или гипокинезия, вызывает многочисленные морфологические и функциональные изменения в организме. Комплекс этих изменений относится к предпатологических и патологических состояний. Ведущим механизмом гипокинезии служат нарушения режимов саморегуляции физиологических функций, снижение функциональных возможностей организма, нарушение деятельности опорно-двигательного аппарата, вегетативных функций. Ограничение количества и объемов движений, обусловленное образом жизни и особенностями профессиональной деятельности, также относят к гипокинезии.
Основные причины гипокинезии у школьников:
Ограничение двигательной активности, связанные с режимом обучения и перегруженностью учебной программы;
Отсутствие систематических и достаточных занятий физическими упражнениями;
Хронические заболевания и дефицит развития, ограничивающие двигательную активность.
Одной из причин чрезмерной двигательной активности, или гиперкинезии, ранняя спортивная специализация детей. Гиперкинезов характеризуется специфическим комплексом функциональных нарушений и изменений состояния здоровья: центральной нервной системы и нейрорегуляторных аппарата. При этом истощается симпатоадреналовой система и снижается общий неспецифический иммунитет организма. Недостаточная (гипокинезия) и чрезмерная (гиперкинезия) двигательная активность отрицательно влияют на здоровье школьника.
Формирование здоровья конкретного школьника обеспечивается привычной для него суточной двигательной активностью, включающий в себя самые разнообразные формы, методы и средства физического воспитания в определенных гигиенично рациональных соотношениях. Обычной считается такая двигательная активность, устойчиво проявляется в процессе жизнедеятельности.
Методы изучения и оценки двигательной активности. Информативным и точным методом гигиенической оценки как количественной, так и качественной активности служит для определения величин энергетических затрат. Точным, но и самым дорогим является метод непрямой калориметрии, то есть выяснение количества потребленного организмом кислорода. В гигиенической практике чаще применяется расчетный метод определения величин энергетических затрат. Для этого изучают следующие показатели:
Продолжительность (минуты, часы или в процентах относительно суток) двигательного компонента в суточном бюджете времени;
Число перемещений тела в пространстве (локомоций) за единицу времени;
Сумма движений (локомоций), выраженная в величине пройденной за сутки расстоянии (в км).
Благодаря этим показателям получается достаточно объективная и надежная информация о характере и объем двигательной активности школьника без использования дорогостоящего оборудования. Для нормирования двигательной активности широко применяют методы косвенной регистрации ЧСС, определение пульсовой "стоимости" различных видов деятельности, суммарной величины двигательной активности в сутки с помощью телеметрических систем.
Хронометраж. В гигиене физического воспитания хронометраж используют для изучения и оценки суточного ритма школьников, а не собственно двигательной активности. Методика хронометража базируется на регистрации деятельности конкретного школьника в определенный отрезок времени дня или даже в течение суток.
Шагометрия - подсчет локомоций школьника с помощью специальных приборов (шагомеров).
Все гигиенические нормативы двигательной активности школьников рассчитаны на суточный цикл жизнедеятельности (24 ч.), Но иногда для гигиенической характеристики физической активности школьников выбираются длительные интервалы наблюдения - неделю, месяц, учебная четверть. Однако этим данным можно пользоваться только для сравнительной оценки различных вариантов двигательной активности школьника.
В отечественной литературе сформировалось 3 метода измерения двигательной активности: по затратам времени на определенные виды деятельности (хронометраж), по количеству произведённых локомоций, шагов (шагометрия), по затратам энергии (8,14,42). Наиболее информативным и объективным авторам представляется измерение двигательной активности по израсходованной энергии, однако данный способ не может быть применен на больших группах исследуемых ввиду его значительной трудоёмкости (35,40).
Хронометраж затрат времени на различные виды деятельности является недостаточно объективным методом, поскольку листы хронометража заполняют испытуемые или их родители, а они склонны преувеличивать ежедневную двигательную активность (по данным сравнительных исследований) (8).
Таким образом, наиболее информативными доступным является шагометрия, однако хронометрирование видов деятельности также может быть использовано в исследованиях как дополнительный метод.
Получаемая в исследованиях величина суточной двигательной активности должна быть оценена. Для такой оценки используют нормы двигательной активности.
Величина двигательной активности колеблется от максимума, доходя до оптимума и минимума. Оптимум двигательной активности является необходимым условием достижением I степени здоровья. Пределы оптимума определяются как максимум, так и минимум двигательной активности. Превышение максимума и принижение отрицательно влияет на здоровье (8).
Для оценки параметров двигательной активности необходимо уточнение понятия "норма".
Норма - зона оптимального функционирования системы.
Сопоставительная норма - устанавливается после сравнения показателей людей, принадлежащих к одной совокупности.
Индивидуальная норма - сравнение показателей одного человека в различных состояниях.
Должная норма - устанавливается на основании требований, которые предъявляются человеку условиями жизни, профессией, бытовыми условиями (2,18,21).
Однако представленные определения норм не так однозначны. В медицинской практике неоднократно предпринимались попытки охарактеризовать норму развития человека (Марченко и др. 1990). Под нормой в медицине понимают типичное состояние, характерное для большинства людей, среднестатистическое состояние человека. Однако в настоящее время существуют многие показатели (близорукость, сколиоз, повышенное артериальное давление), присущие большинству людей.
В результате многочисленных исследований было установлено, что человек при детальном рассмотрении весьма далёк от нормы и представляет собой индивидуальную совокупность признаков (21,45).
На каждого человека влияют различные факторы: наследственность, социальная среда, условия жизни, труда и т.д., что ведёт к существенным различиям в морфофункциональном состоянии и особенностях ежедневного поведения.
Как утверждают исследователи (Марченко, 1990, Быстров, 1957, Уильямс, 1960), не существует нормальной группы людей со стабильными, совершенно одинаковыми свойствами - всем людям от младенчества до старости свойственно разнообразие этих свойств.
В литературных источниках, рассматривающих вопросы двигательной активности, представлены нормы двигательной активности детей и взрослых различного возраста (5,17,23,26,45).
В ходе проведения комплексных исследований некоторыми авторами были установлены закономерности влияния различной по продолжительности двигательной активности на организм. Этими же авторами указывается на то, что существует определенная стимулирующая доза двигательной активности, которая может быть оптимальной для различных органов и систем, превышение которой может вызывать угнетающее влияние.
Авторы признают, что гигиенической нормой может считаться проведение ежедневных уроков физической культуры, т.е. 6 часов в неделю, моторная плотность которых может достигать 65 - 70 % с интенсивностью 145 - 165 ударов в минуту, что соответствует средней и большой нагрузке.
П.А. Пальнау (8) отдает предпочтение энерготратам при нормировании нагрузки двигательного режима школьников и отмечает существенное снижение двигательной активности за день у подростков по сравнению с младшими школьниками.
Некоторые авторы предлагают считать физиологической нормой двигательной активности учащихся I - IV классов - 25 - 30 тысяч шагов в день, для учащихся среднего школьного возраста - 20 - 25 тысяч шагов и для старшеклассников - 15 - 20 тысяч шагов в день (21,45).
Как показывают исследования ряда авторов, оптимальная двигательная активность во многом способствует повышению физической и умственной работоспособности, совершенствованию морфо-функционального состояния организма, совершенствованию двигательных качеств и поддержанию их на определенном уровне, активному долголетию.
Следует отметить, что оптимальный объём двигательной активности имеет как минимальные, так и максимальные границы, недостаток или превышение которых отрицательно сказываются на состоянии здоровья. Пределы оптимального объема двигательной активности относительны и динамичны.
Специалисты отмечают (4,9,34,45,48), что наиболее полную информацию о качестве и объеме двигательной активности могут обеспечить только комплексные исследования, включающие регистрацию числа локомоций, частоту сердечных сокращений в отдельные периоды мышечной деятельности при помощи сумматоров пульса, хронометража, определения энерготрат, учета общего числа организованных и самодеятельных (нерегламентированных) форм двигательной активности.
В соответствии с данными, полученными А.Г. Сухаревым (45) в результате исследований двигательной активности учащихся среднего школьного возраста, установлено, что на выполнение 1000 шагов учащимися данной возрастной группы требуется в среднем от 9 до 10 минут и что энерготраты, связанные с выполнением данной нагрузки, достигают 700 ккал. Экспериментальными исследованиями было установлено, что по количеству затраченной энергии на выполнение 1000 шагов могут быть приравнены: игра в футбол в течение 2,5 минут, выполнение интенсивных физических упражнений в течение 3-х минут или прыжки со скакалкой в течение 1,5 мин. Данный факт указывает на то, что для достижения одного и того же эффекта можно применять различные двигательные задания, либо достичь того же эффекта за менее продолжительное время.
Общей гигиенической нормой суточной двигательной активности (по А.Г. Сухареву) школьников принято считать 15-30 тысяч шагов. Возрастные и половые нормы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Как показали многочисленные исследования последних лет (8, 21, 26,), двигательная активность современных школьников колеблется в чрезвычайно широких пределах от 1000 до 25 000 локомоций в сутки, и её сравнение с рекомендуемыми нормами затруднено, поскольку большинство школьников демонстрирует показатели активности, весьма отдалённые от так называемых норм, демонстрируя при этом средние показатели физического развития.
В связи с полученными результатами исследований, необходимо признать большую вариативность двигательной активности школьников, которая существенно затрудняет оптимизацию режима дня ребёнка для поддержания физической активности, наиболее благоприятно влияющей на его рост, развития и здоровье (21).
В связи с этим необходимо проводить оценку объективно присущих большинству школьников параметров двигательной активности и оптимизировать режим дня в соответствии с установленными средними параметрами, при этом подходить к оптимизации индивидуально: предусмотреть модель режима дня для мало и много двигающихся детей.
Сложные и многогранные задачи воспитания здорового и физически крепкого подрастающего поколения невозможно решить только на уроках физической культуры в школе. Подготовка к будущей жизни должна осуществляться во всех формах внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию, начиная с раннего детства. Решение этой задачи, как считают многие авторы возможно только при условии научного обоснования эффективных средств и методов организации оптимальной двигательной активности с учетом возрастных особенностей детского организма.
Некоторые исследователи указывают на то, что для успешного выполнения контрольных нормативов учебных программ немаловажное значение имеет повышение двигательной активности учащихся, что в свою очередь положительно влияет на совершенствование функциональных возможностей организма (32,39).
В заключение раздела отметим, что необходимо постоянно проводить оценку современных параметров двигательной активности школьников разных возрастных групп, прослеживая её в динамике, поскольку образ жизни школьников стремительно меняется, причём в сторону снижения двигательной активности. Объективно существующие параметры двигательной активности современных школьников должны являться отправной точкой для совершенствования режима дня детей.