Последствия кризиса 90 х годов в рф. Экономический кризис в россии

Продолжительный экспортный бум обусловил огромный приток ликвидных средств в японские банки. Ввиду высокой стоимости японской рабочей силы они вкладывались не столько в производственные мощности промышленных предприятий, сколько в спекулятивные сделки с акциями и недвижимостью. Гипертрофированный рост курсов акций и земельных участков, покупавшихся для последующей перепродажи, получил в прессе и обществе название «экономики мыль

ного пузыря». Когда в 1990 г. «пузырь» лопнул, рыночная цена акций и земельных участков начала падать. По мере их падения обнаруживались и накапливались долги банкам со стороны корпораций, вкладывавших свободные средства в эти активы. Министерство финансов, которому в правительстве была поручена инспекция банков, не могло отказаться от привычного патернализма и поощряло сокрытие банками информации о состоянии их кредитных портфелей. Только в 1995 г., впервые за весь послевоенный период, начались банкротства банков, которые в Японии всегда казались «непотопляемыми».

Кризис японской финансовой системы оказывает угнетающее влияние на развитие реального сектора экономики. После того, как «пузырь» лопнул, начали сворачиваться капиталовложения. Их доля в ВВП снизилась с 20% до 15-16%, так как предприятия потеряли часть ресурсов для финансирования капиталовложений, и обесценилось имущество, которое обеспечивает банковские кредиты в качестве залога.

В то же время решить задачу переключения экономического роста на внутренний спрос пока не удалось. Сейчас предприятия и капиталы свободно выбирают страны, где им действовать, и если экономика страны перестает соответствовать их требованиям, они уходят, экономика «опустошается». Недостаток спроса на внутреннем рынке как был, так и остался структурной слабостью Японии, в связи с чем кризис 90-х годов правомерно называть структурным. Основные показатели развития экономики с 1994 г. приведены в табл. 19.1.

В 90-х годах Япония сохранила положительное сальдо по торговым платежам и доходам от зарубежных вложений, и оно не компенсируется оттоком капитала. Финансовый кризис в странах Юго-Восточной Азии сказался на японской экономике, скорее, не прямо (на этот регион приходится всего около 11% внешнеторгового оборота Японии), а косвенно, в форме ухудшения условий деятельности филиалов японских компаний (именно в этот регион перемещены трудоемкие производственные операции многих японских предприятий).

Кризисная полоса затянулась более чем на 10 лет и повлекла серию самых серьезных последствий.

Первое - массовые банкротства компаний, с обесценивающимся имуществом, под которое раньше можно было получать кредиты, и накапливающимися долгами. Сокращение кредитования напрямик привело к промышленным спадам в 1992-1993 гг. и в 1998 г.

Второе - «дефляционная спираль», т.е. снижение цен на фоне сокращающихся масштабов производства. Механизм действия «дефляционной спирали» выглядит так: домашние хозяйства и компании откладывают решения о сколько-нибудь крупных расходах «на потом»,

Таблица 19.1. Основные показатели развития экономики Показатель 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. Темпы прироста ВВП, %¦ 0,6 1,6 3,5 1,8 -1,1 0,7 2,4 Темпы прироста промышлеиного производства, %2 0,9 3,3 2,3 3,6 -7,1 0,8 5,9 Прирост оптовых цен, %3 1,9 -1,0 -2,2 -0,8 -6,6 -5,4 0,3 Прирост розничных цен, %3 0,7 -0,1 1,0 -1,3 -4,9 - -0,3 -2,8 Эмиссия государственного долга, % к расходам бюджета4 22,4 28,0 27,6 23,5 40,3 42.1 н.

Д. Накопленный государственный долг^, % к ВВП 42,0 44,9 47,5 49,6 57,4 64,6 71,0 Экспорт товаров, млрд иен 40 497,6 41 530,9 44 731,3 50 938,0 50 645,0 47 547,6 51 654 Импорт товаров, млрд иен 28 104,3 31 548,8 37 993,4 40 956,2 36 653,6 35 268,0 40 938 Сальдо торгового баланса, млрд иен 12 393,3 38 382,1 6737,7 9991,8 13 991,4 12 279,5 10 716 Золотовалютные резервы Банка Японии, млрд долл. 122 845 182 820 217 867 220 872 215 949 288 080 361 838 Валютный курс (на конец года, межбанковский в Токио, иен/долл.) 99,83 102,91 115,98 129,92 115,20 102,08 114,90 J Численность полностью безработных, % к численности трудоспособного населения 2,9 3,2 3,4 3,5 4,1 4,7 I 1

4.7 J "В постоянных ценах 1995 г.

2 Добывающая и обрабатывающая промышленность.

" Рассчитано по индексам: за 1994-1995 гг. - 1995 г.=100; далее 2000 г. = 100. ¦^Текущий выпуск за финансовые годы (1 апреля - 31 марта). 5 Долг центрального правительства www.mof.go.jp.

Составлено по: Тоё кэйдзайтокэй гэппо. 2001. Апр. 4. 2. С. 2-40; Monthly Economic Report, Cabinet Office, Government of"Ja-pan. April 2002. www.stat.go.jp

Раздел III. Ведущие страны мира

когда все станет дешевле. В результате сбережения растут, а потребительские расходы и инвестиции уменьшаются. Любой держатель финансового ресурса с неизменной номинальной ценой (например, срочного вклада в банке) получает реальный и притом безрисковый доход. Инвестирование в «снижающуюся» экономику и крупные потребительские траты, напротив, сопряжены с повышенным риском.

Кризис не вызвал социальных потрясений. Безработица велика только по японским меркам (4,7%), существенного падения номинальных доходов не произошло. Но падение цен на йедвижимость нанесло ущерб и кошелькам потребителей. Цены на квартиры, купленные в начале 90-х, упали так, что их продажа не покрывает задолженность по закладным. Низкий уровень процентных ставок урезал денежные доходы пенсионеров (из-за падения доходности траст-банков, управляющих пенсионными фондами).

Третье - нарастание государственного долга. Правительство теряет налоговые сборы и накачивает деньги частных вкладчиков и финансовых учреждений в экономику. Цель - восстановить эффективный спрос по испытанному кейнсианскому рецепту через бюджетные инвестиции. Финансовые потоки из частного сектора уходят в застойный и пораженный коррупцией «смешанный» сектор общественных работ. Но для правительства возвращение к экономическому росту - это самый высокий приоритет, от которого оно не может отказаться. Единственный путь к восстановлению экономического роста лежит через структурные реформы.

Сегодня Япония единственная из развитых стран проводит широкомасштабные экономические реформы.

Кризисная полоса 1990-х гг. отчетливо показала, что безнадежно устарели наиболее общие из национальных экономических институтов. Речь идет уже об отмирании или насильственной ликвидации таких традиционных неформальных институтов, как система «пожизненного найма», «телефонное право» в виде административного руководства, непрозрачность корпоративных финансов и неформальные элементы координации в корпоративных группах. Такие институты, как перекрестное акционирование или старая система балансовой отчетности корпораций, - стали особо одиозны, неадекватны современной открытой экономике. А это означает, что Япония не может ограничиться одной отменой или пересмотром системы лицензирования бизнеса - нужны крупномасштабные реформы. Поэтому масштабы пересмотра законодательства расширяются год от года.

Начиная с 1994 г. правительство принимало годовые программы дерегулирования, а в 1998 г. была принята трехлетняя программа, пере

Глава 19. Япония

смотренная и дополненная 31 марта 2000 г. В ней было намечено дерегулирование трудовых отношений (условий найма рабочих и служащих), сделок с недвижимостью, банковского дела, страхования, операций с ценными бумагами. Большей частью эти задачи уже выполнены.

Давление кризиса, наконец, заставило правительство пойти в 1999 г. на настоящую реформу финансового сектора. Она получила название «большого взрыва» по аналогии с финансовой реформой, успешно проведенной в Англии в 1986 г. Реформа сводилась к пакетному пересмотру законов о банках, сделках с ценными бумагами и биржах и о страховом деле. В частности, устранены барьеры доступа на финансовые рынки - разрушена так называемая кирпичная стена, разделявшая банковское дело, страхование и операции с ценными бумагами. Банки, брокерские и страховые компании получили возможность заниматься всеми видами финансовых операций. Отменен запрет нефинансовым компаниям проникать на финансовые рынки. Разрешены торговля ценными бумагами вне фондовых бирж и создание электронных торговых систем. Для финансовых учреждений введены жесткие правила открытия информации о неработающих активах, аналогичные стандартам, которые применяются Комиссией по ценным бумагам и биржам США.

«Большой взрыв» положил начало крупномасштабной реорганизации финансового сектора Японии. Этот сектор стал конкурентным: различные игроки работают на одних и тех же финансовых рынках, большую активность проявляют иностранные финансовые институты.

Еще в 1998 г. началась волна слияний и поглощений с активным участием иностранных инвесторов, которые нередко выступают инициаторами сделок. Число слияний растет темпами в 35-40% в год. Иностранные совладельцы отказываются от традиционных приемов управления, в том числе от патерналистских отношений с поставщиками и сбытовой сетью.

По требованию Федерации отраслевых союзов предпринимателей «Кэйданрэн» в 2000 г. в Программу были включены пенсионная реформа и реформа государственного медицинского страхования.

«Кэйданрэн» поставила на повестку дня пересмотр положений Коммерческого кодекса (в котором содержатся основы корпоративного права) о правах и обязанностях общего собрания акционеров и о судебных исках акционеров к менеджерам. Введен в действие новый закон о банкротстве. В 1999-2001 гг. акционерные компании переходят на новые правила бухгалтерского учета и отчетности. Начата реформа бюджетной системы и новый тур приватизации государственных и смешанных предприятий. Идет даже не капитальный ремонт, а насто

Раздел III. Ведущие страны мира

ящая ломка системы 40-х годов. Стоит ли пояснять, что за всем этим стоит колоссальная законодательная работа?

Было бы ошибкой думать, что эта гигантская работа идет гладко, что планы реформ разрабатываются вовремя, полностью адекватны ситуации и выполняются по порядку. Так не бывает нигде в мире, даже в такой передовой стране, как Япония. В минувшее десятилетие не раз принимались несвоевременные и плохо просчитанные решения. Например, из-за просчета кабинета Р. Хасимото, который поспешно поднял ставку единого потребительского налога, в 1997 г. сорвался наметившийся было экономический подъем. Такие тяжелые последствия лопнувшего «финансового пузыря» на фондовом рынке и рынке земельных участков, как дефляция цен и затяжной кризис банковской системы, не удается преодолеть уже более десяти лет.

Между тем, по объективным условиям у Японии остался узкий коридор возможностей для дальнейшего экономического развития. Экономика страны, находящейся в первом эшелоне развитых стран, должна фокусироваться на новейших технологиях. Иного источника роста просто нет - не позволяют ресурсы и, прежде всего, неблагоприятные демографические тенденции (низкий темп прироста и быстрое старение населения).

Общественный и политический фон в 90-х годах не был благоприятен для реформ. Коалиция политиков, чиновников и бизнеса потеряла мобильность, инициативу, утратила общественный авторитет. После того, как в 1993 г. Либерально-демократическая партия (ЛДП) потеряла большинство в парламенте, сменилось не одно коалиционное правительство. Страну сотрясают скандалы вокруг коррупции высших чиновников. ЛДП, ведущая партия в коалиции, не может так легко, как прежде, проводить реформаторские законопроекты через парламент. Группы внутри этой партии ожесточенно спорят и принимают некоторые решения руководства партии в штыки.

Не всех убеждают резоны, что глобализация экономики требует вводить единые правила игры, не все принимают ссылки на экономический рывок, сделанный Великобританией после решительных реформ М. Тэтчер (вариант: рывок Соединенных Штатов после реформ Р. Рейгана). В XX в. Япония пережила колоссальный успех своей национальной экономической модели, и потому естественно, что у радикальной конвергенции много противников в японском обществе. Одни считают, что смена этой модели нужна, но она не удастся, так как старые институты слишком укоренены. Другие - что смена не нужна, так как эти институты заведомо лучше западных, ибо они эффективнее и/или лучше отвечают общественным ценностям японцев. Но прямых про-

тивников становится все меньше, так как их разубеждает тяжелый груз нерешенных проблем, из-за которых страна уже больше десяти лет не выходит из стагнации. «Давление извне», о котором говорилось выше, дополнилось «давлением изнутри».

Поэтому понятен секрет исключительной популярности премьера Д. Коидзуми, который пришел к власти весной 2001 г. на волне общественных ожиданий радикальных перемен. К этому времени уже стало совершенно ясно, что обычные денежно-кредитные и фискальные способы создания дополнительного спроса не работают. Снижение ставок денежного рынка практически до нуля и ослабление требований Банка Японии к резервам коммерческих банков не создают денежного предложения, а тодько усиливают дефляцию. Строительные работы на бюджетные деньги не действуют в качестве стимула для частных инвестиций и только раздувают непомерный государственный долг. Институциональные реформы выглядят как единственный рычаг, которым можно разблокировать «завалы» и вывести страну из затяжного застоя.

Новый этап экономических реформ

Реформа центральных правительственных учреждений, проведенная в январе 2001 г., усилила политические позиции премьер-министра по сравнению с позициями парламента. За премьером закреплено право на инициативу в определении принципиального курса кабинета. При Кабинете министров создана специальная коллегия - Совет по экономической и бюджетной политике во главе с премьером. Она отвечает за базовые принципы распределения бюджетных средств и управление бюджетным процессом. Министерство финансов радикально реорганизовано: за ним оставлен только бюджет, а надзор за банками и рынком ценных бумаг поручен специально созданному Управлению финансовых услуг. Создан специальный Комитет по реформе регулирования при премьере, получивший на три года статус коллегии при Кабинете министров. Этот Комитет уполномочен давать законодательные предложения парламенту и должен отслеживать, как министерства и ведомства исполняют принятые парламентом законы о реформах.

В пакет реформ, с которым выступил кабинет Коидзуми, входит решение задач, за которые предыдущие правительства не могли и не хотели браться: полная «перетряска» и максимальная приватизация полугосударственных компаний, изменение принципов финансирования государственных подрядных работ, а также реформа пенсионной системы и медицинского страхования, пересмотр ряда положений

Раздел III. Ведущие страны мира

налогового законодательства и многое другое. Первоочередной задачей остается до сих пор никак не удававшееся оздоровление банков.

Состояние экономики Японии в самом конце XX в. показывает, что перелом длительной тенденции еще не достигнут. В последние годы века экономика, казалось, начала выходить из длительного застоя. В 2000 г. прирост ВВП составил 2,4%, промышленного производства - 5,9%. Но сильнее оказались факторы торможения - бремя неработающих активов в банках и соответствующая им задолженность корпораций в строительстве, риэлторском секторе и торговле, избыточные мощности и лишняя рабочая сила на предприятиях, растущий государственный долг.

В 2000 г. правительство еще надеялось поддерживать конъюнктуру таким традиционным способом, как бюджетные инвестиции в инфраструктуру, дожидаясь, когда же инвестиционный подъем, наконец, приведет к созданию новых рабочих мест, росту доходов и потребительского спроса. Оно рассчитывало на политику низких (практически нулевых) процентных ставок, проводившуюся Банком Японии с февраля 1999 г. Оно надеялось на рост курсов акций и оборотов фондовых бирж, как на способ финансирования крупных корпораций (ведь за 1999 г. индекс Никкэй поднялся на 28%, а оборот Токийской биржи вырос на 24%). Разумеется, оно ожидало и благоприятной конъюнктуры на мировых рынках, несмотря на то, что в мире уже давно ждали конца биржевого бума и начала рецессии в Соединенных Штатах.

Единственной движущей силой, поддерживавшей экономическую динамику, были частные инвестиции в основной капитал (годовой прирост составил 4,5%). Но они были сосредоточены в довольно узком круге отраслей, непосредственно связанных с новейшими информационными технологиями. Частные корпорации сделали ставку на них как на ключ к успеху. Все прогнозы строились на предположении, что этот рынок «вывезет».

В перспективе вложения в информационные технологии активизируют производственный спрос в широком круге отраслей, но сейчас в Японии инвестиции в эти технологии достигают только 15-20% общего объема капиталовложений, против 30-40% в США. В результате годовой прирост промышленной продукции на 5,7% обеспечен только благодаря успехам электромашиностроения, где выпуск увеличился сразу на 16,9%, при весьма скромных результатах в остальных отраслях.

В 2000 г. сохранился высокий уровень безработицы, хотя к моменту его окончания численность полностью безработных сократилась на 90 тыс. чел., а норма безработицы снизилась с 4,9 до 4,7%. Созданием новых рабочих мест в торговле и сфере услуг было компенсировано со-

Глава 19. Япония

крашение занятости в промышленности и особенно в строительстве. Началось дерегулирование рынка труда. Численность работающих по временным контрактам начала расти после того, как были сняты ограничения на профессии по временному найму. До последнего времени японские компании устанавливали низкий возрастной лимит (40 лет) для приема на работу, но в конце 2000 г., по примеру США, возрастной лимит был вообще отменен.

Не ликвидировано долговое бремя прежних лет в частном секторе. Напротив, на протяжении 2000 г. оно увеличивалось из-за невысокого уровня продаж, а также из-за массовых банкротств. За год обанкротилась 19 071 компания, что на 23,4% больше, чем в 1999 г. Долги компаний-банкротов возросли за год на 77% и составили 23 987 трлн иен (рекордная величина за полвека). Весной 2000 г. была узаконена процедура «ускоренного банкротства», состоящая в том, что компании, с согласия половины своих должников, могут подавать в суд иски о признании их банкротами раньше, чем их обязательства превысят активы. Принята также процедура посредничества суда между компанией и ее кредиторами. Компания сама разрабатывает план оздоровления и выясняет отношения со своими акционерами. Но этот закон задевает интересы банков, которые опасаются менее ответственного отношения к выплате долгов.

В ожидании введения международных стандартов бухгалтерской отчетности крупные корпорации занялись ликвидацией убыточных дочерних компаний, проводя их через процедуру банкротства.

Согласно новым правилам, активы должны записываться в баланс в текущих рыночных ценах. В апреле 2000 г. Японский институт аудиторов призвал компании провести «принудительную переоценку» тех объектов недвижимости, которые потеряли более половины от цены приобретения. Они обязаны показывать убытки в своих отчетах. Это довело до неплатежеспособности многие строительно-подрядные компании, котирующие акции на бирже, т. е. ведущие.

В некоторых случаях банки уступают нажиму очень крупных должников, которые настаивают на списании (т.е. прощении) своих долгов. Банки списали долги строительных компаний «Кумагаи гуми», «Фудзита», «Аоки» и «Сато когё». Но иногда нажим этот не дает ожидаемых результатов.

Могучие торговые компании не выдерживают конкуренции «диска-унтеров» (главным образом иностранных супер- и гипермаркетов), которые организовали подлинное нашествие на японский рынок. Оборот универмагов и супермаркетов снизился за год на 4,7%. Оборот розничных сетей - на 5,1 %. Шумным скандалом сопроврждался крах операто

Раздел III. Ведущие страны мира

ра универмагов «Сого». Группа компаний «Сого» задолжала 140 кредиторам, среди которых 73 банка. Группа просила, чтобы ей списали долги на сумму в 639 млрд иен (6,1 млрддолл.). Банки отказались. Группа была объявлена банкротом и закрыла несколько своих универмагов.

По данным Промышленного банка Японии на сентябрь 2000 г., задолженность компаний всех отраслей по кредитам и облигациям выросла по отношению к предыдущему году на 16% и составила 581,9 трлн иен (5466 млрддолл.). При нынешнем уровне прибылей на выплату этой задолженности потребуется 11,6 лет. Среди банкротов - 12 корпораций, котировавших акции на фондовых биржах.

Поэтому корпорации распределяют текущую чистую выручку между капиталовложениями и выплатой долгов, не берут новых кредитов, отказываются от сделок с постоянными клиентами и распродают их акции, находившиеся в перекрестном владении.

Процесс распродажи акций пошел очень активно. С середины 2000 г. распродажа начала угнетать курсы акций на фондовых биржах. Поэтому, по данным Министерства финансов на март 2001 г., совокупная стоимость акций, оставшихся в перекрестном владении, сократилась за год на 28,2%. Выручка покрывает убытки от обесценения активов и позволяет держать «в порядке» показатели годовой отчетности для инвесторов.

Компании переводят долги кредитным учреждениям в ценные бумаги - облигации и закладные под залог недвижимости (для залога используются офисные здания). Рынок продажи долговых обязательств быстро растет. На нем активно работают местные филиалы иностранных, главным образом американских, инвестиционных банков (Morgan Stanley, J.P. Morgan, Goldman Sachs и другие). Корпорации распродают не используемые ими земельные участки. Цены на участки под коммерческую застройку в Токио упали на 74% от уровня 1991г. Падение цен на землю и курсов акций генерирует все новые долги.

В результате к концу 2000 г. «долговой навес» снова вырос. Сумма сомнительных долгов оценивается в 14 трлн иен (126 млрддолл.). Объем выданных за год кредитов сократился на 4,7%. Он сокращается уже четвертый год подряд, но только в 2000 г. банки столкнулись с трудностями при поиске заемщиков.

Глава Агентства финансового надзора X. Янагисава предложил банкам не ограничиваться погашением, но и списывать такие долги, чтобы положить конец «негативному циклу» и восстановить достаточность капитала банков.

В конце сентября 2000 г. три ведущих банка (Промышленный банк, «Дайити-Кангё» и «Фудзи») начали реализовывать план объеди

Глава 19. Япония

нения в холдинговую группу «Мидзухо». По размерам активов она будет одной из крупнейших в мире. Планируется объединение в холдинг банков «Токай», «Асахи» и «Санва», а также объединение банков «Су-митомо» и «Сакура» в единый банк «Сумитомо Мицуи». Этот процесс - результат глобальной конкуренции в банковском деле и безусловный плюс для японской экономики. Но объединяя активы, банки объединяют и свои невысокого качества кредитные портфели.

Нестабильность фондового рынка связана также с начатой в апреле

2000 г. реформой финансовой отчетности акционерных обществ. В соответствии с новыми правилами, компании должны были к 31 марта

2001 г. переоценить активы по рыночной стоимости. Все латентные прибыли и потери должны быть отнесены на капитал. Наибольшие потери ожидались у риэлторских и строительных компаний в связи с продолжающимся снижением цен на землю. На динамику фондового рынка действует, кроме того, распродажа акций, находившихся в перекрестном владении промышленных компаний и финансовых учреждений. Ее торопились провести до 30 сентября, перед подведением корпоративных балансов за первые шесть месяцев финансового года.

Иностранные инвестиционные фонды скупают обесцененные акции неплатежеспособных компаний и банков и занимаются оздоровлением этих предприятий. Например, фонд Ripplewood Holdings LLC купил у правительства обанкротившийся и переведенный под кризисное управление Банк долгосрочного кредита, провел его санацию и продал частным японским владельцам (в том числе Softbank). Фонд Cerberus Group с той же целью купил сеть супермаркетов Nagasakiya Со. Японские корпорации продают неприбыльные подразделения, и все большее количество объектов привлекает внимание иностранцев.

В результате только за 2000 финансовый год объем прямых иностранных инвестиций в Японии увеличился на 1,1 трлн иен, или на 22,7% по сравнению с 1999 г. Из 1297 японских компаний, состоящих в листинге Токийской биржи, уже в 27 компаниях иностранные акционеры держат пакеты, «вес» которых превышает 30%. В то же время объем прямых инвестиций японских компаний за границей начал сокращаться.

Токийская биржа пыталась привлечь внимание индивидуальных вкладчиков к ценным бумагам. С этой целью она потребовала, чтобы компании в ее листинге уменьшили минимальные лоты. В 1999 г. доля индивидуальных вкладчиков в структуре совокупного акционерного капитала страны достигла 6,8%, а их численность впервые превысила 30 млн чел. При ставке процента по депозитам, равной 0,05%, вполне естественно, что часть сбережений населения ушла на рынок акций.

Раздел III. Ведущие страны мира

Но когда иностранцы стали сбрасывать акции японских компаний, индивидуальные вкладчики начали делать то же самое. Ценные бумаги еще не сделались привычным объектом помещения сбережений. Доля акций в активах домашних хозяйств составляет всего 7,4% (У5 от уровня США). К тому же резкие колебания курсов на биржах не прибавляют осторожным японцам доверия к фондовым инструментам. Но это имеет и свою положительную сторону: японские потребители не так сильно страдают от падения курсов акций, как американцы. Для «эффекта богатства» в Японии еще нет причин.

Объем подрядов на строительные работы за счет бюджетных расходов - одно из главных средств стимулирования спроса - значительно (на 28,5% в апреле 2000 г.) отстает от соответствующего показателя за 1999 г. Они не оказывают нужного воздействия на совокупный спрос. Реальные проекты финансировались на 20-25% меньше, чем по сметам. Причины - непопулярность бюджетного строительства, а также кризисное состояние местных финансов (2/3 строительных подрядов финансируются из местных бюджетов). В 1999 г. был принят закон о частичном переводе финансирования этих работ в частный сектор («частная финансовая инициатива»), но он практически не действует. Оформление подрядов требует такой горы бумаг, что не вызывает никакого энтузиазма у небольших строительных фирм.

Эта сфера японской экономики находится в состоянии длительного упадка. Летом 2000 г. был предпринят пересмотр всех имеющихся проектов, общее число которых равняется 5700. Среди них много начатых и незавершенных строек. После длительных и трудных переговоров с администрациями префектур только 102 проекта было закрыто. При этом экономится всего 1-1,5% годового бюджета всех строек. Но администрации нескольких префектур потребовали компенсировать им якобы сделанные затраты.

Дело в том, что никто в Японии не следит за реальным расходованием бюджетных денег на «общественные работы», так как ассигнования открываются по дополнительным бюджетам, переносятся из года в год, и на местном уровне ситуация чудовищно запущена. Между тем значительная часть средств ассигнуется на совершенно необходимые объекты: строительство и ремонт дорог, портов и аэродромов, подготовку участков под жилую застройку, канализацию и водопровод, орошение сельскохозяйственных земель. Этими работами занимается около полумиллиона мелких подрядчиков. За последние 10 лет в отрасли создано около миллиона новых рабочих мест. Их можно сохранить только при условии непрерывного притока подрядов.

Глава 19. Япония

Но самый важный ограничитель «общественных работ» - состояние бюджетной системы. К концу 2000 финансового года (к апрелю 2001 г.) совокупный внутренний долг центрального правительства и местных администраций достиг 130% ВВП. Это наихудшая в развитом мире фискальная ситуация. Абсолютная цифра накопленного долга составила 689 трлн иен (5,6 трлн долл.). Отрицательные эффекты долгового кризиса, испытываемого правительством, будут серьезны. Только на обслуживание государственного долга в 2000 финансовом году было затрачено 25,8% расходной части бюджета. Кроме того, держатели облигаций японского правительства, видя, что национальный долг растет, уходя в бесконечность, могут начать предъявлять эти бумаги к продаже. Тогда ставки по государственным облигациям повысятся, создавая давление на ставки по долгосрочным кредитам, что нанесет удар по частному сектору.

Источником текущего финансирования государственного строительства, а также государственных и смешанных предприятий и учреждений является система государственных почтово-сберегательных касс. Она держит 13% правительственных облигаций. Сумма сберегательных и страховых депозитов в ее 24 000 отделениях, по данным на март 2001 г., составляла 258 трлн иен. Это примерно 20% всей суммы финансовых активов населения. Ставки по ним такие же низкие, как в банках (0,1-0,2% годовых). В 2000-2001 гг. истекает срок почтовых депозитов на сумму в 106 трлн иен. Эти вклады были сделаны 10 лет назад, еще при высоких процентных ставках. Министерство связи и телекоммуникаций опасалось, что колоссальные суммы могут уйти из-под государственного контроля. Оно рассчитывало, что удастся сохранить примерно 57 трлн иен. Банки и брокерские компании включились в борьбу за деньги населения.

Но рядовые японцы повели себя на редкость осторожно. К октябрю 2000 г. они снова депонировали 70% депозитов, срок которых закончился, на счетах почтово-сберегательных касс. Остальные средства были инвестированы в облигации (корпоративные и государственные) и акции инвестиционных фондов с низкой степенью риска.

Часть денег просто положили «в чулки». Такой вывод сделал Банк Японии, исходя из соотношения депозитов и наличных денег в обращении, и это явление, редкое в развитых странах, не могло не встревожить денежные власти.

На внутреннем рынке оптовые цены практически неизменны. Их годовой прирост на 0,1% объясняется только подорожанием импортной нефти. Розничные цены снизилась на 0,7%. Это считается тревожным явлением, напоминающим об опасности «дефляционной спирали». Цены на товары длительного пользования снизились больше все

Раздел III. Ведущие страны мира

го - на 20% по сравнению с уровнем 1995 г. Растущий импорт из Китая и других стран с низкими издержками тоже оказывает давление на цены. Но важнейшей причиной снижения цен является вялость потребительского спроса.

11 августа 2000 г. Банк Японии принял решение о прекращении политики нулевого процента, обосновав его тем, что в стране начался экономический рост и угроза «дефляционной спирали» миновала.

Решение Банка сопровождалось настоящей бурей. Политики из ЛДП, члены кабинета министров, Федерация экономических организаций и даже Международный валютный фонд выступили против него как преждевременного. Дело в том, что политика «нулевых процентных ставок» в начале 2000 г. привела к подъему биржевой торговли, а это облегчило корпорациям финансирование на рынке. Поэтому многие инвесторы расценивали возможный отказ Банка Японии от политики «нулевых ставок» как фактор риска. Давление на Банк и угроза «дефляционной спирали» заставили Банк Японии в феврале 2001 г. вернуться к политике «нулевых процентных ставок» и накачке денег в экономику.

Япония закончила 2000 г. с огромным грузом нерешенных задач. Не сделано ничего для поддержки индивидуальных вкладчиков в акции и паи инвестиционных фондов. Для этого нужны серьезные изменения в налоговом законодательстве. Только начата реформа пенсионного обеспечения и медицинского страхования. Не вышла из стадии обсуждения реформа системы почтово-сберегательных касс, которые предлагается превратить в банк и затем приватизировать. Только 1 июня 2001 г. Совет по экономической и бюджетной политике, возглавляемый премьер-министром Дз. Коидзуми, опубликовал программу реформирования государственого бюджета. Она предписывала ограничить выпуск новых облигаций в бюджете на 2002 финансовый год «потолком» в 30 трлн иен и затем перейти к бездефицитному исполнению первичного баланса (то есть баланса поступлений и платежей за вычетом дохода от продажи облигаций и расходов по обслуживанию долга).

В основу концепции бюджетной реформы положен революционный принцип «государство не отвечает по обязательствам своих предприятий». Печальный опыт реформы госпредприятий в последние годы советской системы показывает, что этот принцип на практике невыполним, так как он идет вразрез с интересами предприятий и ведомств, которые их курируют.

И действительно, вокруг этой, реформы сразу же возникли острейшие конфликты интересов.

Глава 19. Япония

До сих пор общественные работы были предохранительным клапаном от роста безработицы. Но строительные компании начинают разоряться. Эта сфера японской экономики находится в состоянии длительного упадка. Летом 2000 г. был предпринят пересмотр не начатых в течение пяти лет и незавершенных проектов общим числом около 6 тысяч. После длительных и трудных переговоров с администрациями префектур только 102 проекта было закрыто. При этом экономится всего 1-1,5% годового бюджета всех строек. Но администрации нескольких префектур потребовали компенсировать им якобы сделанные затраты.

Государство не может «накачивать спрос» прежним способом и начинает сокращать проекты своих строительных работ. В ближайшие 10 лет ассигнования на государственные строительные работы будут сокращены с 6% ВВП до 2% и доведены примерно до европейского уровня. Правительство не будет стимулировать спрос, и восстановлением конъюнктуры будет заниматься частный сектор. Тем самым государство снимает с себя те обязанности по стимулированию совокупного спроса, которые оно выполняло, начиная с середины 60-х годов XX в.

В пакет реформ кабинета Дз. Коидзуми входит решение задачи, за которую предыдущие правительства не могли и не хотели браться: полная перетряска и максимальная приватизация компаний «третьего сектора».

Начатый пересмотр Коммерческого кодекса с тем, чтобы облегчить разделение компаний на самостоятельные предприятия, «завис», так как требует поправок в налоговом законодательстве, ибо японские законы не разрешают отделять от компании неприбыльные подразделения, трактуя это как уклонение от налогов. Необходимо, чтобы закон разрешал списывать убытки таких подразделений из будущих доходов, иначе никто не сможет от них избавиться. Налоговая реформа все еще не вышла из стадии обсуждения.

ЧАСТЬ Il ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ КАНУНА И НАЧАЛА ОБЩЕГО КРИЗИСА КАПИТАЛИЗМА (кризисы 1913 и 1920 гг.)

На Западе преобладают циклические кризисы. У нас же протекает, по всей видимости, нерегулярный кризис (нет признаков цикличности, за многие последние десятилетия не было аналогичных явлений).

Главная необычность кризиса в России состоит в том, что в индустриально развитой стране имеет место не перепроизводство товаров и услуг, а их огромная нехватка. Чем это объясняется?

Первая причина заключается в том, что в СССР государство полностью монополизировало экономику и базировало ее на постоянном дефиците средств производства для гражданских отраслей хозяйства и предметов потребления.

Другой причиной кризиса стала глубокая деформация структуры народного хозяйства. Мы знаем, что такая деформация -следствие преобладающего роста I и III подразделений, слабого развития IIподразделения и сферы услуг.

Отрицательную роль сыграла ориентация на преимущественно экстенсивное развитие народного хозяйства. Предпосылки кризиса недопроизводства возникли еще в 70-х годах, когда экстенсивный путь расширенного воспроизводства стал исчерпывать свои возможности, что сказалось на снижении темпов увеличения национального дохода. Если среднегодовые темпы прироста национального дохода в нашей стране в 1966-1970 гг. составили 7,8 %, то в 1971-1975 гг. - 5,7, в 1976-1980 гг. - 4,3, в 1981-1985 гг. - 3,2 и в 1986-1990 гг. - 1,3 процента.

Особенно значительным было падение производства в топливных и сырьевых отраслях промышленности. Здесь и в ряде других отраслей добывающей и перерабатывающей промышленности сказалась ограниченность природных ресурсов, возрастающие трудности их добычи, а также тяжелые экологические последствия нерационального использования естественных ресурсов. В результате снижение уровня добычи и переработки исходных средств производства в первом подразделении отразилось на экономическом росте в целом.

Кризис недопроизводства во многом обусловлен застойным состоянием сельского хозяйства, продукция которого служит исходной основой более 2/3 фонда текущего потребления в составе национального дохода. В течение 70-80-х годов производство зерна, хлопка-сырца, сахарной свеклы, картофеля и овощей находилось примерно на уровне простого воспроизводства. По оценкам специалистов, неудовлетворенный спрос населения на продукты питания достиг 1/3 объема их производства.

Третьей причиной кризиса недопроизводства явилась глубоко ошибочная экономическая политика, которая проводилась во 2 пол. 80-х годов и нач. 90-х.

Эта политика была направлена на усиление материального стимулирования работников и расширение социальных выплат населению. Она полностью противоречила реальному состоянию экономики, поскольку производство товаров для населения быстро падало. В 1986-1990 гг. рост денежной массы в обществе в 6 раз обгонял увеличение ВНП. Это привело к серьезному нарушению закона денежного обращения. Пришли в движение своеобразные «ножницы», лезвия которых - производство и покупательный спрос - все более удалялись друг от друга. Только в 1990 г., когда объем национального дохода уменьшился на 4 %, денежные доходы граждан, напротив, возросли на 17 %. В результате налицо было обострение кризиса недопроизводства, который переплелся с глубоким структурным кризисом.(боря 348-350)

Н. Шмелев в своей статье «Кризис внутри кризиса» пишет, что он убежден, что причины наших бед лежат отнюдь не в экономике. «Они кроются прежде всего в морали, психологии, общем взгляде на жизнь нашей политической и деловой элиты». Отвечая на вопрос, что же фактически привело нынешнюю Россию на грань катастрофы, он пишет, что все началось с ничем неоправданной и вовсе необязательной конфискации сбережений в 1992 г., подорвавшей раз и навсегда доверие и населения, и предприятий к только что возникшему российскому государству и правительству реформаторов. Конечно все помнят про «денежный навес», полностью разрушивший к концу 1991 г. российский потребительский рынок. Ни при каких обстоятельствах нельзя было допускать такого «шока», который мгновенно превратил большинство российского населения из сторонников в противников реформ, что со всей очевидностью и доказали парламентские выборы 1993 и 1995 гг.

Но этого оказалось мало. Все последующие действия правительства реформаторов лишь углубляли пропасть между народом и новой властью.

  • - «ваучерная афера» и фактически бесплатная раздача в ходе приватизации огромной государственной собственности между «своими» -- номенклатурой и несколькими удачливыми выскочками.
  • - Режим «экспортных квот», позволявший нашим «скоробогатеям», используя колоссальную разницу между внутренними и мировыми ценами, в мгновение ока превращаться в долларовых миллионеров да при том еще и оставлять основную часть своей «добычи» за границей;
  • - Таможенные льготы разного рода «ветеранским», «спортивным» и «церковным» организациям, особенно на спиртное, табак, многие виды продовольствия, автомобили;
  • - «прокрутка» огромных и фактически бесплатных бюджетных денег через уполномоченные банки, дополненная впоследствии продажей им краткосрочных государственных облигаций под невиданный в мире процент.
  • - Самый черный, безнаказанный криминал вроде финансовых «пирамид», подпольного производства и контрабанды спиртного, расхищения и продажи военного имущества, коррупции, рэкета, торговли наркотиками и проч.

Одновременно вопреки всем и теоретическим, и практическим резонам проводилась политика чрезмерного сужения денежной массы, создания искусственного денежного «голода», лишившее подавляющее большинство предприятий всяких средств к существованию как текущих, так и инвестиционных. В любой здоровой экономике количество денег в обращении составляет ныне порядка 70-100 % к ВВП, в России - всего 12-15 %. В результате, совершив после 1991 г. полный круг, мы вернулись фактически в столь привычное для нас состояние безденежной, натуральной экономики: только около 30 % экономического кругооборота сегодня обслуживается нормальными деньгами, 70 % -- это бартер и разного рода денежные суррогаты. Отсюда и всеобщие неплатежи: бюджет годами не платит предприятиям за выполненные государственные заказы, не выплачивает пенсии, зарплату работникам бюджетной сферы. Предприятия не платят налоги в бюджет, друг другу, банкам, своим работникам, не делают отчислений в Пенсионный фонд и т.д. Образовался «заколдованный круг», и виновник его - бюджет, ибо, как известно, рубль, вовремя не выплаченный из государственной казны, порождает до 6 рублей неплатежей по всей цепи экономических отношений.

Неплатежи государства по своим обязательствам во всем мире считаются либо банкротством, либо преступлением, в нашей стране - «антиинфляционная политика».

Но этого мало. В своем «антиинфляционном» рвении наше правительство и Центробанк вместо регулируемой эмиссии решили использовать принцип финансовой «пирамиды», обеспечив по выпускам разного рода краткосрочных государственных ценных бумаг (займов) фантастический уровень прибыли Центробанку, Сбербанку и другим участникам этого спекулятивного рынка - от 50 иногда до 200 и более процентов годовых. Результат - все свободные деньги ушли из реальной экономики на рынок ГКО, ибо кто же будет работать из нормальных 5-10 % годовой прибыли.

Вместе с тем очень скоро свою несостоятельность доказала и близорукая примитивно-фискальная налоговая политика правительства реформаторов. Она не просто довершила развал огромной части реальной российской экономики, а вытолкнула более 40 % ее в теневую, т.е. полностью неналоговую сферу.

Россия уникальная страна: у населения сегодня по карманам и под матрацами рассовано, по разным оценкам, порядка 40-60 млрд. долл., а в организованную банковскую систему на валютные вклады оно вложило от силы 2-3 млрд. долл. Причина одна: полное, абсолютное недоверие людей и к государству, и к банкам, хотя некоторые из них в последние годы выплачивали по частным вкладам исключительно высокие проценты.

Есть еще одна серьезнейшая, по существу трагическая проблема - продолжающееся бегство отечественного капитала из страны. По разным оценкам, из России за 90-е годы эмигрировало порядка 300-400 млрд. долл., что более чем в 1,5-2 раза превышает нашу задолженность внешнему миру, а с учетом до сих пор не выплаченных многих внешних долгов - в 3 раза. Не мир сегодня финансирует нашу страну, а ослабевшая, находящаяся в глубоком кризисе Россия продолжает финансировать мир. Кто виноват в этом хроническом кровоиспускании - долгий разговор, но уж, во всяком случае, не США, не Германия, не МВФ, и даже не Дж. Сорос. Сами мы и виноваты, и прежде всего виновато правительство реформаторов, не сумевшее (а может быть и не хотевшее) поставить действительный заслон перед подобной утечкой как по нелегальным, так и по официальным каналам.

Еще одна тяжелейшая стратегическая ошибка - запуск в страну доллара и установление с самого начала нереального, неоправданно высокого курса рубля по отношению к нему. Конечно, каждая экономика нуждается в каком-то устойчивом «якоре». Но вместо того, чтобы использовать в этих целях наш же собственный опыт 20-х годов и выпустить параллельную, стабильную и полностью конвертируемую национальную валюту с твердым курсом («червонец»), мы пригласили на эту роль чужую, никак не подконтрольную нам валюту, превратив, таким образом, доллар в истинного хозяина российской экономики.

В это же время Китай, Индия и большинство других стран, осуществляющих сегодня массированный прорыв на мировые рынки многие годы специально держат курс своей национальной валюты в 4-5 раз ниже ее действительной покупательной способности, чтобы только помочь своим экспортерам.

Бесспорно во всех печальных событиях был и определенный элемент невезения: во-первых, общая неустойчивость финансовых рынков развивающихся стран, породившая повальную панику среди портфельных иностранных инвесторов, и во-вторых, крупное падение мировых цен на нефть, разом снизившее общие доходы России от экспорта примерно на 10-15 %. И все-таки объяснить сегодняшнее бедственное положение этим было бы непростительным упрощением.

Описание работы

По меньшей мере с конца 70-х годов в кругах советской интеллигенции, а затем и в широких народных слоях укреплялось мнение о кризисе советской социалистической системы. Потребовалось около 10 лет для того, чтобы идея смены модели экономического устройства общества овладела большинством населения. Апокалиптические видения в случае сохранения прежней модели тиражировались средствами массовой информации в таком масштабе, что люди просто потеряли ориентацию. Это было замечательное время для демагогов и прохвостов всех мастей от хорошо знакомого красного большевистского цвета до нежно голубого демократического. Разум уступил место эмоциям

Введение
Понятие кризиса и их виды.
Анализ кризисных явлений в советской экономике.
«Перестройка» и ее итоги.
Положение сельского хозяйства в конце 1980-х – начало 1990-х годов.


4. Причины и особенности экономического кризиса в России в 90-е годы. Пути выхода из него.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.Д. ГЛИНКИ

Кафедра экономической теории и мировой экономики

Курсовая работа по экономической теории

« ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 90-Х ГОДОВ В РОССИИ.

ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ »

Выполнил: студентка Ф-2-2

Берченко Е.Г.

Проверил: д.э.н., профессор

Шишкин А.Ф.

Воронеж 2007

Введение

  1. Понятие кризиса и их виды.
  2. Анализ кризисных явлений в советской экономике.
  3. «Перестройка» и ее итоги.
    1. Положение сельского хозяйства в конце 1980-х – начало 1990-х годов.
    2. Состояние экономики в конце 1991г.
    3. Начало экономических реформ в России.

4. Причины и особенности экономического кризиса в России в 90-е годы. Пути выхода из него.

Заключение

Список литературы

Введение

По меньшей мере с конца 70-х годов в кругах советской интеллигенции, а затем и в широких народных слоях укреплялось мнение о кризисе советской социалистической системы. Потребовалось около 10 лет для того, чтобы идея смены модели экономического устройства общества овладела большинством населения. Апокалиптические видения в случае сохранения прежней модели тиражировались средствами массовой информации в таком масштабе, что люди просто потеряли ориентацию. Это было замечательное время для демагогов и прохвостов всех мастей от хорошо знакомого красного большевистского цвета до нежно голубого демократического. Разум уступил место эмоциям. Между тем четкого представления и понимания о состоянии и механизмах советской экономики, о возможных вариантах развития ни у кого не было. То, что случилось с нашей страной и нами тогда, относится к сфере психотерапии. Недаром на конец 80-х годов как раз и пришелся бум увлечения психотерапевтами. Советская экономика была больна множеством болезней, и эти болезни необходимо было упорно и долго лечить. Однако, масштабного, всеобъемлющего кризиса до 1990 г. экономика СССР не знала. Этот кризис ей был, выражаясь языком психотерапевтов, внушен. А затем уже и реализован демократическими силами общества.

Если мы хотим вывести Россию из нынешнего состояния нищеты и униженности, то нам следует детально рассмотреть и проанализировать условия и причины нашей национальной трагедии. Для этого нужно выявить причины возникновения кризиса, разобраться и определиться в терминах. В свою очередь это повлечет за собой анализ форм проявления экономических законов в различных экономических системах. Не обойтись без изучения влияния различных подходов к отношениям собственности на экономическое развитие России и других стран.

Понятие кризиса и их виды.

Всеобщая экономическая система развивается по спирали, также по спирали развиваются все ее составные элементы, в том числе и каждая конкретная экономическая система. А это, в свою очередь, означает, что также развиваются и все составляющие их элементы. Развитие по спирали имеет конкретную форму проявления в виде циклического развития.

Цикличность является глобальной и всеобщей формой движения всех экономических процессов вне зависимости от того, к каким уровням экономики они относятся.

Движущим мотивом циклического развития было и остается противоречие между быстрорастущими и обновляющими потребностями общества и его ограниченными ресурсами для их удовлетворения. Осознание данного противоречия толкает на поиски вариантов его решения. Для этого привлекается весь доступный научно-технический потенциал, создающий новые направления развития в технике и технологиях, приводящих к более рациональному, эффективному и многофакторному использованию природных ресурсов и уже известных, применяемых сырьевых материалов.

Теория воспроизводства выясняет, какие условия необходимы для нормального, бесперебойного хода производства, для полной реализации совокупного общественного продукта. Однако реализация товаров и расширение производства не происходит непрерывно, они прерываются кризисами. Теория кризисов должна ответить на следующие три основных вопроса: 1) почему кризисы возможны; 2)почему кризисы неизбежны;

3) почему кризисы происходят периодически?

Экономический кризис – это более или менее регулярно повторяющиеся, а также нерегулярные временные падения производства, возникающие в капиталистическом хозяйстве на основе противоречия между общественным характером производства и частным капиталистическим присвоением.

В истории капитализма среди экономических кризисов главное место занимают регулярные циклические кризисы общего перепроизводства, которые возникают периодически. К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные кризисы.

Общей основой возможности кризисов является присущее ещё простому товарному производству противоречие между частным и общественным трудом. Частные собственники производят товары без предварительного учёта общественных потребностей. Поэтому вполне возможно, что товары будут произведены в излишнем количестве по сравнению со спросом на них и не найдут сбыта.

Главной причиной экономических кризисов является основное противоречие капитализма - противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения.

Суть этого противоречия состоит в следующем. На предприятиях продукты производятся не в одиночку, а коллективным трудом множества рабочих. Это обобществление труда на предприятиях достигает высшей ступени при крупном машинном производстве. Однако общественному характеру производства противостоит частная форма присвоения. Это означает, что продукты общественного производства не принадлежат всему обществу, а являются частной собственностью отдельных лиц или компаний. Это порождает диспропорциональность общественного производства.

Важным противоречием капиталистического способа производства, которое также обуславливает неизбежность экономических кризисов, является противоречие между производством и потреблением. Расширению капиталистического производства не соответствует рост платежеспособного потребительского спроса. Ограничение покупательной способности тормозит реализацию товаров потребительского назначения, т.е. продукции 2 подразделения. В результате предприниматели 2 подразделения получают меньше средств и не могут купить средства производства в 1 подразделении. Возникает экономический кризис, который приобретает характер всеобщего производства товаров.

К нарушению пропорций воспроизводства ведут и другие противоречия капиталистического способа производства. Здесь необходимо выделить:

1) противоречие между растущим органическим строением капитала и относительным уменьшением доли переменного капитала;

2) противоречие между наемным трудом и капиталом;

3) противоречие между производством и обращением;

4) противоречие между четкой организацией производства на отдельных предприятиях и стихийностью производства во всем обществе.

Экономические кризисы представляют собой способ временного разрешения противоречий общественного воспроизводства.

Экономические кризисы повторяются регулярно, через определенные промежутки времени.

Период, отделяющий один кризис от другого, называется промышленным циклом. Промышленный цикл включает в себя четыре основные фазы: 1) кризис, 2) депрессия, 3) оживление, 4) промышленный подъем.

Характерными чертами кризиса как фазы промышленного цикла являются:

  1. перепроизводство товаров;
  2. резкое падение цен;
  3. резкое сокращение размеров производства;
  4. массовые банкротства предприятий;
  5. резкий рост безработицы и падение заработанной платы;
  6. потрясение кредитной системы.

Обесценение товаров, безработица, прямое уничтожение части основного капитала – все это означает огромное разрушение производительных сил общества. Путем банкротства массы предприятий и разрушения части производительных сил кризис насильственно приспособляет размеры производства к уровню платежеспособного спроса и восстанавливает на некоторое время нарушенные пропорции воспроизводства.

Экономические кризисы имеют две стороны. Одна из них – разрушительная. Она связана с решительным устранением сложившихся ненормальных пропорций в хозяйстве. Рост издержек производства, падение цен на готовую продукцию ведет к снижению прибыли и падению объемов производства.

Другая сторона – оздоровительная. Она неизбежна, поскольку во время депрессии падение цен делает производство невыгодным: оно не дает обычной, средней прибыли. Выходу из этого тупика помогает обновление основного капитала (его активной части – машин, оборудования). Это позволяет удешевить изготовление продукции, сделать ее в достаточной степени прибыльной. Депрессия как фаза промышленного цикла характеризуется следующими чертами:

  1. рассасыванием товарного избытка;
  2. приостановкой резкого падения цен;
  3. прекращением спада производства;
  4. падением ссудного процента.

Фаза депрессии характеризуется застоем в промышленном производстве, вялостью торговли, наличием большой массы свободного денежного капитала. В этот период создаются предпосылки для последующего оживления и подъема производства.

Оживление и подъем как фазы промышленного цикла характеризуются следующими чертами:

  1. быстрым ростом производства;
  2. значительным повышением товарных цен;
  3. сокращением размеров безработицы;
  4. повышением заработной платы;
  5. кредитной экспансией.

В фазе оживления предприятия, оправившись от кризисных потрясений, доводят объем производства до прежнего уровня. В фазе подъема производство превышает высшую точку, достигнутую в предыдущем цикле накануне кризиса. Это ведет к расширению торговли за пределы платежеспособного спроса населения. Создаются предпосылки для очередного экономического кризиса производства.

Кризис является важнейшей фазой промышленного цикла. Он имеет определяющее значение во всем цикле. Каждый кризис служит исходным пунктом для следующих за ним фаз цикла и создает условия для них. В свою очередь, каждый подъем, как правило, обрывается новым кризисом.

Циклический характер капиталистического воспроизводства.

Обратим внимание на то, что при анализе реальных причин, вызывающих цикличность развития экономики, можно выделить три основных подхода.

Во-первых, природу экономических циклов пытаются объяснить внешними факторами, лежащими вне рамок экономической системы. Это природные явления, политические события, психологическая заданность. Среди внешних факторов можно отметить:

Войны, революции и другие политические потрясения;

Открытия крупных месторождений золота, урана, нефти и других ценных ресурсов;

Освоение новых территорий и связанная с этим миграция населения, колебания численности населения земного шара;

Мощные прорывы в технологии, изобретения и инновации, позволяющие коренным образом менять структуру общественного производства.

Во-вторых, цикл рассматривают как явление внутреннее, присущее экономике. Внутренние факторы могут вызвать как спад, так и подъем хозяйственной активности через определенные промежутки времени. Одним из решающих факторов является цикличность обновления основного капитала. В частности, начало экономического бума, сопровождающегося резким увеличением спроса на машины и оборудование, очевидно позволяет предположить, что он повторится через определенный период времени, когда эта техника физически или морально износится, устареет.

Среди внутренних факторов выделяют:

Физический срок службы основного капитала;

Личное потребление, сокращение или возрастание которого сказывается на объемах производства и занятости;

Инвестирование, т. е. вложение средств в расширение производства, его модернизацию, создание новых рабочих мест;

Экономическую политику государства, выражающуюся в прямом и косвенном воздействии на производство, спрос и потребление.

Теории, объясняющие экономический цикл главным образом наличием внешних факторов, принято называть экстернальными теориями в отличие от интернальных теорий, рассматривающих экономический цикл как порождение внутренних, присущих самой экономической системе, факторов.

В-третьих, причины циклов усматривают во взаимодействии внутренних состояний экономики и внешних факторов. Согласно такой точке зрения внешние факторы рассматриваются в качестве первичных источников, провоцирующих вступление в действие внутренних факторов, которые трансформируют получаемые импульсы от внешних источников в фазовые колебания экономической системы. К внешним источникам нередко относят государство.

«Воронежский государственный аграрный

университет имени К.Д.Глинки»

Контрольная работа по

Экономической теории

Выполнил: студент заочник

1курса АБ

экономического факультета

Проверил:

Коротеев А.Н.

г.Воронеж 2008 год

Тема:

Экономический кризис 90-х годов в России. Причины, пути преодоления.

План работы:

1. Введение.

2. Экономический кризис 90-х годов в России.

2.1 Течение кризиса.

2.2 Причины кризиса в России.

2.3. Особенности экономического кризиса в России.

3. Влияние кризиса и пути его преодоления.

3.1.Достижения и проблемы экономических реформ.

3.2. Положительное влияние кризиса на экономику России.

3.3. Пути выхода из кризиса.

4. Заключение.

5. Список литературы.

1. Введение

Кризис экономики чреват полной хозяйственной разрухой и усилением деградации общества. Поэтому требуется объективный и глубокий анализ данного явления, приобретшего в переходный период новые черты. Всестороннее научное исследование необходимо для того, чтобы правильно оценить эту болезненную фазу в развитии общественного производства, выработать и применить надежные и эффективные меры по ограничению ее продолжительности и потерь, найти пути выхода из ситуации для последующего подъема экономики. Решению таких задач поможет, в частности, выяснение закономерностей и взаимосвязей кризисов в производственной, научно-технической и социокультурной сферах, политических и государственно-правовых отношениях, экологии.

Необходимость учета взаимодействия кризисов в экономике и других сферах. Ориентирами в этом могут служить следующие их свойства:

    всеобщность, неизбежная в цикличной динамике всех элементов общества. Периодические кризисные потрясения - закономерность живой и неживой природы;

    полезность. Это кажется абсурдным, и тем не менее кризисы подрывают основу устаревших систем или их элементов, расчищают дорогу для новых поколении людей и машин, технологических и экономических укладов, политического устройства;

    многофакторность и многомерность, вызываемые множеством переплетающихся факторов, которые в зависимости от ситуации поочередно выходят на первый план. Кризисы охватывают различные стороны системы, их нельзя определить и измерить одним обобщающим показателем, а потому требуется совокупность подходов, чтобы получить верный ориентир. И хотя возможна их классификация, не найти двух тождественных потому требуется совокупность подходов, чтобы получить верный ориентир. И хотя возможна их классификация, не найти двух тождественных кризисов; взаимодействие, проявляющееся в разных аспектах. Кризисные фазы циклов неодинаковой длительности накладываются друг на друга, резонируют, углубляют потрясения общества. Взаимовлияние испытывают смежные сферы. Так, экономический кризис обычно сопряжен с технологическим, на него оказывают негативное воздействие кризисы экологические, социокультурные, политические, государственно-правовые;

    заканчиваемость, которая может стать переходом к оздоровлению общества и экономики либо заменой их одной или несколькими более жизнеспособными системами;

    прогнозируемость. Обычно кризисы, особенно экономические, неожиданны, только задним числом выясняют и доказывают их неизбежность. Тем не менее, познав циклично-генетические закономерности динамики общества, логику смены циклов, можно предвидеть сроки наступления и характер кризиса.

2. Экономический кризис 90-х годов в России

2.1 Течение кризиса

С началом рыночных реформ в России в 1990-е гг. наблюдается острый экономический кризис, получивший название «трансформационного спада». Содержание трансформационного спада (кризиса) достаточно «традиционное»: прежде всего – падение производства и ухудшение жизненного уровня населения. С 1990 по 1996 г. совокупное производство уменьшилось примерно наполовину, в еще большей степени сократились реальные инвестиции в основной капитал.

Во-первых, в это время не был преодолен кризис недопроизводства. 1999 г. валовой внутренний продукт составил к уровню 1990 г. (равен 100%) только 59%, объем промышленного производства – 50% и объем продукции сельского хозяйства – 57%. Все это сказалось на положении экономики России в системе международных координат. По величине создаваемого ВВП наша страна замыкает десятку крупнейших стран мира, а по размеру ВВП на душу населения опережаем Индию и Китай, но отстаем от таких латиноамериканских стран, как Мексика и Бразилия; по объему промышленного производства Россия находится на 5 месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете на каждого жителя она входит во вторую десятку.

Во-вторых, внешне наблюдаемое течение кризиса недопроизводства несколько изменилось. С одной стороны, в результате быстрого инфляционного роста цен покупательная способность населения резко снизилась и стала отставать от предложения товаров и услуг. С другой же стороны, отечественное производство предметов потребления непрерывно падало. Покупательский спрос в значительной мере покрывался за счет импорта зарубежных товаров. С 1992 по 1998 г, товарные ресурсы для розничного товарооборота за счет собственного производства снизились с 77 до 52% всего объема таких ресурсов.

В-третьих, если на Западе во время кризисов государство резко усиливает свое воздействие на спрос и предложение, то в России особенно в 1992 – 1996 гг.) государство самоустранилось от активного противодействия спаду отечественного производства. Ставка делалась на стихийный рынок. Но этот расчет себя не оправдал.

2.2 Причины кризиса в России

Причины социально-экономического кризиса в России можно разделить на три основные группы:

Причины, которые были унаследованы Россией от бывшего СССР. Перечень причин:

      Почти полное или тотальное огосударствление экономики, и, соответственно, собственности.

      Наличие глубоких диспропорций в экономике (76 % средств производства и 24% средств потребления).

      Антидемократический характер в государственном управлении собственностью и экономики, т.е. абсолютное преобладание командно-административных рычагов в управлении.

      Концентрация 96% всей собственности в руках всесоюзных министерств и ведомств.

      Отчуждение трудящихся от средств производства и результатов труда, от самого процесса труда, что проявлялось, прежде всего, в отсутствии действенных стимулов к труду, к господству "уравниловки".

      Чрезмерная централизация при перераспределении национального дохода через государственный бюджет.

      Процветала политика ограбления села, которая выражалась в перекачивании значительной части созданного здесь национального дохода в пользу промышленности, прежде всего через механизм цен.

      Огромный физический (около 60%) и моральный износ (около 90%) основных фондов, низкая производительность труда.

Те причины, которые вызваны действиями "реформаторов" в 90-е гг .

    Разрыв хозяйственных связей со странами бывшего СССР.

    Отсутствие научно обоснованной стратегии трансформации административно-командной системы в более развитую и совершенную экономическую систему.

    Упразднение государственного управления и активное внедрение рыночных рычагов, которые использовались в развитых странах мира почти столетие назад.

    Доминирование идеологии свободной рыночной экономики в законодательных органах.

    Политика шоковой либерализации цен и ликвидация трудовых сбережений.

    Отсутствие комплексной военно-технической политики государства.

    Принятие многочисленных законов, постановлений, распоряжений правительства, которые в результате непосильного налогового пресса поставили в невыгодное положение производителя и в привилегированное положение посредника.

    Отсутствие надежной финансово-банковской системы, госконтроля за деятельностью коммерческих банков.

    Бездумное воплощение программ западных экспертов в практику, в том числе различных международных экономических организаций, напр., мирового банка.

    Мафиозно-номенклатурный характер разгосударствления и приватизации.

    Массовый отток капитала за границу.

    Отсутствие необходимого инвестиционного климата.

    Чрезмерное расширение управленческого аппарата.

    Чрезмерный налоговый пресс.

Эти причины связанные с сущностью трансформации существующей в стране экономической системы, спецификой переживаемого переходного периода, который, как свидетельствует опыт других стран, развивается в форме различных глубинных кризисов, потрясений.

2.3. Особенности экономического кризиса в России

Спад производства в СССР (России) начался уже в 1991 г. Однако экономического кризиса в точном научном понимании в тот период еще не было. Дело в том, что тогда происходили явления, диаметрально противоположные кризису: спрос намного превышал предложение, усиливался товарный голод. Спад в тот период возник не из-за превышения производства над спросом, а из-за разрыва хозяйственных связей, вызванного развалом СЭВ, а затем - разрушением СССР.

Кризис в полном смысле этого слова начался в 1992 г., когда появились трудности со сбытом продукции и неплатежи. Уже весной 1992 г. размер неплатежей оказался столь значительным, что создалась угроза полной остановки производства. Правительство вынуждено было пойти на проведение взаимозачетов на основе централизованных кредитов. С 1992 г. до настоящего времени состояние российской экономики отвечает всем критериям экономического кризиса: усиливаются трудности с реализацией продукции, растут неплатежи (на конец 1997 г. они превысили 700 трлн. руб.), снижается рентабельность продукции, растет число убыточных предприятий, повышается уровень безработицы и т. д.

Кризис в России имеет существенные отличия от обычных кризисов, свойственных капиталистической экономике:

Он начался не в результате экономического подъема и превышения растущего производства над неуспевающим за ним спросом, а в период падения производства вследствие того, что спрос резко упал, стал меньше предложения и затем снижался быстрее падения производства.

Он возник не в капиталистической экономике, а в переходной к капиталистической.

По своим масштабам российский кризис превзошел все имевшие место в истории экономические кризисы в капиталистических странах.

В экономике России не наблюдается массового обновления основного капитала. Напротив, идет постоянное сокращение производственных инвестиций, которые уменьшились уже более чем в 6 раз. Это говорит о том, что необходимые предпосылки выхода страны из кризиса не создаются, что в ближайшее время не стоит рассчитывать на экономический подъем и что выход из экономического спада при сохранении сложившихся тенденций будет очень затяжным.

Основной причиной, вызвавшей экономический кризис, является проведенная рыночная реформа - не только хронологически, не только по форме, но и по существу. Ведь сущность реформы состояла в переходе к капиталистическому обществу в сжатые сроки. Следовательно, в считанные годы требовалось создать класс буржуазии, который должен был стать новым хозяином производства. (То, что в западных странах происходило в течение столетий). Это предполагало коренное перераспределение национального богатства и национального дохода в пользу буржуазии, за счет всего народа. Результатом его стало резкое сокращение покупательной способности сбережений и доходов трудящихся и невиданное обогащение (за счет приватизации, роста цен, теневой деятельности и пр.) класса новых капиталистов.

Доходы же трудящихся формируют платежеспособный спрос на товары массового повседневного спроса. В результате реформы он резко сократился и продолжает падать, поскольку доля трудящихся в общей сумме доходов населения постоянно снижается. (Так, если в 1992 г. доля заработной платы в сумме доходов населения составляла 70 %, а предпринимательского дохода и дохода от собственности - 16 %; то в 1996 г. эти величины соответственно составили 34 % и 52 %)

Снижение покупательной способности трудящихся ведет к сужению емкости внутреннего рынка и вызывает “перепроизводство”. В этом и состоит суть переживаемого Россией экономического кризиса.

Фактором углубления кризиса является высокий уровень монополизма в российской экономике и отсутствие эффективного государственного регулирования цен. Это порождает хроническую инфляцию, которая ведет к обесценению производственных фондов предприятий и вызывает сокращение производства. В результате либерализации цен они выросли в 1992 г. более чем в 26 раз. Затем темпы инфляции снижались. Тем не менее в 1992-94 г. г. в России имела место гиперинфляция (рост цен более чем в 2 раза в год), разрушавшая отечественное производство. В 1995-96 г. г. место гиперинфляции заняла галопирующая инфляция: в 1995 г. – имел место рост цен более чем в 1,5 раза; в 1996 г. – на 23 %. В 1997 г. цены выросли примерно на 12 %, что хотя и ниже, чем в предыдущий период, но говорит о высоком уровне инфляции, сохраняющемся, несмотря на все усилия правительства по ее преодолению.

Экономический кризис 1900-1903 годов - упадок в экономической сфере, затронувший... Кризис в мире В последние годы XIX века в большинстве развитых стран наблюдался экономический ... достаточно быстро пережившей кризис , в России кризис перерос в депрессию...

  • Экономический кризис : проблемы управления и задачи инновационного развития

    Статья >> Промышленность, производство

    И уязвимость России к кризису . Последствия глобального экономического кризиса негативно отразились на социально... преодоления последствий экономического кризиса в России // Проблемы прогнозирования. 2010. № 1. 3. Фетисов Г.Г. Мировой экономический кризис и...

  • Экономический кризис в регионах

    Реферат >> Экономика

    Экономический кризис в регионах. Эксперт № 47 1-7 декабрь 2008 Экономический кризис исторически имеет несколько пороговых измерений. ... Острый структурный кризис , когда...

  • январь 1992 - либерализация цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации.

    11 июня 1992 - постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 2980-I утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.»

    июль-сентябрь 1993 - падение темпов инфляции, отмена рубля СССР (денежная реформа).

    с 17 августа 1998 - экономический кризис, дефолт по внутренним обязательствам (ГКО, ОФЗ), четырёхкратный обвал курса рубля.

    1. Экономическая трансформация

    Затянувшийся более чем на десятилетия экономический кризис породил к концу 90-х годов множество объяснений этого катастрофического явления. Но этот кризис, возникший задолго до начала либерализационных реформ в России, стал заметен еще в конце 1970-годов. Сами рыночные реформы, так же как и выделение из СССР независимой России, стали результатом кризиса советской экономики.

    Продолжительность периода, в течение которого происходят изменения, зависит от первоначального состояния экономики, от эффективности экономической политики, социальной направленности реформ, от регулирующей роли государства. За прошедшие с 1992 года преобразовании российской экономики монетаристскими методами в стране произошли существенные изменения: осуществлена либерализация цен, сформировался частный сектор, появились финансовые рынки, магазины наполнились товарами, в основном, зарубежного производства. С другой стороны, вместо развития реального сектора экономики наблюдается спад производств (за исключением сырьевого сектора), безработица, резкое снижение жизненного уровня народа, социальная деградация, развал научного, трудового, технологического и производственного потенциала страны.

    Трансформация экономических систем означает, что рушится старая и формируется новая экономическая система. Процессы разрушения и формирования могут быть как естественными, так и искусственными. Это означает, что смена экономических систем представляет собой совокупность естественных и искусственных процессов. Она может осуществляться двумя путями: эволюционным, при котором в процессе трансформации преобладают естественные экономические процессы, и революционным, когда в процессе трансформации преобладают искусственные политические процессы.

    Направление трансформаций характеризуется системой приоритетов социального и экономического развития. Оно определяется содержанием социально-экономического фактора трансформации экономических систем, в соответствии с которым формируется система ценностей, цели общества. Диалектическое изменение структуры ценностей и целей является проявление процесса видоизменения и характеризует ее направление.

    1.1 Экономические реформы 1992-1993 гг.

    Сложная ситуация сложилась в экономической сфере. В то время обсуждалась проблема, какая экономическая система должна быть создана в результате всех преобразований: рыночный социализм, капитализм или социально-ориентированная система хозяйства с сильным социальным государством. Вопросы трансформации социалистической системы хозяйства стали подниматься с середины 80-х годов, когда была сформулирована концепция "ускорения" развития товарно-денежных отношений, предоставления предприятиям некоторой самостоятельности. В экономической науке стали дискуссироваться вопросы о рыночном социализме. В начале 90-х годов эти вопросы выносились на семинары, конференции в нашей стране и за рубежом. Проблемы системной трансформации и выбора модели рыночной экономики были вынесены на страницы экономических журналов ("Вопросы экономики", "Экономический журнал", "Общество и экономика", "Мировая экономика и международные отношений" и др.). Обсуждались различные точки зрения относительно выбора модели рыночной экономики, методов рыночных преобразований, роли государства в этих процессах.

    Начало так называемых экономических реформ - шоковый скачок цен и ужесточение бюджетной политики - не только сопровождалось усилением кризиса, но и качественно изменило его механизм. Если раньше производство сталкивалось с ограниченностью ресурсов, то теперь с ограниченностью спроса. Наиболее сильный инфляционный удар пришелся по инвестициям. Ускорилось сокращение основных производственных фондов и их износов. Экономика России вплотную столкнулась с перспективой затяжной стагнации из-за низкого уровня инвестиций и кризиса фондов, попав в стагфляционную ловушку.

    В 1992 - 1993 гг. в промышленности России обозначились "зоны спада", где тенденция сокращения производства преобладает над тенденцией стабилизации. К ним относится добыча топлива, выпуск машин и оборудования, производство стройматериалов, пластмасс, химволокна, товаров легкой промышленности, мясомолочной продукции. В то же время наметились секторы, где ситуация относительно стабилизировалась. Это автомобилестроение, некоторые производства в химической промышленности, прокат. Но в целом явно наметился структурный сдвиг в сторону топливного и аграрного секторов экономики. Он поддерживался, главным образом, двумя факторами: а) уменьшением спроса на инвестиционные товары (оборудование, конструкционные материалы и т.д.), который переплетается с ухудшением финансового положения производителей и высокими темпами инфляции; б) переориентацией производства на внешний рынок (через экспорт и привязку внутренних цен к валютномц курсу), где преимущественно имеют топливный комплекс и производство промежуточных товаров.

    В результате начавшихся в экономике России структурных перемен усугубляется еще больше равновесие между отраслями. Спад в производстве сопровождается быстрым ростом энергоемкости конечного продукта: в 1991 г. она выросла на 2 %, в 1992 г. - на 9%, в 1993 г. - на 5%. За относительно умеренным спадом в сельском хозяйстве стоит усиление диспропорций между зерновым, кормообеспечивающим и мясомолочным комплексами. Сокращается база животных. При этом все большую долю своих доходов граждане тратят на продукты питания. Структура личного потребления в России быстро приближается к структуре потребления в слаборазвитых странах.

    Выбор макроэкономической модели "стабилизации" в 1991 - 1992 гг. определялся политическим "вакуумом", который возник в результате распада системы власти СССР: давлением топливно-сырьевого сектора, новых финансово-посреднических фирм, требованиями иностранных кредиторов. Это давление было направлено на перераспределение национального дохода в их пользу за счет "сброса" бремени расходов на ВПК, науку, образование и "избыточные" общедоступные социальные гарантии. Политика финансовой "стабилизации" устранила препятствие для развертывания инфляции издержек. В условиях российской экономики рост все в большей степени определялся удорожанием затрат, а не "избыточной" денежной массы. Вклад денежного фактора в рост оптовых цен во втором квартале 1992 года составил всего 9%, а в третьем - 22-27% и к началу 1993г. вновь снизился до 12-16 %. После "шока" января - февраля 1992 г. главными факторами инфляции стали: а) удорожание первичных ресурсов (топливо, сельхоз-сырье); б) деформация системы цен, обусловленная структурным неравновесием экономики; в) вытеснение рубля твердыми валютами из сбережений и активов предприятий, банков и населения; г) падение курса рубля, стимулирующее рост цен через удорожание импорта и подталкивание внутренних цен на "конвертируемые" ресурсы (топливо, цветные металлы и др.) до мирового уровня.

    Ортодоксальная денежная "терапия" резко обострила среднесрочные структурные проблемы экономики. Макрорегулирование замкнулось только на косвенных рычагах управления (эмиссия, кредиты и дотации, налоговые льготы и экспортные лицензии), с помощью которых в принципе нельзя решить среднесрочные задачи модернизации и структурной перестройки. К тому же их возможности парализованы инфляцией, дефицитом бюджета и валютных резервов.

    экономическая трансформация реформа россия

    В результате либерализации хозяйственных отношений и разрушения централизованных ведомственных корпораций предприятия оказались брошенными на волю волн стагнаций. Они стали не столько субъектами, сколько объектами рынка и кризиса. Вместо вертикальной иерархии в экономике стали складываться горизонтальные неформальные отношения (контрактные) поддерживающие сложные цепочки технологических и хозяйственных связей. Это проявилось в бартере, ценовых скидках постоянным контрагентам, взаимных кредитах и технической помощи.

    В условиях жестокой монетарной политики многие предприятия фактически стали банкротами.

    Либерализация усилила монополизм в экономике России, придав ему более "рыночную" форму. Вместо одной административно - ведомственной монополии появляется множество отдельных, но еще более бесконтрольных монополий.

    Произошло сокращение продовольственной базы России. Темпы снижения плодородия почв (из-за недостаточного количества минеральных удобрений) утроились по сравнению с серединой 80-х гг. Катастрофически снизились инвестиции в сельское хозяйство (на 60% в 1992 г.).

    Наконец, внешний долг России превзошел уровень, после которого он уже растет автоматически и регулируется в основном кредиторами (в 1993 г. отсрочка выплат по обслуживанию долга позволила сохранить его на уровне 80 миллиардов долларов; если бы такая отсрочка не была получена, внешний долг России увеличился бы к концу 1993 г. до 95-97 миллиардов долларов) Маркова А.Н Всемирная история/ А.Н.Маркова, Г.Б. Поляк. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000..