Урок русской литературы: «Николай Степанович Гумилев и акмеизм. Проблематика и поэтика лирики Н

Анна Ахматова в стихотворении «Он любил» писала:

Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стёртые карты Америки.

В лирическом герое этого стихотворения легко узнаётся поэтический профиль Николая Гумилёва. Если вы были внимательными и вдумчивыми читателями, то заметили, что лирике Гумилёва присущи возвышенные, экзотические мотивы, навеянные «музой дальних странствий». Три путешествия в Африку определили основные темы его поэтических сборников «Романтические цветы» , «Жемчуга» , «Чужое небо» и др. Полный тайн и экзотики, жаркого солнца и неведомых растений, удивительных птиц и животных, африканский мир в стихах Гумилева пленяет щедростью звуков и буйством красок. Отголоски африканских впечатлений слышны и в поздних стихотворениях автора с философской, религиозной и социальной проблематикой. Так, в книге стихов «Шатёр» экзотика из внешней декоративности незаметно перетекает во внутреннюю лирическую тему. Материал с сайта

В центре поэтического мира Гумилёва — образ независимой и свободной личности. Лирический герой поэта не пассивный созерцатель жизни, а волевая и дерзкая натура, которой чужды серость и обыденность существования. В стихотворении «Старый конквистадор» герой-воин не отступает даже перед лицом смерти. Изнемогая от голода и усталости, он не утратил прежнего азарта, отваги, остался покорителем, завоевателем: «Как всегда, был дерзок и спокоен // И не знал ни ужаса, ни злости… ». Риск, испытания, приключения — смысл жизни романтического героя Николая Гумилёва. Его душа стремится ко всему необыкновенному, прекрасному, изысканному. Так романтика подвига, приключений, преклонение перед отважными завоевателями новых земель звучит в небольшом цикле «Капитаны» : «Ни один пред грозой не трепещет, ни один не свернёт паруса ». Мужественная интонация, волевое начало являются доминирующими в лирике Гумилёва.

Особенности акмеистической поэзии ярко отразились в лирике Николая Степановича Гумилёва. Многоцветная декоративность, живописность композиции, повествовательность описания, стремление к «вещности» образа, предметная детализация, совершенство формы — всё это подтверждает принадлежность стихотворений Гумилёва к акмеизму.

10 класс

Цели урока:

  • Создание условий для учебной деятельности посредством формирования навыков анализа литературного произведения, расширения понятий тематики произведения, особенности творчества на основе содержательного обобщения.
  • Развитие способности анализировать, систематизировать материал.
  • Воспитывать бережное отношение к родной земле, традициям, формирование эмоционально-ценностного отношения к действительности через развитие речи и мышления.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Метод обучения: исследовательский (по характеру познавательной деятельности учащихся)

Структура урока:

1. Стадия вызова (10 мин)

2. Стадия осмысления (30 мин)

3. Рефлексия (5 минуты)

Оборудование и наглядные пособия

1. Раздаточный материал, карточки-задания, цитаты.
2. Листы оценки знаний.
3. Флипчарты, фломастеры, иллюстрации, текст рассказа.
4. Компьютер
5. Портрет Гумилева

Ход урока

Приветствие учителя

Заполнение листов эмоционального состояния. Оргмомент

Выбор детьми экспертной группы, которая будет беспристрастно оценивать их работу в группе по предложенным детьми (это было домашнее задание) и дополненным членами группы критериям (учащиеся с высоким уровнем успешности).

Просмотр видеоролика с записью песни «Это было, это было в те года…»

Озвучьте правила работы в группе.

Тема урока: Николай Степанович Гумилев и акмеизм. Проблематика и поэтика лирики Н. С. Гумилева.

Прежде чем начнем работать, предлагаю определиться с целеполаганием. Что вы ждете от урока? На какие вопросы хотели бы получить ответ? - ответы учащихся (учащиеся со средним и высоким уровнем успешности).

Вам предлагается три задания на выбор:

Задания группам:

1) Начертить диаграмму жизни Гумилева: взлеты и падения, черные и белые полосы.

2) Начертить кластер «Гумилев».

3) Определить тематику лирики Гумилева.

Обсуждение в группах выбора задания.

Озвучьте свой выбор.

1 группа - 2 задание.
2 группа - 3 задание.
3 группа - 1 задание.

Индивидуальное задание выполняла Вилена. Посмотрите презентацию, приготовленную ею по биографии Н. С. Гумилева. (ученица с высоким уровнем успешности)

Работа в группах по выполнению заданий.

Выступление экспертной группы, которая озвучивает критерии оценивания выступающих групп.

Выступления групп.

  1. Участие в работе каждого члена группы.
  2. Точность формулировок.
  3. Аргументированность.
  4. Слаженность работы членов группы.
  5. Подготовленность.
  6. 6. дополнительный материал.
  7. 7. Языковое оформление, связность речи, логичность изложения.
  8. 8.Эмоциональность.

Выступление 3 группы. Диаграмма жизни Н. С. Гумилева. Основные вехи жизненного пути

  1. 1886 г. - родился в Кронштадте в семье морского врача.
  2. 1900 г. - учеба в тифлисской гимназии.
  3. 1902 г. - первая газетная публикация стихотворения.
  4. 1905 г. - первый сборник стихов «Путь конквистадоров»
  5. 1906 г. - завершение гимназического образования в Царском Селе. Поездка в Париж в Сорбонну.
  6. 1908 г. - путешествие по Египту.
  7. 1908-1909 гг. - обучение в Петербургском университете.
  8. 1909, 1910, 1913 г. - путешествие по Африке.
  9. 1910 г. - брак с Анной Ахматовой.
  10. 1911 г. - создание «Цеха поэтов».
  11. 1912 г. - поездка в Италию.
  12. 1914 г. - в начале Первой мировой войны поступил добровольцем в уланский полк; был награжден двумя Георгиевскими крестами.
  13. 1916 г. - Париж.
  14. 1917 г. - заготовка сена для армии.
  15. 1918 г. - возвращение в Россию. Работает в издательстве «Всемирная литература», читает лекции в институтах, занимается переводами.
  16. 1921 г. - издал лучшую свою книгу стихов «Огненный столп», посвятив своей второй жене Анне Николаевне Энгельгардт.
  17. 1921 г. - 3 августа был арестован, 24 августа приговорен к расстрелу, на следующий день приговор приведен в исполнение.

Вывод : прожил недолгую (35 лет), но очень наполненную событиями жизнь, много путешествовал. Необычно то, что Гумилев был просто влюблен в Африку. В его жизни довольно резкое чередование черных и белых полос. Власть доверяла ему довольно высокие посты, и, несмотря на это, недолго рассматривала дело о его «виновности»

Выступление 1 группы

Демонстрация кластера.

Вывод : Имя Гумилева ассоциируется у нас с именем Ахматовой, с акмеизмом, с Африкой, с войной 1914 года, с Царским Селом.

Выступление 2 группы. Тематика лирики

Прочитав стихи Гумилева, мы выделили несколько тем в лирике Гумилева:

1 тема - любовная лирика.
2 тема - тема Африки
3 тема - тема войны.

Гумилев не писал политических стихов, он уклонился от прямого диалога с современностью. Он-так, во всяком случае, кажется на первый взгляд - промолчал о том, что творилось со страной и народом в огненное пятилетие 1917–1921 годов. Но действительность была такова, что и молчание осознавалось и истолковывалось как акт гражданского выбора, как недвусмысленная политическая позиция.

Задание классу. Выберите каждая группа себе любую тему и начинайте работу:

  1. Перечислите стихи, относящиеся к теме.
  2. Прочитайте выразительно 1–2 стихотворения.
  3. Объясните особенности раскрытия темы поэтом.

Работа в группах.

Выступление 1 группы.

Любовная лирика занимает центральное место в творчестве Гумилева.

Стихи, относящиеся к теме: «Много есть людей, что, полюбив.», «Она», «Из логова змиева», «О тебе, о тебе, о тебе!»

Любовь для Гумилева природная стихия, обладающая огромной силой. Ей подвластен любой. Женский образ-это образ «вечной женственности».Женщина - это ангел, русалка, колдунья.

Выступление 2 группы

Поскольку Гумилев сам был на войне, то эта тема была знакома ему. «Война», «Наступление». Война-это смерть, это «залитые кровью недели», солдаты - труженики. В стихах часто использует сравнения.

Выступление 3 группы.

Гумилев трижды был в Африке. Эта страна покорила его. Он не просто путешествовал, проводил большую научную работу. «Жираф», «Озеро Чад».В стихах просматривается экзотика Африки, традиции племен.

Слово оценщикам. Комментарий по выступлению групп.

Само-взаимооценивание

Рефлексия : Что приобрели, работая на уроке? Обратитесь к поставленным в начале урока целям. Нашли ли ответы на свои вопросы?

Организация заполнения листов оценки. Определение эмоционального настроя. Высказывают свои мнения:

сегодня я узнал… было интересно… было трудно…я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу…я почувствовал, что… я приобрел… я научился…

у меня получилось… я смог… я попробую… меня удивило…урок дал мне для жизни… мне захотелось… Заполнение листов с обратной связью: две звезды и предложение.

Домашнее задание:

Биография Ахматовой. Анализ стихотворений, выразительное чтение.

Урок литературы в 11 классе

Николай Степанович Гумилёв и акмеизм. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилёва.

Цели урока : познакомить с жизнью и творчеством Н.С. Гумилёва; отметить особенности образа романтического героя Н.С. Гумилёва (яркость восприятия мира, действенность позиции, неприятие серости, обыденности существования); формировать ключевые информационные и коммуникативные компетенции на основе анализа стихотворений Н.С. Гумилёва; воспитывать уважение к отечественной культуре, языку, истории.

Ход урока

Он возвысил слово над «низкой

жизнью». Он преклонил пред ним

колени – как мастер, всегда готовый

к продолжению ученичества, как ученик,

свято верующий в возможность научиться

волшебству, стать мастером в ряду мастеров.

Сергей Чупрунин.

1.Проверка домашнего задания .

Ученики отвечают на вопросы, которые были заданы на дом.

- Что представляла собой акмеистическая группа?

В 1911 году слушатели «Поэтической академии» основали новое литературное объединение – «Цех поэтов». В 1912 году было объявлено о возникновении нового поэтического течения. Из разных предложенных названий прижилось «акмеизм» (от греческого - высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Из широкого круга участников «Цеха» выделилась более узкая и эстетически более сплочённая группа поэтов, которые стали именовать себя акмеистами. К ним относились Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. Другие участники «Цеха», не являясь правоверными акмеистами, составляли периферию течения.

- Каковы взгляды Н.С. Гумилёва на это новое течение?

В программной статье «Наследие символизма и акмеизм» Н.С. Гумилёв назвал символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало иной – «мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь». Акмеизм, по мысли Гумилёва, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от «нецеломудренного» стремления символистов познать непознаваемое: простой предметный мир значителен сам по себе. Главное значение приобретает художественное освоение многообразного и яркого земного мира.

2.Работа по теме урока

2.1. Слово учителя.

Гумилёв Николай Степанович, 33 лет, дворянин, филолог, поэт, член коллегии «Издательство Всемирная литература», беспартийный, офицер был казнён в августе 1921 года по обвинению в принадлежности к «таганцевскому заговору». Недавно обнародованные материалы свидетельствуют о том, что это обвинение было ложным. Вы можете прочитать об этом подробно в журнале «Новый мир», №12, 1987 год.

- Каким же был этот один из самых ярких представителей акмеистической группы?

Исследователь творчества Гумилёва Н. Богомолов отмечал, что акмеизм Гумилёва конфликтен. Дело в том, что Гумилёв пробовал себя не в одной манере, «старался разрушить уже на глазах каменеющие традиции русского символизма», найти иные способы выражения, чем уже опробованные ранее. Его акмеизм тесно сближается с символизмом.

2.2.Домашняя подготовка учащихся: выразительное чтение или чтение наизусть стихотворения Гумилёва.

3. Лекция по теме урока.

По ходу лекции сделайте записи, которые помогут вам представить образ лирического героя стихотворений Н.С. Гумилёва.

3.1. Индивидуальное сообщение ученика о жизненном пути Н.С. Гумилёва (на основе материала учебника).

3.2. Давайте вместе перелистаем «книгу поэзии» Николая Гумилёва

А) Характерной особенностью уже ранней лирики поэта стало перенесение себя и читателя в мир грёз.

И кажется – в мире, как прежде, есть страны,

Куда не ступала людская нога,

Где в солнечных рощах живут великаны

И светят в прозрачной воде жемчуга.

Стоит только дать волю грезе – и начинается карнавальная смена то ли масок, то ли жребиев: «Я конквистадор в панцире железном…», однажды сидел я в порфире златой, горел мой алмазный венец…», «Я – попугай с Антильских островов…»

Б) С ранних стихов Гумилёв утвердил исключительность своей мечты, спасающей от скуки обыденного существования. В сборнике «Романтические цветы» была развита тема «битвы» за небывалую красоту. На этом пути лирический герой смело зовёт «смерть любую»:

Я с нею буду биться до конца.

И, может быть, рукою мертвеца

Я лилию добуду голубую.

В) Поклонение «сокровищам немыслимых фантазий» проявилось и в стихах, написанных по впечатлениям от путешествий. Что это – жизнь или мираж – в стихотворении «Лесной пожар»:

Резкий грохот, тяжкий топот,

Вой, мычанье, стон и рёв,

И зловеще – тихий ропот

Закипающих ручьев.

Вот несётся слон-пустынник,

Лев стремительно бежит,

Обезьяна держит финик

И пронзительно визжит.

С вепрем стиснутый бок о бок

Легкий волк, душа ловитв,

Зубы белы, взор не робок –

Только время не для битв.

Прочитайте ещё два стихотворения об Африке.

3.3. Работа по вариантам

Самостоятельное чтение и анализ стихотворений с опорой на материал учебника.

1 вариант – стихотворение «Озеро Чад»

Основная мысль – трагическая обречённость естественной гармонии под напором греховных побуждений человеческой цивилизации.

2 вариант – стихотворение «Жираф».

Основная мысль – выражен идеал красоты автора. Красота экзотического животного здесь – спасение от скуки городов, скудного земного существования.

4. В конце 1903 года Николай Гумилёв познакомился с Аней Горенко – будущей Анной Ахматовой, которая станет его женой. В дальнейшем именно ей будут посвящены шедевры его любовной лирики.

Заранее подготовленный ученик читает

Много есть людей, что полюбив,

Мудрые дома себе возводят,

Возле их благословенных нив

Дети резвые за стадом бродят.

А другим – жестокая любовь,

Горькие ответы и вопросы,

С желчью смешана, кричит их кровь,

Слух их жалят злобным звоном осы.

А иные любят, как поют,-

Как поют и дивно торжествуют,

В сказочный скрываются приют;

А иные любят, как танцуют.

- Что поведал о «тайном пламени любви» поэт?

- Какие средства художественной выразительности помогают влюблённому поэту рассказать о своих чувствах?

5. Стихов о России у Гумилёва мало. Но это ни в коем случае не говорит о том, что Гумилёв не любил Родину. Удивительно было, что реальность словно бы не заботила поэта. Или – выразимся точнее – была скучна, неинтересна ему именно как поэту. Почему? Гумилёв сам ответил на этот вопрос:

Я вежлив с жизнью современною,

Но между нами есть преграда,

Все, что смешит её, надменную,

Моя единая отрада.

У Гумилёва вообще нет политических стихов. Он уклонился от прямого диалога с современностью. Он – так, во всяком случае, кажется на первый взгляд – промолчал о том, что творилось со страной и народом в огненное пятилетие 1917-1921 годов. Но это молчание истолковывалось и осознавалось как акт гражданского выбора, как недвусмысленная политическая позиция.

Гибель Гумилёва, при всей кажущейся случайности и трагической нелепости, глубоко закономерна. По-другому не мог уйти из жизни поэт, сам себе напророчивший:

И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще.

- Вернёмся к вопросу, поставленному в начале лекции.

Посмотрите свои записи и ответьте на вопрос: «Каким предстаёт лирический герой Гумилёва?»

Запись в тетради и на доске

Лирический герой Гумилёва

Мечтатель

РОМАНТИК

Боец

Путешественник

Страстный влюблённый

Патриот

Мужественный человек

III . Итоги урока

Домашнее задание.

Продолжите знакомство с творчеством Николая Степановича Гумилёва. Выберите вопрос и подготовьте ответ на него:

    В чем трагичность лирического героя Н. Гумилёва?

    Как проявился идеал Гумилёва в цикле «Капитаны»?

    Какие этапы своего творческого пути отразил Гумилёв в стихотворении «Память»?

В начале 1910-х гг. Гумилев стал основателем новой литературной школы – акмеизма. Во многом принципы акмеизма родились в результате теоретического осмысления Гумилевым собственной поэтической практики. Более того, как показала недолгая история этого течения, из крупных поэтов только Гумилев и оказался «настоящим» акмеистом (помимо дореволюционной лирики принципы акмеизма воплотились в стихотворениях предпоследнего сборника поэта «Шатер»).

Однако даже на фоне брюсовской лирической героики позиция раннего Гумилева отличалась особой энергией. Для его лирического героя нет пропасти между действительностью и мечтой. Будто споря со своим царскосельским учителем, сделавшим слово «невозможно» музыкальным ключом лирики, Гумилев утверждает приоритет дерзкой мечты, причудливых грез, вольной фантазии. Его ранняя лирика лишена нот трагизма, столь свойственных поэзии И. Анненского, А. Блока, А. Белого. Более того, Гумилеву присуща сдержанность в проявлении любых эмоций: сугубо личный, исповедальный тон он оценивает в это время как неврастению. Лирическое переживание в его поэтическом мире непременно объективируется, настроение передается зрительными образами, упорядоченными в стройную «живописную» композицию.

Ключевыми в акмеизме оказались категории автономии, равновесия, конкретности. «Место действия» лирических произведений акмеистов – земная жизнь, источник событийности – деятельность самого человека. Лирический герой акмеистического периода творчества Гумилева – не пассивный созерцатель жизненных мистерий, но устроитель и открыватель земной красоты. Поэт верит в созидательную силу слова, в котором ценит не летучесть, а постоянство семантических качеств. В стихотворениях сборника «Чужое небо» (вершина гумилевского акмеизма) – умеренность экспрессии, словесная дисциплина, равновесие чувства и образа, содержания и формы.

Символисты исходили из идеи слитности разных сторон и граней жизни, принцип сплошных соответствий подразумевал малоценность единичного, отдельного. По отношению к конкретным проявлениям реальности как бы намеренно культивировалась оптическая дальнозоркость: окружающее лирического героя «земное» пространство становилось бегло прорисованным, намеренно размытым фоном, на который проецировались «космические» интуиции. Гумилев и поэты его поколения гораздо больше доверяли чувственному восприятию, прежде всего зрительному. Эволюция раннего Гумилева – постепенное закрепление именно этого стилевого качества: использование визуальных свойств образа, реабилитация единичной вещи, важной не только в качестве знака душевных движений или метафизических прозрений, но и (а порой и в первую очередь) в качестве красочного компонента общей декорации.